Рабочая программа по швейному делу для 8 - 9 классов коррекционной школы
рабочая программа
Адаптированная образовательная программа по трудовому обучению (швейное дело) для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_po_shveynomu_delu_8_-_9_klass_2018-2019g.doc | 484 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании Утверждено: ______________
педагогического совета МКОУ С(К)Ш и.о.директора Н.А.Симакова
Протокол №1 от 28.08.2018г. Приказ №___ от 28.08.2018г.
Согласовано:_______________
Зам. директора по УВР
Т.Н. Стоянова
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»
8 КЛАСС
Автор : Ю.В. Захарова
учитель МКОУ С(К)Ш
2018 — 2019 уч. год
Рабочая программа по швейному делу для 8-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовыхрдокументов: -ааЗаконаРФа«Обаобразовании»а№а122-ФЗавапоследнейдредакцииаота22аавгустаа2004г.; - Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - Типовое положение о специальном (коррекционном ) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. - Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе - интернате. и Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001. Технология (швейное дело): учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Г.Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. -2-еаизд.а-м.:Просвещение,а2009.а-232с.:ил. В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Разделы программыасодержатадидактическиееединицыаобеспечивающиеаформированиеакомпетенций: - для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работыанаашвейнойамашине; - сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой,аценностно-ориентационнойакомпетенции; - знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции. И Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. И для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера. Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий при пошиве изделий по программе. А также является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за учеником позволяет выявить сильные слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Т Принципом построения уроковпрофессионально-трудового обучения (швейное дело) в 8 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с учетом третьего варианта специального стандарта.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. И Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской одежды, изучение свойств тканей и устройства швейных машин. Достижение цели предполагает решение ряда задач: образовательных, воспитатательных. коррекционно – развивающих.
- Формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
- Развитие мышления, способности к пространственному анализу;
- Формирование эстетических представлений и вкуса;
- Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.
Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) отводится – 242 часа (7 часов в неделю).
Основными методами обучения, являются: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Методы обучения: - Словесные: рассказ, объяснение беседа, работа с учебником и книгой; - Наглядные: наблюдение, демонстрация изделий; - Практические: закрепление полученных навыков и умений на практике; - Повторения, закрепления знаний; - Методы контроля: тесты, задания-карточки, контрольные и самостоятельные работы.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
- ИКТ
- Дифференцирование, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия, раздаточный материал;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Экскурсии;
- Декады трудового обучения;
- Участие в конкурсах;
- Участие в выставках декоративно-прикладного творчества
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.
Основные формы:
- Урок.
- Практическая работа.
- Самостоятельная работа.
- Фронтальная работа.
Основные технологии:
- Личностно-ориентированное.
- Деятельностный подход.
- Уровневая дифференциация.
- Информационно-коммуникативные.
- Здоровьесберегающие.
- Игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
- Самостоятельная работа.
- Работа по карточкам. Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте
Занятия проводятся в классно - урочной форме.
Типы уроков: - Вводный урок.
- Урок формирования новых знаний (урок первоначального изучения материала).
- Урок формирования и закрепления умений и навыков (практический урок). - Контрольный урок.
- Комбинированный урок.
Содержание программы учебного предмета
I четверть - 63 часа
I. Вводное занятие - 1ч
План работы, цели и задачи на год. Профессия швеи-мотористки.
Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.
II. Сведения о работе швейных машин- 6ч
Теоретические сведения:
Челночный стежок: строение, назначение, выполнение.
Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка.
Неполадки в работе промышленной швейной машины.
Уход за швейной машиной.
Практические работы:
Установка лапки.
Чистка и смазка швейной машины.
Разборка и сборка челночного комплекта.
III. Волокна и ткани – 7 ч.
Теоретические сведения:
Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка.
Ткани из натурального и искусственного шелка и их свойства.
Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи.
Виды синтетического волокна.
Получение пряжи из синтетических волокон и нитей.
Лабораторная работа:
Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.
Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. .
Изучение свойств синтетического волокна. .
Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной тканью, шерстяной тканью.
IV. Дополнительные сведения о ткани – 4 ч.
Теоретические сведения:
Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания.
Подготовка ткани к раскрою.
Декатирование ткани и обмеловка выкройки.
Практическая работа:
Составление коллекции образцов тканей с дефектами ткачества, с крупным тематическим и растительным рисунком.
V. Сведения об одежде - 4 ч.
Теоретические сведения:
Понятие силуэт.
Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов.
Виды выреза горловины в платье без воротника.
Практическая работа:
Определение по журналу мод стиля, силуэта и фасона изделий
VI. Изготовление блузок - 15 ч.
Теоретические сведения:
Ткани для блузок.
Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами.
Мерки для построения чертежа основы блузки.
Название деталей и контурных срезов.
Припуски на обработку срезов.
Моделирование (перенос нагрудной вытачки).
Правила раскладки выкройки на ткани.
Расчет расхода ткани на блузку.
Практические работы:
Проверка чертежа и изготовленной выкройки.
Перенос нагрудной вытачки.
Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы.
Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.
VII. Соединение основных деталей плечевого изделия - 14 ч.
Теоретические сведения:
Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава.
Виды обработки низа блузки. .
Практические работы:
Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов.
Примерка. .
Устранение дефектов после примерки.
Внесение изменений в выкройку.
Раскрой и обработка косой обтачки.
Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой..
Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза.
Утюжка и складывание блузки по стандарту.
VIII. Практическое повторение - 8ч.
Виды работы. По выбору фасона пошив блузки, постельного белья. Выполнение заказов с пооперационным разделением труда.
IX. Самостоятельная работа - 4 ч. Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)
II четверть - 49 часа
I. Вводное занятие 1 ч
План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.
II. Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки – 6 часов
Теоретические сведения: Сведения о платье. Название деталей и контурных срезов. Расчет и расположение вытачек по линии талии. Практические работы: Снятие мерки ДИ. Изменение выкройки основы блузки и её подготовка к пошиву.
III. Обработка горловины подкройной обтачкой – 14 ч
Теоретические сведения: Виды обтачек. Способы раскроя, правила обработки и способы соединения с изделием. Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника в масштабе 1: 4. Практические работы: Обработка среза горловины. Обработка застёжки, не доходящей до низа платья.
IV. Пошив цельнокроеного платья – 16 ч
Теоретические сведения: Моделирование цельнокроеного платья. Подготовка платья к примерке.
Практические работы: Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание срезов. Раскрой подкройной обтачки. Обработка горловины обтачкой. Обработка срезов пройм и нижнего среза. Окончательная отделка и утюжка.
V. Практическое повторение- 10 ч
Пошив платьев разных моделей.
VI. Самостоятельная работа - 4ч
Раскрой изделия с использованием готовых лекал.
III четверть - 70 часов
I. Вводное занятие – 1 ч.
План работы па четверть. Добросовестное отношение к труду.
II. Отделка швейных изделий – 16 ч.
Теоретические сведения: Виды отделки. Приёмы выполнения вышивки гладью. Сведения о мережке, рюшах, волнах, мелких складочках, защипах.
Практические работы: Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Вышивание салфеток гладью. Выполнение мережки разных видов. Раскрой рюш, воланов. Выполнение на образце мелких складочек и защипов. Применяемые инструменты и приспособления для вышивки гладью.
III. Построение чертежа основы платья – 8 ч.
Теоретические сведения: Название мерок и приёмы их снятия. Условные линии фигуры и ориентировочные точки. Детали платья и название срезов. Практические работы: Снятие мерок друг у друга. Построение чертежа основы цельнокроеного платья в масштабе и по своим меркам.
IV. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий – 31 ч.
Теоретические сведения: Фасоны рукавов и воротников. Название мерок для них и приемы их снятия. Сведения о подбортах. Виды кокеток и способы их соединения с основной деталью.
Практические работы: Построение чертежа выкройки длинного прямого рукава. Обработка нижнего среза длинного и короткого рукава разными способами. Обработка подбортов бортами. Построение чертежа выкройки воротников разного фасона. Обработка воротника и соединение его с горловиной. Моделирование кокеток и соединение их с изделием разными способами на образце.
V. Практическое повторение - 10 ч.
Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.
VI. Самостоятельная работа – 4 ч. Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой (по готовому крою).
IV четверть - 60 часов
I. Вводное занятие 1 ч.
План работы на четверть.
II. Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья – 13 ч.
Теоретические сведения: Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы: Раскладка выкройки на ткани. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек. Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой.
III. Изготовление выкройки халата на основе выкройки цельнокроеного платья и его пошив – 23 ч.
Теоретические сведения: Фасоны халатов и их назначение. Виды застёжек. Ткани для пошива. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. План пошива халата.
Практические работы: Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкроек на ткань. Раскрой деталей изделия. Подготовка деталей к пошиву. Обработка карманов, кокеток. Соединение кокеток и карманов с основными деталями. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов.Стачивание. Обработка бортов подбортами.Обработка рукавов и воротника. Соединение рукавов с проймами, воротника с горловиной. Обработка застёжки на халате. ВТО. Контрльная работа (тестирование).
IV. Ремонт одежды – 4 ч.
Теоретические сведения: Виды ремонта. Наложение заплаты на легкое верхнее платье. Сведения о штуковке.
Практические работы: Определение способа ремонта. Подбор ткани и ниток. Соединение заплаты с изделием. Выполнение штуковки на образце.
V. Практическое повторение -13 ч.
Пошив блузок, выбранного фасона.
VI. Самостоятельная работа и анализ ее качества - 6 ч
Пошив халата по готовому крою в масштабе 1:2.
Распределение учебных часов по разделам технологии 8 класс
238 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро-ка | Тема раздела и содержание урока | Кол — во часов | Дата проведе-ния урока | Примеча-ние |
I четверть | 63 | |||
I. Вводное занятие | 1 ч. | |||
1 | План работы, цели и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. | 1 | ||
II. Сведения о работе швейных машин | 6 ч | |||
Теоретические сведения: | ||||
2 | Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. | 1 | ||
3 | Неполадки в работе промышленной швейной машины. | 1 | ||
4 | Уход за швейной машиной. | 1 | ||
Практические работы: | ||||
5 | Установка лапки. | 1 | ||
6 | Чистка и смазка швейной машины. | 1 | ||
7 | Разборка и сборка челночного комплекта. | 1 | ||
III. Волокна и ткани | 7 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
8 | Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. | 1 | ||
9 | Ткани из натурального и искусственного шелка и их свойства. | 1 | ||
10 | Виды синтетического волокна. | 1 | ||
11 | Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. | 1 | ||
Лабораторная работа: | ||||
12 | Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей. | 1 | ||
13 | Изучение свойств синтетического волокна. | 1 | ||
14 | Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной тканью, шерстяной тканью. | 1 | ||
IV. Дополнительные сведения о ткани | 4 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
15 | Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. | 1 | ||
16 | Подготовка ткани к раскрою. | 1 | ||
17 | Декатирование ткани и обмеловка выкройки. | 1 | ||
Практическая работа: | ||||
18 | Составление коллекции образцов тканей с дефектами ткачества, с крупным тематическим и растительным рисунком. | 1 | ||
V. Сведения об одежде | 4 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
19 | Понятие силуэт. | 1 | ||
20 | Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. | 1 | ||
21 | Виды выреза горловины в платье без воротника. | 1 | ||
Практическая работа: | ||||
22 | Определение по журналу мод стиля, силуэта и фасона изделий. | 1 | ||
VI. Изготовление блузок | 15 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
23 | Ткани для блузок. | 1 | ||
24 | Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. | 1 | ||
25 | Мерки для построения чертежа основы блузки. | 1 | ||
26 | Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. | 1 | ||
27,28 | Моделирование (перенос нагрудной вытачки). | 2 | ||
29 | Правила раскладки выкройки на ткани. | 1 | ||
30 | Расчет расхода ткани на блузку. | 1 | ||
Практические работы: | ||||
31-33 | Построение чертежа и изготовление выкройки. | 3 | ||
34 | Перенос нагрудной вытачки. | 1 | ||
35,36 | Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. | 2 | ||
37 | Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии. | 1 | ||
VII. Соединение основных деталей плечевого изделия | 14 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
38,39 | Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. | 2 | ||
40,41 | Виды обработки низа блузки. | 2 | ||
Практические работы: | ||||
42 | Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. | 1 | ||
43 | Примерка. | 1 | ||
44 | Устранение дефектов после примерки. | 1 | ||
45 | Внесение изменений в выкройку. | 1 | ||
46,47 | Раскрой и обработка косой обтачки. | 2 | ||
48,49 | Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. | 2 | ||
50 | Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза. | 1 | ||
51 | Утюжка и складывание блузки по стандарту. | 1 | ||
VIII. Практическое повторение | 8 ч | |||
52-59 | Виды работы. По выбору: пошив блузки, постельного белья. Выполнение заказов. (приложение 1). | |||
IX. Самостоятельная работа (Выполняется по готовому крою на образце.) | 4 ч. | |||
60,61 | Обработка среза окантовочным швом. | 2 | ||
62,63 | Обработка среза косой обтачкой. | 2 | ||
II четверть | 49 ч | |||
I. Вводное занятие | 1 ч. | |||
64 | План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской. | 1 | ||
II. Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки. | 6 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
65 | Сведения о платье. | 1 | ||
66 | Название деталей платья и контурных срезов. | 1 | ||
67 | Расчет и расположение вытачек по линии талии. | 1 | ||
Практические работы: | ||||
68 | Снятие мерки Ди. | 1 | ||
69 | Изменение выкройки основы блузки | 1 | ||
70 | Подготовка выкройки к раскрою | 1 | ||
III. Обработка горловины подкройной обтачкой | 12 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
71 | Виды обтачек. | 1 | ||
72 | Способы раскроя обтачек. | 1 | ||
73 | Правила обработки обтачки. | 1 | ||
Способы соединения обтачки с изделием | 1 | |||
Упражнение. | ||||
74,75 | Моделирование выреза горловины в платье без воротника в масштабе 1: 4. | 2 | ||
Практические работы: | ||||
76,77 | Обработка выреза горловины. | 2 | ||
78-81 | Обработка застёжки, не доходящей до низа платья. | 4 | ||
IV. Пошив цельнокроеного платья | 16 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
82,83 | Моделирование цельнокроеного платья. | 2 | ||
84 | Подготовка платья к примерке. | 1 | ||
Практические работы: | ||||
85 | Сметывание деталей. | 1 | ||
86 | Примерка платья. | 1 | ||
87 | Устранение дефектов после примерки. | 1 | ||
88 | Обработка вытачек. | 1 | ||
89 | Стачивание срезов. | 1 | ||
90,91 | Раскрой подкройной обтачки. | 2 | ||
92,93 | Обработка горловины обтачкой. | 2 | ||
94,95 | Обработка срезов пройм и нижнего среза. | 2 | ||
96,97 | Окончательная отделка и утюжка. | 2 | ||
V. Практическое повторение | 10 ч. | |||
98-107 | Пошив платьев разных фасонов. | |||
VI. Самостоятельная работа. Раскрой изделия с использованием готовых лекал. | 4ч. | |||
108 | Раскладка деталей выкройки на ткани. | 1 | ||
109 | Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. | 1 | ||
110, 111 | Раскрой изделия. | 2 | ||
III четверть | 70 ч | |||
I. Вводное занятие | 1 ч. | |||
112 | План работы па четверть. Добросовестное отношение к труду. | 1 | ||
II. Отделка швейных изделий | 16 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
113 | Виды отделки. | 1 | ||
114 | Сведения о мережке. | 1 | ||
115, 116 | Сведения о рюшах, волнах, мелких складочках, защипах. | 2 | ||
Практические работы: | ||||
117, 118 | Выполнение мережки разных видов. | 2 | ||
119, 120 | Раскрой рюш. | 2 | ||
121, 122 | Раскрой воланов. | 2 | ||
123, 124 | Разметка мелких складочек и защипов. | 2 | ||
125, 126 | Раскрой деталей с мелкими складочками и защипами. | 2 | ||
127, 128 | Выполнение на образце мелких складочек и защипов. | 2 | ||
III. Построение чертежа основы платья | 8 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
129 | Название мерок для построения чертежа основы платья | 1 | ||
130 | Приёмы снятия мерок. | 1 | ||
131 | Условные линии фигуры и ориентировочные точки. | 1 | ||
Практические работы: | ||||
132 | Снятие мерок друг у друга. | 1 | ||
133, 134 | Построение чертежа основы цельнокроеного платья в масштабе 1:4. | 2 | ||
135, 136 | Построение чертежа основы цельнокроеного платья по своим меркам. | 2 | ||
IV. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий. | 31 ч. | |||
137 | Виды и фасоны рукавов . | 1 | ||
138 | Название мерок для построения чертежей рукавов и приемы их снятия. | 1 | ||
139, 140 | Построение чертежа выкройки длинного прямого рукава. | 2 | ||
141 | Виды манжет. | 1 | ||
142, 143 | Построение чертежа манжеты. | 2 | ||
144- 147 | Обработка нижнего среза длинного рукава разными способами ( манжетой, швом вподгибку с закрытым срезом с продеванием эластичной тесьмы). | 4 | ||
148- 152 | Обработка нижнего среза короткого рукава разными способами (имитирующей манжетой, окантовочным швом). | 4 | ||
153 | Виды и фасоны воротников. | 1 | ||
154 | Название мерок для построения чертежей воротников и приемы их снятия. | 1 | ||
155, 156 | Построение чертежа выкройки воротников разного фасона. | 2 | ||
157, 158 | Обработка воротника и соединение его с горловиной. | 2 | ||
159 | Сведения о подбортах. | 1 | ||
160, 161 | Обработка подбортов бортами. | 2 | ||
162, 163 | Виды кокеток. | 2 | ||
164 | Способы соединения кокеток с основной деталью. | 1 | ||
165, 166 | Моделирование кокеток . | 2 | ||
167, 168 | Соединение кокеток с изделием разными способами на образце. | 2 | ||
V. Практическое повторение. | 10 ч. | |||
169- 178 | Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда. | |||
VI. Самостоятельная работа. (Выполняется по готовому крою). | 4 ч. | |||
179 | Обработка воротника на образце. | 1 | ||
180- 182 | Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. | 3 | ||
IV четверть | 60 ч | |||
I. Вводное занятие | 1 ч. | |||
183 | План работы на четверть. Бережное отношение к оборудованию | 1 | ||
II. Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья. | 13 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
184 | Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. | 1 | ||
185 | Фасоны блузок: выбор и описание. | 1 | ||
186 | Изменение выкройки основы платья. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья. | 1 | ||
Практические работы: | ||||
187 | Раскладка выкройки на ткани. | 1 | ||
188 | Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. | 1 | ||
189 | Прокладывание копировальных строчек. | 1 | ||
190 | Смётывание и стачивание основных деталей. | 1 | ||
191 | Обработка застёжки. | 1 | ||
192 | Обработка воротника на стойке. | 1 | ||
193 | Соединение воротника на стойке с горловиной | 1 | ||
194 | Обработка рукавов. | 1 | ||
195 | Соединение рукава с проймой. | 1 | ||
196 | Пришивание пуговиц. ВТО и окончательная отделка изделия. | 1 | ||
III. Изготовление выкройки халата на основе выкройки цельнокроеного платья и его пошив. | 23 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
197 | Фасоны халатов и их назначение. | 1 | ||
198 | Виды застёжек. | 1 | ||
199 | Ткани для пошива халатов. | 1 | ||
200 | Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. | 1 | ||
201 | План работы по пошиву халата. | 1 | ||
Практические работы: | ||||
202 | Изготовление выкройки халата. | 1 | ||
203 | Раскладка выкроек на ткани. | 1 | ||
204 | Раскрой деталей изделия. | 1 | ||
205 | Подготовка деталей к пошиву. Маркировка деталей. | 1 | ||
206 | Обработка кокеток. | 1 | ||
207 | Обработка карманов. | 1 | ||
208, 209 | Соединение кокеток и карманов с основными деталями. | 2 | ||
210 | Сметывание и примерка халата. | 1 | ||
211 | Исправление обнаруженных дефектов. Стачивание. | 1 | ||
212 | Обработка бортов подбортами. | 1 | ||
213 | Обработка рукавов. | 1 | ||
214 | Обработка воротника. | 1 | ||
215 | Соединение рукавов с проймами. | 1 | ||
216 | Соединение воротника с горловиной. | 1 | ||
217 | Обработка застёжки на халате. | 1 | ||
218 | ВТО готового изделия. | 1 | ||
219 | Итоговая контрольная работа (тестирование) | 1 | ||
IV. Ремонт одежды. | 4 ч. | |||
Теоретические сведения: | ||||
220 | Виды ремонта: наложение заплаты, штуковка. | 1 | ||
Практические работы: | ||||
221 | Определение способа ремонта. Подбор ткани и ниток. | 1 | ||
222 | Соединение заплаты с изделием. | 1 | ||
223 | Выполнение штуковки на образце. | 1 | ||
V. Практическое повторение. | 13 ч. | |||
224- 236 | Пошив блузок, выбранного фасона. | |||
VI. Самостоятельная работа и анализ ее качества. | 6 ч | |||
237- 242 | Выполнение отдельных операций по пошиву блузки с воротником и втачными рукавами в масштабе 1:2. | 6 | ||
Итого: | 242 ч. |
Принято на заседании Утверждено: ______________
педагогического совета МКОУ С(К)Ш и.о.директора Н.А.Симакова
Протокол №1 от 28.08.2018г. Приказ №___ от 28.08.2018г.
Согласовано:_______________
Зам. директора по УВР
Т.Н. Стоянова
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»
9 КЛАСС
Автор : Ю.В. Захарова
учитель МКОУ С(К)Ш
2018 — 2019 уч. год
Учебная программа по образовательной области «Технология» 9 класс разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускника специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида. Рабочая программа по образовательной области «Технология» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
-пояснительная записка;
- содержание тем учебного курса;
- требование к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы.
Рабочая программа по швейному делу для 9-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;
-Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001. Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая, 2010 г.
Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе отводится – 306 часов (9 часов в неделю).
Программа предусматривает подготовку, учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея- мотористка женской и детской лѐгкой одежды.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды. Развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации учащихся специальной коррекционной школы.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических
знаний; умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
- закрепление и совершенствование технологических приѐмов индивидуального и промышленного пошива одежды, белья;
- развитие мышления, способности к пространственному анализу;
- формирование эстетических представлений и вкуса;
- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Основные формы:
- урок,
- практическая работа,
- самостоятельная работа,
- фронтальная работа.
Основные технологии:
- личностно-ориентированное,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
- Самостоятельная работа
- Работа по карточкам.
- Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
- ИТК
- Дифференцирование, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия, раздаточный материал;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Экскурсии;
- Декады трудового обучения;
- Участие в конкурсах;
- Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др предметах. На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимся промышленной технологией пошива женской и детской лѐгкой одежды, скоростным приѐмам труда на швейных машинах. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лѐгкой одежды, но и по пошиву другой продукции с учѐтом нужд школы. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся. По той же причине дается содержание контрольных работ.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов понимать процессы изготовления тканей, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лѐгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребѐнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Содержание программы учебного предмета.
I четверть 81 час
I. Вводное занятие
Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.
II. Материаловедение. Особенности обработки изделий из синтетических тканей. Нетканые материалы.
Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенностивлажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.Ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.
Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.
III. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья отрезного по линии талии или бедер.
Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съёмным поясом, с рукавами или без рукавов.
Теоретические сведения.
Платье отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. Использование выкройки основы платья,блузки и юбки для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «крылышко» и рукава «фонарик».
Умение. Выбор и описание фасона платья.
Практические работа. Разрезание выкройки основы платья по линии талии или по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учётом припусков на швы. Прокладывание копировальных стежков.
IV. Соединение лифа с юбкой.
Изделие.
Платье отрезное по линии талии или по линии бедер.
Теоретические сведения.
Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.
Практические работы.
Подготовка платья к примерке. Примерка. Внесение изменений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка горловины. Обработка пройм. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обмётывание срезов на краеобметочной машине.
V. ВТО изделий на швейной фабрике.
Оборудование отделочного цеха (утюги, пресса, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назаначение паровоздушного манекена. Требования к ВТО изделий., организация рабочего места при ВТО изделий. Техника безопасности на рабочих местах.
VI. Трудовое законодательство.
Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих.Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодёжи.
VII. Практическое повторение
Виды работы. Выполнение заказов школы. Пошив комплектов постельного белья.
VIII. Самостоятельная работа
Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1: 2. (Выполняется по готовому крою.)
II четверть 63 ч
I. Вводное занятие.
План работы на четверть.
II. Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину
Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.
Умение.
Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.
Практические работы.
Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.
III. Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды
Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.
Теоретические сведения.
Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.
Практические работы.
Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.
IV. Машиноведение. Оборудование швейного цеха.
Теоретические сведения.
Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.
Умение.Работа на универсальной швейной машине.
Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.Работа на универсальной и специальной швейных машинах.
V. Самостоятельная работа. Пошив платья, отрезного по линии бедер в масштабе 1:4 по готовому крою.
III четверть 90 ч
I. Вводное занятие План работы на четверть.
II. Организация труда и производства на швейной фабрике
Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства.Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общеепредставление о работе прессов. Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке. Законодательство по охране труда. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи. Безопасность труда на швейной фабрике. Экскурсия. Швейная фабрика или ателье. Ознакомление с оборудованием.
III. Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве
Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.
Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.
Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии
IV. Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.
Теоретические сведения. Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Практические работы. Выполнение образцов различных видов обработки отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка).Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.
V. Практическое повторение
Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным.
Виды работы. Пошив фартука на поясе и клиньевой юбки с оборками, ночной сорочки.
VI. Самостоятельная работа
Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.
IV четверть 72 ч
I. Вводное занятие
План работы на четверть.
II. Изготовление брюк на основе готовой выкройки
Изделие. Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики. Теоретические сведения.Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий:виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.
Умение. Влажно-тепловая обработка шва. Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка верхнего и нижних срезов брюк. Влажно-тепловая обработка изделия. Итоговая контрольная работа (тестирование)
III. Практическое повторение (подготовка к экзамену)
Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным.
Виды работы. Пошив летнего сарафана. Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающе-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка образцов выполнения соединительных швов.
IV. Самостоятельная работа
Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.
Распределение учебных часов по разделам технологии 9 класс
306 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов на тему | Дата проведе-ния по плану | Примечания |
I четверть | 81 ч. | |||
I Вводное занятие. | 1 ч. | |||
1 | Ответственность обучения в швейном классе.Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест. | 1 | ||
II Материаловедение. Особенности обработки изделий из синтетических тканей. Нетканые материалы. | 8 ч. | |||
Теоретические сведения. | ||||
2 | Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. | 1 | ||
3 | Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. | 1 | ||
4 | Особенности влажно-тепловой обработки синтетических тканей. | 1 | ||
5 | Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей. | 1 | ||
6 | Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. | 1 | ||
7 | Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды. | 1 | ||
Лабораторная работа. | ||||
8 | Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. | 1 | ||
9 | Изучение прорубаемости новых тканей , влагопроницаемости , сминаемости, изменений вида и качества при утюжке с разным температурным режимом. | 1 | ||
III. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья отрезного по линии талии или бедер. | 11 ч. | |||
Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съёмным поясом, с рукавами или без рукавов. | ||||
Теоретические сведения. | ||||
10 | Платье отрезное и цельнокроеное. | 1 | ||
11 | Фасоны отрезного платья. | 1 | ||
12 | Детали платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. | 1 | ||
13 | Использование выкройки основы платья для изготовления выкройки отрезного платья. | 1 | ||
14 | Использование выкройки блузки и юбки для изготовления выкройки отрезного платья. | 1 | ||
15 | Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «крылышко» и рукава «фонарик». | 1 | ||
Практические работы. | ||||
16 | Разрезание выкройки основы платья по линии талии или по линии бедер. | 1 | ||
17 | Раскладка выкройки на ткани. | 1 | ||
18 | Изменение фасона юбки при раскрое. | 1 | ||
19 | Раскрой с учётом припусков на швы. | 1 | ||
20 | Прокладывание копировальных стежков. | 1 | ||
IV. Соединение лифа с юбкой. | 20 ч. | |||
Теоретические сведения. | ||||
21 | Ткани, используемые для пошива отрезного платья. | 1 | ||
22 | Детали платья, отрезного по линии талии. | 1 | ||
23,24 | Правила соединения лифа с юбкой. | 2 | ||
Практические работы. | ||||
25 | Подготовка платья к примерке. | 1 | ||
26 | Примерка. | 1 | ||
27 | Внесение изменений после примерки. | 1 | ||
28 | Обработка вытачек. | 1 | ||
29 | Обработка боковых и плечевых срезов. | 1 | ||
30,31 | Обработка горловины подкройной обтачкой. | 2 | ||
32,33 | Обработка пройм окантовочным швом. | 2 | ||
34,35 | Обработка пояса. | 2 | ||
36,37 | Соединение лифа с юбкой притачным швом. | 2 | ||
38 | Обработка нижнего среза. | 1 | ||
39 | Обмётывание срезов на краеобметочной машине. | 1 | ||
40 | ВТО и окончательная отделка готового изделия. | 1 | ||
V. ВТО изделий на швейной фабрике. | 6 ч. | |||
41 | Оборудование отделочного цеха: виды ( утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. | 1 | ||
42 | Общее представление о работе прессов. | 1 | ||
43 | Назначение паровоздушного манекена. | 1 | ||
44 | Требования к влажно-тепловой обработке изделий. | 1 | ||
45 | Организация рабочего места при ВТО изделий. | 1 | ||
46 | Техника безопасности на рабочих местах. | 1 | ||
VI. Трудовое законодательство. | 6 ч. | |||
47 | Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. | 1 | ||
48 | Трудовой договор. Перевод на другую работу. | 1 | ||
49 | Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. | 1 | ||
50 | Рабочее время и время отдыха. | 1 | ||
51 | Заработная плата. Трудовая дисциплина. | 1 | ||
52 | Охрана труда. Труд молодёжи. | 1 | ||
VII. Практическое повторение. Виды работы. Выполнение заказов школы. | 17 ч. | |||
53-55 | Пошив занавесок | 3 | ||
56-58 | Пошив занавесок | 3 | ||
59,60 | Пошив повязок для дежурства по школе. | 2 | ||
61,62 | Пошив повязок для дежурства по школе. | 2 | ||
63-65 | Пошив постельного белья. | 3 | ||
66-69 | Пошив постельного белья. | 4 | ||
VIII. Самостоятельная работа и анализ её качества. (Выполняется по готовому крою.) Подведение итогов. | 12 ч. | |||
70,71 | Подготовка к самостоятельной работе. | 2 | ||
72,73 | C/P. Обработка горловины подкройной обтачкой. | 2 | ||
74,75 | C/P. Выполнение притачного шва. | 2 | ||
76,77 | C/P. Обметывание срезов на краеобметочной машине. | 2 | ||
78,79 | Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками. | 2 | ||
80,81 | Анализ работ, выполненных за четверть. Подведение итогов за I четверть. | 2 | ||
Итого: | 81 ч. | |||
II четверть | 63 ч. | |||
I. Вводное занятие. | 1 ч. | |||
83 | План работы на четверть.Правила безопасной работы в швейной мастерской. | 1 | ||
II. Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину. | 9 ч. | |||
Теоретические сведения. | ||||
84 | Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов. | 1 | ||
85 | Готовая выкройка: условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину. | 1 | ||
86 | Готовая выкройка: цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. | 1 | ||
87 | Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. | 1 | ||
88 | Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. | 1 | ||
89 | Подгонка выкройки на свой размер. | 1 | ||
90 | Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке. | 1 | ||
Практические работы. | ||||
91 | Выбор фасона изделия с учетом его сложности. | 1 | ||
92 | Анализ выкройки и чертежа. | 1 | ||
III. Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды. | 27 ч. | |||
Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона. | ||||
Теоретические сведения. | ||||
93 | Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения. | 1 | ||
94 | Описания к выкройке или чертежу. | 1 | ||
95,96 | Выбор фасона и его анализ. | 2 | ||
97 | Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. | 1 | ||
98 | Норма расхода ткани при разной ее ширине. | 1 | ||
99 | Анализ выкройки. | 1 | ||
Практические работы. | ||||
100 | Раскладка выкройки на ткани. | 1 | ||
101 | Проверка раскладки: направление рисунка, экономное использование ткани и припуски на швы. | 1 | ||
102 | Раскрой. | 2 | ||
Пошив и отделка изделия. | ||||
103, 104 | Подготовка изделия к примерке. | 2 | ||
105, 106 | Примерка. Устранение дефектов после примерки. | 2 | ||
107 | Обработка вытачек. | 1 | ||
108, 109 | Обработка боковых и плечевых срезов. | 2 | ||
110 | Обметывание срезов. | 1 | ||
111, 112 | Обработка застёжки. | 2 | ||
113, 114 | Обработка горловины | 2 | ||
115, 116 | Обработка пройм или низа короткого цельнокроеного рукава. | 2 | ||
117 | Обработка нижнего среза изделия. | 1 | ||
118 | ВТО и окончательная отделка изделия. | 1 | ||
IV. Машиноведение. Оборудование швейного цеха. | 16 ч. | |||
Теоретические сведения. | ||||
119 | Универсальная швейная машина: модели,скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. | 1 | ||
120 | Приспособления к универсальной швейной машине | 1 | ||
121 | Заправка нитей в машину. | 1 | ||
122 | Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. | 1 | ||
123 | Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. | 1 | ||
124 | Заправка нитей в краеобметочной машине. | 1 | ||
125 | Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение. | 1 | ||
Упражнения. | ||||
126 | Заправка верхней и нижней нитей на универсальной швейной машине. | 1 | ||
127 | Заправка верхней и нижней нитей на специальной швейной машине. | 1 | ||
128 | Регулировка натяжения нитей на универсальной швейной машине. | 1 | ||
129 | Регулировка натяжения нитей на специальной швейной машине. | 1 | ||
130 | Работа на универсальной швейной машине. | 1 | ||
131, 132 | Работа на специальной швейной машине ( выполнение обметочных строчек). | 2 | ||
133, 134 | Работа на специальной швейной машине (выполнение стачивания с одновременным обметыванием). | 2 | ||
V. Самостоятельная работа и анализ её качества. (Выполняется по готовому крою.) Подведение итогов. | 10 ч. | |||
135- 142 | Пошив платья, отрезного по линии бедер в масштабе 1:4 . | 8 | ||
143 | Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||
144 | Анализ работы за четверть.Подведение итогов за II четверть. | 1 | ||
Итого: | 63 ч. | |||
III четверть | 90ч. | |||
I. Вводное занятие. | 1 | |||
145 | План работы на четверть. Правила электробезопасности | 1 | ||
II. Организация труда и производства на швейной фабрике | 15 ч | |||
Теоретические сведения. | ||||
146 | Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. | 1 | ||
147 | Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. | 1 | ||
148 | Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. | 1 | ||
149 | Общеепредставление о работе прессов. | 1 | ||
150 | Бригадная форма организации труда. | 1 | ||
151 | Оплата труда оператор швейного оборудования. Разряды по существующей тарифной сетке. | 1 | ||
152 | Законодательство по охране труда. | 1 | ||
153 | Трудовая дисциплина. | 1 | ||
154 | Труд молодежи. | 1 | ||
155 | Охрана труда. | 1 | ||
156 | Безопасность труда на швейной фабрике. | 1 | ||
157- 160 | Экскурсия. Швейная фабрика или ателье. Ознакомление с оборудованием. | 4 | ||
III. Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве | 24 | |||
Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой. | ||||
Теоретические сведения. | ||||
161 | Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей | 1 | ||
162 | Раскладка лекал, экономные приемы раскроя | 1 | ||
163 | Оборудование для раскроя | 1 | ||
164 | Проверка качества кроя. Маркировка кроя. | 1 | ||
165 | Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей | 1 | ||
166 | Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья | 1 | ||
167 | Соединение плечевых срезов | 1 | ||
168 | Обработка горловины | 1 | ||
169 | Втачивание рукавов в открытую пройму | 1 | ||
170 | Обработка проймы подкройной обтачкой. | 1 | ||
171 | Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. | 1 | ||
172 | Утюжка и складывание изделия. | 1 | ||
Практические работы. | ||||
173, 174 | Раскрой платья по фабричным лекалам. | 2 | ||
175- 184 | Пошив платья по производственной технологии | 10 | ||
IV. Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. | 20 | |||
Теоретические сведения | ||||
185 | Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. | 1 | ||
186 | Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. | 1 | ||
187 | Машины для обработки застежки. | 1 | ||
188 | Новейшая технология обработки пояса. | 1 | ||
189 | Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. | 1 | ||
190 | Современный способ обработки низа поясного изделия. | 1 | ||
Практические работы. | ||||
191, 192 | Выполнение образцов различных видов обработки отдельных деталей поясных швейных изделий. | 2 | ||
193, 194 | Выполнение образцов различных видов обработки отдельных узлов поясных швейных изделий. | 2 | ||
195, 196 | Обработка застежки в боковом шве по промышленной технологии. | 2 | ||
197, 198 | Обработка застежки в среднем шве по промышленной технологии. | 2 | ||
199 | Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). | 1 | ||
200, 201 | Обработка пояса при использовании элементов промышленной технологии. | 2 | ||
202, 203 | Соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. | 2 | ||
204 | Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах. | 1 | ||
V. Практическое повторение. Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным. | 20 | |||
Виды работы. Пошив фартука на поясе. Пошив клиньевой юбки с оборками. Пошив ночной сорочки. | ||||
205 | Обработка боковых и нижнего срезов основной детали фартука | 1 | ||
206 | Обработка накладных карманов. | 1 | ||
207 | Соединение карманов с основной деталью. | 1 | ||
208, 209 | Обработка пояса. | 2 | ||
210, 211 | Обработка верхнего среза фартука поясом. | 2 | ||
212 | ВТО готового изделия. | 1 | ||
213 | Соединение клиньев между собой. Обмётывание срезов. | 1 | ||
214, 215 | Обработка застёжки. | 2 | ||
216 | Обработка пояса. | 1 | ||
217, 218 | Обработка верхнего среза юбки. | 2 | ||
219 | Обработка нижнего среза юбки. ВТО готового изделия. | 1 | ||
220 | Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой. | 1 | ||
221 | Обработка боковых срезов. | 1 | ||
222, 223 | Обработка срезов рукавов и нижнего среза ночной сорочки швом вподгибку с закрытым срезом. | 2 | ||
224 | ВТО готового изделия. | 1 | ||
VI. Самостоятельная работа и анализ её качества. Подведение итогов. Выполнение отдельных операций по пошиву поясного изделия без предварительного смётывания. | 10 | |||
225, 226 | C/p. Обработка вытачек. | 2 | ||
227, 228 | C/p. Обработка притачного пояса | 2 | ||
229, 230 | C/p. Обработка нижнего среза. | 2 | ||
231, 232 | Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками. | 2 | ||
233, 234 | Анализ работы за четверть. Подведение итогов за четверть. | 2 | ||
Итого: | 90ч. | |||
IV четверть | 72ч. | |||
I. Вводное занятие. | 2 | |||
235, 236 | План работы на четверть. Правила ТБО. | 2 | ||
II. Изготовление брюк на основе готовой выкройки | 36 | |||
Изделие. Брюки подростковые и молодежные . | ||||
Теоретические сведения. | ||||
237, 238 | Ассортимент поясных изделий | 2 | ||
239, 240 | Ткани, используемые для изготовления поясных изделий:виды, свойства. | 2 | ||
241, 242 | Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. | 2 | ||
243, 244 | Выбор моделей, подбор ткани и отделки. | 2 | ||
245, 246 | Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия. | 2 | ||
Умение. | ||||
247, 248 | Влажно-тепловая обработка шва. | 2 | ||
Практические работы. | ||||
249, 250 | Раскрой изделия по готовым лекалам. | 2 | ||
251, 252 | Стачивание вытачек | 2 | ||
253, 254 | Обработка боковых срезов. | 2 | ||
255, 256 | Обработка среднего среза | 2 | ||
257, 258 | Обработка шаговых срезов. | 2 | ||
259, 260 | Обметывание срезов швов. | 2 | ||
261, 262 | Влажно-тепловая обработка швов. | 2 | ||
263- 266 | Обработка верхнего среза брюк. | 4 | ||
267, 268 | Обработка нижних срезов | 2 | ||
269, 270 | Влажно-тепловая обработка изделия. | 2 | ||
271 | Итоговая контрольная работа (тестирование) | 1 | ||
272 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | ||
III. Практическое повторение (подготовка к экзамену) Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационным. | 20 | |||
Виды работы.
| ||||
273 274 | Раскрой сарафана. | 2 | ||
275 276 | Обработка бретелей и боковых срезов. | 2 | ||
277 278 | Обработка верхнего среза с вкладыванием бретелей | 2 | ||
279 280 | Обработка нижнего среза. Настрачиваие эластичной тесьмы по линии талии. | 2 | ||
281 | Вдевание эластичной тесьмы в кулиску по верхнему срезу. | 1 | ||
282 | Отделка и ВТО изделия | 1 | ||
283 | Обработка прямых срезов. | 1 | ||
284 | Обработка закруглённых срезов. | 1 | ||
285 | Обработка срезов под углом. | 1 | ||
286 | Обработка срезов по замкнутой линии. | 1 | ||
287 | Выполнение образцов стачного шва . | 1 | ||
288 | Выполнение образцов двойного шва . | 1 | ||
289 | Выполнение образцов запошивочного шва . | 1 | ||
290 291 | Выполнение образцов окантовочного шва . | 2 | ||
292 | Выполнение образцов шва вподгибку . | 1 | ||
IV. Самостоятельная работа и анализ её качества. (Выполняется по готовому крою.) Подведение итогов. Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному (ночная сорочка). | 14 | |||
293 294 | Обработка плечевых срезов. | 2 | ||
295 296 | Обработка горловины | 2 | ||
297 298 | Обработка боковых срезов. | 2 | ||
299 300 | Обработка срезов рукавов и нижнего | 2 | ||
301 302 | ВТО и отделка изделия | 2 | ||
303 304 | Анализ контрольной работы.Работа над ошибками. | 2 | ||
305 306 | Анализ работы за четверть и год. Подведение итогов за четверть и год. | 2 | ||
Итого: | 72 ч. | |||
Всего: | 306ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....
Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы под редакцией доктора педагогичес...
Рабочая программа по швейному делу 6 класс
Раработка рабочей программы для 6 класса...
Рабочая программа по швейному делу 5 класс
При составлении программы учитывались условия обучения и современный подход к трудовому обучению в коррекционных школах. Коррекционная направленность и учебно-воспитательная работа на уроке - это един...
Адаптированная рабочая программа по швейному делу 7 класса для обучающихся с ОВЗ 8 вида
паспорт программы, пояснительная записка, тематическое планирование...
Экзаменационный материал по предмету технология(швейное дело) 9 класс. коррекционная школа.
Экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса ГБОУ "Селенгинская СКОШИ".- Разработка экзаменационных билетов и краткое содержание ответов на билеты.- ...
Адаптированна рабочая программа по швейному делу 9 класс
Рабочая программа для коррекционной школы...