Федеральный проект «Современная школа» как возможность модернизации технологического образования обучающихся с ОВЗ.
статья по технологии
В статье рассмотрены вопросы разработки ивнедрения комплексных трудовых профилей предметной области "Технология", для детей с интеллектуальной недостаточностью, возможности овладения выпускниками коррекционных школ гибкими профессиональными навыками и трудоустройства по профессиям, полученным в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация федерального проекта "Современная школа", национального проекта "Образование" | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральный проект «Современная школа» как возможность модернизации технологического образования обучающихся с ОВЗ.
И.Г. Гараева
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа № 8» г. Арзамас
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы разработки и введения комплексных трудовых профилей предметной области «Технология» для детей с интеллектуальной недостаточностью, возможности овладения выпускниками коррекционных школ гибкими профессиональными навыками и расширяет возможности трудоустройства детей с ОВЗ.
В современных условиях выпускнику коррекционной школы недостаточно овладеть набором каких-то определённых общетрудовых приёмов, его подготовленность к самостоятельной жизни и труду во многом определяется умением действовать в новых условиях, способностью выполнять трудовые задания при изменении ситуации, а, следовательно, характеризуется степенью владения гибкими профессиональными навыками.
Анализ трудоустройства выпускников за последние 3 года демонстрирует противоречия между сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, а также ограниченным количеством специальностей, по которым проходит обучение для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В коррекционных школах Нижегородской области технологическое образование учащихся с ОВЗ ведется по традиционным профилям. Проведенный анализ плана приема выпускников по программам профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Арзамасе Нижегородской области, свидетельствует о возможности продолжения профессионального обучения только по специальностям штукатур, маляр, швея.
Выиграв конкурс, и являясь участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», коррекционная школа № 8 активно включилась в перезагрузку предметной области «Технология».
По запросу школы Центр занятости населения г. Арзамаса составил перечень востребованных профессий для трудоустройства лиц с умственной отсталостью. На городском рынке труда востребованы рабочие специальности в сфере обслуживания населения (горничная, кухонный рабочий, помощник воспитателя, официантка, техничка, уборщик помещений, дворник, подсобный рабочий, разнорабочий, рабочий по комплексному обслуживанию зданий и т.д.), что обусловлено развитием в городе туристического кластера.
Проанализировав данную информацию, был сделан вывод о необходимости обновления и расширения содержания 2-х преподаваемых профилей и создание нового. Программа обновленного профиля «Рабочий по обслуживанию зданий» предполагает подготовку универсального специалиста, который может совмещать обязанности слесаря, электрика, штукатура, маляра, столяра, дворника и уборщика. В соответствии с обновленной программой трудового профиля «Строительное дело» учащиеся получат навыки штукатура – маляра, каменщика, плиточника-облицовщика.
Новый комплексный профиль для девочек «Персонал сферы обслуживания» 5 – 9 классы включает в себя обучение по модулям: горничная, официантка, помощник воспитателя, санитарка, кастелянша. Остановимся на данном профиле более подробно.
Выбор модулей основывается на принципах доступности усвоения учебного материала учащимися с различной степенью интеллектуального нарушения. Школьники овладевают практическими умениями и навыками, обеспечивающими максимально возможный для каждого учащегося уровень самостоятельности в обыденной жизни, снижение уровня опеки со стороны близких, освоение социальных ролей в семье и при трудоустройстве.
Учитывая принцип систематичности и последовательности обучения, программный материал для данных трудовых профилей отобран с учетом психофизических особенностей, учащихся среднего и старшего звена, схожести рабочих специальностей по видам выполняемых работ для освоения трудовых навыков и отработки алгоритма трудовых действий.
Программа комплексного профиля «Персонал сферы обслуживания» составлена с учётом её корректировки в процессе апробации и распределена по четвертям:
1четверть - модуль «Горничная»,
2 четверть - модуль «Официантка»
3 четверть – модули «Помощник воспитателя», «Санитарка»,
4 четверть – модуль «Кастелянша» (смежные профессии: швея, машинист по стирке белья, гладильщица).
Содержание программы «Персонал сферы обслуживания» 5-9 класс базируется на программах «Младший обслуживающий персонал», программах углубленной трудовой подготовки 10-12 классов коррекционных школ, адаптированных программах СПО, включает как теоретический, так и практический материал, экскурсии на предприятия и в организации, где предоставляются рабочие места по изучаемым специальностям.
В конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы, для подведения итогов овладения общетрудовыми навыками конкретной специальности.
На данном этапе проводится активная работа по составлению УМК к данным профилям, разрабатываются рабочие тетради по предмету «Персонал сферы обслуживания», тестовый, дидактический и раздаточный материал.
Участие в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование» позволило обновить материально- техническую базу школы предметной области «Технология».
Приобретение современного оборудования, механизмов и инструментов существенно расширило содержание программы с учетом практико-ориентированного подхода.
Знания о видах и методах проведения работ, комплексное использование материально – технической базы школы позволяет осуществлять преемственность при отработке общетрудовых навыков, а овладение смежными профессиями позволяет реализовать полученные знания на практике, а также закреплять усвоенные трудовые приемы. Например, экскурсия в детский сад в 3 четверти предоставила учащимся возможность наблюдать за работой помощника воспитателя. С опорой на информацию, полученную на экскурсии, усвоение материала происходит у учащихся намного легче. Учащиеся так же знакомятся с видами работ, характерными для смежных профессий, изучаемых в 4 четверти: кастелянша, швея, машинист по стирке белья, гладильщица.
Анализируя итоги реализации программы «Персонал сферы обслуживания» в 5 классе, был сделан вывод о необходимости дополнения программы сведениями по смежным специальностям, так как все изучаемые модули, по видам работ перекликаются с изучаемыми рабочими специальностями, доступны для наших выпускников и востребованы на рынке труда. Например, во 2 четверти профиль «Официант» в разных классах с усложнением дополнен специальностями: мойщик посуды, кухонный рабочий, уборщик служебных помещений, помощник повара, и т.д.
Тематика профориентационной работы по профилю «Персонал сферы обслуживания» была изменена для углубления знаний учащихся о рабочих профессиях и специальностях в сфере обслуживания.
Таким образом, углубление знаний учащихся о рабочих профессиях и специальностях в сфере обслуживания стало возможным благодаря комплексности программ профиля «Персонал сферы обслуживания», а концентрический принцип построения программы и почетвертное распределение модулей комплексного профиля явилось наиболее оптимальным как для лучшего усвоения материала, осуществления преемственности, так и для повышения мотивации учащихся к обучению рабочим профессиям и дальнейшему выбору жизненного пути.
Литература
Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: пособие для учителя./С.Л. Мирский.-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 224с.
Потапова, И.И. Организация обслуживания гостей в процессе проживания/И.И. Потапова. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
Щербакова, А.М., Платонова, Н.М. Программно-методическое обеспечение 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя./А.М. Щербакова, Н.М. Платонова. - М.: Владос, 2006. - 331 с. - (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках федерального проекта "Современная школа"
laquo;Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", в рамках федерального п...
Доклад на тему: Реализация новой концепции предметной области «Технология» в рамках федерального проекта «Современная школа».
Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный тр...
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова
Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...
. Внедрение регионального проекта «Современная школа в форме центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»
В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно без внедрения в школах современных образовательных технологий....
Федеральный проект «Современная школа»: обновление методов и технологий преподавания курса «Физика»
В статье рассматриваются методы и технологии преподавания курса «Физика» в рамках федерального проекта «Современная школа»....
АПРОБАЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЗАКУПЛЕННОГО В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА» МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ». Г. Выкса ГКОУ С(К)Ш
АПРОБАЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЗАКУПЛЕННОГО В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА» МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗО...