Организация исследовательской деятельности обучающихся
статья по технологии

Дикарева Елена Николаевна

Исследовательская деятельность играет огромную роль и имеет большие возможности для развития активной и творческой личности учащегося. Она позволяет получать новые знания осознанно, повышает активность ребёнка, повышает престиж знаний. В ходе исследовательской деятельности у школьников повышается интерес к теме урока, внимание, развивается мышление, наблюдательность, продуктивность,  способность творчески мыслить, способность к сотрудничеству, мотивация к творчеству.

      Факторами успешности  исследовательской деятельности учеников могут быть: 1) соблюдение принципа добровольности при выборе темы; 2) максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования; 3) заинтересованность педагога работой ученика;  4) материальное обеспечение, оборудование для успешного проведения работы.

      Поэтому при  составлении учебных планов по новым стандартам, необходимо включать в учебный план работы с использованием исследовательского метода работы и проектную деятельность учеников. В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание духовных и материальных ценностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Формы и методы организации исследовательской работы обучающихся 5 -8 классов.

Исследовательская деятельность играет огромную роль и имеет большие возможности для развития активной и творческой личности учащегося. Она позволяет получать новые знания осознанно, повышает активность ребёнка, повышает престиж знаний. В ходе исследовательской деятельности у школьников повышается интерес к теме урока, внимание, развивается мышление, наблюдательность, продуктивность,  способность творчески мыслить, способность к сотрудничеству, мотивация к творчеству.

      Факторами успешности  исследовательской деятельности учеников могут быть: 1) соблюдение принципа добровольности при выборе темы; 2) максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования; 3) заинтересованность педагога работой ученика;  4) материальное обеспечение, оборудование для успешного проведения работы.

      Поэтому при  составлении учебных планов по новым стандартам, необходимо включать в учебный план работы с использованием исследовательского метода работы и проектную деятельность учеников. В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание духовных и материальных ценностей.

      При смене одной образовательной программы на другую, ФГОС и акценты в организации учебной деятельности должны быть существенно изменены и отражены  в учебном плане каждого учителя.

     Начиная уже с 5-го класса, в разделе «Технология исследовательской и опытнической деятельности», школьники приобретают первичный опыт исследовательской работы. При изучении  хлопчатобумажных и льняных тканей,  исследуют строение ткани, свойства основных и уточных нитей. В разделе «Кулинария», девочки знакомятся со свойствами  продуктов, экспериментируют с приготовлением блюд. Большой простор для исследовательской деятельности дает создание интерьера кухни, её рабочих зон. Ученицы создают  эскизы, делают зарисовки. Экономика ведения домашнего хозяйства позволяет исследовать семейный бюджет, найти оптимальные и экономные решения в расходовании денежных средств, готовит будущих женщин к рациональному ведению домашнего хозяйства. Каждая девушка мечтает быть красивой. Это зависит не только от природных задатков, но и от умения следить за своей внешностью, умением красиво и со вкусом одеваться. Исследуя достоинства и недостатки фигуры, можно и нужно исследовать и создавать фасоны одежды, которая бы скрывала недостатки и подчёркивала достоинства. Ни для кого не секрет, что правильно и со вкусом подобранная одежда может золушку превратить в принцессу. А ещё, необходимо научиться правильно ухаживать за своей кожей и волосами. Предмет «Технология» открывает большие возможности для исследования по всем этим направлениям.

Рекомендации педагогам по организации исследовательской деятельности школьников на уроках технологии.

В настоящее время страна испытывает потребность в предприимчивых, компетентных, деловых специалистах в разных сферах общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Человек должен быть грамотным, функционировать в сложном, требовательном обществе. Грамотным, значит лучше образованным. Образование дает школа. А это непосредственно связано с развитием способностей  у наших учеников. Высокая образованность позволяет быть профессионально и социально мобильным. Для того, чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим, необходимо включить в образовательный процесс исследовательскую деятельность, повышать престиж образования, применимо к современным требованиям времени. Иногда замечаю падение престижа знаний у некоторых учеников. А необходимо, чтобы учение было значимым видом деятельности  для каждого ученика. Учение это большой и нелёгкий труд, формирующий личность ученика, работающий на его будущее. Как правило, каждый ребёнок имеет от природы какие-то задатки, способности. И вот в процессе обучения, воспитания, самовоспитания эти задатки могут развиться в большие способности и, даже, талант. Поэтому  в работе с учениками необходимо использовать современные технологии, позволяющие развивать эти  задатки. Ведущее место занимает исследовательская технология. Уверена, для того, чтобы сделать обучение качественным, результативным и творческим, необходимо включать исследовательскую деятельность в образовательный  процесс. Исследовательская технология в учебном процессе имеет большое значение и должна осуществляться через преподавание по новым стандартам.

Методические рекомендации для учителей по организации исследовательской деятельности на уроках технологии.

Воспитание ученика-исследователя – процесс долгий и довольно трудный. Но совершенно необходимый в современном мире, так как открывает широкие возможности для развития творческой и активной личности, способной принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развиваются умственные способности, добываются знания, приобретаются новые умения и навыки. Совместная деятельность при выполнении лабораторных работ, создания проектов, дает возможность в общении друг с другом научиться слушать и слышать своих товарищей, учит коммуникабельности.

Как организовать учебное исследование?

       На первом этапе надо чётко определить тему, проблему исследования, поставить цель. Она должна быть интересной ученику, доступной в достижении и нести в себе познавательный элемент.

      Советы по выбору темы:

  1. тема должна быть интересной, увлекать ученика;
  2. быть доступной в выполнении и полезна участникам исследования;
  3. нести в себе элементы неожиданности, оригинальности, необычности;
  4. не должна занимать много времени при достижении окончательного результата;
  5. доступна и понятна;
  6. должна сочетать желания ученика и его возможности.

     А педагогу, как руководителю исследовательской деятельности учеников, необходимо учесть наличие исследовательской базы, средств и материалов. Если нет необходимых условий, исследование и его результаты могут быть поверхностными и порождать халатное отношение к процессу,  существенно мешает развитию критического мышления.

      С выбором темы исследования в среднем звене не стоит затягивать, так как дети не имеют постоянных интересов и пристрастия их порой ситуативны. Действуйте быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее. Надо помогать детям находить все пути, ведущие к решению проблемной ситуации, к освещению выбранной темы, к достижению поставленной цели. Есть пути общепринятые, общеизвестные и нестандартные, оригинальные, альтернативные. Надо взвесить и оценить эффективность каждого способа.

     Большую роль играет внеклассная работа.  Она помогает реализовать исследовательскую деятельность и помочь каждому ученику испытать, попробовать и выявить хоты бы некоторые из своих дарований. Важную и стимулирующую роль играют выставки творческих работ, олимпиады, конкурсы, фестивали, предметные кружки, факультативы. Данная внеклассная деятельность тесно связана с основным учебным процессом и направлена на углубление и укрепление имеющихся у них знаний и умений по предмету, на развитие исследовательской и творческой активности.

     Учителя технологии должны организовывать свою работу таким образом, чтобы она способствовала развитию творческих и исследовательских способностей учеников. Создавать максимально творческую атмосферу на уроке, разнообразить содержание деятельности учеников стимулировать их творческую активность.  Все учителя технологии должны организовывать свой учебный процесс таким образом, чтобы он создавал поисковую ситуацию на уроке, вызывал интерес и любопытство, стимулировал и подталкивал к исследовательской работе.

      Уроки технологии учителей носят прежде всего практический характер. Совершенствуют и формируют навыки ведения домашнего хозяйства, ухода за домом, экономичном ведении домашнего хозяйства, художественной обработке материалов, моделирования , пошива и ремонта одежды, знания текстильных волокон. Большая часть времени на уроках уделяется практической деятельности.

     Для развития исследовательской работы на уроках, необходимо снижать возрастной порог, начинать работу как можно раньше, развивать интерес к этой работе уже с пятого класса. Давать доступные и понятные для исследования темы: «Какие бутерброды вы можете приготовить к завтраку», «В мире профессий», «История возникновения рабочей одежды», «Пестрый мир тканей», « Как рубашка в поле выросла»… Для старших девочек темы исследовательских работ подбираются с ориентиром на их интересы и предпочтения. У них уже имеются хорошие навыки владения компьютером, что позволяет оформить результаты исследования в виде диаграмм и таблиц, особенно в разделе «материаловедение» при выполнении лабораторных работ при изучении свойств тканей. В завершении исследовательской работы обычно делается презентация. При создании компьютерной презентации и её защите,  у учеников формируется умение систематизировать и обобщать полученные знания, изученный материал, выделять главное, расставлять акценты и грамотно представлять полученную информацию.

Проектно-исследовательская деятельность учеников и использование новых информационных технологий помогают развитию важнейших  качеств  для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, быть коммуникабельным в отношениях с другими людьми, владеть устной и письменной речью, а так же новыми информационными технологиями.

Применение исследовательского метода на уроках технологии и во внеклассной работе, расширяет возможности творчества, как учеников, так и учителя. Делает урок интересным, познавательным, современным.

Работа в школе по новым стандартам (ФГОС) с применением исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время  требует много моральных и физических сил, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Ученики значительно расширяют свой кругозор, пополняют копилку знаний, работая над той или иной темой исследования. Совершенствуют такие навыки как анализ собранного материала по теме, выделение главного и  второстепенного, самостоятельная подготовка аргументированных выводов, конспектирование материала, умение доходчиво доказывать свою точку зрения. Эта работа  положительным образом влияет на развитие мышления, памяти, речи. Сотрудничество в исследовательских группах и с педагогом существенно влияет на развитие коммуникативных способностей школьника.  Исследование недостаточно просто провести и описать, его необходимо представить, защитить, ответить на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого нужно хорошо владеть материалом, иметь достаточно высокую скорость мышления. Занятие исследовательской деятельностью способствуют развитию кругозора и ученика и учителя. Именно благодаря исследовательской деятельности в школе закладываются основы  самостоятельной, мыслящей, креативной личности.

Интернет ресурсы:

1.Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

2.Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

3.Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]

4.Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

5.Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Обобщение работы кафедры естествознания по организации исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены цель и задачи работы кафедры естествознания гимназии. Рассмотрены функции и приемы организации исследовательской деятельности. Обозначены этапы организации. Для каждого этапа опр...

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...

инновационные приемы в организации исследовательской деятельности обучающихся

Мастер-класс раскрывает основные приемы в организации исследовательской деятельности с детьми. В нем разбираются приемы, которые помогут обучающимся определиться с темой исследования, поднимут ин...

Организация исследовательской деятельности обучающихся в преподавании географии

В статье представлен опыт работы учителя географии Зивенко Н.В. по организации исследовательской деятельности обучающихся....