Инновационные технологии, методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии.
материал по технологии

Островерхова Елена Викторовна

Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Принципы, методы и приёмы здоровьесберегающиего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости на уроках технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные технологии, методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии Учитель технологии МАОУ СОШ № 17 Г.Славянск – на -Кубани Островерхова Е.В.

Слайд 2

Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.

Слайд 3

Факторы, негативно влияющие на реализацию здоровьесберегающих технологий: стресс , обусловленный внешними и внутренними факторами; несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Слайд 4

Инновационный проект «Повышение уровня стрессоустойчивости как важнейшего компонента здорового образа жизни и успешной социализации».

Слайд 5

Стресс – это состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими или эмоциональным и факторами.

Слайд 6

«Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский

Слайд 7

Принципы здоровьеразвивающего урока: двигательная активность; оздоровительный режим; формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания; психологическая комфортность; опора на индивидуальные особенности и способности ребенка (учет ведущей модальности, темперамента, билатеральности

Слайд 8

Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Комфортное начало и окончание урока , способствуют положительному эмоциональному настрою учащихся. Использование положительных установок на успех в деятельности: «У тебя всё получится! Ты справишься! Тебе всё по силам!» Умение настроить ученика на положительную волну: «Улыбнись самому себе».

Слайд 9

Как сохранить здоровье ребенка? Какие методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии можно применять?

Слайд 10

Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников : Проведение на уроке валеологических пауз , кинезиологических упражнений, дыхательной гимнастики.

Слайд 11

Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников : Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся , как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научились обращаться к своему личному опыту, представлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

Слайд 12

Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Опрос учащихся . Отметка ставится ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал, выполнил творческое задание, изготовил изделие.

Слайд 13

Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Музтерапия . Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока.

Слайд 14

Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Организация саморефлексии . Урок заканчивается саморефлексией . Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

Слайд 15

Методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников: Социально-психологическая компетентность учителя. Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. А здоровы ли наши учителя? Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание».

Слайд 16

Один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! 1. Улыбка поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. 2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. 3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Слайд 17

Будьте здоровы!!! «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

имени Героя Советского Союза генерал-майора В.В.Колесника

города Славянска - на – Кубани

муниципального образования Славянский район

Доклад  

«Инновационные  технологии, методы и приёмы  в формировании стрессоустойчивости  школьников на уроках технологии»

Учитель технологии

Островерхова Е.В

2021 год

Инновационные  технологии, методы и приёмы  в формировании стрессоустойчивости  школьников на уроках технологии

Слайд Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Забота о здоровье включает в себя несколько важных моментов. Это и питание, и режим сна, и движения, и пребывание детей на воздухе.

Слайд С другой стороны, можно выделить следующие факторы, негативно влияющие на реализацию здоровьесберегающих технологий:

  • стресс, обусловленный внешними и внутренними факторами;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Слайд С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся  в МАОУ СОШ №17 реализуется инновационный проект  «Повышение уровня стрессоустойчивости как важнейшего компонента здорового образа жизни и успешной социализации».

Слайд Стресс – это состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими или эмоциональными факторами.

Слайд В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Слайд Как сохранить здоровье ребенка? Какие методы и приёмы формирования стрессоустойчивости  школьников на уроках технологии можно применять?

Урок технологии не связан с сильным напряжением умственной деятельности учащихся, но после уроков математики, физики, русского языка, учащиеся иногда находятся в состоянии стресса. В связи с этим возникла необходимость в создании системы педагогических методов и приемов стрессоустойчивости  школьников на уроках технологии.

Слайд Принципы здоровьеразвивающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости:

– двигательная активность;

– оздоровительный режим;

– формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;

– психологическая комфортность;

–опора на индивидуальные особенности и способности ребенка (учет ведущей модальности, темперамента, билатеральности).

Для реализации данных принципов мной были выбраны и систематизированы педагогические методы и приемы формирования стрессоустойчивости  школьников на уроках технологии:

Слайд 1. Комфортное начало и окончание урока, способствуют положительному эмоциональному настрою учащихся.

Очень важно с каким выражением лица мы заходим в кабинет, сказали всего лишь пару фраз, а дети уже уловили наше настроение, расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали наше к ним отношение. А это всё может быть разным, мы организовываем учеников либо на учение, либо  на мучение. Учителю уместно выражением лица, улыбкой продемонстрировать удовольствие встречи с учениками, вежливо поздороваться и предложить сесть на свои места, т.е. обеспечить ученикам и учителю сохранение, а в идеале – увеличение их жизненных сил в продолжение всего  урока.

        Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Полезная для здоровья «встряска»  необходима не только мыслительному процессу, но и оживляет творческий настрой.

Примитивно-злобный характер шуток как проявление самоутверждения за счет других наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Создать комфортную работу учащихся на уроке, снять психо-эмоциональное напряжение можно с помощью использования положительных установок на успех в деятельности: «У тебя всё получится! Ты справишься! Тебе всё  по силам!», умение настроить ученика на положительную волну: «Улыбнись самому себе». Тетради по технологии разрешаю оформлять различными рисунками или символами, которые относятся к  той  или иной теме урока. Учащиеся делают это с удовольствием, используя цветные ручки и карандаши.

Слайд 2. Проведение на уроке валеологических пауз, кинезиологических упражнений, дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышение стрессоустойчивости. Ребята освоили и самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.

Слайд 3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научились обращаться к своему личному опыту, представлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

Слайд 4. Опрос учащихся. Отметка ставится ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал, выполнил творческое задание, изготовил изделие. Упорядочение системы домашних заданий, их дозирование, вариативность, творческий характер - эти приемы помогли каждому ребенку понять, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.

Слайд 5. Музтерапия. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающим) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Целесообразно также организовывать прослушивание произведений инструментальной классической музыки.

Слайд 6. Организация саморефлексии. Урок заканчивается саморефлексией. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

Слайд  7. Социально-психологическая компетентность учителя. 

Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. А здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние. 

Слайд Пропишите себе рецепт оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас.  А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов:

1. Улыбка поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

3.  Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться, вспомнить что то приятное.

И давайте помнить о том, что  Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Слайд Так  будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Инновационные технологии, методы и приёмы в формировании стрессоустойчивости школьников на уроках технологии»

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют раз...

Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы

Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье....

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики

Актуальность темы  определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения  и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...