Ууроки по материаловедению в 5 классе(девочки)
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Технологическая карта уроков по теме материаловедение ( натуральные волокна растительного производства, процесс получения ткани). Токрытый урок в 5 классе 14 .09.2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока по материаловедению | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКОВ
Учитель: | Виноградова Тамара Владиславовна учитель технологии ГБОУ СОШ№187 Красногвардейского района Санкт-Петербург | ||||||||
Предмет: | Технология (девочки) | ||||||||
Класс: | 5а 14 сентября 2020год | ||||||||
Тема: | 1)Классификация ткани по волокнистому составу. 2)Натуральные волокна. Производство текстильных материалов. | ||||||||
Тип уроков: | открытие нового знания (ОНЗ) | ||||||||
Цели: | Сформировать у учащихся необходимые знания , умения и навыки по материаловедению для использования их в повседневной жизни. | ||||||||
ткани |
"Каково волокно - таково и полотно"
Планируемые результаты:
Вид планируемых учебных действий | Задачи учителя | Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся |
Предметные | Способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении текстильных волокон, Способствовать запоминанию классификации текстильных волокон, основной терминологии технологических процессов производства пряжи |
|
Регулятивные | Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
|
Познавательные | Способствовать расширению представлений о волокнах растительного происхождения ,их ,получении пряжи, по определению долевой и уточной нитей ткани; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда |
|
Коммуникативные | Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других |
|
Личностные | Способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности; привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления, бережливости и аккуратности. |
|
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | ||||||
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП | |||||||
I. Организационный момент | |||||||
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
| |||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
II. Актуализация знаний | |||||||
1.Из каких двух греческих слов происходит слово "технология"? 2.Значит как переводится слово "технология"? Наука о ....? 3.Кто вспомнит формулу получения продукта труда? 4.Что такое: Проектная деятельность на уроках технологии? 5.Какой проект предстоит выполнить нам в этом учебном году? 6. Что мы будем узнавать и делать в процессе изготовления фартука? 7.Зачем мы будем шить фартук? | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
| |||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | |||||||
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП | |||||||
III. Проблемное изложения нового знания | |||||||
- Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что для этого вы должны будете сделать? - Сначала понять, что мы не знаем, а затем сами открыть новое. Волшебный конверт. - Девочки, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что же это?
- В конвертах лежит ткань. Сколько на свете разных вещей из тканей. А сами ткани какие разные: гладкие и пушистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и прозрачные...- Ткань – это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства. А какие вещи и изделия, изготовленные из ткани, знаете вы? Перечислите их, пожалуйста. - Одежда, предметы домашнего обихода, постельное белье, портьеры и др. - С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в одеяло и обвивали одеяло красивой лентой и т.д. И каждая ткань отличалась от других тканей, по внешнему виду, свойствам, применению, а также имела своё название. Нам с вами и предстоит узнать, что же это за ткани, как и из чего их изготавливают и чем они отличаются. Сейчас, когда вы уже подросли, вы можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства. А для этого необходимо знать элементы материаловедения. - Давайте составим план действий. - Чтобы правильно выбрать ткань для изготовления одежды, сначала мы должны:
-. А теперь запишите раздел «Материаловедение. Чем ткани похожи? Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит, из крошечных тонких и коротких волосков, Клочок. Волоконца. - текстильные волокна -. Слайд (Приложение 1) А что значит «волокно»? Запишите тему урока в тетрадь «Классификация текстильных волокон» | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
| |||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
IV. Освоение нового материала | |||||||
- Раздел «Материаловедение», с которым мы начинаем знакомиться с вами в 5 классе, изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки, фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которого оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, выбор ткани, технология изготовления, правила эксплуатации и ухода. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит, из крошечных тонких и коротких волосков, Клочок. Волоконца. - текстильные волокна -. Слайд (Приложение 1) - Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические. Слайд (Приложение 1). Девушкам предлагается зарисовать схему в тетрадь. Натуральные - это те, которые созданы и подарены природой (хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые) и химические, которые получают в результате химических процессов. - Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна растительного происхождения. С древнейших времён и до конца ХIХ века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили волокна из различных растений. А как выдумаете, из каких растений? Вспомните сказку двенадцать принцев-лебедей. Из какого растения сестра получала пряжу и шила братьям рубашки? - Из крапивы. - Тканью человек пользовался с древнейших времён. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые использовал человек для получения тканей, были волокна крапивы и конопли. Это были дикорастущие растения, а затем волокна культурных растений - хлопка и льна. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. - Сейчас мы с вами познакомимся с различными видами растений, из которых получают текстильные волокна. Слайд (Приложение 1) - А сейчас более подробно остановимся на волокнах, которые в основном используются человеком. Это волокна хлопка и льна. Волокна хлопка. Сырьём для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах, родина – Индия. Эти волокна называют хлопком. Хлопок любит тепло. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка 5-50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном. Первичная обработка хлопка:
Длинные волокна используют для производства пряжи, ниток, пух – для приготовления ваты, а в смеси с длинным хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна менее 12 мм подвергаются химической переработки в целлюлозу для получения искусственных волокон. Показываются коллекция и таблица «Первичная обработка хлопка». Слайд (Приложение 1) Лен жары не терпит. Растет на севере. До чего красив цветущий лен- все поле в голубых цветочках. Льняное поле словно озеро небесно-голубое. «Зацвела на воле в поле бирюза Да не смотрят в душу милые глаза» - поется в песне. В поле рос, нам скатерть принес? Били меня, били Колотили, колотили, Клочьями рвали, По полю валяли, Под ключ запирали, На стол сажали. Льняные ткани изготовляют из льняных волокон, расположенных в стебле льна-долгунца, однолетнего волокнистого растения высотой до 120 см. Волокна длинные, гибкие, прочные. Такие волокна называют лубяными. В каждом стебле 350-650 волокон. Первичная обработка льна:
Показываются коллекция и таблица «Первичная обработка льна». (Приложение 1) "Мни лен дольше- волокон будет больше" Лен с ленью не ходит. Кто в лен одет- доживет до 100 лет | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
| |||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
VI. Освоение нового материала | |||||||
Процесс получения ткани - Вспомним логическую цепочку «Процесс получения ткани»: ВОЛОКНО → ПРЯЖА → НИТКИ → ТКАНЬ - Мы познакомились с растительными волокнами, для чего же они нам нужны? - Для того, чтобы сделать пряжу. . - Давайте посмотрим, как делают пряжу. Подходим к прялке. От пряхи требовалось умение, терпение, усидчивость. "Какова пряха- такова и рубаха" "Прялка не бог, а рубаху дает" - Пряжа – это тонкая нить, полученная путем скручивания волокон - Пряжу получают из волокон в процессе прядения. Во время просмотра ответьте на вопросы:
Просмотр видеоролика «Производство пряжи» - Пряжа – это тонкая нить, полученная путем скручивания волокон - Пряжу получают из волокон в процессе прядения Волокна, поступающие на прядильную фабрику, обрабатывают на различных машинах: разрыхляют, очищают от мусора, грязи, примесей, перемешивают, расчёсывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули. Этапы прядения:
- Что делают с пряжей дальше? - Отправляют на ткацкую фабрику - Найдите в учебнике ответ на вопрос - что такое основа и уток? Что такое ткацкое переплетение? На слайде дано определение, что такое ткань. Внимательно прочитайте его и запишите в тетрадь. Слайд (Приложение 1) Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей. Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком. | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
| |||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Рефлексивно-оценочныйэтап | |||||||
VII. Первичное закрепление знаний учащихся | |||||||
- Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей работы? - -Применить новое знание в практической деятельности. Как? Много еще на свете различных тканей- одна другой удивительней! На следующем уроке мы продолжим эту тему. И может быть в будущем кто из вас придумает новую кань необыкновенного вида с необыкновенными свойствами. Заполните технологическую карту сегодняшних уроков. А теперь оценим ваши работы. Давайте посмотрим, какие же оценки получили? *Заполнение оценочных карт. Выставление оценок. Домашнее задание: Закончить выполнение практической работы, повторить записи, принести тетрадь | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
| |||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
| ||||||
Формируемые способы деятельности:
| |||||||
VII. Уборка рабочих мест | |||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||
- А, теперь поделитесь мнениями об уроке. И высказать своё мнение:
| Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
| |||||
Формируемые способы деятельности:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии, 6 класс (девочки)
Рабочая программа включает разделы "Растениеводство", "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов", "Кулинария", "Строительные ремонтно-отделочные работы" . Материал буд...
Рабочая программа по технологии для 6 класса (девочки)
Рабочая программа разработана на основе программы “Технология” 5 – 11 классы под общей редакцией В. Д. Симоненко,Москва, «Просвещение», 2010 г....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Тестовые задания и кроссворд по материаловедению для 7 классов(девочки)
Тестовые задания и кроссвотд по материаловедению включают в себя вопросы и ответы для самоконтроля. В ходе проверочных работ можно выясрить знания в области классификации волокон,...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/
Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...
Технологическая карта урока по технологии 5 класс на тему "Швейная машина" 5 класс (девочки)
Технологическая карта урока (девочки) 5 классТема «Швейная машина»...
Технологическая карта урока по технологии 5 класс на тему "Бутерброды" 5 класс (девочки)
Технологическая карта урока (девочки) 5 классТема «Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Бутерброды»....