ПРОЕКТ 8 класс «Робототехника и программирование»
рабочая программа по технологии (8 класс)
Данная программа научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovanie_8_kl.docx | 46.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
8 класс
«Робототехника и программирование»
г. Москва
2019г
Введение
За последние годы успехи в робототехнике, автоматизированных системах и программировании изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Сегодня промышленные, обслуживающие и домашние роботы широко используются на благо экономик ведущих мировых держав: выполняют работы более дёшево, с большей точностью и надёжностью, чем люди, используются на вредных для здоровья и опасных для жизни производствах. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Роботы играют всё более важную роль в жизни, служа людям и выполняя каждодневные задачи. Интенсивная экспансия искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит быстро развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные и роботизированные системы.
В последнее десятилетие значительно увеличился интерес к образовательной робототехнике и программированию. В школы закупаются новое учебное оборудование. Робототехника в образовании — это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику (Science Technology Engineering Mathematics = STEM), основанные на активном обучении учащихся. Во многих ведущих странах есть национальные программы по развитию именно STEM образования. Робототехника и программирование представляют учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают.
Пояснительная записка
Данная программа научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Целесообразность этой программы заключается в том, что, она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Использование конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования
Работа с образовательными конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество
проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Занятия позволяют учащимся:
совместно обучаться в рамках одной бригады;
распределять обязанности в своей бригаде;
проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
создавать модели реальных объектов и процессов;
видеть реальный результат своей работы.
Сроки реализации программы 1 год. Режим работы, в неделю 1 занятие по 1 часу.
Цель: обучение основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования.
Задачи:
Обучающие:
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами
Воспитывающие:
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Материальные ресурсы:
1. Наборы конструкторов «Solar Robot на солнечной батарее 14-in-1»:
2. Персональные компьютеры для учащихся с ПО (Scratch, Code, интернет)
3. Лампа мощностью 95 V
4.АРМ учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
Приемы и методы организации занятий:
I Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно- объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – учащиеся сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
II Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Основными принципами обучения являются:
- Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
- Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
- Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученики не только приобретают знания и нарабатывают навыки, но и развивают свои способности, умственные и моральные качества.
- Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывают ученики, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
- Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а также материалы своего изготовления.
- Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
- Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны учащегося, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Технические и программные средства обучения:
• операционная система Windows;
• компьютеры с установленной средой программирования Scratch;
• мультимедийный проектор;
• доступ к сети Интернет;
• браузер.
• Наборы конструкторов «Solar Robot на солнечной батарее 14-in-1»
• Лампа мощностью 95 V
• АРМ учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
По окончанию курса обучения учащиеся должны
ЗНАТЬ:
-правила безопасной работы;
-основные компоненты конструкторов;
-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
-конструктивные особенности различных роботов;
-порядок создания алгоритма программы, действия;
-как использовать созданные программы;
-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-создавать программы на компьютере;
-корректировать программы при необходимости;
УМЕТЬ:
-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
- проводить сборку робототехнических средств, с применением конструкторов;
- создавать программы.
- прогнозировать результаты работы.
- планировать ход выполнения задания.
- рационально выполнять задание.
- руководить работой группы или коллектива.
- высказываться устно в виде сообщения или доклада.
- высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
- представлять одну и ту же информацию различными способами
МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
- олимпиады;
- соревнования;
- учебно-исследовательские конференции.
-проекты.
- подготовка рекламных буклетов о проделанной работе;
- отзывы преподавателя и родителей учеников на сайте школы.
тематическое планирование
№ п\п | Тема занятий | Колич. часов | ||
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с ТБ. | 1 | -- | |
Создание роботов | ||||
2 | Создание основы | 0,5 | 0,5 | |
3 | Последовательность | 0,5 | 0,5 | |
4 | Подключение | 0,5 | 0,5 | |
5 | Отладка | 0,5 | 0,5 | |
6 | Черепаха; | 0,5 | 1,5 | |
7 | Шагающий робот; | 0,5 | 1,5 | |
8 | Квадробот на 4 ногах; | 0,5 | 1,5 | |
9 | Робот на колесах; | 0,5 | 1,5 | |
10 | Робот-лодка; | 0,5 | 1,5 | |
11 | Робот-жук; | 0,5 | 1,5 | |
12 | Робот-собака. | 0,5 | 1,5 | |
13 | Робот-машина; | 0,5 | 1,5 | |
14 | Робот-краб; | 0,5 | 1,5 | |
15 | Ползущий робот; | 0,5 | 1,5 | |
16 | Неваляшка; | 0,5 | 1,5 | |
17 | Робот-зомби; | 0,5 | 1,5 | |
18 | Робот-серфер; | 0,5 | 1,5 | |
19 | Робот-гребец. | 0,5 | 1,5 | |
20 | Подведение итогов | 1 | -- | |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- .В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный
- Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» -
- Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
- Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
- https://code.org/lesson_plans
- https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/
- http://www.scratchjr.org/teach/activities
- https://www.tynker.com/school/
Интернет ресурсы
- http://www.lego.com/education/
- http://www.wroboto.org/
- http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
- http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
- http://learning.9151394.ru
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
- Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int- edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
- http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
- www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html
- http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc
- http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
- http://pedagogical_dictionary.academic.ru
- http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Тема урока: Графический интерфейс проекта и событийные процедуры (программирование, язык VB, 9 класс)
Цель урока: повторить элементы управления, графический интерфейс проекта,Задачи:Воспитательные:воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;воспитание дисциплинированности;контроль за ТБ...
Создание проекта "Колобок" в среде программирования ЛогоМиры 3.0 для учащихся 6 класса.
Текстовый файл с описанием проекта,Презентация из картинок лучшей проектной работы в ЛогоМирах, созданной ученицей 6 класса Волковой Светланой,Методическая разработка уроков по созданию проектаПроектн...
Проект «Дорогу осилит идущий!» (программирование профессиональной ориентации и самоопределения в социуме воспитанников МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)
Проект характеризует стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната в направлении профориентационной деятельности и перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников...
Методическая разработка по проведению мастер-класса Робототехника для учащихся начальной школы
Проект Джунгли зовут, выполненный учащимимся ГБОУ № 465 Колпинского района Санкт-Петербурга под руководством Павловой Елены Валентиновны/Видео мастер класса можно посмотреть тут...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Робототехника »
Данная программа разработана на основе дидактических, методических материалов и компьютерных программ, рекомендованных ЦИТУО, а также собственного опыта по обучению учащихся 11-12 лет основам LEGO-кон...
Рабочая программа по технологии 5 класс + робототехника.
Рабочая программа по технологии реализует новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Что способствует формированию у обучающихся более ответственного отношения к сво...