Программа кружка "Рукодельница" 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс)
Программа для внеурочной деятельности для девочек 8 класса по теме "Рукоделие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukodelnitsa_8kl.docx | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
« Рукодельница»
Пояснительная записка.
Руководствуясь концепцией модернизации Российского образования в условиях перехода на ФГОС ООО, составлена программа по внеурочной деятельности для учащихся в 8 классе “Рукодельница”. Количество часов программы 34 (из расчета 1 час а в неделю). Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников и построена таким образом, что изучение последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями и основывается на проектных и игровых методах обучения. Теоретический материал программы переплетается со следующими предметами: химией, биологией, экономикой, историей, информатикой и ОБЖ. Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую тенденцию — многие люди берут в руки различные инструменты, материалы и пытаются создать особые, неповторимые изделия, возвращаясь к историческим истокам, народному декоративно-прикладному творчеству. Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у детей интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда. Мягкая игрушка, лоскутная техника, аппликация, батик, работа с соленым тестом, бумагой, вышивка - все эти виды народного рукоделия приобщают ребят к многонациональной культуре нашей страны и всего мира.
Поэтому учащимся предлагается на внеклассных занятиях по технологии, а именно кружок « Рукодельница», познакомиться и освоить различные техники декоративно-прикладного творчества. При обучении у школьников развиваются творческие способности.
Программа кружка « Рукодельница» являясь прикладной, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с бумагой, тканью, с соленым тестом и мн.др. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями: черчение, рисование, математика.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, учитывает нарастание творческих возможностей. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду декоративно-прикладного искусства.
Цель программы « Рукодельница»: творческое развитие учащихся, расширение технического и эстетического кругозора, развитие навыков самостоятельной работы, создание условий для формирования художественно-творческих способностей и потребностей к декоративно-прикладной деятельности.
Задачи:
Обучающая:
- Закреплять и расширять знания в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства.
- Совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов, а также по использованию художественных материалов.
- Ознакомление учащихся с различными видами рукоделия, их историей, способами художественной обработки материалов.
- Обучение приемам и последовательности обработки текстильных материалов, швейных изделий, изделий из бумаги, соленого теста и др. материалов.
Развивающая:
- Продолжать формирование образного, пространственного мышления и умения выразить мысли на плоскости, в объеме с помощью наброска, чертежа, рисунка и готового изделия.
- Способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы художественного конструирования, изготовления поделок из различного материала и их оформления (выбор материала, способы обработки, умения планировать свою работу и осуществлять самоконтроль).
- Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.
Воспитывающая:
- Выявление и развитие потребностей, способностей, творческой направленности личности в сфере декоративно-прикладного творчества.
- Развитие творческой самостоятельности, фантазии, умение использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности.
- Пробуждать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, технической эстетике.
- Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников.
- Формирование способности к профессиональному самоопределению.
- Прививать интерес к культуре своей Родине, к истокам народного творчества.
- Воспитание бережного отношения к материалам, художественного вкуса, ответственности и гордости за свой труд, стремление доводить работу до конца.
Принципы создания программы:
Принцип гуманизма означает признание обучающегося ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, особенностями, способностями; активным субъектом учебно-развивающегося процесса, позволяющим раскрыться ему как личность и получить социальное призвание, которое реализуется в атмосфере доброжелательности и сотрудничества.
Принцип природосообразности. Отличительной чертой подросткового возраста необходимо учитывать возрастную, половую дифференцированную; законы природы при выборе содержания, форм, методов обучения и взаимодействия педагога и обучающегося, что позволит восполнить дефицит общения у обучающегося.
Принцип культуросообразности – отражение культурных ценностей через содержание, формы и методы обучения. Создание среды, «Растящей и питающей личности» ( П. Флоренский).
Принцип демократизма и сотрудничества реализуется на равноправном общении как обучающегося с педагогом, так и между детьми, что позволяет обучающемуся свободно мыслить, находить новые идеи и решения поставленные педагогом или самим обучающимся.
Принцип включения личности в социально- значимую активную деятельность учит преодолевать психические барьеры и трудности, которые препятствуют активно развиваться и реализоваться.
Принцип самореализации в творчестве позволяет обучающемуся раскрыть, развить и реализовать имеющиеся у него возможности и интересы.
Принцип постепенного убывания помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности обучающегося.
Овладение учащимися содержанием программы кружка « Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.
Программа кружка « Рукодельница» включает в себя:
историю возникновения и развития рукоделий;
изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
изучение технологий изготовления изделий в различных техниках;
умение оценить качество изделия;
умение организовать труд и самостоятельную работу;
приобретение навыков работы с бумагой, стеклом, кожей, лоскутом и бисером мн.др..
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
Беседы;
Работа с электронными пособиями;
Работа с Интернет-источниками;
Проведение мастер-классов;
Практические задания;
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Творческий проект;
Соревнования, развлечения, экскурсии.
Конкурсы декоративно-прикладного исскуства.
Отличительной особенностью программы является то, что при изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экономическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями, видами народного декоративно-прикладного творчества и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов. Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учеников, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что способствует осознанному выбору профессии.
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические и учебно-практические работы. При организации занятий используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); метод творческих проектов.
Теоретическое обучение направлено на формирование у школьников знаний свойств различных тканей, бросового и природного материала, приемов их обработки, применения, устройства оборудования, приспособлений, инструментов применяемых при выполнении ручных и машинных работ, расширение знаний истории возникновения художественно-прикладных искусств, правил техники безопасности и организации труда.
В процессе практического обучения, во время творческого труда особое внимание уделяется выработке у школьников умений и навыков обрабатывать различные текстильные материалы, использовать различные приемы, подбирать цветовые сочетания, составлять композиции, орнаменты, использовать нетрадиционные материалы. Основой для этого служат полученные теоретические сведения.
На теоретических и практических занятиях следует приобщать школьниц к творческой, самостоятельной деятельности, развивать эстетический вкус, активность. Деятельность может быть организована в виде индивидуальных, групповых работ.
Работа кружка сопровождается воспитательной работой. Она включает в себя: совместные чаепития, изготовление сувениров для родственников, учителей к праздникам, изготовление панно для оформления школы. Это и участие в школьных, районных мероприятиях, выставках детского прикладного творчества.
Все это вносит большой вклад в формирование детей как личности, обогащает их духовный мир, сплачивает коллектив, развивает чувство дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, пробуждает в них творческое начало, учит понимать и любить свою Родину, красоту природы, уважать людей труда.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, интегрированные, комбинированные.
Типы занятий:
На тему предложенную учителем (освоение нового материала, повторение пройденного);
На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).
Тема конкурсов.
Программа рассчитана для учащихся 8 классов.. Проводится занятие 1 раза в неделю. Продолжительность 1 часа (35 часа).
Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, в зависимости от класса, ученик выполняет работу разной степени сложности. Наряду с этим программа учитывает разные интересы, наклонности и способности девочек.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
Учащиеся умеют обрабатывать различные виды материалов.
Дети имеют представление о народных промыслах;
Приобретут практические умения по работе с тканью, бумагой, природными материалами, и другими различными изобразительными материалами;
У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть различными видами декоративно-прикладного искусства.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ;
Посещаемость;
Статистические данные;
Фиксация занятий в рабочем журнале;
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
Практические материалы.
Мониторинг участия в конкурсах.
Качественный анализ:
Формирование новых навыков и умений;
Анализ успешности деятельности и достижение целей.
Итогом детской деятельности по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Обобщенные сведения об истории игрушки, аппликации, лоскутной пластики, соленого теста, вязания, лепке из глины, свит-дизайна и видах этих рукоделий, а так же о использовании современных материалов для творчества, например, пластик, шерсть для валяние и др.;
требования безопасной работы при ручных, машинных, утюжильных работах и при организации труда и рабочего места;
роль искусства и творческой деятельности в жизни современного человека;
основные свойства и назначении используемых материалов, подбор материалов по цвету, фактуре, орнамента, композиции;
наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений;
приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
общие сведения о ведущих профессиях;
исторические сведения по развитию народных промыслов;
основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых изделий.
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы;
обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
экономно расходовать материалы и бережно относиться к инструментам, оборудованию;
уметь контролировать правильность выполнения работы, основываясь на схемы, чертежи, а так же на собственные эскизы;
самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу: оказывать помощь товарищам в изготовлении изделий;
составлять композиции, орнаменты, эскизы;
изготавливать изделия по образцу и самостоятельно;
ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию, композицию цветовое решение изделия.
Дидактические и методические материалы:
Для качественного проведения занятий в кабинете необходимо иметь:
- методическую и дополнительную литературу;
- ресурсы Интернет;
- образцы практических работ, изделий, эскизов;
- журналы, книги, фотографии, буклеты, таблицы, рисунки;
- инструменты, приспособления для ручных, машинных, утюжильных работ;
- инструменты и материалы для работ с тканью, природными материалами, соленым тестом, бумагой и т.д.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы. Можно выделить следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что ученик знает, из чего исходит, к чему должен прийти, путь прохождения и способы его осуществления. Этому методу принадлежит ведущая роль в теоретической части программы.
Программированный метод заключается в том, что ученику известны исходные данные, конечный результат, способы его достижения, но не известны промежуточные результаты.
Эвристический метод заключается в том, что при известных начальных, конечных и промежуточных данных, неизвестны способы их осуществления. Этот метод используется, когда у детей есть начальная база знаний, умений и навыков (ЗУН).
Проблемный метод заключается в том, что неизвестны и промежуточные результаты, и пути их достижения. При недостатке имеющихся знаний (навыков, опыта) для выполнения задания, ученик попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный и самостоятельный характер. Большинство практических заданий в программе ориентированы именно на этот метод обучения. Разумеется, после того, как ребенок получит базовые знаний, умения и навыки, опыт творческой деятельности. Проблемный метод касается не только выполнения практического материала, но и изложения теоретического материала. В каждой теме если даже в целом она излагается объяснительно-иллюстративным методом, присутствуют элементы проблемного изложения.
Модельный метод заключается в том, что исходные условия не выделяются преподавателем, а выбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | ||
| Вязание | 9 | |
1 | Вязание, современность и прошлое. Простые петли крючком. | 1 | |
2 | Чехол для любимого телефона. | 3 | |
3 | Игольница «Кактус» | 3 | |
4 | Прихватка для любимой мамы. | 2 | |
| Работа с тканью | 15 | |
5 | Лоскутная пластика. | 1 | |
6 | Ожившие сказки | 4 | |
7 | Летняя сумка | 4 | |
8 | Кукла-закрутка. Изготовление сувенирной куклы | 3 | |
9 | Цветы из ткани. | 3 | |
| Работа с атласными лентами | 8 | |
10 | Канзаши. Бабочки. | 2 | |
12 | Украшения для волос в технике канзаши. | 3 | |
13 | Украшения на одежду. | 3 | |
14 | Роспись ткани красками | 4 | |
15 | Роспись одежды акриловыми красками | 4 | |
Итого | 34 |
Раздел 1.Вязание (18)
Тема 1.Вязание, современность и прошлое. Простые петли крючком.
История появления вязания крючком, инструменты и материалы необходимые для изготовления вязанных изделий. Многообразие изделий вязанных крючком в современной моде. Виды петель и их обозначения в схемах для вязания.Подбор нитей и крючка, выполнение воздушных петель, столбика без накида, столбика с одним накидом.
Тема 2.Чехол для любимого телефона.
Разнообразие чехлов для мобильного телефона выполненных в технике вязания крючком. Технология выполнения чехла для мобильного телефона.Подбор нитей и крючка для выполнения чехла для мобильного телефона. Каждая ученица самостоятельно выбирает вид и способ вязания, вид петель используемых при вязании чехла для мобильного телефона
Тема 3.Игольница «Кактус»
Подбор нитей и крючка для выполнения игольницы. Вязание игольницы на основе схемы. Набивка игольница и окончательная отделка игольницы.
Тема 4.Прихватка для любимой мамы.
Выполнение прихватки – ягодки. Самостоятельный подбор ниток и крючка. Выполнение вязания по представленной схеме.
Раздел 2. Работа с тканью (30)
Тема 5.Лоскутная пластика.
Подбор лоскутков по цвету. Пришивание лоскутков на основу с использованием зигзагообразной строчки.
Тема 6.Ожившие сказки
Выбор сюжета сказки, зарисовка эскиза, подбор кусочков ткани. Выкраивание деталей из лоскутков ткани. Пришивание деталей на основу с использованием зигзагообразной строчки. Окончательная отделка изделия.
Тема 7.Летняя сумка
Рассмотреть многообразие летних сумочек. Подобрать материал для изготовление сумочки. Придумать оформление сумочки с использованием лоскутков ткани. Изготовить аппликацию из лоскутков ткани на заготовке для летней сумочки. Сшить летнюю сумочку. Провести окончательную отделку изделия.
Тема 8.Кукла-закрутка. Изготовление сувенирной куклы
История появление куклы-закрутки, ее особенности. Технология выполнения. Разнообразие кукол.Подбор материалов и инструментов для изготовления куклы-закрутки. Изготовление куклы-закрутки. Изготовление сувенирной русской народной куклы (магнит на холодильник).
Тема 9.Цветы из ткани
Разнообразие цветов изготовленных из ткани их использование в одежде или как украшения. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления цветов из ткани.Подбор материала и инструментов для изготовления цветов. Вырезание деталей из ткани с использованием шаблонов. Обработка деталей. Сшивание деталей и окончательная отделка цветка.
Раздел 4.Работа с атласными лентами (16)
Тема 10.Канзаши. Бабочки.
История появления канзаши, их использование, их разнообразие. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления. Технология выполнения отдельных лепестков и их сборка.Подбор материалов и инструментов для изготовления бабочки. Вырезание деталей, создание отдельных элементов. Сборка и окончательная отделка изделия.
Тема 12.Украшения для волос в технике канзаши.
Подбор материалов и инструментов для изготовления резинок и заколок для волос, оформленных цветами выполненных в технике «канзаши». Вырезание и обработка отдельных элементов, сборка изделия. Крепление к заколке или резинке. Окончательная отделка изделия.
Тема 13.Украшения на одежду.
Подбор материалов и инструментов для изготовления урашнений для одежды (броши или др.), оформленных цветами выполненных в технике «канзаши». Вырезание и обработка отдельных элементов, сборка изделия. Крепление к булавке. Окончательная отделка изделия.
Раздел 7. Роспись ткани красками (8)
Тема 15.Роспись одежды акриловыми красками.
Разнообразие изделий украшенных росписью акриловыми красками. Технология выполнения росписи ткани. Окончательная отделка изделия. Правила ухода за одеждой с рисунками выполненными с помощью акриловых красок.Подбор материалов и инструментов необходимы для изготовления росписи. Выбор рисунка. Перенос рисунка на ткань. Роспись рисунка. Окончательная отделка изделия.Учащиеся самостоятельно выбирают пошив сумочки или косметички. Пошив изделия. Подбор рисунка. Перевод рисунка. Роспись рисунка окончательная отделка изделия.Понятие «батик». Технология изготовления изделия батика холодным и горячим способом. Материалы и инструменты, необходимые для работы.Подготовка материалов и инструментов для изготовления шарфика в технике «батик». Подбор рисунка и его перевод на ткань. Роспись ткани выбранным способом (горячим или холодным). Окончательная отделка изделия.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по
охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации, дискеты, кассеты.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций.
Список используемой литературы.
Божко Л. Бисер. МАРТИН. М., 2002.
Зайцева А., Моисеева Е. Цветы из ткани. Идеи для декора, одежды и интерьера. ЭКСМО. М., 2011
Зайцева. И.Г. Мягкая игрушка. Издательский дом МСП, 2004.
Джанна Вали Берти, Россана Риколфи. Лоскутное шитье. М., 2003
Изольда. Кискальт. Соленое тесто. Аст-Пресс. М., 2002
Кристанини Джина, Страбелло. Вышивка шелковыми лентами. Контэнт,2005
Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. М.. 2006.
Ниниашвили И., Соцкова А.. Модные сумочки, шаг за шагом. Харьков,2007.
Сенто Даниэла. Джинсовые фантазии, шаг за шагом. Харьков,2007.
Шептуля Анджела. Обереги своими руками. Укрась и защити свой дом. ЭКСМО. М., 2007.
Шилкова Е.А. Сумочки. Рипол. М., 2012
Фицджеральд Диана. Цветочные фантазии из бисера. М.,2007
Юлиане Нимайер, Юрген Кляйн. Эксклюзивные модные украшения своими руками. Внешсигма. 1997.
Диана, креатив №9,2011.
Лена. Спец.выпуск №1/2011.
Делаем сами. Толока. №5.2010
Делаем сами. Толока. №6.2010
Делаем сами. Толока. №9.2010
Делаем сами. Толока. №10.2010
Делаем сами. Толока. №16.2010
Делаем сами. Толока. №1.2011
Делаем сами. Толока. №2.2011
Делаем сами. Толока. №3.2011
Делаем сами. Толока. №4.2011
Делаем сами. Толока. №7.2011
Делаем сами. Толока. №8.2011
Делаем сами. Мастерская эксклюзива, июль,11
Сайт «Страна Мастеров»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...