Инновационные технологии, методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии.
материал по технологии
Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Принципы, методы и приёмы здоровьесберегающиего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости на уроках технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
Факторы, негативно влияющие на реализацию здоровьесберегающих технологий: стресс , обусловленный внешними и внутренними факторами; несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Инновационный проект «Повышение уровня стрессоустойчивости как важнейшего компонента здорового образа жизни и успешной социализации».
Стресс – это состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими или эмоциональным и факторами.
«Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский
Принципы здоровьеразвивающего урока: двигательная активность; оздоровительный режим; формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания; психологическая комфортность; опора на индивидуальные особенности и способности ребенка (учет ведущей модальности, темперамента, билатеральности
Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Комфортное начало и окончание урока , способствуют положительному эмоциональному настрою учащихся. Использование положительных установок на успех в деятельности: «У тебя всё получится! Ты справишься! Тебе всё по силам!» Умение настроить ученика на положительную волну: «Улыбнись самому себе».
Как сохранить здоровье ребенка? Какие методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии можно применять?
Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников : Проведение на уроке валеологических пауз , кинезиологических упражнений, дыхательной гимнастики.
Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников : Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся , как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научились обращаться к своему личному опыту, представлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Опрос учащихся . Отметка ставится ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал, выполнил творческое задание, изготовил изделие.
Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Музтерапия . Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока.
Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Организация саморефлексии . Урок заканчивается саморефлексией . Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.
Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Социально-психологическая компетентность учителя. Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. А здоровы ли наши учителя? Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание».
Один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! 1. Улыбка поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. 2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. 3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Будьте здоровы!!! «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
имени Героя Советского Союза генерал-майора В.В.Колесника
города Славянска - на – Кубани
муниципального образования Славянский район
Доклад
«Инновационные технологии, методы и приёмы в формировании стрессоустойчивости школьников на уроках технологии»
Учитель технологии
Островерхова Е.В
2021 год
Инновационные технологии, методы и приёмы в формировании стрессоустойчивости школьников на уроках технологии
Слайд Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Забота о здоровье включает в себя несколько важных моментов. Это и питание, и режим сна, и движения, и пребывание детей на воздухе.
Слайд С другой стороны, можно выделить следующие факторы, негативно влияющие на реализацию здоровьесберегающих технологий:
- стресс, обусловленный внешними и внутренними факторами;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Слайд С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МАОУ СОШ №17 реализуется инновационный проект «Повышение уровня стрессоустойчивости как важнейшего компонента здорового образа жизни и успешной социализации».
Слайд Стресс – это состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими или эмоциональными факторами.
Слайд В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Слайд Как сохранить здоровье ребенка? Какие методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии можно применять?
Урок технологии не связан с сильным напряжением умственной деятельности учащихся, но после уроков математики, физики, русского языка, учащиеся иногда находятся в состоянии стресса. В связи с этим возникла необходимость в создании системы педагогических методов и приемов стрессоустойчивости школьников на уроках технологии.
Слайд Принципы здоровьеразвивающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости:
– двигательная активность;
– оздоровительный режим;
– формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;
– психологическая комфортность;
–опора на индивидуальные особенности и способности ребенка (учет ведущей модальности, темперамента, билатеральности).
Для реализации данных принципов мной были выбраны и систематизированы педагогические методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии:
Слайд 1. Комфортное начало и окончание урока, способствуют положительному эмоциональному настрою учащихся.
Очень важно с каким выражением лица мы заходим в кабинет, сказали всего лишь пару фраз, а дети уже уловили наше настроение, расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали наше к ним отношение. А это всё может быть разным, мы организовываем учеников либо на учение, либо на мучение. Учителю уместно выражением лица, улыбкой продемонстрировать удовольствие встречи с учениками, вежливо поздороваться и предложить сесть на свои места, т.е. обеспечить ученикам и учителю сохранение, а в идеале – увеличение их жизненных сил в продолжение всего урока.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Полезная для здоровья «встряска» необходима не только мыслительному процессу, но и оживляет творческий настрой.
Примитивно-злобный характер шуток как проявление самоутверждения за счет других наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Создать комфортную работу учащихся на уроке, снять психо-эмоциональное напряжение можно с помощью использования положительных установок на успех в деятельности: «У тебя всё получится! Ты справишься! Тебе всё по силам!», умение настроить ученика на положительную волну: «Улыбнись самому себе». Тетради по технологии разрешаю оформлять различными рисунками или символами, которые относятся к той или иной теме урока. Учащиеся делают это с удовольствием, используя цветные ручки и карандаши.
Слайд 2. Проведение на уроке валеологических пауз, кинезиологических упражнений, дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышение стрессоустойчивости. Ребята освоили и самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.
Слайд 3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научились обращаться к своему личному опыту, представлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
Слайд 4. Опрос учащихся. Отметка ставится ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал, выполнил творческое задание, изготовил изделие. Упорядочение системы домашних заданий, их дозирование, вариативность, творческий характер - эти приемы помогли каждому ребенку понять, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.
Слайд 5. Музтерапия. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающим) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Целесообразно также организовывать прослушивание произведений инструментальной классической музыки.
Слайд 6. Организация саморефлексии. Урок заканчивается саморефлексией. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.
Слайд 7. Социально-психологическая компетентность учителя.
Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. А здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Слайд Пропишите себе рецепт оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас. А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов:
1. Улыбка поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться, вспомнить что то приятное.
И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Слайд Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Инновационные технологии, методы и приёмы в формировании стрессоустойчивости школьников на уроках технологии»
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют раз...
Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы
Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье....
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики
Актуальность темы определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...