Открытый урок 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Ярошенко Наталья Леонидовна

Открытый урок 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass.docx47.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г. Керчи РК « Школа № 5»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

« Инструментальные и конструкционные стали.

 Виды сортового  проката. »

Составила  учитель технологии

________________ Н.Л.Ярошенко

г.Керчь 2019 г.

Урок по технологии  №

Предмет: Технология

Класс: 6 класс; 10.12.2019 г.

Тема урока : Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового     проката.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Планируемые результаты :

- предметные УУД: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с  классификацией, строением и свойствами стали; научиться анализировать учебный материал и работать с раздаточным и иллюстрационным материалом;

- метапредметные УУД:

- формировать регулятивные УУД: выявление объективной учебной информации , необходимой для усвоения ; осуществлять контроль своей деятельности , уметь оценивать то, что уже усвоено, правильность выполнения учебной задачи;

- формировать познавательные УУД: уметь определять понятия ,создать обобщения ; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- формировать коммуникативные УУД: уметь слушать и грамотно вступать в диалог, беседу учащимися и учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

- формировать личностные УУД: приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками ; анализировать, делать выводы.

Материально–техническое оснащение урока: учебники, конспекты учащихся, ноутбук, проектор, презентация « Классификация сталей. Термическая обработка сталей », образцы металлов: чугун и сталь с изломом.

Литература: Технология. Технический труд. 6 класс; учебник под ред. В.М.Казакевича, Г.А. Молевой;  Дрофа, 2014г.

Оформление доски: тема урока: новые слова и словосочетания.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний по теме « Свойства металлов и сплавов ».

- Что такое сплав? ( Сплав – сложное вещество, состоящее из двух и более металлов или неметаллов с характерными для них свойствами .)

- Что характеризуют технологические свойства? ( Способность данного материала подвергаться различным видам обработки .)

- Каковы механические свойства металлов и сплавов? ( Прочность , твердость, упругость, пластичность. Свойства металлов зависят от их состава. Изменяя состав металла, можно получить нужное свойство.)

- Чем отличается сталь от чугуна? ( Сталь – сплав железа с углеродом, где содержание углерода до 2,14 %. Чугун – сплав железа с углеродом, где содержание углерода более 2,14 %.; обычно 3-4,5%.)

III .  Мотивация изучения темы:  

    В современном производстве  металлообработке отводят особую роль. Основными машиностроительными материалами являются металлы и   сплавы - основа тяжёлой индустрии, без них не может развиваться ни одна отрасль народного хозяйства. Большинство используемых в промышленности металлов представляют собой сплавы. Основу машиностроительных материалов составляют сплавы железа, в первую очередь Стали.

    Стали – это сплавы железа с углеродом и другими элементами, содержащие до 2,14 % углерода. Углерод – важнейшая примесь стали. От его содержания зависят прочность, твёрдость и пластичность стали. В настоящее время в технике используется более 12 тысяч железных сплавов, главным образом сталей.

3.1 Изложение нового материала.

 Рассказ учителя о классификации металлов и сплавов.

Стали классифицируются:

по химическому составу –

  • углеродистые;
  • легированные;

по назначению -

  • конструкционные ( для изготовления деталей машин и механизмов);
  • инструментальные ( для изготовления различных инструментов);
  • специальные ( электротехнические, с особыми магнитными свойствами).

     При маркировке сталей принято использовать буквенно-цифровые обозначения.

     Углеродистые стали.

     Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества содержат повышенное количество серы и фосфора. Маркируются: Ст2, Ст3 и т.д., где к индексу группы стали Ст добавляется цифра от 0 до 6 ( условный номер марки стали).  С увеличением номера возрастает прочность и снижается пластичность стали. Из этих сталей делают гайки, болты, листовой прокат и др.

     Углеродистые конструкционные качественные углеродистые стали маркируются двумя цифрами; число свидетельствует о среднем содержании углерода в сотых долях процента: Сталь 08, Сталь 10, Сталь 45, значит, содержание углерода соответственно 0,08%, 0,10%, 0,45%. Из этих сталей делают зубчатые колеса, валы, оси и др.

     Инструментальные качественные углеродистые стали маркируются буквой У                               ( углеродистая) и числом, указывающим содержание углерода в десятых долях процента: Сталь У8, Сталь У13, т.е. содержание углерода соответственно 0,8% и 1,3%. Из этих сталей делают зубила, ножницы по металлу, напильники.

     Инструментальные высококачественные углеродистые стали маркируются аналогично качественным инструментальным сталям , но в конце ставится буква А, для обозначения высокого качества стали: У10А.

     Легированные стали.

Обозначение буквенно-цифровое. Легирующие добавки в сталях обозначают буквами русского алфавита: Х- хром, Н – никель, М- молибден, В – вольфрам, К – кобальт, Т – титан, А – азот, М- марганец, Д- медь, Ф- ванадий, С- кремний, П- фосфор, Р- бор, Б- ниобий, Ц- цирконий, Ю - алюминий. Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.

     Легированные конструкционные качественные стали маркируют так:                         Сталь 15Х25Н19ВС2. Стоящее в начале двузначное число показывает содержание углерода в сотых долях процента. Далее перечисляются легирующие элементы. Число, следующее за условным обозначением элемента, показывает его содержание в процентах. Если число не стоит, то содержание элемента не превышает 1,5%. В указанной марке стали содержится 0,15% углерода, 25% хрома, 19% никеля, до 1,5% вольфрама, 2% кремния.

     Легированные конструкционные высококачественные стали обозначают так же, как качественные легированные стали, но в конце марки указывается символ А.

     Легированные инструментальные стали маркируют так: Сталь 9ХС, Сталь ХВГ. В начале марки указывается однозначное число, показывающее содержание углерода в десятых долях процента . Далее перечисляются легирующие элементы с указанием их содержания.

Некоторые стали имеют нестандартные обозначения.

     Быстрорежущие инструментальные стали маркируют так: сталь Р18, где Р – индекс данной группы сталей. Содержание углерода здесь более 1%. Число показывает содержание основного легирующего элемента – вольфрама. В указанной стали содержание вольфрама – 18%.

Виды сортового     проката

      В машиностроении, строительстве и на транспорте широко применяется металлический прокат: листы, полосы, рельсы, балки и т. д. Его получают в результате сжатия слитка металла в горячем или холодном состоянии между вращающимися валами прокатного станка.  Таким образом обрабатывают цветные металлы и их сплавы. Профиль проката (форма его поперечного сечения) зависит от формы валов. Основные профили продукции прокатного производства, называют сортовым прокатом.  Различают сортовой прокат как простой (кругляк, квадрат, шестигранник, полосы) и фасонные (рельс, балка, швеллер и т. д.). Чаще всего сортовой прокат используется в качестве заготовок различных деталей. Например : из шестигранника изготавливают болты гайки. Из круглого проката вытягивают детали цилиндрических форм . Прокаткой можно придать заготовке форму готовой детали, тем самым избежать дополнительной обработки, а следовательно уменьшить расходы металла, сэкономить время.  Сортовой прокат один из видов полуфабрикатов. Так называют продукт труда, предназначенный для дальнейшей переработки.

https://pandia.ru/text/78/019/images/image001_39.jpgб)https://pandia.ru/text/78/019/images/image002_7.jpgв)https://pandia.ru/text/78/019/images/image003_5.jpgг)https://pandia.ru/text/78/019/images/image004_3.jpg

д) https://pandia.ru/text/78/019/images/image005_0.jpgе) https://pandia.ru/text/78/019/images/image006_2.jpg

3.2 Проблемная ситуация.

( Учитель показывает учащимся образцы стали и чугуна с изломом.)

     Возможно ли получение нужных свойств без изменения состава? Рассмотрим строение чугуна и стали на изломе. Металл имеет зернистое строение . Размер и форма зерен зависят от расположения молекул внутри зерна. У чугуна зерна крупнее, у стали мельче. Чугун – хрупкий металл по сравнению со сталью. Крупные зерна придают хрупкость, мелкие зерна – вязкость и прочность.

IV . Беседа с учащимися.

     В середине 19 века, когда в русской армии стремились заменить бронзовые и чугунные пушки более мощными стальными, чрезвычайно острой была проблема изготовления орудийных стволов высокой прочности. Несмотря на то, что металлурги знали рецепты выплавки и литья стали, орудийные стволы очень часто разрывались. Что могло быть причиной?

     На этот вопрос ответил ученый- металлург Дмитрий Константинович Чернов. Он выявил, что сплавы, из которых сделаны стволы, имеют разное строение. Чернов изучил весь процесс изготовления и установил, что они находились в различных температурных условиях. Следовательно, на строение и на свойства влияет не только состав, но и процесс нагревания и охлаждения. Исследовав процесс нагревания и охлаждения стали, Чернов получил график изменения свойств стали. При нагревании происходит перегруппировка молекул, которая приводит к изменению величины зерна, а значит, и свойства металла.

V. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"

Урок предназначен для детей  7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...

Презентация Открытый урок класс баяна

Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих  навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...