Этнокультурное образование в многонациональном регионе
методическая разработка по технологии (6 класс)
В настоящее время особую остроту и актуальность приобретает проблема межэтнических взаимоотношений как в масштабе всего мира, так и внутри нашей страны.Многонациональность – исторически сложившаяся повседневная реальность России. Каждый из этносов, проживающих в республике, хранит и развивает свою национальную культуру, традиции и обычаи.Россия – самая гостеприимная страна. Татарстан – самая гостеприимная республика.Мы помним главную идею государства о единении наций.Существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга.У каждого государства есть три обязательных символа, по ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Дети рассказывают о символике Татарстана и России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminare.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на семинаре: «Загляни в прошлое –
славное деяние ваших предков»
Этнокультурное образование в многонациональном регионе
Еремина Лидия Николаевна,
МБОУ «ООШ № 25» г. Казани
Учитель технологии
Высшей категории
Из опыта моей работы представлена данная презентация на тему:
Этнокультурное образование в многонациональном регионе
В настоящее время особую остроту и актуальность приобретает проблема межэтнических взаимоотношений как в масштабе всего мира, так и внутри нашей страны.
Слайд 2 Цель и задачи: Создать условия для формирования у учащихся представлений о Родине как о великой многонациональной державе. .
«У нас особенные люди. Они пример для многих стран.
Здесь воздают Христу и Будде, здесь дружат Тора и Коран…»
Ю.С. Энтин – российский поэт, драматург, поэт песенник, сценарист.
Слайд 3 Многонациональная Россия Многонациональность – исторически сложившаяся повседневная реальность России. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».
Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии.
Слайд 4 Мир дружба и согласие Каждый из этносов, проживающих в республике, хранит и развивает свою национальную культуру, традиции и обычаи. Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.
В нашей школе обучаются и воспитываются дети разных национальностей: татары -22,2%, русские – 48,9%, мари, азербайджанцы, арабы, узбеки, дагестанцы, молдаване, украинцы – 10,6%, смешанные семьи – 18,3%.
Слайд 5 Национальные костюмы Россия – самая гостеприимная страна. Татарстан – самая гостеприимная республика. Здесь живут рядом русские и татары, чуваши и марийцы, башкиры и мордва, грузины… но это ничуть не мешает нам мирно жить, понимать друг друга, учиться и трудиться на благо нашей общей Родины – России! Никому не тесно, мы все живем единой семьей в дружбе и согласии.
Слайд 6 Конкурс:Без бергэ - Мы вместе! Мы помним главную идею государства о единении наций. Дети 60-80-х с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. В изготовлении таджикского костюма приняли участие сами дети. Праздник завершился концертом.
Слайд 7 Дети в национальных костюмах Существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.
Слайд 8 Три обязательных символа. Наша Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не так уж много места. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, в школе.
Слайд 9,10,11 Символы государства У каждого государства есть три обязательных символа, по ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Дети рассказывают о символике Татарстана и России. Символы России и Татарстана сопровождают нас постоянно. Государственные языки республики Татарстана отражаются в двуязычии вокруг нас - в транспорте, в названии объектов, в литературе, в документах.
Слайд 12 Смотр строя и песни Месячник патриотического воспитания, включающий встречу с ветеранами, общешкольные часы, направленные на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа.
Слайд 13 Волонтерское движение Участник ВОВ, инвалид II группы
Чумаков Евгений Александрович подарил нашей школе произведения русских классиков.
Михайлова Валентина Ивановна – связистка, участница Сталинградской битвы. Вернулась домой в 1945 г. без единого ранения.
Проживая в таком пёстром национальном разнообразии, мы заметили, что некоторые народные и религиозные праздники, отмечаемые на территории нашей республики, в чём-то похожи и мы отмечаем их вместе.
Слайд 14 Сабантуй- «праздник плуга» Ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар.
Слайд 15 Широкая масленица Масленица- один из любимых народных праздников русского народа, который из века в век передает состояние широкой русской души, традиции и обычаи Россиян.
Слайд 16 религиозные праздники Все православные отмечают Пасху обязательно всей семьёй. Существует давняя традиция обмениваться с пришедшими в дом гостями красивыми крашеными яйцами. Затем, сев за обильно заставленный стол, на котором обязательно стоят куличи и творожная пасха, наступает черёд «яичных поединков». Эту традицию очень любят все, особенно дети.
В мусульманском мире Курбан-байрам или Праздник жертвоприношения является главным религиозным праздником. Он является завершающим и в то же время кульминационным пунктом обряда паломничества к главным мусульманским святыням, поэтому его называют «большим».
Благодаря государственной заботе в Татарстане сохраняются традиции ремесел, уходящих своими корнями в эпохи Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Среди них золотое шитье у татар. Влияние русских ремесленных традиций наблюдаются в орнаментальной вышивке.
На своих уроках технологии я стараюсь приобщить учащихся к народной культуре ее национальному своеобразию, это дает мне возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа.
Слайд 17, 18 Татарский и русский орнаменты Для татарской вышивки характерна вышивка жемчугом, бисером где узор выступает рельефно, чем в вышивках нитями. Узором русских народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц, растений, цветов и фруктов.
Слайд 19 Фартук - Неотъемлемая часть татарского костюма Для татарского национального костюма характерен фартук с грудкой, а затем пошла мода на крылышки, подол с оборками, воланами. Цветочно – растительные узоры, выполненные тамбурным швом и крестом, встречаются на всех фасонах.
Слайд 20 Современная мода и вышивка Невозможно представить татарские современные модели без вышивки. Один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан – является символом возрождения. Астра считается цветком долголетия, видимо из-за большого количества лепестков. Встречаются в узорах и разрезанные плоды граната – признак богатства и плодородия.
Слайд 21 Современная мода и вышивка Вышивка популярна и сегодня. Красивы и оригинальны современные модели в русском стиле, оформленные вышивкой – женские блузы, мужские сорочки, детская одежда.
Слайд 22 Награды: грамоты и дипломы «Звездный Татарстан»
Вывод: У нас – общая история и общее будущее. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.
«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».
(В.А. Сухомлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования
В данной статье представлен опыт преподавания спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства»....
Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.
Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....
Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»
Эрхирикская средняя общеобразовательная школа функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...
Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной войны
Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной войны...
Доклад "ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Доклад на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....
Приказ О проведении методического семинара «Этнокультурные и национальные особенности региона на уроках предметной области «Изобразительное искусство»
О проведении методического семинара «Этнокультурные и национальные особенности региона на уроках предметной области «Изобразительное искусство»...
Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: достижение стратегических ориентиров» (секция «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательной организации»)
Мы, группа учителей английского и бурятского языков, в феврале 2021 года приняли участие в работе секции «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательно...