Преподавание курса технологии
статья по технологии
Оборудование учебных мастерских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_shkola_statya_prepodavanie_kursa_tehnologii.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пятков А.Ю. учитель технологии
ГБОУ СОШ №492 Фрунзенского р-на
г. Санкт-Петербурга
Преподавание курса технологии в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В процессе реализации рекомендованной программы средней образовательной школы по курсу технологии каждый из преподавателей сталкивается с ситуацией, отражающей положение в конкретной школе, сложившейся на текущий момент. Кабинеты технологи разных регионов, населенных пунктов и даже микрорайонов могут иметь совершенно различный уровень оснащения. Вариант наиболее благоприятный, который пока еще нечасто встретишь – новое оборудование, закупленное с учетом пожеланий преподавателя. Само собой разумеется, что сельскохозяйственная направленность оборудования учебных мастерских для школы крупного города малопригодна, а 3D принтер без компьютеров, соответствующего программного обеспечения расходных материалов и должных навыков владения техникой у преподавателя так же вряд ли принесет ощутимую пользу . Преподаватель, формируя свои пожелания администрации школы по закупке оборудования исходит из собственной подготовки и представления о формировании учебной программы. Любую направленность преподавания предмета Технология можно представить наиболее привлекательными направлениями для подростков. Традиционными направлениями являются обработка древесины и металлов.
При составлении примерного списка оборудования, необходимого для оборудования учебных мастерских, например, по направлению «деревообработка», представляется целесообразным условно разбить оборудование мастерских на несколько функциональных групп:
1.Мебель 2. Ручной инструмент учащихся 3.Станочный парк для учащихся 4. Станочный парк обеспечения учебного процесса для учителя. 5. Вспомогательный и демонстрационный инструмент
1. Мебель, необходимая для обеспечения учебного процесса состоит из набора верстаков, по количеству учащихся в классах или исходя из норм СанПиН по имеющейся площади мастерских, металлических шкафов для хранения инструмента и подготовленных к использованию материалов и, по возможности, отдельного шкафа для хранения неоконченных работ. В шкафах необходимо предусмотреть отдельное место для инструмента учителя и оборудования, подготовленного к текущей теме урока. Компании-поставщики специализированной мебели поставляют также специальные подставки под станочное оборудование.
Выбор верстаков, предназначенных для учебного процесса в школе на сегодняшний день, достаточно велик. Верстаки для детей средней и старшей школы при наличии возможности лучше выбирать специальные, для деревообработки с передним и задним зажимами, оборудованные фиксирующими клиньями. Очень желательно оборудование выдвижными ящиками и закрывающимся отделением для школьного рюкзака или портфеля. Размещение его на крючке снаружи верстака стесняет проход рядом с верстаком, и загрязняет отходами обработки древесины. Очень желательно хотя бы часть верстаков оборудовать заземленными розетками, включенными в общую электросеть через устройства защитного отключения – УЗО. Применение удлинителей в условиях школьных мастерских запрещено.
2. Ручной инструмент учащихся имеет смысл разделить на группы индивидуального пользования, пронумерованные в соответствии с номером рабочего места учащихся и групповой, выдаваемый по мере необходимости. Воспитание бережного отношения к инструменту, который очень легко привести в негодность – важная задача. Пользование номерным личным инструментом, прикрепленным к рабочему месту, может явиться значимым фактором.
Список столярного ручного инструмента для учащихся должен быть продуманным в соответствии с учебным планом и индивидуальными предпочтениями преподавателя в специализации учебных занятий и внеурочной деятельности. В качестве примера: выбор учебного рубанка связан с очевидными показателями: вес и упрощенная регулировочная система ножа. Даже использование винтовой системы регулировки глубины резания настройка рубанка является непростой учебной задачей, недостаточные навыки регулировки рубанка существенно препятствуют изучению последующих тем.
3. Станочный парк для учащихся, как правило, состоит из токарных станков по дереву, сверлильных станков, очень рекомендуется наличие электрических лобзиков и настольного шлифовального станка по дереву. Количество определяется наличием достаточной площади учебных мастерских. При определении технических требований к станкам следует не забывать о важных дополнениях к станкам, не входящих в базовую комплектацию: наборы токарных резцов, машинные подвижные крестовые тиски для сверлильных станков, наборы запасных пилок к электрическим лобзикам. Для установки оборудования требуется заказать в списке мебели специальные металлические рамы- подставки для станков. При возможности предусмотреть подставки под ноги для учащихся с небольшим ростом. Необходимо предусмотреть промышленный пылесос для работы в комплекте со шлифовальной машиной и лобзиками. Использование шлифовальной машины без пылесоса может создать серьезные проблемы .
Местное освещение для каждого из учебных станков в виде настенной лампы на гибкой подводке обеспечит нормативную освещенность.
4. Станочный парк обеспечения учебного процесса для учителя.
Многие годы единственными станками из этой группы являлся станок ФПШ – фуговально-пильный школьный и заточной станок одной или нескольких модификаций. На сегодняшний день выбор ограничивается площадью помещения и навыками применения оборудования у преподавателя.
Можно предложить примерный список оборудования в данной группе: Универсальный фуговально-пильно- сверлильный станок с глубиной пропила до 90 мм, ширина строгальных ножей 200 мм, с возможностью регулировкой глубины резания. Долбежно-сверлильная каретка. Мощность двигателя 2 кВт 220 В. Промышленный стружкоотсос соответствующей производительности, соединенный с пильно-строгальным оборудованием , существенно упростит поддержание чистоты в школьных мастерских. Ленточная пила с глубиной резания до 200 мм в ряде случаев незаменимое средство подготовки заготовок для занятий в мастерской деревообработки. Настольный рейсмус – строгальная машина для подготовки заготовок и изучения технологии машинной деревообработки в старших классах. Для заточки ручного учебного инструмента необходим заточной станок с редуктором и водной ванной, малый высокооборотный станок с полировальным кругом и специальный станок-приспособление для заточки сверл.
5. Вспомогательный и демонстрационный инструмент
В данную группу включен инструмент, предназначенный для изучения технологии машинной деревообработки в старших классах, ремонта и обслуживания школьного оборудования .
Ручной аккумуляторный шуруповерт, сетевой дрель-шуруповерт, перфоратор, лазерный уровень,
Ручной фрезер, орбитальная шлифовальная машина, угловая шлифовальная машина, инверторный сварочный аппарат, сварочная маска на фотоэлементах, магнитные уголки, сварочные клещи, лазерный измеритель температуры, прецезионное механическое стусло.
Вытяжной зонт с принудительной вентиляцией. Расходные материалы и оснастка.
Приведенный список является примерным и ориентированным на преподавание раздела «Деревообработка» и внеурочной деятельности по направлению «Художественная обработка древесины и основы народных промыслов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)
В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...
Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК.
Данная концепция – это новый подход к преподаванию технологии в 9 – 11 классах. Курс интегрированный. Учащиеся осваивают - компьютерные технологии, - технологию ...
«Современные информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология»
Тематическая статья с использованием собственного опыта....
Статья «Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»
Метапредметный результат обучения является универсальным, применимым в разных областях для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, упра...
Педагогические находки в преподавании курса «Технология» при реализации ФГОС второго поколения.
Сейчас в образовании происходит обновление и это обновление называется ФГОС второго поколения. Отличительная особенность ФГОС второго поколения это системно-деятельностный подход, главной целью которо...
Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»
Жизнь предъявляет новые требования к профессиональной успешности личности. Сформированность образного восприятия целостной картины мира в сознании учащихся позволит им применять способы деят...
Основные идеи Национального проекта «Образование» как инструмент-помощник в преподавании курса «Технология»
На уроке технологии ученик не только получает знания, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его дальнейшую успешность в пр...