Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
МО «Иволгинский район»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено:» «Согласовано:» «Утверждаю:»
Руководитель МО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
________ /__________/ ________/___________/ ______/____________/
Протокол № ______ Приказ № ________
от ____________ 2020 г. ____________ 2020 г. от ________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ ( ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ )
ДЛЯ 7-х КЛАССОВ
Составитель рабочей учебной программы
учитель технологии Алсаев Ю.А.
Срок реализации программы
01.09.2020 – 30.05.2021 г.
с. Иволгинск
2020 г.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
С учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессерешения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений осуществлять учебно- исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура, эргономика и эстетика труда;
- основы черчения, графики и дизайна;
- технологии обработки конструкционных материалов;
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- творческая, проектно-исследовательская деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
- распространенные технологии современного производства.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением в учебный процесс творческой, проектной деятельности с начала учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда – изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать для школьников летнюю технологическую практику за счет времени из компонента образовательного учреждения. В период практики, учащиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений, с химией при изучении свойств конструкционных материалов, с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий, с историей при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных занятий.
В результате изучения технологии обучающиеся
1. Ознакомятся:
● с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
● функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
● элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
● экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
● производительностью труда, реализацией продукции;
● устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
● предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
● методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
● информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
2. Овладеют:
● основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
● умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
● умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
● навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, проектирования и конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
● навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учетом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
● навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
● навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
● умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
● умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Направление «Индустриальные технологии»
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Выпускник научится:
● находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
● читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
● выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
● осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
● грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
● осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
● планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
● представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
● организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
● осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Цели изучения предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
● формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
● освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
● формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
● овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
● овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
● развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
● формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
● воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда, воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
● профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
● трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
● умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
● навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате обучения учащиеся ознакомятся:
● с основными технологическими понятиями и характеристиками;
● технологическими свойствами и назначением материалов;
● назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
● видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
● видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
● профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
● со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
● рационально организовывать рабочее место;
● находить необходимую информацию в различных источниках;
● применять конструкторскую и технологическую документацию;
● составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
● выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
● конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
● выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
● соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
● осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготавливаемого изделия или продукта;
● находить и устранять допущенные дефекты;
● проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
● планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
● распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
● понимание ценности материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия;
● развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
● получение технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
● организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
● создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
● изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
● контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
● выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
● оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
● построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
● формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и физического труда;
● самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей специализации и стратификации;
● развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
● осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
● становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
● формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
● проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
● самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
● формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
● развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
● самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
● алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
● определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
● комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
● выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий или продуктов;
● виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов, проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
● осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
● формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
● организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
● оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
● соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
● оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
● формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
1. в познавательной сфере:
● осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда, классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства, ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
● практическое освоение обучающимися основ практико-исследовательской деятельности, проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя, объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
● уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта, распознание видов и назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
● развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
● овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
● формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач, применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности, применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
● овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико- технологических задач, овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.
2. в трудовой сфере:
● планирование технологического процесса и процесса труда, подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
● овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования, проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
● выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
● выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
● контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
● документирование результатов труда и проектной деятельности, расчет себестоимости продукта труда, примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
3. в мотивационной сфере:
● оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
● согласование своих потребностей и требований с потребностями других участников познавательно-трудовой деятельности;
● формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
● выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг, оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
● стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда, наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
4. в эстетической сфере:
● овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
● рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
● умение выражать себя в доступных видах и формах художественно- прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
● рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
● участие в оформление класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
5. в коммуникативной сфере:
● практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
● установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
● сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора, аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
● адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, овладение устной и письменной речью, построение монологического контекстных высказываний, публичная презентация и защита проекта изделий, продукта труда или услуги.
6. в физиолого-психологической сфере:
● развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов, достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
● соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технико-технологический требований;
● сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Технология 7 класс
№№ урока | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Приме-чание | |
План | Факт | ||||
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения | |||||
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности в уч.мастерских | 2 ч. | |||
2. | Физико-механические свойства древесины | 2 ч. | |||
3. | Конструкторская документация | 2 ч. | |||
4. | Технологическая документация | 2 ч. | |||
5. | Заточка дереворежущих инструментов | 2 ч. | |||
6. | Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей | 2 ч. | |||
7. | Отклонения и допуски на размеры деталей | 2 ч. | |||
8. | Шиповые столярные соединения | 2 ч. | |||
9. | Разметка и запиливание шипов и проушин | 2 ч. | |||
10. | Соединение деталей шкантами и шурупами, нагелями | 2 ч. | |||
11. | Точение конических и фасонных деталей | 2 ч. | |||
12. | Художественное точение изделий из древесины | 2 ч. | |||
13. | Профессии, специальности рабочих и машины в лесной и деревообрабатывающей промышленности | 2 ч. | |||
14. | Мозаика на изделиях из древесины | 2 ч. | |||
15. | Технология изготовления мозаичных наборов | 2 ч. | |||
16. | Изготовление рисунка, склеивание и отделка мозаичного набора | 2 ч. | |||
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения | |||||
17. | Классификация сталей. Термическая обработка деталей | 2 ч. | |||
18. | Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерных станках | 2 ч. | |||
19. | Назначение и устройство токарно-винторезного станкаТВ-6 | 2 ч. | |||
20. | Виды и назначение токарных резцов | 2 ч. | |||
21. | Управление токарно-винторезным станком | 2 ч. | |||
22. | Приемы работы на токарно-винторезном станке | 2 ч. | |||
23. | Технологическая документация для изготовления изделий на станках | 2 ч. | |||
24. | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка | 2 ч. | |||
25. | Нарезание резьбы | 2 ч. | |||
26. | Тиснение по фольre | 2 ч. | |||
27. | Художественные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла) | 2 ч. | |||
28. | Мозаика с металлическим контуром | 2 ч. | |||
29. | Пропильной металл | 2 ч. | |||
30. | Чеканка на резиновой подкладке | 2 ч. | |||
Культура дома. Ремонтно-строительные работы | |||||
31. | Основы технологии малярных работ | 2 ч. | |||
32. | Основы технологии плиточных работ | 2 ч. | |||
33. | Основы технологии штукатурных работ | 2 ч. | |||
34. | Итоговое занятие | 2 ч. |
Тематическое планирование «Технология. Технический труд» 7 класс
№ занятия Дата проведения | Тема | Форма пров. Тип урока | Элемент содержания | Требования к уровню достижения 1.знать 2. уметь 3. применять на практике | Контрольно- оценоч-ная деятель-ность | Средства обучения | Дом. задания |
1. 2ч. | Вводное занятие | Урок ознакомления с новым материалом | Содержание и задачи предмета Технология. Организация труда и оборудование рабочего места ученика. Правила поведения учащихся в учебной мастерской. Правила электро- и пожарной безопасности. | Знать правила безопасного труда в кабинете технологии, правила пожарной безопасности. Уметь пользоваться средствами пожаротушения, оказывать первую мед. помощь, пользоваться аптечкой. | Фронтальный опрос Пр. р | Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. | Конспект. Доп литература |
2. 2ч. 3. 2ч. 4. 2ч. 5. 2ч. 6. 2ч. 7. 2ч. 8. 2ч. 9. 2ч. | Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (16 час) | Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Урок ознакомления с новым материалом Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Урок развития практических навыков Урок развития практических навыков Урок развития практических навыков | Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Практическая работа №1 Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Практическая работа №2 Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах. Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Практическая работа №3 Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей. Практическая работа №4 Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты. Практическая работа№5 Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Практическая работа №6 Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Варианты объектов труда Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности. | знать, понимать Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Правила сушки и хранения древесины. Виды и способы соединения деталей. Правила чтения сборочных чертежей. Уметь выбирать породы древесины с учетом технологических и декоративных свойств. Изготовить изделие по чертежу, с использованием ручных инструментов и технологических машин. Выполнять шиповое соединение. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения ремонтных работ дома, изготовления различного рода элементов для улучшения интерьера дома ,комнаты, для изготовления бытовой и кухонной утвари. | Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Фронтальный опрос Пр. р Фронтальный опрос Пр. р Самостоятельная работа. Пр.р Фронтальный опрос Пр. р | Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература | Стр 5-9 Стр 5-9 Доп. литеоатура Конспект Доп. литература Стр 27-30 Стр 9-15 Доп литература тр 25-27 Доп литература стр 49-58 |
10. 2ч. 11. 2ч. | Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 час) | Урок ознакомления с новым материалом Урок развития практических навыков | Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Практическая работа №7 Чтение схем механических устройств Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Практическая работа №8 Средства автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели. Варианты объектов труда Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механические автоматические устройства сигнализации. | знать, понимать понятия: датчики, исполнители, автоматы. Автоматические устройства, Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Уметь читать схемы и чертежи механических устройств автоматики. ремонта и моделирования автоматических систем регулирования различных величин. знать, понимать устройство плавких и автоматических предохранителей. Схему квартирной электропроводки, расход и стоимость электроэнергии, простейшие схемы устройств автоматики. Уметь пользоваться электромонтажными инструментами и паяльником. Оконцевать, соединять, ответвлять провода пайкой и механическим способом. Составлять схему квартирной электропроводки. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; устранения неполадков и замыкании в электрической цепи дома и в электроприборах, совместно с родителями | Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. | Плакаты по теме. Модели эскизы устройств автоматики Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Модели эскизы устройств автоматики Учебники Доп.литература | Конспект Доп. литература |
12. 2ч. 13. 2ч. 14. 2ч. 15. 2ч. 16 2часа | Устройства с элементами автоматики (10 час) | Урок ознакомления с новым материалом Урок систематизации полученных знаний и умений. Урок ознакомления с новым материалом Урок закрепления усвоенных знаний Урок контроля знаний | Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии. Практическая работа №9 Изучение схем квартирной электропроводки. Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии. Практическая работа №10 Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле. Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики. Практическая работа №11 Сборка из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Контрольная работа Варианты объектов труда Регулятор уровня жидкости, терморегулятор, бытовые светильники, модели устройств автоматики. | Фронтальный опрос Пр. р Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р контрольная работа. Тест. | Провода соединительные, гальванический элемент Элементы электрической цепи Провода соединительные, гальвонический элемент Элементы электрической цепи Плакаты по теме. Модели эскизы устройств автоматики Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Модели эскизы устройств автоматики Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. | Конспект Доп. литература Конспект Доп. литература Конспект Доп. литература Конспект Доп. литература Конспект Доп. литература | |
17. 2ч. 18. 2ч. 19. 2ч. 20. 2часа 21. 2ч. 22. 2ч. 23. 2ч. 24. 2ч. | Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей (16 час) | Урок ознакомления с новым материалом Урок ознакомления с новым материалом Урок закрепления усвоенных знаний Урок систематизации полученных знаний и умений. Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Урок развития практических навыков Урок систематизации полученных знаний и умений. Урок развития практических навыков | Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей. Практическая работа №12 Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей Практическая работа №13 Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины. Практическая работа №14 Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу/ Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке. Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке. . Практическая работа№15 Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда. Практическая работа №16 Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях Практическая работа №17 Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Варианты объектов труда Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения. | знать, понимать Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы: отверстия, уступы, канавки, фаски. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины. Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Правила чтения сборочных чертежей уметь организовать рабочее место токаря, изготовить детали цилиндрической формы на токарно-винторезном станке, нарезать резьбу наружную и внутреннюю с помощью плашки и метчика. Производить визуальный и инструментальный контроль качества изделия. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления изделий бытового назначения, деталей моделей игрушек, деталей крепежа для ремонта мебели и оборудования. | Фронтальный опрос Пр. р Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Фронтальный опрос Пр. р тест Индивидуальный опрос. Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Самостоятельная работа. Пр.р Индивидуальный опрос. Пр. р Самостоятельная работа. Пр.р | Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. тесты | Стр 62-65 Конспект Доп. литература Стр 65-68 Конспект Доп. литература Стр 68-71 Стр 74-77 Стр 71-74 Стр 74-77 Стр 77-81 Конспект Доп. литература стр 88-74 Конспект Доп. литература |
25. 2ч. 26. 2ч. | Эстетика и экология жилища (4 час) | Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Урок ознакомления с новым материалом Урок систематизации полученных знаний и умений. | Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Практическая работа№18 Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой. Практическая работа№19 Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов. Варианты объектов труда Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды. | знать, понимать понятия: энергоснабжение, теплоснабжение, водопровода и канализации, Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Современные системы фильтрации воды. Правила пользования бытовой техникой. Уметь разрабатывать план размещения осветительных, отопительных приборов, выбирать по характеристикам бытовые приборы, Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правильного размещения осветительных приборов и бытовой техники в квартире и комнатах, эстетичного и экологического обустройства жилища. | Фронтальный опрос Пр. р Фронтальный опрос Пр. р Контрольная работа. Тест. | Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Учебники Доп.литература | Конспект Доп. литература Конспект Доп. литература |
27. 2ч. 28. 2ч. 29. 2ч. 30.31 4ч. 32. 2 ч. 33. 2ч. 34. 2ч. | Творческая, проектная деятельность (14 часов) | Основные теоретические сведения/Эвристические методы поиска новых решений. Практическая работа №20 Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Практическая работа №21 Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные виды проектной документации.
Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Практическая работа №22 Применение ЭВМ при проектировании. Практическая работа №23 Изготовление изделия. Методы определения себестоимости изделия. Практическая работа №24 Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Способы проведения презентации проектов. Презентация проекта. | Знать/понимать технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация Уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий; | Индивидуальные консультации Совместные поиски оригинальных и оптимальных решении, самостоятельная работа над проектом
| Поиск расходных материалов, выполнение проектных материалов и документации, |
7 класс
Содержание программы
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (36 час)
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (16 час)
Основные теоретические сведения
Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.
Практические работы
Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.
Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.
Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
В результате изучения данного раздела, ученик должен:
знать, понимать Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Правила сушки и хранения древесины. Виды и способы соединения деталей. Правила чтения сборочных чертежей.
Уметь выбирать породы древесины с учетом технологических и декоративных свойств. Изготовить изделие по чертежу, с использованием ручных инструментов и технологических машин. Выполнять шиповое соединение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения ремонтных работ дома, изготовления различного рода элементов для улучшения интерьера дома, комнаты, для изготовления бытовой и кухонной утвари.
Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (16 час)
Основные теоретические сведения
Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.
Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Практические работы
Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.
В результате изучения данного раздела, ученик должен:
знать, понимать Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы: отверстия, уступы, канавки, фаски. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины. Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Правила чтения сборочных чертежей
уметь организовать рабочее место токаря, изготовить детали цилиндрической формы на токарно-винторезном станке, нарезать резьбу наружную и внутреннюю с помощью плашки и метчика. Производить визуальный и инструментальный контроль качества изделия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления изделий бытового назначения, деталей моделей игрушек, деталей крепежа для ремонта мебели и оборудования.
Машины и механизмы
Графическое представление и моделирование (4 час)
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам (4 час)
Основные теоретические сведения
Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Практические работы
Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.
Варианты объектов труда
Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механические автоматические устройства сигнализации.
В результате изучения данного раздела, ученик должен:
знать, понимать понятия: датчики, исполнители, автоматы. Автоматические устройства. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах.
Уметь читать схемы и чертежи механических устройств автоматики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ремонта и моделирования автоматических систем регулирования различных величин.
Электротехнические работы (8 час)
Устройства с элементами автоматики ( 8 час)
Основные теоретические сведения
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры.
Варианты объектов труда
Регулятор уровня жидкости, терморегулятор, бытовые светильники, модели устройств автоматики.
В результате изучения данного раздела, ученик должен:
знать, понимать устройство плавких и автоматических предохранителей. Схему квартирной электропроводки, расход и стоимость электроэнергии, простейшие схемы устройств автоматики.
Уметь пользоваться электромонтажными инструментами и паяльником. Оконцевать, соединять, ответвлять провода пайкой и механическим способом. Составлять схему квартирной электропроводки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; устранения неполадков и замыкании в электрической цепи дома и в электроприборах, совместно с родителями
Технологии ведения дома (4 час)
Эстетика и экология жилища (4 час)
Основные теоретические сведения
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Практические работы
Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.
Варианты объектов труда
Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды.
В результате изучения данного раздела, ученик должен:
знать, понимать понятия: энергоснабжение, теплоснабжение, водопровода и канализации, Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Современные системы фильтрации воды. Правила пользования бытовой техникой.
Уметь разрабатывать план размещения осветительных, отопительных приборов, выбирать по характеристикам бытовые приборы,
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правильного размещения осветительных приборов и бытовой техники в квартире и комнатах, эстетичного и экологического обустройства жилища.
Творческая, проектная деятельность (16 часов)
Основные теоретические сведения
Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Практические работы
Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда. Презентация проекта.
Варианты объектов труда
Темы проектных работ даны в приложении к программе.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету "Технология"
При устном ответе учащийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
« 5 » - если: полностью усвоил учебный материал; - умеет изложить его своими словами; - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
« 4 » - если: в основном усвоил учебный материал; - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
« 3 » - если: не усвоил существенную часть учебного материала; - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; - слабо отвечает на дополнительные вопросы.
« 2 » - если: почти не усвоил учебный материал; - не может изложить его своими словами; - не может подтвердить ответ конкретными примерами; - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения практических работ:
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
« 5 » - если: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; - изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности.
« 4 » - если: допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - в основном правильно выполняются приемы труда; - работа выполнялась самостоятельно; - норма времени выполнена или не выполнена на 10-15 %; - изделие изготовлено с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности.
« 3 » - если: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - самостоятельность в работе была низкой; - норма времени не выполнена на 15-20 %; - изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности.
« 2 » - если: имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - неправильно выполнялись многие приемы труда; - самостоятельность в работе почти отсутствовала; - норма времени не выполнена на 20-30 %; - изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; - не соблюдались многие правила техники безопасности.
Итоговый тест
7 класс
1. На поперечном разрезе ствола дерева невозможно определить порок древесины:
а) сучки;
б) косослой;
в) трещины;
г) гниль.
2. Рисунок на продольном разрезе древесины:
а) годичные кольца;
б) текстура;
в) лубяной слой;
г) камбий.
3. Свойство древесины выдерживать определенные нагрузки не разрушаясь:
а) твердость;
б) плотность;
в) прочность;
г) пластичность.
4. Широкая плоскость пиломатериала:
а) доска;
б) брусок;
в) пласть;
г) кромка.
5. Способом обработки древесины является:
а) ковка;
б) прокатка;
в) волочение;
г) строгание.
6. Выберите то направление строгания древесины, которое позволяет получить более гладкую (чистую) поверхность:
а) поперек волокон;
б) против волокон;
в) вдоль волокон;
(г) под углом к направлению волокон.
7. При шлифовании деревянной поверхности ее надо смачивать водой для того чтобы ...(вставьте пропущенные слова)
а) не было разогрева изделия;
б) не забивалась шлифовальная шкурка;
в) не допускать задиров;
г) поднять ворс.
8. Выберите материал, который применяют для стойкой прозрачной отделки изделия из древесины:
а) анилиновые водорастворимые краски;
б) воск;
в) эмаль;
г) политура;
д) лак.
9. Лакирование деревянных изделий выполняют:
а) для создания текстуры древесины;
б) для обработки шлифовальной шкуркой;
в) для покрытия морилками;
г) для придания декоративного вида и защиты поверхностей от влаги и гниения.
10. Видом художественной обработки древесины является:
а) точение;
б) сверление;
в) резьба;
г) пиление.
11. Видом художественной обработки металла является:
а) точение;
б) сверление;
в) чеканка;
г) пиление.
12. Из проведенных ниже операций резания выберите ту, которая применяется для чистовой обработки деталей:
а) точение;
б) сверление;
в) шлифование;
г) строгание;
д) фрезерование.
13. В последовательности создания изделия последним должен быть пункт:
а) эскизное конструирование изделия;
б) выбор лучшего варианта;
в) изготовление опытного образца;
г) макетирование.
14. Для получения отверстия в качестве режущего инструмента на станке используют:
а) метчик;
б) резец;
в) сверло;
г) развертка.
15. Способом обработки металла резанием является:
а) ковка;
б) прокатка;
в) волочение;
г) штамповка;
д) точение.
16. Десятые доли миллиметра на штангенциркуле позволяет отсчитать:
а) миллиметровая шкала на штанге;
б) шкала-нониус;
в) подвижная рамка;
г) глубиномер.
17. Наиболее распространенным сверлом является:
а) ложечное;
б) дрель;
в) коловорот;
г) спиральное.
18. Устройство для передачи движения от одного звена к другому:
а) машина; 1
в) механизм;
в) двигатель внутреннего сгорания;
г) транспортер.
19. К разметочному инструменту не относится:
а) циркуль;
б) чертилка;
в) угольник;
г) зубило.
20. Разность между наибольшим и наименьшим допустимыми размерами называется:
а) номинальным размером;
б) верхним отклонением.
в) посадкой;
г) допуском.
21. Резьба в отверстиях нарезают:
а) плашкой;
б) метчиком;
в) шпилькой;
г) воротком.
22. Чтобы выдернуть забитый и подогнутый гвоздь, его вначале:
а) подгибают на оправке;
. б) отгибают стамеской или отверткой;
в) выбивают молотком;
г) выравнивают клещами или плоскогубцами.
23. Машиной называют:
а) устройство для передачи или преобразования движений;
б) винтовой зажим верстака;
в) детали общего назначения;
г) устройство для облегчения труда человека и преобразования энергии.
24. В приведенном списке одна машина в полном смысле является технологической, укажите её:
а) трактор;
б) токарный станок;
в) автомобиль;
г) подъемный кран.
25. Наиболее ровное покрытие при окрашивании обеспечивает:
а) флейцевая кисть;
б) валик;
в) краскопульт;
г) маховая кисть;
д) филеночная кисть;
е) аэрозольный баллончик.
26. Самый современным способом отделки потолков жилых и производственных помещений является:
а) окраска цветными водоэмульсионными красками;
б) оклейка бумажными обоями;
в) натяжные пленочные покрытия;
г) покрытие легкими ламинированными пластинами из пенопластных материалов;
д) оклейка самоклеящейся пленкой;
е) установка подвесных панелей.
27. Выберите из нижеперечисленных типов клея наименее водостойкий:
а) эпоксидный;
б) казеиновый;
в) карбамидный;
г) резиновый;
д) костный.
28. В технологическую карту не входит:
а) наименование операций;
б) эскиз обработки;
в) оборудование и инструменты;
г) производственный процесс.
29. В выполнении творческого проекта отсутствует этап:
а) подготовительный;
б ) технологический;
в) заключительный;
г) финишный.
30. В выполнении творческого проекта изготовления проектного изделия последним должен быть пункт:
а) разработка чертежей;
б) разработка технологического процесса изготовленного изделия;
в) испытание изделия;
г) изготовление изделия.
Учебники
№ пп | Класс | Название | Под редакцией | Издательство | Год изд. | Кол- во стр. | Кол-во (шт.) | Прим |
1. | 5 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Просвещение | 2005 | 191 | ||
2. | 6 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2005 | 144 | ||
3. | 7 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2007 | 160 | ||
4. | 8 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2008 | 208 | ||
5. | 9 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2007 | 272 | ||
6. | 8 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | И.А. Сасовой | М.: Вентана- Граф. | 2007 | 178 | ||
Дополнительные учебники | ||||||||
№ Пп | Класс | Название | Под редакцией | Издательство | Год изд. | Кол- во стр. | Колтво (шт.) | Прим. |
1 | 5 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2000 | 256 | ||
2 | 7 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 1998 | 168 | ||
3 | 8 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2002 | 192 | ||
4 | 9 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2001 | 288 | ||
5 | 5 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Просвещение | 2004 | 174 | ||
6 | 5 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | И.А. Сасовой | М.: Вентана- Граф. | 2006 | 240 | ||
7 | 6 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | И.А. Сасовой | М.: Вентана- Граф. | 2004 | 176 | ||
8 | 7 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | И.А. Сасовой | М.: Вентана- Граф. | 2007 | 144 | ||
Дополнительная литература
№ Пп | Класс | Название | Авторы . (Под редакцией). | Издательство | Год изд. | Кол-во стр. | Прим. |
1 | Занятия по трудовому обучению в 5 классе. Пособие для учителя | Чумак Н.Г., Матронин М.И. | К.:Рад.шк. | 1989 | 142 | ||
2 | Изготовление инструментов в школьных мастерских | Семенихин В.П. | М.: Просвещение | 1987 | 208 | ||
3 | Обработка древесины в школьных мастерских | Рихвик Э.В. | М.: Просвещение | 1984 | 175 | ||
4 | Обработка металла в школьных мастерских | Мигур П.Х., Рихвик Э.В. | М.: Просвещение | 1991 | 175 | ||
5 | Методика трудового обучения с практикумом | П.р. Д.А. Тхоржевского | М.: Просвещение | 1987 | 447 | ||
6 | Занятия по трудовому обучению. 5 класс | П.р. Д.А. Тхоржевского | М.: Просвещение | 1989 | 176 | ||
7 | Занятия по техническому труду. Пособие для 5-6 классов | П.р. Д.А. Тхоржевского | М.: Просвещение | 1985 | 224 | ||
8 | Основы трудового воспитания | Кочетов А.И. | Мн.:Нар. Асвета | 1989 | 223 | ||
9 | 5 | Объекты труда | Коваленко В.И., Кулененок В.В. | М.: Просвещение | 1990 | 176 | |
10 | 6 | Объекты труда | Коваленко В.И., Кулененок В.В. | М.: Просвещение | 1990 | 176 | |
11 | 7 | Объекты труда | Коваленко В.И., Кулененок В.В. | М.: Просвещение | 1990 | 176 | |
12 | Школа и выбор профессии | П.р. ПоляковаВ.А. | М.: Педагогика | 1987 | 176 | ||
13 | Строительное дело | П.р. Александровского | М.: Просвещение | 1983 | 272 | ||
14 | Практика слесарно-сборочных работ | Григорьев С.П. | М.: Машиностроение | 1985 | 280 | ||
15 | Токарное и фрезерное дело | Лернер П.С., Лукьянов П.М. | М.: Просвещение | 1986 | 223 | ||
16 | Слесарное дело Учебное пособие | Муравьев Е.М. | М.: Просвещение | 1984 | 176 | ||
17 | Справочник молодого токаря | Зайцев Б.Г., Шевченко А.С. | М.: Высшая школа. | 1979 | 367 | ||
18 | Мир профессии. Человек- техника | Составитель В.Е.Гаврилов | М.: Мол. Гвардия | 1987 | 350 | ||
19 | Столярное дело | Крейндлин Л.Н. | М.:Высшая школа | 1974 | 255 | ||
20 | Столярное дело | Б.А. Журавлев | М.: Просвещение | 1992 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...