Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Самоделкин»
рабочая программа по технологии
Цель программы: развитие творческих технических спосбностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов техники.
Программа построена по блокам:
"Автомоделирование";
"Судомоделирование";
"Авиамоделирование".
Начальное общее образование, направление общеинтеллектуальное, срок реализации - 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samodelkin.zip | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Самоделкин»
(начальное общее образование)
(направление: общеинтеллектуальное)
срок реализации рабочей программы – 1 год
Аннотация
Сделай одно дело наилучшим образом,
потом переходи к следующему.
Петер Н. Зарленга
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. Начальное техническое моделирование – это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов.
Главной воспитательной задачей, решаемой в программе, является воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости в работе, стремления сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво.
Актуальность и новизна образовательной программы. Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Настоящая программа составлена на основе программы Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных классах. - М.: Просвещение, 2011, где предусматриваются расширение технического кругозора обучающихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.
Новизна данной программы заключается в том, что в содержание изучаемого курса введены темы «Модельная авиация, космонавтика», «Воздушные змеи», «Автомоделирование», «Судомоделирование». При проведении занятий используются игровой и проектный методы, разработки по проведению учебных игр, викторин, чертежи технических объектов и технические задания, современные конструкционные материалы.
Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят. В целом, курс может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанный с авиа-, авто-, судомоделированием и ракетостроением.
Основными принципами являются: добровольность, собранность, осмысленность своих действий. Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личных качеств, свободное развитие творческих способностей, самостоятельность мышления, личный пример.
Цель программы – развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов техники.
Задачи программы:
- знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями; знакомить с технической терминологией и основными узлами технических объектов; обучать работе с технической литературой;
- формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов; обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов; учить реализовывать полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
- формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску; развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление; развивать волю, терпение, самоконтроль.
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию; воспитывать трудолюбие, уважение к труду; формировать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
Решение вышеперечисленных задач позволяет подготовить ребенка к самопознанию, самоопределению в жизни исходя из своих способностей, аргументированному выбору профессии и вызвать потребность в продолжение образования в высшем учебном заведении, развить эстетический вкус и желание вести здоровый образ жизни. С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий.
Используются как традиционные формы обучения, так и нетрадиционные – это занятия - соревнования, конкурсы, викторины; интегрированные занятия, основанные на связи различных областей знаний; занятия-фантазии с эвристическим подходом, занятие-беседа, практическая работа, экскурсия, проектно-исследовательская работа, защита проекта позволяет обучающимся получить опыт публичного выступления, развивает у них умение слушать других, развивает мотивацию к саморазвитию.
При этом используются различные методы: ведущий метод — проектирование, использование этого метода позволяет создавать уникальные макеты и конструкции, словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение); наглядный (иллюстрации, демонстрации); практический (практические работы); аудиовизуальный (использование аудио-и видеоматериалов). При проведении исследовательской работы с обучающимися (работа над проектами) используется проблемно-эвристический метод, учитывая креативные (творческие) личные качества ребят.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися); групповой (организация работы в группах); индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах).
Все формы, методы, средства и приемы по данному курсу внеурочной деятельности способствуют социализации ребенка, развитию психофизиологических особенностей детей за период обучения. Оказывают содействие в развитии навыков решения проблемных задач, самостоятельного поиска знаний и обретение опыта их использования в повседневной жизни. Программа является первой ступенью в освоении программ технической направленности. По окончании обучения в объединении «Юный конструктор» выпускники могут продолжить обучение по программам технической направленности более высокого уровня сложности. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.
Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими. Самооценка ребенка зависит от характера оценок, даваемых взрослыми успехам ребенка в различных сферах деятельности. В этом возрасте дети узнают многое о самих себе, об окружающем мире и отношениях с близкими людьми. На данном этапе обучения детей важными составляющими содержания деятельности являются развитие речи, как основного способа общения, формирование научно-популярной картины мира, этическое и эстетическое воспитание, развитие стремления к самосовершенствованию.
Срок реализации 1 год.
Год обучения | возраст | Количество часов в год | Количество занятий в неделю |
1 | 9-10 | 68 | 1 раз в неделю - 2 часа |
Группы первого года обучения комплектуются из школьников с наличием интереса к различной технике конструирования, на основании социального заказа родителей (законных представителей) и школы.
Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности. Продолжительность учебного занятия 30 минут, перерыв между занятиями - 10 минут, в течение занятия – физкультминутки в игровой занимательной форме.
При реализации программы применяются разнообразные формы контроля: проведение открытых занятий, выставок, конкурсов, соревнований, викторин, игр-путешествий, ролевых игр. Высшей оценкой успехов являются итоги соревнований, конкурсов. Участие в конкурсах и связанные с ними процессы играют важную роль в общении и дружбе детей, формируют идеи коллективизма, патриотизма, позволяют выявить индивидуальные качества, присущие лидеру. Все это вместе является методической системой, позволяющей прогнозировать и анализировать процесс учебно-воспитательной работы, что в конечном итоге приносит успех.
Прогнозируемый результат: В процессе занятий техническим творчеством накапливается практический опыт, воспитанники от простых моделей постепенно переходят к освоению более сложных образцов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...