Рабочая программа отделения дополнительного образования детей "Волшебный мир дерева"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс)
Рабочая программа отделения дополнительного образования детей "Волшебный мир дерева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_mir_dereva.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к дополнительной
образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СОШ №7»
Приказ №440 от 31.08.2020
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО __________________Н.В. Волкова Протокол 27.03.2020 Рассмотрена на заседании Управляющего совета от 26.03.2020 _______________ А.П.Левковский | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 7» ______________Г.А.Шарипова 31.08.2020 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №7» ___________Е.И.Суровцова
Приказ №440 от 31.08.2020 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ
«Волшебный мир дерева»
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе программы А.С.Хворостов, Д.А.Хворостов «Резьба по дереву» 2015г, материалов традиций художественной резьбы по дереву таких известных центров народного декоративного искусства, как Архангельская, Вологодская, Ярославская, Кировская, Горьковская, Московская области, а также искусство художественной обработки дерева в Карельской, Коми, Башкирской, Мордовской, Марийской, Якутской республиках.
Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.
Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно-стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.
Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по дереву в наши дни развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов
Цель программы познакомить учащихся школ с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.
Задачи программы.
Обучающие:
- обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
- обучить владению инструментом для резьбы по дереву;
- сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
- научить правилам безопасности при обработке художественных изделий;
Развивающие:
- развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
- развить художественный вкус, общую культуру личности;
- развить умение давать оценку своей работе.
Воспитывающие:
- приобщить детей к истокам русской народной культуры;
- воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
- привить любовь к традиционному художественному ремеслу.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.
Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д.
Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву в местных художественных и краеведческих музеях. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.
Форма проведения занятий - комбинированная.
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
- о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
- об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
- о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву
- о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
- о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;
- правила безопасности при обработке художественных изделий;
Учащиеся должны уметь:
- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
- разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
- владеть инструментом для резьбы по дереву;
- владеть техническими приемами геометрической резьбы;
- выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Преподаватель должен использовать программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.
Содержание и формы обучения
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовлении различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с деревом, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного материала, в художественное произведение. В процессе работы у учащихся развиваются чувства цвета, ритма, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, бережное отношение к природе.
Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
При реализации программы используются различные методы:
- Словесные - лекции, беседы, викторины;
- Наглядные – просмотр слайдов, фото – и видеосюжетов, образцов изделий;
- Практические – изготовление образцов и макетов изделий
- Проблемно – поисковые - исследование, конструирование, проектирование.
Одна из форм стимулирования учащихся к занятиям – организация выставок, конкурсов, массовых мероприятий с приглашением родителей.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Техника резьбы требует кропотливого труда, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу с каждым учащимся.
Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены другими и вовремя исправлены. Необходимо давать возможность детям самостоятельно оценивать свою работу, её результат, видеть достоинства и недостатки. При коллективном обсуждении результатов важно акцентировать внимание на том, что получилось, т. е. даётся положительная оценка деятельности ребёнка, тем самым создаётся благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
Завершая курс обучения по программе, следует обратить внимание на содержание понятий и терминов, формирование у учащихся умения пользоваться специальной и справочной литературой.
Результативность
Программа призвана обеспечить:
- Освоение основных приёмов и навыков работы;
- Умение самостоятельно составлять узоры для украшения изделий;
- Умение самостоятельно изготавливать изделия, сувениры
Материально – техническое обеспечение программы
Занятия кружка проводятся в светлом, сухом, просторном помещении с хорошей вентиляцией. У каждого ребёнка отдельный рабочий верстак и набор необходимых инструментов. Имеется шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и справочной и методической литературы, а также шкаф для размещения образцов изделий.
Материалы и инструменты
№ | наименование | количество |
1 | Резцы по дереву | 10 компл. |
2 | Электровыжигатели | 6 |
3 | Рубанки | 10 |
4 | Стусло | 10 |
5 | Ножовки | 10 |
6 | Струбцины | 10 |
7 | Наждачная бумага | 5 м. |
8 | Столярный клей | 2 кг. |
9 | Лак (пФ-231,пФ-282, нц-224) | 3 кг. |
10 | Заготовки мягких пород древесины | 2 м3 |
11 | Фотоаппарат CANON | 1 |
12 | Фотопринтер | 1 |
13 | Шарошки для заточки инструмента | 1 компл. |
14 | Киянки | 10 |
15 | Стамески разные | 20 |
Методическое обеспечение
В процессе работы можно использовать информационно - методические материалы:
- Видеопособия «Народные промыслы»;
- Новые педагогические технологии в воспитательном процессе;
- Литературу по разделам «Техническое и прикладное творчество»;
Игры, конкурсы, сценарии, а также методическую литературу.
Дидактическое обеспечение
- Наглядные пособия;
- Образцы изделий;
- Слайды, видео-пособия.
Критерии оценивания работ
Наиболее эффективным является метод проектов. Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Критерии:
- Композиционное решение;
- Сложность;
- Качество;
- Оригинальность;
- Дизайн.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
Первый модуль | ||||
| Введение | 1 | 1 |
|
Раздел 1. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы | ||||
1.1. | Древесина и ее свойства. Измерительный инструмент резчика по дереву. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе. Техника безопасности. | 1 | 1 |
|
1.2. | Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения. Простейшие композиции. | 18 | 2 | 16 |
1.3. | Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы | 24 |
| 24 |
1.4. | Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы (форма готовая). | 28 |
| 28 |
| Итого за 1 год обучения | 72 | 4 | 68 |
Второй модуль | ||||
Раздел 2. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву. | ||||
2.1. | Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву | 2 | 2 | - |
2.2. | Художественно-технические приемы плоскорельефной резьбы | 44 |
| 44 |
2.3. | Создание вариантов плоскорельефной резьбы на типовой форме. | 54 | 2 | 52 |
Раздел 3. Изучение художественно-технических приемов местного промысла резьбы по дереву. | ||||
3.1. | Ассортимент изделий местного промысла резьбы по дереву. | 2 | 2 |
|
3.2. | Создание вариантов резьбы на готовой типовой форме. | 42 |
| 42 |
| Итого за 2 год обучения | 144 | 6 | 138 |
Третий модуль | ||||
Раздел 4. Изучение особенностей глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву | ||||
4.1. | Художественные центры глухой, накладной и ажурной резьбы по дереву. | 2 | 2 | - |
4.2. | Создание изделий с глухой, накладной или ажурной резьбой | 34 | 2 | 32 |
Раздел 5. Основы токарного дела | ||||
5.1. | Технические приемы изготовления токарных изделий из древесины | 54 | 2 | 52 |
5.2. | Создание вариантов традиционной формы токарных изделий | 54 | 1 | 53 |
| Итого за 3 год обучения | 144 | 7 | 137 |
Содержание занятий.
ВТОРОГО МОДУЛЯ.
Раздел 2. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву.
Тема 2.1. Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву. Исторический обзор развития промыслов плоскорельефной резьбы по дереву. Ее художественные особенности. Абрамцево-кудринская резьба. Краткий анализ ее художественных и технических особенностей.
Тема 2.2. Художественно-технические приемы плоскорельефной резьбы.
Инструменты для создания плоскорельефной резьбы. Резьба с заоваленным контуром.
Выполнение на дощечках узора "розетки" в технике заоваленного контура. Резьба с подушечным фоном. Выполнение несложных узоров с подушечным фоном. Выполнение узоров резьбы с подобранным фоном.
Тема 2.3. Создание вариантов плоскорельефной резь бы на типовой форме.
Копирование образцов плоскорельефной резьбы на бумаге. Разработка эскизов композиции плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративное панно, блюда, коробочки, шкатулки и т.д.
Выполнение в материале разработанных композиций на полуфабрикате.
Раздел 3. Изучение художественно-технических приемов местного промысла резьбы по дереву.
Тема 3.1. Ассортимент изделий местного промысла резьбы по дереву. Ассортимент выпускаемых предприятием изделий, их художественные и технические особенности.
Тема 3.2. Создание вариантов резьбы на готовой типовой форме. Копирование образцов местного промысла резьбы по дереву. Разработка эскизов резьбы для конкретной формы. Связь формы и декора. Выполнение работы в материале и отделка изделия.
Литература.
- Абросимова А.А., Каплан Н.И., Итлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М.: Высшая школа, 2012.
- Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах (художественная обработка бересты и соломки, плетение из лозы, корня). М.: Просвещение, 2015.
- Василенко B. Народное искусство. - М., 2016.
- Вишневская B.М, Каплан Н.И., Буданов C.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 2017.
- Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. - М., 2010.
- Двойникова Е.С., Лялин И.В. Художественная резьба по дереву. - М.; Высшая школа, 2010.
- Званцев М.H. Нижегородская резьба. - М., 2015.
- Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 2014.
Литература для учащихся:
- Рихвк Э. В., Мастерим из древесины. - М. «Просвещение» 2015г.
- А.С. Хворостов, С.Н. Новиков, Мастерим вместе с папой. – М. «Просвещение» 2014г.
- В.И.Гришин, Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева. М. «Мартин» 2017г.
- А.Е.Глозман, Е.С.Глозман. Школа резьбы по дереву и токарное творчество. М. «Эксмо»2017г.
Календарно-тематический план
Второй модуль.
№п/п | Наименование раздела и тема | Всего | Теория | Практика | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||||
Раздел 2. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву | |||||||
1Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву | 2 | 2 | |||||
2.Исторический обзор развития промыслов плоскорельефной резьбы по дереву | 1 | ||||||
3.Абрамцево-кудринская резьба. Краткий анализ её художественных и технических особенностей | 1 | ||||||
Художественно-технические приёмы плоскорельефной резьбы | 44 | ||||||
1.Инструменты для создания плоскорельефной резьбы | 2 | 2 | |||||
2.Резьба с заоваленным контуром | 6 | 6 | |||||
3.Выполнение на дощечках узора «розетки» в технике заоваленного контура | 12 | 12 | |||||
4.Резьба с подушечным фоном | 6 | 6 | |||||
5.Выполнение несложных узоров с подушечным фоном | 12 | 12 | |||||
6. Выполнение несложных узоров с подобранным фоном. | 10 | 10 | |||||
Создание вариантов плоскорельефной резьбы на типовой форме. | 54 | 2 | 52 | ||||
1.Копирование образцов плоскорельефной резьбы на бумаге. | 6 | 2 | 4 | ||||
2.Разработка эскизов композиции для декоративного панно | 4 | 4 | |||||
3.Выполнение в материале декоративного панно | 8 | 8 | |||||
4.Разработка эскизов блюда | 4 | 4 | |||||
5. Выполнение в материале блюда | 8 | 8 | |||||
6. Разработка эскизов коробочки | 4 | 4 | |||||
7. Выполнение в материале коробочки | 8 | 8 | |||||
8. Разработка эскизов шкатулки | 4 | 4 | |||||
9. Выполнение в материале шкатулки | 8 | 8 | |||||
Раздел 3 Изучение художественно-технических приёмов резьбы по дереву | |||||||
Ассортимент изделий местного промысла резьбы по дереву | 2 | 2 | |||||
Создание вариантов резьбы на готовой типовой форме | 42 | - | 42 | ||||
1.Копирование образцов резьбы по дереву | 4 | 4 | |||||
2.Разработка эскизов резьбы для конкретной формы | 6 | 6 | |||||
3.Связь формы и декора | 4 | 4 | |||||
4.Выполнение работы в материале | 24 | 24 | |||||
5.Отделка изделия | 4 | 4 | |||||
Итого | 144 | 6 | 138 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей.
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей....
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей...
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей.
Программы военно-патриотического направления (Спасатель, Кадет).Программы физкультурно-спортивного направления (ОФП, Футбол, Школа безопасности)....
Рабочая программа отделения дополнительного образования детей
Программа физкультурно-оздоровительного направления "Баскетбол"...
Рабочая программа отделения дополнительного образования детей ВПК "Пост №7"
Рабочая программа отделения дополнительного образования детей ВПК "Пост №7"...