Эстетическое воспитание и уроки технологии
статья на тему
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эстетическое воспитание и уроки технологии | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
« Эстетическое воспитание и уроки технологии »
По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.
Эстетическое воспитание одно из важнейших средств формирования духовно-практического отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Воспринимать искусство – не значит просто смотреть и слушать, не значит даже воспринимать произведение так же, как мы воспринимаем и оцениваем все окружающее нас. Восприятие искусства – особый труд души, напряженная работа чувства и мысли. По словам, звукам, линиям, цветовым пятнам нам предстоит создать художественную картину мира, как бы проделать встречный путь к авторскому замыслу.
Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы донести его до ребенка.
Задача школы – сформировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, то есть воспитывать культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающих поколений эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Нельзя себе представить трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда.
“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота
не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.
Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.
Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществить эстетическое воспитание школьников.
Так, на занятии по разделу «Кулинария» формирую у учащихся навыки сервировки стола, его украшения, поведения за столом. Провожу беседу о том, как должны сочетаться посуда и скатерть, интерьер комнаты. Даю советы по сервировке повседневного и праздничного стола. Школьники учатся фигурной нарезке овощей и фруктов с помощью специальных приспособлений, украшению блюд зеленью лука, укропа, петрушки, составлению букетов. В процессе подобных работ учащиеся приобретают умения сочетать полезное с красивым.
При изучении темы «Материаловедение» школьники оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных т.д. Учащиеся приносят лоскутки тканей и составляют красочные композиции, работая при этом в парах.
Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование», рассказываю о свойствах, цвете и рисунках ткани, показываю, как они влияют на выбор модели, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Делаю акцент на соответствии фасона назначению модели, на конструктивные линии, подчеркивающие пропорции тела, на элементы отделки, зависящие от фасона и цвета изделия. Предлагаю учащимся придумать модель и воспроизвести её с помощью цветной бумаги.
Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому моя задача – объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы модели. Полезно провести беседу об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос, полноте, возрасту. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, подсказать, как добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путём использования элементов отделки и украшений.
Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках технологии должна быть систематической и целенаправленной.
Не мало важное значение имеет оформление кабинета, строгое и в тоже время красивое, стиль школьной мебели, наличие цветов, умелое оформление стендов – все должно формировать эстетический вкус учащихся, доставлять им эстетическое наслаждение, воспитывать желание сделать школу еще более красивой, беречь её имущество.
Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.
Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....
Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.
Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...
Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).
Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области эстетического воспитания о...
Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"
Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"...
эстетическое воспитание на уроках технологии
тема по самообразованию...
Эстетическое воспитание на уроках технологии
Эстетическое воспитание на уроках технологии...