Проект "Бумаге вторую жизнь".Зырянова Надежда. 7 класс
проект по технологии (7 класс)
В проекте "Бумаге- вторую жизнь" учащаяся 7 класса МОУ Кузнецкой СОШ рассмотрела историю происхождения бумаги, современные технологии производства, Что производят из бумаги, влияние производства бумаги на окружающую среду. Так как проект был творческим, ею была изготовлена шкатулка из тетрадных листов с подробным описанием этапов работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._bumage_vtoruyu_zhiznzyryanova_nadezhda._.docx | 642.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кузнецкая средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный проект
Тип проекта: творческий
Тема проекта: «Бумаге- вторую жизнь»
Автор проекта: Зырянова Надежда Алексеевна, ,
обучающаяся 7 класса
Наставник проекта: учитель технологии
Ишкильдина Кария Гильмитдиновна
С.Кузнецкое, 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
1.Теоретическая часть
1.1.История происхождения бумаги……………………………………………………..
1.2.Современная технология производства……………………………………………..
1.3 Что производят из бумаги…………………………………………………………….
1.4. Влияние производства бумаги и картона на окружающую среду……………….
2.Практическая часть
2.1 Изготовление шкатулки…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………
Список литературы и интернет- ресурсов…………………………………………….
Введение.
Не секрет, что сейчас бумага - один из самых распространенных канцелярских товаров. И сейчас она остаётся одним из самых распространённых канцелярских товаров. Бумага служит не только для письма и печати, она находит самое широкое применение везде. Бумага используется при создании газет, книг, обоев, упаковочного материала, применяется в качестве основы изолятора при производстве конденсаторов.
Сегодня мы живем во времена огромного информационного прогресса. Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага по-прежнему является важным элементом в процессе печатания, для многих людей чтение книг остается большим удовольствием, а книга в красивом издании может стать чудесным подарком на любой праздник. А значит, с уверенностью можно сказать, что бумага еще долго будет занимать важное место в нашей жизни.
Для ее приготовления нужны растительные вещества либо полуфабрикаты. Но основным сырьем по-прежнему являются деревья. Деревья играют важную роль в смягчении последствий изменения климата. Особенно в городах с высоким уровнем загрязнения деревья могут улучшить качество воздуха, что делает города более здоровыми для проживания. Однако, само производство, а также утилизация бумаги и бумажных изделий вызывает целый ряд проблем с точки зрения экологии. Поэтому важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Широкое использование макулатурной массы в бумажной промышленности сохраняет леса на планете, сокращает производственные расходы, уменьшает количество бытовых отходов и снижает парниковый эффект в глобальном масштабе. Кроме того, макулатура находит применение и в домашних условиях: существует множество решений для ее использования.
1.Теоретическая часть.
- История происхождения бумаги
Официально считается, что изобретателем бумаги является Цай Лунь из Китая. Он первым придумал как сделать бумагу из хлопка в 105 году нашей эры. Однако, технология изготовления бумагоподобных материалов, таких как папирус, береста, пергамент и других, были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги».
До Цай Луня в Китае делали бумагоподобный материал из бамбука, из пеньки, а ещё раньше — из шёлка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда. Древними индусами обнаружен естественный процесс образования листа бумагоподобного материала в луже воды после дождя из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных, например, слонов. Фабрики, выпускающие такую бумагу, существуют в Индии и Таиланде до сих пор.
Но, бамбук был тяжёл, а шёлк — дорог. Бумага из таких волокон легко намокала и была непрочной. Много веков бумагу делали из волокон, выделенных из хлопчатых и льняных тряпок. В 19 веке на смену этому сырью пришла древесная целлюлоза. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.
- Современная технология производства
Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную, т. н. бумажную массу. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить:
- древесная масса или целлюлоза;
- целлюлоза однолетних растений (соломы, тростницы, конопли, риса и других);
- полуцеллюлоза;
- макулатура;
- тряпичная полумасса;
- для специальных видов бумаги: асбест, шерсть и другие текстильные волокна.
Производство бумаги складывается из следующих процессов:
- приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы);
- выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка);
- окончательная отделка (каландирование, резка);
- сортировка и упаковка.
При размоле волокнам придают необходимые толщину и физические свойства. Размол производится в аппаратах периодического и непрерывного действия (роллах, конических и дисковых мельницах, рафинерах и других). Чтобы сделать бумагу пригодной для письма и придать ей гидрофобные свойства, в бумажную массу вводят канифольный клей, парафиновую эмульсию, глинозём и другие способствующие слипанию вещества (так называемая проклейка); для повышения связи между волокнами и увеличения механической прочности и жёсткости добавляют крахмал, животный клей; для увеличения прочности бумаги во влажном состоянии — мочевино- и меламино-формальдегидные смолы. Для повышения белизны, гладкости, мягкости и непрозрачности, а также улучшения печатных свойств бумаги вводят минеральные наполнители (каолин, мел, тальк); для придания цвета и повышения белизны- анилиновые(реже минеральные ) красители.
- . Что производят из бумаги
В настоящие время из бумаги изготавливают множество необходимых человеку товаров, без которых сложно представить жизнь в современном мире:
- Бумагу для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
- Отделочный материал (обои)
- Поделочный материал (оригами, папье-маше, аппликация)
- Упаковочный материал (фантики, конвалюты, мешки, коробки)
- Чистящий материал (полотенца, салфетки, носовые платки, туалетная бумага, промокательная бумага)
- Волокнистый фильтрующий материал (фильтровальная бумага)
- Изолятор при производстве конденсаторов
- Производство денег
- Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, индикаторная бумага, наждачная бумага)
В среднем с одного промышленного дерева — береза, дуб, ель — можно получить 17 пачек бумаги по 500 листов каждая.
1.4.Влияние бумаги и картона на окружающую среду
В настоящее время существует ряд проблем, вызывающих беспокойство с точки зрения экологии, а именно:
- лесозаготовки (половина мировых лесов исчезла, 13 млн. га лесов исчезает ежегодно, 100 видов растений и животных исчезает каждый день, под угрозой исчезновения 25 % видов млекопитающих и 11 % птиц);
- получение волокнистых полуфабрикатов химическим и механическим способом (производство древесной массы);
- отбеливание и хлор оставляют экологический след;
- производство бумаги и картона;
- нанесение печати, изготовление упаковки и собственно упаковывание;
Воздействие на окружающую среду происходит за счет использования ресурсов: энергии, воды, химических веществ. А также в результате: процессов производства, паровых и газовых выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, образования твердых отходов при лесозаготовках, в производстве бумаги и картона и при утилизации отходов упаковки.
Макулатура
Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения.
Макулату́ра (нем. Makulatur, от лат. maculo — пачкаю) — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. Вместо термина макулатура в литературе используют как синонимы термины «вторичное волокно» или «вторичное сырьё» (в контексте).
Макулатура может быть переработана не более чем 5—7 раз, прежде чем её волокна станут короткими и непригодными для изготовления бумаги.
В настоящее время существуют три основных вида волокнистого сырья, из которых производятся полуфабрикаты для целлюлозно-бумажной промышленности:
- древесина;
- недревесное сырье;
- вторичное волокнистое сырье − макулатура.
Вторичное волокнистое сырье − макулатура представляет собой бывшие в употреблении изделия или печатную продукцию из бумаги и картона, а также отходы их производства и переработки.
Макулатура по праву считается основным сырьем бумажной промышленности в ХХI веке.
Широкое использование макулатурной массы в композиции бумаги и картона обусловлено следующими обстоятельствами:
- отсутствуют крупные капитальные вложения;
- сокращается расход древесного сырья, что позволяет сохранить запасы древесины;
- значительно сокращаются расходы электроэнергии, тепла и химических реагентов на производство картонно-бумажной продукции;
- при очистке сточных вод процесса переработки макулатуры образуется меньшее количество осадков, требующих утилизации;
- решается ряд экологических проблем целлюлозно-бумажного производства, позволяющих снизить потребление производственной воды, уменьшить ее загрязненность и расходы на ее очистку;
- уменьшаются капиталовложения на строительство цехов, перерабатывающих макулатуру в сравнении с производством, на котором перерабатывается древесина;
- использование макулатуры вместо древесины позволяет уменьшить парниковый эффект в глобальном масштабе, поскольку в случае вывоза использованных изделий из бумаги и картона на свалки в атмосферу выделилось бы огромное количество метана.
Вместе с тем переработка макулатуры позволяет решить проблему уменьшения количества бытовых отходов в густонаселенных регионах и крупных городах.
К макулатуре можно отнести все виды продукции из бумаги, которые были использованы по своему назначению и теперь не представляют, какой бы то ни было полезности. Это могут быть упаковочные материалы, использованные салфетки, тетради, старые книги и прочее.
Однако очень важно понимать все последствия такого небрежного отношения к бумаге. Изготовленную из макулатуры бумагу можно переработать несколько раз. И нужно четко и навсегда понять, что макулатура- вторсырье ,и стараться максимально использовать его в производстве уже новых продуктов.
Во благо будущего нашей природы мы уже сегодня должны понимать, что вторичная переработка макулатуры позволяет сберечь большое количество так жизненно необходимых растений. В настоящее время существует большое количество предприятий по сбору, а также переработке макулатуры.
Если раньше из макулатуры изготавливали исключительно низкосортную продукцию (упаковочная и туалетная бумага), то сейчас появляется все больше технологий производства: строительных и изоляционных материалов, ткани(одежда), аксессуары для автомобильной промышленности, одноразовой посуды.
2 .Практическая часть.
2.1.Изготовление шкатулки
В рамках проекта я решила сделать шкатулку для украшений из старых школьных тетрадей и газет. Изготовление происходило в несколько этапов:
- Создание основы шкатулки из тетрадей.
- Изготовление украшения – медальона и ножек.
- Декорирование шкатулки.
- Финальное покрытие лаком и сборка готового изделия.
Первый этап. Создание основы шкатулки.
Для изготовления прочной основы мне понадобились тетрадные листы, марля и клей ПВА. Необходимо тщательно промазать каждый лист клеем, проложить марлей и уложить друг на друга в несколько слоев. Затем всё убрать под пресс до полного высыхания: я положила на листы доску для равномерного распределения веса, и поставила сверху банку с водой для утяжеления.
Затем я вырезала все детали для будущей шкатулки. По две детали для донышка и крышки: одна деталь больше другой на 0,5-0,7 см со всех сторон. Затем приклеила маленькую деталь к большой. Проверила, чтобы расстояние со всех сторон было одинаковое. И снова убрала под пресс на сутки.
Потом вырезала заготовки боковых сторон шкатулки и подложки для медальона.
Все детали зашпаклевала и ошкурила 2-3 раза, т.к. шпаклевка при высыхании садится.
Склеила стенки шкатулки, соблюдая прямые углы: померила размеры и начертила на крышке и на донышке место приклеивания стенок. Для этого намазала по ребрам стенок клеем ПВА и по разметке приложила к крышке с нижней стороны, а к донышку с верхней стороны.
После высыхания клея всё покрасила белой строительной краской для стен и потолков, акриловая моющаяся. Покрыла на 2 слоя поролоновой губкой, а не кистью, чтобы не было полос.
Второй этап. Изготовление медальона и ножек.
Для медальона подходит любая крышечка (из-под сметаны или из-под творожка). Я залила в нее раствор гипсовой шпаклевки. Дала просохнуть сутки и зашкурила до гладкости. Загрунтовала белой краской.
Чтобы украсить медальон, нужна любая цветная картинка из интернета, распечатанная на офисной бумаге, размером больше медальона на 0,5 см. Картинку нужно намазать акриловым строительным лаком один раз, затем один раз медальон и еще раз картинку. Наложить картинку вниз лицом на медальон, сверху положить файл и через файл резиновым шпателем хорошо разгладить картинку, чтобы не было морщинок, выдавить весь лак из-под картинки. По краям все загладить и оставить просохнуть. Затем, когда все просохнет, смачивая водой кончики пальцев, скатывать бумагу с медальона. Бумага вся скатается, картинка останется чистая на медальоне. Потом еще раз покрыла готовый медальон лаком два раза.
Ножки для шкатулки я также сделала из гипсовой шпаклевки, залив пластиковые формочки из-под конфет. Также зашкурила после полного высыхания и загрунтовала белой краской.
Третий этап. Декорирование шкатулки.
На офисной бумаге распечатала картинку для крышки и стенок шкатулки. Покрыла лаком вдоль, заходя за границы рисунка. Через 10-20 секунд покрыла лаком поперек. Оставила просохнуть. Потом положила на файл вниз лицом, сбрызнула водой, чтобы картинка растянулась, промокнула полотенцем. Намазала клеем ПВА картинку и крышку шкатулки и приклеила, не снимая картинку с файла. Резиновым шпателем, через файл, хорошо разгладила, выдавливая лишний воздух и клей. Затем ту же операцию повторила со стенками шкатулки. После просушки аккуратно убрала лишнюю бумагу по краям с помощью наждачной бумаги.
Приклеила ножки шкатулки.
Вырезала внутреннюю отделку из тонкого поделочного картона и трехслойной салфетки. С салфетки сняла два слоя снизу. Остался один цветной слой. Вырезала по размеру сторон заготовки из картона и салфетки (немного больше). Салфетку положила вниз лицом на файл, хорошо побрызгала водой, чтобы она плавала, осторожно руками расправила ее вдоль и поперек. Промокнула бумажным полотенцем. Картонку намазала клеем и с помощью файла наложила салфетку на картон, осторожно пригладив шпателем. Сняла файл и сверху намазала клеем. Оставила высохнуть. Так заготовила все детали. Лишнюю салфетку по краям срезала. Заготовленные детали приклеила к внутренней части шкатулки.
Белые части шкатулки покрыла цветной краской на два слоя и затем лаком. Также на два слоя. Фаски украсила блестками. Для этого фаски смазала клеем и сухой кистью нанесла блестки.
Готовим медальон. Подложку медальона также как фаски покрасила по краю краской цветной, затем лаком, клеем для потали и посыпала блестками. Покрыла лаком два раза, приклеила медальон к подложке. После этого я приклеила вокруг медальона тесьму сутаж. Также приклеила тесьму на самой шкатулке.
Четвертый этап. Финальное покрытие лаком и сборка.
Покрыла шкатулку лаком 6 раз. Дала хорошо просохнуть. Отполировала немного мелкой шкуркой, убирая шероховатости. Затем нанесла еще несколько слоев лака. Одновременно покрыла лаком медальон. Когда все просохло, привинтила петли сначала к крышке, потом к самой шкатулке. Затем приклеила медальон.
Итак, шкатулка из старых школьных тетрадей готова. Сделала вывод, что сложнее всего было дожидаться, когда просохнуть все слои клея, шпаклевки, краски и лака.
Заключение.
Переработка макулатуры - очень наглядный пример охраны окружающей среды одновременно с экономией ценного природного сырья. Тщательный сбор макулатуры и ее разумное использование не только предотвращают засорение среды нашего обитания остатками бумаги, но и сберегают ценную древесину. В проекте мы рассмотрели способы производства бумаги, влияние этого на окружающую среду. Показали, где и как можно использовать бумагу вторично, чтобы дать ей вторую жизнь. Ведь это принесет пользу и в экологии. в экономии и даст возможность развиваться творчески, например, моим одноклассникам и знакомым. При выполнении проекта я научилась работать с литературными и интернет-ресурсами, создавать презентацию, делать изделия из использованной бумаги, мне это очень понравилось и пригодится в будущем
Cписок использованных источников и литературы.
- http://arzpuck.ru/arz064.html
- https://school-science.ru/2/16/31062
- https://theworldonly.org/zachem-nuzhny-derevya-v-gorode-devyat-prichin/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=1494
- http://bbvr.ru/stateinfo/vazhnost-ispolzovaniya-makulatury-kak-vtorsyrya-v-proizvodstve.html
- https://makulaturu.ru/articles/izdeliya-iz-makulaturi
- Гл. ред. A.M. Прохоров, Изд. 3 - е - М.: «Советская Энциклопедия».
10. Даль В. Толковый словарь живого русского языка: т. 1-4 - М.: Русский
Язык, 1978.- т.2. И-О. 1979. 749 стр.
11.Журнал «Экология и жизнь» №5 - 2003 год.
12.Журнал «Наука и жизнь» №7 - 2004 год.
13.Ожегов С. И. «Словарь русского языка»
Приложение
Крышка шкатулки Заготовка шкатулки
Открытая шкатулка
Декорирование шкатулки Закрытая шкатулка
Cписок использованных источников и литературы.
- http://arzpuck.ru/arz064.html
- https://school-science.ru/2/16/31062
- https://theworldonly.org/zachem-nuzhny-derevya-v-gorode-devyat-prichin/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=1494
- http://bbvr.ru/stateinfo/vazhnost-ispolzovaniya-makulatury-kak-vtorsyrya-v-proizvodstve.html
- https://makulaturu.ru/articles/izdeliya-iz-makulaturi
- Гл. ред. A.M. Прохоров, Изд. 3 - е - М.: «Советская Энциклопедия».
10. Даль В. Толковый словарь живого русского языка: т. 1-4 - М.: Русский
Язык, 1978.- т.2. И-О. 1979. 749 стр.
11.Журнал «Экология и жизнь» №5 - 2003 год.
12.Журнал «Наука и жизнь» №7 - 2004 год.
13.Ожегов С. И. «Словарь русского языка»
2.1.Ручная переработка макулатуры (газет, журналов, буклетов).
В практической части проекта рассмотрим, как из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки, дав ей вторую жизнь. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов.
Вечное стремление человека окружить себя красивыми вещами побуждало к новым решениям. Старые газеты и журналы, которые скопились у нас в ящиках стола, можно сдать в макулатуру, но можно и дать им вторую жизнь, причем яркую, красивую и творческую. Несомненно, второй вариант придется по душе всем людям с «умелыми ручками». Разумеется, зачем выбрасывать вещи, которые могут быть полезными? Это большая возможность создать нечто оригинальное, и внести разнообразие в досуг – ведь творческий процесс всегда увлекает, дарит положительные эмоции, а также снимает нагрузку и нервное напряжение.
Из старых глянцевых журналов и открыток получаются оригинальные бусины(приложение ). Такие бумажные бусины являются прекрасным материалом для создания оригинальных предметов интерьера и украшений.
Бумажные бусины
Для этого нам понадобятся всего лишь ножницы или офисный нож для бумаги, любая бумага, карандаш или ручка, линейка, зубочистки или палочки для канапе, клей или лак. Окрашивать бусинки можно какими угодно средствами, хоть акварельной краской, хоть лаком для ногтей.
Итак, берём бумагу, режем её на длинные треугольники, точнее конусы.
Нам нужен клей – лучше обычный клей-карандаш – и палочки для канапе или любые другие тонкие и длинные палочки.
- Берем конус, наносим на одну его сторону клей и аккуратно накручиваем его на палочку – от основания треугольника к кончику. В итоге у нас должна получиться овальная или круглая, в зависимости от длины и ширины вырезанного цилиндрика, бусина.
-С формой можно и поэкспериментировать. Чтобы получились ровные цилиндрики, можно порезать бумагу на полоски. Чтобы сделать «песочные часы», вырежем двойной конус – с двумя вершинами. Чтобы сделать «башенки», вырежем сначала полоски, а потом разрежем их по диагонали надвое, чтобы получились треугольники с прямым углом.(Приложение)
-Наконец, когда бусины готовы, их можно декорировать по собственному желанию. Если вы взяли обычную белую бумагу, вы можете разукрасить её либо до того, как разрежете, либо после того, как у вас получатся бусинки. Можно воспользоваться простой шариковой ручкой, цветными карандашами, фломастерами, красками, лаками для ногтей, акриловыми лаками и др. Всё, что вам кажется приемлемым, подойдёт. А как итог? Яркие разноцветные бусины! (приложение )
Приложение
Нарезание бумаги на треугольники- конусы
Накручивание бумаги
Разные способы нарезания бумаги и накручивания
Готовые бусины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по декупажу на пластмассе.«Вторая жизнь старым вещам.»
Занятия творчеством воспитывают у ребенка чувство прекрасного. Формируют отношения к вещам.Предлагаю вашему вниманию "Мастер -класс по декупажу на пласмассе" Вторая жизнь старым вещам"...
Мастер-класс "Вторая жизнь пластиковой бутылки"
Обучение и использование пластиковых бутылок для создания полезных вещей и украшения интерьера....
урок музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества"
Разработка урока музыки в 5 классе. Цель: знакомство с музыкальными произведениями композиторов в основе которых лежат интонации народных песен и напевов, закрепление знаний о понятиях «обработка»,...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".
Цели: -повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки -подчеркнуть жизненную основу всех искусств -развитие памяти Задачи: -показать связь русской народной песни...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Мастер-класс по ИЗО "Вторая жизнь CD - дисков - делаем подарок маме".
Как использовать бросовый материал: CD - диски для подарка маме к 8 марта....
Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...