«Изучение свойств текстильных материалов из шерсти и шёлка»
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему
Основой проектирования урока «Изучение свойств текстильных материалов из шерсти и шёлка» является системно-деятельностный подход к процессу обучения. Урок был выстроен с использованием современных педагогических технологий (технологии активно-продуктивного чтения; технологии проблемного обучения, технологии сжатия учебной информации, обучения в сотрудничестве). При применении этих технологий учащиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их сами, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_tehnologiya_.docx | 974.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Изучение свойств текстильных материалов из шерсти и шёлка».
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Создание условий для усвоения учащимися знаний о натуральных волокнах животного происхождения и формирования элементарных представлений о свойствах тканей и их значении при изготовлении швейных изделий.
Задачи:
- Предметные:
- систематизировать знания основ материаловедения;
- сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения, технологии их производства;
- развивать навыки и умения различать волокна по своему составу;
- сформировать представления о свойствах шерстяных и шелковых тканей;
- актуализировать умения и навыки подбора изделия для своего гардероба по определённым свойствам и типам ткани.
- Метапредметные:
Формировать познавательные УУД:
- умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации;
- умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа;
- умение структурировать полученные знания;
- умения сформулировать алгоритм действий при работе с тканью;
- умения сравнивать и делать правильный подбор тканей для определённых целей или готовых изделий.
Формировать регулятивные УУД:
- умение творчески подходить к решению учебных задач;
- умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала;
- умение планировать собственную деятельность;
- умение определять свою роль в работе группы и оценивать свой вклад в общий результат.
Формировать коммуникативные УУД:
- умение вести учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
- умение логически рассуждать, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- умение представлять результаты познавательной деятельности в учебном диалоге, в представлении выполненной работы, а также в виде письменных работ.
- Личностные:
- умение устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом;
- умение планировать и выполнять поставленные задачи;
- развитие самостоятельности и личной ответственности;
- умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников.
Педагогические технологии: технология активно-продуктивного чтения; технология проблемного обучения, технология сжатия учебной информации, обучение в сотрудничестве.
Методы и приемы обучения: «облака слов», подводящий диалог, «интеллект – карты», практического обучения.
Оборудование: компьютер под управлением ОС Windows, проектор, презентация, видеофрагменты, лупы.
Раздаточные материалы: опорные таблицы, схемы получения волокон животного происхождения, листы с текстами, лоскутки ткани, «облака слов»
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая
Ход урока
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Примечания | |
I. Организационный момент | |||
Приветствует. Заполняет электронный журнал, отмечает отсутствующих. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу. Раздает карточки с «облаками слов» и предлагает ответить на 2 вопроса: Как вы думаете, какой раздел технологии мы продолжим сегодня изучать? Что изучает этот раздел? | Настраиваются на урок. Вспоминают название раздела предметной области технология, связанной с изучением тканей. Проявляют эмоциональное отношения в учебно-познавательной деятельности. Выдвигают предположение о теме урока. | Приложение № 1 | |
II. Проверка имевшихся ранее знаний по разделу материаловедения | |||
Предлагает учащимся при помощи «облака слов» заполнить пустые графы в схеме «виды волокон». | Заполняют схему, при этом повторяют раннее изученный материал | Приложение №2 | |
III. Постановка темы, обсуждение целей и задач урока | |||
Организует эвристическую беседу с опорой на уже имеющиеся знания о производстве тканей и видах волокон. Выявляет пробелы в знаниях и ликвидирует их. Помогает учащимся обобщить знания о материаловедении в стройную систему и определить тему урока. -Какие волокна из «облака слов» мы ещё не изучали?» | Отвечают на вопросы, опираясь на свои знания и кругозор. Формулируют тему и цели урока, делают запись в тетрадь | Приложение № 1 | |
IV. Проблемное изложения нового знания | |||
Показывает видеофрагменты о процессе производства тканей из шерсти и шёлка. Делит учащихся на группы. Выдает на каждую группу распечатку текста [1] и задания к тексту. Просит за 10–15 минут решить в группах проблему: изучив тексты, коллегиально ответить на задания к тексту. Координирует действия учащихся. Выполняет роль консультанта, отвечает на вопросы, которые вызывают затруднения. Обсуждает и проверяет результаты работы с текстом. Организует динамическую паузу. | Развивают навыки функционального чтения: выделяют главное в тексте; осмысливают полученную в результате чтения информацию; ведут диалог в группах; учатся высказывать свое предположение на основе работы с раздаточным материалом; формируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Выбирают музыкальную тему для релаксирующих движений. | Приложения № 3, 4, 5 | |
V. Лабораторно - практическая работа «Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей» | |||
Организует проведение исследовательского эксперимента в парах при выполнении лабораторно-практической работы «Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей». Выдаёт наборы лоскутов тканей. Проводит инструктаж: знакомит с инструкционной картой по выполнению работы; с формой отчета; показывает приемы выполнения работы; организует взаимоконтроль лабораторно-практической работы; дает общую оценку парам за выполнение лабораторно - практической работы. | Знакомятся с инструкционной картой, формой отчета, рассматривают образцы; выполняют лабораторно-практическую работу; применяют на практике полученные знания; данные лабораторно-практической работы записывают в форму отчета; производят взаимоконтроль, материалами учебника корректируют знания и умения. | Приложение № 6 | |
VI. Закрепление изученного материала | |||
Предлагает каждой команде составить «интеллект – карту» на основе полученных знаний о шерстяных и шёлковых тканей. Выполняет роль консультанта, отвечает на вопросы, которые вызывают затруднения. Обсуждает и корректирует работу учащихся. Демонстрирует лучшие работы. | Развивают навыки структурирования и анализа информации при создании интеллект – карт; учатся фиксировать свои знания, при помощи логической цепочки рассуждений; учатся устанавливать причинно-следственные связи; учатся т визуализировать полученную информацию. | Приложение № 7 | |
VII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания | |||
Предлагает дома продолжить работу над своей личной «интеллект – картой». | отрабатывают алгоритм по изученной теме; творчески перерабатывают изученную информацию; | Приложение № 7 | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||
Предлагает учащимся оценит себя в листе самооценки и поставить нужную оценку в графе «итоговая оценка» и смайлик, соответствующий уровню восприятия прошедшего урока. | оценивают и самооценивают свою учебную деятельность; выражают эмоции по поводу урока. | Приложение № 8 |
Список литературы
- Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.: ил.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2015. 176 с. (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).
- Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС: методическое пособие. СПб.: КАРО, 2013.
Приложение № 1 «Облака слов» Приложение № 2 «Собери таблицу»
Приложение № 3 Текст по теме
“Ткани из волокон животного происхождения” (история)
Прочитайте внимательно текст:
Одним из самых древних и ценных видов текстильного сырья является шерсть, обладающая такими особыми свойствами, как способность к валке и сохранению тепла. Шерсть - это волосяной покров животных, который поддается переработке в пряжу или войлок.
Историки и ученые предполагают, что ткани из шерсти у многих народов возникли гораздо раньше льняных. Ведь в самые древние времена человек сначала имел дело со шкурами животных, из которых строил свои жилища и шил одежду. Добыча волокна из растений возникла гораздо позже, поэтому и предполагается, что первой ниткой человека была именно шерстяная.
В 9—10 тысячелетии до н.э. люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. В отличие от других волокон, история производства которых была связана с конкретной страной или местом, история шерсти принадлежит всему миру. Остатки шерстяных тканей находили во всех обитаемых частях света при раскопках поселений древних людей.
Основную массу шерсти получают с овец. Шерсть, полученную после стрижки овец, называют руном. Лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Меринос - это уникальная порода овец, которая уже не один десяток лет разводится исключительно ради тонкорунной шерсти высокого качества. Эта шерсть удивительно мягкая, прочная и долговечная. Мериносы вплоть до 18 века разводились исключительно в Испании, ведь эта страна владела монополией на производство их шерсти. А вывоз овец этой породы за пределы страны карался смертной казнью. В средневековье изделия из шерсти мериносов было позволено только членам королевской семьи.
Однако после поражения, которое Испания потерпела от Англии, мериносы попали в руки предприимчивых британцев. И именно с их судов они впервые попали в английские колонии – Австралию и Новую Зеландию, где сейчас разводятся. Несмотря на жаркий климат, эти страны стали идеальным местом для разведения мериносов. Только в Австралии сейчас действует 70 тысяч хозяйств, которые профессионально разводят овец. Для Новой Зеландии многие десятилетия шерсть мериноса была первой строкой экспорта и ее визитной карточкой.
Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были ламы, викуньи, альпаки, в Азии — верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а из грубого волоса делали приводные ремни для машин, долго считавшиеся самыми прочными.
А теперь узнаем еще об одном уникальнейшем волокне животного происхождения как шелк.
Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового или дубового шелкопряда. Разные виды шелкопряда нуждаются в разных условиях для жизнедеятельности. Тутовый шелкопряд еще называют домашним шелкопрядом. При разведении его в закрытом помещении цикл роста составляет около 40 дней. Дубовый шелкопряд является диким, его разводят в лесных массивах, цикл роста – 6 месяцев.
Родиной шелка считается древний Китай. Согласно множеству легенд, культура шелководства возникла около V тыс. лет до н.э. на берегах Великой Желтой реки. Наиболее примечательно предание о Лэй Цзу, первой супруге Желтого императора, легендарного предка китайцев, жившего в центральных районах Китая около 5000 лет назад. Переехав к мужу из юго-западной части страны, Лэй Цзу привезла с собой секрет выращивания тутового шелкопряда.
Более 2000 лет тому назад император У Ди направил своего посланца на запад, чтобы проложить дорогу, по которой пойдут караваны с шелком. Большой спрос на шёлк из Европы послужил началом великому Шёлковому пути. Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а носить его позволено было только очень богатым людям. Император Юлий Цезарь демонстрировал свое могущество тем, что при триумфальном вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань.
Естественно, секрет изготовления шелка в Китае охранялся с особым трепетом. Отсюда, кстати, и абсолютно фантастические представления о происхождении шелковых нитей у древних мыслителей: мол, и на деревьях они растут, и продуктом жизнедеятельности животного с большими рогами являются, и не нити это вообще, а пух особых птиц... За контрабанду листьев тутового дерева и личинок шелкопряда по китайским законам предполагалась мучительная смерть. Но жажда прибыли (а ведь шелк ценился в буквальном смысле на вес золота, фунт на фунт) взяла свое.
Приблизительно в V веке шелк был вывезен из Китая, и одновременно началось его производство в нескольких странах мира. Опять таки по легенде, один хитрый индийский раджа посватался к китайской принцессе. А в качестве приданого возжелал - угадайте, что? И бедная невеста привезла личинок тутового шелкопряда и семена шелковицы... прямо в своей высокой свадебной прическе.
В странах Средиземноморья производство шелковой ткани получило распространение примерно в то же время, когда в Константинополь из Китая впервые доставили грену (яйца) тутового шелкопряда. В роли контрабандистов были монахи, спрятавшие личинок в пустотах своих посохов.
В средние века шелковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). А уж в XVIII веке по всей Западной Европе вовсю ткали собственный шелк.
Приложение № 4 Выполните задания к тексту:
задание № 2 к тексту «Шерстяные и шёлковые ткани» |
1. Ответьте на вопросы к тексту:
2. Сосчитайте сколько лет Китай был единственным хранителем секрета производства шёлка:________________________________________________________ 3. Вставьте пропущенное слово: Шерсть, полученную после стрижки овец, называют ________________________ |
задание № 3 Дополнительный вопрос – бонус к тексту «Шерстяные и шёлковые ткани» |
Что означает выражение “золотое руно”. Запишите свои предположения:______________________________________________ __________________________________________________________________________ |
Приложение № 5 Слайды презентации
Приложение № 6 Лабораторно – практическая работа
«Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»
Материалы и инструменты: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, лупа, лоток, учебник, тетрадь, карточка-определитель.
Последовательность выполнения работы.
- Рассмотрите образцы шерсти и натурального шелка под лупой.
- Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении.
- Сравните волокна по внешнему виду.
- Сравните волокна на ощупь.
- Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка.
- Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
- Определите осыпаемость ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе. Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей. Средняя осыпаемость - 3 - 4 нити сразу. Не осыпается - одну нить вынули с трудом.
Признак | Шерстяная | Натуральный шелк | |
внешний вид ткани и волокон | Блеск | малозаметный | нерезкий |
Гладкость | шероховатая | гладкая | |
Мягкость | средней жесткости | мягкая | |
Сминаемость | малая | малая | |
Извитость нитей | извитые | прямые | |
Вид обрыва нити | пушистая кисточка | гладкая кисточка | |
свойства ткани | Драпируемость | средняя | высокая |
Гигроскопичность | значительная | значительная | |
Теплозащитность | высокая | выше среднего | |
Усадка | значительная | значительная | |
Осыпаемость | средняя | значительная |
Приложение № 7 Пример «Интеллект-Карты»
Приложение № 8
составь таблицу | работа в группе | устные ответы | лаб-практ. работа | интеллект-карта | сумма баллов | оценка |
1-4 балла | 1-3 балла | по 1 баллу | 1-4 баллов | 1-5 баллов | ||
Норма оценки: 7-9 баллов – оценка «3», 10 -14 баллов – оценка «4» ,
более 15– оценка «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Свойства текстильных материалов", технология, 5 класс
Тест по теме "Свойства текстильных материалов", раздел "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, технология, 5 класс, девочки, базовый уровень, состоит из 15 вопросов, имеющих 4 вариан...
Свойства текстильных материалов
Презентация Свойства текстильных материалов, 6 класс, свойства натуральных волокон....
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс "Свойство текстильных материалов"
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс "Свойство текстильных материалов"...
План - конспект урока по технологии 7 класс. "Свойства текстильных материалов"
План - конспект урока по технологии 7 класс. Темаурока "Свойства текстильных материалов" Тип урока: урок закрепление знаний. Цель: формирование умений определять состав материалов по и...
Презентация "Свойства текстильных материалов"
презентация...
Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.
21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...
Урок технологии в 7 классе "Свойства текстильных материалов. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств"
Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения и тканей из них; научить школьниц определять свойства и состав материал...