Ууроки по материаловедению в 5 классе(девочки)
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Виноградова Тамара Владиславовна

Технологическая карта  уроков по теме материаловедение ( натуральные волокна растительного производства, процесс получения ткани). Токрытый урок в 5 классе 14 .09.2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКОВ

Учитель:

Виноградова Тамара Владиславовна    учитель  технологии ГБОУ СОШ№187 Красногвардейского района Санкт-Петербург

Предмет:

Технология (девочки)

Класс:

5а                                                                14 сентября 2020год

Тема:

1)Классификация ткани по  волокнистому составу.  

2)Натуральные волокна. Производство  текстильных материалов.

Тип уроков:

открытие нового знания (ОНЗ)

Цели:

Сформировать у учащихся  необходимые знания , умения и навыки по материаловедению для использования их в повседневной жизни.

ткани

                                                                                                                                                                  "Каково волокно - таково и полотно"

Планируемые результаты:

Вид планируемых учебных действий

Задачи учителя

Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся

Предметные

Способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении текстильных волокон,

Способствовать запоминанию классификации текстильных волокон, основной терминологии технологических процессов производства пряжи

  • познакомиться с различными видами волокон растительного происхождения, их свойствами;
  • познакомиться с процессом производства пряжи

Регулятивные

Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

  • научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать в группе при выполнении задания, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные

Способствовать расширению представлений о волокнах растительного происхождения ,их ,получении пряжи, по определению долевой и уточной нитей ткани; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • учиться добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя дополнительную информацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других

  • учиться осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные

Способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности; привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления, бережливости и аккуратности.

  • осознание ответственности за качество своей деятельности;
  • осознание ответственности за результаты своей деятельности;
  • уметь проверять свои действия;
  • уметь провести самоанализ выполненной работы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

I. Организационный момент

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных ожиданий

II. Актуализация знаний

1.Из каких двух греческих слов  происходит слово "технология"?

2.Значит как переводится  слово "технология"? Наука о ....?

3.Кто вспомнит формулу получения продукта труда?

4.Что такое: Проектная деятельность на уроках технологии?

5.Какой проект  предстоит выполнить нам в этом учебном году?

6. Что мы будем узнавать и делать в процессе изготовления фартука?

7.Зачем мы будем шить фартук?

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний

Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • слушают вопросы сверстниц
  • отвечают на вопросы сверстниц

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника
  • взаимодействие со сверстницами во время беседы
  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

III. Проблемное изложения нового знания

- Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что для этого вы должны будете сделать?

- Сначала понять, что мы не знаем, а затем сами открыть новое.

Волшебный конверт.

- Девочки, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что же это?

  • История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного.
  • Ее делали из  растений :конопли, осоки, крапивы.
  • Она защищала человека от холода и морозов.

- В конвертах лежит ткань.

 Сколько на свете разных вещей из тканей. А сами ткани какие разные:

гладкие и пушистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и прозрачные...- Ткань – это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства.

    А какие вещи и изделия, изготовленные из ткани, знаете вы? Перечислите их, пожалуйста.

- Одежда, предметы домашнего обихода, постельное белье, портьеры и др.

- С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в одеяло и обвивали одеяло красивой лентой и т.д. И каждая ткань отличалась от других тканей, по внешнему виду, свойствам, применению, а также имела своё название. Нам с вами и предстоит узнать, что же это за ткани, как и из чего их изготавливают и чем они отличаются. Сейчас, когда вы уже подросли, вы можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства. А для этого необходимо знать элементы материаловедения.

- Давайте составим план действий.

- Чтобы правильно выбрать ткань для изготовления одежды, сначала  мы должны:

  1. ознакомиться с видами волокон;
  2. получить сведения о прядении, ткачестве,

-. А теперь запишите  раздел «Материаловедение.   Чем ткани похожи?

Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит, из крошечных тонких и коротких волосков, Клочок. Волоконца. - текстильные волокна

-. Слайд   (Приложение 1)

А что значит «волокно»? Запишите тему урока в тетрадь «Классификация текстильных волокон»

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний
  • активное погружение в тему
  • высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соответствии с целевой установкой
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу
  • дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать свое предположение на основе работы с раздаточным материалом
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • выдвижение предположений о теме урока и т.д.
  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • развитие умения получать информацию из раздаточного материала и строить сообщения в устной форме
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
  • развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных ожиданий
  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

IV. Освоение нового материала

- Раздел «Материаловедение», с которым мы начинаем знакомиться с вами в 5 классе, изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки, фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которого оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, выбор ткани, технология изготовления, правила эксплуатации и ухода.

Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит, из крошечных тонких и коротких волосков, Клочок. Волоконца. - текстильные волокна

-. Слайд   (Приложение 1)

- Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические. Слайд   (Приложение 1). Девушкам предлагается зарисовать схему в тетрадь.

Натуральные - это те, которые созданы и подарены природой (хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые) и химические, которые получают в результате химических процессов.

- Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна растительного происхождения. С древнейших времён и до конца ХIХ века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили волокна из различных растений. А как выдумаете, из каких растений? Вспомните сказку двенадцать принцев-лебедей. Из какого растения сестра получала пряжу и шила братьям рубашки?

- Из крапивы.

- Тканью человек пользовался с древнейших времён. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые использовал человек для получения тканей, были волокна крапивы и конопли. Это были дикорастущие растения, а затем волокна культурных растений - хлопка и льна. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде.

- Сейчас мы с вами познакомимся с различными видами растений, из которых получают текстильные волокна. Слайд   (Приложение 1)

- А сейчас более подробно остановимся на волокнах, которые в основном используются человеком. Это волокна хлопка и льна.

Волокна хлопка.

Сырьём для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах, родина – Индия. Эти волокна называют хлопком.  Хлопок любит тепло. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка 5-50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном.

Первичная обработка хлопка:

  • Сбор хлопка-сырца с полей. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тысяч волокон)
  • Отделение волокон от семян и предварительная очистка от примесей
  • Сортировка по качеству: длинные волокна (20-50 мм);короткие или пух (6-20 мм); подпушка (менее 6 мм)
  • Упаковка в кипы (прессование)

Длинные волокна используют для производства пряжи, ниток, пух – для приготовления ваты, а в смеси с длинным хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна менее 12 мм подвергаются химической переработки в целлюлозу для получения искусственных волокон.

Показываются коллекция и таблица «Первичная обработка хлопка». Слайд (Приложение 1)

 Лен  жары не терпит. Растет на севере. До чего красив цветущий лен-

все поле в голубых  цветочках. Льняное поле словно озеро небесно-голубое.

«Зацвела на воле в поле бирюза

Да не смотрят в душу милые глаза» - поется в песне.

В поле рос, нам скатерть принес?

Били меня, били

Колотили, колотили,

Клочьями рвали,

По полю валяли,

Под ключ запирали,

На стол сажали.                              

Льняные ткани изготовляют из льняных волокон, расположенных в стебле льна-долгунца, однолетнего волокнистого растения высотой до 120 см. Волокна длинные, гибкие, прочные. Такие волокна называют лубяными. В каждом стебле 350-650 волокон.

Первичная обработка льна:

  • сбор и получение льняной соломы;
  • замачивание льняной соломы;
  • сушка тресты;
  • мятьё;
  • трепание для отделения примесей.

Показываются коллекция и таблица «Первичная обработка льна». (Приложение 1)

"Мни лен дольше- волокон будет больше"

Лен с ленью не ходит.

Кто в лен одет- доживет до 100 лет

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • применение на практике и последующее повторение нового материала
  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
  • самоконтроль выполнения задания

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
  • планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
  • формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
  • творческая переработка изученной информации

Формируемые способы деятельности:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника
  • взаимодействие с учителем во время беседы
  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Освоение нового материала

Процесс получения ткани

- Вспомним логическую цепочку «Процесс получения ткани»:

ВОЛОКНО  ПРЯЖА  НИТКИ  ТКАНЬ

- Мы познакомились с растительными волокнами, для чего же они нам нужны?

- Для того, чтобы сделать пряжу.

.

- Давайте посмотрим, как делают пряжу. Подходим к прялке.

От пряхи  требовалось умение, терпение, усидчивость.

"Какова пряха- такова и рубаха"

"Прялка не бог, а рубаху дает"

- Пряжа – это тонкая нить, полученная путем скручивания волокон

- Пряжу получают из волокон в процессе прядения.  

 Во время просмотра ответьте на вопросы:

  1. Что такое пряжа?
  2. Как получают пряжу (назвать основные этапы)?

Просмотр видеоролика «Производство пряжи»

- Пряжа – это тонкая нить, полученная путем скручивания волокон

- Пряжу получают из волокон в процессе прядения

Волокна, поступающие на прядильную фабрику, обрабатывают на различных машинах: разрыхляют, очищают от мусора, грязи, примесей, перемешивают, расчёсывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.

Этапы прядения:

  • Разрыхление волокон;
  • Трепание;
  • Чесание;
  • Выравнивание (образование ровницы);
  • Прядение, скручивание. Слайд (Приложение 1)

- Что делают с пряжей дальше?

- Отправляют на ткацкую фабрику

- Найдите в учебнике ответ на вопрос - что такое основа и уток? Что такое ткацкое переплетение?

На слайде дано определение, что такое ткань. Внимательно прочитайте его и запишите в тетрадь. Слайд   (Приложение 1)

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • применение на практике и последующее повторение нового материала
  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
  • самоконтроль выполнения задания

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
  • планирование своего действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
  • формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
  • творческая переработка изученной информации

Формируемые способы деятельности:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника
  • взаимодействие с учителем во время беседы
  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Рефлексивно-оценочныйэтап

VII. Первичное закрепление знаний учащихся

- Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей работы?

- -Применить новое знание в практической деятельности. Как?

Много еще на свете различных тканей- одна другой удивительней!

На следующем уроке мы продолжим эту тему. И может быть в будущем

кто из вас придумает новую кань  необыкновенного вида с необыкновенными свойствами.

 Заполните технологическую карту  сегодняшних уроков.

А теперь оценим ваши работы. Давайте посмотрим, какие же оценки получили? *Заполнение оценочных карт. Выставление оценок.

Домашнее задание:

Закончить выполнение практической работы, повторить записи, принести тетрадь

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • поиск и выделение информации

VII. Уборка рабочих мест

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- А, теперь поделитесь мнениями об уроке. И высказать своё мнение:

  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я научилась…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний
  • выражение своих эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии, 6 класс (девочки)

Рабочая программа включает разделы "Растениеводство",  "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов",   "Кулинария", "Строительные ремонтно-отделочные работы" . Материал буд...

Рабочая программа по технологии для 6 класса (девочки)

Рабочая программа разработана на основе программы “Технология” 5 – 11 классы под общей редакцией В. Д. Симоненко,Москва, «Просвещение», 2010 г....

Тестовые задания и кроссворд по материаловедению для 7 классов(девочки)

Тестовые задания  и кроссвотд  по материаловедению  включают в себя вопросы и ответы для самоконтроля. В ходе проверочных работ можно выясрить знания в области классификации волокон,...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/

Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...

Технологическая карта урока по технологии 5 класс на тему "Швейная машина" 5 класс (девочки)

Технологическая карта урока (девочки) 5 классТема «Швейная машина»...

Технологическая карта урока по технологии 5 класс на тему "Бутерброды" 5 класс (девочки)

Технологическая карта урока (девочки) 5 классТема «Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Бутерброды»....