Открытый урок 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Керчи РК « Школа № 5»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
« Инструментальные и конструкционные стали.
Виды сортового проката. »
Составила учитель технологии ________________ Н.Л.Ярошенко |
г.Керчь 2019 г.
Урок по технологии №
Предмет: Технология
Класс: 6 класс; 10.12.2019 г.
Тема урока : Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Планируемые результаты :
- предметные УУД: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с классификацией, строением и свойствами стали; научиться анализировать учебный материал и работать с раздаточным и иллюстрационным материалом;
- метапредметные УУД:
- формировать регулятивные УУД: выявление объективной учебной информации , необходимой для усвоения ; осуществлять контроль своей деятельности , уметь оценивать то, что уже усвоено, правильность выполнения учебной задачи;
- формировать познавательные УУД: уметь определять понятия ,создать обобщения ; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- формировать коммуникативные УУД: уметь слушать и грамотно вступать в диалог, беседу учащимися и учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
- формировать личностные УУД: приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками ; анализировать, делать выводы.
Материально–техническое оснащение урока: учебники, конспекты учащихся, ноутбук, проектор, презентация « Классификация сталей. Термическая обработка сталей », образцы металлов: чугун и сталь с изломом.
Литература: Технология. Технический труд. 6 класс; учебник под ред. В.М.Казакевича, Г.А. Молевой; Дрофа, 2014г.
Оформление доски: тема урока: новые слова и словосочетания.
Ход урока
I . Организационный момент.
II . Актуализация знаний по теме « Свойства металлов и сплавов ».
- Что такое сплав? ( Сплав – сложное вещество, состоящее из двух и более металлов или неметаллов с характерными для них свойствами .)
- Что характеризуют технологические свойства? ( Способность данного материала подвергаться различным видам обработки .)
- Каковы механические свойства металлов и сплавов? ( Прочность , твердость, упругость, пластичность. Свойства металлов зависят от их состава. Изменяя состав металла, можно получить нужное свойство.)
- Чем отличается сталь от чугуна? ( Сталь – сплав железа с углеродом, где содержание углерода до 2,14 %. Чугун – сплав железа с углеродом, где содержание углерода более 2,14 %.; обычно 3-4,5%.)
III . Мотивация изучения темы:
В современном производстве металлообработке отводят особую роль. Основными машиностроительными материалами являются металлы и сплавы - основа тяжёлой индустрии, без них не может развиваться ни одна отрасль народного хозяйства. Большинство используемых в промышленности металлов представляют собой сплавы. Основу машиностроительных материалов составляют сплавы железа, в первую очередь Стали.
Стали – это сплавы железа с углеродом и другими элементами, содержащие до 2,14 % углерода. Углерод – важнейшая примесь стали. От его содержания зависят прочность, твёрдость и пластичность стали. В настоящее время в технике используется более 12 тысяч железных сплавов, главным образом сталей.
3.1 Изложение нового материала.
Рассказ учителя о классификации металлов и сплавов.
Стали классифицируются:
по химическому составу –
- углеродистые;
- легированные;
по назначению -
- конструкционные ( для изготовления деталей машин и механизмов);
- инструментальные ( для изготовления различных инструментов);
- специальные ( электротехнические, с особыми магнитными свойствами).
При маркировке сталей принято использовать буквенно-цифровые обозначения.
Углеродистые стали.
Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества содержат повышенное количество серы и фосфора. Маркируются: Ст2, Ст3 и т.д., где к индексу группы стали Ст добавляется цифра от 0 до 6 ( условный номер марки стали). С увеличением номера возрастает прочность и снижается пластичность стали. Из этих сталей делают гайки, болты, листовой прокат и др.
Углеродистые конструкционные качественные углеродистые стали маркируются двумя цифрами; число свидетельствует о среднем содержании углерода в сотых долях процента: Сталь 08, Сталь 10, Сталь 45, значит, содержание углерода соответственно 0,08%, 0,10%, 0,45%. Из этих сталей делают зубчатые колеса, валы, оси и др.
Инструментальные качественные углеродистые стали маркируются буквой У ( углеродистая) и числом, указывающим содержание углерода в десятых долях процента: Сталь У8, Сталь У13, т.е. содержание углерода соответственно 0,8% и 1,3%. Из этих сталей делают зубила, ножницы по металлу, напильники.
Инструментальные высококачественные углеродистые стали маркируются аналогично качественным инструментальным сталям , но в конце ставится буква А, для обозначения высокого качества стали: У10А.
Легированные стали.
Обозначение буквенно-цифровое. Легирующие добавки в сталях обозначают буквами русского алфавита: Х- хром, Н – никель, М- молибден, В – вольфрам, К – кобальт, Т – титан, А – азот, М- марганец, Д- медь, Ф- ванадий, С- кремний, П- фосфор, Р- бор, Б- ниобий, Ц- цирконий, Ю - алюминий. Легированные стали применяют для изготовления рессор, пружин, фрез, плашек, метчиков, сверл и т.д.
Легированные конструкционные качественные стали маркируют так: Сталь 15Х25Н19ВС2. Стоящее в начале двузначное число показывает содержание углерода в сотых долях процента. Далее перечисляются легирующие элементы. Число, следующее за условным обозначением элемента, показывает его содержание в процентах. Если число не стоит, то содержание элемента не превышает 1,5%. В указанной марке стали содержится 0,15% углерода, 25% хрома, 19% никеля, до 1,5% вольфрама, 2% кремния.
Легированные конструкционные высококачественные стали обозначают так же, как качественные легированные стали, но в конце марки указывается символ А.
Легированные инструментальные стали маркируют так: Сталь 9ХС, Сталь ХВГ. В начале марки указывается однозначное число, показывающее содержание углерода в десятых долях процента . Далее перечисляются легирующие элементы с указанием их содержания.
Некоторые стали имеют нестандартные обозначения.
Быстрорежущие инструментальные стали маркируют так: сталь Р18, где Р – индекс данной группы сталей. Содержание углерода здесь более 1%. Число показывает содержание основного легирующего элемента – вольфрама. В указанной стали содержание вольфрама – 18%.
Виды сортового проката
В машиностроении, строительстве и на транспорте широко применяется металлический прокат: листы, полосы, рельсы, балки и т. д. Его получают в результате сжатия слитка металла в горячем или холодном состоянии между вращающимися валами прокатного станка. Таким образом обрабатывают цветные металлы и их сплавы. Профиль проката (форма его поперечного сечения) зависит от формы валов. Основные профили продукции прокатного производства, называют сортовым прокатом. Различают сортовой прокат как простой (кругляк, квадрат, шестигранник, полосы) и фасонные (рельс, балка, швеллер и т. д.). Чаще всего сортовой прокат используется в качестве заготовок различных деталей. Например : из шестигранника изготавливают болты гайки. Из круглого проката вытягивают детали цилиндрических форм . Прокаткой можно придать заготовке форму готовой детали, тем самым избежать дополнительной обработки, а следовательно уменьшить расходы металла, сэкономить время. Сортовой прокат один из видов полуфабрикатов. Так называют продукт труда, предназначенный для дальнейшей переработки.
б)в)г)
д) е)
3.2 Проблемная ситуация.
( Учитель показывает учащимся образцы стали и чугуна с изломом.)
Возможно ли получение нужных свойств без изменения состава? Рассмотрим строение чугуна и стали на изломе. Металл имеет зернистое строение . Размер и форма зерен зависят от расположения молекул внутри зерна. У чугуна зерна крупнее, у стали мельче. Чугун – хрупкий металл по сравнению со сталью. Крупные зерна придают хрупкость, мелкие зерна – вязкость и прочность.
IV . Беседа с учащимися.
В середине 19 века, когда в русской армии стремились заменить бронзовые и чугунные пушки более мощными стальными, чрезвычайно острой была проблема изготовления орудийных стволов высокой прочности. Несмотря на то, что металлурги знали рецепты выплавки и литья стали, орудийные стволы очень часто разрывались. Что могло быть причиной?
На этот вопрос ответил ученый- металлург Дмитрий Константинович Чернов. Он выявил, что сплавы, из которых сделаны стволы, имеют разное строение. Чернов изучил весь процесс изготовления и установил, что они находились в различных температурных условиях. Следовательно, на строение и на свойства влияет не только состав, но и процесс нагревания и охлаждения. Исследовав процесс нагревания и охлаждения стали, Чернов получил график изменения свойств стали. При нагревании происходит перегруппировка молекул, которая приводит к изменению величины зерна, а значит, и свойства металла.
V. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
открытый урок класс насекомые
открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"
Урок предназначен для детей 7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...
Презентация Открытый урок класс баяна
Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...