Разработка тематического вечера в рамках недели технологии и искусства "Чайные традиции"
учебно-методический материал по технологии
Разработка тематического вечера в рамках недели технологии и искусства.
Цель: познакомить учащихся с чайными традициями стран.
Задачи: познакомить с историей происхождения чая, целебными свойствами напитка; возродить интерес к чаепитию; воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_vecher_chaynye_traditsii.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический вечер в рамках недели технологии и искусства «Чайные традиции»
Цель: познакомить учащихся с чайными традициями стран.
Задачи: познакомить с историей происхождения чая, целебными свойствами напитка; возродить интерес к чаепитию; воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.
Ход занятия.
Восточное изобретенье –
К нему желательно варенье.
Но, если такового нет,
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит Вашу душу,
Согреет зимнею порой.
Учитель: ребята, как вы думаете, о чем идет речь в этом стихотворении. Правильно, о чае.
А вас приглашали, когда - ни будь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. Жаль. А вот если вы обратитесь к представителям старшего поколения с вопросом о чае, то вызовите у них улыбку и много приятных воспоминаний о чаепитиях с родителями и друзьями.
А кто из вас знает, какая страна является родиной чая?
Рассказ ученика. Открытие чая приписывают китайскому императору. Этот мудрый правитель пил только кипяченую воду. Но однажды, отдыхая в лесу, он приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Учитель. Интересный факт. Для китайского императора чай собирали только девушки до 16 лет. Считалось, что аромат женских рук не портит запаха чая.
А сейчас ребята споют вам чайные частушки .
Частушки.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай.
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям
Если в чае есть чаинки,
Значит письма пишут вам!
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
На Руси - один зарок,
Кроме всякой пищи:
Утром - чай, в обед - чаек,
Вечером - чаище."
Учитель: Чай любят во многих странах мира. И у каждого народа своя культура чаепития.
1 ведущий.
Японцы говорят, что «чайная церемония – это искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».
Характер чайной церемонии во многом зависит от повода встречи, времени дня и времени года. Существует несколько разновидностей чайной церемонии: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и специальная.
Вход в чайный домик низкий и узкий (шириной 66 см и высотой 60 см), так что гостям приходится буквально вползать через него, смиряя свой нрав. В прошлом низкий вход давал еще один эффект: самурай не мог войти в чайный домик с длинным мечом и оставлял его снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом всю агрессию, которая одолевает человека в мирской суете.
Конечно, чайная церемония в Японии – не ежедневный ритуал. В повседневной жизни они предпочитают зеленый, а не черный чай, который широко распространен в России, но иногда употребляют и его. Примечательно, что японцы и китайцы пьют чай несколько раз в течение дня до еды, тогда как русские пьют его после еды
2 ведущий.
Британский файф-о-клок (чай в пять часов) при всем желании традицией назвать нельзя. И это несмотря на то, что англичане – одна из самых любящих чай наций в мире. Культ чая господствует почти в каждой английской семье, а само чаепитие составляет один из характернейших национальных обычаев этой страны.
Первая особенность чая по-английски – использование резких, экстрактивных южноазиатских чаев.
Заваривание чая по-английски представляет собой специфический процесс. Предварительно подогревают сухой фарфоровый или фаянсовый чайник. Чем меньше чайник, тем лучшего результата можно добиться. Затем в него насыпают чай из расчета 1 чайная ложка на чашку воды плюс 1 чайная ложка на чайник. Чайник тотчас же заливают кипятком на две трети, через минуту доливают еще одну треть и настаивают 4 минуты. В процессе заварки рекомендуется помешивать чай, а еще лучше – как следует встряхнуть чайник, дав потом чаинкам осесть.
Англичане любят пить чай из высоких чашек, с молоком или со сливками: в чашку наливается сначала молоко, а затем чай. Пьют чай в строго определенные часы: утром за завтраком, в час дня во время ланча и в 5 часов пополудни (файф-о-клок)
3 ведущий.
Существовала русская чайная церемония. Чаем потчевали по строгим правилам. Для гостей обязательно ставили самовар. Существующие обычаи предусматривали обязательное чаепитие, с пришедшими гостями. Для каждого из присутствующих было отведено определенное место за столом. Подавать и разливать чай, предлагать угощения должна была хозяйка дома. Вся церемония чаепития была пронизана доброжелательностью, уважением друг к другу.
Чай по-русски – это чай без каких либо добавок в сам напиток, но обязательно вприкуску с чем угодно, вплоть до блинов с икрой, бутербродов с соленой рыбой, пельменей и др. Это одна из ярчайших особенностей чая в России, где он почти никогда не воспринимался как самостоятельный напиток. Он всегда приукрашивался не только сахаром, но и всевозможными иными кондитерскими изделиями: сиропами, вареньями, печеньями, пирожными, сдобными хлебами, простым белым хлебом с маслом, а также конфетами, лимоном, в некоторых случаях инжиром, пряностями сливками и молоком.
За чаем и разворачивались самые сокровенные беседы. В России зародились даже такие приметы: если в семье не пьют чай, значит, в ней что-то не ладится, а если хочешь избавиться от нежеланных гостей, напои их вчерашним чаем. Одним словом, без чаю – души не чаю!
Учитель:
Вспомните, как писал А.С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" о деталях русского чаепития:
Смеркалось: на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Над ним клубился легкий пар,
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал.
Вопросы:
- По каким случаям пьют чай в России?
А в России чай пьют в любых случаях.
- В каких случаях пьют чай в России?
(Когда приходят гости, когда собирается вся семья, когда просто встречаются друзья. Иногда на чай приглашают гостей).
- Как накрывают стол?
Стол накрывают скатертью, ставят чайные приборы, Необходимым атрибутом русского чаепития был самовар.
- Что подают к чаю?
К чаю подаются пряники, баранки, печенье, лимон, варенье, мёд и разные сладости.
Учитель: а сейчас наши хозяева загадают вам сложную задачу. Попробуйте ее отгадать.
Задача:
Однажды мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон после очередного дела пили чай. Холмс несколько минут, не мигая, глядел на стакан, как бы пытаясь разглядеть нечто, недоступное глазу простого смертного, и вдруг произнес:
- Держу пари, Ватсон, Вы ни за что не догадаетесь, сколько сахару можно насыпать в стакан чая, полный до краёв. При этом, заметьте, нельзя пролить из стакана ни капли. А как вы думаете - сколько? Попробуйте проверить ваше предположение. Что вы наблюдали? Что происходит с плотностью чая в стакане? Увеличивается она, уменьшается или остаётся неизменной? Доктор Ватсон попросил Холмса объяснить нелогичное поведение чая. Мистер Холмс оказался в затруднении, но всё-таки нашел объяснение. Что бы вы ответили доктору Ватсону?
Ответ:
Сахар растворяется и добавляется масса, а объём прибавляется в небольших количествах, которые не приводит к выливанию чая. Добавлять сахар можно до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Плотность увеличивается.
Учитель: сложная была задачка? Но вы с ней отлично справились.
Говоря о традициях чаепития в нашей стране, нельзя обойти вниманием чайный этикет.
Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки. Корзиночки с несколькими сортами печенья, тарелочки с бутербродами, сладкими пирожными, а также сливочники и тарелочки с нарезным лимоном расставляются по всему столу. Графины с ромом и коньяком ставят у прибора хозяина. Маленькие тарелочки и составляют прибор каждого.
Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.
Чашки никода не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают. Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки - предлагать печенье, пироги.
Совет по приготовлению и хранению чая.
Умело приготовленный чай - вкусный и полезный напиток. Чай рекомендуется хранить в сухом месте, в стеклянной банке с плотно закрывающейся крышкой или в специальной чайнице.
При заварке чая надо соблюдать определённые правила. Сполоснуть 2 -3 раза кипятком хорошо вымытый чайник для заварки, чтобы он стал тёплым, а затем засыпав чай (1 чайную ложку на 2 стакана напитка), залить крутым кипятком, сначала на 1/3 объёма чайника. После заварки необходимо подержать чайник накрытым 5- 7 минут, чтобы чай настоялся, потом долить его кипятком. Чай готов, когда разваренные чаинки опустятся на дно. Не рекомендуется подогревать или кипятить заваренный чай, разбавлять заварку в следующие дни. Если заваривать чай подогретой кипячёной водой, а не свежекипячёной, чай также будет не вкусен.
Заваривать чай следует в фарфоровых или фаянсовых чайниках. Чай заваренный в металлическом чайнике, имеет неприятный специфический запах.
Учитель: ребята, к нам в гости пришел фокусник. И он утверждает, что из чая с молоком может сделать чернила. Проверим?
Учитель: молодец фокусник, удивил нас.
Загадки
1 ведущий.
Засвистел «начальник»,
На плите наш чайник:
«А ну-ка, выключай,
И готовь всем …».
(ЧАЙ)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал -
Там и пропал
(Сахар)
Сверху дыра,
снизу дыра,
А по середине -
огонь и вода.
(Самовар)
Ножек четыре, шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаевничать вся семья
(Стол)
2 ведущий.
Зелёный, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»? … .
(ЧАЙ)
Маленькое, сдобное
колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
разделю ребятам всем.
(Бублик)
Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен,
Только очень кислый он,
А зовут его ?
(Лимон)
Крепкий, терпкий, ароматный.
Есть и вкладыш там занятный!
(Чай "Лисма")
3 ведущий.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)
Какой рукой лучше размешивать чай?
Ответ: лучше все-таки размешивать ложечкой
Любят взрослые и дети
С чаем есть конфеты эти.
Есть их можно и без чая,
«Грязных» рук не замечая.
Ты только пальцы оближи,
И как назвать их подскажи.
(ШОКОЛАДНЫЕ КОНФЕТЫ)
Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой своей блестим.
Приглашают нас на чай.
Знаешь нас?
Так отвечай!
(ЧАЙНЫЕ ЧАШКИ)
Учитель:
Я хочу открыть секрет
И полезный дам совет
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью – лучший друг!
А закончим мы наш классный час песней «Эх чай, чаек»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка тематического вечера "Формула здоровья"
Цели:- дать ученикам представление о том, что такое - здоровый образ жизни;- заставить учащихся задуматься о необходимости бытьздоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;- сделать вывод...
Проект в рамках недели технологии "Масленичная неделя" и его реализация
Разработка проекта, его реализация, фотографии...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ НЕДЕЛИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ " MERRY CHRISTMAS COMPETITIONS"
МУТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА \'\' MERRY CHRISTMAS COMPETITIONS \'\'...
Разработка Станции «БИОНИКА» в рамках недели науки
Вашему вниманию представлена разработка, которую можно использовать в метапредметном марафоне....
Внеклассное мероприятие в рамках, «Недели технология»
laquo;Ступени мастерства»...
Внеклассное мероприятие в рамках недели технологии "Орёл и решка. Искусство народов мира"
Эта программа может проводиться как внеклассное мероприятие по технологии, так и как урок-путешествие....
Методическая разработка общешкольного мероприятия в рамках недели математики "Математика – царица всех наук".
Данная методическая разработка составлена для общешкольной игры по станциям в рамках Недели математики. Цель мероприятия: активизация познавательной деятильности, закрепление знаний математических тер...