Урок технологии, 7 класс Тема: «Макраме, из истории. Техника плетения».
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Илючик Наталья Александровна

Цели урока:

ознакомить обучающихся с азбукой плетения макраме;
научить обучающихся правильным трудовым приемам и действиям при плетении узлов макраме;
развитие навыков зрительного контроля правильности и точности приемов работы;
развитие памяти на действия и их последовательности;
воспитывать чувство ответственности, аккуратность и внимательность ; прививать культуру труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии, 7 класс

Тема: «Макраме, из истории. Техника плетения».

Цели урока:

ознакомить обучающихся с азбукой плетения макраме;
научить обучающихся правильным трудовым приемам и действиям при плетении узлов макраме;
развитие навыков зрительного контроля правильности и точности приемов работы;
развитие памяти на действия и их последовательности;
воспитывать чувство ответственности, аккуратность и внимательность ; прививать культуру труда.
Планируемые результаты.

Личностные: бережное и уважительное отношение к окружающей среде, к результату профессиональной деятельности человека,
Регулятивные УУД: применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; самостоятельно разрабатывать план выполнения изделия; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей
Познавательные УУД: находить информацию в соответствии с заданными требованиями; проводить анализ изделия и определять последовательность его выполнения; выбирать наиболее рациональный способ выполнения изделия; овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; получит возможность научиться - находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций; принимать другое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: изделия, вязанные крючком, спицами, плетеные из ниток
(макраме), нитки мулине, веревка разной толщины, ножницы, булавки, линейки,
карандаши, технологические карты по плетению основных узлов,

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Мотивация.
Для сегодняшнего урока мы с вами организовали небольшую выставку работ, выполненных вашими руками, родителями.
Посмотрите внимательно на эти изделия и ответьте мне на следующие вопросы:
1.Каким образом выполнены эти работы?
Ответ. Связаны крючком, спицами, сплетены из веревок и мулине.
2. Какие изделия вам нравятся больше всего?
3. Актуальны ли они сейчас?
4. Что из этих видов рукоделия мы уже учились выполнять?
Ответ. Вязание крючком.
5. А с чем еще незнакомы ?
Ответ. Макраме.
3. Целеполагание.
2. Объявление темы урока.
Итак, ребята, какая тема сегодняшнего урока? «Макраме, из истории. Техника плетения».
Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока.
Цель урока: познакомиться
с историей возникновения макраме;
с материалами и инструментами для плетения в технике макраме;
повторить технику безопасности;
научиться выполнять основные узлы макраме;
выполнить простое изделие в технике макраме.
4. Изучение нового материала.
В течение веков людьми создано немало видов рукоделия. Одним из них
является макраме узелковое плетение. Само слово «макраме» имеет арабские
корни и означает «кружево» или «бахрома».
Его популярности и широкому распространению, особенно в последнее время, в
немалой мере способствует то, что этот вид народного творчества не требует для работы каких-либо инструментов.
Ведь основным “орудием производства” являются умелые руки плетение
осуществляется просто на пальцах, из-под которых выходят изумительные изделия.
Не зря в старину говорили: “Не то дорого, что из красна золота сделано, а то, что
добрым мастером сработано”.
Макраме: Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, снимает
раздражение,,волнение. Не рекомендуется заниматься макраме людям с
чувствительной кожей.
Завязывание узлов на веревке относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предположить, что первобытный человек придумал узлы и научился плести сети раньше, чем научился добывать огонь. Его существование невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, полосок кожи или сухожилий животных. Умение вязать на веревке и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоянием. Оно ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение.
С узлами было связано немало примет и суеверий. Использование шаманами, знахарями определенных узлов носило культовый характер. В магическое свойство узлов верили древние греки и римляне. Сегодня мы применяем узлы и плетения, не задумываясь о том, что их возраст исчисляется не годами или веками, а тысячелетиями. Такие узлы как выбленочный, прямой и беседочный с успехом служили жителям Древнего Египта еще 5 тысячелетий назад. Это подтверждают археологические находки. Так, на обрывках снастей корабля фараона Хеопса нашли беседочный узел, а дверь 3 помещения гробницы фараона Тутанхамона была притянута веревкой, завязанной выбленочным узлом. Изображение прямого узла (Геркулесов) встречается на найденных осколках ваз. Он украшал жезл Меркурия.
Однако самыми остроумными изобретателями оказались моряки. В старое время плавание длилось годами. И чтобы скоротать время, они в свободное время от вахты занимались рукоделием. Удивительные по замыслу и великолепные по исполнению предметы плетения моряки по возвращению на берег дарили своим женам, любимым. Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать веревку в изящную и нужную вещь.
Использование макраме в современной жизни.
Сегодня макраме прочно вошло в нашу жизнь. Мастера узелкового плетения создают шторы, декоративные панно, кашпо, абажуры, салфетки, сумки. Также создаются украшения для женской и детской одежды и сама одежда.
Технология выполнения узелковой цепочки.
Этот узел плетется из двух ниток. То есть нить берется одна, сгибается пополам и получаются два конца нити, из которых и плетется наша цепочка.
Попробуем сплести. Прикрепляем нить к планке. Левой рукой удерживаем первый конец нити, слегка натягивая его, а правой рукой берем второй конец, кладем на нить номер 1 и вытягиваем его в петлю способом снизу вверх. Потом то же самое делаем и с нитью номер 1.
Полученные узелки будут находиться с двух сторон. Чтобы понять, как это все делается, рассмотрим на рисунке процесс плетения узелковой цепочки (учебник).

Узелковую цепочку можно плести разными методами, а не только так, как написано выше. Например, можно плести два узелка в одну сторону, а два в другую.

Также можно плести узелки только одной нитью, к примеру левой, тогда наша цепочка начнет виться по спирали:

Зачем же нужна узелковая цепочка и для плетения чего она применяется? Узелковые цепочки применяются для плетения всевозможных поясов и панно. Также ими выплетают край изделия при окончании работы, тогда край получается красивый и ровный, а само изделие принимает завершенный вид
Технология выполнения декоративного узла «паук».

Возьмем первую от цепочки «змейка» нить и следующей нитью завяжем на первую нить узел, сначала сверху, а потом снизу так, чтобы с лица работы получилась перекладина. Следующей нитью завяжем такой же узел на двух ведущих нитях пониже. Так завяжем все 6 нитей. Теперь надо вязать узлы в обратном порядке: отбросить последнюю рабочую нить и навязать узел следующей нитью и так далее. С другой стороны вяжется вторая половина «паука» в зеркально отображении. На двух центральных нитях плетется «цепочка».
5. Физминутка.
6. Закрепление. Практическая работа.
Правила безопасной работы.
Выполнить закладку с использованием изученных узлов.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, в начале урока мы поставили перед собой цель: познакомиться с историей возникновения макраме; с материалами и инструментами для плетения в технике макраме;
повторить технику безопасности; научиться выполнять основные узлы макраме; выполнить простое изделие в технике макраме.
Как вы считаете, справились мы с этой задачей? Заполните маршрутный лист урока.

8. Домашнее задание: нити, веревки, ножницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".

Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую,  и практическу...

Конспект урока технологии по теме"Макраме"

Тема  урока:     «Макраме – это вид рукоделия, основанный на плетении узелков»Цель:- рассказать о истории древнейшего вида рукоделия - макраме,- показать, что сочетанием...

презентация к уроку технологии по теме"Макраме"

Тема  урока:     «Макраме – это вид рукоделия, основанный на плетении узелков»Цель:- рассказать о истории древнейшего вида рукоделия - макраме,- показать, что сочетанием...

Конспект занятия в группе продлённого дня коррекционной школы. Тема :Изготовление поделки в технике «плетение» из газетных(журнальных) трубочек.

В данном материале содержится информация об изготовлении поделки в технике "плетения из газетных (журнальных) трубочек"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 7 КЛАСС Тема: Совершенствование техники ведения мяча. Освоение техники остановки мяча.

Тема урока:Совершенствование техники ведения мяча. Освоение техники остановки мяча.Раздел:ФутболЦель урока:Развитие физических качеств (скоростных и координационных способностей)Задачи урока:1. Обучен...

Урок технологии по теме "Лоскутные техники".

Цель урока:Образовательная: создание условий для знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем, получившегораспространение у многих народов мира и нашего Севе...