«Интерьер и планировка кухни-столовой»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Щебетина Вера Геннадьевна

Урок открытия новых знаний (урок-путешествие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_v_stranu_intereriya.doc471.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный  предмет:  Технология

Класс: 5

Тема урока: «Интерьер и планировка кухни-столовой».

Тип урока: Урок открытия новых знаний (урок-путешествие)

Цели урока:

Предметные:

  • дать начальное представление об интерьере дома, о кухне;
  • познакомить с видами кухонь, требованиями, предъявляемыми к ним;
  • познакомить с правилами размещения мебели и оборудования на кухне.
  • познакомить с цветовым решением  кухни.

Метапредметные:

  • развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;
  • мыслительные операции – сравнение, классификация.

Личностные:

  • Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического вкуса;
  • Формирование сознательного подхода к выбору профессии.

Методическое оснащение урока

  1. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран

2.Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация  по теме,  карточки с заданиями.  

3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word,

Инструменты и материалы (для учащихся): лист бумаги в клетку, шаблоны оборудования кухни, карточки с заданиями,  карандаш, линейка, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

УУД

Время

(в мин.)

Мотивация к деятельности

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Включение  в  деловой  ритм.

Слайд 2.  

- Ребята, я хотела бы узнать, какое у вас настроение. Выбери  из  предложенных  рисунков  тот, который  соответствует  твоему  настроению.

   

(Детям раздаются лучики, которые они прикрепляют к тому смайлику, который  подходит к его настроению)

Подготовка  класса  к  работе.  Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные

  • умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

2

Актуализация  знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

-  Ребята, закройте глаза. Представьте себе благоприятную  обстановку, уют, комфорт, удобство.  

 

- Что вы представили?    

 

- Всем нам хочется проводить свой   день в удобных для нас условиях. Окружающая нас обстановка оказывает непосредственное влияние на наше настроение, самочувствие и общее психологическое здоровье.

- Ребята, где нам  больше  всего хочется расслабиться, отдохнуть со своей семьей, забыть на время про все свои проблемы, трудности?

-Конечно же, дома. Не зря говорится в народе: «Мой дом – моя крепость».

- Скажите, из коких  помещений состоят наши квартиры, в том числе и однокомнатные?

- Какой главный рабочий кабинет хозяйки в квартире, а также место, где за общим столом собирается вся семья?

- Сегодня мы будем с вами рассматривать комнату в квартире, где всегда царит особое тепло, исходящее не только от горячих блюд, но и от благодарных сердец наших близких. Здесь семья может отдохнуть от тяжелого трудового дня, здесь ведутся самые задушевные разговоры, здесь присутствует самые ароматные запахи. Иными словами, хорошая кухня всегда притягивает к себе. А значит - следует оформить ее грамотно, чтобы еще сильнее подчеркнуть красоту этого помещения в доме.

- Ребята, а как ее оживить?.. Как создать вместо   унылого зрелища красоту, стиль и комфорт?

 

- Преобразование обычного помещения, будь то гостиная, коридор или кухня, в красивый, уютный, комфортабельный и надежный дом или рабочий кабинет – задача непростая, но очень увлекательная и вполне осуществимая.

- Что необходимо знать, оформляя помещение?

 

Учитель выслушивает версии детей.

-Возникли ли у вас трудности при ответе на этот вопрос?  В чём проблема?

Предполагаемые ответы:

Удобное расположение мебели, современная бытовая  техника, тихий семейный ужин, любимые цветы, компьютер, мурлыкающий кот, чистота и порядок, любимая музыка, телевизор и т.д.

 

Дома

Предполагаемые ответы:

Прихожая, большая комната, ванная и туалет, кухня, балкон или лоджия.

 

Кухня 

Высказывают свои предположения

Высказывают свои предположения

Коммуникативные: 

  • Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Познавательные:

  • Строить высказывания в устной форме.

Личностные

  • участие  в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные

  • умение определять цель деятельности на уроке/

5

Постановка цели

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Чтобы узнать все секреты оформления комнаты, а в частности кухни, мы с вами   отправимся в путешествие на автобусе  в страну (показывает карту)…

Слайд 3

- Сформулируйте тему урока.

- Как вы думаете, какова будет цель нашей поездки?

- Чтобы мы с вами не заблудились, у нас имеется путевой дневник. Слайд 4. Останавливаясь на различных остановках и выполняя задания, мы с вами узнаем много нового.  Когда мы справимся со всеми заданиями, только тогда достигнем цели.

Итак,  отправляемся в путешествие?

Ответ хором

«Интерьерия»

Формируют тему и цель урока

 

 

Да

Познавательные

  • формирование логических действий

Регулятивные

  • Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

  • умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

3

Построение

проекта выхода

из затруднения 

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме

Звучит сигнал отправления автобуса.

- Первая остановка – «Сформулируйка».  Слайд 5.

Задание: сформулируйте, что такое интерьер, стиль. Слайд 6

 

Предлагает работу по слайду презентации.

Слайд 7.     Показ на слайде интерьер кухни  

- Что мы видим?

- Чем они отличаются?

- У нас у каждого в помещениях имеется своя мебель, бытовая техника, свое декоративное оформление, своя цветовая гамма. Но ведь наличие всего этого имеет определенное название, определение. Как вы думаете, что это за название и дайте ему определение?

 

- Все ли мы одинаково оформляем свои помещения, расстанавливаем мебель и т.д. и почему?

-  Ребята, как вы думаете, что такое стиль.

- Каждый стиль имеет определенные характеристики, присущие лишь ему.  Давайте с вами выясним, какие бывают стили. Слайд 8

 

 

Слайд 9.  Показ на слайде  интерьер помещений

 Предлагает работу по слайду презентации.

- Скажите, чем отличается одно помещение от другого и  какое помещение оформлено более удачно?

- Обратите внимание на разные стили помещения. Чем   принято   украшать помещение в квартире?

 

- Первое задание мы с вами преодолели. Едем дальше.

Гудок автобуса.  Следующая остановка «Планировка» Слайд 10

Задание (карточки): Работа по вариантам. Определить  вариант размещения оборудования, мебели  на кухне? Слайд 11.

- Понятно, что ни одна кухня не представляет свое присутствие без мебели и оборудования. А как она должна быть расставлена?

 

- Оформление   кухни - дело серьёзное и интересное. Что нужно сделать, прежде чем начать ее обустройство (расставить мебель)?  

 

- Планировку кухни сначала выполняют на бумаге. В масштабе чертят план с учетом размеров и пропорций помещения, отведенного под кухню, указывают расположение окон и дверей. Затем, изготовив шаблоны мебели в том же масштабе, размещают их на  плане.

 - Давайте выясним, как можно размещать мебель на кухне.

Предлагает работу с учебником «Варианты размещения мебели на кухне» Слайды 12-16

- Какие существуют варианты размещения мебели и от чего они зависят?

Предлагает выполнить задание по карточкам (Приложение №1)

- Вы справились с препятствием. Отправляемся дальше.

Гудок автобуса.  Остановка «Рабочий треугольник». Слайд 17

Задание: Определить рабочий треугольник кухни (работа по слайду  презентации)

Слайд 18

- Как вы думаете, как необходимо правильно  расставить мебель на кухне?

- Чтобы знать, как правильно расположить мебель на кухне я предлагаю опять обратиться к нашему помощнику – книге. Слайд 19

- Для чего необходимо соблюдать рабочий треугольник на кухне?  

- Теперь попробуем выполнить задание. Внимание на экран. Слайд 20

 

Гудок автобуса. Следующая остановка называется  «Цветовик».

Слайд 21

Задание (карточки). Работа по вариантам. Создайте красивый интерьер кухни с помощью цветового решения.  Слайд 22

  - Умело используя свойства цвета, вы добьетесь в своем жилище гармонии и уюта. Ребята, вы знаете, что все цвета делятся на теплые и холодные.  Давайте с вами вспомним, какие цвета холодные, а какие теплые.   Внимание на экран, все вместе вспоминаем и проговариваем  правильный ответ. Слайд 23

- Подумайте, когда при оформлении комнаты можно использовать холодные цвета, а когда теплые?

- У вас на столах лежат карточки. Возьмите цветные карандаши и выполните задание.   (Приложение №2)

Отвечают на вопросы учителя  

Предполагаемый ответ  учащихся:

Интерьер – это расстановка мебели,  техники, картин, цветов, освещение, и т.д.

Отвечают на вопрос

Предполагаемый ответ:

 Стиль – это оформление помещения в определенном вкусе.  

Ранее подготовленные ученики рассказывают  про виды стилей  интерьера

 Отвечают на вопрос

Предполагаемые ответы:

Картины, статуэтки, цветы, вазы, шторы, настенные рисунки, мозаика, подсветка и т.д.

 

Предполагаемые ответы:

Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места. Это позволит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.

Предполагаемый ответ:

Определиться с местом их расположения. Распланировать.

 

Работа с учебником

Отвечают на вопрос  учителя

Выполняют задание

Высказывают свои предположения.

Работа с учебником

Отвечают на вопрос учителя

Выполняют  задание

Работают по слайду презентации

Высказывают свои предложения

Выполняют  задание

Коммуникативные: 

  • умение   выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;
  • осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:

  • постановка и решение проблемы.

Личностные

  • учиться понимать точку зрения другого.

15

Физкультминутка

Цель этапа: снятие напряжения с глаз.

Гудок автобуса..Следующая остановка «Физминутка» Слайд 24

Предлагает немного отдохнуть.

 Разминка для глаз (приложение№3)

 Гудок автобуса.

Выполняют гимнастику

Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

2

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме

И у нас следующая  остановка «Закрепляйка»  Слайд 25

 Слайд 26    Задание: Закончи предложение

 Интерьер  - это расстановка …  

Стиль интерьера – это оформление помещения ….

Существует несколько вариантов размещения мебели: однорядная….

 Рабочий треугольник – это размещение мебели ….

  В интерьере цветовое решение является одним из правил  оформления помещения, потому, что оно создает….

 Интерьер на кухне можно  создать с помощью ….

- Мы приближаемся в страну «Интерьерия»!

Выполняют задание

Коммуникативные 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • осваивать культуру общения, слушать товарища.

Личностные 

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

5

Применение знаний и формирование умений и навыков

Практическая работа «Планировка кухни»

Цель этапа: закрепить  полученные знания (применение нового знания в задании)

Гудок автобуса   Остановка «Дизайнер».  Слайд 27

Слайд 28  Задание: Ребята представьте, что вы дизайнеры и работаете в разных компаниях. К вам поступил заказ на размещение оборудования кухни в кабинете технологии. Ваша задача создать проект размещения кухни. (Работа по группам)

Оборудование: печатная заготовка проекта,  карандаш, ножницы, линейка, цветные карандаши.

 

Самостоятельная работа учащихся.

Обосновывают свой выбор.

Коммуникативные: 

  • строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном

Регулятивные:

  • контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.

Личностные

  • учиться понимать точку зрения другого, работая в группе.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Гудок автобуса.  Слайд 29

 

- Наше путешествие закончилось. Мы с вами приехали в страну «Интерьерия», а это значит, вы знаете все основные секреты, которыми следует руководствоваться при оформлении помещения и даже выступили в роли дизайнера интерьера. Но в этой стране  нас ждёт много нового и интересного.   

 

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая проблема перед нами стояла?

- Смогли мы её решить?

- Сформулируйте вывод.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного запомнили?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заказа на размещение оборудовании кухни?

- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?

Учитель дома предлагает пофантазировать и нарисовать эскиз кухни будущего с учетом основных правил оформления помещений. Слайд 30

- Покажите (с помощью большого пальца - ) какое у вас настроение?

-  Спасибо за урок! Слайд 31

Учитель выставляет оценки за урок.

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Формулируют вывод.

Отвечают на вопросы  учителя

Показывают  

Регулятивные

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  • подведение  итогов своей познавательной, учебной, практической         деятельности.

5

        

Приложение№1

  Вариант размещения оборудования на кухне

Карточка №1

Как разместить кухню: угловое решение        Как разместить мебель на кухне: остров

  Вариант размещения оборудования на кухне

Карточка №2

              

Вариант размещения оборудования на кухне

Карточка № 3

                 

Вариант размещения оборудования на кухне

Карточка №4

           

Приложение №2

Цветовое решение в интерьере

Цветовое решение в интерьере

сканирование0001 

Цветовое решение в интерьере

   сканирование0003

 

Цветовое решение в интерьере

                       

 Цветовое решение в интерьере

                                          Цветовое решение в интерьере

Цветовое решение в интерьере

             

Цветовое решение в интерьере

 

Цветовое решение в интерьере

Цветовое решение в интерьере

Цветовое решение в интерьере

Цветовое решение в интерьере

сканирование0003

Цветовое решение в интерьере

сканирование0003

Цветовое решение в интерьере

сканирование0003

Цветовое решение в интерьере

Цветовое решение в интерьере

сканирование0003

Цветовое решение в интерьере

Приложение№3

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

 (КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ)

1. Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и  спокойно сосчитать до 5. (Повторить упражнение 4–5 раз).

2. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. (Повторить упражнение  4–5 раз).

3. Вытянуть правую руку вперед. Медленно двигать указательным пальцем влево-вправо, вверх-вниз и следить за ним глазами. Голову держать неподвижно. (Повторить упражнение  4–5 раз).

4. Вытянуть  руку вперед, слегка согнув ее в локте. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, сосчитать до 4, затнм перевести взгляд вдаль, сосчитав до 6. (Повторить упражнение  4–5 раз).

5. Сделать в среднем темпе 3–4 круговых движения глазами вправо, столько же - влево. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль и сосчитать до 6. (Повторить упражнение 1–2 раза).

                 

Приложение № 4

Размещение оборудования на кухне

http://irvispress.ru/pics/360/1.gif                                       http://irvispress.ru/pics/360/1.gif

http://irvispress.ru/pics/360/1.gif

Рабочий треугольник на кухне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интерьер и планировка кухни-столовой"

Презентация к уроку по технологии в 5 классе на тему "Интерьер и планировка кухни-столовой"....

Разработка урока по технологии в 5 классе на тему: «Интерьер и планировка кухни-столовой».

В рамках урока дети знакомятся с понятиями "интерьер", "планировка", "рабочий треугольник". Изучают требования, предъявляемые к помещению  и оборудованию кухни. Изучают виды планировки...

План-конспект урока (5 класс) "Интерьер и планировка кухни-столовой"

План-конспект  урока "Интерьер и планировка кухни-столовой" 5 класс...

Сценарий урока технологии в 5 классе "Интерьер и планировка кухни - столовой."

Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения. На уроке формируются УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. В конце урока обучающиеся составляют синквейн. ...

Интерьер и планировка кухни - столовой пр/р

Технология ведения дома 5 класс Н.В. Синица и В.Д. Симоненко тема : интерьер и планировка кухни-столовой пр/р тип урока комбинированный...

Контрольная работа по технологии "Интерьер и планировка кухни-столовой" 5 класс

Проверка знаний по теме "Интерьер и планировка кухни-столовой" для 5 класса (девочки)...

Самостоятельные работы по теме "Интерьер и планировка кухни-столовой" 5 класс

Самостоятельные работы по теме "Интерьер и планировка кухни-столовой" 5 класс...