Рабочая программа для ДО по технологии "Умелые руки"
рабочая программа по технологии (6 класс)

Внеурочная программа для учеников 6 класса и старше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pdo_umelye_ruki_.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа «Умелые руки»  технического направления, рассчитана на 1 год.

Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и
физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и
долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание
многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого
распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и
осознавать свои возможности.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей среднего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в 6 классе на изучение курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения занятий по данной программе, которые позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению, совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках технологии.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями: столяр-плотник, краснодеревщик, маляр, станочник деревообрабатывающих станков. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа рассчитана на учащихся 7-ых классов. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения (токарные станки ТСД-120М и ТВ-4, сверлильный станок, ручной электрический инструмент). В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.

Работа направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Программа «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Новизна состоит в последовательном развитии осмысления учащимися
ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании
условий для профессионального самоопределения.

Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к познанию
окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с
деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности
подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых
по законам красоты.

Цели будут достигнуты при условии формировании желания ребенка: «Я хочу сделать это сам».

Задачи

Образовательные задачи.

  1. Обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
  2. Обучить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: пиломатериалы, фанера, ДВП, ДСП и природного материала;
  3. Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности  школьников.

Развивающие задачи.

  1. Развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.
  2. Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  3. Развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи.

  1. Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
  2. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
  3. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.
  4. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить
  • и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Условия набора

В данный  коллектив принимаются все желающие,  проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 13-14 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоемкостью выполнения, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Особенности организации образовательного процесса

Учащиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения. В процессе обучения организовано воспитание и образование детей в разновозрастной группе. Ведущий вид деятельности – практический.

Деятельность направлена на воспитание толерантности учащихся, уважение достоинства человека с разными возможностями, развитие коммуникативных умений, культуры поведения,  развитие творческих задатков и способностей учащихся.

Всего на работу отводится  4 часа в неделю,  итого – 144 часа в год.

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.Художественная обработка древесины

1.1

Выпиливание лобзиком

32

4

28

Творческая работа

1.2

Выжигание

28

4

24

Творческая работа

Всего

60

8

52

Раздел 2. Механическая обработка древесины

2.1

Обработка древесины на токарном станке (СТД-120М)

52

4

48

Творческая работа

2.2

Шлифовальные работы

8

-

8

Тестирование по теме

Всего

60

4

56

Раздел 3. Ремонтные работы в быту

3.1

Ремонт мебели

8

-

8

Проект

3.2

Врезание замков

8

-

8

Реферат

3.3

Ремонт простейших электроприборов

8

-

8

Зачет

Всего

24

-

24

ИТОГО за период обучения:

144

12

132

Защита проекта

Содержание программы

Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (древесина, фанера, ДВП, ДСП, и природного материала и т.д.), изготовление изделий, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Содержание занятий

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

60

Выпиливание лобзиком

32

1

Вводное занятие: цели и задачи. Рабочее место. Устройство лобзика и заправка пилок. Нанесение рисунка.

4

2

Приемы выпиливания по внешнему контуру. Сверление отверстий и выпиливание по внутреннему контуру.

4

3

Выпиливание.

4

4

Выпиливание.

4

5

Выпиливание.

4

6

Выпиливание.

4

7

Выпиливание.

4

8

Отделка и зачистка изделия.

4

Выжигание

28

9

Вводное занятие: цели и задачи, ТБ. Рабочее место. Устройство выжигательного аппарата. Материал для выжигания.

4

10

Подготовка основы для выжигания. Зачистка поверхности. Перевод рисунка. Приемы выжигания.

4

11

Выжигание.

4

12

Выжигание.

4

13

Выжигание.

4

14

Выжигание. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь).

4

15

 Выжигание. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь).

4

Раздел 2. ТОКАРНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

60

16

Вводное занятие: цели и задачи. ТБ. Устройство станка ТСД-120М. Резцы. Измерительные инструменты. Установка заготовок.

4

17

Точение цилиндрических и конических поверхностей.

4

18

Фасонное точение.

4

19

Точение изделий на токарных станках.

4

20

Точение изделий на токарных станках.

4

21

Точение изделий на токарных станках.

4

22

Точение изделий на токарных станках.

4

23

Точение изделий на токарных станках.

4

24

Точение изделий на токарных станках.

4

25

Точение изделий на токарных станках.

4

26

Точение изделий на токарных станках.

4

27

Точение изделий на токарных станках.

4

28

Точение изделий на токарных станках.

4

29

Шлифование и отделка изделий.

4

30

Шлифование и отделка изделий. Подведение итогов.

4

Раздел 3. РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ

24

31

Ремонт мебели.

4

32

Ремонт мебели

4

33

Врезка замков.

4

34

Врезка замков.

4

35

Ремонт простейших электроприборов

4

36

36

Ремонт простейших электроприборов

Итоговое занятие «Умелые руки»

3

1

Комплекс организационно-педагогических условий для реализации программы.

Оценочные материалы

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Формы аттестации

Стартовая  - имеет диагностические задачи и  осуществляется в начале каждого учебного года.  Цель - зафиксировать начальный уровень подготовки обучающихся, имеющиеся знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Проводится в форме собеседования.

Промежуточная - осуществляется по целому разделу учебного курса с целью  диагностирования качества усвоения структурных основ и взаимосвязей изученного материала. способствует обучению систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности. Проводится в формах: тестирование, творческие,  практические работы, защита творческого проекта, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках

Итоговая - проводится в конце учебного года и предполагает комплексную  проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям. Проводится в форме защиты работы.

Уровни освоения программы

Высокий уровень - нет ошибок  в работе или ученик допустил незначительные ошибки. Ученик выполнил работу вовремя самостоятельно, соблюдал технологическую карту.        

Средний уровень   -  ученик допустил грубые ошибки. Обучающийся владеет теоретическими знаниями не в полном объеме, но может их применить на практике. Работу выполнил в заданное время.

Низкий уровень - обучающийся не владеет теоретическими и практическими знаниями.

Методические материалы

Основные формы проведения работы:

Для решения  обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:

Фронтальная форма

 -предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма

-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Групповая форма

-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.

Методы проведения занятий

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия по программе «Умелые руки»:

1. Словесные методы обучения:

  • устное изложение;
  • беседа;

2. Наглядные методы обучения:

  • показ  иллюстраций;
  • показ, исполнение педагогом;
  • наблюдение;
  • работа по образцу

3. Практические методы обучения. Практическая работа 

Дидактический материал:

Технологические таблицы, конструкционные схемы, плакаты по деревообработке, фотографии готовых изделий, раздаточный материал (древесина, фанера, ДВП, ДСП), компьютерные программные средств и др.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.

Учебно-материальная база мастерских, оборудование, оснащение (станки, оборудование, столярный  верстак, лобзик, приборы для  выжигания,  резцы по дереву, ножовки по дереву,  кернер,  киянка,  рубанок и т.д.)  позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.

                                       

Планируемые  результаты

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  • роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
  • принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.), электроинструментов (эл. лобзик);
  • свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
  • традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
  • возможность и область применения компьютеров в современном производстве;
  • роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
  • правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
  • выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
  • читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
  • составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;
  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
  • собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
  • находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью компьютеров и сети интернет;
  • выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
  • осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять
  • предпринимательскую инициативу.

                               


Список литературы.

                                                                Для учителя:

  1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996.
  2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.
  3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Уч.пед.изд, 1961.
  4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное пособие. – Брянск, 1994.
  5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
  6. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.
  7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.

Для учащися:

1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.

2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990.

3. Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.

4. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963.

5. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.

6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.

7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.

                           Технические, электронные и цифровые образовательные ресурсы.
ПК, мультимедиа проектор.

  • http://elhovka.narod.ru/html/techno.htm – подборка технической, методической и организационной документации для учителей технического труда и технологии.
  • http://festival.1september.ru/index.php?subject=13 – разработки уроков, статьи учителей технологии, в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
  • http://domaschnie-remesla.narod.ru/ – «Домашние ремесла». На этом сайте есть теория и материалы для выпиливания лобзиком, какие при этом необходимы инструменты, представлены чертежи и схемы для выпиливания (пополняю по возможности), также есть теория и материалы по столярному делу.
  • http://shpuntik.kulichki.net/index.html – Энциклопедия «Шпунтик»,много  полезных  советов  и маленьких  хитростей  в  помощь  домашнему  мастеру. 
  • http://www.tmn.fio.ru/works/29x/311/1/index.htm -сайт «Искусство выжигания», (техника, инструменты, изделия, эскизы)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).

Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 1 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 2 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 3 год обучения

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; ba...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Чудеса своими руками» для 4 класса

Рабочая учебная программа по предмету «Чудеса своими руками» разработана на основе:Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (и...