Рабочая программа по технологии для учащихся с ОВЗ (7 класс)
рабочая программа по технологии (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для обучающихся 7 класса, реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программой основного общего образования и учебным планом образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год. Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи и рассчитана на изучение учебного предмета «Технология» в 7 классе из расчета 2 часа в неделю, всего 68 часов в учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7v_tehnologiya_2020.docx | 125.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга | |||
СОГЛАСОВАНО заместитель директора школы по учебной работе _______________Н.В. Затеева (подпись) «___» ______________ 20__ г. | ПРИНЯТО педагогическим советом ГБОУ СОШ № 215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол № ___ «___» ___________ 20__ г. | УТВЕРЖДЕНА приказом ГБОУ СОШ № 215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга от «___» __________ 20___ г. №_______ Директор ГБОУ СОШ № 215 _________________________ (подпись) Д. В. Гамилов | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Технология»
для обучающихся 7В класса, реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
на 2020 - 2021 учебный год
Составитель: учитель технологии
Кайзер Кристина Алексеевна
Санкт-Петербург
2020
- Пояснительная записка
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это школьный учебный курс, направленный на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов получения, преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды. Таким образом, в процессе обучения технологии у школьников формируется проектно-технологическое мышление.
Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт познавательной и практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
- Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.), примерной основной образовательной программой основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.), и учебным планом образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи и рассчитана на изучение учебного предмета «Технология» в 7 классе из расчета 2 часа в неделю, всего 68 часов в учебном году.
- Используемый учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с приказом Министерства просвещения России от 28.12.2018 №345 (ред. от 08.05.19) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Программа разработана на основе авторской программы по предмету «Технология» для учащихся 5-9 классов (В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова) и примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии, вошедшей в Государственный реестр образовательных программ.
Для реализации программы используется УМК:
- Технология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова. — М. : Просвещение, 2020.
- Технология. Методическое пособие. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М. : Просвещение, 2020.
- Технология. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В.М. Казакевич и др.] ; под ред. В.М. Казакевича. – М. : Просвещение, 2020.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
- http://fcior.edu.ru - Сайт ФЦИОР
- https://urok.1sept.ru/технология - Открытый урок «Первое сентября». Раздел: технология
- http://technology.prosv.ru/ - Центр технологического образования
- http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
- http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал
- http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования
- http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
- http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.teacher-edu.ru/ - Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
- http://www.profile-edu.ru/ - сайт по профильному обучению
В связи с учётом эпидемиологической обстановки в мире, рабочая программа предусматривает использование сайтов, приложений и программ для обеспечения образовательного процесса в режиме дистанционного обучения:
- http://school-collection.edu.ru/ - Комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР
- http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- https://lecta.rosuchebnik.ru/ - Образовательная платформа Лекта
- https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
- https://videouroki.net/ - Видеоуроки.net
- https://vk.com - В Контакте
- Приложения на Android: WhatsApp, Viber, Discord и др.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Компьютер.
Чертежи и наглядные пособия:
- Комплект чертежей и схем.
- Таблицы.
Электронные носители информации:
- Банк презентаций к урокам по предмету «Технологии».
- Коллекция тематических видеофильмов.
Дидактический материал:
- Карточки с заданиями для проверки усвоения учебного материала.
- Занимательный материал по предмету.
- Демонстрационные пособия.
Цели и задачи учебного предмета
Настоящая программа учитывает особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Учащиеся ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно-логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Для успешного усвоения учениками содержания учебного материала на уроках технологии предполагается:
- использование практических заданий, способствующих развитию мелкой моторики рук (развитие моторики тесно связано с развитием речи);
- использование наглядных пособий, материалов и готовых изделий, с целью задействования визуального и кинестетического каналов восприятия информации;
- использование таких форм и методов обучения, которые позволяют каждому ученику научиться правильно строить словесные рассуждения, рассказывать, размышлять, выражать свою точку зрения (беседа, фронтальный опрос, мозговой штурм, загадки, устная защита проекта);
- подбор практических заданий осуществляется с учётом индивидуальных особенностей ученика, уровня практических умений, склонностей и интересов.
В процессе изучения учащимися 7 класса технологии, с учётом возрастной периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи:
- обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда;
- расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;
- воспитание активной жизненной позиции, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;
- развитие творческих способностей;
- ознакомление с профессиями, профессиональное самоопределение;
- овладение правилами эргономики и безопасного труда, становление культуры труда.
Целями изучения учебного предмета «Технология» в 7 классе являются:
- формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития;
- обеспечение понимания роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, а также социальных и экологических последствий их применения;
- формирование проектно-технологического мышления обучающихся;
- овладение базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие у учащихся познавательных интересов, технологической грамотности, критического и креативного мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;
- желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- трудолюбие и чувство ответственности за качество своей деятельности;
- умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
- способность планировать траекторию своей образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
- умения планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
- умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
- самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
- способность моделировать планируемые процессы и объекты;
- умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
- отображение результатов своей деятельности в адекватной задачам форме;
- умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
- умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
- соотнесение своего вклада с вкладом других участников при решении общих задач коллектива;
- способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
- понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
- умение пользоваться алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- умение ориентироваться в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
- умение ориентироваться в видах и назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
- навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
- навыки владения кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- владение методами творческой деятельности;
- умение применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
- способность планировать технологический процесс и процесс труда;
- умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
- умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- умение подбирать материалы, инструменты и оборудование с учётом характера объекта труда, требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
- умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты и технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
- умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
- умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
- навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
- навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
- навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
- знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по
- установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
- способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
- знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
- умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
- готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
- навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
- навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- навыки согласования своих возможностей и потребностей;
- ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
- проявление экологической культуры, экономность и бережливость в расходовании времени, материалов и денежных средств, своего и чужого труда.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
- умение проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
- владение методами моделирования и конструирования;
- навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
- умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
- композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
- умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
- способность бесконфликтного общения;
- навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
- способность к коллективному решению творческих задач;
- желание и готовность прийти на помощь товарищу;
- умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
- необходимая точность движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
- умение соблюдать требуемую величину усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
- умение пользоваться глазомером и основными органами чувств при выполнении технологических операций.
- Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по предмету «Технология» осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СОШ № 215 и подразделяется на:
годовая аттестация – оценка качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета учебного плана за учебный год;
аттестация за четверть – оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета по итогам учебной четверти на основании текущей аттестации;
текущая аттестация – оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам образовательного процесса.
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ, обучающихся являются:
1) формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, эссе и другие.
2) формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ, обучающихся могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах) - 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»), словесного (оценочного) суждения.
Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости.
Основанием для аттестации учащихся за четверть является не менее трех отметок при изучении учебного предмета 2 часа в неделю в учебном году.
Обучающиеся, временно проходящие обучение в санаторно-лечебных организациях, в которых осуществляется образовательная деятельность, реабилитационных и других общеобразовательных организациях, аттестуются на основе их аттестации в этих общеобразовательных организациях. Из этих общеобразовательных организаций родители (законные представители) обязаны представить заверенную печатью справку (табель оценок) с текущими или итоговыми отметками.
Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.
При пропуске обучающимися по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, обучающийся не аттестуется.
Завершение учебного года завершается годовой аттестацией с выставлением годовых отметок.
Годовые отметки выставляются на основе четвертных оценок, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих оценок, полученных обучающимся в период учебного года по данному учебному предмету.
Неудовлетворительный результат промежуточной аттестации по учебному предмету или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Критерии оценивания знаний и умений система контроля
Для проверки знаний и умений учащихся на занятиях по технологии применяются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.
Текущий контроль проводится на каждом занятии и предполагает проверку качества усвоения теоретического материала (знание инструментов, приспособлений, оборудования) и умений применять его на практике (правильность выполнения лабораторных заданий, графических работ, умение обращаться с оборудованием).
Периодический контроль проводится в конце изучения темы или раздела. Одним из элементов периодического учёта является проверка выполненной проектной работы (изделия). Проверка и оценка знаний и умений по теме или разделу может проводиться в форме устного опроса учащихся, тестирования.
Итоговый контроль проводится в конце четверти и года. Итоговые оценки выставляются ученикам на основе оценок текущего и периодического учёта.
Критерии оценки знаний и умений по технологии
Оценка знаний и умений учащихся на уроках по технологии проводится на основе следующих критериев:
- уровень знания теоретических вопросов технологии и умения применять эти знания в практической работе;
- знание инструментов, приспособлений и оборудования, умение подготовить их к работе;
- степень овладения приёмами выполнения технологических операций;
- продолжительность выполнения работы в целом или её части;
- знание и выполнение требований безопасности труда, производственной санитарии и гигиены;
- умение пользоваться письменными и графическими документами, правильно составлять простейшие из них;
- умение правильно организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём при выполнении задания; бережное отношение к инструментам; экономное расходование материалов;
- степень самостоятельности при организации и выполнении технологических операций и проявление элементов творчества;
- качество выполненной работы в целом.
Качество знаний, умений и навыков оценивается по пятибалльной системе на основе типовых примерных рекомендаций по нормам оценки:
Оценка «5» - учащийся обнаруживает достаточную полноту знания, а также ясное понимание изученного материала; умеет творчески применить полученные знания в практической работе; достаточно быстро и правильно выполняет задания; умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими; соблюдает правила безопасности труда, санитарии и гигиены; активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведёт записи в рабочей тетради.
Оценка «4» - учащийся даёт полные ответы и полностью выполняет практическую работу, но допускает незначительные ошибки в изложении теоретического материала или выполнении практической работы, которые стремится исправить самостоятельно после замечаний и пояснений учителя.
Оценка «3» - учащийся знает и понимает лишь основной учебный материал; недостаточно быстро выполняет практические работы, допуская некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно; может объяснить значение и последовательность выполняемой работы по наводящим вопросам учителя; принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи.
Оценка «2» - учащийся обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала; не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и последовательность выполнения; нарушает правила безопасности труда; не принимает участия в проведении опытов и наблюдений, не выполняет установленных требований к заданиям.
- Содержание учебного предмета
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в IV четверти 6 класса было произведено уплотнение учебного материала по теме «Технология изготовления швейных изделий». Считаю необходимым выделить 2 часа на повторение этой темы в I четверти 7 класса.
Введение. Повторение изученного в 6 классе (2 ч)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (2 ч)
Входная диагностика. Повторение: Основные этапы изготовления швейных изделий. Охрана труда при выполнении работ.
Теоретические сведения. Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Виды швейных изделий. Этапы изготовления швейных изделий (юбка, брюки). Основные ручные и машинные швы. Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ, при работе с швейной машиной.
Практическая деятельность. Понимать и разъяснять содержание понятий и определений; умение организовать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности и правилами эксплуатации используемого оборудования и/или технологии, соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с оборудованием и/или технологией.
Раздел 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности (4 ч)
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (2 ч)
Теоретические сведения. Создание новых идей методом фокальных объектов. Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект.
Практическая деятельность. Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов.
ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (2 Ч)
Теоретические сведения. Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Способы представления технической и технологической информации. Технологическая карта. Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа.
Практическая деятельность. Чтение различных видов проектной документации. Выполнение эскизов и чертежей. Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками.
Раздел 2. Основы производства (4 ч)
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ТРУДА (2 Ч)
Теоретические сведения. Современные средства ручного труда. Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых на производстве. Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий.
Практическая деятельность. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о современных средствах труда.
СРЕДСТВА ТРУДА СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (2 ч)
Теоретические сведения. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам.
Практическая деятельность. Подготовка рефератов о современных технологических машинах и аппаратах.
Раздел 3. Современные и перспективные технологии (4 ч)
КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 ч)
Теоретические сведения. Культура производства. Цикл жизни технологии. Технологическая культура производства. Составление технологической карты известного технологического процесса.
Практическая деятельность. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической культуре и культуре труда. Составление инструкций по технологической культуре работника.
КУЛЬТУРА ТРУДА (2 ч)
Теоретические сведения. Культура труда. Апробация путей оптимизации технологического процесса.
Практическая деятельность. Самооценка личной культуры труда.
Раздел 4. Элементы техники и машин (6 ч)
МАШИНЫ И ДВИГАТЕЛИ. ВОЗДУШНЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ (2 ч)
Теоретические сведения. Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Конструкции. Основные характеристики конструкций.
Практическая деятельность. Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей.
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ: ПАРОВЫЕ, ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ (2 Ч)
Теоретические сведения. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Простые механизмы как часть технологических систем.
Практическая деятельность. Построение модели механизма, состоящего из 4–5 простых механизмов, по кинематической схеме.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ (2 ч)
Теоретические сведения. Электрические двигатели.
Практическая деятельность. Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов.
Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (12 ч)
ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛОВ (ДРЕВЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, МЕТАЛЛЫ, ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ) (4 Ч)
Теоретические сведения. Технологии получения материалов. Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон.
Практическая деятельность. Проектные работы по изготовлению изделий на основе обработки конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕЗАНИЕМ И МЕТОДАМИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ФОРМОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ (6 Ч)
Теоретические сведения. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства.
Практическая деятельность. Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Ознакомление с устройством и работой станков. Разработка и изготовление материального продукта.
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И ТЕРМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ (2 Ч)
Теоретические сведения. Физико-химические и термические технологии обработки материалов. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся.
Практическая деятельность. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочих мест и их функций.
Раздел 6. Технологии обработки пищевых продуктов (10 ч)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ МУЧНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ (6 ч)
Теоретические сведения. Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления.
Практическая деятельность. Разработка и изготовление материального продукта. Приготовление десертов, кулинарных блюд из теста и органолептическая оценка их качества.
ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ РЫБЫ, МОРЕПРОДУКТОВ (4 ч)
Теоретические сведения. Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы.
Практическая деятельность. Определение доброкачественности рыбы и морепродуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа. Механическая обработка рыбы и морепродуктов. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.
Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования энергии (4 ч)
ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ ЭНЕРГИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ (2 ч)
Теоретические сведения. Энергия магнитного поля. Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии.
Практическая деятельность. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения магнитной энергии.
ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (2 ч)
Теоретические сведения. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля. Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и её развитие. Освещение и освещённость, нормы освещённости в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища. Электрическая схема.
Практическая деятельность. Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещённости и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения электрической и электромагнитной энергии.
Раздел 8. Технологии получения, обработки и использования информации (6 ч)
ИСТОЧНИКИ И КАНАЛЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (2 ч)
Теоретические сведения. Современные информационные технологии. Источники и каналы получения информации. Способы представления технической и технологической информации. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов.
Практическая деятельность. Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НАБЛЮДЕНИЯ, ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ) (4 ч)
Теоретические сведения. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации.
Практическая деятельность. Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение хронометража учебной деятельности.
Раздел 9. Технологии растениеводства (4 ч)
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРИБОВ (2 ч)
Теоретические сведения. Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок.
Практическая деятельность. Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Опыты по осуществлению технологических процессов промышленного производства культивируемых грибов (в условиях своего региона).
БЕЗОПАСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СБОРА И ЗАГОТОВКИ ДИКОРАСТУЩИХ ГРИБОВ (2 ч)
Теоретические сведения. Технологии сельского хозяйства. Автоматизация производства. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов.
Практическая деятельность. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов.
Раздел 10. Технологии животноводства (4 ч)
ТЕХНОЛОГИИ КОРМЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ (4 ч)
Теоретические сведения. Технологии сельского хозяйства. Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным.
Практическая деятельность. Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. Выявление проблем бездомных животных для своего микрорайона, села, посёлка.
Раздел 11. Социальные технологии (4 ч)
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ (2 ч)
Теоретические сведения. Социальные технологии. Социальные сети как технология. Способы выявления потребностей. Технологии сферы услуг. Назначение социологических исследований.
Практическая деятельность. Составление вопросников, анкет и тестов для учебных предметов.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА (2 ч)
Теоретические сведения. Составление программы изучения потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью.
Практическая деятельность. Проведение анкетирования и обработка результатов.
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА (4 часа). Резерв. Обобщающая беседа по изученному курсу. Итоговая диагностика.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
* повторение учебного материала, который был уплотнен в IV четверти 6 класса в связи со сложной эпидемиологической обстановкой.
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов |
Введение. Повторение* | 2 | |
1 | Методы и средства творческой и проектной деятельности | 4 |
2 | Основы производства | 4 |
3 | Современные и перспективные технологии | 4 |
4 | Элементы техники и машин | 6 |
5 | Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 12 |
6 | Технологии обработки пищевых продуктов | 10 |
7 | Технологии получения, преобразования и использования энергии | 4 |
8 | Технологии получения, обработки и использования информации | 6 |
9 | Технологии растениеводства | 4 |
10 | Технологии животноводства | 4 |
11 | Социальные технологии | 4 |
Повторение курса | 4 | |
Всего: | 68 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип/ форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Планируемые сроки/ дата проведения | ||
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||
Введение. Повторение изученного в 6 классе (2 ч) | ||||||||
1-2 | Входная диагностика. Технология изготовления швейных изделий. Повторение: Основные этапы изготовления швейных изделий. Охрана труда при выполнении работ. | 2 | Урок повторе-ния | Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Виды швейных изделий. Этапы изготовления швейных изделий (юбка, брюки). Основные ручные и машинные швы. Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ, при работе с швейной машиной. | Регулятивные: умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности. Познавательные: понимать и разъяснять содержание понятий и определений; умение организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с оборудованием и/или технологией. Коммуникативные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Личностные: уважительное отношение к труду и результатам труда. | Устный опрос, беседа, индиви-дуальная работа | ||
Раздел 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности (4 ч) | ||||||||
3-4 | Метод фокальных объектов | 2 | Комбини-рованный | Создание новых идей при помощи метода фокальных объектов. Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов. Получать представление о методе фокальных объектов при создании инновации. Проектировать изделия при помощи метода фокальных объектов. | Регулятивные: умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. Познавательные: владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации. Коммуникативные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии. Личностные: наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. | Фрон-тальный и индиви-дуальный опрос | ||
5-6 | Проектная документация | 2 | Урок «откры-тия нового знания» | Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте. Знакомиться с видами технической, конструкторской и технологической документации. | Беседа, опрос | |||
Раздел 2. Основы производства (4 ч) | ||||||||
7-8 | Современные средства труда | 2 | Урок разви-вающего контроля | Современные средства ручного труда. Наблюдать за средствами труда, собирать о них дополнительную информацию и подготовить реферат по соответствующей теме. | Регулятивные: самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности. Познавательные: ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах. Коммуникативные: умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; умение аргументировать свои решения и формулировать выводы. Личностные: уважительное отношение к труду и результатам труда. | Беседа, опрос, реферат | ||
9-10 | Средства труда современного производства | 2 | Урок обще-методоло-гической направ-ленности | Агрегаты и производственные линии. Получать представление о современных средствах труда, об агрегатах и о производственных линиях. | Обсужде-ние | |||
Раздел 3. Современные и перспективные технологии (4 ч) | ||||||||
11-12 | Культура производства. Технологическая культура | 2 | Комби-нирован-ный | Цикл жизни технологии. Осваивать новые понятия: культура производства, технологическая культура и культура труда. Составление технологической карты известного технологического процесса. Собирать дополнительную информацию о технологической культуре работника производства. | Регулятивные: умение планировать процесс познавательной деятельности; умение выбирать и использовать источники информации. Познавательные: ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг. Коммуникативные: умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива; умение аргументировать свои решения и формулировать выводы. Личностные: самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; планирование образовательной и профессиональной карьеры; понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности. | Беседа, опрос, практи-ческая работа | ||
13-14 | Культура труда | 2 | Урок разви-вающего контроля | Апробация путей оптимизации технологического процесса. Делать выводы о необходимости применения культуры труда, культуры производства и технологической культуры на производстве и в общеобразовательной организации. | Прове-рочная работа | |||
Раздел 4. Элементы техники и машин (6 ч) | ||||||||
15-16 | Машины и двигатели. Воздушные и гидравлические двигатели. | 2 | Урок «откры-тия нового знания» | Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Получать представление о двигателях и об их видах. Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей. | Регулятивные: умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности. Познавательные: навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда. Коммуникативные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Личностные: проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. | Беседа | ||
17-18 | Тепловые двигатели: паровые, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели. | 2 | Урок рефлек-сии | Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Простые механизмы как часть технологических систем. Ознакомиться с различиями конструкций двигателей. Построение модели механизма, состоящего из 4–5 простых механизмов, по кинематической схеме. | Практи-ческая работа | |||
19-20 | Электрические двигатели | 2 | Урок «откры-тия нового знания» | Ознакомление с устройством электрических двигателей. Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов. | Беседа | |||
Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (12 ч) | ||||||||
21 22 23 24 | Производство материалов (древесные материалы, металлы, искусственные материалы) | 4 | Комбини-рованный | Технологии получения материалов. Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Получать представление о производстве различных материалов и об их свойствах. Выполнять практические работы по изготовлению проектных изделий на основе обработки конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин. | Регулятивные: творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса. Познавательные: владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах. Коммуникативные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Беседа, опрос, практи-ческая работа | ||
25 26 27 28 29 30 | Производствен-ные технологии механической обработки конструкцион-ных материалов резанием и методами пластического формования материалов | 6 | Комбини-рованный | Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Знакомиться с видами машинной обработки конструкционных и текстильных материалов, делать выводы об их сходстве и различиях. Разработка вспомогательной технологии. Ознакомление с устройством и работой станков. Разработка и изготовление материального продукта. | Регулятивные: умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. Познавательные: использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда. Коммуникативные: умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности. Личностные: понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности. | Фрон-тальный и индиви-дуальный опрос, практи-ческая работа | ||
31-32 | Физико-химические и термические технологии обработки материалов | 2 | Урок обще-методоло-гической направ-ленности | Физико-химические и термические технологии обработки материалов. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочих мест и их функций. | Регулятивные: самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности. Познавательные: навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда. Коммуникативные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Личностные: самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. | Обсужде-ние | ||
Раздел 6. Технологии обработки пищевых продуктов (10 ч) | ||||||||
33 34 35 36 37 38 | Технологии приготовления мучных кондитерских изделий | 6 | Комбини-рованный | Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Получать представление о технологиях приготовления мучных кондитерских изделий и осваивать их. Осваивать методы определения доброкачественности мучных продуктов. Готовить кулинарные блюда из теста. | Регулятивные: умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. Познавательные: владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. Коммуникативные: умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности. Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Фрон-тальный и индиви-дуальный опрос, творчес-кая работа | ||
39 40 41 42 | Технологии обработки рыбы, морепродуктов | 4 | Комбини-рованный | Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы. Знакомиться с технологиями обработки рыбы, морепродуктов и их кулинарным использованием. Получать представление, анализировать полученную информацию и делать выводы о сходстве и различиях производства рыбных консервов и пресервов. Осваивать методы определения доброкачественности рыбных продуктов. Готовить кулинарные блюда из рыбы и морепродуктов. | Фрон-тальный и индиви-дуальный опрос, практи-ческая работа | |||
Раздел 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии (4 ч) | ||||||||
43-44 | Технологии получения, применения энергии магнитного поля | 2 | Урок разви-вающего контроля | Энергия магнитного поля. Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Получать представление о понятии энергии магнитного поля. Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения магнитной энергии. Анализировать полученные знания и подготовить реферат. Выполнять опыты. | Регулятивные: ориентация в имеющихся и возможных технических средствах, технологиях создания объектов труда; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства. Познавательные: владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности. Коммуникативные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Личностные: проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. | Беседа, реферат | ||
45-46 | Технологии получения, применения электрической энергии | 2 | Урок разви-вающего контроля | Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля. Энергетическое обеспечение нашего дома. Энергосбережение и электробезопасность в быту. Электрическая схема. Получать представление о понятиях: энергия электрического тока, энергия электромагнитного поля. Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения электрической и электромагнитной энергии. Разработка проекта освещения выбранного помещения. | Прове-рочная работа | |||
Раздел 8. Технологии получения, обработки и использования информации (6 ч) | ||||||||
47-48 | Источники и каналы получения информации | 2 | Урок «откры-тия нового знания» | Современные информационные технологии. Источники и каналы получения информации. Способы представления технической и технологической информации. Знакомиться, анализировать и осваивать технологии получения информации, методы и средства наблюдений. | Регулятивные: самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; способность моделировать планируемые процессы и объекты. Познавательные: использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности. Коммуникативные: умение аргументировать свои решения и формулировать выводы; способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности. Личностные: оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. | Фрон-тальный и индиви-дуальный опрос | ||
49 50 51 52 | Методы и средства получения новой информации (наблюдения, опыты, эксперименты) | 4 | Урок рефлек-сии | Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации. Проводить исследования о методах и средствах наблюдений за реальными процессами и формировать представление о них. | Практи-ческая работа | |||
Раздел 9. Технологии растениеводства (4 ч) | ||||||||
53-54 | Технологии разведения и использования грибов | 2 | Урок «откры-тия нового знания» | Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика, требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Ознакомиться с особенностями строения одноклеточных и многоклеточных грибов, с использованием одноклеточных и многоклеточных грибов в технологических процессах и технологиях, с технологиями искусственного выращивания грибов. | Регулятивные: умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности. Познавательные: навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда. Коммуникативные: умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности. Личностные: проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. | Фрон-тальный и индиви-дуальный опрос | ||
55-56 | Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов | 2 | Урок разви-вающего контроля | Технологии сельского хозяйства. Автоматизация производства. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. Усваивать особенности внешнего строения съедобных и ядовитых грибов. Осваивать безопасные технологии сбора грибов. Собирать дополнительную информацию о технологиях заготовки и хранения грибов. | Прове-рочная работа | |||
Раздел 10. Технологии животноводства (4 ч) | ||||||||
57 58 59 60 | Технологии кормления различных видов животных | 4 | Комбини-рованный | Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным. Получать представление о содержании животных как элементе технологии преобразования животных организмов в интересах человека. Знакомиться с технологиями составления рационов кормления различных животных и правилами раздачи кормов. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними. | Регулятивные: умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. Познавательные: владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах. Коммуникативные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Личностные: оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. | Фрон-тальный и индиви-дуальный опрос, практи-ческая работа | ||
Раздел 11. Социальные технологии (4 ч) | ||||||||
61-62 | Методы сбора информации в социальных технологиях | 2 | Комбини-рованный | Социальные технологии. Способы выявления потребностей. Назначение социологических исследований. Осваивать методы и средства применения социальных технологий для получения информации. Составлять вопросники, анкеты и тесты для учебных предметов. | Регулятивные: самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; способность моделировать планируемые процессы и объекты. Познавательные: владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации. Коммуникативные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Личностные: самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; планирование образовательной и профессиональной карьеры. | Беседа, опрос, практи-ческая работа | ||
63-64 | Технологии проведения социологи-ческого опроса | 2 | Урок рефлек-сии | Составление программы изучения потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью. Проводить анкетирование и обработку результатов. | Практи-ческая работа | |||
65-66 67-68 | Повторение курса | 4 | Комбини-рованный | Обобщающая беседа по изученному курсу. | Итоговая диагнос-тика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)
Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно в процессе освоении технологических навыков учащиеся получают воз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ для учащихся 5, 6, 7 классов
Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089...
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 8 вида 9 класс(девочки) Календарно- тематическое планирование
Пояснительная записка Основанием для разработки адаптированной рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа: «Технол...
Рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса (для неделимых классов)
Рабочая программа разработана с учётом примерной образовательной программы основного общего образования по технологии 5-8 классы, авторской программы основного общего образования «Технолог...
Рабочая программа по технологии для учащихся 7 класса (для неделимых классов)
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом требований, предъявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по техно...
Рабочая программа по технологии для учащихся 6 класса (для неделимых классов)
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом требований, предъявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по техно...
Рабочая программа по технологии для учащихся 8 класса (для неделимых классов)
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом М...