Рабочая программа по технологии для 7 класса (индустриальные технологии)
рабочая программа по технологии (7 класс)
Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основе программы по технологии для 5-8 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Тищенко, Н.В. Синицина М.: Вентана-Граф, 2015 г.. к учебнику Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с.: ил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7_kl.20.docx | 316.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 7 класса (индустриальные технологии) МКОУ «Мыскаменская школа интернат» составлена в соответствии:
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2013-2018 учебный год»
- Учебного плана МКУО «Мыскаменская школа-интернат» на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основе программы по технологии для 5-8 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Тищенко, Н.В. Синицина М.: Вентана-Граф, 2015 г.. к учебнику Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с.: ил.
Целью изучения учебного предмета технология в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачи изучения технологии в 7 классе:
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
- развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура производства;
- распространенные технологии современного производства;
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- методы технической, творческой, проектной деятельности;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В основной школе обучающийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности, научиться применять на практике знания, полученные при изучении основных предметов. Обучение школьников технологии в 7 классе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного обучающимися при обучении на предыдущих этапах обучения.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования, предоставляющая возможность обучающимся применить на практике знания, полученные на основных предметах. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по технологии обусловлена, с одной стороны, требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ФГОС ООО, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота. Программа обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников следующих ключевых компетенций: технологической, коммуникативной, информационной, что связано с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, способствует развитию способностей к созидательной, преобразовательной деятельности, подготовке к решению задач.
Новизной рабочей программы является присутствие в ней национально регионального компонента, который включает в себя изготовление кухонной утвари, других предметов обихода тундровой жизни.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Объектом изучения технологии является изучение различных видов материала: древесины и металла, а также знакомство основами информационных технологии, элементами культуры дома.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура производства;
- распространенные технологии современного производства;
- культура, эргономика и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- методы технической, творческой, проектной деятельности;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются: беседа (диалог); работа с книгой; практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению; самостоятельная работа; работа по карточкам; работа по плакатам; составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции: демонстрация натуральных объектов, ИТК, дифференцирование, разноуровневое обучение, наглядные пособия, раздаточный материал, создание увлекательных ситуаций, занимательные упражнения, экскурсии, декады трудового обучения, участие в конкурсах, участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных организации Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения технологии в 7 классе на ступени основного общего образования (2 учебных час в неделю.), что соответствует учебному плану школы-интерната.
Для реализации программы используется учебник: Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с.: ил.
Учебный материал по технологии подготовлен в соответствии с программой общеобразовательной школы, (обработка конструкционных материалов, основ машиноведения) он содержит разделы, посвященные предпрофильному обучению.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
Предметными результатами являются:
1.В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение кодами и методами чтения, и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
2.В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
3.В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
4.В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
Межпредметные связи: математика, черчение, физика, информатика, ИЗО.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации образовательной программы 5-го и 6-го классов. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей, обучающихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.
Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:
- Технология проектного обучения ;
- Технология исследовательской направленности;
- Здоровьесберегающая технология ;
- Технология игрового обучения;
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Дистанционные образовательные технологии;
- Технология имитационного моделирования;
- Технология проблемного обучения.
Основные формы и средства контроля:
- Тестирование
- Контрольная работа
- Практическая работа
- Электронная презентация по материалам сети Интернет
- Тематический кроссворд
- Проект
Критерии оценивания учащихся
Оценка качества знаний и умений по технологии
- Балл «5» ставится, если ученик:
- С достаточной полнотой знает изученный материал;
- Опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;
- Полученные знания умеет творчески применять в практической работе – лабораторной и производственной, в частности, при проведении лабораторного эксперимента;
- Практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены;
- Активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.
- Балл «4» ставится, если ученик:
- Даёт правильные ответы и выполняет практическую и опытную работу, удовлетворяющую требованиям балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала или в выполнении практической работы, которые сам исправил после замечания учителя.
- Балл «3» ставится, если ученик:
- Обнаруживает знания и умения лишь основного и учебного материала;
- В основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические и лабораторные работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда ТВ основном правильно;
- Может объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя;
- Принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи в тетради и в альбоме для чертежей.
- Балл «2» ставится, если ученик:
- Обнаруживает незнание, и непонимание большей части учебного материала;
- Не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и естественнонаучные основы;
- Не принимает участие в проведение опытов и наблюдений, не ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей
- Балл «1» ставится, если ученик:
- Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа
- Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить
- Полное незнание правил организации рабочего места
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Технология обработки древесины.»
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
Точность измерений и допуски при обработке. Отклонения и допуски на размеры детали.
Столярные шиповые соединения. Технология шипового соединения деталей. Выдалбливание проушин и гнёзд.
Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Рациональные приёмы работы ручными инструментами зри подготовке деталей и сборке изделий.
Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка чертежей деталей и изделий. Разработка технологических карт изготовления деталей из древесины.
Настройка рубанка. Доводка лезвия ножа рубанка.
Расчёт отклонений и допусков на размеры деталей.
Расчёт шиповых соединений деревянной рамки.
Изготовление изделий из древесины с шиповым соединение брусков. Ознакомление с рациональными приёмами работы ручными инструментами при выпиливании, долблении и зачистке шипов и проушин.
Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель.
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации.
Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков.
Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов
Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение чертежей и технологических карт для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке.
Точение деталей из древесины по эскизам, чертежам и технологическим картам. Ознакомление со способами применения разметочных и контрольно-измерительных инструментов яри изготовлении деталей с фасонными поверхностями.
Точение декоративных изделий из древесины. Ознакомление с рациональными приёмами работы при выполнении различных видов токарных работ. Соблюдение правил безопасного труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Классификация сталей. Термическая обработка сталей.
Резьбовые соединения. Резьба. Технология нарезания в металлах и искусственных материалах наружной и внутренней резьбы вручную. Режущие инструменты (метчик, плашка), приспособления и оборудование для нарезания резьбы.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с термической обработкой стали.
Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную. Отработка навыков нарезания резьбы в металлах и искусственных материалах. Выявление дефектов и их устранение.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе; приёмы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов. Правила безопасной работы на токарном станке.
Фрезерный станок: устройство, назначение, приёмы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения. Правила безопасной работы на фрезерном станке.
Графическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Технологическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Операционная карта.
Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов. Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с устройством школьного токарно-винторезного станка.
Ознакомление с видами и назначением токарных резцов, режимами резания при токарной обработке.
Управление токарно-винторезным станком. Наладка и настройка станка.
Отработка приёмов работы на токарно-винторезном станке (обтачивание наружной цилиндрической поверхности, подрезка торца, сверление заготовки). Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Нарезание резьбы плашкой на токарно-винторезном станке.
Ознакомление с устройством настольного горизонтально- фрезерного станка. Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования.
Наладка и настройка школьного фрезерного станка. Установка фрезы и заготовки. Фрезерование. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Разработка чертежей для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Применение ПК для разработки графической документации.
Разработка операционной карты на изготовление детали вращения и детали, получаемой фрезерованием. Применение ПК для разработки технологической документации.
Изготовление деталей из металла и искусственных материалов на токарном и фрезерном станках по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Технологии художественно- прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Художественная обработка древесины. История мозаики. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри).
Технология изготовления мозаичных наборов. Материалы, рабочее место и инструменты. Подготовка рисунка, выполнение набора, отделка.
Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань); подбор материалов, применяемые инструменты, технология выполнения.
Художественное ручное тиснение по фольге: материалы заготовок, инструменты для тиснения. Особенности технологии ручного тиснения. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы.
Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). Материалы, инструменты, приспособления.
Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Инструменты для просечки или выпиливания.
Чеканка, история её возникновения, виды. Материалы изделий и инструменты. Технология чеканки: разработка эскиза, подготовка металлической пластины, перенос изображения на пластину, выполнение чеканки, зачистка и отделка.
Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлом.
Профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление мозаики из шпона. Разработка эскизов изделий, подбор материалов, выполнение работ, отделка.
Изготовление мозаики с металлическим контуром (украшение мозаики филигранью или врезанным металлическим контуром).
Освоение технологии изготовления изделия тиснением по фольге; подготовка фольги, подбор и копирование рисунка, тиснение рисунка, отделка.
Разработка эскизов и изготовление декоративного изделия из проволоки. Определение последовательности изготовления изделия.
Изготовление изделия в технике просечного металла. Подбор рисунка, подготовка заготовки, разметка, обработка внутренних и наружных контуров, отделка.
Изготовление металлических рельефов методом чеканки: выбор изделия, правка заготовки, разработка рисунка и перенос его на металлическую поверхность, чеканка, зачистка, отделка.
«Технологии домашнего хозяйства»
Технологии ремонтно-отделочных работ
Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях.
Основы технологии малярных работ. Инструменты и приспособления для малярных работ. Виды красок и эмалей. Особенности окраски поверхностей помещений, применение трафаретов.
Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Технология крепления плитки к стенам и полам.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Соблюдение правил безопасного труда при выполнении ремонтно-отделочных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение технологии малярных работ. Подготовка поверхностей стен под окраску. Выбор краски, в том числе по каталогам и образцам. Изготовление трафарета для нанесения какого- либо рисунка на поверхность стены. Выполнение ремонтных малярных работ в школьных мастерских под руководством учителя.
Ознакомление с технологией плиточных работ. Изучение различных типов плиток для облицовки стен и настилки полов. Замена отколовшейся плитки на участке стены (под руководством учителя).
Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД).
Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание).
Практические работы. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием ПК, установление состава деталей.
Разработка чертежей деталей проектного изделия.
Составление технологических карт изготовления деталей изделия.
Изготовление деталей изделия, сборка изделия и его отделка. Разработка варианта рекламы.
Оформление проектных материалов. Подготовка электронной презентации проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (табурет, столик складной для балкона, банкетка, скалка, шкатулка, стаканчик для ручек и карандашей, толкушка, столик, ваза для конфет и печенья, полочка для ванной комнаты, ваза, чаша, тарелка, сахарница-бочонок, кухонный комплект для измельчения специй, аптечка, полочка-вешалка для детской одежды, рама для зеркала, подсвечник, приспособление для колки орехов), изделия декоративно-прикладного творчества (шахматная доска, мозаичное панно, шкатулка, мозаика с металлическим контуром), киянка, угольник, выпиловочный столик, массажёр, игрушки для детей, наглядные пособия и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (подставка для цветов, картина из проволоки, мастерок для ремонтных работ, флюгер, вешалка-крючок, ручки для шкафчиков), изделия декоративно-прикладного творчества (панно, выполненное тиснением по фольге, ажурная скульптура из проволоки, изделия в технике басмы и просечного металла, чеканка), струбцина, вороток для нарезания резьбы, отвёртка, фигурки из проволоки, модели автомобилей и кораблей, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, тема урока. | Кол.часов |
Технология обработки древесины. (26часов) | ||
Вводное занятие. | 1 | |
Физико-механические свойства древесины. | 1 | |
Конструкционная документация. | 1 | |
Технологическая документация. | 1 | |
Технологический процесс изготовления изделий. | 1 | |
Заточка дереворежущих инструментов. | 1 | |
Правка и доводка лезвий. | 1 | |
Заточка и настройка ножовок. | 1 | |
Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей. | 1 | |
Настройка стругов. | 1 | |
Отклонение и допуски на размеры деталей. | 1 | |
Расчет допусков и отклонений. | 1 | |
Шиповые столярные соединения. | 1 | |
Расчет размеров шиповых соединений. | 1 | |
Разметка и изготовление шиповых проушин. | 1 | |
Разметка и сборка шиповых соединений. | 1 | |
Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель. | 1 | |
Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель. | 1 | |
Точение конических и фасонных деталей | 1 | |
Точение конических и фасонных деталей. | 1 | |
Точение декоративных изделий из древесины | 1 | |
Точение декоративных изделий из древесины. | 1 | |
Профессия и специальности рабочих, занятых в лесной промышленности. | 1 | |
Мозаика изделия из древесины | 1 | |
Изготовления мозаичных наборов. | 1 | |
Изготовления мозаичных наборов. | 1 | |
Технология обработки металла. (18часов) | ||
Классификация сталей. | 1 | |
Термическая обработка сталей. | 1 | |
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. | 1 | |
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. | 1 | |
Виды и назначение токарных резцов. | 1 | |
Виды и назначение токарных резцов. | 1 | |
Управление токарно-винторезным станком. | 1 | |
Управление токарно-винторезным станком. | 1 | |
Приемы работы на токарно-винторезном станке. | 1 | |
Приемы работы на токарно-винторезном станке. | 1 | |
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. | 1 | |
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. | 1 | |
Приемы работы на горизонтальном-фрезерном станке. | 1 | |
Приемы работы на горизонтальном-фрезерном станке. | 1 | |
Про резание торца, и сверление заготовки на станке. | 1 | |
Нарезание резьбы | 1 | |
Нарезание резьбы. | 1 | |
Нарезание резьбы. | 1 | |
Технология электромонтажных работ. (6часов) | ||
Электрический ток. | 1 | |
Электрическая цепь. | 1 | |
Электрические провода. | 1 | |
Электромонтажные работы. | 1 | |
Бытовые электрические светильники. | 1 | |
Бытовые домашние приборы. | 1 | |
Культура дома: ремонтно-строительные работы. (4часов) | ||
Основы технологии оклейки помещений обоями. | 1 | |
Основы технологии оклейки помещений обоями.Контрольная работа. | 1 | |
Основы технологии малярных работ. | 1 | |
Основы технологии плиточных работ. | 1 | |
Основы проектной деятельности. ( 14часов) | ||
Основные требования к проектированию изделий. | 1 | |
Принципы стандартизации изделий. | 1 | |
Расчет расходов на оплату труда при изготовлении продукции. | 1 | |
Расчет расходов на оплату труда при изготовлении продукции. | 1 | |
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. | 1 | |
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. | 1 | |
Выбор модели проектного изделия. | 1 | |
Выполнение творческого проекта. | 1 | |
Выполнение творческого проекта. | 1 | |
Выполнение творческого проекта. | 1 | |
Анализ моделей-аналогов из банка идей. | 1 | |
Выполнение проекта. | 1 | |
Защита проекта. | 1 | |
Защита проекта. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят учебные программы, учебные пособия, учебники, учебно-методические пособия для учителей. Используются также дополнительные пособия, компьютерные программные продукты и другие средства. Их сочетание должно содействовать повышению эффективности обучения обучающихся.
В процессе обучения целесообразно использовать электронные средства, которые включают наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры. Они повысят степень наглядности, будут способствовать конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно ответят научным и культурным интересам и запросам учащихся, будут создавать эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации.
В данный момент материальная база кабинета трудового обучения включает необходимый минимум для осуществления учебно-воспитательного процесса.
Прежде всего, это современные технические средства обучения: компьютер и мультимедийный проектор, телевизор и DVD–плеер. Необходимые для их использования электронные пособия систематически пополняются и классифицируются по разделам, так же, как и приобретаемая литература: справочники, методические пособия, контрольно-измерительные материалы.
С целью выполнения требований техники безопасности непрерывно осуществляется слежение за наличием и исправностью противопожарного оборудования (огнетушитель, песок), а также средств первой помощи при несчастных случаях (срок годности медицинских препаратов); своевременно проводятся различные виды инструктажей.
Литература
для учителя:
- Федеральный закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. - М: Вентана-Граф, 2015. - 176 с.: ил.
- Бешенков А.К. Метoдика oбучения технoлoгии. 5-9 классы. Издательство: Дрoфа, 2007.
- Бешенков, А. К. Раздаточные материалы по технологии (технический труд). 5-8 классы / А.К. Бешенков. - М.: Дрoфа, 2003.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. // Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. -М.,2004.
- Хохлова М.В., Самородский П.С., Синицина Н.В., Симоненко В.Д., Программа начального и основного общего образования по «Технологии» /Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
WEB – сайты для дополнительного образования по технологии:
- http://www.trudovik.narod.ru/
- http://bankportfolio.ru
- trudovik45.ucoz.ru
- http://ssf79.narod.ru
для обучающихся:
- Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с.: ил.
- Технология. Технический труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П.С. Самородский А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. - 3-е изд., перераб. - М: Вентана-Граф, 2011. - 160 с.: ил.
- Карабанов И.А. Технология обработки древесины: 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2005.
- Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: - М.: Высшая школа, 2001.
- Муравьев Е.М. Технология обработки металла: 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2003.
Оборудование:
Верстак комбинированный, ножовки по дереву в ассортименте, набор напильников, рашпиль, рубанок, набор стамесок, стусло, молоток, киянка, станок токарный по дереву, станок токарный по металлу, станок сверлильный, сверла по дереву, сверла по металлу.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса технологии на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- применение для познания окружающего мира различных технологических методов: измерения, моделирования;
- овладение адекватными способами решения теоретических и практических задач;
Информационно-коммуникативная деятельность:
- овладение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты освоения учебного курса
Результаты изучения учебного предмета «Технология». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир. При возникновении затруднений во время технических работ, уметь вовремя принимать правильные решения.
Основными результатами освоения, обучающимися программы курса технологии являются:
- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"
Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...
Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...
Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...
Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"
Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...
Рабочая программа по технологии 5 класс "Индустриальные технологии"
Рабочая программа...
Рабочая программа по технологии 7 класс. ФГОС. Технологии ведения дома.
Рабочая программа по технологии, направление- "Технологии ведения дома" 7 класс с характеристикой основной деятельности ученика(на уровне учебных действий).ФГОС....
Рабочая программа по технологии 7 класс "Индустриальные технологии"для детей с ОВЗ.ФГОС
Данная рабочая программа разработана для детей находящихся на домашнем обучении (дети с ОВЗ).Программа пропорционально сжата в теоретическом и практическом материале (0,25 часа в неделю) и полностью с...