Свойства текстильных материалов
методическая разработка по технологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс
Тема урока: Свойство текстильных материалов
Технологическая карта урока
Предмет: технология
Учебник (УМК): Н.В. Синица В.Д. Симоненко. «Технологии ведения дома»
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, дополнительный материал, карточки-задания.
Цели деятельности педагога | Ознакомление с содержанием раздела «Создание изделий из текстильных материалов», банком творческих проектов, с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения и тканей из них; формирование умений подбирать материалы для изготовления проектного швейного изделия; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности. |
Тип урока | Изучение нового материала, комбинированный |
Методы и формы обучения | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, лабораторная работа |
Основные понятия и термины | Поясная одежда; руно, шелк-сырец, шерстяные ткани, ткани из натурального шелка, смесовые ткани. |
Образовательные ресурсы | ЭОР и информационно – технологические материалы; учебник технологии, |
Наглядно-демонстрационный материал | Модели – аналоги проектных швейных работ; коллекция шерстяных и шелковых (натуральных) тканей;мультимедийное сопровождение |
Оборудование | Образцы тканей из разных волокон, лупы, спички, инструкционные карты, игла, блюдце с водой. |
Планируемые образовательные результаты |
|
Универсальные Учебные Действия
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Понимание и определение понятия «шерсть», «шёлк», «золотое руно», «свойства шерсти шёлка» Распознание шерстяной и шёлковой ткани Понимание влияния толщены и прочности нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий. | 1 уровень — узнавание |
Регулятивные | Планирование собственной деятельности. | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Познавательные | Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Личностные | Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, дать оценку и организовать взаимопомощь в группе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Организационная структура урока
№ | Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу») 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Начинаем урок: Учитель показывает девочкам лоскуты ткани. -Девочки, а что я вам сейчас показываю? Вспомните, как называется наука о тканях? Сегодня мы начнем изучение следующего раздела, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон. -На какие два больших класса делятся текстильные волокна? Отгадайте загадку. По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан. -Овца – это кто? -Волокно, какого происхождения можно получить от овцы? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? | Учащиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы. Предполагаемые ответы: Ткань, материал… Материаловедени Натуральные и химические. О волокнах. Овца. Животное. - От овцы можно получить волокна животного происхождения. | Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | 1.Целеполагание и постановка задач. 2. Систематизацияимеющиеся у учащихся знаний. 3.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. 4. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу». 5.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 6.Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия. | - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей» (слайд 1) Вспомним…Опрос. ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Вспомним правила работы в группе. Учитель раздает образцы тканей шерсть, хлопок, лён и шёлк и предлагает детям найти шерстяную ткань. Поднимите выбранный вами лоскуток и покажите всему классу. У кого нет результата? Кто смог выполнить? У кого возникли трудности? | Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний. Хлопок, лён, лён, лён, ткачество, гладкокрашеная, ярче рисунок, осыпаемость, усадка, гигиенические, льняные, Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и найти способ решенияпроблемы | -П.извлечение необходимой информации из текстов -Р.выполнение пробного учебного действия -К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Устные ответы Выполнение задания | |
Выявление места и причины затруднения. | На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. 1.Востановить выполненные операции и зафиксировать (вирбально и знаково) место где возникло затруднение. 2.Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения поставленной задачи. | В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает? | ЗАТРУДНЕНИЕ Я не смог определить шерстяную ткань. Я не знаю её качеств и свойств. Нет необходимых знаний по данной проблеме. | -П.анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Устные ответы | |
II. Изучение нового материала Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания. 1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2.Организовать нового способа действия речи. 3.Организовать фиксацию нового с помощью инструкционных карт. 4. Организовать уточнение общего характера нового знания. | Объяснение нового материала. -Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды (слайд 2) -Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке. Историческая справка о шерсти. -Шерсть – волосяной покров животных. Этот покров состоит из разных видов волокон Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно -Чем же на самом деле является золотое руно? - Золотое руно – это качественная шерсть овец. -Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных - Назовите их (слайд 3) Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке (слайд 4) -Ее сортируют – перебирают по качеству, треплют– разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений; промывают – горячей водой с мылом содой, сушат – в сушильных машинах. -Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки. Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены. Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице. ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ Длина – 2 – 45 см Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань. Цвет – белый, серый, рыжий черный. Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами. Упругие, ткани малосминаемы. Недостатки:пылеемкость, усадка. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера. - Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через проутюжильник. - Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз. - Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали (слайд 8) Физ. минутка Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и опасностей. Историческая справка. Что же такое шелк и чем он так уникален? - Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева и отсюда ее название. - Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии (слайд 5). - Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам. - Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити. - В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова. Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец. -Каковы свойства натурального шелка и тканей? ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ Длина – 600-900м Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные. Цвет – белый, кремоватый. Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Упругие, поэтому ткани малосминаемы. Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются. Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жженого пера. Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны. Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду (слайд8) Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся. Предприятия, занимающиеся переработкой шерсти и шелка распространены по всему миру. | Выступление ученика. Затруднения. Называют животных Выступления учеников. Затруднения. Выступление ученика. | -Л. смыслообразование, анализ, синтез, обобщение. -П.классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство. -К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения. | Наблюдение | |
III. Творческая практическая деятельность. Первичное закрепление, практическая работа с самопроверкой по эталону | Применение нового знания в типовых заданиях. 1.Организовать освоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач в группах. 2.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. 3.Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки | Практическая работа №1. «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка» Практическая работа №2. «Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей» Через 10 минут ответственный защитит перед классом работу в группе. | сравнивают, проговаривают о своих затруднениях Выполнение практической работы по группам | -П.анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство. -К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра. -Л. Осознание ответственности за общее дело. | Выполнение задания | |
Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Чтобы закрепить полученные знания, выполним тест (слайд 10) | Выполняют тест | -Л.нравственно-эстетическое оценивание усеваемого содержания. -П. анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия. | Выполнение задания | |
IV. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания. 1.организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 2.организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 4. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Подведём итог урока. Что нового вы сегодня открыли для себя. Пригодятся ли вам полученные знания? Оцените свою работу. Домашнее задание. § 12. Собрать коллекцию шерстяных и шелковых тканей. | Мы узнали многое о шерстяных и шёлковых тканях Я узнала… Я научилась…. Мне пригодится это… | -П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. -Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. -К.планирование учебного сотрудничества. | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Свойства текстильных материалов", технология, 5 класс
Тест по теме "Свойства текстильных материалов", раздел "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, технология, 5 класс, девочки, базовый уровень, состоит из 15 вопросов, имеющих 4 вариан...
Свойства текстильных материалов
Презентация Свойства текстильных материалов, 6 класс, свойства натуральных волокон....
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс "Свойство текстильных материалов"
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс "Свойство текстильных материалов"...
План - конспект урока по технологии 7 класс. "Свойства текстильных материалов"
План - конспект урока по технологии 7 класс. Темаурока "Свойства текстильных материалов" Тип урока: урок закрепление знаний. Цель: формирование умений определять состав материалов по и...
Презентация "Свойства текстильных материалов"
презентация...
«Изучение свойств текстильных материалов из шерсти и шёлка»
Основой проектирования урока «Изучение свойств текстильных материалов из шерсти и шёлка» является системно-деятельностный подход к процессу обучения. Урок был выстроен с ис...
Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.
21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...