Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
МО «Иволгинский район»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено:» «Согласовано:» «Утверждаю:»
Руководитель МО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
________ /__________/ ________/___________/ ______/____________/
Протокол № Приказ № ________
от _______ 2020 г. _______ 2020 г. от ________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ ( ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ )
ДЛЯ 5-х КЛАССОВ
Составитель рабочей учебной программы
учитель технологии Алсаев Ю.А.
Срок реализации программы
01.09.2020 – 30.05.2021 г.
с. Иволгинск
2020 г.
Пояснительная записка
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
С учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура, эргономика и эстетика труда;
- основы черчения, графики и дизайна;
- технологии обработки конструкционных материалов;
- получение, обработка, хранение и использование технической и
технологической информации;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных,
профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- творческая, проектно-исследовательская деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и
техники;
- распространенные технологии современного производства.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением в учебный процесс творческой, проектной деятельности с начала учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда – изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать для школьников летнюю технологическую практику за счет времени из компонента образовательного учреждения. В период практики, учащиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений, с химией при изучении свойств конструкционных материалов, с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий, с историей при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных занятий.
В результате изучения технологии обучающиеся
1. Ознакомятся:
● с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
● функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
● элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
● экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
● производительностью труда, реализацией продукции;
● устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико- технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
● предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
● методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
● информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
2. Овладеют:
● основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
● умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
● умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
● навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, проектирования и конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
● навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учетом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
● навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
● навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
● умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
● умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Тематический план
№/№ | Разделы и темы программы | 5 кл. |
|
Технологии обработки конструкционных материалов | 50 |
1. 2. 3. 4. 5. |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
| 36 2 6 - 6 |
Технологии домашнего хозяйства | 6 | |
1. 2. 3. 4. |
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними Эстетика и экология жилища Технологии ремонтно-отделочных работ Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации | 4 2 - - |
Технологии исследовательской и опытнической деятельности | 12 | |
1. |
Исследовательская и созидательная деятельность. | 12 |
И Т О Г О: | 68 |
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Выпускник научится:
● находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
● читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
● выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
● осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
● грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
● осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
● планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
● представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
● организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
● осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Цели изучения предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
● формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
● освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
● формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
● овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
● овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
● развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
● формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно- исследовательской деятельности;
● воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда, воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
● профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
● трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
● умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
● навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате обучения учащиеся ознакомятся:
● с основными технологическими понятиями и характеристиками;
● технологическими свойствами и назначением материалов;
● назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
● видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
● видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
● профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
● со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
● рационально организовывать рабочее место;
● находить необходимую информацию в различных источниках;
● применять конструкторскую и технологическую документацию;
● составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
● выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
● конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
● выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
● соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
● осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготавливаемого изделия или продукта;
● находить и устранять допущенные дефекты;
● проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
● планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
● распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
● понимание ценности материальной культуры для жизни и развития человека,
формирования эстетической среды бытия;
● развития творческих способностей и достижения высоких результатов
преобразующей творческой деятельности;
● получение технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
● организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
● создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
● изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
● контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
● выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
● оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
● построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
● формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и физического труда;
● самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей специализации и стратификации;
● развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
● осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
● становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
● формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
● проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
● самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
● формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
● развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
● самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
● алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
● определение адекватных имеющимся организационным и материально- техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов;
● комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
● выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий или продуктов;
● виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов, проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
● осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
● формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
● организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
● оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
● соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
● оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
● формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
1. в познавательной сфере:
● осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда, классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства, ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
● практическое освоение обучающимися основ практико-исследовательской деятельности, проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя, объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
● уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта, распознание видов и назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
● развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
● овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
● формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач, применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности, применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
● овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико- технологических задач, овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.
2. в трудовой сфере:
● планирование технологического процесса и процесса труда, подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
● овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования, проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
● выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
● выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
● контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
● документирование результатов труда и проектной деятельности, расчет себестоимости продукта труда, примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
3. в мотивационной сфере:
● оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
● согласование своих потребностей и требований с потребностями других участников познавательно-трудовой деятельности;
● формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
● выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг, оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
● стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда, наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
4. в эстетической сфере:
● овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
● рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и элементов научной организации труда;
● умение выражать себя в доступных видах и формах художественно- прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
● рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
● участие в оформление класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
5. в коммуникативной сфере:
● практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
● установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
● сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора, аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
● адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, овладение устной и письменной речью, построение монологического контекстных высказываний, публичная презентация и защита проекта изделий, продукта труда или услуги.
6. в физиолого-психологической сфере:
● развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов, достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
● соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технико-технологический требований;
● сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Учебно-тематический план по технологии 5 класс
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ пп | Разделы и темы | Количество часов | Из резерва | В том числе | |
Практических работ | Контрольных работ | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | |||
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 36 | ||||
2 | Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей | 16 | 8 | 1 | |
3 | Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки | 16 | 7 | ||
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование | 4 | ||||
4 | Механизмы технологических машин | 4 | 2 | ||
Электротехнические работы. | 7 | ||||
5 | Электромонтажные работы | 3 | 1 | 2 | |
6 | Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока | 4 | 2 | ||
Технологии ведения дома. | 4 | ||||
7 | Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью | 4 | 2 | 1 | |
8 | Творческая, проектная деятельность | 16 | 2 | 7 | |
Резерв учебного времени | 5 | ||||
всего | 63 | 5 | |||
итого | 68 | 30 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Технология 5 класс
№№ урока | Разделы и темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
План | факт | ||||
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения (32ч.) | |||||
1. | Вводное занятие. Оборудование рабочего места. Правила ТБ в уч.мастерских | 2 ч. | |||
2. | Древесина – природный конструкционный материал | 2 ч. | |||
3. | Пиломатериалы и древесные материалы | 2 ч. | |||
4. | Графическая документация | 2 ч. | |||
5. | Этапы создания изделия из древесины | 2 ч. | |||
6. | Разметка заготовок из древесины | 2 ч. | |||
7. | Пиление столярной ножовкой | 2 ч. | |||
8. | Строгание древесины | 2 ч. | |||
9. | Сверление отверстий. Устройство и назначение сверлильного станка | 2 ч. | |||
10. | Соединение столярных изделий гвоздями | 2 ч. | |||
11. | Соединение деталей шурупами | 2 ч. | |||
12. | Склеивание столярных изделий. Виды клеев и их применение | 2 ч. | |||
13. | Выжигание по дереву. Лакирование | 2 ч. | |||
14. | Выпиливание лобзиком | 2 ч. | |||
15. | Зачистка поверхностей деталей | 2 ч. | |||
16. | Понятие о механизме и машине. Контрольная работа | 2 ч. | |||
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения (26 ч.) | |||||
17. | Рабочее место для ручной обработки металла. Правила ТБ при обработке металла | 2 ч. | |||
18. | Тонколистовой металл и проволока | 2 ч. | |||
19. | Изображение деталей из металла | 2 ч. | |||
20. | Этапы создания изделия из металла | 2 ч. | |||
21. | Технологическое планирование при изготовлении изделий из металла | 2 ч. | |||
22. | Правка заготовок из т/л металла и проволоки | 2 ч. | |||
24. | Разметка тонколистового металла и проволоки | 2 ч. | |||
25. | Основные приемы резания т/л металла и проволоки | 2 ч. | |||
26. | Зачистка деталей из т/л металла и проволоки | 2 ч. | |||
27. | Гибка тонколистового металла и проволоки. | 2 ч. | |||
28. | Пробивание и сверление отверстий. | 2 ч. | |||
29. | Соединение деталей из тонколистового металла и проволоки | 2 ч. | |||
30. | Отделка изделий из металла и проволоки. Контрольная работа | 2 ч. | |||
Культура дома (6 ч.) | |||||
31. | Простейший ремонт в жилом помещении. Устройство мебельной фурнитуры и их установка | 2 ч. | |||
32. | Электротехнические работы в быту. Устройство бытовых приборов. | 2 ч. | |||
33. | Ремонт электротехнической арматуры и проводов бытовых электроприборов | 2 ч. | |||
34. | Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год | 2 ч. |
Тематическое планирование «Технология. Технический труд» 5 класс
№ занятия Дата пров. | Тема | Форма пров. Тип урока | Элемент содержания | Требования к уровню достижения 1.знать 2. уметь 3. приме нять на практике | Контрольно- Оценочная деятельность | Средства Обучения | Дом. задания |
1. (2ч) | Вводное занятие | Комбинированный урок | Содержание и задачи предмета Технология. Организация труда и оборудование рабочего места ученика. Правила поведения учащихся в учебной мастерской. Правила электро- и пожарной безопасности. | Знать правила безопасного труда в кабинете технологии, правила пожарной безопасности. Уметь пользоваться средствами пожаротушения, оказывать первую мед. помощь, пользоваться аптечкой. | Фронтальный опрос Пр. р | Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. | Стр. 5-10 |
Создание изделии из конструктивных поделочных материалов (36 ч.) | |||||||
2. (2ч) 3. (2ч) 4. (2ч) 5. (2ч) 6. (2ч) 7. (2ч) 8. (2ч) 9. (2ч) | Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (16 час) | учебно-практическая, комбинированный учебно-практическая, комбинированный учебно-практическая, комбинированный Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок учебно-практическая, комбинированный учебно-практическая, комбинированный Урок контроля знании | Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Практическая работа №1 Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Практическая работа №2 . Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Практическая работа №3 Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Практическая работа №4 Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Практическая работа №5 Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Практическая работа №6 определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Практическая работа №7 Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами). пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Практическая работа №8 сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места. Практические работы Варианты объектов труда Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия. | знать, понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструентами. уметь рационально организовывать рабочее место; уметь выполнять операции: пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Определение последовательности изготовления детали по технологической карте. ; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, | Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Фронтальный опрос Пр. р Контрольная работа. Тест. Индивидуальный опрос. Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Самостоятельная работа. Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Контрольная работа | Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Учебники Доп.литература | Стр. 45-48 Стр. 45-48 Стр85 Доп. Лит. Стр. 49-52 стр 54-60 |
10. (2ч) 11. (2ч) 12. (2ч) 13. (2ч) 14. (2ч) 15. (2ч) 16. (2ч) 17. (2ч) | Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (16 час) | учебно-практическая, комбинированный учебно-практическая, комбинированный учебно-практическая, комбинированный Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Комбинированный урок Урок развития практических навыков Урок систематизации полученных знаний и умений. Урок закрепления усвоенных знаний | Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга.\ Практическая работа №9 Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. Практическая работа №10 Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Практическая работа №11 Определение последовательности изготовления детали по технологической карте. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Практическая работа №12 Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка. Практическая работа№13 ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами). Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Практическая работа№14 Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.
Практическая работа №15 Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Варианты объектов труда Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь. | знать, понимать: основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений Понятие об изделии и детали. Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение Правила безопасности труда. Уметь Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия. рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов | Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Фронтальный опрос. пр р. Индивидуальный опрос. Пр. р Самостоятельная работа. Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Фронтальный Плакаты по теме. Индивидуальный опрос. Пр. р | Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по назначению. Учебники Доп.литература Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по наз начению. Учебники Доп.литература. Плакаты по теме. Инструменты по наз начению. Учебники Доп.литература. Инструменты по наз начению. Учебники Доп.литература.опрос Пр. р Плакаты по теме. Инструменты по наз начению. Учебники Доп.литература. | Стр86 Доп. Лит. Доп. Лит. Стр98-100 Доп. Лит. Доп. Лит. Стр87-90 Стр91-102 Стр89 Cnh 96-100 |
18. (2ч) 19. (2ч) | Механизмы технологических машин (4 час) | Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок | Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Практическая работа №16 Чтение кинематических схем простых механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем. Практическая работа №17 Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”. Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах. Объекты труда Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских. | знать, понимать понятия: механизмы, ременные и фрикционные передачи, условные обозначения деталей механизмов. уметь читать кинематическую схему простых механизмов, чертить кинематическую схему простых механизмов. Использовать приобретенные знания и умения для: Сборки моделей механизмов из деталей конструкторов, проверки моделей в действии. знать, понимать Инструменты. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Уметь выполнять оконцеваниесоединение и ответвления проводов. Подключать провода к электропатрону, розетке и выключателю. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; устранения неполадков и замыкании в электрической цепи дома и в электроприборах, совместно с родителями. знать, понимать понятия электрический ток. Напряжение, сопротивление току, условные обозначения в электрических схемах. Уметь читать простейшие электрические схемы,собрать простей шие электрические цепи содержащие гальвонический источник тока.. | Фронтальный опрос Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Самостоятельная работа. | . Плакаты по теме. Модели механизмов с зубчатой передачей детали конструктора | Доп. Лит. конспект |
20. (2ч) 21. (2ч) | Электромонтажные работы (4 час) | Лабораторно-практические, комбинированный Урок развития практических навыков. | Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Практическая работа №18 Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Практическая работа№19 Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях. Варианты объектов труда Провода, электроустановочные изделия. | Индивидуальный опрос. Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Самостоятельная работа. | Плакаты по теме. Инструменты по наз- начению. Учебники Доп.литература. Провода соеденительные Элементы электрической цепи | Доп. Лит. Доп. Лит. конспект | |
22. (2ч) 23. (2ч) | Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока (4 час) | Лабораторно-практические, комбинированный Урок систематизации полученных знаний и умений. | Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Практическая работа №20 Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки. Практическая работа№21 Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки. Варианты объектов труда Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств. | Индивидуальный опрос. Пр. р Фронтальный опрос Пр. р Контрольная работа. Тест. | Плакаты по теме. Инструменты по наз- начению. Учебники Доп.литература. Провода соеденительные, гальвонический элемент Элементы электрической цепи | Доп. Лит. Доп. Лит. конспект | |
Технология ведения дома(4ч) | |||||||
24. (2ч) 25. (2ч) | Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью (4 час) | учебно-практическая, комбинированный Комбинированный урок Урок контроля знаний | Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Практическая работа№22 Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Практическая работа №23 Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Варианты объектов труда Мебель, верхняя одежда, обувь. | знать способы и средства ухода и хранения за мебелью, одеждой и бытовой техникой, уметь выполнять мелкий ремонт и обслуживание. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ухода и хранения одежды, мебели и бытовой техники. | Индивидуальный опрос. Пр. р Индивидуальный опрос. Пр. р Контрольная работа. | Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. Обувь или одежда для ремонта Плакаты по теме. Учебники Доп.литература. Обувь или одежда для ремонта | Доп. Лит. Конспект Доп. Лит. конспект |
Творческая , проектная деятельность(16ч) | |||||||
26. (2ч) 27. (2ч) 28, 29. (4ч) 30, (2ч) 31, 32 (4ч) 33 (2ч) 34 (2ч) | Творческая, проектная деятельность (20 час) | учебно-практическая, комбинированный | Выбор темы проектов. Практическая работа №24 Обоснование выбора изделия. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Практическая работа №25 Поиск необходимой информации. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Практическая работа №26 Выполнение эскиза изделия. Практическая работа №27 Изготовление деталей. Практическая работа №28 Изготовление деталей изделия. Практическая работа №29 Сборка и отделка изделия. Практическая работа №30 Презентация изделия. | Знать/понимать технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация. Уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей. | Индивидуальные консультации Совместные поиски оригинальных и оптимальных решении, самостоятельная работа над проектом
Контрольная работа (итоговая годовая. | Плакаты по теме. Инструменты по назначению Учебники Доп.литература. | Доп. Лит. Конспект Поиск расходных материалов, выполнение проектных материалов и документации |
Всего | 68 часов |
Содержание тем учебного курса и требования к уровню достижений обучающихся.
5 класс
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (16 час)
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (16 час)
Основные теоретические сведения
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства.
Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование.
Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали.
Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок.
Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение.
Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины.
Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические работы
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.
Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. *-/
Варианты объектов труда
Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
В результате изучения данного раздела, ученик должен:
знать, понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
уметь рационально организовывать рабочее место; уметь выполнять операции: пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения последовательности изготовления детали по технологической карте; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов.
Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (16 час)
Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (16 час)
Основные теоретические сведения
Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.
Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.
Практические работы
Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).
Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Варианты объектов труда
Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.
В результате изучения данного раздела, ученик должен:
знать, понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений Понятие об изделии и детали. Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Правила безопасности труда.
Уметь Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия. рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов
Машины и механизмы
Графическое представление и моделирование (4 час)
Механизмы технологических машин (4 час)
Основные теоретические сведения
Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем.
Практические работы
Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”. Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.
Объекты труда
Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских.
В результате изучения данного раздела , ученик должен:
знать, понимать понятия: механизмы, ременные и фрикционные передачи, условные обозначения деталей механизмов.
уметь читать кинематическую схему простых механизмов, чертить кинематическую схему простых механизмов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Сборки моделей механизмов из деталей конструкторов, проверки моделей в действии.
Электротехнические работы (7 час)
Электромонтажные работы (4 час)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы
Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях.
Варианты объектов труда
Провода, электроустановочные изделия.
В результате изучения данного раздела , ученик должен:
знать, понимать Инструменты. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Уметь выполнять оконцевание, соединение, и ответвления проводов. Подключать провода к электропатрону, розетке и выключателю.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; устранения неполадков и замыкании в электрической цепи дома и в электроприборах, совместно с родителями.
Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока (3 час)
Основные теоретические сведения
Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.
Практические работы
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Варианты объектов труда
Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств.
В результате изучения данного раздела , ученик должен:
знать, понимать понятия электрический ток. Напряжение, сопротивление току, условные обозначения в электрических схемах.
Уметь читать простейшие электрические схемы, собрать простейшие электрические цепи содержащие гальванический источник тока..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ремонта простых электрических цепей содержащих гальванический источник тока, встроенные в детские игрушки.
Технологии ведения дома (4 час)
Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью (4 час)
Основные теоретические сведения
Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Практические работы
Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.
Варианты объектов труда
Мебель, верхняя одежда, обувь.
В результате изучения данного раздела , ученик должен:
знать способы и средства ухода и хранения за мебелью, одеждой и бытовой техникой,
уметь выполнять мелкий ремонт и обслуживание.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ухода и хранения одежды, мебели и бытовой техники.
Творческая, проектная деятельность (16 час)
Основные теоретические сведения
Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).
Практические работы
Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.
Варианты объекты труда
Темы проектных работ даны в приложении к программе.
Итоговый тест
5 класс
Выберите правильный вариант, из предложенных.
1. На поперечном разрезе ствола дерева невозможно определить порок древесины:
а) сучки;
б) косослой;
в) трещины;
г) гниль.
2. Рисунок на продольном разрезе древесины:
а) годичные кольца;
б) текстура;
в) лубяной слой;
г) камбий.
3. Широкая плоскость пиломатериала:
а) доска;
б) брусок;
в) пласть;
г) кромка.
4. Способом обработки древесины является:
а) ковка;
б) прокатка;
в) волочение;
г) строгание.
5 .Выберите то направление строгания древесины, которое позволяет получить более гладкую (чистую) поверхность:
а) поперек волокон;
б) против волокон;
в) вдоль волокон;
г) под углом к направлению волокон.
6. Лакирование деревянных изделий выполняют:
а) для создания текстуры древесины;
б) для обработки шлифовальной шкуркой;
в) для покрытия морилками;
г) для придания декоративного вида и защиты поверхностей от влаги и гниения.
7. В последовательности создания изделия последним должен быть пункт:
а) эскизное конструирование изделия;
б) выбор лучшего варианта;
в) изготовление опытного образца;
г) макетирование.
8. Для получения отверстия в качестве режущего инструмента на станке используют:
а) метчик;
б) резец;
в) сверло;
г) развертка.
9. Наиболее распространенным сверлом является:
а) ложечное;
б) дрель;
в) коловорот;
г) спиральное.
10. К разметочному инструменту не относится:
а) циркуль;
б) чертилка;
в) угольник;
г) зубило.
11. Чтобы выдернуть забитый и подогнутый гвоздь, его вначале:
а) подгибают на оправке;
. б) отгибают стамеской или отверткой;
в) выбивают молотком;
г) выравнивают клещами или плоскогубцами.
12. В технологическую карту не входит:
а) наименование операций;
б) эскиз обработки;
в) оборудование и инструменты;
г) производственный процесс.
13. В выполнении творческого проекта отсутствует этап:
а) подготовительный;
б ) технологический;
в) заключительный;
г) финишный.
14. При распиливании заготовки под углом 45 градусов пользуются:
а) стамеской;
б) струбциной;
в) стуслом;
г) циркулем.
15. Как правильно очистить верстак от опилок и мусора?
а) сдувать;
б) сметать руками;
в) сметать щеткой-сметкой;
г) сметать кусочком доски.
Учебники
№пп | Класс | Название | Под редакцией | Издательство | Год изд. | Кол-во стр. | Примечание |
1. | 5 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Просвещение | 2005 | 191 | |
2. | 6 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2005 | 144 | |
3. | 7 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2007 | 160 | |
4. | 8 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2008 | 208 | |
5. | 9 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | В.Д. Симоненко | М.: Вентана- Граф. | 2007 | 272 | |
6. | 8 | Технология. Учебник для общеобразов учр. Вариант для мальчиков | И.А. Сасовой | М.: Вентана- Граф. | 2007 | 178 |
Дополнительная литература
№ пп | Класс | Название | Авторы (Под редакцией). | Изд - во | Год изд. | Кол-во стр. | Кол-во | Примечание |
1 | Занятиия по трудовому обучению в 5 классе. Пособие для учителя | Чумак Н.Г., Матронин М.И. | К.:Рад.шк. | 1989 | 142 | 1 | ||
2 | Изготовление инструментов в школьных мастерских | Семенихин В.П. | М.: Просвещение | 1987 | 208 | 1 | ||
3 | Обработка древесины в школьных мастерских | Рихвик Э.В. | М.: Просвещение | 1984 | 175 | 3 | ||
4 | Обработка металла в школьных мастерских | Мигур П.Х., Рихвик Э.В. | М.: Просвещение | 1991 | 175 | 3 | ||
5 | Методика трудового обучения с практикумом | П.р. Д.А. Тхоржевского | М.: Просвещение | 1987 | 447 | 1 | ||
6 | Занятия по трудовому обучению.5 класс | П.р. Д.А. Тхоржевского | М.: Просвещение | 1989 | 176 | 1 | ||
7 | Занятия по техническому труду. Пособие для 5-6 классов | П.р. Д.А. Тхоржевского | М.: Просвещение | 1985 | 224 | 1 | ||
8 | Основы трудового воспитания | Кочетов А.И. | Мн.:Нар. Асвета | 1989 | 223 | 1 | ||
9 | 5 | Объекты труда | Коваленко В.И., Кулененок В.В. | М.: Просвещение | 1990 | 176 | 3 | |
10 | 6 | Объекты труда | Коваленко В.И., Кулененок В.В. | М.: Просвещение | 1990 | 176 | 3 | |
11 | 7 | Объекты труда | Коваленко В.И., Кулененок В.В. | М.: Просвещение | 1990 | 176 | 3 | |
12 | Школа и выбор профессии | П.р. ПоляковаВ.А. | М.: Педагогика | 1987 | 176 | 1 | ||
13 | Строительное дело | П.р. Александровского | М.: Просвещение | 1983 | 272 | 1 | ||
14 | Практика слесарно-сборочных работ | Григорьев С.П. | М.: Машиностроение | 1985 | 280 | 1 | ||
15 | Токарное и фрезерное дело | Лернер П.С., Лукьянов П.М. | М.: Просвещение | 1986 | 223 | 1 | ||
16 | Слесарное дело Учебное пособие | Муравьев Е.М. | М.: Просвещение | 1984 | 176 | 5 | ||
17 | Справочник молодого токаря | Зайцев Б.Г., Шевченко А.С. | М.: Высшая школа. | 1979 | 367 | 2 | ||
18 | Мир профессии. Человек- техника | Составитель В.Е.Гаврилов | М.: Мол. Гвардия | 1987 | 350 | 1 | ||
19 | Столярное дело | Крейндлин Л.Н. | М.:Высшая школа | 1974 | 255 | 1 | ||
20 | Столярное дело | Б.А. Журавлев | М.:Просвещение | 1992 | 7 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету "Технология"
При устном ответе учащийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
« 5 » - если: полностью усвоил учебный материал; - умеет изложить его своими словами; - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
« 4 » - если: в основном усвоил учебный материал; - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» - если: не усвоил существенную часть учебного материала; - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; - слабо отвечает на дополнительные вопросы.
« 2 » - если: почти не усвоил учебный материал; - не может изложить его своими словами; - не может подтвердить ответ конкретными примерами; - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения практических работ:
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
« 5 » - если: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; - изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности.
« 4 » - если: допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - в основном правильно выполняются приемы труда; - работа выполнялась самостоятельно; - норма времени выполнена или не выполнена на 10-15 %; - изделие изготовлено с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности.
« 3 » - если: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - самостоятельность в работе была низкой; - норма времени не выполнена на 15-20 %; - изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности.
« 2 » - если: имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - неправильно выполнялись многие приемы труда; - самостоятельность в работе почти отсутствовала; - норма времени не выполнена на 20-30 %; - изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; - не соблюдались многие правила техники безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...