Рабочая программа 11 класс
рабочая программа по технологии (11 класс)

Колосова Виктория Николаевна

Рабочая прогрмма по технологии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klassn1.docx77.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету Технология для 11 класса базового уровня обучения составлена на основе программы по Технологии для 10-11 классов базового (универсального) уровня обучения Симоненко В.Д., О.П. Очинин Н.В., Матяш и др. (М.:Вентана-Граф, 2019), в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования по Технологии.

Цели

Изучение учебного предмета Технология в 11 классе на базовом уровне обучения направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном

развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

 овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

 развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;  

 воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Общая характеристика учебного предмета

Программа по Технологии составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Рабочая учебная программа по предмету Технология для 11 классов базового уровня обучения предназначена для реализации на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №91» Ново-Савиновского района города Казани.

Форма обучения – очная.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.  

Программа включает в себя разделы «Технология проектирования изделий», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность», «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • Особенности современного проектирования;
  • Методы решения  творческих задач;
  • Защита интеллектуальной собственности;
  • Культура и эстетика труда;
  • Получение, обработка, хранение и использование информации;
  • Творческая проектная деятельность;
  • Проектная документация;
  • Использование компьютерных программ в подготовке проектной документации;
  • Понятие профессиональной деятельности;
  • Виды профессионального образования;
  • Нормирование и оплата труда;
  • Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности учащегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учебный материал отобран с учетом следующих положений:

  • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
  •  возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
  • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
  •  возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
  •  возможность         познавательного,         интеллектуального,         творческого,         духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.

Основным дидактическим средством обучения Технологии в средней школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические работы, выполнение проектов.

Настоящая программа отражает актуальные подходы к образовательному процессу - компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный. Особое место в программе отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у обучающихся гражданской позиции, развитие духовно-нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В программе освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.

В программу курса внесён ряд изменений.  

11класс:

 В раздел «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность» добавлено 2 часа из резерва времени. Из них 1час на контрольную работу по теме «Методы решения творческих задач», а 1 час выделен на изучение темы «Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия», учитывая её актуальность. В ходе изучения данного раздела обучающиеся выполняют проектную работу, поэтому целесообразно 1 час из 2-х темы «Создание банка идей продуктов труда» перераспределить на защиту проектной работы. 1 час резервного времени в конце года используется на урок подведения итогов за год. Также в связи с отсутствием в поурочно-тематическом планировании авторов программы контрольных работ, возникла необходимость внести изменения и 1 час темы «Культура труда и профессиональная этика» перераспределён на контрольную работу по теме: «Производство, труд и технологии», а 1 час темы «Центры профконсультационной помощи» на контрольную работу по теме «Профессиональное самоопределение и карьера».

Место предмета в учебном плане

В базисном учебном плане предмет Технология входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области Технология для основной школы, в частности к общеобразовательной программе под редакцией В.Д. Симоненко (2019 год). Программа рассчитана на годичное обучение в 11 классе в объёме 35 часов, из расчёта 35 часов в год, 1 час в неделю. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении творческих проектов.

Результаты освоения учебного предмета Технология

В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетентности. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • влияние технологий на общественное развитие;
  • составляющие современного производства товаров или услуг;
  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
  • основные этапы проектной деятельности;
  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь:

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;
  • изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продуктов труда;
  • использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
  • проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
  • организовывать рабочее место; выбирать средства и методы реализации проекта;
  • выполнять изученные технологические операции;
  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;

применять полученные знания и умения в выбранной области деятельности:

  • для проектирования материальных объектов или услуг;
  • повышения эффективности своей практической деятельности;
  • организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
  • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
  • составления резюме и проведения самопрезентации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 11 КЛАСС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА 17 ЧАСОВ

Подготовка к профессиональной деятельности

Теоретические сведения.

Определение жизненных целей и задач.

1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.

2. Структура и составляющие современного производства

Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов, Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.

3. Профессиональная деятельность в различных сферах экономики

Теоретические сведения. Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.

3. Нормирование и оплата труда

Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.

4. Система оплаты труда

Теоретические сведения. Система оплаты труда. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

Практические работы. Определение вида оплаты труда для работников различных профессий

5. Культура труда и профессиональная этика

Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

6. Центры профконсультационной помощи

Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.

7. Этапы профессионального становления и карьера

Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.

8. Профессиональная деятельность в различных сферах (2ч)

Теоретические сведения. Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.

Практическая работа. Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности.

9. Рынок труда и профессий

Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.

8. Виды и формы получения профессионального образования

Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

 9. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства

Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.

Творческая проектная деятельность (17 часов )

1. Понятие о творческой проектной деятельности.

Теоретические сведения. Понятие о исследовательском проекте. Введение в психологию исследовательской деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии исследовательского процесса. Виды исследовательской деятельности: художественное, научное, техническое. Процедуры проектирования. Результат исследования как объект интеллектуальной собственности.

Способы повышения исследовательской активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «исследовательская задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения исследовательских задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

2.  Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»(проект по выбору)

Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.

3. Выбор объекта проектирования и требования к нему (2ч)

Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для выполнения  проекта. Механические свойства материалов.

Практические работы. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого исследовательского материала с использованием морфологического анализа, ФСА и др.

4. Исследовательский этап, изучение спроса на рынке труда (2ч)

Теоретические сведения. Понятие спроса, на рынке труда. Сбор материала. Выявление и исследования основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта. Обоснование выбора базового варианта проекта.

5. Документальное представление проектируемого продукта труда (2ч)

Теоретические сведения. Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация.

Практические работы. Составление резюме и дизайн-спецификации проектируемого исследования. Выполнение рабочих чертежей, профессиограммы, структуры схем исследуемого проекта.

6. Организация технологического процесса (3ч)

Теоретические сведения. Технологический процесс исследовательской работы. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и операционные карты. Содержание и правила составления документации исследовательского проекта.

Практическая работа. Выполнение технологической карты исследований.

7. Оформление проекта.(2ч)

Теоретические сведения. Оформление документов согласно критерием оценивания проекта, технологический процесс исследовательской работы. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и операционные карты. Содержание и правила составления документации проекта.

8. Анализ результатов проектной деятельности

Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование,

Практическая работа. Апробация готового проектного исследования и его доработка, самооценка проекта.

9. Презентация проектов и результатов труда

Теоретические сведения. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.

Практическая работа. Организация и проведение презентации проектов.

10. Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»(проект по выбору)

Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.

Практические работы. Обоснование темы исследовательского проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК.

Выполнение защита проекта и анализ результатов работы. Оформление и проведение презентации.

Творческий проект. «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (или по выбору)

Тематическое планирование учебного предмета Технология

11 класс

Раздел. Тема

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие.Вводный инструктаж по охране труда.

1

  1. Производство, труд и технологии 17 часов

2

Понятие профессиональной деятельности.

1

3

Структура и составляющие современного производства

1

4

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

1

5

Нормирование и оплата труда

1

6

Система оплаты труда

1

7

Культура труда

1

8

Научная организация труда.

1

9

Профессиональное становление личности.

1

10

Этапы становления.

1

11

Профессиональная карьера

1

12

Сферы профессиональной деятельности

1

1

13

Рынок труда и профессий

1

14

Виды и формы получения профессионального образования

1

15

Профессиональный рост

1

16

Трудоустройство

1

17

Самопрезентация

1

Технология проектной деятельности 17 часов

18

Понятие о исследовательской проектной деятельности

1

19

 Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»(проект по выбору)

1

20

Выбор объекта проектирования и требования к нему

1

1

21

Исследовательский этап выполнения проекта

1

1

22

Документальное представление проектируемого продукта

1

1

23

Технологический этап выполнения проекта

1

2

24

Оформление проекта

2

25

Анализ результатов проектной деятельности

1

1

26

Презентация результатов проектной деятельности

1

27

Защита проектов

1

Итого

35

УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНИКИ

1.Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2019г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.

2.Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.

3.Технология. Базовый уровень: 10 -11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. –М.: «Вентана-Граф», 2019.-112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...