Инновация педагогической деятельности
статья по технологии

Инновация педагогической деятельности

Особенностью современного мира стало усложнение связи «учитель - мир», которое обусловлено неопределенностью будущего, динамичными изменениями жизни, появлением новых технологий и средств связи, множественностью культуры, отсутствием канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждением нового культурного типа личности, содержательным преображением знания и другими факторами . Новые условия требуют новых контекстов деятельности учителя, связанных с новой характеристикой результата (компетенции), условиями профессиональной деятельности, требованиями к деятельности учителя, новыми задачами, направленными на развитие сущностных сил человека . Меняется сама модель обучения.

Этапы инновационного образовательного процесса .

Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно выделить его основные этапы .

 1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной новации).

2. Проектирование (эскизное, затем детальное).

3. Конструирование, уточнение учебно -экономических параметров, перспектив рынка .

 4. Создание и апробация опытной модели новшества .

 5. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).

6. Этап экспериментальной проверки .

7. Этап первого серийного использования образовательной новации .

Использовать знания по формированию этапов инновационного процесса можно при формировании научно -исследовательских процедур, развития нового проблемного видения. Процесс научного исследования при получении новых знани й получил название «процессуально - ориентированного» подхода к обучению. Из приема обучения исследование становится его содержанием. Модели систематического исследования разработали зарубежные ученые Бейер, Джайс, Нельсон, Фентон, Зухман, Массиалас и др . Обобщение моделей позволяет нам выделить ряд заложенных в них общих исследовательских процедур :

 - выявление проблемы ;

- формулирование (постановка проблемы);

- пояснение неясных вопросов;

- формулирование гипотезы;

 - планирование и разработка учебных действий ;

 - сбор данных (фактов, наблюдений, доказательств);

 - анализ и синтез собранных данных;

- сопоставление;

- подготовка и написание сообщения;

 - выступление с сообщением;

 - переосмысление после ответов на вопросы;

- проверка гипотез; - построение обобщений;

 - построение выводов, заключений.

 Понятие педагогической технологии

Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования ( в частности, технологий воспитания и обучения), с 60 - х годов XX века широко обсуждается в педагогических исследованиях и за последнее десятилетие насчитывают более 300 его определений. В них отмечается, что предмет педагогической технологии – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Поэтому педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей . В отличие от педагогического искусства, основывающегося на индивидуальности и интуиции педагога, педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте. Наряду с понятием «педагогическая технология» используется понятие «технология обучения », различие между ними подобно различию между понятиями «педагогика» и «дидактика». Можно заметить, что составляющие технологически построенного процесса соотносятся не только с компонентами производственного процесса, но и тем самым с параметрами системы управления качеством, которую характеризуют :

а) наличие исходного объекта;

б) ориентация на конечный продукт и заданные его свойства;

в) технологические процедуры, составляющие процессы преобразования исходного объекта в конечный продукт;

г) мониторинг начального, промежуточного и конечного состояния продукта;

 д) коррекция результатов;

е) осуществление обратной связи, обеспечивающей взаимодействие используемых методов и средств с диагностикой.

С другой стороны, технологизация в образовании тесно связана с его гуманизацией, т . к. призвана обеспечить всю деятельность учителя и ученика, сделать обучение посильным, доступным и радостным. Педагогическая технология есть один из видов человековедческих технологий, базирующихся на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента . Таким образом, педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Важнейшим ее признаком служит также воспроизводимость, подразумевающая возможность применения в других дисциплинах, образовательных учреждениях и с другими субъектами образовательного процесса .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Инновация педагогической деятельности

Особенностью современного мира стало усложнение связи «учитель - мир», которое обусловлено неопределенностью будущего, динамичными изменениями жизни, появлением новых технологий и средств связи, множественностью культуры, отсутствием канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждением нового культурного типа личности, содержательным преображением знания и другими факторами . Новые условия требуют новых контекстов деятельности учителя, связанных с новой характеристикой результата (компетенции), условиями профессиональной деятельности, требованиями к деятельности учителя, новыми задачами, направленными на развитие сущностных сил человека . Меняется сама модель обучения.

Этапы инновационного образовательного процесса .

Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно выделить его основные этапы .

 1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной новации).

2. Проектирование (эскизное, затем детальное).

3. Конструирование, уточнение учебно -экономических параметров, перспектив рынка .

 4. Создание и апробация опытной модели новшества .

 5. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).

6. Этап экспериментальной проверки .

7. Этап первого серийного использования образовательной новации .

Использовать знания по формированию этапов инновационного процесса можно при формировании научно -исследовательских процедур, развития нового проблемного видения. Процесс научного исследования при получении новых знани й получил название «процессуально - ориентированного» подхода к обучению. Из приема обучения исследование становится его содержанием. Модели систематического исследования разработали зарубежные ученые Бейер, Джайс, Нельсон, Фентон, Зухман, Массиалас и др . Обобщение моделей позволяет нам выделить ряд заложенных в них общих исследовательских процедур :

 - выявление проблемы ;

- формулирование (постановка проблемы);

- пояснение неясных вопросов;

- формулирование гипотезы;

 - планирование и разработка учебных действий ;

 - сбор данных (фактов, наблюдений, доказательств);

 - анализ и синтез собранных данных;

- сопоставление;

- подготовка и написание сообщения;

 - выступление с сообщением;

 - переосмысление после ответов на вопросы;

- проверка гипотез; - построение обобщений;

 - построение выводов, заключений.

 Понятие педагогической технологии

Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования ( в частности, технологий воспитания и обучения), с 60 - х годов XX века широко обсуждается в педагогических исследованиях и за последнее десятилетие насчитывают более 300 его определений. В них отмечается, что предмет педагогической технологии – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Поэтому педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей . В отличие от педагогического искусства, основывающегося на индивидуальности и интуиции педагога, педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте. Наряду с понятием «педагогическая технология» используется понятие «технология обучения », различие между ними подобно различию между понятиями «педагогика» и «дидактика». Можно заметить, что составляющие технологически построенного процесса соотносятся не только с компонентами производственного процесса, но и тем самым с параметрами системы управления качеством, которую характеризуют :

а) наличие исходного объекта;

б) ориентация на конечный продукт и заданные его свойства;

в) технологические процедуры, составляющие процессы преобразования исходного объекта в конечный продукт;

г) мониторинг начального, промежуточного и конечного состояния продукта;

 д) коррекция результатов;

е) осуществление обратной связи, обеспечивающей взаимодействие используемых методов и средств с диагностикой.

С другой стороны, технологизация в образовании тесно связана с его гуманизацией, т . к. призвана обеспечить всю деятельность учителя и ученика, сделать обучение посильным, доступным и радостным. Педагогическая технология есть один из видов человековедческих технологий, базирующихся на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента . Таким образом, педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Важнейшим ее признаком служит также воспроизводимость, подразумевающая возможность применения в других дисциплинах, образовательных учреждениях и с другими субъектами образовательного процесса .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности

Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....

Карта результативности педагогической деятельности педагогических дополнительного образования

Образец заполнения карты деятельности педагога дополнительного образования...

Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений

В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

"Традиции и инновации в деятельности руководителя детского хора"

Доклад на первой конференции вокально-хоровой секциии Раменского территориального методического объединения....

Инновации в педагогической деятельности

Инновации в педагогической деятельности (Интеракция как метод обучения в школе). Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом факторов. Она соответствует целям п...

Результаты педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

Публичная презентация результатов педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности...