Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках технологии"
статья по технологии (9 класс)

Содержание данной статьи раскрывает проблемы и пути решения проблемы гражданско-патриотического воспитания в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Патриотическое воспитание на уроках технологии»

Выполнила: Симонова Татьяна Юрьевна,

учитель технологии

     В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма.           Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности, то есть значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест, а уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

  Гражданско-патриотическое воспитание всегда направлено на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; использование важнейшей социальной функции общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств; формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях отношения к окружающему миру, природе, науке, культуре.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках технологии, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. На уроках технологии мы знакомимся с детьми с декоративно-прикладным творчеством нашего народа.  Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.

Патриотизм и гражданственность – это не слова, это действия.

Ученики активно работают не только на уроках, но и во внеурочное время. Они участвуют в акциях: чистый школьный двор, обелиск, место, где я отдыхаю (парк, река).

Эффективным методом реализации целей патриотического воспитания является проведение школьных мероприятий. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.

Творческий патриотизм необходимо воспитывать с детства. Как любое другое чувство он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Роль учителя технологии в организации системной, личностно-ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия бесценна.

        В нашем городе открыта казачья кадетская школа-интернат, в которой помимо основных общеобразовательных предметов, проводятся занятия и мероприятия по патриотическому воспитанию кадетов.  В кадетский класс принимают с пятого класса. Ребята занимаются огневой, строевой подготовкой, участвуют в различных патриотических мероприятиях.

Работая в «Казачьей кадетской школе-интернате имени графа И.И, Воронцова-Дашкова», в своей педагогической деятельности осуществлять  задачу патриотического воспитания мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые ролевые уроки, уроки-экскурсии, диспуты, на которых ученики в игровой форме решают довольно сложные задачи. Практическая деятельность учащихся способствует развитию наглядно - образного мышления, обеспечивает познавательный интерес к учению.

Ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнёрства.

Использование проектной технологии является необходимым, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования.

При изучении различных разделов программы стараюсь подбирать материал таким образом, чтобы дети  не только приобрели необходимые технологические знания и навыки, но и расширили свой кругозор, узнали как можно больше  из истории возникновения тех или иных национальных традиций.

Также на уроках технологии учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды русского народа, уклад жизни и быт казаков.

Изучение традиций русской народной и казачьей культуры реализуется в таких разделах как «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома».

Например, изучение разделов «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», помогает внести в атмосферу урока колорит русского уклада жизни. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках. При изучении темы «ручные стежки и строчки», девочки знакомятся с декоративно-прикладным творчеством русского народа.

Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. Учащиеся принимают участие в подготовке  на «День Здоровья», на «День матери», на «День учителя», в «День защитников Отечества», на «Новый год», в «День Победы»,  «8 марта» и т.д.. К этим праздникам мы с ребятами изготавливаем поздравительные открытки, цветы, поделки, говорим о значении каждого праздника.

Обучающиеся нашей казачьей школы – интерната принимают активное участие в городских, областных и общероссийских конкурсах. На уроках технологии и во внеурочное время мы с девочками разрабатываем модели и шьём костюмы для выступлений хореографического коллектива нашей школы.

Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных и патриотических качеств личности, развивать способности.

Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Список литературы:

1.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического     воспитания в школе. — Научно-методический журнал «Воспитание  школьников». — №5 — 2006. С. 4–7.

2. Дубровин В. Воспитать людей, способных возвысить Россию. — Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №10, 2003 год. — С. 50–52. 3. Керпельман Е. Л. О патриотическом воспитании молодежи.

Воспитание школьников 2002.

4.Макаренко А. С. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 1988.

5. Сухомлинский В. А. "Родина в сердце". М. 1980.

6. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.

Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания о...

Презентация "Экологические аспекты воспитания на уроках технологии"

Материал из опыта работы учителя по проблеме экологического воспитания на уроках обслуживающего труда....

Эстетическое воспитание и уроки технологии

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда....