Лоскутная флористика.
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Лоскутное шитьё – самый распространенный вид народного творчества и является древнейшим видом русского декоративного искусства. Лоскутное шитье зародилось в глубокой древности и до сих пор является актуальным в украшении дома, одежды, аксессуаров и разных предметах нашего обихода.
Лоскутное шитьё или «пэчворк» лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика – это рукоделие в котором в виде мозаики целое изделие собирается из кусочков ткани (лоскутков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loskutnaya_floristika.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лоскутная флористика.
Лоскутное шитьё – самый распространенный вид народного творчества и является древнейшим видом русского декоративного искусства. Лоскутное шитье зародилось в глубокой древности и до сих пор является актуальным в украшении дома, одежды, аксессуаров и разных предметах нашего обихода.
Лоскутное шитьё или «пэчворк» лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика – это рукоделие в котором в виде мозаики целое изделие собирается из кусочков ткани (лоскутков).
В ходе работы мастер создает полотно изделия с новым цветовым решением, узором и фактурой. В наше время информационных технологий мастера выполняют объемно-пространственные композиции в технике лоскутного шитья. Наши бабушки, мамы давно применяли в украшении дома и одежды лоскутную технику шитья. В основном она применялась в изготовлении стеганых изделий (изготовление одеял) и в домашнем обиходе.
Из истории лоскутного шитья.
В Англии 16 века появлялись красочные ткани разных узоров из индийского хлопка. Одеяло, выполненное с декорированием лоскутного шитья или набивкой, являлось модным украшением домашнего интерьера. Большое применение лоскутного шитья было актуальным в 1712 году в связи с запретом ввоза в Англию индийских тканей (ситца). Так в Англии хотели сохранить отечественное производство шерстяных и шёлковых тканей. Но ситец все равно попадал в город и был дорогим товаром. Поэтому обрезки ситца от других изделий сохраняли и применяли в других изделиях. Большими кусочками ситца украшали шерстяные или льняные изделия в виде аппликаций, а мелкие кусочки соединялись друг, с другом образуя общее полотно.
В Новый Свет с переселенцами попало стеганое одеяло. Так как тканей не хватало, то чинились одеяла из старой одежды. Долго продолжающаяся нехватка тканей укрепила традицию изготовления стеганых изделий из лоскутков. В дальнейшем этот вид шитья делался более сложным, так как каждая женщина хотела сделать свое неповторимое одеяло. Американские женщины в основном стеганые полотно шили зимой. В основном все стеганые полотна (квилты) изготовленные до 1750 года, были изготовлены в стили «печворка». В 1850 году стала модной аппликация. Стеганые одеяла в стиле «печворка» были повседневным обиходом хозяек, а одеяла с аппликациями использовались в особых случаях.
На Русивсегда бережно относились к ткани, как сделанной в домашних условиях, так и купленной. До 18 века использовали домотканое полотно. А в 17 веке у старообрядцев применяли лоскутные коврики – «подручники». На рисунках таких ковриков изображали символические картины девяти ангельских чинов.
Во второй половине 19 века с появление ситца привезенного из-за границы, шитье из лоскутков получило широкое распространение. Домотканые полотна имели размер около 40 см, а фабричный ситец 75-80 см, то при раскрое одежды оставалось много обрезков. Английский ситец был дорогим, поэтому на Руси хозяйки не закрывали одну ткань другой. В конце века в России было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей, и появление швейных машин привело к пику применения лоскутного шитья. В основном оно применялось в крестьянской среде при изготовление стеганых одеял, носящих главное предназначение – защита от холода. В изготовлении эти одеял в основном использовали лоскуты ношенной одежды, которые имели неправильную форму и сшивались случайным образом. Так же была развита традиция шитья одеял на свадьбу и рождение ребенка. Эта традиция имела в себе как практическую функцию, так и декоративную. Формы лоскутов определялись формой выпада, которая получалась при раскрое прямого русского костюма (квадрат, треугольник, полоса). В народном творчестве лоскутное шитье заменяло сложное по исполнению кружево, вышивку, или тканые элементы. Цветовое решение в сборке полотна отдавалось с учетом местных художественных предпочтений.
Создание изделий из текстильных материалов
Программа предмета «Технология» в основном виде деятельности является проектной деятельностью ученика.
В ходе освоения программы «Создания изделий текстильных и поделочных материалов» ученик должен знать и уметь:
- смысл технологических понятий;
- текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитье, рукоделие;
- свойства и виды тканей, трикотажа и нетканых материалов;
- назначение различных швейных изделий;
- основные стили в одежде и современные направления моды;
- назначение сварных, клеевых и ниточных способов соединения деталей в швейных изделиях;
- виды традиционных народных промыслов;
- распространенные профессии текстильной и швейной промышленности;
- определять виды тканей для определенных типов швейных изделий;
- пользоваться швейной машинкой;
- регулировать качество машинной строчки;
- снимать мерки с фигуры человека;
- делать чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;
- выбирать модель с учетом анатомических особенностей человека;
- менять формы моделей швейных изделий;
- делать не менее трех видов художественной отделки швейных изделий;
- готовить выкройку и ткань к раскрою;
- раскраивать ткань;
- делать соединительные, краевые и отделочные швы;
- проводить примерку изделий;
- находить и корректировать дефекты швейных изделий;
- проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий и полуфабрикатов;
- делать не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
- проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов;
- правила безопасности труда;
- ручные инструменты для швейных и декоративно – прикладных работ;
- швейные машины;
- разные виды художественной отделки изделий.
Ученики должны уметь применять эти знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Цели, задачи и навыки программы «Лоскутная флористики
В ходе изучения программы ученики знакомятся с наиболее распространенными видами лоскутной техники, с особенностями узора и цветовой гаммы.
Учитывая возраст детей, практическая деятельность направлена на овладение простыми видами лоскутного шитья из ромбов, квадратов, полосок, треугольников.
Художественное шитьё из лоскутов развивает у учеников:
- интерес и любовь к народному искусству;
- художественный вкус и мастерство у каждого ученика;
- эстетическое развитие личности, что способствует всестороннему развитию ученика;
- формирует общие знания художественной культуры посредствам приобщения учеников к народным промыслам и традициям, в том числе современные технологии художественно-прикладного искусства;
- творческую активность;
- способствует психологической разгрузке и оздоровлению;
- способствует благоприятной среде для общения учеников;
- организацию полезного досуга учеников.
Цель программы – создание условий для развития основ творческой личности ученика по средствам приобщения его к культурному наследию и удовлетворению творческих запросов, воспитанию потребности саморазвитию личности ученика.
Это можно достигнуть, решив такие задачи:
- сформировав у ученика навыки и приемы работы с лоскутными тканями, изготовлением художественных, традиционных и авторских работ;
- включая учеников в познавательную работу по изучению истоков народного творчества;
- создавая комфортную, развивающую, воспитывающую и здоровьесберегающую среду, атмосферу доброжелательности совместного творчества;
- развивая творческие и коммуникативные способности к самостоятельности, изобретательности и творческому мышлению;
- воспитывая в учениках качества народных мастеров: доброту, красоту, трудолюбие, стремление дарить радость людям и как результат – воспитание высоконравственной социально активной личности;
- приобщая учеников к творческому труду, уважению труда людей и продуктов их деятельности.
Цели и задачи усложняются в ходе изучения материала программы «от простого к сложному» и направлены на конечный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)
В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....
Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.
Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....
Мастер-класс по лоскутному шитью "Лоскутные уголки"
Презентация поможет выполнить изделие из лоскута в технике объемных уголков. Материал подготовлен на основе авторских работ и интернет-источников. Будет полезен учителям технологии, педагогам дополнит...
"Лоскутное шитьё. ТБ . П.Р.№ 16 «Изготовление изделия в технике лоскутного шитья»
Технологическая карта урока . 5 класс....
Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на занятии по флористике в студии флористики "Солнечный мир"
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчест...
План-конспект открытого урока на тему "Лоскутное шитье", презентация "Лоскутное шитье". 5класс
Данный материал предназначен для проведения урока в 5 классе на тему "Лоскутное шитье", целью которого является, ознакомление учащихся с лоскутным шитьем как древним и современным видом деко...
Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."
Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."Презентация может использоваться в 5- 8 классах, при проектной деятельности обучающих...