"Использование метода проектов в деятельности обучающихся 5 -7 классов на уроках технологии при изучении декоративно — прикладного искусства в рамках реализации ФГОС.
статья по технологии
Статья для научной конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokah_tehnologii.doc | 36.5 КБ |
metod_proektov_v_dpi_416_zharova_ayu.ppt | 870 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная педагогическая конференция
«Опыт реализации ФГОС: открытость, преемственность, развитие»
Тема: «Проектирование, как элемент урочной деятельности на уроках технологии а рамках реализации ФГОС»
Доклад
«Использование метода проектов в деятельности обучающихся 5 -7 классов на уроках технологии при изучении декоративно — прикладного искусства в рамках реализации ФГОС»
Выполнен учителем технологии
Жаровой Александрой Юрьевной
ГБОУ школа № 416
Санкт-Петербург
2019г.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством. Использованию в работе с детьми произведений народного декоративного искусства, обучению школьников основам художественного ремесла в нашей стране всегда уделялось много внимания. Преемственность лучших, самых жизнеспособных традиций – характерная черта культуры народов нашей страны. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества людей.
Программа технологии предусматривает различные возможности развития и реализации творческого начала у каждого школьника.
Обучение предмета «Технология» основывается на списке программ образовательной области в соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». УМК являет собой единую информационно-образовательную среду основной и старшей школы. Отличительной чертой УМК является взаимосвязь новейших педагогических технологий и методических новинок. В соответствии с требованиями ФГОС в учебники добавлены вопросы и задания, предполагающие самостоятельную работу над творческим проектом.
Педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий является метод проектов. Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектная деятельность на уроках технологии при изучении декоративно-прикладного искусства – это возможность учащихся развивать и реализовать свои творческие способности в таких отраслях декоративно-прикладного искусства как художественная резьба, вышивка, художественная роспись, изготовление игрушек, бисероплетение, макраме, вязание, квиллинг,
пирография, оригами, декупаж и т.д.
Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для этого, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний и умений, приобретению навыков.
Цель данной работы: создание условий, способствующих развитию у обучающихся познавательного отношения к изучению основ декоративно-прикладного искусства на уроках технологии через организацию проектной деятельности.
Достижение положительных результатов предполагает решение следующих задач:
- определить условия и факторы влияющие на формирование у обучающихся интереса к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологии;
- выявить, какие педагогические условия влияют на развитие интереса детей к декоративно-прикладному искусству.
- на примере проектных работ показать приёмы организации учебной деятельности обучающихся, способствующие совмещению на уроках технологии разных видов работы;
- ввести в педагогическую практику применение технологии проектов для обеспечения роста интереса детей к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологии.
Прежде чем приступить к работе над проектом на уроке технологии, необходимо определить, какой тип проектов может быть успешно использован в зависимости от следующих условий: темы урока, возраста обучающихся, интереса ребят к определённому виду декоративно-прикладного искусства, временные рамки, доступность определенного материала при подготовке проекта.
Для организации работы над проектом важно соблюдать следующие условия:
- тематика проектов по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства должна быть связана с историей страны или народа, где зародился тот или иной вид искусства;
- при работе над проектом обучающиеся должны научиться привлекать информацию из разных информационных источников;
- в работу над проектом необходимо вовлекать всех учащихся класса, предлагая им индивидуальные задания, с учётом их уровня подготовки.
Для изучения декоративно-прикладного искусства на уроках технологии, с использованием метода проектов, необходимо соблюдать основные принципы проектной работы:
Вариативность.
Этот принцип предполагает различные формы работы над проектом: индивидуальную, парную, групповую. Это может быть сообщение теоретических сведений, обсуждение образцов, составление эскизов, показ приёмов работы с материалом. Для организации работы над проектом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его способности и степень подготовленности.
Решение проблем.
Процесс изготовления предметов декоративного искусства должен помогать детям в решении определённых проблем, тогда это заставит ребёнка учиться, думая о том, что он делает. Обучающийся обязательно должен задумываться над тем, кто впервые изготовил этот предмет, когда, в какой стране, с какой целью, какой скрытый смысл вложен мастером в его шедевр и т. д.
Когнитивный подход к обучению.
Не все дети легко понимают или усваивают структуру или схему изготовления предмета, поэтому необходимо помочь ребятам поверить в себя и самим добиться поставленной цели. Постепенно у детей начнёт формироваться чувство композиции, которое необходимо для построения предмета; они научатся сочетать декор с формой и материалом; узнают о ценности вещи, истории её первого появления на свет; с большим желанием окунутся в процесс эстетического познания художественных произведений.
Учение с увлечением.
Ребёнок должен при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства получать удовольствие от самого процесса работы, тогда процесс обучения станет более эффективным и не станет шаблонным. Ведь если ребёнку что-то нравится, то он это быстро усваивает. В связи с этим на уроках технологии необходимо загадывать загадки, отправляться в заочные путешествия, проводить различные игры, придумывать шуточные задания и т. д.
Личностный фактор.
Благодаря проектной работе ребятам предоставляется большая возможность общаться друг с другом не только на тему проекта, но и затрагивать многие жизненные темы: рассказать о себе, своих планах, жизненных интересах.
Адаптация заданий.
Задания на уроках технологии по декоративно-прикладному искусству не должны быть настолько сложными, что ученикам не под силу будет их выполнить. Задания должны быть индивидуальными и соответствовать уровню подготовки каждого ребёнка, так как проектная работа может проводиться на любом уровне и в любом возрасте.
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для использования метода проектов при изучении декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в 5 — 7 классов позволила добиться положительных результатов. Это и развитие познавательной и социальной активности, и активизация мыслительной деятельности, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их, и заинтересованность в обучении. Кроме того, обучающиеся научились определять проблему и работать с ней, освоили начальные навыки сбора и обработки информации, познакомились с основами исследовательской деятельности, научились применять ранее полученные знания для приобретения новых. Проектная деятельность дала ученикам возможность сотрудничать с учителем, предлагать собственную точку зрения, принимать критику в свой адрес, анализировать мнения одноклассников. Самой важной стороной проектной деятельности является создание положительной мотивации для самообразования у обучающихся.
Источник информации:
- https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/03/16/obobshchenie-opyt;
- raboty-po-teme-dekorativno-prikladnoe;
- https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya;
- https://урок.рф/library/proekt_po_dekorativnoprikladnomu;
- https://yandex.ru/search/?tex;
- https://www.inter-meb.ru/stili/istorizm;
- https://vuzlit.ru/547171/modernizm_neomodernizm;
- http://art-on-line.com.ua/ru/content/33-neomodernizm-kartiny-jivopis;
- https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library;
- https://infourok.ru/rabochaya-programma-proektnaya-deyatelnost-fgos.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цель: создание условий, способствующих развитию у обучающихся познавательного отношения к изучению основ декоративно-прикладного искусства на уроках технологии через организацию проектной деятельности. Задачи: - определить условия и факторы влияющие на формирование у обучающихся интереса к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологии; - выявить, какие педагогические условия влияют на развитие интереса детей к декоративно-прикладному искусству. - на примере проектных работ показать приёмы организации учебной деятельности обучающихся, способствующие совмещению на уроках технологии разных видов работы; - ввести в педагогическую практику применение технологии проектов для обеспечения роста интереса детей к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологи.
Условия: - тематика проектов по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства должна быть связана с историей страны или народа, где зародился тот или иной вид искусства; - при работе над проектом обучающиеся должны научиться привлекать информацию из разных информационных источников; - в работу над проектом необходимо вовлекать всех учащихся класса, предлагая им индивидуальные задания, с учётом их уровня подготовки. Принципы: 1. Вариативность . 2. Решение проблем. 3. Когнитивный подход к обучению. 4. Учение с увлечением. 5. Личностный фактор. 6. Адаптация заданий.
Положительные результаты: развитие познавательной и социальной активности; активизация мыслительной деятельности; расширение кругозора; возможность осознанно получать новые знания; заинтересованность в обучении; научились определять проблему и работать с ней; освоили начальные навыки сбора и обработки информации; познакомились с основами исследовательской деятельности; научились применять ранее полученные знания для приобретения новых; положительная мотивация для самообразования у обучающихся.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад«Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства»
Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства...
Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.
В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....
«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».
Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....
Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком
Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...
«Использование проектных технологий в изучении декоративно-прикладного искусства»
Выступление на курсах повышении квалификации. Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ...
Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»
quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...
«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»
Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....