Проект урока технологии по теме "Технология построения семейного бюджета". 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс)
Методическая разработка урока-игры по теме «Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов» предназначена для обучающихся 8 классов с целью ознакомления со структурой бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов, формирования умения коллективно обсуждать планируемые расходы и отстаивать своё мнение, воспитания экономности, бережливости, предприимчивости, умению анализировать и сравнивать данные потребительского бюджета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_v_8_klasse_tehnologiya_postroeniya_semeynogo_byudzheta.docx | 494.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 8
Раздел: «Домашняя экономика».
Тема: «Технология построения семейного бюджета»
Цели урока:
I. Предметные: | 1.1. Способствовать формированию представлений учащихся о семейном бюджете и о его роли в семье. 1.2. Способствовать формированию понятия бюджет семьи, доход, расход, экономия, ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи). 1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии: «бюджет», «расход», «доход», «обязательные», «произвольные», «сбалансированный» , «дефицитный», «профицитный». |
II. Личностные: | 2.1. Способствовать развитию речи учащихся. 2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия строить аналогии, ставить и разрешать проблемы). 2.3. Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством постановки проблемных вопросов. 2.6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету. 2.7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся. 2.8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд и проявлять навыки самоконтроля. 2.9. Способствовать формированию качества рачительного хозяина. |
III. Метапредметные: | 3.1. Способствовать формированию экономического мышления, культуры потребления; уважения к собственности, предприимчивости, деловитости, ответственности. 3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. 3.3. Способствовать формированию решения познавательных и коммуникативных задач: представлять информацию из различных источников, в том числе с помощью ИКТ; высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. 3.4. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе. 3.5. Посредством выбора уровня заданий формировать адекватную самооценку; учить критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого. |
IV. Профориентационные : | 4.1. Способствовать формированию знаний учащихся о профессиях в сфере экономики. 4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями экономических профессий. 4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в данной трудовой деятельности. 4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку. |
Методическое оснащение урока: | Материально-техническая база - учебный кабинет; -ИКТ(компьютер, проектор, экран) Дидактическое обеспечение: - учебник. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.] – М.: Вентана-Граф, 2016 -презентация «Семейный бюджет» Дополнительная литература: - материалы для контроля знаний. |
Тип урока: | комбинированный |
Вид урока: | практикум |
Методы обучения: | - словесного сообщения; - метод практической работы; - инструктаж; - проблемно- поисковый метод (постановкой учителем проблемных вопросов, созданием проблемных ситуаций); - деловая игра; - обучающий контроль |
Формы организации познавательной деятельности учащихся: | - фронтальная; - индивидуальная; - групповая. |
Словарная работа: | бюджет, виды бюджета, доходы, расходы, налоги. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |
I. Организаци-онный момент. Цель этапа:
-активизация учащихся. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа:
|
*Для того, чтобы урок прошёл продуктивно, давайте настроимся на урок, настроимся друг на друга. Поскольку вы видите, что работа будет проходить в группах, поэтому в группах, как вы понимаете, вам придётся сотрудничать. В этой ситуации вам понадобятся такие личностные качества, как умение слушать, внимательность, тактичность. Ну что ж, партнёры по плечу, улыбнитесь друг другу. Отлично! Приступаем к работе.
* На доске записано высказывание немецкого писателя Бертольда Авербаха Нажить много денег – храбрость; - Как вы понимаете смысл данного высказывания? (немецкий писатель и поэт в своем высказывании хотел донести до нас мысль о том, что нужно уметь правильно распоряжаться деньгами. Только умное использование денег приведет к обогащению, в то время как неразумное распоряжение может привести человека к обнищанию.) - Как вы считаете, почему именно эти слова я выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? - Догадались о чём пойдёт речь на уроке? - Верно, а теперь попробуйте сформулировать тему (формулировка темы). «Бюджет семьи. Технология построения семейного бюджета» (запись темы в тетрадь). - Опираясь на сформулированную тему, постарайтесь озвучить цели урока. Цели: 1.Ознакомиться с понятиями бюджет семьи, доход, расход, экономия, а также с принципами формирования доходной и расходной части бюджета. 2. Научиться составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя условный пример). *доведение до учащихся плана урока - На уроке будем придерживаться следующего плана работы. План. 1. Бюджет семьи. 2. Доходы. Источники доходов. 3. Расходы. Виды расходов. (запись в тетрадь или в рабочий лист)
| Личностные УУД | Осуществляемые действия:
|
Формируемые способы деятельности:
| |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
| ||
Формируемые способы деятель-ности:
| |||
Коммуни-кативные УУД | Осуществляемые действия:
| ||
Формируемые способы деятельности:
| |||
Познавательные УУД |
| ||
| |||
Коммуникатив-ные УУД | Осуществляемые действия:
| ||
Формируемые способы деятельности:
| |||
III. Актуализация знаний Цель этапа:
| - Девочки, давайте вспомним материал прошлого урока. - Какую тему мы рассматривали? (Потребности семьи, виды. Как правильно определять потребности семьи) *д/з проверяется фронтально -Что такое потребность? -Какие виды потребностей вы знаете? -На какие группы можно разделить все вещи в соответствии с потребностями человека? - В тетрадях у вас должна быть выполнена практическая работа стр.13, зад.№1. Зачитайте свой вариант определения + и – качеств двух приобретённых вами вещей.
- Ну что ж, с заданием вы справились. Молодцы!
| Личностные УУД | Осуществляемые действия:
|
Формируемые способы деятельности:
| |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия
| ||
Формируемые способы деятельности:
| |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
| ||
Формируемые способы деятельности:
| |||
IV. Проблемное изложения нового знания Цель этапа:
| -Итак, переходим к новой теме. -Девочки, сейчас работаем в командах, не забывайте правила работы в группах.
А приём групповой работы будет называться «Эксперты». Темы для экспертных групп: 1 группа – Бюджет семьи 2 группа - Доходная часть семейного бюджета 3 группа - Расходная часть семейного бюджета (даётся 5 мин, затем идёт выступление экспертных групп: представитель каждой группы или можно расределить между членами группы). -При подготовке вы опираетесь на материал учебника стр.14-16, а также на материал занимательного видеоурока (Уроки тётушки Совы. Бюджет семьи). (Можно подготовить информационные карты для каждой группы) *выступление экспертов 1 группа Бюджет семьи – это структура всех ее расходов и доходов за определенный период времени (месяц или год). Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. - Принято выделять три вида семейного бюджета:
- Если представить семейный бюджет в виде весов, то это будет выглядеть так:
Слайд № 2 группа - Доходная часть семейного бюджета Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу.
Слайд №
3 группа - Расходная часть семейного бюджета Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
Слайд № | Регулятивные УУД Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
Осуществляемые действия:
развитие умения строить простые рассуждения. Формируемые способы деятельности:
|
V. Первичное закрепление знаний учащих-ся. Цель этапа:
| *Итак, девочки, прежде чем вы приступите к практической работе, ещё раз отметьте какие основные моменты вы будете учитывать при составлении семейного бюджета?. - Отлично! Я думаю, вы с этой работой справитесь без проблем. *Проблемные ситуации! По ситуации принять решение и изыскать дополнительные расходы. 1.К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось, и она решила погостить еще месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания? 2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в семье. | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
|
Формируемые способы деятельности:
| |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
| ||
Формируемые способы деятель-ности:
| |||
VI. Физкультминутка | *А теперь немного отдохнём… (Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений). Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Рука об руку потрите Друг на друга посмотрите А теперь тихонько сели Мы работать захотели.
| ||
VII. Практическая работа Ролевая игра «Семейный бюджет» Цель этапа:
|
Ролевая игра «Семейный бюджет» *Формируются 3 команды (3 семьи): Семья Барсуковых, семья Волковых, семья Зайцевых. Задание: расписать возможные статьи доходов и расходов в каждой конкретной семье (задание выполнить в таблице). Исходя из записей статей дохода и расхода, проанализировать структуру семейного бюджета и определить, какой он в каждой конкретной семье. - Не забываем соблюдать правила игры:
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Заключительный инструктаж учителя:
| Личностные УУД | Осуществляемые действия:
|
Формируемые способы деятельности:
| |||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия:
| ||
Формируемые способы деятельности:
| |||
Познавательные УУД Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
| ||
Осуществляемые действия: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |||
VII. Включение в систему знаний и повторения. Цель этапа: -выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний; -повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - Ну что ж с работой вы справились. Молодцы! (если есть недочёты, указать на них) - Для закрепления материала необходимо выполнить небольшой тест. Приложение № | Регулятивные УУД Познавательные УУД | - принятие и сохранение учебной задачи, - структурирование знаний, |
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа:
| - Девочки, сейчас записываем д/з Параграф №3, стр. 22, вопросы *Также предлагаю задание творческого характера. Практическая работа «Исследование составляющих бюджета своей семьи». Задание: рассчитать бюджет своей семьи на месяц. (совместно с родителями определите экономию средств на питание за счёт приусадебного участка), стр.21 | Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
|
Формируемые способы деятельности:
| |||
IX. Уборка рабочих мест | |||
X. Подведение итогов урока учителем. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа:
| - Девочки, давайте подведём итоги урока. - Вернёмся к высказыванию, с которого я начала урок. - Как вы считаете, выбранное высказывание соответствует содержанию урока? - Какая основная мысль проходила красной нитью через весь наш урок? (уметь правильно вести семейный бюджет, при этом очень важно быть рачительным хозяином, т.е. грамотно расходовать заработанные деньги) *Рефлексия «Плюс – минус – интересно» - А закончить урок хочу следующим стихотворением. Бюджет – не только все доходы, Но и различные расходы! Его составить не ленись, Вокруг себя ты оглянись! Подумай, что нужно купить, Чтоб без забот весь месяц жить! Сложить доходы не забудь И расточительным не будь! Пусть лучше будет профицит, А не бюджетный дефицит! Я очень благодарна вам за понимание, поддержку, активное участие. Я хочу, чтобы знания, которые вы сегодня получили, пригодились вам в жизни и чтобы вы никогда не попадали в неловкую ситуацию, а были всегда на высоте. Спасибо за урок! До свидания! | Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
|
Формируемые способы деятельности:
- Назовите главное правило, которое надо соблюдать при планировании бюджета. Его сформулировала героиня мультсериала тётушка Сова. |
Литература
- Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
- Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
- Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.87-101.
5. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации /Автор-
сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКиПРО, 2006. - 55 с.
6. Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]:
методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.
7. Технология: программа: 5-8 классы /А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана –
Граф, 2012.
8. Учебник. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.] – М.: Вентана-Граф, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Расходная часть семейного бюджета
Цели: дать понятие о расходной части семейного бюджета;познакомить с “классификацией расходов”, обучение рациональному ведению учета расходов;воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, р...
Тестирование " Технология построения семейного бюджета"
Тестирование к теме "Технология построения семейного бюджета". Тесты разработаны для контроля знаний учащихся 8 класса по программе ФГОС...
урок технологии 8 класс Технология построения семейного бюджета.
Тема урока: Технология построения семейного бюджета.Цель: Создать условия формирования умений планировать расходы финансов в семье. Содействовать формирован...
Методическая разработка урока технологии (девочки) в 8 классе «Построение семейного бюджета»
Вниманию читателя предлагается методическая разработка урока технологии (девочки) в 8 классе «Построение семейного бюджета». Автор – Найденова Алена Анатольевна, учитель тхнологии ГБ...
Технология построения семейного бюджета
Технология построения семейного бюджета...
Проект урока технологии по теме "Раскрой фартука". 5 класс
Проект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предметных результат...
Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс
Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходо...