Лоскутная флористика.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Лоскутное шитьё – самый распространенный вид народного творчества и является древнейшим видом русского декоративного искусства. Лоскутное шитье зародилось в глубокой древности и до сих пор является актуальным в украшении дома, одежды, аксессуаров и разных предметах нашего обихода.

Лоскутное шитьё или «пэчворк» лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика – это рукоделие в котором в виде мозаики целое изделие собирается из кусочков ткани (лоскутков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loskutnaya_floristika.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лоскутная флористика.

 

Лоскутное шитьё – самый распространенный вид народного творчества и является древнейшим видом русского декоративного искусства. Лоскутное шитье зародилось в глубокой древности и до сих пор является актуальным в украшении дома, одежды, аксессуаров и разных предметах нашего обихода.

Лоскутное шитьё или «пэчворк» лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика – это рукоделие в котором в виде мозаики целое изделие собирается из кусочков ткани (лоскутков).

В ходе работы мастер создает полотно изделия с новым цветовым решением, узором и фактурой. В наше время информационных технологий мастера выполняют объемно-пространственные композиции в технике лоскутного шитья. Наши бабушки, мамы давно применяли в украшении дома и одежды лоскутную технику шитья. В основном она применялась в изготовлении стеганых изделий (изготовление одеял) и в домашнем обиходе.

Из истории лоскутного шитья.

В Англии 16 века появлялись красочные ткани разных узоров из индийского хлопка. Одеяло, выполненное с декорированием лоскутного шитья или набивкой, являлось модным украшением домашнего интерьера. Большое применение лоскутного шитья было актуальным в 1712 году в связи с запретом ввоза в Англию индийских тканей (ситца). Так в Англии хотели сохранить отечественное производство шерстяных и шёлковых тканей. Но ситец все равно попадал в город и был дорогим товаром. Поэтому обрезки ситца от других изделий сохраняли и применяли в других изделиях. Большими кусочками ситца украшали шерстяные или льняные изделия в виде аппликаций, а мелкие кусочки соединялись друг, с другом образуя общее полотно.

В Новый Свет с переселенцами попало стеганое одеяло. Так как тканей не хватало, то чинились одеяла из старой одежды. Долго продолжающаяся нехватка тканей укрепила традицию изготовления стеганых изделий из лоскутков. В дальнейшем этот вид шитья делался более сложным, так как каждая женщина хотела сделать свое неповторимое одеяло. Американские женщины в основном стеганые полотно шили зимой. В основном все стеганые полотна (квилты) изготовленные до 1750 года, были изготовлены в стили «печворка». В 1850 году стала модной аппликация. Стеганые одеяла в стиле «печворка» были повседневным обиходом хозяек, а одеяла с аппликациями использовались в особых случаях.

На Русивсегда бережно относились к ткани, как сделанной в домашних условиях, так и купленной. До 18 века использовали домотканое полотно. А в 17 веке у старообрядцев применяли лоскутные коврики – «подручники». На рисунках таких ковриков изображали символические картины девяти ангельских чинов.

Во второй половине 19 века с появление ситца привезенного из-за границы, шитье из лоскутков получило широкое распространение. Домотканые полотна имели размер около 40 см, а фабричный ситец 75-80 см, то при раскрое одежды оставалось много обрезков. Английский ситец был дорогим, поэтому на Руси хозяйки не закрывали одну ткань другой. В конце века в России было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей, и появление швейных машин привело к пику применения лоскутного шитья. В основном оно применялось в крестьянской среде при изготовление стеганых одеял, носящих главное предназначение – защита от холода. В изготовлении эти одеял в основном использовали лоскуты ношенной одежды, которые имели неправильную форму и сшивались случайным образом. Так же была развита традиция шитья одеял на свадьбу и рождение ребенка. Эта традиция имела в себе как практическую функцию, так и декоративную. Формы лоскутов определялись формой выпада, которая получалась при раскрое прямого русского костюма (квадрат, треугольник, полоса). В народном творчестве лоскутное шитье заменяло сложное по исполнению кружево, вышивку, или тканые элементы. Цветовое решение в сборке полотна отдавалось с учетом местных художественных предпочтений.  

      Создание изделий из текстильных материалов

Программа предмета «Технология» в основном виде деятельности является проектной деятельностью ученика.

В ходе освоения программы «Создания изделий текстильных и поделочных материалов» ученик должен знать и уметь:

  • смысл технологических понятий;
  • текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитье, рукоделие;
  • свойства и виды тканей, трикотажа и нетканых материалов;
  • назначение различных швейных изделий;
  • основные стили в одежде и современные направления моды;
  • назначение сварных, клеевых и ниточных способов соединения деталей в швейных изделиях;
  • виды традиционных народных промыслов;
  • распространенные профессии текстильной и швейной промышленности;
  • определять виды тканей для определенных типов швейных изделий;
  • пользоваться швейной машинкой;
  • регулировать качество машинной строчки;
  • снимать мерки с фигуры человека;
  • делать чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;
  • выбирать модель с учетом анатомических особенностей человека;
  • менять формы моделей швейных изделий;
  • делать не менее трех видов художественной отделки швейных изделий;
  • готовить выкройку и ткань к раскрою;
  • раскраивать ткань;
  • делать соединительные, краевые и отделочные швы;
  • проводить примерку изделий;
  • находить и корректировать дефекты швейных изделий;
  • проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий и полуфабрикатов;
  • делать не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
  • проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов;
  • правила безопасности труда;
  • ручные инструменты для швейных и декоративно – прикладных работ;
  • швейные машины;
  • разные виды художественной отделки изделий.

Ученики должны уметь применять эти знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Цели, задачи и навыки программы «Лоскутная флористики

В ходе изучения программы ученики знакомятся с наиболее распространенными видами лоскутной техники, с особенностями узора и цветовой гаммы.

Учитывая возраст детей, практическая деятельность направлена на овладение простыми видами лоскутного шитья из ромбов, квадратов, полосок, треугольников.

Художественное шитьё из лоскутов развивает у учеников:

  • интерес и любовь к народному искусству;
  • художественный вкус и мастерство у каждого ученика;
  • эстетическое развитие личности, что способствует всестороннему развитию ученика;
  • формирует общие знания художественной культуры посредствам приобщения учеников к народным промыслам и традициям, в том числе современные технологии художественно-прикладного искусства;
  • творческую активность;
  • способствует психологической разгрузке и оздоровлению;
  •  способствует благоприятной среде для общения учеников;
  • организацию полезного досуга учеников.

Цель программы – создание условий для развития основ творческой личности ученика по средствам приобщения его к культурному наследию и удовлетворению творческих запросов, воспитанию потребности саморазвитию личности ученика.

Это можно достигнуть, решив такие задачи:

  • сформировав у ученика навыки и приемы работы с лоскутными тканями, изготовлением художественных, традиционных и авторских работ;
  • включая учеников в познавательную работу по изучению истоков народного творчества;
  • создавая комфортную, развивающую, воспитывающую и здоровьесберегающую среду, атмосферу доброжелательности совместного творчества;
  • развивая творческие и коммуникативные способности к самостоятельности, изобретательности и творческому мышлению;
  • воспитывая в учениках качества народных мастеров: доброту, красоту, трудолюбие, стремление дарить радость людям и как результат – воспитание высоконравственной социально активной личности;
  • приобщая учеников к творческому труду, уважению труда людей и продуктов их деятельности.

Цели и задачи усложняются в ходе изучения материала программы «от простого к сложному» и направлены на конечный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)

В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....

Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.

Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....

Мастер-класс по лоскутному шитью "Лоскутные уголки"

Презентация поможет выполнить изделие из лоскута в технике объемных уголков. Материал подготовлен на основе авторских работ и интернет-источников. Будет полезен учителям технологии, педагогам дополнит...

Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на занятии по флористике в студии флористики "Солнечный мир"

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчест...

План-конспект открытого урока на тему "Лоскутное шитье", презентация "Лоскутное шитье". 5класс

Данный материал предназначен для проведения урока в 5 классе на тему "Лоскутное шитье", целью которого является, ознакомление учащихся с лоскутным шитьем как древним и современным видом деко...

Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."

Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."Презентация может использоваться в 5- 8 классах, при проектной деятельности обучающих...