Инновация педагогической деятельности
статья по технологии
Инновация педагогической деятельности
Особенностью современного мира стало усложнение связи «учитель - мир», которое обусловлено неопределенностью будущего, динамичными изменениями жизни, появлением новых технологий и средств связи, множественностью культуры, отсутствием канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждением нового культурного типа личности, содержательным преображением знания и другими факторами . Новые условия требуют новых контекстов деятельности учителя, связанных с новой характеристикой результата (компетенции), условиями профессиональной деятельности, требованиями к деятельности учителя, новыми задачами, направленными на развитие сущностных сил человека . Меняется сама модель обучения.
Этапы инновационного образовательного процесса .
Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно выделить его основные этапы .
1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной новации).
2. Проектирование (эскизное, затем детальное).
3. Конструирование, уточнение учебно -экономических параметров, перспектив рынка .
4. Создание и апробация опытной модели новшества .
5. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).
6. Этап экспериментальной проверки .
7. Этап первого серийного использования образовательной новации .
Использовать знания по формированию этапов инновационного процесса можно при формировании научно -исследовательских процедур, развития нового проблемного видения. Процесс научного исследования при получении новых знани й получил название «процессуально - ориентированного» подхода к обучению. Из приема обучения исследование становится его содержанием. Модели систематического исследования разработали зарубежные ученые Бейер, Джайс, Нельсон, Фентон, Зухман, Массиалас и др . Обобщение моделей позволяет нам выделить ряд заложенных в них общих исследовательских процедур :
- выявление проблемы ;
- формулирование (постановка проблемы);
- пояснение неясных вопросов;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка учебных действий ;
- сбор данных (фактов, наблюдений, доказательств);
- анализ и синтез собранных данных;
- сопоставление;
- подготовка и написание сообщения;
- выступление с сообщением;
- переосмысление после ответов на вопросы;
- проверка гипотез; - построение обобщений;
- построение выводов, заключений.
Понятие педагогической технологии
Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования ( в частности, технологий воспитания и обучения), с 60 - х годов XX века широко обсуждается в педагогических исследованиях и за последнее десятилетие насчитывают более 300 его определений. В них отмечается, что предмет педагогической технологии – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Поэтому педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей . В отличие от педагогического искусства, основывающегося на индивидуальности и интуиции педагога, педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте. Наряду с понятием «педагогическая технология» используется понятие «технология обучения », различие между ними подобно различию между понятиями «педагогика» и «дидактика». Можно заметить, что составляющие технологически построенного процесса соотносятся не только с компонентами производственного процесса, но и тем самым с параметрами системы управления качеством, которую характеризуют :
а) наличие исходного объекта;
б) ориентация на конечный продукт и заданные его свойства;
в) технологические процедуры, составляющие процессы преобразования исходного объекта в конечный продукт;
г) мониторинг начального, промежуточного и конечного состояния продукта;
д) коррекция результатов;
е) осуществление обратной связи, обеспечивающей взаимодействие используемых методов и средств с диагностикой.
С другой стороны, технологизация в образовании тесно связана с его гуманизацией, т . к. призвана обеспечить всю деятельность учителя и ученика, сделать обучение посильным, доступным и радостным. Педагогическая технология есть один из видов человековедческих технологий, базирующихся на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента . Таким образом, педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Важнейшим ее признаком служит также воспроизводимость, подразумевающая возможность применения в других дисциплинах, образовательных учреждениях и с другими субъектами образовательного процесса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновация педагогической деятельности
Особенностью современного мира стало усложнение связи «учитель - мир», которое обусловлено неопределенностью будущего, динамичными изменениями жизни, появлением новых технологий и средств связи, множественностью культуры, отсутствием канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждением нового культурного типа личности, содержательным преображением знания и другими факторами . Новые условия требуют новых контекстов деятельности учителя, связанных с новой характеристикой результата (компетенции), условиями профессиональной деятельности, требованиями к деятельности учителя, новыми задачами, направленными на развитие сущностных сил человека . Меняется сама модель обучения.
Этапы инновационного образовательного процесса .
Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно выделить его основные этапы .
1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной новации).
2. Проектирование (эскизное, затем детальное).
3. Конструирование, уточнение учебно -экономических параметров, перспектив рынка .
4. Создание и апробация опытной модели новшества .
5. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).
6. Этап экспериментальной проверки .
7. Этап первого серийного использования образовательной новации .
Использовать знания по формированию этапов инновационного процесса можно при формировании научно -исследовательских процедур, развития нового проблемного видения. Процесс научного исследования при получении новых знани й получил название «процессуально - ориентированного» подхода к обучению. Из приема обучения исследование становится его содержанием. Модели систематического исследования разработали зарубежные ученые Бейер, Джайс, Нельсон, Фентон, Зухман, Массиалас и др . Обобщение моделей позволяет нам выделить ряд заложенных в них общих исследовательских процедур :
- выявление проблемы ;
- формулирование (постановка проблемы);
- пояснение неясных вопросов;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка учебных действий ;
- сбор данных (фактов, наблюдений, доказательств);
- анализ и синтез собранных данных;
- сопоставление;
- подготовка и написание сообщения;
- выступление с сообщением;
- переосмысление после ответов на вопросы;
- проверка гипотез; - построение обобщений;
- построение выводов, заключений.
Понятие педагогической технологии
Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования ( в частности, технологий воспитания и обучения), с 60 - х годов XX века широко обсуждается в педагогических исследованиях и за последнее десятилетие насчитывают более 300 его определений. В них отмечается, что предмет педагогической технологии – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Поэтому педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей . В отличие от педагогического искусства, основывающегося на индивидуальности и интуиции педагога, педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте. Наряду с понятием «педагогическая технология» используется понятие «технология обучения », различие между ними подобно различию между понятиями «педагогика» и «дидактика». Можно заметить, что составляющие технологически построенного процесса соотносятся не только с компонентами производственного процесса, но и тем самым с параметрами системы управления качеством, которую характеризуют :
а) наличие исходного объекта;
б) ориентация на конечный продукт и заданные его свойства;
в) технологические процедуры, составляющие процессы преобразования исходного объекта в конечный продукт;
г) мониторинг начального, промежуточного и конечного состояния продукта;
д) коррекция результатов;
е) осуществление обратной связи, обеспечивающей взаимодействие используемых методов и средств с диагностикой.
С другой стороны, технологизация в образовании тесно связана с его гуманизацией, т . к. призвана обеспечить всю деятельность учителя и ученика, сделать обучение посильным, доступным и радостным. Педагогическая технология есть один из видов человековедческих технологий, базирующихся на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента . Таким образом, педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Важнейшим ее признаком служит также воспроизводимость, подразумевающая возможность применения в других дисциплинах, образовательных учреждениях и с другими субъектами образовательного процесса .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-8425-1388149664.jpg)
Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности
Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-65170-1349974370.jpg)
Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений
В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298284-1379430417.jpg)
Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-71442-1389777000.jpg)
Педагогическая технология "Дебаты"как продуманная модель совместной педагогической деятельности .
Суть технологии:формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-516573-1416585683.jpg)
"Традиции и инновации в деятельности руководителя детского хора"
Доклад на первой конференции вокально-хоровой секциии Раменского территориального методического объединения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1165463-1572274470.jpg)
Инновации в педагогической деятельности
Инновации в педагогической деятельности (Интеракция как метод обучения в школе). Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом факторов. Она соответствует целям п...
Результаты педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности
Публичная презентация результатов педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности...