Статья «Содержание и организация обучения школьников технологии на основе метода проектов»
статья по технологии (9 класс)
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_organizatsiya_obucheniya_shkolnikov_tehnologii.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и организация обучения школьников технологии
на основе метода проектов
Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Важную роль в реализации этой цели должно сыграть введение в учебный процесс российской школы образовательной области "Технология". Новым в преподавании технологии по сравнению с трудовым обучением является направленность:
- на развитие творческой, инициативной, самостоятельной и предприимчивой личности учащихся;
- на формирование у школьников основ проектной, технологической культуры, культуры общения, труда, дома;
- на овладение ими основами экономики и предпринимательства, умениями рационально вести домашнее хозяйство.
В результате изучения технологии выпускники средней школы должны уметь грамотно оценивать потребности и имеющиеся ресурсы, делать рациональный выбор вариантов решения на этапах проектирования и разработки технологий, а также быть подготовленными к адекватному профессиональному самоопределению.
Концепция образовательной области "Технология" предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности и от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели. Для успешного осуществления проектного обучения требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного проектирования, созданию дидактического, методического и материально-технического обеспечения.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности. Проект включает следующие основные компоненты:
- определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с учителем выявляют актуальную проблему, требующую разрешения;
- написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;
- проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;
- разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;
- выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;
- выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка);
- планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;
- проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.
Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.
Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются:
- реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие),
- оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка),
освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой и разнообразной, чтобы охватить возможно больший круг вопросов программы предмета «Технология» и учесть интересы учащихся. Организуя учебное проектирование, учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Для этого нужно использовать различные по уровню сложности проектные задания. Занятия по учебному проектированию можно организовать в виде игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др. Учителю не следует предлагать учащимся наилучший вариант решения проблемы. Он должен создавать условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию. По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. . Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования. Ведущей функцией учителя при организации выполнения школьниками индивидуальных проектов является консультирование. Наряду с проектами, выполняемыми по предмету технология, рекомендуется планировать и организовывать межпредметные проекты, в которых интегрируется содержание нескольких дисциплин.
Таким образом, проектировочная деятельность учителя технологии является самостоятельной деятельностью, со своим особым объектом – процессом обучения на основе метода проектов. Вместе с тем, мы считаем, что педагогическое проектирование, с одной стороны, является ведущим процессом в структуре деятельности учителя по реализации метода проектов в обучении и с другой - выступает важным условием осуществления этой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»
В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....
Статья "Развитие навыков самостоятельности на основе методов проекта и исследования в технологии личностно-ориентированного обучения"
Развитие навыков самостоятельности обучающихся является необходимым условием и частью учебного процесса, так как только в самопознании можно использовать различные формы, мето...
Статья из опыта работы. Обучение русскому языку на основе здоровьесберегающих технологий.
В последние несколько лет в нашем лексиконе появилось новое понятие – здоровьесберегающие образовательные технологии. С точки зрения здоровьесбережения, учить нужно так, чтобы не наносить вреда ...
[Статья] Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов
Статья Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов...
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"
Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...
Обучение школьников черчению и основам графики на уроках технологии
В статье представлен опыт работы обучения учащихся черчению и основам графики на уроках технического труда.Умение применять на практике знания основ черчения и графики позволяет обеспечить преем...