Федеральный проект «Современная школа» как возможность модернизации технологического образования обучающихся с ОВЗ.
статья по технологии

Ирина Геннадьевна Гараева

В статье рассмотрены вопросы разработки ивнедрения комплексных трудовых профилей предметной области "Технология", для детей с интеллектуальной недостаточностью, возможности овладения выпускниками коррекционных школ гибкими профессиональными навыками и трудоустройства по профессиям, полученным в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный проект «Современная школа» как возможность модернизации технологического образования обучающихся с ОВЗ.

И.Г. Гараева

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа № 8» г. Арзамас

garaewairina@gmail.com

Аннотация.  В статье рассмотрены вопросы  разработки и введения комплексных трудовых профилей предметной области «Технология»   для детей с интеллектуальной недостаточностью,  возможности овладения выпускниками коррекционных школ гибкими профессиональными навыками и расширяет возможности трудоустройства детей с ОВЗ.

В современных условиях выпускнику коррекционной школы недостаточно овладеть набором каких-то определённых общетрудовых приёмов, его подготовленность к самостоятельной жизни и труду во многом определяется умением действовать в новых условиях, способностью выполнять трудовые задания при изменении ситуации, а, следовательно, характеризуется степенью владения гибкими профессиональными навыками.

Анализ трудоустройства выпускников за последние 3 года демонстрирует противоречия между сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, а также ограниченным количеством специальностей, по которым проходит обучение для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.  В коррекционных школах Нижегородской области технологическое образование учащихся с ОВЗ ведется по традиционным профилям. Проведенный анализ плана приема выпускников по программам профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Арзамасе Нижегородской области, свидетельствует о возможности продолжения профессионального обучения только по специальностям штукатур, маляр, швея.

Выиграв конкурс, и являясь участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», коррекционная школа № 8 активно включилась в перезагрузку предметной области «Технология».

По запросу школы Центр занятости населения г. Арзамаса составил перечень востребованных профессий для трудоустройства лиц с умственной отсталостью. На городском рынке труда востребованы рабочие специальности в сфере обслуживания населения (горничная, кухонный рабочий, помощник воспитателя, официантка, техничка, уборщик помещений, дворник, подсобный рабочий, разнорабочий, рабочий по комплексному обслуживанию зданий и т.д.), что обусловлено развитием в городе туристического кластера.

Проанализировав данную информацию, был сделан вывод о необходимости обновления и расширения содержания 2-х преподаваемых профилей и создание нового. Программа обновленного профиля «Рабочий по обслуживанию зданий» предполагает подготовку универсального специалиста, который может совмещать обязанности слесаря, электрика, штукатура, маляра, столяра, дворника и уборщика. В соответствии с обновленной программой трудового профиля «Строительное дело» учащиеся получат навыки штукатура – маляра, каменщика, плиточника-облицовщика.  

            Новый комплексный профиль для девочек «Персонал сферы обслуживания»  5 – 9 классы включает в себя обучение по модулям: горничная, официантка, помощник воспитателя, санитарка, кастелянша.  Остановимся на данном профиле более подробно.

Выбор модулей основывается на принципах доступности усвоения учебного материала учащимися с различной степенью интеллектуального нарушения. Школьники овладевают практическими умениями и навыками, обеспечивающими максимально возможный для каждого учащегося уровень самостоятельности в обыденной жизни, снижение уровня опеки со стороны близких, освоение социальных ролей в семье и при трудоустройстве.

Учитывая принцип систематичности и последовательности обучения, программный материал для данных трудовых профилей  отобран с учетом психофизических особенностей, учащихся среднего и старшего звена, схожести рабочих специальностей по видам выполняемых работ для освоения трудовых навыков и отработки алгоритма трудовых действий.

Программа комплексного профиля «Персонал сферы обслуживания» составлена с учётом её  корректировки в процессе апробации и распределена  по четвертям:

1четверть - модуль «Горничная»,

2 четверть - модуль «Официантка»

3 четверть – модули «Помощник воспитателя», «Санитарка»,

4 четверть – модуль «Кастелянша» (смежные профессии: швея, машинист по стирке белья, гладильщица).

 Содержание программы «Персонал сферы обслуживания» 5-9 класс базируется на программах «Младший обслуживающий персонал», программах углубленной трудовой подготовки 10-12 классов коррекционных школ, адаптированных программах СПО, включает как теоретический, так и практический материал, экскурсии на предприятия и в организации, где предоставляются рабочие места по изучаемым специальностям.

В конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы, для подведения итогов овладения общетрудовыми навыками конкретной специальности.

На данном этапе проводится активная работа по составлению УМК к данным профилям, разрабатываются рабочие тетради по предмету «Персонал сферы обслуживания», тестовый, дидактический и раздаточный материал.

      Участие в  федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование» позволило обновить материально- техническую базу школы  предметной области «Технология».  

Приобретение современного оборудования, механизмов и инструментов существенно расширило содержание программы с учетом практико-ориентированного подхода.

 Знания о видах и методах проведения работ, комплексное использование материально – технической базы школы позволяет осуществлять преемственность при отработке общетрудовых навыков, а овладение смежными профессиями позволяет реализовать полученные знания на практике, а также закреплять усвоенные трудовые приемы. Например, экскурсия в детский сад в 3 четверти предоставила учащимся возможность наблюдать за работой помощника воспитателя. С опорой на информацию, полученную на экскурсии, усвоение материала происходит у  учащихся намного легче. Учащиеся так же знакомятся с видами работ, характерными для смежных профессий, изучаемых в 4 четверти: кастелянша, швея, машинист по стирке белья, гладильщица.

Анализируя итоги реализации программы «Персонал сферы обслуживания» в 5 классе, был сделан вывод о необходимости дополнения программы сведениями по смежным специальностям, так как все изучаемые модули, по видам работ перекликаются с изучаемыми рабочими специальностями, доступны для наших выпускников и востребованы на рынке труда. Например, во 2 четверти профиль «Официант» в разных классах с усложнением дополнен специальностями: мойщик посуды, кухонный рабочий, уборщик служебных помещений, помощник повара, и т.д.                

Тематика профориентационной работы по профилю «Персонал сферы обслуживания»  была изменена  для углубления знаний учащихся о рабочих профессиях и специальностях в сфере обслуживания.    

Таким образом, углубление знаний учащихся о рабочих профессиях и специальностях в сфере обслуживания стало возможным благодаря комплексности программ профиля «Персонал сферы обслуживания», а концентрический принцип построения программы и почетвертное распределение модулей комплексного профиля явилось наиболее оптимальным как для лучшего усвоения материала, осуществления преемственности, так и для повышения мотивации учащихся к обучению рабочим профессиям и дальнейшему выбору жизненного пути.

Литература

Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: пособие для учителя./С.Л. Мирский.-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 224с.

Потапова, И.И. Организация обслуживания гостей в процессе проживания/И.И. Потапова. -  М.: Академия, 2015. - 320 с.

Щербакова, А.М., Платонова, Н.М. Программно-методическое обеспечение 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя./А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.  - М.: Владос, 2006. - 331 с. - (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках федерального проекта "Современная школа"

laquo;Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности",  в рамках федерального п...

Доклад на тему: Реализация новой концепции предметной области «Технология» в рамках федерального проекта «Современная школа».

Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный тр...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова

Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...

. Внедрение регионального проекта «Современная школа в форме центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»

В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно без внедрения в школах современных образовательных технологий....

Федеральный проект «Современная школа»: обновление методов и технологий преподавания курса «Физика»

В статье рассматриваются методы и технологии преподавания курса «Физика» в рамках федерального проекта «Современная школа»....

АПРОБАЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЗАКУПЛЕННОГО В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА» МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ». Г. Выкса ГКОУ С(К)Ш

АПРОБАЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЗАКУПЛЕННОГО В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА» МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗО...