Сценарий урока технологии в 5 классе "Интерьер и планировка кухни - столовой."
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения. На уроке формируются УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. В конце урока обучающиеся составляют синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interer_i_planirovka_kuhni-stolovoy.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Фролова И. И. – учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 2 п. Клетня Брянской обл.
УМК:
- Технология. Технологии ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица. В. Д. Симоненко – М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил.
- Технология. Технологии ведения дома : 5 кл. Рабочая тетрадь. Изд.1 / Н. В. Синица, Н. А. Буглаева – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с.
- Технология. Технологии ведения дома : 5 класс : методическое пособие / Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.
Сценарий урока технологии в 5 классе.
Тема: Интерьер и планировка кухни-столовой
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению умений планирования кухни.
Задачи обучения
- Раскрыть понятия интерьер, планировка, функциональные зоны, рабочий треугольник.
- Ознакомить с требованиями к интерьеру (эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими).
- Ознакомить с оборудованием кухни, её функциональными зонами, типами планировки кухни.
- Дать представление о цветовом решении кухни, использовании современных материалов в её отделке, о декоративном оформлении кухни (в разных стилях).
- Обучить выполнению замеров кухни.
- Ознакомить с возможностью проектирования интерьеров с помощью компьютера и соответствующего программного обеспечения.
- Обучить приёмам планировки кухни в масштабе 1:20 с учётом принципа «рабочего треугольника».
Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 3), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; иллюстративный материал.
Формируемые УУД:
- ЛичностныеУУД:
IV. Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование.
VI. Нравственно –этическое оценивание.
- Регулятивные УУД:
II. Целепологание, планирование, прогнозирование.
III. Контроль . Коррекция.
IV. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи.
V. Контроль и коррекция
VI. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Коммуникативные УУД:
II. Коррекция высказанных мнений. Определение целей.
III. Осознанно и произвольно строить высказывания.
Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
IV. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений.
V. Договариваются и приходят к общему мнению.
VI. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями.
- Познавательные УУД:
II. Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы.
III.Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей.
IV. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий.
V.Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся
Ход урока
- Запуск творческого проекта по теме «Оформление интерьера»
В конце изучения темы обучающимся предстоит выполнить творческий проект по оформлению интерьера. Это может быть планирование кухни (пример такого проекта приводится в учебнике). Возможно, пятиклассники предложат декоративное оформление кухни или выберут современные материалы для её отделки. Творческим проектом может быть подбор электрических приборов для кухни с учётом потребностей семьи. В любом случае учителю необходимо создать положительную мотивацию для изучения новой темы. Поясните обучающимся, что для выполнения проекта они должны ознакомиться с новыми понятиями, изучить варианты планировки кухни, стили оформления, узнать, какие электрические приборы необходимы на кухне, и многое другое. Учитель может продемонстрировать творческие проекты пятиклассников прошлых лет.
- Изложение нового материала («Интерьер и планировка кухни-столовой»)
Объясните обучающимся, что означает слово «интерьер» и его отличие от понятия «экстерьер». Интерьер (от франц. interieur — внутренний) в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещения в здании (вестибюль, комната, зал). Экстерьер (от франц. exterieur — внешний) — это внешний вид постройки.
Побеседуйте с обучающимися о том, как они понимают слово «дом». Некоторые ответят, что это здание, квартира. Другие вложат в это понятие более глубокий смысл. Дом — это семья, место для отдыха и общения. Расскажите, что, для того чтобы дом был уютным и комфортным для каждого члена семьи, специалисты-дизайнеры предъявляют к его планировке и оформлению эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования. Используя текст учебника, разъясните, зачем нужно соблюдать эти требования, предложите привести свои примеры.
Объясните детям значение понятия «планировка». Расскажите о планировке кухни, о том, как выглядит кухня в зависимости от её размеров, формы и назначения. Скажите, что кухня предполагает наличие двух разных по своему назначению зон:
зону приготовления пищи (рабочая) и столовую (обеденную) зону. Обсудите, какое оборудование и мебель характерны для каждой зоны. Спросите у обучающихся, какое расстояние, по их мнению, приходится проходить хозяйке по кухне хозяйке за день. Расскажите о принципе «рабочего треугольника», который нужно учитывать при планировании кухни.
Изучите вместес обучающимися рис. 3 из учебника. Сообщите ученикам, что на ним уроке кип будут учиться планировать кухню в масштабе 1 : 20. Для этого в рабочей тетради (задание 3) имеется масштабная сетка (1 клетка — 20 см), на которой можно пробовать планировать различные варианты кухни, а в Приложении — шаблоны мебели и оборудования, которые можно вырезать. Однако прежде чем приступить к планированию, нужно знать размеры помещения, местоположение батареи центрального отопления, электророзеток и т. д. Объясните обучающимся, как производят замеры кухни с помощью рулетки. Продемонстрируйте приёмы замера, пригласив кого-либо из школьников себе в помощники.
Расскажите обучающимся, что гармоничный интерьер в кухне-столовой можно создать различными способами:
1) с помощью цветового решения. Спросите детей, знают ли они из уроков изобразительного искусства о тёплых и холодных цветах; как можно тёмную кухню сделать светлее и «теплее»; какие они знают законы гармоничных сочетаний и как их можно применить на кухне при подборе занавесей, обоев, скатерти, мебели и аксессуаров;
2) используя для всех поверхностей кухни современные легкомоющиеся материалы, которые должны быть не только гигиеничными, но и красивыми;
3) оформляя кухню в каком-либо стиле. Рассмотрите вместе с обучающимися рис. 4-7 из учебника, обсудите, какие характерные особенности указывают на тот или иной стиль, можно ли смешивать элементы различных стилей на одной кухне.
Ознакомьте школьников с возможностью выполнять планирование кухни с помощью компьютера, используя специальное программное обеспечение. Рассмотрите с ними рис. 8 «Экран компьютера во время планирования кухни» в учебнике. Расскажите, что, задав размеры помещения, мебели, цветовое решение, можно увидеть на экране готовый проект кухни, рассмотреть её с разных сторон, вовремя заменить какие-либо элементы.
3. Самостоятельная работа
Предложите обучающимся выполнить п. 1, 2, 4 задания 2 в рабочей тетради.
4. Практическая работа № 1. Планировка кухни
В ходе практической работы обучающимся требуется выполнить п. 3 задания 2 в рабочей тетради.
Текущий инструктаж. Учитель направляет и контролирует действия учеников, по ходу работы отдавая необходимые распоряжения.
1) Вырезать изображённые в рабочей тетради (Приложении) шаблоны мебели и оборудования.
2) С помощью линейки начертить карандашом на масштабной сетке в рабочей тетради заданные размеры кухни. Например, длина кухни 300 см, ширина 220 см. Поскольку выбран масштаб 1 : 20, эти параметры нужно разделить на 20.
Получится, что на сетке надо отложить: 300 : 20 = 15 см — длина кухни; 220 : 20 = 11 см — ширина кухни.
3) На плане (в полученном прямоугольнике) нужно обозначить, где будут располагаться дверь и окно. Например, дверь шириной 80 см (на плане 80 : 20 = 4 см) находится в углу кухни, а окно шириной 160 см (на плане 160 : 20 = 8 см) — напротив двери на противоположной стороне комнаты. Обратите внимание обучающихся на то, что на план нужно также нанести расположение инженерных коммуникаций (газ, вода, канализация, вентиляционные каналы, электропроводка и др.).
4) Следует попытаться передвигать шаблоны по плану, расставляя мебель и оборудование в соответствии с различными типами планировки кухни. Надо учесть, что батарея центрального отопления находится под окном, поэтому там нельзя устанавливать стационарное оборудование, можно обеденный стол; мойку лучше расположить ближе к месту подвода воды и канализации и т. д.
5) После нахождения удачного варианта расположения мебели и оборудования приклеить шаблоны и начертить получившийся «рабочий треугольник».
Заключительный инструктаж. Сообщите обучающимся, что пришло время завершить работу. Напомните, что они
должны записать в рабочей тетради, какой тип размещения оборудования получился на спланированной кухне.
- Контроль формирования знаний
Проверяется правильность и аккуратность выполнения заданий в рабочей тетради.
- Подведение итогов урока
В конце каждого урока учитель совместно с обучающимися подводит итог выполненной на занятии работы: обобщаются сведения по пройденной теме, обсуждаются результаты самостоятельной и практической работы, отмечаются лучшие результаты, намечаются планы на следующий урок.
- Домашнее задание
- Прочитать § 3. Ответить на вопросы параграфа.
- Выполнить задание «Используй компьютер» в рабочей тетради.
- Выполнить замеры домашней кухни.
Ответы на задание «Проверь себя» по теме «Интерьер и планировка кухни-столовой»
1. ИНТЕРЬЕР. 2. РАБОЧАЯ. 3. СТОЛОВАЯ. 4. ПЛАН. 5. РАБОЧИЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Синквейн (5 предложений отражающих тему)
1. Было интересно….
2. Я понял(а), что…..
3. Я научилась(ся)…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
Литература
- Технология. Технологии ведения дома : 5 класс :методическое пособие / Н. В. Синица. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по технологии в 5 классе на тему: «Интерьер и планировка кухни-столовой».
В рамках урока дети знакомятся с понятиями "интерьер", "планировка", "рабочий треугольник". Изучают требования, предъявляемые к помещению и оборудованию кухни. Изучают виды планировки...
План-конспект урока (5 класс) "Интерьер и планировка кухни-столовой"
План-конспект урока "Интерьер и планировка кухни-столовой" 5 класс...
Контрольная работа по технологии "Интерьер и планировка кухни-столовой" 5 класс
Проверка знаний по теме "Интерьер и планировка кухни-столовой" для 5 класса (девочки)...
Конспект урока технологии 5 класса "Интерьер и планировка кухни-столовой"
Конспект открытого урока технологии 5 класса для девочек по теме:"Интерьер и планировка кухни-столовой"...
Рабочий лист урока по теме «Интерьер и планировка кухни-столовой» разработан для обучающейся 5 класса с НОДА .
Рабочий лист урока по теме «Интерьер и планировка кухни-столовой» разработан для обучающейся 5 класса с НОДА ....
Урок - путешествие по технологии 5 класс "Интерьер и планировка кухни-столовой».
Данный урок из раздела "Оформление интерьера". Учащиеся получат начальное представление об интерьере дома, о кухне; познакомятся с видами кухонь, требованиями, предъявляемыми к ним...
Технологическая карта урока технологии в 5 классе Тема урока: «Интерьер и планировка кухни - столовой. Бытовые электроприборы на кухне»
Цель урока - организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни; научить применять знания на практике.Задачи:Раскрыть понятия интерьер, планировка, фун...