Профессиональное самоопределение
план-конспект урока по технологии (8 класс)
План-конспект урока. Тема: Профессиональное самоопределение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. Тема: Профессиональное самоопределение. | 612.98 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока.
Тема урока: «Профессиональное самоопределение».
8 класс
Предмет: технология.
Учитель: Кочегарова Ирина Валерьевна
Цели урока:
Обучающие: сформировать знания о типах профессий, профессиональной деятельности;
развивающие: развивать творческую активность, способности, образное мышление, аналитическое мышление;
воспитательные: способствовать формированию самостоятельности,
умение работать в парах.
Задачи:
образовательные: формирование знаний по планированию профессионального пути школьника, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку, формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению;
развивающие: определение учащимися своих профессиональных интересов и склонностей, оценка собственных знаний и умений для формирования профессиональных навыков, овладение умением поиска информации о профессиях и образовательных учреждениях;
воспитательные: становление коммуникативных отношений в группе или паре; составление жизненных профессиональных планов, систематическое совершенствование профессиональных навыков.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области профориентации;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- самооценка выполнения практической деятельности;
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая интернет-ресурсы и другие базы данных;
Предметные результаты:
- формирование представлений о мире профессий и их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору соответствующего профиля подготовки; - осознание роли проектно-исследовательской деятельности для развития профессиональных компетенций;
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная; работа в парах.
Вид урока: рассказ с элементами беседы, практическая работа.
Результаты: Умение работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению задач, формировать навыки подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда.
Материально-техническое оснащение: канцелярские принадлежности, тетрадь, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
(проверить готовность учащихся к занятию).
II. Мотивация учебной деятельности:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Викторина «Угадай термин»
Термин состоит из следующих букв: О С Е Ф И П С Я Р. Что это?
Словарь: ПРОФЕССИЯ – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта, обеспечивающий условия существования человека.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Ведь профессий друг мой много
Выбирай свою дорогу.
Учитель: «ПРОФЕССИЯ». Мы определили тему нашего урока и поговорим о профессиональном самоопределении.
В первобытном обществе не было проблем с выбором профессии. Ведь в то время человек умел делать всё то, что ему было необходимо для существования – а именно, добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей.
Но человечество не стояло на месте, оно развивалось и постепенно произошло разделение труда. Сначала появилось скотоводство и земледелие.
Затем появились ремёсла и торговля.
С развитием материальной и духовной жизни усложнилась и деятельность людей.
Каждый человек, выбирая себе профессию, руководствуется присущие ему те или иные мотивы и ценностные ориентации: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда.
Конечно, выбор профессии является очень важным этапом. Ведь именно он в дальнейшем определит весь жизненный путь человека.
Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.
Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Но многие из вас, наверняка, задумывались над этой проблемой.
Учитель: Проблема выбора профессии стоит на первом месте у выпускников школ и их родителей. Почему?
Ученики: Человек должен иметь постоянный источник дохода, быть занятым любимым делом.
Учитель: Да! Профессия дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни.
Учитель: Ребята, какие этапы необходимо пройти, чтобы стать квалифицированным специалистом.
Ученики:
- Учеба в школе;
- Учеба в колледже или вузе;
- Опыт работы по специальности;
- Дополнительное повышение квалификации;
- Карьерный рост.
Сейчас мы проведём небольшое «Путешествие в мир профессий», цель которого расширить ваши представления о профессиях и помочь самоопределиться.
Все профессии принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
«Человек -человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей.
«Человек — природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
«Человек — техника» - все профессии, связанные с техникой.
«Человек- художественный образ» - все творческие специальности.
«Человек — знаковая система» - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками. (Приложение 1).
Я называю профессию, вы определяете к какой категории она относится.
1. Пианист (худ. обр.)
2. Пилот (техн.)
3. Официант (чел.)
4. Оператор связи (знак. сист.)
5. Геолог (прир.)
6. Агроном (прир.)
7. Адвокат (чел.)
8. Программист (техн.)
- Фотограф (худ. образ.).
А сейчас усложним задание. Сначала я даю описание, а вы называете, что это за профессия:
1.Специалист по воспитанию и обучению детей (педагог)
2. Специалист по передаче информации с помощью радиоволн (радист)
3. Специалист по обслуживанию электрических сетей и оборудования (электромонтер)
4. Специалист по духовым и клавишным инструментам (музыкант)
5. Мастер по ручной ковке металла (кузнец)
6. Специалист, владеющий ножницами и расческой (парикмахер)
7. Специалист по обработке дерева (столяр)
8. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала (редактор)
9. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников (садовод).
III. Практическая работа
В мире насчитывается более 40 тыс. профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности.
Причём ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает либо видоизменяется.
Работа в парах
- Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
а) почти или совершенно исчезли;
б) появились только в ХХ веке;
в) появятся в будущем;
г) были в нашем селе.
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т. д.;
Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь — референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист — машинист широкого профиля, летчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтер и т. д.;
В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т. д.
Г) кузнец, бондарь, сапожник, швеи, доярка, сыроделы, маслоделы. шорники (хомуты, сбруи, кнуты плели).
IV. Физкультминутка
Изображаем профессии:
- Водитель
- Лесоруб
- Спортсмен –ходок на длинные дистанции
- Парашютист (надеваем парашют – показываем руками,
прыжок – толчок –подскоки, руки вверх, приземлились – руки в стороны, сели)
V. Презентации учащихся.
Ребята, вам было дано домашнее задание — сделать презентацию о своей предполагаемой будущей профессии. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Краткие сообщения учащихся. (Ученики приглашаются к доске для защиты презентаций).
Молодцы! Надеюсь, данная информация будет полезной для всех.
Выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.
А для того, чтобы лучше себя узнать, давайте проведем тест “Найди себя на дереве”.
- всех человечков на дереве разные эмоции и занятия. Сначала нужно выбрать того, который, как вам кажется, больше похож на вас. А затем – того, на которого вы бы хотели быть похожим. На них указаны цифры, их необходимо записать. казанные две цифры расскажут вам, целеустремленный ли вы человек, какая у вас самооценка и многое другое.
Результаты теста:
- Если вы выбрали человечков № 1, 3, 6, или 7, значит, вы целеустремленный человек, который не остановится перед трудностями и преградами.
- № 2, 11, 12, 18, или 19: вы коммуникабельны, всегда готовы оказать любую поддержку своим друзьям и близким.
- № 4 – выбор человека с твердой жизненной позицией, желающего преуспеть без особых трудностей.
- № 5 – вы часто бываете в состоянии усталости, у вас небольшой запас жизненной энергии.
- № 8 – ваш внутренний мир – не для посторонних, вы погружены в свои размышления, но делитесь ими не охотно.
- № 9 – жизнерадостный человек, любите развлечения.
- №10 или 15 – вы хорошо приспособлены к жизни, в данный момент ощущаете себя комфортно.
- № 13 или 21 – вы довольно замкнуты, часто находите причины для тревог, порой избегаете общения с людьми
- № 14 – вероятно, вы переживаете кризис. Не забывайте, что рано или поздно любые кризисы заканчиваются.
- № 16 – у вас тесные отношения с другим человеком, но есть вероятность, что они стали тяготить.
- № 17 – вы чувствуете себя любимым и окруженным вниманием.
- № 20 – обычно это выбор людей с завышенной самооценкой. Вы стремитесь занять позицию лидера, причем довольно авторитарного.
VI. Рефлексия.
- Что интересного вы узнали на этом уроке?
- Какие знания пригодятся вам в будущей жизни?
- Почему именно в школе необходимо выбирать тип будущей профессии?
- Какое чувство возникает у вас при слове «будущая профессия»?
VII. Подведение итогов.
Каждая профессия полезна, уважаема. А я хочу закончить наш урок стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.
VIII. Домашнее задание.
Предлагаю вам проверить вашу силу мотивации с помощью теста, то есть, узнать насколько значит для вас успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168 Проект по созданию условий для пр...
Программа воспитательной работы "От профессионального самоопределения - к профессиональному успеху"
Программа воспитательной работы...
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов как индикатор профессионального самоопределения
В данной статье рассмотрена модель психологической диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, в которой разводятся понятия (и, соответственно, диагностические инструменты) "профес...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...