Рабочая программа по швейному делу для 8 - 9 классов коррекционной школы
рабочая программа

Захарова Юлия Вячеславовна

   Адаптированная образовательная программа по трудовому обучению (швейное дело) для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aoop_po_shveynomu_delu_8_-_9_klass_2018-2019g.doc484 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на заседании                                                                       Утверждено: ______________

педагогического совета МКОУ С(К)Ш                                           и.о.директора Н.А.Симакова

Протокол №1 от 28.08.2018г.                                                            Приказ №___ от 28.08.2018г.

Согласовано:_______________

Зам. директора по УВР

Т.Н. Стоянова

АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»

8 КЛАСС

Автор : Ю.В. Захарова

учитель МКОУ С(К)Ш

2018 — 2019 уч. год

             Рабочая программа по швейному делу для 8-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовыхрдокументов: -ааЗаконаРФа«Обаобразовании»аа122-ФЗавапоследнейдредакцииаота22аавгустаа2004г.; - Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - Типовое положение о специальном (коррекционном ) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. - Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе - интернате. и Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001. Технология (швейное дело): учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Г.Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. -2-еаизд.а-м.:Просвещение,а2009.а-232с.:ил. В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Разделы программыасодержатадидактическиееединицыаобеспечивающиеаформированиеакомпетенций: - для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работыанаашвейнойамашине; - сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой,аценностно-ориентационнойакомпетенции; - знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции. И Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. И для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера. Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий при пошиве изделий по программе. А также является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за учеником позволяет выявить сильные слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Т Принципом построения уроковпрофессионально-трудового обучения (швейное дело) в 8 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с учетом третьего варианта специального стандарта.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. И Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской одежды, изучение свойств тканей и устройства швейных машин. Достижение цели предполагает решение ряда задач: образовательных, воспитатательных. коррекционно – развивающих.

  • Формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
  • Развитие мышления, способности к пространственному анализу;
  • Формирование эстетических представлений и вкуса;
  • Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.

Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) отводится – 242 часа (7 часов в неделю).

Основными методами обучения, являются: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Методы обучения: - Словесные: рассказ, объяснение беседа, работа с учебником и книгой; - Наглядные: наблюдение, демонстрация изделий; - Практические: закрепление полученных навыков и умений на практике; - Повторения, закрепления знаний; - Методы контроля: тесты, задания-карточки, контрольные и самостоятельные работы.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;
  • ИКТ
  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;
  • Наглядные пособия, раздаточный материал;
  • Создание увлекательных ситуаций;
  • Занимательные упражнения;
  • Экскурсии;
  • Декады трудового обучения;
  • Участие в конкурсах;
  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества

В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

Основные формы:

  • Урок.
  • Практическая работа.
  • Самостоятельная работа.
  • Фронтальная работа.

Основные технологии:

  • Личностно-ориентированное.
  • Деятельностный подход.
  • Уровневая дифференциация.
  • Информационно-коммуникативные.
  • Здоровьесберегающие.
  • Игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
  • Самостоятельная работа.
  • Работа по карточкам. Работа по плакатам.
  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте

Занятия проводятся в классно - урочной форме.

Типы уроков: - Вводный урок.

- Урок формирования новых знаний (урок первоначального изучения материала).

- Урок формирования и закрепления умений и навыков (практический урок). - Контрольный урок.

- Комбинированный урок.

Содержание программы учебного предмета

I четверть - 63 часа


I. Вводное занятие - 1ч
План работы, цели и задачи на год. Профессия швеи-мотористки.

Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. 

II. Сведения о работе швейных машин- 6ч 

Теоретические сведения: 

Челночный стежок: строение, назначение, выполнение.

Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка.

Неполадки в работе промышленной швейной машины.

Уход за швейной машиной.
Практические работы:  

Установка лапки.

Чистка и смазка швейной машины.

Разборка и сборка челночного комплекта. 

III. Волокна и ткани – 7 ч. 

Теоретические сведения: 

Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка.

Ткани из натурального и искусственного шелка и их свойства.

Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи.

Виды синтетического волокна.

Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. 

Лабораторная работа: 

Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.

Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. .
Изучение свойств синтетического волокна. .

Сравнение шелковой ткани  с  хлопчатобумажной тканью, шерстяной тканью. 

IV. Дополнительные сведения о ткани – 4 ч. 

Теоретические сведения:

Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания.

Подготовка ткани к раскрою.

Декатирование ткани и обмеловка выкройки.

Практическая работа: 

Составление коллекции образцов тканей с дефектами ткачества, с крупным тематическим и растительным рисунком. 

V. Сведения об одежде - 4 ч. 

Теоретические сведения: 

Понятие силуэт.

Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов.

Виды выреза горловины в платье без воротника. 

Практическая работа:

Определение по журналу мод стиля, силуэта и фасона изделий

VI. Изготовление блузок - 15 ч. 
Теоретические сведения: 

Ткани для блузок.

Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами.

Мерки для построения чертежа основы блузки.

Название деталей и контурных срезов.

Припуски на обработку срезов.  

Моделирование (перенос нагрудной вытачки).

Правила раскладки выкройки на ткани.

Расчет расхода ткани на блузку.
Практические работы: 

Проверка чертежа и изготовленной выкройки.

Перенос нагрудной вытачки.

Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы.

Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.

VII. Соединение основных деталей плечевого изделия - 14 ч.
Теоретические сведения:  

Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава.

Виды обработки низа блузки. .
Практические работы:  

Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов.

Примерка. .

Устранение дефектов  после примерки.

Внесение изменений в выкройку.

Раскрой и обработка косой обтачки.

Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой..

Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза. 

Утюжка и складывание блузки по стандарту.

VIII. Практическое повторение - 8ч.
Виды работы.  По выбору фасона пошив блузки, постельного белья. Выполнение заказов  с пооперационным разделением труда.

IX. Самостоятельная работа - 4 ч. Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)

II четверть - 49 часа 

I. Вводное занятие 1 ч
План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.

II. Изготовление выкройки цельнокроеного платья  на основе выкройки блузки – 6 часов 
Теоретические сведения: Сведения о платье. Название деталей и контурных срезов. Расчет и расположение вытачек по линии талии. Практические работы: Снятие мерки ДИ. Изменение выкройки основы блузки и её подготовка к пошиву.

III. Обработка горловины подкройной обтачкой – 14 ч 

Теоретические сведения: Виды обтачек. Способы раскроя, правила обработки и способы соединения с изделием. Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника в масштабе 1: 4. Практические работы: Обработка среза горловины. Обработка застёжки, не доходящей до низа платья.

IV. Пошив цельнокроеного платья – 16 ч 

Теоретические сведения: Моделирование цельнокроеного платья. Подготовка платья к примерке.
Практические работы:  Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание срезов. Раскрой подкройной обтачки. Обработка горловины обтачкой. Обработка срезов пройм и нижнего среза. Окончательная отделка и утюжка. 

V. Практическое повторение- 10 ч

 Пошив платьев разных моделей.
VI. Самостоятельная работа - 4ч

 Раскрой изделия с использованием готовых лекал.

III четверть - 70 часов

I. Вводное занятие – 1 ч.

 План работы па четверть. Добросовестное отношение к труду.
II. Отделка швейных изделий – 16 ч. 

Теоретические сведения: Виды отделки. Приёмы выполнения вышивки гладью. Сведения о мережке, рюшах, волнах, мелких складочках, защипах.

Практические работы: Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Вышивание салфеток гладью. Выполнение мережки разных видов. Раскрой рюш, воланов. Выполнение на образце мелких складочек и защипов. Применяемые инструменты и приспособления для вышивки гладью. 

III. Построение чертежа основы платья – 8 ч. 

Теоретические сведения: Название мерок и приёмы их снятия. Условные линии фигуры и ориентировочные точки. Детали платья и название срезов. Практические работы: Снятие мерок друг у друга. Построение чертежа основы цельнокроеного платья в масштабе и по своим меркам. 

IV. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий – 31 ч. 

Теоретические сведения: Фасоны рукавов и воротников. Название мерок для них и приемы их снятия. Сведения о подбортах. Виды кокеток и способы их соединения с основной деталью.

Практические работы: Построение чертежа выкройки длинного прямого рукава. Обработка нижнего среза длинного и короткого рукава разными способами. Обработка подбортов бортами. Построение чертежа выкройки воротников разного фасона. Обработка воротника и соединение его с горловиной. Моделирование кокеток и соединение их с изделием разными способами на образце. 
V. Практическое повторение - 10 ч. 

Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда. 
VI. Самостоятельная работа – 4 ч. Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой (по готовому крою).

IV четверть - 60 часов


I. Вводное занятие 1 ч. 

План работы на четверть.
II. Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья – 13 ч. 

Теоретические сведения: Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы: Раскладка выкройки на ткани. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек. Соединение воротника на стойке с горловиной и  рукава с проймой.
III. Изготовление выкройки халата на основе выкройки цельнокроеного платья и его пошив – 23 ч.
Теоретические сведения: Фасоны халатов и их назначение. Виды застёжек. Ткани для пошива. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. План пошива халата.
Практические работы: Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкроек на ткань. Раскрой деталей изделия. Подготовка деталей к пошиву. Обработка карманов, кокеток. Соединение кокеток и карманов с основными деталями. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов.Стачивание.  Обработка бортов подбортами.Обработка рукавов и воротника. Соединение рукавов с проймами, воротника с горловиной. Обработка застёжки на халате. ВТО. Контрльная работа (тестирование).
IV. Ремонт одежды – 4 ч.
Теоретические сведения: Виды ремонта. Наложение заплаты на легкое верхнее платье. Сведения о штуковке.
Практические работы: Определение способа ремонта. Подбор ткани и ниток. Соединение заплаты с изделием. Выполнение штуковки на образце. 

V. Практическое повторение -13 ч.
Пошив блузок, выбранного фасона. 

VI. Самостоятельная работа и анализ ее качества - 6 ч 

Пошив халата по готовому крою в масштабе 1:2.

Распределение учебных часов по разделам технологии 8 класс

238 часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уро-ка

Тема раздела и содержание урока

Кол — во часов

Дата проведе-ния урока

Примеча-ние

I четверть

63

I. Вводное занятие

1 ч.

1

План работы, цели и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. 

1

II. Сведения о работе швейных машин

6 ч

Теоретические сведения: 

2

Челночный стежок: строение, назначение, выполнение.

1

3

Неполадки в работе промышленной швейной машины.

1

4

Уход за швейной машиной.

1

Практические работы: 

5

Установка лапки.

1

6

Чистка и смазка швейной машины.

1

7

Разборка и сборка челночного комплекта.

1

III. Волокна и ткани

7 ч.

Теоретические сведения:

8

Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка.

1

9

Ткани из натурального и искусственного шелка и их свойства.

1

10

Виды синтетического волокна.

1

11

Получение пряжи из синтетических волокон и нитей.

1

Лабораторная работа: 

12

Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.

1

13

Изучение свойств синтетического волокна.

1

14

Сравнение шелковой ткани  с  хлопчатобумажной тканью, шерстяной тканью. 

1

IV. Дополнительные сведения о ткани   

4 ч.

Теоретические сведения:

15

Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания.

1

16

Подготовка ткани к раскрою.

1

17

Декатирование ткани и обмеловка выкройки.

1

Практическая работа:

18

Составление коллекции образцов тканей с дефектами ткачества, с крупным тематическим и растительным рисунком.

1

V. Сведения об одежде

4 ч.

Теоретические сведения:

19

Понятие силуэт.

1

20

Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов.

1

21

Виды выреза горловины в платье без воротника.

1

Практическая работа:

22

Определение по журналу мод стиля, силуэта и фасона изделий.

1

VI. Изготовление блузок

15 ч.

Теоретические сведения: 

23

Ткани для блузок.

1

24

Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами.

1

25

Мерки для построения чертежа основы блузки.

1

26

Название деталей и контурных срезов.

Припуски на обработку срезов.

1

27,28

Моделирование (перенос нагрудной вытачки).

2

29

Правила раскладки выкройки на ткани.

1

30

Расчет расхода ткани на блузку.

1

Практические работы: 

31-33

Построение чертежа и изготовление выкройки.

3

34

Перенос нагрудной вытачки.

1

35,36

Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы.

2

37

Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.

1

VII. Соединение основных деталей плечевого изделия  

14 ч.

Теоретические сведения:

38,39

Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава.

2

40,41

Виды обработки низа блузки.

2

Практические работы:  

42

Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов.

1

43

Примерка.

1

44

Устранение дефектов  после примерки.

1

45

Внесение изменений в выкройку.

1

46,47

Раскрой и обработка косой обтачки.

2

48,49

Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой.

2

50

Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза.

1

51

Утюжка и складывание блузки по стандарту.

1

VIII. Практическое повторение 

8 ч

52-59

Виды работы.  

По выбору: пошив блузки, постельного белья. Выполнение заказов. (приложение 1).

IX. Самостоятельная работа

(Выполняется по готовому крою на образце.)

4 ч. 

60,61

Обработка среза окантовочным швом.

2

62,63

Обработка среза косой обтачкой.

2

II четверть

49 ч

I. Вводное занятие

 1 ч.

64

План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.

1

II. Изготовление выкройки цельнокроеного платья  на основе выкройки блузки.

6 ч.

Теоретические сведения: 

65

Сведения о платье. 

1

66

Название деталей платья и контурных срезов.

1

67

Расчет и расположение вытачек по линии талии. 

1

Практические работы:

68

Снятие мерки Ди.

1

69

Изменение выкройки основы блузки

1

70

Подготовка выкройки к раскрою

1

III. Обработка горловины подкройной обтачкой

12 ч.

Теоретические сведения:

71

Виды обтачек.

1

72

Способы раскроя  обтачек.

1

73

Правила обработки обтачки.

1

Способы соединения обтачки с изделием

1

Упражнение. 

74,75

Моделирование выреза горловины в платье без воротника в масштабе 1: 4.

2

Практические работы:

76,77

Обработка выреза горловины.

2

78-81

Обработка застёжки, не доходящей до низа платья. 

4

IV. Пошив цельнокроеного платья

16 ч.

Теоретические сведения: 

82,83

Моделирование цельнокроеного платья.

2

84

Подготовка платья к примерке.

1

Практические работы:

85

Сметывание деталей.

1

86

Примерка платья.

1

87

Устранение дефектов после примерки.

1

88

Обработка вытачек.

1

89

Стачивание срезов.

1

90,91

Раскрой подкройной обтачки.

2

92,93

Обработка горловины обтачкой.

2

94,95

Обработка срезов пройм и нижнего среза.

2

96,97

Окончательная отделка и утюжка. 

2

V.  Практическое повторение

10 ч.

98-107

Пошив платьев разных фасонов.

VI. Самостоятельная работа.

Раскрой изделия с использованием готовых лекал.

 4ч.

108

Раскладка деталей выкройки на ткани.

1

109

Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы.

1

110,

111

Раскрой изделия.

2

III четверть

70 ч

I. Вводное занятие

1 ч.

112

План работы па четверть. Добросовестное отношение к труду.

1

II. Отделка швейных изделий

16 ч.

Теоретические сведения:

113

Виды отделки.

1

114

Сведения о мережке.

1

115,

116

Сведения о  рюшах, волнах, мелких складочках, защипах.

2

Практические работы:

117,

118

Выполнение мережки разных видов.

2

119,

120

Раскрой рюш.

2

121,

122

Раскрой воланов.

2

123,

124

Разметка мелких складочек и защипов.

2

125,

126

Раскрой деталей с мелкими складочками и защипами.

2

127,

128

Выполнение на образце мелких складочек и защипов.

2

III. Построение чертежа основы платья

8 ч.

Теоретические сведения:

129

Название мерок для построения чертежа основы платья

1

130

Приёмы  снятия мерок.

1

131

Условные линии фигуры и ориентировочные точки.

1

Практические работы:

132

Снятие мерок друг у друга.

1

133,

134

Построение чертежа основы цельнокроеного платья в масштабе 1:4.

2

135,

136

Построение чертежа основы цельнокроеного платья  по своим меркам.

2

IV. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий.

31 ч.

137

Виды и фасоны рукавов .

1

138

Название мерок для построения чертежей рукавов и приемы их снятия.

1

139,

140

Построение чертежа выкройки длинного прямого рукава.

2

141

Виды манжет.

1

142,

143

Построение чертежа манжеты.

2

144-

147

Обработка нижнего среза длинного рукава  разными способами ( манжетой, швом вподгибку с закрытым срезом с продеванием эластичной тесьмы).

4

148-

152

Обработка нижнего среза короткого рукава разными способами (имитирующей манжетой, окантовочным швом).

4

153

Виды и фасоны воротников.

1

154

Название мерок для построения чертежей воротников и приемы их снятия.

1

155,

156

Построение чертежа выкройки воротников разного фасона.

2

157,

158

Обработка воротника и соединение его с горловиной.

2

159

Сведения о подбортах.

1

160,

161

Обработка подбортов бортами.

2

162,

163

Виды кокеток.

2

164

Способы  соединения кокеток с основной деталью.

1

165,

166

Моделирование кокеток .

2

167,

168

Соединение кокеток с изделием разными способами на образце. 

2

V. Практическое повторение.

10 ч.

169-

178

Виды работы.

Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда. 

VI. Самостоятельная работа.

(Выполняется по готовому крою).

4 ч.

179

Обработка воротника на образце.

1

180-

182

Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой.

3

IV четверть

 60 ч

I. Вводное занятие

1 ч.

183

План работы на четверть. Бережное отношение к оборудованию

1

II. Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья.

13 ч.

Теоретические сведения: 

184

Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником.

1

185

Фасоны блузок: выбор и описание.

1

186

Изменение выкройки основы платья.

Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.

1

Практические работы: 

187

 Раскладка выкройки на ткани.

1

188

Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом.

1

189

Прокладывание копировальных строчек.

1

190

Смётывание и стачивание основных деталей.

1

191

Обработка застёжки.

1

192

Обработка воротника на стойке.

1

193

Соединение воротника на стойке с горловиной

1

194

Обработка рукавов.

1

195

Соединение  рукава с проймой.

1

196

Пришивание пуговиц. ВТО и окончательная отделка изделия.

1

III. Изготовление выкройки халата на основе выкройки цельнокроеного платья и его пошив.

23 ч.

Теоретические сведения: 

197

Фасоны халатов и их назначение.

1

198

Виды застёжек.

1

199

Ткани для пошива халатов.

1

200

Особенности изготовления выкройки халата на основе платья.

1

201

План работы по пошиву халата.

1

Практические работы:

202

Изготовление выкройки халата.

1

203

Раскладка выкроек на ткани.

1

204

Раскрой деталей изделия.

1

205

Подготовка деталей к пошиву. Маркировка деталей.

1

206

Обработка кокеток.

1

207

Обработка карманов.

1

208,

209

Соединение кокеток и карманов с основными деталями.

2

210

Сметывание и примерка халата.

1

211

Исправление обнаруженных дефектов. Стачивание.

1

212

Обработка бортов подбортами.

1

213

Обработка  рукавов.

1

214

Обработка воротника.

1

215

Соединение рукавов с проймами.

1

216

Соединение воротника с горловиной.

1

217

Обработка застёжки на халате.

1

218

ВТО готового изделия.

1

219

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1

IV. Ремонт одежды.

4 ч.

Теоретические сведения: 

220

Виды ремонта: наложение заплаты, штуковка.

1

Практические работы:

221

Определение способа ремонта. Подбор ткани и ниток.

1

222

Соединение заплаты с изделием.

1

223

Выполнение штуковки на образце. 

1

V. Практическое повторение.

13 ч.

224-

236

Пошив блузок, выбранного фасона. 

VI. Самостоятельная работа и анализ ее качества.

6 ч 

237-

242

Выполнение отдельных операций по пошиву блузки с воротником и втачными рукавами в масштабе 1:2.

6

Итого:

242 ч.

Принято на заседании                                                                       Утверждено: ______________

педагогического совета МКОУ С(К)Ш                                           и.о.директора Н.А.Симакова

Протокол №1 от 28.08.2018г.                                                            Приказ №___ от 28.08.2018г.

Согласовано:_______________

Зам. директора по УВР

Т.Н. Стоянова

АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»

9 КЛАСС

Автор : Ю.В. Захарова

учитель МКОУ С(К)Ш

2018 — 2019 уч. год

            Учебная программа по образовательной области «Технология» 9 класс разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускника специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида. Рабочая программа по образовательной области «Технология» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

-пояснительная записка;

- содержание тем учебного курса;

- требование к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы.

Рабочая программа по швейному делу для 9-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;

-Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001. Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая, 2010 г.

Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе отводится – 306 часов (9 часов в неделю).

Программа предусматривает подготовку, учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея- мотористка женской и детской лѐгкой одежды.

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды. Развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации учащихся специальной коррекционной школы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  1. формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических

знаний; умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;

  • закрепление и совершенствование технологических приѐмов индивидуального и промышленного пошива одежды, белья;
  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;
  • формирование эстетических представлений и вкуса;
  • воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
  • коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Основные формы:

  • урок,
  • практическая работа,
  • самостоятельная работа,
  • фронтальная работа.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,
  • игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
  • Самостоятельная работа
  • Работа по карточкам.
  • Работа по плакатам.
  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;
  • ИТК
  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;
  • Наглядные пособия, раздаточный материал;
  • Создание увлекательных ситуаций;
  • Занимательные упражнения;
  • Экскурсии;
  • Декады трудового обучения;
  • Участие в конкурсах;
  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др предметах. На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.

В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

  • раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимся промышленной технологией пошива женской и детской лѐгкой одежды, скоростным приѐмам труда на швейных машинах. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лѐгкой одежды, но и по пошиву другой продукции с учѐтом нужд школы. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся. По той же причине дается содержание контрольных работ.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов понимать процессы изготовления тканей, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.

Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лѐгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребѐнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Содержание программы учебного предмета.

I четверть 81 час

I. Вводное занятие

Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

II. Материаловедение. Особенности обработки изделий из синтетических тканей. Нетканые материалы.

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенностивлажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.Ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

III. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья отрезного по линии талии или бедер.  

Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съёмным поясом, с рукавами или без рукавов.

Теоретические сведения.

Платье отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. Использование выкройки основы платья,блузки и юбки для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «крылышко» и рукава «фонарик».

Умение. Выбор и описание фасона платья.

Практические работа. Разрезание выкройки основы платья по линии талии или по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учётом припусков на швы. Прокладывание копировальных стежков.

IV. Соединение лифа с юбкой.

Изделие. 

Платье отрезное по линии талии или по линии бедер.

Теоретические сведения.

Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.

Практические работы. 

Подготовка платья к примерке. Примерка. Внесение изменений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка горловины. Обработка пройм. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обмётывание срезов на краеобметочной машине.

V. ВТО изделий на швейной фабрике.

Оборудование отделочного цеха (утюги, пресса, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назаначение паровоздушного манекена. Требования к ВТО изделий., организация рабочего места при ВТО изделий. Техника безопасности на рабочих местах.

VI. Трудовое законодательство.

Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих.Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодёжи.

VII. Практическое повторение

 Виды работы. Выполнение заказов школы. Пошив комплектов постельного белья.

VIII. Самостоятельная работа

Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1: 2. (Выполняется по готовому крою.)

II четверть 63 ч

I. Вводное занятие.

План работы на четверть.

II. Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину

Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

Умение.

Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.

Практические работы. 

Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.

III. Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды

Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

Теоретические сведения. 

Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки. 

Практические работы. 

Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия. 

IV. Машиноведение. Оборудование швейного цеха.

Теоретические сведения.

 Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение. 

Умение.Работа на универсальной швейной машине.

 Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.Работа на универсальной и специальной швейных машинах.

V. Самостоятельная работа. Пошив платья, отрезного по линии бедер в масштабе 1:4 по готовому крою.

III четверть 90 ч

I. Вводное занятие План работы на четверть.

II. Организация труда и производства на швейной фабрике

Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства.Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общеепредставление о работе прессов. Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке. Законодательство по охране труда. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи. Безопасность труда на швейной фабрике. Экскурсия. Швейная фабрика или ателье. Ознакомление с оборудованием.

III. Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве

Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.

Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии

IV. Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

Теоретические сведения. Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Практические работы. Выполнение образцов различных видов обработки отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка).Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.

V. Практическое повторение

Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным.

Виды работы. Пошив фартука на поясе и клиньевой юбки с оборками, ночной сорочки.

VI. Самостоятельная работа

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.

IV четверть 72 ч

I. Вводное занятие

План работы на четверть.

II. Изготовление брюк на основе готовой выкройки

Изделие. Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики. Теоретические сведения.Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий:виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

Умение. Влажно-тепловая обработка шва. Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка верхнего и нижних срезов брюк. Влажно-тепловая обработка изделия. Итоговая контрольная работа (тестирование)

III. Практическое повторение (подготовка к экзамену)

Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным.

Виды работы. Пошив летнего сарафанаСтачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающе-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка образцов выполнения соединительных швов.

IV. Самостоятельная работа

Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.

Распределение учебных часов по разделам технологии 9 класс

306 часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов на тему

Дата проведе-ния по плану

Примечания

I четверть

81 ч.

I Вводное занятие.

 1 ч.

1

Ответственность обучения в швейном классе.Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

1

II Материаловедение.

Особенности обработки изделий из синтетических тканей. Нетканые материалы.

8 ч.

Теоретические сведения.

2

 Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей.

1

3

Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий.

1

4

Особенности влажно-тепловой обработки синтетических тканей.

1

5

Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

1

6

Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических.

1

7

Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

1

Лабораторная работа.

8

Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. 

1

9

Изучение прорубаемости новых тканей , влагопроницаемости , сминаемости, изменений вида и качества при утюжке  с разным температурным режимом.

1

III.  Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья отрезного по линии талии или бедер.

11 ч.

Изделие.

Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съёмным поясом, с рукавами или без рукавов.

Теоретические сведения.

10

Платье отрезное и цельнокроеное.

1

11

Фасоны отрезного платья.

1

12

Детали платья, отрезного по линии талии или по линии бедер.

1

13

Использование выкройки основы платья для изготовления выкройки отрезного платья.

1

14

Использование выкройки блузки и юбки  для изготовления выкройки отрезного платья.

1

15

Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «крылышко» и рукава «фонарик».

1

Практические работы.

16

Разрезание выкройки основы платья по линии талии или по линии бедер.

1

17

Раскладка выкройки на ткани.

1

18

Изменение фасона юбки при раскрое.

1

19

Раскрой с учётом припусков на швы.

1

20

Прокладывание копировальных стежков.

1

IV. Соединение лифа с юбкой.

20 ч.

Теоретические сведения.

21

Ткани, используемые для пошива отрезного платья.

1

22

Детали платья, отрезного по линии талии.

1

23,24

Правила соединения лифа с юбкой.

2

Практические работы.

25

Подготовка платья к примерке.

1

26

Примерка.

1

27

Внесение изменений после примерки.

1

28

Обработка вытачек.

1

29

Обработка боковых и плечевых срезов.

1

30,31

Обработка горловины подкройной обтачкой.

2

32,33

Обработка пройм окантовочным швом.

2

34,35

Обработка пояса.

2

36,37

Соединение лифа с юбкой притачным швом.

2

38

Обработка нижнего среза.

1

39

Обмётывание срезов на краеобметочной машине.

1

40

ВТО и окончательная отделка готового изделия.

1

V. ВТО изделий на швейной фабрике.

6 ч.

41

Оборудование отделочного цеха: виды ( утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение.

1

42

Общее представление о работе прессов.

1

43

Назначение паровоздушного манекена.

1

44

Требования к влажно-тепловой обработке изделий.

1

45

Организация рабочего места при ВТО изделий.

1

46

Техника безопасности на рабочих местах.

1

VI. Трудовое законодательство.

6 ч.

47

Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих.

1

48

Трудовой договор. Перевод на другую работу.

1

49

 Расторжение трудового договора. Отстранение от работы.

1

50

Рабочее время и время отдыха.

1

51

Заработная плата. Трудовая дисциплина.

1

52

Охрана труда. Труд молодёжи.

1

VII. Практическое повторение.

Виды работы. Выполнение  заказов школы.

17 ч.

53-55

Пошив занавесок

3

56-58

Пошив занавесок

3

59,60

Пошив повязок для дежурства по школе.

2

61,62

Пошив повязок для дежурства по школе.

2

63-65

Пошив постельного белья.

3

66-69

Пошив постельного белья.

4

VIII.  Самостоятельная работа и анализ её качества. (Выполняется по готовому крою.) Подведение итогов.

12 ч.

70,71

Подготовка  к самостоятельной работе.

2

72,73

C/P. Обработка горловины подкройной обтачкой.

2

74,75

C/P. Выполнение притачного шва.

2

76,77

C/P. Обметывание срезов на краеобметочной машине.

2

78,79

Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.

2

80,81

Анализ работ, выполненных за четверть. Подведение итогов за I четверть.

2

Итого:

81 ч.

II четверть

63 ч.

I. Вводное занятие.

1 ч.

83

План работы на четверть.Правила безопасной работы в швейной мастерской.

1

II. Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину.

9 ч.

Теоретические сведения. 

84

Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов.

1

85

Готовая выкройка:  условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину.

1

86

Готовая выкройка: цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

1

87

Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа.

1

88

Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод.

1

89

Подгонка выкройки на свой размер.

1

90

Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.

1

Практические работы.

91

Выбор фасона изделия с учетом его сложности.

1

92

Анализ выкройки и чертежа.

1

III. Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды.

27 ч.

Изделия. 

Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

Теоретические сведения. 

93

Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения.

1

94

Описания к выкройке или чертежу.

1

95,96

Выбор фасона и его анализ.

2

97

Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой.

1

98

Норма расхода ткани при разной ее ширине.

1

99

Анализ выкройки. 

1

Практические работы. 

100

Раскладка выкройки на ткани.

1

101

Проверка раскладки: направление рисунка, экономное использование ткани и припуски на швы.

1

102

 Раскрой.

2

Пошив и отделка изделия.

103,

104

Подготовка изделия к примерке.

2

105,

106

Примерка. Устранение дефектов после примерки.

2

107

Обработка вытачек.

1

108,

109

Обработка боковых и плечевых срезов.

2

110

Обметывание срезов.

1

111,

112

Обработка застёжки.

2

113,

114

Обработка горловины

2

115,

116

Обработка пройм или низа короткого цельнокроеного рукава.

2

117

Обработка нижнего среза изделия.

1

118

ВТО и окончательная отделка изделия.

1

IV. Машиноведение. Оборудование швейного цеха.

16 ч.

Теоретические сведения.

119

Универсальная швейная машина: модели,скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы.

1

120

Приспособления к универсальной швейной машине

1

121

 Заправка нитей в машину.

1

122

Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей.

1

123

Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов.

1

124

Заправка  нитей в краеобметочной машине.

1

125

Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение. 

1

Упражнения. 

126

Заправка верхней и нижней нитей на универсальной  швейной машине.

1

127

Заправка верхней и нижней нитей на специальной швейной машине.

1

128

Регулировка натяжения нитей на универсальной швейной машине.

1

129

Регулировка натяжения нитей на специальной швейной машине.

1

130

Работа на универсальной швейной машине.

1

131,

132

Работа на специальной швейной машине ( выполнение обметочных строчек).

2

133,

134

Работа на специальной швейной машине (выполнение стачивания с одновременным обметыванием).

2

V. Самостоятельная работа и анализ её качества. (Выполняется по готовому крою.) Подведение итогов.

10 ч.

135-

142

Пошив платья, отрезного по линии бедер в масштабе 1:4 .

8

143

Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.

1

144

Анализ работы за четверть.Подведение итогов за II четверть.

1

Итого:    

63 ч.

III четверть

90ч.

I.  Вводное занятие.

1

145

План работы на четверть. Правила электробезопасности

1

II. Организация труда и производства на швейной фабрике

15 ч

Теоретические сведения. 

146

Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности.

1

147

Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства.

1

148

Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение.

1

149

Общеепредставление о работе прессов. 

1

150

Бригадная форма организации труда.

1

151

Оплата труда оператор швейного оборудования. Разряды по существующей тарифной сетке.

1

152

Законодательство по охране труда.

1

153

Трудовая дисциплина.

1

154

Труд молодежи.

1

155

Охрана труда.

1

156

Безопасность труда на швейной фабрике.

1

157-

160

 Экскурсия. Швейная фабрика или ателье. Ознакомление с оборудованием.

4

III. Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве

24

Изделие.

 Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Теоретические сведения. 

161

Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей  

1

162

Раскладка лекал, экономные приемы раскроя

1

163

Оборудование для раскроя

1

164

Проверка качества кроя. Маркировка кроя.

1

165

Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей

1

166

Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья

1

167

Соединение плечевых срезов

1

168

Обработка горловины

1

169

Втачивание рукавов в открытую пройму

1

170

Обработка проймы подкройной обтачкой.

1

171

Соединение боковых срезов, обработка низа изделия.

1

172

Утюжка и складывание изделия.

1

Практические работы.

173,

174

Раскрой платья по фабричным лекалам.

2

175-

184

Пошив платья по производственной технологии

10

IV. Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

20

Теоретические сведения

185

Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

1

186

Производственный способ обработки застежек в поясном изделии.

1

187

Машины для обработки застежки.

1

188

Новейшая технология обработки пояса.

1

189

Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса.

1

190

Современный способ обработки низа поясного изделия.

1

 Практические работы.

191,

192

Выполнение образцов различных видов обработки отдельных деталей  поясных швейных изделий.

2

193,

194

Выполнение образцов различных видов обработки отдельных  узлов поясных швейных изделий.

2

195,

196

Обработка застежки в боковом  шве по промышленной технологии.

2

197,

198

Обработка застежки в  среднем шве по промышленной технологии.

2

199

Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка).

1

200,

201

Обработка пояса  при использовании элементов промышленной технологии.

2

202,

203

Соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии.

2

204

Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.

1

V. Практическое повторение.

Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным.

20

Виды работы. 

Пошив фартука на поясе. Пошив  клиньевой юбки с оборками. Пошив   ночной сорочки.

205

Обработка боковых и нижнего срезов основной детали фартука

1

206

Обработка накладных карманов.

1

207

Соединение карманов с основной деталью.

1

208,

209

Обработка пояса.

2

210,

211

Обработка верхнего среза фартука поясом.

2

212

ВТО готового изделия.

1

213

Соединение клиньев между собой. Обмётывание срезов.

1

214,

215

Обработка застёжки.

2

216

Обработка пояса.

1

217,

218

Обработка верхнего среза юбки.

2

219

Обработка нижнего среза юбки. ВТО готового изделия.

1

220

Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой.

1

221

Обработка боковых срезов.

1

222,

223

Обработка срезов рукавов и нижнего среза ночной сорочки швом вподгибку с закрытым срезом.

2

224

ВТО готового изделия.

1

VI. Самостоятельная работа и анализ её качества.  Подведение итогов.

Выполнение отдельных операций по пошиву поясного изделия без предварительного смётывания.

10

225,

226

C/p. Обработка вытачек.

2

227,

228

C/p. Обработка притачного пояса

2

229,

230

C/p. Обработка нижнего среза.

2

231,

232

Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.

2

233,

234

Анализ работы за четверть. Подведение итогов за четверть.

2

Итого:  

90ч.

IV четверть

72ч.

I. Вводное занятие.

2

235,

236

План работы на четверть. Правила ТБО.

2

II. Изготовление брюк на основе готовой выкройки

36

Изделие. 

Брюки подростковые и молодежные . 

Теоретические сведения.

237,

238

Ассортимент поясных изделий

2

239,

240

Ткани, используемые для изготовления поясных изделий:виды, свойства.

2

241,

242

Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий.

2

243,

244

Выбор моделей, подбор ткани и отделки.

2

245,

246

 Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

2

Умение.

247,

248

Влажно-тепловая обработка шва.

2

Практические работы. 

249,

250

Раскрой изделия по готовым лекалам.

2

251,

252

Стачивание вытачек

2

253,

254

Обработка боковых срезов.

2

255,

256

Обработка  среднего среза

2

257,

258

Обработка шаговых срезов.

2

259,

260

Обметывание срезов швов.

2

261,

262

Влажно-тепловая обработка швов.

2

263-

266

Обработка верхнего среза брюк.

4

267,

268

Обработка нижних срезов

2

269,

270

Влажно-тепловая обработка изделия.

2

271

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1

272

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

III. Практическое повторение (подготовка к экзамену)

Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным.

20

Виды работы. 

  • Пошив летнего сарафана
  • Стачивание с одновременным обметыванием  срезов на стачивающе-обметочной машине при пошиве легкой одежды.  
  • Выполнение образцов соединительных швов.

273

274

Раскрой сарафана.

2

275

276

Обработка бретелей и боковых срезов.

2

277

278

Обработка верхнего среза с вкладыванием бретелей

2

279

280

Обработка нижнего среза. Настрачиваие эластичной тесьмы по линии талии.

2

281

Вдевание эластичной тесьмы в кулиску по верхнему срезу.

1

282

Отделка и ВТО изделия

1

283

Обработка прямых срезов.

1

284

Обработка закруглённых срезов.

1

285

Обработка  срезов под углом.

1

286

Обработка срезов по замкнутой линии.

1

287

Выполнение образцов стачного шва .

1

288

Выполнение образцов двойного шва .

1

289

Выполнение образцов запошивочного шва .

1

290

291

Выполнение образцов окантовочного шва .

2

292

Выполнение образцов  шва вподгибку .

1

IV. Самостоятельная работа и анализ её качества. (Выполняется по готовому крою.) Подведение итогов.

Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному (ночная сорочка).

14

293

294

Обработка плечевых срезов.

2

295

296

Обработка горловины

2

297

298

Обработка боковых срезов.

2

299

300

Обработка срезов рукавов и нижнего

2

301

302

ВТО и отделка изделия

2

303

304

Анализ контрольной работы.Работа над ошибками.

2

305

306

Анализ работы за четверть и год. Подведение итогов за четверть и год.

2

Итого:

72 ч.

Всего:

306ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....

Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогичес...

Рабочая программа по швейному делу 6 класс

Раработка рабочей программы для 6 класса...

Рабочая программа по швейному делу 5 класс

При составлении программы учитывались условия обучения и современный подход к трудовому обучению в коррекционных школах. Коррекционная направленность и учебно-воспитательная работа на уроке - это един...

Адаптированная рабочая программа по швейному делу 7 класса для обучающихся с ОВЗ 8 вида

паспорт программы, пояснительная записка, тематическое планирование...

Экзаменационный материал по предмету технология(швейное дело) 9 класс. коррекционная школа.

Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса ГБОУ "Селенгинская СКОШИ".- Разработка экзаменационных билетов и краткое содержание ответов на билеты.- ...

Адаптированна рабочая программа по швейному делу 9 класс

Рабочая программа для коррекционной школы...