Методические материалы инструктора по труда
план-конспект по технологии
В данном разделе представлены конспекты занятий по кулинарии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Вторые блюда" | 21.75 КБ |
Конспект занятия "Каши" | 19.84 КБ |
Конспект занятия "Тесто" | 19.43 КБ |
Конспект занятия "Супы" | 340.04 КБ |
Конспект занятия "Пасха" | 39.62 КБ |
Конспект занятия "Украшения для блюд" | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВТОРЫХ БЛЮД»
Провела инструктор по труду
Будник Е. В.
ЦЕЛЬ: подготовка детей к самостоятельной жизни, развитие коммуникативных навыков.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Дать понятие о ценности первых блюд для человека.
- Учить готовить второе блюдо (с учетом набора продуктов).
- Закреплять умения нарезать овощи различными способами.
- Учить пассеровать овощи.
- Вырабатывать практические умения выполнения задания в соответствии с образцом.
Коррекционные:
- Коррекция логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи в процессе изучения теоретического материала.
- Развитие произвольного внимания, расширение объема внимания в процессе выполнения упражнения «Расшифруй слово».
- Развитие мнестических процессов памяти: запоминания и воспроизведения информации.
- Формирование навыков самоконтроля в процессе собственной деятельности.
Воспитательные:
1. Формирование социальных качеств личности ребенка: готовность к сотрудничеству, умение вступать в контакт и поддерживать его.
2. Формирование нравственных качеств личности: тактичность, вежливость, открытость, доброжелательность, умение понимать партнера и готовность оказать ему помощь.
ТИП УРОКА: Комбинированный урок
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология сотрудничества на основе малых групп
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: проектор, экран, ноутбук.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ: кастрюли, сковороды, разделочные доски, ножи, ложки, половник.
СЛОВАРЬ: бульон, пассеровать.
Ход занятия:
1. Проверка готовности (Тетрадь, ручка, дневник, спецодежда).
Посмотрим, ребята, друг на друга.
- Улыбнитесь друг другу.
- Скажите, какое у вас сейчас настроение?
- Я бы хотела, чтобы такое настроение у вас было до конца урока
2. Повторение изученного. Работа с карточками.
- Спасибо, садитесь и посмотрите на доску. На нем представлены изображения овощей. Вы смотрите на них в течение 20 секунд, запоминаете, затем записываете на листочке названия овощей, которых вы запомнили.
- Теперь сами проверьте себя.
- Скажите, какое изображение здесь лишнее?
- Мясо.
- Почему?
-Это не овощ.
- Правильно!
3.Сообщение темы. - Сегодня на занятии мы будем учиться готовить второе блюдо. Какие из этих овощей, изображенных на слайде, вам понадобятся
- Капуста, морковь, лук.
- Какого овоща не хватает?
- Не хватает картофеля.
- Что еще нам понадобится?
- Соль и лавровый лист.
- Скажите, какое оборудование вам понадобится?
- Кастрюля, миски, тарелки, сковорода, разделочные доски, половник, ложки.
- Скажите, какой инструмент вам понадобится?
- Нож.
- При работе с ножом, чтобы не порезать пальцы рук, необходимо соблюдать технику безопасности. Повторим правила техники безопасности во время проведения кулинарных работ.
Каким обычно бывает меню обеда? (закуска, первое горячее блюдо, второе горячее блюдо, напиток.) Что может быть вторым горячим блюдом? Обычно мясо с гарниром. Термин гарнир пришел к нам из французской кухни там его использовали для обозначения украшения блюд. Чаще это были овощи или зелень, уложенные вокруг основного блюда: картошка, укроп, сельдерей .Использование гарнира подтверждает французская поговорка «Лучшее украшение для блюда- его гарнир». Но русской кухне гарниром называют любое дополнение к основному блюду (рыбе или мясу ; обработанные овощи макаронные изделия или крутые рассыпчатые каши. Какие гарниры готовят у вас дома? Какие готовят в школе?). Чем можно сопроводить основное блюдо, кроме гарнира? Сырыми овощами- цельными или нарезанными. В виде салатов; солеными или маринованными овощами. Как можно готовить мясо для второго блюда? Мясо можно отварить, тушить, жарить запекать; его можно приготовить как куском, так и в виде фарша, провернув через мясорубку.
Сегодня мы будем готовить второе горячее блюдо:
Котлета с картофельным пюре, салат из капусты.
4.Работа с презентацией.
5.Практическая часть.
- Для выполнения, практической работы разделимся на 2 группы .
- Первая группа будет готовить картофельное пюре с котлетами по технологической карте №1, а вторая группа будет готовить салат из капусты с морковью по технологической карте №2.
- У каждой группы свое рабочее место. Выберите бригадира и распределите работу в группе. Вам дается время на обсуждение, по моему сигналу вы сообщите мне, как вы распределили между собой работу.
- Чтобы все у вас получились вкусными, вам необходимо соблюдать правила общения друг с другом. Давайте их вспомним.
- Нужно обращаться друг к другу только по имени.
- Если нужно, оказывать помощь друг другу.
- Поддержать друга, если у него что- то не получается
- Не отказываться от порученной работы.
- Выполнять работу ответственно.
- Приступайте к выполнению практической работы.
(группы выполняют практическую работу)- Обычно хозяйка тратит на приготовление щей 40 минут, вы справились за 25 минут. Как вы думаете, почему вам так быстро удалось приготовить блюдо?
- Мы дружно работали!
-Помогали друг другу!
6. Подсчет стоимости блюда.
Проверочная работа. Тест.
6. Игра « Составь слово».
А сейчас мы попробуем поиграть со словом «Картофель»
Если взять большое слово,
Вынуть буквы – раз и два!
А потом собрать их снова,
Выйдут - новые слова!
Кто из вас составит больше слов из слова картофель.
( торф, форель, река, корт, лето, форт, рак, отель, ель, факт, факел)
- Давайте оценим вашу работу на занятии.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Мы научились горячее второе блюдо.
- Что надо делать с луком и морковью, чтобы сохранить витамины?
- Как можно разнообразить вкус блюда?
- Можно добавлять томаты, перец.
7.Сервировка стола.
Разложить по тарелкам, подать на стол.
Выполняется сервировка стола.
8. Проводиться дегустация готового блюда.
Инструкционная карта по приготовлению картофельного пюре.
Состав:
Картофель-2кг
Масло сливочное 50гр
Молоко-200гр
Лук-1 штука
1.Подобрать картофелены примерно одного размера, почистить и вымыть их под проточной водой.
2.Вскипятить воду в таком количестве, чтобы она покрывала всю картошку в воде.
3.Довести до кипения, убавить огонь, накрыть крышкой, варить до готовности 20-25 минут.
4.Слить воду, картошку размять толкушкой.
5.Добавить теплое молоко, сливочное масло.
6.Разложить по тарелкам.
Инструкционная карта по приготовлению салата.
Состав:
Капуста- 1кг
Морковь-100гр
Соль-15гр
1.Почистить и вымыть морковь.
2.Убрать верхние листы капусты и промыть.
3.Наширковать капусту.
4.Морковь протереть через терку.
5.Соединить капусту и морковь.
6.Положить соль растереть солью.
Инструкционная карта по приготовлению котлет.
1.Разморозить котлеты.
2.Разогреть сковороду с растительным маслом.
3.В разогретую духовку поставить сковороду с котлетами.
4.Котлеты готовятся 15-20 мин.
Стоимость второго блюда «котлета с картофельным пюре, салат из капусты»
Проверочная работа. Тест.
Проверочная работа. Тест.
Предварительный просмотр:
«ПРИГОТОВЛЕНИЕ МОЛОЧНЫХ КАШ»
Провела инструктор по труду
Будник Е. В.
Тема урока: Каши.
Тип урока: Открытия новых знаний
Цель урока: Познакомить обучающихся с основными правилами варки каш.
Задачи: Образовательные. Рассмотреть разновидности каш в зависимости от их консистенции, правила расчета основных компонентов и объема посуды для варки каш.
Воспитательные. Воспитывать уважение и любовь к профессии повара. Бережное отношение к народным традициям и национальной кухне.
Развивающие. Развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации; развитие познавательной активности обучающихся.
Оснащение урока: Мультимедийная установка, презентация о каше, видео о варке каш, учебники по кулинарии, сказка «Про кашу» распечатанная на листах А4, Русские пословицы и поговорки о каше распечатанные на листах, рассказ Н.Н. Носова «Мишкина каша», музыка для физкультминутки (mр3), Таблица расчетов для варки каш различной консистенции распечатанная на листах, калькуляторы для расчетов, рабочие тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка наличия учащихся.
Проверка готовности к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели, задач. Просмотр презентации о каше.
3. Изложение нового материала.
Рассказ о значении каш в традиционной русской кухне. Пословицы о каше.
Прослушивание сказки «Про кашу».
Разновидности каш. Работа с таблицей. Расчет по таблице количества крупы и
жидкости для каш различной консистенции. Рассказ Н. Носова «Мишкина
каша». Расчет объема посуды для варки каш. Просмотр видео мастер- класса
по варке каш.
4. Закрепление изученного материала.
Задание обучающимся для самостоятельной работы. Расчеты.
5. Подведение итогов занятия.
Оценить степень реализации поставленных на уроке целей.
Сообщение и выставление оценок.
Домашнее задание.
План – конспект урока
Тема «Каши»
(Просмотр презентации о каше и формулировка темы урока).
С давних пор каша была любимым блюдом многих народов, играла большую роль в питании, в древности считалась кушаньем торжественным и обрядовым.
На Руси одним из самых традиционных блюд была каша. Так уж получилось, что на землях, где жили наши далекие предки, не росли капуста, картофель помидоры. Зато много было дикой пшеницы – полбы. Помните работника Балду из сказки Пушкина, так ведь он питался вареной полбою, вот и был он здоровым и сильным. А про тех, кто не может с работой справляться, говорят: “мало каши ел”. Но для нашего народа каша больше, чем еда. Мы часто можем услышать: «Ну, заварили кашу! Как расхлебывать?» (означает что начали большое дело, требующее много силы, ловкости, ума). Почему такой почет каше? Польза каш в том, что там есть все необходимые питательные вещества. (Спросить у обучающихся) Углеводы в виде крахмала (72-90%) и клетчатки, белки (12-16%), жир (до 8%), минеральные вещества (кальций, фосфор, железо, магний, марганец), витамины гр. В, РР и Е. Калорийность каш и блюд из них высокая от 300 до 450 ккал.
Давайте послушаем сказку «Про кашу». (Звучит сказка)
Скажите какие пословицы и поговорки о каше вы знаете? (Звучат пословицы и поговорки). А какие каши готовят в вашей семье?
Каши варят из различных круп на молоке, воде или смеси молока с водой. По густоте каши делят на рассыпчатые (крутые), вязкие (размазни) и жидкие (кашицы). Консистенция зависит от соотношения крупы и жидкости. Поглощая воду, необходимую для клейстеризации крахмала, крупы увеличивают свою массу и объем. Приваром называют разность масс готовой каши и использованной для ее приготовления крупы. Необходимо строго соблюдать рецептуры, представленные в таблице (Приложение 1), чтобы приготовить каши нужной густоты. При расчете соотношения воды и крупы следует учитывать оставшуюся от промывания воду (10-30% массы сухой крупы). (Работа с таблицей. Ответы на вопросы. Расчеты.)
Теперь давайте немного отдохнем (Проводится физкультминутка под песенку о каше).
Объем посуды при варки каш (котлы, кастрюли) обязательно должны быть измерены. Варить кашу в котлах большого размера не рекомендуется, т.к. в них крупа разваривается неравномерно и плохо упревает, а кашу трудно перемешивать. Лучше всего применять пароварочную посуду с косвенным обогревом. Посуда должна иметь толстое дно (5-6 мм) и плотно закрываться крышкой.
Кашу варить непростое дело. Послушайте поучительную историю (звучит рассказ Н.Н.Носова «Мишкина каша»в кратком изложении).
Чтобы определить объем посуды для варки каш, принимают объем крупы и жидкости (т. е. полезный объём или выход) за 80%. Считая, что для выкипания жидкости нужно оставить 20% объёма посуды, определяем требуемую емкость.
Например, полезный объём для приготовления рисовой вязкой каши из 8 кг крупы составит: 8 х 4,5 = 36 л.
36 л – 80%; 36 х 100
Х = ------------ = 45 л.
Х л – 100% 80
Следовательно, для приготовления рисовой вязкой каши из 8 кг крупы нужно взять котел емкостью 50 л.
(Дается задание для обучающихся для самостоятельного расчета)
Каша может быть и кулинарным шедевром, который готовят в лучших ресторанах. (Просмотр видео мастер класса по приготовлению Гурьевской каши.)
Подводятся итоги урока. Выставляются оценки.
Дается домашнее задание: Найдите рецепты приготовления каш различной консистенции. Сделайте технологическую схему приготовления любимой вами каши. А на следующем уроке мы с вами рассмотрим, правильно ли вы ее варите и узнаем как по технологии варятся каши различной консистенции.
Пословицы и поговорки о каше
Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:
- Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
- Каша – кормилица наша.
- Русского мужика без каши не накормишь.
- Кашу маслом не испортишь.
- Щи да каша – радость наша.
- Каша-то густа, да чашка пуста.
- Где щи да каша – там и наши.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Каши нет — щей больше лей.
- Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
- Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
- Каша-то густа, да чаша-то пуста.
- Кашевар живет сытее князя.
- Кашу свари, да еще и в рот положи.
- В родной семье и каша гуще.
- Гречневая каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша.
- Каша — мать наша.
- Каши не перемаслишь.
- Кашу есть зубов не надо.
Сказка «Про кашу»
Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Всех любили - и суп, и компот, и котлеты, и картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее было любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.
Горевала-горевала каша и решила пойти по свету счастье искать. Вот идет-идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано - не видано посуды - и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: «Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, а только та, которая с толстым дном и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями».
Отдохнула каша и пошла дальше, шла - шла и увидела огонь, поздоровалась с ним каша и рассказала о своем горе, а огонь и говорит: «Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной - ни горелой, ни сырой. Я должен быть тихим - тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть так до полного набухания».
Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла - шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: «Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока и ты никогда не пригоришь».
Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла - шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа «Артек». Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: «От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду и строго по норме для каждого вида каш». - И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да подсказали, чтобы она не забыла: манку - перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: «И ты будешь намного вкуснее».
Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит, стоит теремок и живут там сахар, соль и сливочное масло. «Ага» - думает каша – «Зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют». Зашла в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: «К нам-то тебе и надо было. Мы последний штрих к твоему вкусу. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри строго по норме. А масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: «Кашу маслом не испортишь».
Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят, с тех пор отбоя у нее не стало от едоков!
Предварительный просмотр:
«ПРИГОТОВЛЕНИЕ ДРОЖЖЕВОГО ТЕСТА ДЛЯ БУЛОЧЕК»
Провела инструктор по труду
Будник Е. В.
Тема: Приготовление дрожжевого теста и изготовление булочек
Цель занятия: ознакомление с технологически правильным процессом приготовления дрожжевого теста и изготовление булочек.
Задачи:
1. Обучать формировать изделия из дрожжевого теста.
2. Прививать интерес детей к кулинарному искусству.
3. Развивать навыки самостоятельности.
4. Воспитывать чувство коллективизма и дисциплинированности.
Оборудование: фартуки, колпаки, дидактический материал; продукты, скалки, разделочные доски, ножи, противень, чашки, кисточки.
Ход занятия
1. Орг. момент. Проверка готовности к занятию.
Сообщение темы и цели занятия.
2. Изучение нового материала.
На Руси никакая трапеза не обходилась без выпеченных мучных изделий – домашнего хлеба и различной выпечки. Выпечку готовили из различных видов теста, но наиболее распространенным было дрожжевое. Для праздничного стола из теста выпекали самые разнообразные изделия — пирожки, булочки, ватрушки, плюшки, саечки, сочни, пончики, шанежки, коврижки, колядки и, конечно, пироги. "Булка" имеет тот же корень, что и "булавка", "булава", "булыжник". Первоначальное значение этого слова - "шарик". В древнерусском языке было слово "була" - "шишка". Но "хлебное" название "булка" пришло к нам из Польши в XVII веке вместе с самими булками. Булочка скон — это маленький британский «быстрохлеб» шотландского происхождения. Первое упоминание скона было отмечено в рукописях 1513 года. В некоторых графствах Англии булочку называют «скоан». Однако, согласно британским словарям, правильнее говорить — «скон». Если верить Оксфордскому словарю, название булочки происходит от голландского schoonbrood — прекрасный белый хлеб (schoon — чистый, brood — хлеб).
Дрожжевое тесто замешивают двумя способами: опарным и безопарным.
Для более сдобного теста лучше применять опарный способ, так как сдоба замедляет подъем теста. Безопарным способом приготовляется тесто с меньшим количеством сдобы и более слабой консистенции: употребляется оно для жарки во фритюре.
Опарный способ приготовления теста делится на две стадии: приготовление и брожение опары, приготовление и брожение теста. Опарой называется жидкое тесто, которое замешивают из расчета полной нормы жидкости, половинной нормы муки и половины нормы дрожжей. Жидкость (молоко или вода) должна быть теплой—не ниже 28—30°. В жидкости разводят дрожжи и муку, посуду с опарой наглухо завязывают салфеткой и ставят в теплое место для подъема на 40—50 минут. При брожении опара постепенно увеличивается в объеме в два раза, поверхность ее покрывается пузырьками. Это признак того, что опара готова, в готовую опару добавляют все дополнительные продукты и соль по рецепту. Тесто тщательно перемешивают в посуде, после чего выкладывают на доску, густо посыпанную мукой. Затем тесто выбивают руками до состояния эластичности, т. е. до тех пор, пока оно начнет легко отставать от рук. Выбитое таким образом тесто кладут обратно в посуду, обвязывают салфеткой и ставят в теплое место на 1,5—2 часа для брожения. В течение этого времени тесто обминают два раза, тоже на доске или столе, как при замесе. Определить готовность теста дело нелегкое, так обычно тесто имеет различную консистенцию, а это значит, что процесс брожения проходит различно. Например, в жидком тесте брожение протекает быстрее, чем в густом, несдобное тесто тоже подходит быстрее, чем сдобное. Поэтому готовность теста определяется не только во времени, затраченному на его приготовление, а главным образом по признакам, характеризующим его зрелое состояние; только что замешенное тесто бывает плотным, влажным и мало эластичным, при зрелом же состоянии тесто увеличивается в объеме в 1,5—2 раза, делается пышным, гладким и приобретает эластичность.
Безопарный способ приготовления теста включает только одну стадию. Все предназначенные по рецепту продукты замешивают в тесто сразу и в полной норме. При таком способе замеса норма дрожжей несколько увеличивается по сравнению с нормой дрожжей при опарном способе. Так как дрожжи медленно размножаются в густом тесте, время для первого подъема нужно удлинить, остальная часть процесса приготовления теста протекает так же, как и при опарном способе.
Разделка теста состоит из ряда операций: деления теста на равные кусочки или большие булки; формования куска теста в соответствующие изделия, расстойки сформованных изделий.
Разделка теста является одним из важных моментов приготовления мучных изделий. От качества обработки теста зависит качество изделий. Готовое тесто выкладывают на стол или доску, подпыленную мукой, и скатывают в длинный жгут, от которого затем отрезают отдельные куски, желательно равной величины. Неровные куски теста, как правило, приводят к неодинаковому пропеканию изделии: маленькие будут перепекаться, а крупные — недопекаться. При разделке теста и формовке изделий необходимо учитывать размеры будущих готовых изделий. Объем готовых изделий обычно увеличивается. Размер увеличения зависит от качества муки, рецептуры изделий, времени расстойки теста и температуры печи.
Сформованные изделия укладывают на металлический лист, смазанный жиром, ровными рядами, с учетом увеличения объема изделий. Лист ставят в теплое место на расстойку, которая необходима вследствие уплотнения изделий при формовке. Продолжающееся брожение в тесте с выделением углекислого газа вызывает увеличение объема изделий. Чтобы сформованные изделия во время расстойки не обветривались, их покрывают легкой салфеткой или куском марли. Чем быстрее расстаивается тесто, тем лучше получаются выпеченные изделия. Благоприятная для расстойки теста температура 30—35°; приблизительное время расстойки 30—60 минут. Время расстойки зависит и от размера изделий; чем мельче изделия, тем меньше требуется времени для расстойки, крупные изделия, наоборот, нуждаются в большем времени на расстойку. При недостаточной расстойке на изделиях при выпечке образуются трещинки, сами изделия получаются тяжелыми, плохо пропеченными. Излишняя расстойка деформирует изделия, они получаются с мякишем в крупных норах.
Готовность теста при расстойке определяется органолептическим способом. Расслоившееся тесто, как выше было сказано, увеличивается в объеме, делается мягким. Если при легком надавливании пальцем углубление на поверхности куска теста быстро исчезнет, то расстойка еще недостаточная. При нормальной расстойке углубление на тесте исчезает медленно.
Температуру печи также нужно иметь в виду, в зависимости от температуры в печь ставят изделия с определенной расстойкой. В условиях высокой температуры быстро образуются корочки на изделиях и брожение в тесте прекращается. При низкой температуре печи изделия следует сажать с недостаточной расстойкой, так как образование корочек и проникновение тепла внутрь теста идет медленнее и поэтому расстойка изделий будет более продолжительной.
Для улучшения внешнего вида некоторые сорта изделий смазывают яйцом или маслом. Яйца перед смазкой должны быть хорошо взбиты в однородную массу из белков и желтков. Смазывают изделия за 5—10 минут до посадки в печь. Посыпка изделий сахаром, миндалем, мучной посыпкой (приготавливается путем перетирания масла мукой, сахаром и мелко рубленным миндалем) придает изделиям красивый и аппетитный вид. Мучной посыпкой, миндалем, орешками или крошкой нужно посыпать изделия сразу же после смазки, а сахаром — спустя 5—6 минут, иначе он будет таять.
Изделия выпекают при различной температуре печи: мелкие изделия — при более высокой температуре, примерно 220—240°, а крупные и сдобные — при 210—220°.
Готовность определяется по цвету и весу изделий. Некоторые изделия после выпечки глазируют помадой и посыпают жареными и нарубленными ореховыми ядрами или миндалем по незастывшей помаде; другие только обсыпают сахарной пудрой, по желанию иногда смешанной с ванилином.
Перед посадкой в печь верхнюю корочку пирогов — мясных, капустных, рыбных — рекомендуется смазывать каким-либо жиром и посыпать мелко толчеными сухарями, что придает корочке лучший вид и вкус.
Готовность больших пирогов узнают по нижней корочке: она должна быть слегка подрумянена и легко отделяться от противня.
Для придания мягкости как верхней, так и нижней корочке испеченный пирог следует сложить с листа на мягкую салфетку и покрыть салфеткой или кухонным полотенцем. Если же пирог продолжительное время находился в печи и корочка его сильно засохла, рекомендуется покрыть пирог влажной салфеткой, а сверху — сухим полотенцем. В результате сухая корочка быстро отмякнет.
Готовность булки узнается посредством постукивания пальцами по нижней корке. Если получается звонкий чистый звук, значит булка готова.
Дрожжевое тесто готово. С чего начнем приготовление изделий?
1. Разделка (тесто развешивается, режется на куски, которые скатываются в виде шариков).
2. Формовка изделий (придается форма).
3. Вторичная расстойка на выпечных листах (20 минут).
4. Отделка поверхности.
5. Выпечка (230 °С - 10 минут).
6. Охлаждение.
3.Практическая работа.
Показ приемов педагогом на практике.
Повторить ТБ при работе с ножом и горячей посудой. Обучающиеся выполняют формовку изделий разными способами. Идет контроль по правильности приготовления.
4. Закрепление нового материала.
Вопрос к обучающимся:
Из каких ингредиентов готовится дрожжевое тесто. (Прилагается перечень продуктов).
Проведение игры «Глухой телефон».
Раздача памяток с рецептами.
4. Подведение итогов.
Проводится дегустация.
Задать вопросы обучающимся:
Чему научились на занятии?
Сможете ли вы применить свои знания дома?
Насколько вкусными получились у вас булочки?
Возникли ли трудности при приготовлении булочек?
Заключительное слово педагога.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Технология приготовления супов.
Провела инструктор по труду
Будник Е. В.
Цель : Ознакомить с видами супов, общими правилами варки супов.
Задачи
Образовательная: научить определять готовность супа, его вкусовые качества, анализировать ошибки при приготовлении. Закреплять знания о классификации блюд и составлении меню обеда. Учить готовить первое блюдо согласно инструкционной карте, делать заправку для первых блюд.
Развивающая: познакомить обучающихся с историей супа. Выработать умения подбирать продукты в нужных пропорциях. Делать заправку. Закреплять приемы нарезки овощей. Повторить технику безопасности с инструментами и электрическими приборами, санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.
Воспитательная: учить правильно и красиво оформлять готовые блюда.
Соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда. Воспитывать внимание при выполнении задания, аккуратность в работе.
Наглядные пособия: таблицы, иллюстрации. Мультимедийный проектор и компьютер.
Оборудование: кастрюли, миски, ножи, сковорода, салфетки, посуда для подачи супов, доски разделочные, терка, ложка, вилка, сковорода.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие детей.
Задачи на занятие.
2. Повторение пройденного.
1.Вопросы: Над какой темой работаем? Как вы понимаете "классификация блюд»? На какие основные группы делятся все блюда? На прошлом уроке мы учились составлять меню блюд. Скажите из скольки блюд состоит обед? (из четырех)
2. Задание на карточке. (Приложение 1) "Найди в меню обеда пропущенное блюдо",«Придумайте свое блюдо вместо пропущенного и прочитайте все меню,"Составь меню обеда".
Итог 1 части занятия.
3. Введение нового материала.
Вы узнали о приготовлении некоторых блюд. Сейчас я вам загадаю загадки, если вы их отгадаете, то поймете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
- Горяча и холодна
- Я всегда тебе нужна
- Позовешь мен я - бегу,
- От болезней берегу. (Вода)
- Не солдат, а в мундире,
- Меня любят во всем мире.(Картофель)
- 3.Я красавица, с косой
- Витамин имею не простой
- Он укрепляет кости,
- Помогает в росте. (Морковь)
- Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,
- Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста)
- Все отгадки выкладывают на большое блюдо.
- -А теперь скажите - какое же блюдо мы будем сегодня готовить? Верно, суп .
- Воспитатель: Суп - жидкое кушанье, представляющие собой отвар, приготовленный по определенному рецепту из мяса, рыбы, птицы, овощей, грибов, крупы и т. д. Отвар - это жидкость, насыщенная тем, что в ней варилось. Чистый отвар, сваренный из мяса, рыбы или птицы называется бульоном. На поверхности бульона образуется жир. Это - навар. Слайд 2.
- История супа (сообщение воспитанника). Раньше на Руси все супы (рыбные, грибные, мясные и т.д.) называли ухой, что на языке наших предков означало “жидкая еда”. С середины 19 века ухой стали называть только рыбный отвар, а все остальные жидкие блюда, супами от немецкого слова suppe. Жидкое блюдо, у разных народов называются по своему, в Грузии-харчо, в Узбекистане и Туркмении – шурпа, в Азербайджане - пити, во Франции - консоме. Богатым выбором супов славится русская кухня. Это щи, борщи, уха, грибные супы и т.п. По сравнению со вторыми блюдами супы менее калорийны и небогаты витаминами. Поэтому в них хорошо добавлять зелень, коренья, репчатый лук, пряности и т.д. Многие супы содержат экстрактивные вещества. Они активизируют деятельность пищеварительных органов. И.М. Сеченов писал: “Суп - прежде всего аппетитное блюдо”.
- Учитель: По способу приготовления супы делятся на прозрачные, пюреобразные, холодные, сладкие, молочные.
- Прозрачные супы - концентрированные бульоны. Они должны быть не мутными и без жира на поверхности. Слайд 3.
- Заправочные супы те, которые в конце варки заправляют пассированными овощами, томатом - пюре, сметаной. Слайд 4.
- Супы-пюре готовят из разнообразных продуктов вареных, а затем протертых. Они хорошо усваиваются организмом, поэтому их чаще всего используют в детском лечебном питании. Слайд 5
- Холодные супы - служат не только источником питательных веществ и средством возбуждения аппетита - они утоляют жажду, действуют освежающе. Их большей частью включают в меню летом, в жаркую погоду. Слайд 6.
- Сладкие супы, которые вкусны как в холодном, так и горячим виде. Для них используют отвары из ягод и фруктов, фруктово-ягодные соки. В них добавляют отдельно отваренные макароны, рис, пшено, нарезанный кубиками пудинг. Слайд 7.
- Молочные супы - относятся к блюдам быстрого приготовления. В состав могут входить крупы, макаронные изделия, а так же овощи и сухофрукты. Слайд 8.
- Общие принципы приготовления горячих супов
- Сбалансированность количества жидкости и гущи. Для различных супов она различна, важно другое: это количество жидкости должно быть взято сразу же, с учётом выкипания. Добавлять воду в суп или отливать из супа в процессе приготовления нельзя.
- Закладка продуктов в суп с учётом времени их приготовления. Каждый продукт в супе не должен потерять полностью свой вкус, вместе с тем каждый компонент должен быть доварен и вписаться в общую композицию.
- Постоянный контроль варки. Это означает, что постоянно должна сниматься пена (по крайней мере, после закладки каждого компонента), контроль кипения, температуры супа, проба.
- Своевременное внесение соли в суп, в зависимости от его вида. По общему правилу, суп надо солить только в конце приготовления, но не в самом, а так, чтобы компоненты супа успели впитать в себя достаточное количество соли.
- Умеренное кипение супа в процессе приготовления. Ещё лучше, если суп во время приготовления не кипит, а томится.
- 3. Подготовка к практической работе.
- Инструктаж:
- - мытье рук, одевание спецодежды;
- - подготовка инструментов для работы;
- - повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитами, режущими инструментами;
- - повторение правил санитарии при выполнении практической работы;
- - вводный инструктаж к проведению практической работы;
- - требования к качеству готового блюда.
- 4. Практическая работа. Изучается инструкционная карта и выполняется практическая работа.
- 5. Закрепление новых знаний и навыков.
- Проводится беседа с учащимися по вопросам:
- Какие супы называют заправочными?
- Что называют пассировкой?
- В чем заключается подготовка продуктов для приготовления супа?
- Как получить прозрачные бульоны?
- 6. Подведение итогов урока.
- Самоанализ деятельности учащихся.
- Оценка работы бригад.
- Анализ допущенных ошибок.
- 12 3 4
- 5 6 78
- Приложение1
- Карточка «Найди в меню обеда пропущенное блюдо»
- 1.Салат из любых свежих овощей, борщ со свеклой и фасолью, каша гречневая, хлеб, компот из свежих фруктов (котлеты)
- 2. Винегрет, рисовый суп с капустой и фасолью, картофельное пюре, рыба жареная компот. (булочка ржаная)
- 3. Кисель из ягод или сухофруктов, котлеты вегетарианские, суп рыбный (со свежей рыбы или консервы), фасоль с овощами, хлеб (макароны)
- Приложение 2
- Инструкционная карта.
- Приготовление вегетарианского борща.
- Пассировать овощи.
- Заправить суп пассированными овощами, поварить 5-7 мин, положить в него лавровый лист, перец.
- При подаче в тарелку положить рубленую зелень.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по кулинарии с применением элементов развития критического мышления.
по теме «Приготовление блюд для пасхального стола»
Провела инструктор по труду
Будник Е. В.
Цель :
- Сформировать знания об истории возникновения, обрядах и бытованию праздника Пасхи.
- Формирование интереса и воспитание уважения к русским народным традициям, русской духовной культуре.
- Приобщение учащихся к утраченным традициям русских православных праздников путем знакомства с особенностями праздника Пасхи.
- Формирование и развитие творческих способностей и навыков коллективного труда .
- Обучение элементам исследовательской деятельности, умению работать с дополнительной литературой.
- Развивать творческое отношение к повседневному труду.
Задачи:
- Узнать историю праздника, его значение в Христианстве.
- Научиться некоторым обрядам, связанным с праздником
- Выполнить несколько традиционных украшений стола к празднику
- Познакомиться с занятиями, характерными для Страстной и Пасхальной недель
- Развивать позитивное отношение к эстетике быта, мелкую моторику пальцев, устную связную речь
Межпредметные связи: история, православная культура, русский язык, литература, изобразительное искусство;
Методы обучения: рассказ, беседа, сообщения учащихся демонстрация, практическая работа.
Используемые технологии:
- личностно-ориентированный подход: учащимся для подготовки к уроку предлагаются задания в соответствии с их способностями и возможностями (например, выполнение рисунков пасхального яйца для итогового задания; подбор материала для выступлений на уроке, подготовка музыки и стихов, обрядов, соответствующих празднику);
- коллективная деятельность на основе сотрудничества: деление детей на творческие группы: “историки”, “артисты”, “искусствоведы”, “художники.
- элементы исследовательской деятельности: изучение проблемы происхождения праздника Пасхи, исследование вопроса “Обряды и обычаи Пасхи”
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор”, презентация “Пасха”,
- вареные яйца,
- термоэтикетки,
- наклейки.
На уроке используется презентация, созданная в MS Power Paint, на основе прилагающихся графических изображений (рисунки, фотографии).
Ход занятия:
Организационная часть
Сообщение темы.
Актуализация знаний
Существует большой праздник, который христианами празднуется целых 7 дней и называется - Пасха.
С христианскими праздниками вы уже знакомились на уроках православной культуры.
Презентация
Слайд №1
Вопросы для учащихся:
Когда? Какие праздники? Что такое пасха?
Заполните карту: «Технология развития критического мышления»
Что я знаю?
Что я узнала?
Что хочу узнать?
Звучит колокольный перезвон, на экране изображения церквей.
Слайд №2
Пусть в этот день,
Красивый, добрый,
В душе сияет
Радость вновь,
И целый мир
Вокруг наполнят
Надежда, вера
И любовь!
Слайд №3
Слово Пасха произошло от древнееврейского, означает «перерождение», «избавление».
Слайд №4
Исторический очерк (сообщение воспитанника)
Христианский праздник Пасхи имеет длинную и сложную историю.
Ранние христианские общины переняли пасху в том виде, как она праздновалась у древних евреев. Древнееврейский праздник зародился около 3500 лет тому назад. Это был весенний скотоводческий праздник. Скотоводы-евреи устраивали весной обрядовое пиршество, во время которого резали ягнят и их кровью мазали свои шатры и загоны для скота.
В этот период твердой даты праздника не было.
Переселившись из Аравийской пустыни в Палестину, иудейские племена стали заниматься земледелием и вести оседлый образ жизни. Изменились и праздники. Праздник пасхи потерял свое былое значение и слился с весенним земледельческим праздником, в котором хлеб занял центральное место. Поскольку праздник связывался с искупительной смертью Христа, это был праздник скорби и страданий. Поэтому не случайно ему предшествовал длительный пост.
Языческие верования и праздники наложили большой отпечаток на христианский праздник пасхи. Культ растительных богов, садоводства и огородничества учили празднованию возрождения. У язычников крашеные в яркие цвета яйца служили символом цветения, а золотое яичко олицетворяло Солнце, неиссякаемый источник тепла, света, а значит и жизни.
Христиане вначале праздновали обе пасхи – пасху страданий и пасху воскресения.
В дальнейшем эти праздники стали многодневным единым праздником.
инструктор:
Пасха Христова заметно выделяется из череды православных праздников своей торжественной наполненностью.
Как видите праздник Пасхи христиане выбрали как главный праздник своего верования. Как же это случилось?
Слайд №5
Озарение Христа (сообщение учащейся).
Иисус Христос родился в Израильском государстве более 2000 лет назад. До 33 лет он рос как обыкновенный еврейский мальчик, юноша, стал плотником, помогал отцу. Но в возрасте 33 лет ему встретился Иоанн Предтеча, которого иначе называют Креститель. Легенды о том, что Бог пошлет на землю миссию, люди передавали друг другу давно, но именно в Иисусе Иоанн Креститель узнал сына бога. Он крестил Иисуса водой реки Иордан. Но Иисус не поверил ему, и люди, наблюдавшие за ними тоже.Однажды Иисус Христос гулял по окрестностям города, на него снизошло озарение.
(Звучит музыка)
Свет лился с неба, звучала божественная музыка, ангелы спустились перед Христом. Они рассказали ему, что он на самом деле родился не от земного человека, а сын бога, и именно ему придется взять на себя все грехи людей и своими страданиями искупить их.
С этого дня Иисус начал проповедовать. Он говорил людям, что надо любить всех людей, и друзей и врагов. Если в мире воцариться мир и любовь, верующие вознесутся на небо и вернуться в Рай, из которого были когда–то изгнаны. Многим людям хотелось жить в таком мире, они тоже стали проповедовать и называли себя учениками Христа. Учеников становилось все больше и это не понравилось властям. Среди учеников Христа они нашли завистника по имени Иуда, который предал его, выдав стражникам. Местные священники фарисеи предложили Христу выбор: жизнь в обмен на его убеждения. Но Христос не мог отказаться от правды, которой поверило так много людей. Он предпочел смерть. Страстная неделя дает возможность вспомнить те события, которые предшествовали смерти Христа. Во вторник Иисус был предан, до пятницы его били и мучили, и, наконец, в пятницу Иисус был предан смерти. Его распяли на кресте, который является основным символом Христианства. Смерть на кресте была долгой и мучительной.
После смерти Христа один из его последователей попросил его тело для достойного погребения. Власти разрешили снять Иисуса с креста и положить его в пещеру. Но чтобы его тело не выкрали, вход в пещеру завалили камнем. Они опасались: а вдруг его друзья украдут тело и объявят его воскресшим.
Воскрешение Христа доказало людям то, что он говорил правду в своих проповедях. Все его ученики и все его друзья разнесли эту весть по всем землям. Многие из них пострадали так же как их учитель. С тех пор праздник Возрождения стал самым радостным праздником среди верующих людей.
инструктор
Слайд №6
Понедельник. Дом очищают от старых, громоздких вещей. Начинается большая уборка.
Вторник. Закупаются продукты для Пасхи.
Делаются лечебные настои.
День стирки .
Среда. Желательно вымыть полы, «выбить» ковры.
Четверг. Последний день когда можно до Пасхи мести полы.
Пятница. Кулинария в этот день спорится.
Суббота. Последняя(тихая) приборка. Окраска яиц.
Слайд №7
На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения
А как же появилась традиция красить яйца на этот праздник?
ребенок.
Предание о первом красном яйце
В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: “Иисус Христос воскрес!”
- Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, -
Мысль оживила властное лицо.
- Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало!
инструктор
Слайд №8
На праздничном столе обязательно должны быть кулич, творожная пасха и крашеные яйца. Стол традиционно украшается, накрывается самой лучшей скатертью, нарядно сервируется.
Слайд №9
Издревле яйца красили в красный цвет различными способами. На Руси это был отвар луковой шелухи, березовых почек, заворачивали в линялые лоскутки.
Слайд №10
Но самым интересным занятием было изготовление писанок.
Есть разные способы расписывать яйца, мы с вами сделаем это простой гуашью.
На Руси на писанки наносили определенные символы, с некоторыми вы уже знакомы с предыдущих уроков.
инструктор
Слайд №11
Яйца называются в зависимости от способа окраски:
расписные — “писанками”,
крашеные — “крашенками”.
Отличие их в том, что для крашенок использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые.
Украшение яиц разными способами
инструктор
Слайд №12
Можно сделать различные мешочки для яиц.
Как видите мешочки можно сделать разными способами: связать крючком (с этой технологией вы знакомы), сплести сетку из бисера (многие из вас владеют этим рукоделием), мы сегодня будем делать мешочек из трикотажной ткани и украшать её бисером и искусственными цветочками.
Но мы с вами будем делать подставки для яиц.
Учитель
Слайд №13
В царской семье Романовых была такая традиция: на каждую Пасху ювелирный дом Карла Фаберже дарил царской семье драгоценное пасхальное яйцо.
Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз.
Считается, что всего фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии. К сожалению, большинство из них бесследно исчезло в бурные годы революции и Гражданской войны. Скорее всего, они нашли “приют” в зарубежных частных коллекциях. А те яйца, о которых был наш рассказ, можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Там их всего десять и каждое неповторимо.
Слайд №14
Обряды на Руси (сообщение учащейся)
Как и столетия назад, в наше время, христиане дарят друг другу крашеные яйца, говоря: "Христос воскрес! - Воистину воскрес!". Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Но роль яйца этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.
Например, по европейским традициям – плодовитый заяц царит на пасхальной трапезе, олицетворяя собой вечно возрождающуюся жизнь. Любимой пасхальной забавой у русских является катание яиц. Оно начинается в первый день Пасхи, после обеда, и продолжается часто всю пасхальную неделю.
Освященному яйцу приписываются магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). На Ярославщине с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.
инструктор
добавляет по презентации
Практическая работа (15 минут)
Слайд №15,16
Инструкционная карта: «Последовательность изготовления пасхального яйца»
- В соответствии с темой, учащиеся подготовили варёные яйца,
- контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности;
- индивидуальная работа.
Анализ готовых изделий.
- Анализ работ учащихся, выставление отметок.
- закрепление пройденного материала;
Итог:
Вопросы – задания по итогам :
- Почему Пасха называется торжеством торжеств? Почему это главный праздник у христиан?
- Кто такой Иисус Христос?
- Назовите пасхальные развлечения.
- Назовите пасхальные приметы.
- Чем отличается крашенка от писанки?
- Какой известный ювелир изготавливал в своей мастерской пасхальные яйца для императорской семьи?
- Почему именно Пасху русские люди стремились отметить благотворительностью?
- Что такое обряд христосования?
Подведение итога занятия.
Качественная оценка работы класса.
Достигнуты ли цели урока?
Все ли учащиеся справились с работой?
Что вызвало затруднение?
инструктор : мудрость русского народа гласит:
-Всё хорошо, что хорошо кончается. - Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
-У страха глаза велики. - Учиться никогда не поздно.
-Ум хорошо, а два лучше. - Поспешишь – людей насмешишь.
-Не ошибается тот, кто ничего не делает. - Век живи – век учись.
Заключительная часть
- анализ и оценка выполненной работы;
- уборка рабочих мест и кабинета.
Завершение занятия:
Традиционными были и подарки па Пасху. Мы тоже приготовили вам пасхальные подарки в память о нашем празднике.
В воскресенье наступит этот радостный праздник. Желаю вам отметить его дома с вашей семьёй в добре и любви друг к другу.
Домашнее задание
Рефлексия.
При выходе из кабинета оставьте свои впечатления о нашем уроке.
на уроке было интересно мне на уроке было
трудно
узнала много нового хочу узнать еще больше
Сегодня самый лучший в мире праздник
И самый светлый день, что есть в году.
На сердце каждого сегодня радость,
Всецело посвященная Христу.
Сегодня всюду песни и веселье,
Весь мир на разных языках поет
О торжестве Христова воскресенья
И Богу честь и славу воздаёт!
Христос воскрес! — несется над землею
Многоголосым эхом до небес.
И на приветствие звучит святое
Один ответ: воистину воскрес!
А.Вельк
О пасхальных развлечениях
1) посещение колокольни. Трезвонили с утра до 5 часов вечера. В течение всей недели на колокольне толпились парни, мужики, девушки, бабы, ребятишки, все хватали за веревки и поднимали такой перезвон, что батюшка посылал дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни.
2) катание яиц.
3) все качались на качелях (на экране кадры «Качели», Аткинсон «Качели», Х.-Г.Гейслер «Качели», «Круглые качели»). Возле качелей собирались девушки с подсолнухами, бабы, ребятишки, мужики и парни с гармониками и тальянками.
4) приглашали в гости кумовьев и сватов. В отличие от Масленицы, на Пасху приглашали даже будущих сватов. Во время обеда жениха и невесту сажали рядом в красном углу. Жених ухаживал за невестой. Обычай требовал, чтобы он называл ее на «вы», угощал сладостями, после обеда катался с ней по деревне.
А ювелирные мастерские изготавливали произведения искусства из золота, серебра, фарфора, драгоценных камней, цветного стекла. Они были разные: в них можно было спрятать сюрприз, носить как украшение, прикалывать на одежду.
Пасхальные верования
Пасхальное яйцо
- помогает при тушении пожаров. Если праведный человек возьмет такое яйцо и 3 раза обежит вокруг горящего здания со словами «Христос воскрес!», то пожар утихнет, а затем и прекратится;
- помогает в земледелии. Пасхальное яйцо во время молебна зарыть в зерно, потом выехать с этим зерном и яйцом в поле на посев, чтобы обеспечить урожай;
- пшеницу и рожь, где была спрятана крашенка, хранили до посева;
- впервые после зимы прежде, чем выгнать лошадей на пастбище, яичком «прокатывали» коня от гривы до хвоста, приговаривали: «Как яичко кругло и гладко, так лошадушка будь кругла и сыта».
Приметы:
Для стариков. Старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Для старух. Старухи умывались с золота и серебра в надежде разбогатеть.
Девицы не брали соли, чтобы руки не потели. Умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор – чтобы быть крепкими.
В первый день Пасхи примечали:
на Пасху небо ясное - к хорошему урожаю, на святой дождь - добрая рожь
на 2-й день Пасхи ясная погода - лето дождливое, если пасмурная - лето сухое.
Загадки :
- На поле стожок – золотой вершок, около фигурки серебряные, маковка – позолоченная. /церковь/
- Стоит столб от земли до неба, в этом столбе 12 горшков, в каждом горшке по дитенку. /колокольня/
3. Стоит столб, горит огнем; ни жару, ни пару, ни угольев. /свеча/
4. Бык железный, хвост конопляный, коса до полу, голос до неба. /колокол/
5. Катится бочка, на ней ни сучочка. /яйцо/
Предварительный просмотр:
занятие по кулинарии «Украшение блюд»
Провела инструктор по труду
Будник Е. В.
Цель: Практическое применение полученных ранее знаний по оформлению блюд.
Задачи: Выполнять индивидуальные задания, используя знакомые приемы работы по вырезыванию и вырубке овощей, фруктов, правильно классифицировать изготовленные украшающие элементы.
Коррекция мелкой моторики рук, мышления. Соблюдение техники безопасности при работе с колюще- режущими предметами .Закрепить название инструментов. Развитие эстетического вкуса, интереса к кулинарии.
Предварительная работа .Каждому воспитаннику приготовить индивидуальный мешочек с фруктом или овощем, нож или вырубку.
На отдельном столе приготовить в красивых вазочках салат «Оливье»,винегрет , фруктовую нарезку.
Приготовить 2 презентации, рисунок Домовенка, тетради по кулинарии, общую кулинарную тетрадь с вырезками. На доске написать тему «Украшение блюд».
Добрый день, ребята и взрослые- наши гости. Мы собрались здесь на очередное занятие нашего клуба. Как он называется?(« Домовенок»).
А его символом является… сам Домовенок, который с удовольствием учится кулинарии, всем ее премудростям уже несколько лет вместе в вами, ребята . (Показ рисунка, поместить его на доску)
Давайте вспомним девиз клуба :» Готовь вкусно и красиво! Всем на пользу, всем на диво!»Ребята, давайте вспомним, когда у нас проходят занятия клуба(дети отвечают) и чем мы там занимаемся(ответы детей).
Сейчас я покажу вам видиоролик, который выполнил самостоятельно Александр ( просмотр)
Все ли кулинарные работы за последнее время здесь показаны? Назовите основную тему увиденных вами работ. Так чему посвящен этот ролик?(Украшению блюд).Вот это и будет темой нашего клубного занятия сегодня Открыть доску, на которой написана тема.
Ребята, как вам кажется, нужно ли украшать блюда? Для чего это надо делать?(высказывания детей)
Да, я с вами согласна, обязательно нужно! Ведь гораздо приятнее употреблять пищу за красиво накрытым столом с вкусно и красиво украшенными блюдами.
При помощи каких инструментов можно создавать несложные украшения? ( нож для каннелирования, фигурный нож, тайский нож, «точилка»,выемки, разные формочки, «ложечки», др. инструменты. Вызвать несколько детей для показа перечисленных приспособлений.
Молодцы, ребята, много вспомнили инструментов, а самый простой…(нож)
Что и как можно создавать при помощи ножа? ( из яйца, лука, помидора –«лилии», из апельсина и помидора- « корзинки», из огурца и помидора-« розочки» и т.д…
Какое чувство вы испытываете при изготовлении украшений для еды?(Приносит радость, поднимает настроение, повышает аппетит)
Нужно ли нам украшать блюда? Возможно ли это делать часто, в повседневной жизни? (Высказывания детей, обобщающий вывод воспитателя)
Ребята, а какие правила необходимо соблюдать, занимаясь украшением блюд,и вообще, приготовлением пищи?(повторяем правила безопасности при работе с ножом, инструментами, эл.приборами, . .)
Ну что ж , ребята, с полной уверенностью можно сказать о вашей теоретической подкованности в этом вопросе, самое время приступить к практике.
У каждого из вас есть специальный мешочек, в котором располагается все необходимое. Вам нужно изготовить любое украшение из имеющихся у вас продуктов, используя знания, вашу фантазию. Все вспомнили, руки помыли заранее, приступаем к работе! Индивидуальная работа детей.
После выполнения задания озвучить второе.
На столе стоят три блюда - овощной салат « Винегрет», салат с колбасой, яйцами…» Оливье», фруктовая нарезка. Вам надо подумать и поставить выполненную работу либо на салат , либо рядом, на тарелочку. Обсуждение выполненной работы.
Я очень рада, ребята, результатами вашей работы. Думаю, что приготовленные вами блюда всегда будут из свежих продуктов, вы знаете, как их выбирать, вкусно приготовленные и эстетично украшенные.Но человек должен стремиться к совершенству, он должен развиваться, расширять свои знания, развивать умения. Каким образом? Что и как может помочь любому человеку, в частности, вам самим?( Использование интернета, можно сохранять любые понравившиеся рецепты, фотографии блюд, создавать свои электронные кулинарные книги, самописные кулинарные тетради , вырезки с советами, рецепты.)Показать свою элекронную кулинарную книгу, индивидуальные кулинарные тетради детей, общую тетрадь с вырезками по кулинарии .
Сейчас, ребята, вы увидите небольшой ролик. Показ. О чем этот сюжет? Понравился ли и почему ?Видиоролик о шедеврально выполненных работах по украшению блюд. Придумайте свое название к ролику.
Рефлексия. Предлагаю оценить свою работу на занятии по 5 бальной системе., показать столько пальцев, какую оценку вы сами себе поставите. В заключение я приготовила вам небольшое стихотворение.
Ребята, мы в мире живем непростом… Сложном и трудном таком,
Но- отдушина у каждого быть должна,
И многим кулинария тут помогла! Учитесь и вы с нею дружить,
Чтобы себя и других накормить,
Чтоб стол красиво-красиво накрыть,
Себя и других у-ди-вить!
Удивляйте нас только в хорошем смысле этого слова! Наше кулинарное занятие на этом заканчивается, всем спасибо и до новых , интересных встреч в нашем клубе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для урока. Труд.Оплата труда.Профсоюзы их основные права.
Что такое труд.Понятие уровня и качества жизни. Прожиточный минимум.Потребительская корзина. МРОТ. Профсоюзы их цели, права. Федерация независимых профсоюзов России....
Участие в работе районного методического объединения инструкторов по физической культуре в качестве руководителя
Информация подтверждается на официальной сайте учреждения - http://ds45.detkin-club.ru/custom_2/192053 Цель объединения:организация информационного образовательного пространства для обмена...
Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...
Аналитический отчет по деятельности инструктора по труду
Отчет по деятельности инструктора по труду за год...
Рабочие программы инструктора по труду
образовательные программы...
Анализ работы инструктора по труду
Анализ работы инструктора по труду в детском доме "Островок" за 2021- 2022 у.г....