Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»
статья по технологии

Каширина Анна Петровна

Жизнь предъявляет новые требования к профессиональной успешности личности. Сформированность образного восприятия целостной картины мира в сознании учащихся позволит им применять способы деятельности, ставшие компетентностными результатами образовательной деятельности при решении задач и проблем в учебных и жизненных ситуациях. В новой системе знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития индивидуальности обучаемого. К этой цели позволяет приблизиться проектно-созидательный подход, при котором на первое место выдвигаются процессы проектирования и исследования объектов целостного мира, поиск взаимосвязей между ними.

Технология формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности как принцип интеграции содержания образования базируется на метапредметном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashirina_metapredmety_-_kopiya.docx21.21 КБ
Файл kashirina_metapredmety.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»

Каширина А.П.,

Учитель технологии,

МАОУ СОШ №16 им.В.П.Неймышева

Г.Тобольск

Жизнь предъявляет новые требования к профессиональной успешности личности. Сформированность образного восприятия целостной картины мира в сознании учащихся позволит им применять способы деятельности, ставшие компетентностными результатами образовательной деятельности при решении задач и проблем в учебных и жизненных ситуациях.

В новой системе знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития индивидуальности обучаемого. К этой цели позволяет приблизиться проектно-созидательный подход, при котором на первое место выдвигаются процессы проектирования и исследования объектов целостного мира, поиск взаимосвязей между ними.

Технология формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности как принцип интеграции содержания образования базируется на метапредметном подходе.

Марина Вадимовна Половкова, зам.директора Института инновационных стратегий развития образования считает: “Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет - о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Что такое метапредмет? Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Перспективность метапредметного подхода в образовании обусловила большой интерес современной педагогической науки как к исследованиям метапредметного подхода в целом, так и к его применению в конкретных образовательных курсах и областях знаний.  Метапредметный результат обучения является универсальным, применимым в разных областях знания и жизнедеятельности, то есть учащийся овладевает обобщенными системами понятий, знаний, осваивает универсальные способы действий для осмысленного использования.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т. п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Использование метапредметного подхода не исключает применения элементов деятельностного подхода. Так, деятельностный подход предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной целенаправленной, осознанной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. Ученики идут от собственного опыта к познанию нового и назад к своему опыту, но уже обогащённому новой информацией (синтез-анализ-синтез). В результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей, что создает условия личностного развития учащегося.

Сценарий урока составляется таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая подтолкнёт ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

Предметная область «Технология» интегрирует знания практически по всем учебным предметам и обеспечивает их перенос в другие предметные области и применение их в практической деятельности, обучает решению жизненно важных «надпредметных» проблем, реализуя, таким образом, свои функции в достижении метапредметных результатов общего образования.

Технология, реализуя предметные результаты, уже обучает решению жизненно важных «надпредметных» проблем, к которым можно отнести любую бытовую проблему.

В рамках предмета «Технология», как наиболее практико-ориентированного, существует возможность через системно-деятельностный подход формировать метапредметные понятия:

 «Проблема» - через реализацию проектной деятельности;

 «Знак» - при записи условно-графическими обозначениями технологических операций и выполнении графических работ;

 «Здоровье» -при изучении разделов курса «Физиология питания», «Техника безопасности при выполнении работ по обработке материалов»;

 «Форма» - при изучении всех разделов курса.

 К развитию базовых способностей и свойств личности учащихся относится такой компонент интеллекта, как пространственное мышление.

Рассмотрим подробнее возможности метапредметного подхода в освоении пространственного представлений в курсе «Технология». Иллюстрацией подхода при формировании понятия «Форма» является изучение темы «Первичная обработка овощей». На уроке перед школьниками ставится проблемная задача: «Почему рекомендуется при очистке картофеля как можно тоньше срезать кожицу?» Также, в процессе решения учащиеся получают дополнительную информацию: «При чистке картофеля тщательно удаляются позеленевшие части и прорастающие «глазки» где содержание ядовитого вещества соланина велико», перед ними ставится проблема «удалить «глазки» у картофеля». Решение данной проблемы обязательно осуществляется и на практическом, и на теоретическом уровнях. Происходит передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями. Решение у школьников возникает быстро - срезать или вырезать. Далее необходимо оценить: «Каковы достоинства и недостатки предложенных вариантов решения?» После анализа предложенных вариантов и полученной ранее информации о распределении витаминов и минеральных веществ ближе к поверхности овощей, а также экономической целесообразности учащиеся приходят к выводу - вырезать. «Как вырезать? Какую геометрическую форму будет иметь удаляемая часть?». В качестве инструментария для решения проблемы учащиеся знакомятся с образованием тел вращения цилиндра, конуса, шара. Учащимся предлагается оценить возможность удаления «глазков» при использовании каждого из полученных геометрических тел по параметрам: экономичность, объём, форма лезвия рабочего инструмента, возможность удаления вырезанной части. В ходе анализа всех условий школьники приходят к самостоятельному выводу о том, что коническая форма удаляемой части с «глазком» наиболее удобна и экономична. Во время решения этой задачи ребёнку необходимо осуществить мысленную операцию по изменению пространственного положения предмета - модель конуса предъявляется ученикам только в положении «вершина вверху», а при выполнении действия - выполнения углубления (удаления «глазка») конус расположен «вершиной вниз», что формируют подвижность пространственных представлений. Ключевым вопросом для формирования ориентации в пространстве и анализа формы тел учащимися является: «Как должен быть расположен нож относительно поверхности картофеля?» На этом этапе организуется освоение и развитие понятий - параллельности и перпендикулярности объектов, которые по опыту вызывают определённую трудность в восприятии пространства. В процессе деятельности, манипуляций с предметами (картофель, нож), анализа формы, заключения о необходимости вырезания на поверхности клубня картофеля конуса, учащиеся приходят к выводу - нож должен быть установлен под острым углом к поверхности. Графическое изображение технологической операции формирует переход от наглядных изображений к условно-схематическим. Когда освоена форма, для части учащихся возникает сложность практического выполнения операции, что непосредственно взаимосвязано с освоением схемы собственного тела, координацией собственных движений и ориентацией в пространстве. Задача особенно усложняется в связи с необходимостью сочетать движения обоих рук, что является условием выполнения формы тела вращения. Для тренировки разнонаправленных движений рук можно предложить учащимся целую серию упражнений. Такие задания вызывают интерес учащихся, повышают мотивацию и вносят игровой элемент в процесс учения. На заключительном этапе учащиеся выполняют плоскостное изображение геометрического тела, полученного в процессе практической работы. В конце урока учащимся предлагается применить данное понятие на другом предметном материале, это позволяет проверить, насколько данное средство действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на других учебных предметах и в разных жизненных ситуациях.

В итоге можно выделить признаки, позволяющие назвать урок метапредметным:

-       передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями;

 -       развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями;

 -       формирование Универсальных Учебных Действий, умений структурировать знания;

 -       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Удовлетворяя выделенным критериям метапредметности, реализуемый подход к преподаванию курса «Технология» позволяет учащимся, овладевать универсальными учебными действиями - основой для дальнейшего освоения знаний и умений, формирующей фундаментальное ядро образования. 

Метапредметная связь на уроке - это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология» Подготовила: Каширина Анна Петровна Учитель технологии МАОУ СОШ №16 им. В.П.Неймышева

Слайд 2

“ Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится ?” М.В.Половкова

Слайд 3

МЕТАПРЕДМЕТ “ Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. основан на интеграции, на универсальных знаниях. учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Слайд 5

Метапредметные понятия Проблема Знак Здоровье Форма

Слайд 6

Проблема

Слайд 7

Знак

Слайд 8

Здоровье

Слайд 9

Форма

Слайд 10

Признаки метапредметного урока передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями; развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями; формирование УУД, умений структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Слайд 11

Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в преподавании технологии.

Связь других предметов в обучении технологии....

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Метапредметный подход в преподавании физики

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач....

Метапредметный подход в преподавании дисциплин области знания "Искусство".

Выступление на РМО учителей предметов эстетического цикла. Межпредметные связи в содержании программного материала и метапредметные результаты....

Использование метапредметного подхода при изучении ряда тем курса «Информатика и ИКТ»

В представленном материале даны фрагменты трех метапредметных уроков кутса информатики : "Символы и знаки", "Схемы", "Задача"....

Статья «Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»

Метапредметный результат обучения является универсальным, применимым в разных областях для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, упра...

Современные подходы к использованию метода проектов в преподавании предмета «Технология»

Методические материалы выступления на заседания городского методического объединения учителей технологии г. о. Краснознаменск на тему: «Современные подходы к использованию метода проектов в преп...