Программа по технологии для 9-10 классов
методическая разработка по технологии (9, 10 класс)

Григорьева (Наследникова) Наталья Анатольевна

        Рабочая программа по технологии для 9 – 10 классов составлена на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,  примерной  основной образовательной программы основного общего образования, учебной программы практико-ориентированного предпрофильного профориентационного курса для учащихся 8 - 9 классов образовательных организаций «Проектирование  траекторий профессионального самоопределения», разработанная кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО, адаптированной с учетом особенностей развития и возможностей и образовательных потребностей глухих обучающихся и авторской программы О. А. Кожиной курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5—8 классов общеобразовательных учреждений.

Данная программа обеспечивает освоение необходимого минимума компетенций глухих школьников, направленных на формирование способностей к успешному участию в решении своих профессиональных и жизненных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по технологии для 9 – 10 классов составлена на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,  примерной  основной образовательной программы основного общего образования, учебной программы практико-ориентированного предпрофильного профориентационного курса для учащихся 8 - 9 классов образовательных организаций «Проектирование  траекторий профессионального самоопределения», разработанная кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО, адаптированной с учетом особенностей развития и возможностей и образовательных потребностей глухих обучающихся и авторской программы О. А. Кожиной курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5—8 классов общеобразовательных учреждений.

Данная программа обеспечивает освоение необходимого минимума компетенций глухих школьников, направленных на формирование способностей к успешному участию в решении своих профессиональных и жизненных задач.

 Целью реализации данной программы основного общего образования по учебному предмету «Технология. 9-10  классы» является  усвоение содержания предмета и достижения обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

Задачами учебного предмета являются:

- формирование способностей обучающихся к успешному участию в решении своих профессиональных и жизненных задач в типичных и нестандартных ситуациях в условиях рыночной экономики;

- обеспечение базовой теоретической компоненты как основы для дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся;

- формирование у обучающихся определенного стиля профессионального мышления, обеспечивающего умение решать профессиональные и жизненные задачи в типичных и нестандартных ситуациях;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,

предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

- выработка у обучающихся желания применять и совершенствовать освоенную систему знаний как ориентировочную основу.

Программа предмета «Технология. 9-10  классы» рассчитана на два года. Содержание курса адаптировано для глухих обучающихся. Срок реализации программы увеличен на 1 год в связи с особенностями развития глухих обучающихся.

Общее количество часов  составляет 136 часов со следующим распределением часов по классам:  9 класс – 68 часа, 10 класс – 68 часа.

Работа по предмету ведется с использованием следующих форм: урок, практическая работа,  проектная деятельность, экскурсии.

 Оценка знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации в форме контрольной работы или тестирования и выполнения творческого проекта.

Программа реализуется с использованием учебников:

- Серебряков А.Г., Хохлов Н.А., Кузнецов К.Г., Моя будущая профессия. 9кл. Тесты по профориентации школьников. М. Просвещение, 2019г.

- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., Технология: Обслуживающий труд. 8 кл. М.: Дрофа, 2016г.

- Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г., Технология. Швейное дело. 9 кл. М.: Просвещение, 2016г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов и активности в области профессионального самоопределения;

- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- проявление трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы;

- умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- умение понимать и использовать различные средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- слушать партнера;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Ученик научится:

- называть и характеризовать актуальные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов;

- объяснять принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий;

- проводить мониторинг развития технологий на основе работы с информационными источниками различных видов.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Ученик научится:

- следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

- оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;

- проводить оценку и испытание полученного продукта;

- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

- проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:

  • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
  • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
  • разработку плана продвижения продукта.

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

- технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Ученик научится:

- характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,

- характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,

- разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

- характеризовать группы предприятий региона проживания,

- характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

- анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,

- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

- получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах производства и обработки материалов, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

- получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Содержание курса

9 класс

Введение – 4ч.

  1. Введение
  2. Инструктаж по технике безопасности

Организация производства

и основные характеристики рынка труда – 10ч.

  1. Рынок труда. Спрос и предложения на рынке труда для глухих.
  2. Основные отрасли производства в стране и регионе. Ведущие предприятия региона и ситуация на рынке труда Нижегородской области «надо».
  3. Организация производства на швейных предприятиях, его структура.
  4. Характеристика труда, классификация, типы и признаки профессий.
  5. Профессия, квалификация, специальность, специализация, должность.
  6. Формула профессии.

Мотивационные факторы выбора профессии. Основы построения профессиональной карьеры – 5ч.

  1. Понятие карьеры и ее виды.
  2. Определение целей в выборе профессии.
  3. Возможные пути получения профессионального образования.
  4. Понятие о профессиограмме и ее структура.
  5. Ошибки при выборе профессии.

Общие понятия о способностях человека и формирование знаний

о себе с целью оценки профессионального потенциала – 15ч.

  1. Трудовая профессиональная деятельность как условие формирования субъекта труда.
  2. Профессионально важные качества и учет интересов, склонностей, способностей в выборе профессии.
  3. Определение внутренних склонностей и интересов на основе результатов общепредметной подготовки  («хочу»).
  4. Способы исследования способностей человека и формирования опыта в профессиональной деятельности («могу»).
  5. Профессия и здоровье.
  6. Самооценка и уровень притязаний.
  7. Определение профессиональной пригодности на основе анализа профессионально важных качеств и типа будущей профессии.
  8. Самодиагностика интересов и склонностей, профессионально важных качеств, возможностей здоровья и типа будущей профессии.

Профессиональные пробы как средство формирования интереса

к профессиональной деятельности – 34ч.

  1. Конструирование и моделирование.
  2. Технология изготовления швейных изделий.
  3. Рукоделие.
  4. Технология ведения дома

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны  знать/понимать: 

- необходимость профессионального образования и самообразования;

- определения основных понятий;

- основные сферы профессиональной деятельности;

- виды современных профессий и способы их приобретения;

- основные профессиональные качества профессий рассматриваемого типа;

- возможности Российского и регионального рынков труда;

Учащиеся должны уметь: 

- соотносить внутренние склонности и интересы со своими способностями, возможностями и требованием рынка труда;

- определять цели собственной предполагаемой карьеры;

- определять свою профессиональную пригодность на основе анализа профессионально важных качеств и типа будущей профессии;

- проводить самодиагностику интересов и склонностей, профессионально важных качеств, возможностей здоровья и типа будущей профессии;

- формировать опыт профессиональной деятельности на основе профессиональных проб;

- пополнять и обновлять знания, умения и навыки.

10 класс

Введение – 4ч.

  1. Введение
  2. Инструктаж по технике безопасности

Роль государства в стабилизации рынка труда и трудоустройстве населения. Основные правила устройства на работу – 30ч.

  1. Безработица: виды, причины, последствия. Роль государства в стабилизации рынка труда и трудоустройстве населения.
  2. Служба занятости населения в РФ.
  3. Этапы поиска работы. Способы и методы поиска работы. Ограничения по половым, возрастным признакам и вероисповеданию.
  4. Современные методы отбора кандидата.
  5. Трудоустройство через интернет.
  6. Резюме: структура, виды и требования к составлению.
  7. Собеседование как этап трудоустройства.
  8.  Трудовой контракт и его структура.
  9. Условия труда.
  10. Организация рабочего места.
  11. Оплата труда.
  12. Начало трудовой деятельности.
  13. Конфликт и его разрешение.
  14. Законодательство РФ и Нижегородской области по вопросам труда и занятости. КЗоТ Российской Федерации: основные положения.
  15.  Основные особенности организации труда глухих в Нижегородской области.
  16. Куда я могу поступить учиться?

Профессиональные пробы как средство формирования интереса

к профессиональной деятельности – 34ч.

  1. Конструирование и моделирование.
  2. Технология изготовления швейных изделий.
  3. Рукоделие.
  4. Технология ведения дома.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны  знать/понимать: 

- основные положения КЗоТ Российской Федерации;

- необходимость профессионального образования и самообразования;

- определения основных понятий;

- основные сферы профессиональной деятельности;

- виды современных профессий и способы их приобретения;

- основные профессиональные качества профессий рассматриваемого типа;

- особенности приема  и обучения в профессиональных образовательных учреждениях различного типа;

- основные пути трудоустройства;

- навыки делового общения;

- основные особенности организации труда глухих в Нижегородской области.

Учащиеся должны уметь: 

- соотносить внутренние склонности и интересы со своими способностями;

- определять цели собственной предполагаемой карьеры;

- называть мотивационные факторы выбора профессии;

- не допускать возможных ошибок при выборе профессии;

- правильно составлять резюме при приеме на работу;

- использовать приемы делового общения, способы решения конфликтов;

- уметь обратиться за помощью в службу занятости населения;

- формировать опыт профессиональной деятельности на основе профессиональных проб;

- пополнять и обновлять знания, умения и навыки.

Тематическое планирование по учебному предмету

9 класс

Название

раздела

Название темы

Кол-во часов

Введение

(4 ч.)

Введение

Инструктаж по технике безопасности

4

Организация производства и основные характеристики рынка труда

 (10 ч.)

Рынок труда. Спрос и предложения на рынке труда для глухих

1

Основные отрасли производства в стране и регионе

1

Ведущие предприятия региона и ситуация на рынке труда Нижегородской области «надо»

1

Организация производства на швейных предприятиях, его структура

2

Характеристика труда, классификация, типы и признаки профессий

2

Профессия, квалификация, специальность, специализация, должность

2

Формула профессии

1

Мотивационные факторы выбора профессии. Основы построения профес-сиональной карьеры

(5ч.)

Понятие карьеры и ее виды

1

Определение целей в выборе профессии

1

Возможные пути получения профессионального образования

1

Понятие о профессиограмме и ее структура

1

Ошибки при выборе профессии

1

Общие понятия о способностях человека и формирование знаний о себе с целью оценки профессионального потенциала

(15ч.)

Трудовая профессиональная деятельность как условие формирования субъекта труда

1

Профессионально важные качества и учет интересов, склонностей, способностей в выборе профессии

1

Определение внутренних склонностей и интересов на основе результатов общепредметной подготовки  («хочу»)

1

Способы исследования способностей человека и формирования опыта в профессиональной деятельности («могу»)

2

Профессия и здоровье

1

Самооценка и уровень притязаний

1

Определение профессиональной пригодности на основе анализа профессионально важных качеств и типа будущей профессии

4

Самодиагностика интересов и склонностей, профессионально важных качеств, возможностей здоровья и типа будущей профессии

4

Профессиональные пробы как средство формирования интереса к профессиональной деятельности

(34ч.)

(на базе учебных мастерских)

Конструирование и моделирование

  1. История костюма
  2. Конструирование плечевого изделия с втачным рукавом
  3. Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с втачным рукавом
  4. Построение чертежа основы плечевого изделия с втачным рукавом

8

1

2

1

3

Технология изготовления швейных изделий

1.Технология изготовления блузки с втачным рукавом

2.Раскрой блузки и подготовка деталей кроя

3.Подготовка блузки к примерке

4.Проведение примерки блузки

  5. Пошив блузки

- выполнение заготовительных операций

- обработка вытачек

- обработка рукава

- обработка воротника

- сборка блузки

- втачивание рукава

- обработка низа блузки

- окончательная отделка и ВТО изделия

15

1

2

1

1

10

Рукоделие

  1. История валяния
  2. Выполнение работ в технике валяния
  3. Вышивание крестиком

5

1

2

2

Технология ведения дома

  1. Семейное хозяйство
  2. Бюджет семьи (планирование расходов)
  3. Потребительский кредит
  4. Как правильно распорядится свободными средствами

4

1

1

1

1

Контрольная работа(творческий проект)

2

ИТОГО

68

10 класс

Название

раздела

Название темы

Кол-во часов

Введение

(4 ч.)

Введение

Инструктаж по технике безопасности

4

Роль государства в стабилизации рынка труда и трудоустройстве населения. Основные правила устройства на работу

(30ч.)

Безработица: виды, причины, последствия. Роль государства в стабилизации рынка труда и трудоустройстве населения

2

Служба занятости населения в РФ

1

Этапы поиска работы. Способы и методы поиска работы. Ограничения по половым, возрастным признакам и вероисповеданию

2

Современные методы отбора кандидата

1

Трудоустройство через интернет

1

Резюме: структура, виды и требования к составлению

4

Собеседование как этап трудоустройства

2

Трудовой контракт и его структура

2

Условия труда

1

Организация рабочего места

2

Оплата труда

2

Начало трудовой деятельности

2

Конфликт и его разрешение

2

Законодательство РФ и Нижегородской области по вопросам труда и занятости. КЗоТ Российской Федерации: основные положения

2

Основные особенности организации труда глухих в Нижегородской области

2

Куда я могу поступить учиться?

2

Профессиональные пробы как средство формирования интереса к профессиональной деятельности

(34ч.)

(на базе учебных мастерских)

Конструирование и моделирование

1.Построение чертежа основы одношовного рукава

2.Моделирование плечевого изделия с втачным рукавом

3.Моделирование втачного одношовного рукава

4.Как работать с выкройками из журналов

8

2

2

2

2

Технология изготовления швейных изделий

1.Технология изготовления халата

с втачным рукавом

2.Раскладка выкройки халата на ткань

3.Раскрой халата и подготовка деталей кроя

4.Подготовка халата к примерке

5.Проведение примерки халата

6.Пошив халата

- дублирование деталей

- выполнение заготовительных операций

- обработка вытачек

- обработка рукава,  воротника

- сборка халата

- втачивание рукава

- обработка низа халата

- окончательная отделка и ВТО изделия

7.Творческое проектирование. Дизайн

16  

2

1

2

1

1

7

2

Рукоделие

1.Фелтинг

2.Оформление швейного изделия в технике фелтинга

3.Вышивание крестиком

4

1

1

2

Технология ведения дома

1.Семейное дело  

2.Ремонт помещений

3.Уход за одеждой и обувью

4

1

1

2

Контрольная работа(творческий проект)

2

ИТОГО

68

Рекомендации по оснащению учебного процесса

Оснащение процесса обучения технологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, информационно-коммуникативными средствами,  ТСО.

  1. Библиотечный фонд

Нормативные документы

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Примерная образовательная программа основного общего образования;

- Учебная программа  практико-ориентированного предпрофильного профориентационного курса для учащихся 8 - 9 классов образовательных организаций «Проектирование  траекторий профессионального самоопределения», разработанная кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО; 

- Авторская программа основного общего образования О.А. Кожиной  «Технология. Обслуживающий труд».

  1. Печатные пособия

- Инструкционные карты

- Технологические карты

  1. Информационные средства

- Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных

- Интернет

  1. Технические средства обучения

- Компьютер

- Магнитная доска

- Интерактивная доска   

               5.  Оборудование

- Швейные машины, инструменты и приспособления



Предварительный просмотр:

Новосибирский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

Курсы повышения квалификации учителей начального и основного общего образования общеобразовательных организаций, реализующих образование обучающихся с ОВЗ

Курсовая работа

Использование метода проектов на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха

                                                                                           Выполнила:

                                                                             Осипова Марина Валерьевна,

 учитель технологии

  МАОУ КШИ № 12

        г. Искитима

г. Новосибирск, 2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………...… 3

  1. Теоретическая часть

  1. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся………………………………………….5

1.2.Общая характеристика этапов учебного проектирования…………......7

  1. Практическая часть.  Выполнение творческих проектов на уроках технологии в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха

      2.1 Особенности при запуске проекта……………………………………..11

      2.2 Особенности  организации  проектной   деятельности………………13

      2.3 Оценка проектной деятельности обучающихся………………………15

      2.4 Роль учителя в проектной деятельности обучающихся ……………..16

3. Заключение…………………………………………………………………..18

Список  литературы……………………………………………………………..20

Приложения ……………………………………………………………………..21

Введение

          В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. В реализации этих целей существенная роль принадлежит технологическому образованию.

На уроках технологии в коррекционной школе особенно необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В.Д.Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика.

Цель курсовой работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха.

Задачи:

  • Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • Рассмотреть теоретический аспект проектной деятельности на уроках технологии;
  • Представить практический опыт применения метода проектов на уроках технологии при работе с глухими и слабослышащими обучающимися.

  1. Теоретическая часть
  1. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся

      Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остаётся возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искажённым составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. 

Слабослышащие и позднооглохшие школьники имеют особые образовательные потребности, выраженные в разной степени, которые влияют на усвоение основной образовательной программы основного образования. Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей, включая:

  • увеличение при необходимости сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования  при реализации;
  • условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение  образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;
  • постановка и реализация на общеобразовательных уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
  • учѐт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;
  • обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта; в развитии понимания взаимоотношений между людьми; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;
  •  целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; применение в образовательно–коррекционном процессе соотношения устной, письменной, устно–дактильной и жестовой речи с учетом особенностей разных категорий слабослышащих и позднооглохших детей, обеспечения их качественного  образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе;
  • использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами по общению (в том числе, применение русского жестового языка в общении, прежде всего, с лицами, имеющими нарушения слуха), а также с учетом ситуации и задач общения;
  • осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарными имплантами, проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;
  • при наличии дополнительных первичных нарушений развития у слабослышащих и позднооглохших обучающихся проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;
  • оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия.

Только при удовлетворении особых образовательных потребностей каждого обучающегося  можно открыть ему путь к полноценному качественному образованию. [1]

1.2 Общая характеристика этапов учебного проектирования

Почему именно проектная деятельность так популярна в настоящее время?

Во-первых - это обеспечение требований государственных образовательных стандартов ІІ поколения  по формированию  универсальной способности человека – умению учиться, использованию метапредметных  знаний на практике  для достижения  личностного  результата. Во-вторых,  это целесообразная практическая деятельность  учащихся, основанная  на их личном интересе. В-третьих, в процессе выполнения проектов развиваются разные виды компетентностей: коммуникативная, социальная, поликультурная, информационная, компетентность продуктивной творческой деятельности, компетентность самообразования и саморазвития.

           Креативность данного метода  связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности учащихся. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний,  практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Как подготовить ученика к осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессионального маршрута? Необходимо знакомить учащихся с конкретными видами труда, расширить их кругозор о разнообразных направлениях деятельности человека. Предмет «Технология» - образовательная область, которая синтезирует научные знания математики, физики, химии, биологии. Показывает их практическое использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения.

Виды и содержание проектов:

При  рассмотрении типологии проектов,  применяемых на уроках технологии, доминирующими являются:

  • исследовательские,
  • информационные,
  • практико-ориентированные (прикладные),
  • творческие,
  • игровые.

По длительности проекты можно структурировать как: 1) краткосрочный – 1-5уроков; 2) среднесрочный – 10-15 уроков; 3) долгосрочный – от одной четверти до одного года.

По количеству участников проекта: индивидуальные, групповые, коллективные.

По количеству учебных предметов: внутрипредметные (монопредметные), межпредметные, надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).

В ходе поисково-исследовательской работы в основу деятельности ставится семь вопросов:

 Для кого? Для чего? Из чего? Как? Чем? Где? Сколько?  

Этапы работы над проектом:

 1. Подготовительный:     

  • Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определить тему проекта.
  • Обсудить с родителями на предмет необходимости такого изделия, его практического применения, выделения средств на приобретение материалов.
  • Подобрать информацию в информационных источниках.

2. Конструкторский:

  • Проанализировать модели-аналоги. Выбрать наилучший вариант.
  • Выполнить эскизный рисунок выбранной модели.
  • Подобрать материалы, оборудование и инструменты.
  • Разработать технологические карты последовательности изготовления изделия, подобрать схему (при необходимости).

3.Технологический:

  • Изготовить изделие.
  • Рассчитать себестоимость изделия.
  • Выполнить мини-маркетинговые исследования.
  • Разработать рекламу изделия.

4.Заключительный:

  • Создать презентацию и (или) оформить портфолио.
  • Сформулировать выводы.
  • Защитить проект.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • Возможностью его осуществления силами данного ученика или коллектива;
  • содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • заинтересованностью ученика в работе.

Основные критерии оценки проектных работ:

  1. Актуальность темы.
  2. Оригинальность предложенного варианта.
  3. Эстетическая составляющая.
  4. Качество выполненного изделия.
  5. Экологическая составляющая.
  6. Экономические и маркетинговые критерии.
  7. Презентация изделия. [2]

2. Выполнение творческих проектов на уроках технологии в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха

2.1 Особенности при запуске проекта.

      Метод проектов учителя нашей школы используют на протяжении ряда лет и оценивают его как перспективный, обладающий большими потенциальными возможностями для повышения педагогической эффективности трудового обучения и одновременно как сложный, требующий от учителя многих усилий и времени.

       С самого начала деятельность по внедрению этого метода приняла экспериментальный характер. Нужно было найти ответы на вопросы:

  • Как органично связать работу учащихся над проектами со всем курсом «Технологии»?
  • Как обеспечить творческий характер этой работы, синтез в ней творческой и исполнительской деятельности, если обучающиеся в большинстве своём могут действовать только по образцу?
  • Как учитывать индивидуальные особенности обучающихся при выполнении групповых и коллективных проектов?
  • Как включать в процесс проектирования коррекцию отклонений в развитии ребёнка?

         За эти годы накоплен некоторый опыт, стало яснее, в каком направлении двигаться дальше, сделаны определённые выводы.

          Начиная учебный год, мы исходим из того, что одним из результатов нашей совместной со школьниками учебной деятельности должно быть успешное выполнение ими проекта. При запуске проекта пристального внимания, на мой взгляд, заслуживают следующие особенности.

        Первая – необходимо изучение школьников, выявление психофизиологических особенностей, интересов, склонностей каждого из них. Для этого обязательно нужно обратиться за консультацией к специалистам (психологу, сурдопедагогу, дефектологу), которые работают с этим ребёнком. Учителю очень важно учесть шаг развития каждого отдельного ученика: для одного репродуктивный уровень будет достижением, для другого – творческий. Естественно, что мы изучаем наших ребят прежде всего на занятиях в учебных мастерских, постоянно наблюдая их, контактируя и взаимодействуя с ними.

         Вторая особенность  -  выбор темы проекта. Она связана с первой, т. к. совершенно ясно, что в первую очередь здесь нужно учитывать индивидуальные особенности школьника. Опыт показал, что  выбор осуществляется, в основном, тремя путями:

  • Тему проекта выбрал сам ученик без чьей-либо подсказки и настаивает на ней. Такая самостоятельность заслуживает поощрения, но  учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, учитывающий возможности и самого школьника, и МТБ мастерских.
  • Тему проекта предлагает учитель. Это наиболее предпочтительный путь, но при соблюдении двух условий. Во-первых, учитель хорошо знает своих учеников и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное именно ему. Во-вторых, педагог самым тщательным образом всё продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия родителей, сроки работы и т.п.
  • Наконец, тема проекта может быть предложена родителями. Мы этот вариант приветствуем, т. к. понимаем важную роль взаимодействия семьи и школы-интерната. Но участие родителей в проектной деятельности должно быть разумное, умеренное, педагогически оправданное.

      Тематика проектных работ может быть достаточно широкой практически по каждому разделу «Технологии». Чаще всего это темы, связанные с конструированием и изготовлением различных учебно-наглядных пособий, инструментов и приспособлений для учебных мастерских (технический труд), предметов домашнего обихода, одежды, игрушек, сувениров и т. п.  

      Это могут быть как индивидуальные изделия, так и значительные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их самооценку. Эти композиции могут использоваться в оформлении класса и школы, что является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

2.2 Особенности  организации  проектной   деятельности

      Как известно, всякая организация предполагает прежде всего чёткое планирование. В нашем случае план – это тщательно продуманный перечень этапов работы над проектом. Он является примерным и содержит в числе других следующие пункты: сбор информации по теме проекта, подготовка тех. задания, содержащего основные требования к проектируемому изделию, определение проблемы, которая решается в ходе проектирования, разработка конструкторской и технологической документации, изготовление изделия, защита проекта. В начале своей работы с проектами мы старались, чтобы дети всё делали на уроке, но сами же школьники подсказали, что этого времени мало. Теперь многие из них некоторую часть проектов, связанную с поиском информации, описанием и оформлением пояснительной записки, выполняют во внеурочное время, на самоподготовке или дома.                                                                                                                          

        Вся проектная деятельность обучающихся требует строгого учёта их возраста и возможностей. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению. Для учеников  5-6 классов творческий проект – это первое представление об исследовательской деятельности, первые шаги в создании изделий, необходимых людям.  На этом этапе ребята ещё ориентируются на чужое мнение, работают по образцу, испытывают трудности в самостоятельной постановке цели и выполнении технологических операций, проявляя невысокий уровень инициативы и самостоятельности.

      В 7-8 классах мы расширяем тематику проектов. Выполняются проекты, связанные с экономикой домашнего хозяйства, информационными технологиями. Обучающимся с низкой мотивацией к учёбе я предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ. В этом случае основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ученицам из малообеспеченных семей предлагаются темы, связанные с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.

      В старших классах особое внимание уделяется проектам по профессиональному самоопределению, проектам социальной значимости: «Профессия – швея», «Дизайн концертного костюма», «Изготовление костюмов для школьных мероприятий». На этом этапе ученицы выполняют проекты, реализующие связь технологии с другими школьными предметами. Порой здесь идёт вполне самостоятельная работа подростков, учитель выступает, в основном, в роли консультанта.     Очень часто выпускницы изготавливают изделия не для себя, а для школы. Это говорит о том, что в процессе обучения у школьниц  формируются качества личности, свидетельствующие об их возросшей социально-психологической зрелости, появляется понимание социальной значимости своей деятельности.

         Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Такие формы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. [3]

Именно поэтому большая часть проектов в школе – групповые и коллективные.

           Требование времени - использование ИКТ. Под руководством учителя ребята создают свои электронные презентации, которые помогают при защите проектов, а затем используются в качестве визуального средства обучения при проведении уроков. Работа с применением презентации способствует  решению одной из важнейших задач на уроках в школе слабослышащих – это развитие коммуникативной компетенции  учащихся. Слайды презентации позволяют им не бояться того, что они не подберут при ответе нужное слово, фразу, не смогут грамотно выразить свою мысль. Информация, представленная визуально, хорошо запоминается. Происходит активизация не только мышления, но и памяти учащихся, повышается эффективность учебного процесса.

2.3 Оценка проектной деятельности обучающихся.

           На заключительном этапе работы над проектом встаёт ещё один вопрос: как оценивать проектную деятельность обучающихся? Нужны и текущие оценки, т. к. контроль подтягивает, дисциплинирует ребят, да и администрация этого требует, и, разумеется, итоговая.

         Текущие оценки выставляются в журнале на каждом занятии за выполненную часть работы – сколько недель ребята делают проект, столько и оценок. А окончательная, итоговая оценка ставится с учётом текущих оценок, качества готового изделия или продукта и уровня защиты проекта.

Оценивание результатов проекта проходит в 3 этапа: самооценка, оценка коллектива, оценка учителя. Демократизируется образовательный процесс, при выполнении коллективных проектов увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Решается и коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому общению.

          Особая атмосфера царит на  защите проектов. Здесь учащиеся представляют готовое изделие, портфолио, презентацию с наиболее значимыми этапами выполнения. При защите проекта  ребята учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы,  показывают старательность и  добросовестность при выполнении, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. 

При подготовке к защите также очень важна помощь сурдопедагога, который помогает отработать публичное выступление.

2.4 Роль учителя в проектной деятельности

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он, как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Теперь авторитет учителя зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Участвуя в проектной деятельности, учителю предстоит «прожить»  ряд ролей:

- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам;

- "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.);

- эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

Наиболее сложным для педагога в нашей школе является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи должен решать учитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возможностям и возрасту участников проекта. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе проводится по принципу "учащиеся + учитель". Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречён играть лишь одну роль - исполнителя.

  1. Заключение

         Практика показала, что учащиеся с нарушениями слуха с удовольствием выполняют творческие проекты по технологии, если при этом могут проявить себя и реализовать свои возможности. Учителю в этом процессе необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип  деятельностного  подхода.                                                            То, чему обычного ребенка можно научить на словах,  для ребенка с нарушениями слуха становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом. Принцип деятельностного подхода применим к любой категории детей с особыми образовательными потребностями и находит свою реализацию не только при проведении специальных коррекционных занятий.
  2. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
  3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности.  Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
  4. Принцип доступности:  обучаемые не должны испытывать  интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье
  5. Принцип наглядности  приобретает особую значимость в обучении слабослышащих учащихся. Использование наглядности способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету. Очень важно, чтобы наглядные пособия были разнообразны, а методика их использования верна. [4]
  6.   Огромное значение имеет сотрудничество между учителем и учеником; учителем и группой детей; учителем, психологом и сурдопедагогом.

       Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся/М-во образования и науки Ро. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
  2.  Технология: рабочие программы. 5-8 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е. Ю. Зеленецкая. – М.:Дрофа, 2016.
  3. Н. М. Назарова СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Москва АСАDEMА 2000.
  4. Социализация детей с нарушением слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Из опыта работы / Под ред. Г.П. Шереметовой. – Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2014. – 112 с.



Предварительный просмотр:

ГКОУ «Горбатовская школа-интернат для глухих и позднооглохших детей»

Методические рекомендации

учащимся 9 – 10 классов

для выполнения проектных работ

по трудовому обучению (швейное дело)

Составитель: учитель трудового обучения

Григорьева Наталья Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

Труд в современных условиях рыночных отношений измеряется не столько степенью его интенсивности, сколько уровнем проявления творчества. С развитием общества наблюдается объективная тенденция приоритета деятельности интеллектуальной и творческой над деятельностью репродуктивной, шаблонной, однообразной. Следовательно, нестандартно мыслящий и творчески работающий человек на рынке труда сегодня будет иметь гораздо больше шансов к успешному профессиональному и личностному росту.

Сегодня считается доказанным тот факт, что творческие способности ребенка, в том числе и технические необходимо развивать с ранних лет. Если, по каким-либо причинам, благоприятный детский период окажется упущенным, то личности ребенка будет нанесен такой ущерб, который трудно восполняется в последующие годы его развития.

Настоящее учебное пособие дает возможность изменить традиционную репродуктивность в обучении учащихся старших классов предмету «Технология» и позволяет простую передачу информации превратить в процесс творческого взаимодействия между учителем и учащимися.

В соответствии Концепции современного образования именно такой подход, по мнению ведущих специалистов, будет способствовать духовному, личностному и культурному росту современных школьников, что поможет каждому, отдельно взятому ученику по-иному взглянуть на окружающий его мир, на рациональное использование природных ресурсов и на приумножение богатств нашей Родины.

Помимо этого, ученикам общеобразовательных школ окажется по плечу осознание и разрешение многих злободневных нужд и личностных проблем, представится возможность оказать помощь своему ближайшему окружению, а процесс трудовой творческой деятельности станет гарантом их адаптации в социальной среде, а так же послужит надежным фундаментом в выборе будущей профессиональной деятельности.

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проектный метод обучения в мировой и отечественной педагогической практике: история и современность

Проектность – одно из измерений культуры прошедшего 20-го века. Понятие «проектной культуры» тесно связано с проектной деятельностью, с проектным обучением. Цель проектирования – создать условия, когда учащиеся самостоятельно и охотно будут добывать необходимые знания из различных источников, будут использовать их для решения познавательных и практических задач, приобретут коммуникативные навыки, работая в различных группах, разовьют исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения).

В мировой и отечественной педагогике метод проектов не является чем-то принципиально новым. Возник он во второй половине 19-го века в сельскохозяйственных школах США. Тогда его называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Термин «проект» впервые употребил Д. Снезден – заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ США в 1908 году, который был узаконен в 1911 году.

В основу метода проектов были положены педагогические концепции ведущих американских педагогов: Д.Дьюи,

У. Килпатрика, Э. Коллингса, Х.Паркхерст. Их взгляды выражались в том, что вся деятельность школьника должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный жизненный опыт.

  • Так Д. Дьюи в основе всей воспитательной работы видел творческий труд учащегося, в результате которого происходит полноценное формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы свободного предпринимательства.
  • У. Килпатрик считал, что истинным центром учебной работы должна быть активность учащихся, выбираемая ими самими. Он отмечал, что метод проектов имеет не только положительные, но и теневые стороны. Его недостаток в том, что не всегда бывает возможным пробудить у ребенка достаточно сильные целеустремления. Преимущество метода – в длительности соприкосновения учащихся с учебным материалом (т.е. лицом к лицу).
  • Э. Коллингс различает проекты по разделам учебной программы. Так, в разделе «Ручной труд», он выделяет:
  1. Проекты – экскурсионные.
  2. Проекты – доклады.
  3. Трудовые проекты.
  4. Проекты – игры.

Критикуя процесс обучения в традиционной школе

Э. Коллингс отмечает совершенно иной подход к учебным занятиям в опытной школе, где в центре внимания – деятельность ученика, а учебные предметы, как и учебный процесс всецело ей подчиняются.

  • Х. Паркхерст (создатель Дальтон-плана) – заменяла классно-урочную систему индивидуальной работой. Где для каждого ученика разрабатывался специальный план учебной деятельности, благодаря которому ученики могли двигаться в изучении школьной программы своим темпом, объединяться в группы по интересам, для решения учебных задач. В начале 20-го века Дальтон-план была одной их самых распространенных школьных систем в США.

Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов.

В 1905 году русский педагог С. Шацкий и группа его сотрудников пытались активно использовать проектный метод в практике трудового обучения.

В 20-х годах 20-го века метод проектов привлек внимание советских педагогов В. Шульгина, Б. Игнатьева, М. Крупенину, Л. Левина,

Н. Крупскую, которые провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни».

Они считали, что в отличие от Дальтон-плана метод проектов:

  1. Способствует неразрывной связи теории и практики.
  2. Реализует коллективную работу в действии.
  3. Приучает к планированию.
  4. Дает умения взвешивать, наблюдать, проверять, учитывая трудности и др.

Но излишнее увлечение проектированием, придание методу политической направленности, подчинение комплексным проектам всей школьной жизни, а так же отказ от опыта других стран привели к тому, что в 1931 году ЦК ВКП(б) проектная деятельность была осуждена и до 1996 года в практике отечественных школ больше не применялась. Тогда как в школах США, Великобритании, Бельгии, Израиля, Финляндии, Германии, Италии и др. странах она активно и весьма успешно практиковалась.

На рубеже XX-XXI веков система образования России вновь возвратилась к проектному методу обучения, включив проектные работы в программу «ТЕХНОЛОГИЯ». Воспитательное значение проектного метода обучения заключается в том, что ребенку внушается главная мысль,

что он сам способен сформировать свои личные качества и «в малом» и «в большом». А это, в конечном итоге, определит его интеллектуальное развитие и будет гарантом адаптации на рынке труда. На сегодняшний день главной особенностью метода является его исследовательская сущность, в результате чего любая созидательная деятельность должна быть подчинена нескольким конкретным целям:

  1. Умению определять востребованность проекта.
  2. Изучению различных способов решения поставленных задач, делая акцент на рациональность и экономическую эффективность.
  3. Способностью в реальной оценке экологического состояния окружающей среды от процесса и результатов проектирования.

Сегодня многие учителя технологии и методисты отождествляют такие понятия как проектный метод обучения и проектная деятельность, тогда как они во многом различны. Так, целью проектной деятельности является объект труда, под которым понимается изделие или услуга. Главное требование - их самостоятельная разработка от идеи до воплощения, субъективная или объективная новизна, выполнение под контролем учителя. Тогда как, метод проектов – это гибкая система обучения. Она ориентирована на творческую самореализацию личности учащихся путем развития их интеллектуальных, физических, творческих, волевых качеств. В процессе ее применения, так же предполагается создание объектов труда (услуг) обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость. Но в данном случае продукт труда не является самоцелью, он только сопутствующий элемент.

Несмотря на все положительные стороны проектного метода в методической литературе до сих пор в достаточной мере не отражены результаты эффективности от его применения в образовательном процессе школ. Причины этому:

  1. Выделение учебных проектов только в рамках одного предмета, с жесткой ориентацией на конкретный объект труда.
  2. Ограничение учащихся только рамками мастерской и ее материально-технической базой.
  3. Изготовление проектных работ из отходов производства.
  4. Использование преимущественно архаичных технологий.
  5. Низкая мотивация участников образовательного процесса.
  6. Недостаточно сформированный у школьников уровень умений исследовательской деятельности.
  7. Нечеткость определения критериев оценки и отслеживание результата работы над проектом.

Так как в образовательном процессе проектирование занимает полноправное положение среди других традиционных методов обучения, то будет уместно привести сравнительную характеристику учебного и профессионального проектирования, которое широко применяется в промышленности и имеет ряд существенных отличий (см. таблицу 1). [16,19]

Таблица 1

1.2 Сравнительная характеристика учебного и профессионального, (промышленного) проектирования

№ пп.

Проектирование в промышленности

Проектирование учебное

1

2

3

1.

Требование технического задания формулирует заказчик.

Требование технического задания формулирует исполнитель.

2.

Основную работу выполняют специалисты прошедшие специальное обучение.

Основную работу выполняют учащиеся, владеющие только алгоритмом проектной деятельности.

3.

При разработке объектов учитывается требование серийности производства.

Требование серийности производства отсутствует.

4.

При проектировании учитывается мировой уровень технологий производства и применяемых материалов.

При проектировании учитываются только доступные технологии и материалы.

5.

Требование в обязательном соблюдении государственных и отраслевых стандартов системы конструкторской документации и других нормативных документов.

Данные требования чаще всего отсутствуют.

6.

Требование в проведении анализа патентной чистоты найденного решения.

Данный анализ не проводится.

7.

Защищается не конечный продукт, а его ПРОЕКТ, не предполагающий наличие уже изготовленного объекта проектирования.

Проводится защита как правило конечного продукта труда.

Подводя итог выше изложенному следует сказать, что учебное проектирование – это не панацея учебного процесса от всех бед и проблем, оно является всего лишь одной из форм организации учебной деятельности и каждый раз отдавая ему предпочтение перед другими ее видами необходимо доказать преимущество данной формы организации занятий с точки зрения эффективности решаемых педагогических задач. Создание же объекта труда не может являться основной целью обучения, каким бы качественным и полезным он ни был.

1.3. Дерево целей проектной деятельности

Генеральная цель. Создание продукта или услуги, обладающего субъективной или объективной новизной, имеющего общественную или личностную значимость

Обучающая. Овладение проектно-технологическими знаниями, умениями, навыками, овладение технологической культурой.
Развивающая. Становление познавательных, творческих способностей, произвольности психических процессов и деятельности, эстетического восприятия окружающего мира, познавательного гуманистически ориентированного отношения к действительности, умения планировать деятельность и др.

Воспитательная. Аккуратность, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие, рациональность, экономность, бережливость, требовательность к себе и другим, рефлексию и др.[19]

1.4 Основные требования к школьным проектам

  • Технологичность - возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.
  • Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей.
  • Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал, быть политехнически направленным.
  • Соответствие уровню подготовки. Сложность проектов должна соответствовать уровню подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.
  • Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.
  • Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

• Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения
проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.

  • Эргономичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
  • Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным,
  • Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.

1.5 Области знаний, используемые при выполнении проектов

  • Антропометрия – знание частей и пропорций человеческого тела и выявление соответствия изделия его размерам и форме.
  • Безопасность жизнедеятельности - система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене и т. д.
  • Биология - строение тела человека, особенности его телодвижений.
  • География - климатические условия различных регионов, пределы температур в данном климатическом регионе.
  • История исследуемой темы - сведения об истории развития, видоизменения проектируемых объектов.
  • Математика - расчет формул для построения изображений, выбора заготовок, расхода материалов, денежных средств, математические зависимости и т.д.
  • Материаловедение - изучение свойств материалов для правильного выбора соответствующих для данной модели изделия.
  • Механика, элементы машиноведения - простейшая наладка (ремонт) оборудования, на котором производятся работы.
  • Моделирование (техническое моделирование) - изменение чертежа выкройки с целью получения желаемой модели изделия.
  • Профориентация - информация о профессиях, приобретение профессиональных знаний и умений.
  • Психология - особенности восприятия человека, например, законы зрительной иллюзии в цвете, в художественном моделировании.
  • Рисование - разработка эскизов альтернативных моделей (элементы художественного моделирования), законы композиции, рисунка.
  • Технология - технологические процессы по обработке конструкционных материалов.
  • Химия, физика - физико-химические свойства материалов, красители, информация их применения на производстве.
  • Цветоведение - выбор цвета как важного информационного качества объекта труда: влияние различных цветов на особенности внешнего вида изделия (умения подчеркивать достоинства и скрывать недостатки), гармоническое сочетание цветов, закономерности цветовых сочетаний, символика цвета и назначение проекта.
  • Черчение - построение чертежа, эскиза, технического рисунка.
  • Экология - экологичность материалов, влияние вредных красителей и прочих компонентов, входящих в их состав.
  • Экономика, основы предпринимательства - расчет себестоимости изделия, экономика семьи, минимаркетинговые исследования, изучение конъюнктуры рынка (ассортимент аналогичных изделий, соответствие качества изделий и цен на них, то есть спрос и предложение), планирование возможных путей реализации своей продукции.
  • Эстетика - воплощение в проекте желаемой эстетической идеи (вкус, эстетическое чутье, интуиция, чувство цвета и формы, чувство меры, понимание ритма и композиции).

1.6. Примерные направления творческих проектов

А. Таблица 2. Банк школьных проектов

Сфера деятельности

Примерные направления творческих проектов

Школа

Оформление классных уголков; изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов; изготовление действующих моделей и макетов

Индустрия

Заказы предприятий, организаций, фирм

Досуг

Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров (ювелирные изделия, подарочные наборы)

Дом

Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспособлений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспособлений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка

Б. Перечень предлагаемых материалов для творческих заданий

  • древесина - шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столовые приборы, разделочные доски, фигурки животных, игрушки; несложные приспособления типа укладок для кассет, деревянная и плетеная мебель, корзины и т. д.;
  • металлы - украшения с применением различных технологий (чеканка, гравировка, эмаль);
  • глина - керамические вазы, кувшины, блюда, декоративная пластика, игрушки, свистульки и т. д.
  • природные материалы - соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора, кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д.;
  • текстильные материалы и нити различные виды плетения, детали и отделка изделия и т.д.

В. Классификация ученических проектов по В.Д. Симоненко

Рис.1. Схема классификации школьных проектов

Г. Краткий перечень возможных вариантов учебных проектов в образовательной области технология.

  1. Анализ данных социологического опроса.
  2. Схема, таблица, график.
  3. Видеофильм.
  4. Газета, журнал.
  5. Действующая фирма.
  6. Игра.
  7. Коллекция.
  8. Костюм.
  9. Модель.

10.Мультимедийный продукт.

11.Оформление кабинета.

12.Праздник.

13.Справочник.

14.Учебное пособие.

15.Экскурсия

16.Реклама.

17.Научный доклад, конференция и др. [19]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. - 2002. - №2. – С12-18.
  2. Гордеенко, Н. А. Черчение: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272с.
  3. Емельянов, О.Б. Использование метода проектов на уроках технологии [Текст] / О.Б. Емельянов, В.А. Осипов. - Шадринск, - 2003. – 44с.
  4. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. - 2004. - 256 с.
  5. Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. - №6. - С. 20 – 22.
  6. Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. - №2 – С.21-23.
  7. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2000. - №2(3).
  8. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.
  9. Симоненко, В.Д. Технология [Текст]: учеб. для 5 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Просвящение. - 1998. – 176с.
  10. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 6 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. - 1998. – 168с.
  11. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. - 2001. – 192с.
  12. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. - 2000. – 240с.
  13. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 9 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. - 2000. – 288с.
  14. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 10 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. - 2001. – 288с.
  15. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 11 кл. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф. - 2000. – 192с.
  16. Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Технология», 1996. - 238 с.
  17. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков [Текст] / Ю.С. Столяров. – М.: Просвящение. - 1986. – 128с.
  18. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст] / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвящение. - 1989. – 223с.
  19. Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - 2005.-112с.
  20. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. - 1998. - № 3. – С. 31 – 36.
  21. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. - № 4. - С. 28 – 34.
  22. Янковский, Б.Г. Учить творчеству [Текст] / Б.Г. Янковский, А.В. Гордеев // Школа и производство. – 1999. - №3 – С.22-32.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии в 5-8 класса (неделимых классах)

Рабочая программа по технологии в 5-8 класса (неделимых классах)...

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по технологии для 5-8 классов и КТП для 6 класса

Поместить на сайт рабочую программу для 5-8 классов по технологии (девочки) и КТП для 6 класса на 2014-2015 год...

рабочая программа по технологии для профильного 10 класса агроэко технологии

Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технология переработки фруктов и овощей в продукты здорового питания», «Потребительские свойства продукции и показатели безопасности», «...

рабочая программа по технологии для профильного 10 класса агроэко технологии

Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технология переработки фруктов и овощей в продукты здорового питания», «Потребительские свойства продукции и показатели безопасности», «...

Программа по технологии в 5-8 классах. 5 класс с учетом ФГОС. 8 класс 35 часов(девочки)

Программа по технологии в 5-8 классах. (5 класс с учетом ФГОС)...