Развитие творческих способностей. Методическая копилка
учебно-методический материал по технологии
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей. Современное общество требует от человека не только обладания набором знаний, умений, навыков, но и наличия определённых личностных качеств, с помощью которых можно успешно реализовать себя в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_.metodicheskaya_kopilka.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ « Многопрофильный лицей имени 202-ой воздушно-десантной бригады»
Развитие творческих способностей.
Методическая копилка
Автор: учитель высшей
квалификационной категории Стеблич Людмила Геннадьевна
г. Хабаровск, 2020
1.Пояснительная записка.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей. Современное общество требует от человека не только обладания набором знаний, умений, навыков, но и наличия определённых личностных качеств, с помощью которых можно успешно реализовать себя в будущем.
С введением ФГОС, принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести обучающегося в режим саморазвития. Актуальнейшая задача школы – обратить пристальное внимание на детей с признаками незаурядного интеллекта.
Общения с одарёнными детьми требуют от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
Учителю необходимо способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей, их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность творческой, исследовательской и поисковой активности, это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному творчеству.
Необходимо учитывать такие важные этапы работы:
- Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и высокую результативность в различных областях деятельности.
- Подбор материалов и творческих заданий, позволяющих определить наличие одарённости.
- Отбор тех методов, форм и приёмов в системе обучения, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества.
- Разработка индивидуальных программ обучения учащихся, чья одарённость уже выявлена
2. Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна.
"Талант - это поручение от Господа Бога"
/Евгений Баратынский/
Творческие, талантливые дети – главное национальное богатство! Наиболее полное раскрытие потенциала одарённых и талантливых детей составляет основную задачу современного образования.
Актуальность, предлагаемой мною методической разработки, имеет цель: выявить и развить внутренний потенциал личности ребёнка и степень его одарённости. Задача - построить движение талантливого ребёнка в поле достижений положительных результатов.
Представленная авторская методическая разработка, педагогически целесообразна, так как органично вписывается в единый образовательный процесс школы и оказывает помощь в усвоении учащимися знаний и навыков, предусмотренных программой курса «Технология» и ИЗО, помогает детям подготовиться к творческим конкурсам, к олимпиаде по Технологии, формирует навыки исследовательской работы.
Талантливый ребёнок- это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися творческими способностями. К этой группе относятся дети обладающие достижениями, в каких- либо областях художественного творчества. Одна из функций – учителя это создание условий для выявления детских способностей, их развитие, помощь в формировании таланта, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одарённым детям.
Новизна. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль обучающемуся и не позволяет достичь поставленных целей. Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения
3. Применение активных методов обучения.
Для выявления, развития и поддержки одарённых детей я применяю комплекс методических приёмов и методов, обеспечивающих дальнейшее развитие задатков, способностей, одарённости, способствующих социально – профессиональному самоопределению личности.
Понятие метод происходит от греческого methodos - путь исследования.
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
За долгие годы преподавания, в нашей педагогической деятельности сложились определенные взгляды на использование различных методов, приемов и форм проведения занятий.
Ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Активные методы обучения
– это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры и т.д. Использование активных методов на уроках помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Для развития творческих способностей учащихся использую различные методы учебного познания:
Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
Метод придумывания. Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.
Метод ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.
Метод рецензии. Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.
Методы проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников обще учебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.
В результате использования активных методов обучения, учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: - самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
4.Проектная и учебно-исследовательская деятельность.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
На моих уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего это практико-направленные и творческие проекты, реже – информационные.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Целью проектной деятельности являетсяпонимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачами проектной деятельности являются:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбирать подходящую информацию и правильно ее использовать), умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Успешное использование проектной деятельности обусловлено соблюдением основных принципов её организации, а именно:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проектов;
- подготовка учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу.
Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта;
- в том случае работы над групповым проектом каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Важными факторами проектной деятельности являются:
- повышение мотивации учащихся при решении поставленных задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Образовательный проект– это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
В результате, за три года наблюдается увеличение количество участников из числа лицеистов, желающих участвовать в создании творческих, исследовательских работах.
4. Результатом моей работы является:
Легче решается проблема мотивации. Дети сами проявляют желание творить.
Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса.
Особое место в моей деятельности занимает роспись по дереву. Все, что я знаю и умею, я стараюсь передать детям. Лучшие работы кружковцев ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие в различных выставках технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям. Это прихватки и салфетки в лоскутной технике, изделия, связанные крючком, сплетённые из бисера; к пасхе – это обязательно оплетённые бисером пасхальные яйца, вышитые крестиком картины и картинки. Я сама владею многими видами рукоделия и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама.
Предмет «Технология» для большинства учащихся является любимым предметом школьной программы. Приятно слышать от детей, когда они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по вашим урокам» или: «Продолжались бы эти уроки не 2, а 6 часов!».
В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу над развитием творческой деятельности детей, искать новые пути и методы работы.
5.Обобщение опыта
В школе я работаю давно. Во время учебного процесса я замечаю талантливых, трудолюбивых ребят. Для таких детей характерна высокая познавательная активность, развитая интуиция, творческое воображение, отзывчивость и главное, желание трудиться. Опыт работы показал, необходимо выделять дополнительное время для формирования таланта учащегося и оказание разносторонней поддержки одарённым детям.
Организация деятельности.
1 этап. Создание открытой образовательной среды.
2 этап. Построение совместно с ребёнком личностно-ресурсных карт.
3 этап. Совместное проектирование следующего шага развития.
4 этап. Рефлексия.
План мероприятий.
* Выявление талантливых детей.
*Диагностика личностного и творческого развития (наблюдение, практические задания)
* Разработка и внедрение индивидуальных и групповых развивающих программ.
*Разные формы обучения (дистанционные, заочные, дополнительные индивидуальные занятия, система погружения в предмет, летние профильные смены)
*Внеурочная деятельность, работа с Интернет ресурсами.
*Консультация родителей по вопросам развития одарённостей ребёнка.
*Демонстрация творческих достижений. Технология портфолио.
*Привлечение учащихся к выполнению творческих заданий на уроке.
*Вовлечение во внеурочную деятельность (конкурсы, выставки).
*Работа над творческими проектами (презентации).
*Участие детей в предметных олимпиадах.
*Ориентация на профессии, экскурсии.
*Поощрение талантливых детей.
*Поддержка высокой самооценки ребёнка
*Мероприятия внутри учреждения.
*Городские открытые мероприятия.
*Участие во Всероссийских и международных мероприятиях.
*Проведение мастер классов
*Научно-практическая конференция «Шаг в науку»
*Открытые уроки, внеклассные мероприятия.
Планируемые результаты:
• индивидуальный образовательный маршрут, план реализации маршрута;
• адаптация в жизненном пространстве, определенность в выборе будущей профессии;
• успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах);
• ценностные установки и ориентации;
• повышение эмоциональной устойчивости, появление новых творческих инициатив;
• собственный творческий продукт-рисунок, выставки рисунков, скульптуры, тематические номера газеты, отчеты - презентации, выставки дизайн-проектов и др.
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате деятельность педагога – должна быть направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития творческих способностей ребёнка.
Таким образом, положительный результат работы с одарёнными детьми, может осуществляться только на основе совместной с учащимися деятельности по определению интересов, возможностей, постановке целей.
Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность.
Необходимо каждому талантливому ребёнку помочь определить собственный путь к области знания, нужной для него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников.
Возможно эти методические рекомендации кому-то пригодятся в эго дальнейшей работе....
Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".
Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...