Рабочая программа кружка по технологии «Страна мастеров» 5-8 класса
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)
Эта программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа (всего 34 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка по технологии "Страна мастеров" | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
• Закон РФ «Об образовании в РФ»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2010 г.);
• Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;
• Примерная программа составлена на основе Программы основного общего образования. «Технология. Обслуживающий труд» автор О.А.Кожина. Учебно-методическое пособие Рабочие программы. 5-8 классы /сост. Е,Ю. Зеленецкая. – М.: Дрофа, 2013.
•Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 2010 г.-224с.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа (всего 34 часа).
Цель программы:
– обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
– создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;
- развитие индивидуальных способностей учащихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям;
– содействие жизненному самоопределению учащихся.
Задачи программы:
О б у ч а ю щ и е:
– познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
– научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– обучить технологиям разных видов рукоделия.
В о с п и т а т е л ь н ы е:
– приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
– побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
– развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Р а з в и в а ю щ и е:
– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
– развивать положительные эмоции и волевые качества;
– развивать моторику рук, глазомер.
Место кружка «Страна мастеров» в учебном плане
- Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой общего образования МОУ «Ерышовская СОШ»
- Данная программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11- 15лет), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
3. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса «Страна мастеров»
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
Регулятивные универсальные учебные действия:
у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления затруднений и физических препятствий;
Познавательные универсальные учебные действия:
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;
5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;
6) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
7) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации;
8) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем;
учащиеся получат возможность научиться:
1) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
2) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные универсальные учебные действия :
в познавательной сфере:
1)осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
2)практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
3)развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
4)овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
5)формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
6)овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в трудовой сфере:
1)планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
2)овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
3)выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
4)выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
5)контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
6)документирование результатов труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
4)выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
5)стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
5)участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
3)сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
4)адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
в физиолого-психологической сфере:
1)развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
2)соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
4. Содержание программы «Страна мастеров» 5-8 класса
Название темы | Кол-во часов | Изучаемые в теме вопросы |
Вводная занятие | 1 ч | Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса Страна мастеров». |
Цветы из ревелюра | 15 ч | |
История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре
| 1 ч | Особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре |
Технология изготовления цветов | 9ч | Штамповка, формовка и прочая обработка листьев и лепестков. Последовательность и нюансы соединения листьев и лепестков. Изготовление бутонов роз. Пионов. Фантазийного цветка. |
Прикладное применение цветов и композиций | 5ч | Декоративное оформление рамки для фотографии. Декоративное оформление емкости для хранения. Составление декоративного панно из цветов. |
Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк». | 9 ч | История и современность лоскутного шитья. Виды ручных и машинных швов. Орнамент. Цветовая гамма. Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента. Шитьё на основу. Изготовление шаблонов.Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники. |
Текстильные игрушки «Тильда» | 7ч | История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки «Тильда». Инструменты и приспособления. Правила построения выкроек. Основные линии чертежа. Типы игрушек. Украшения и фурнитура. Набивка. Составление эскиза. Заготовка выкроек игрушки на выбор «кошка», «собачка» Раскрой игрушки. Пошив игрушки «кошка». Набивка и оформление игрушки |
Подведение итогов | 2 ч | Мониторинг качества знаний воспитанников. Выставка работ учащихся. |
Итого: | 34 ч |
5. Тематическое планирование «Страна мастеров» 5-8 класс
№ | Название раздела, темы. | Кол-во часов |
1 | Вводная занятие. | 1 |
2 | Цветы из ревелюра | 15 |
История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре | 1 | |
Технология изготовления цветов | 9 | |
Прикладное применение цветов и композиций | 5 | |
3 | Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк». | 9 |
4 | Текстильные игрушки «Тильда» | 7 |
5 | Подведение итогов | 2 |
6. Литература
Список литературы, использованный для написания программы:
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс. М.: Дрофа, 2014. – 254с.
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 6 класс. М.: Дрофа, 2014. – 288с.
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 7 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд» 8 класс. М.: Дрофа, 2014. – 256с.
Оборудование класса
Набор ручных швейных инструментов и приспособлений
Набор чертежных инструментов
Виды швов, орнаментов
Комплект оборудования и приспособлений для ВТО
Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия
Гладильная доска
Утюг
Классная доска
Столы и стулья для обучающихся и педагога
Шкафы для хранения изделий и материалов
Календарно-тематическое планирование «Страна мастеров» 5-8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | ||
Цветы из ревелюра | 15 | |||
2 | История изготовления цветов из ревелюра, особенности выбора базового и дополнительного материалов, о цветовых сочетаниях и текстуре | 1 | ||
Технология изготовления цветов | 9 | |||
3 | Штамповка, формовка и прочая обработка листьев и лепестков.
| 1 | ||
4 | Последовательность и нюансы соединения листьев и лепестков. | 1 | ||
5-6 | Изготовление бутонов роз. | 2 | ||
7-8 | Изготовление пионов. | 2 | ||
9 | Изготовление фантазийного цветка (шаблоны, выкройки) | 1 | ||
10 | Изготовление необычных лепестков. | 1 | ||
11 | Сборка деталей | 1 | ||
Прикладное применение цветов и композиций | 5 | |||
12 | Декоративное оформление рамки для фотографии | 1 | ||
13-14 | Декоративное оформление емкости для хранения | 2 | ||
15-16 | Составление декоративного панно из цветов | 2 | ||
Техника лоскутного шитья. Стиль «пэчворк». | 9 | |||
17 | История и современность лоскутного шитья. | 1 | ||
18 | Виды ручных и машинных швов. | 1 | ||
19 | Орнамент. Цветовая гамма. | 1 | ||
20 | Приемы работы. Конструирование узоров, сборка орнамента. | 1 | ||
21-22 | Шитьё на основу. | 2 | ||
23-24 | Изготовление шаблонов. | 2 | ||
25 | Изготовление прихватки в стиле лоскутной техники. | 1 | ||
Текстильные игрушки «Тильда» | 7 | |||
26 | История возникновения текстильной игрушки. Народные игрушки. Особенности игрушки «Тильда» | 1 | ||
27 | Инструменты и приспособления. Основные линии чертежа. | 1 | ||
28 | Правила построения выкроек. Типы игрушек. | 1 | ||
29 | Раскрой игрушки | 1 | ||
30 | Украшения и фурнитура. Набивка. | 1 | ||
31 | Заготовка выкроек игрушки «кошка». | 1 | ||
32 | Набивка и оформление игрушки | 1 | ||
Подведение итогов | 2 | |||
33 | Мониторинг качества знаний воспитанников. | 1 | ||
34 | Выставка работ учащихся. | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.
Пояснительная записка. Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировани...
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.
Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...
программа кружка по технологии "Уральский мастер"
Программа кружка по технологии "Уральский мастер" (технический труд)...
Рабочая программа кружка по технологии для 5-6кл. 2013-2014
Рабочая программа по технологии для 5-6кл. 2013-2014...
Рабочая программа кружка по технологии: "Прекрасное своими руками"
Программа расчитана на два года обучения. Она расчитана на возраст 10-14 лет....