«Оригами в лоскутном шитье» 7 класс
методическая разработка по технологии (7 класс)
Oзнакомление с техникой оригами из ткани, изготовление панно в технике оригами из ткани. Расширение кругозора учащихся по теме декоративно-прикладного творчества, познакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении лоскутной пластики, обучить новым рабочим приемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Тема урока «Оригами в лоскутном шитье»
7 класс
Выполнила учитель технологии
Литвинова Ольга Борисовна
Клин, 2015
Тема урока «Оригами в лоскутном шитье».
Цель: ознакомление с техникой оригами из ткани, изготовление панно в технике оригами из ткани.
Задачи:
- Обучающая: расширить кругозор учащихся по теме декоративно-прикладного творчества в процессе изучения данного вида рукоделия, познакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении лоскутной пластики, обучить новым рабочим приемам.
- Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций — анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, инициативы.
- Воспитательная: воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов.
План урока:
I. Организационный момент (5 мин.)
II. Теоретическая часть (20 мин.)
III. Практическая часть (45мин.)
IV. Закрепление нового материала (5 мин.)
V. Подведение итогов урока (10 мин.)
VI. Домашнее задание (5 мин.)
Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов.
Объект работы: образцы тканей.
Наглядно-иллюстрированный материал:
Образцы швейных изделий выполненных в технике оригами (Слайд 3-5);
Пооперационная последовательность выполнения деталей «Окантовка», «Цветы»;
Инструкционные карты (Приложение 1,2);
Лоскуты тканей, шаблоны, ножницы, булавки;
Презентация «Оригами из ткани».
Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): швейная машинка, утюг, ножницы, иглы, ткань, рабочая тетрадь, ручка, линейка для раскроя.
Межпредметные связи: черчение, история.
Профориентация: профессия декоратор, технолог.
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу на уроке.
II. Теоретическая часть (20 мин.)
1.Сообщение темы и цели урока (Слайд 6)
Учитель читает стихотворение:
От платья мамы лоскуток,
От юбки бабушки квадраты,
А вот по краю полоса
От клетчатой рубашки брата.
И я добавлю к полотну
Квадрат от распашонки дочки.
Связующая поколенья нить -
Лоскутных одеял цепочка!
(Елена Фоломьёва)
Перед вами кусочки тканей. Что из них можно сделать? Какие изделия вы знаете? Как называется такая техника? Где и почему она была популярна? Мы сегодня познакомимся с вами с техникой выполнения «Панно в технике оригами из ткани».
- Какая цель нашего урока? (Ответы учащихся.)
- Мы познакомимся с японским искусством оригами из ткани. Создадим коллективную работу, выполненную в данной технике.
- Какие задачи перед нами стоят, чтобы достичь поставленной задачи? (Ответы учащихся.)
Задачи (Слайд 7)
- Познакомиться с историей;
- Научиться выполнять основные этапы и приемы в данной технике;
- Работать аккуратно;
- Соблюдать правила гигиены и техники безопасности.
2. Проверка знаний учащихся.
Учащиеся работают по карточкам контроля знаний.
— На какой стороне напечатанный ткани рисунок более яркий и четкий?
(На лицевой стороне (показать ткань).)
— Как определить нити основы и утка на ткани (раздать образцы ткани)?
(Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек — уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка — тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка — извитая).
— Что значит «заутюжить»? Обязательно демонстрация образца. (Отогнуть припуски на шов и закрепить их в таком положении).
3. Повторение правил техники безопасности.
При работе за швейной машиной.
При работе с утюгом.
При работе с тканью.
Объяснение нового материала:
- История оригами, оригами из ткани. (Сообщение учащегося) ( Слайд 8-11)
Сообщение (опережающее задание для учащихся).
Древнее японское искусство оригами — складывания из бумаги фигурок животных и птиц, бабочек, цветов и т.д. — ставшая популярной в последнее время. Справедливости ради надо сказать, что истоки этого увлекательного занятия, позволяющего из кусочков тканых материалов творить настоящие чудеса, состязаясь с природой в выдумке, можно найти и у нас, достаточно вспомнить как затейливо драпировались ткани при пошиве одежды в старину. Однако, оригами из ткани — явление особенное. Оно значительно моложе ориката (оригата) шестисотлетнего обычая красиво складывать бумагу, из поколения в поколение передававшегося в самурайском сословии. В нем своя философия, свои правила, свои приемы — совсем несложные, а результаты получаются просто поразительные при минимум затрат времени, сил и средств. Приспособлений никаких специальных не нужно. Понадобится только то, что есть в каждом доме: ножницы, иголки, нитки, швейная машина... Главный «инструмент» — это руки. Они будут искусными, если за дело браться в добром расположении духа. И этот добрый настрой обязательно перейдет в созданное руками изделие. Не случайно оригами издавна приписывали магические свойства.
Когда-то при помощи оригами вели «переписку»: признавались в любви, выражали почтение, подтверждали дружеские чувства и т.д. Каждая складка оригами несла свой смысл. Какое послание могут нести цветы из ткани? Если их делают для себя, украшая ими свою одежду, предметы обихода, жилище, то, по-видимому, таким образом человек сообщает о себе окружающим, что он открыт миру, всему новому и любит жизнь. Если цветок или изделие с ним дарят другому, то это как минимум демонстрация дружеского расположения. Возможна и более глубокая трактовка, если вспомнить символику, принятую в Европе: чертополох — доброта, гортензия — великодушие, щедрость, георгин — максимализм, колокольчик — консерватизм, тюльпан — достоинство, роза — красота и неприступность, астра — веселье, фрезия — бесстрашие и упрямство, пион — выносливость, гладиолус — трудолюбие и т.д.
Поделки из ткани складывать проще, чем фигурки из бумаги: неверно сделанный сгиб на бумаге уже не поправишь, тогда как ткань позволяет добиваться хорошего результата даже после нескольких ошибок. Цветы изготавливают на основе нескольких шаблонов (шесть из них, основные, даны в книге). Но прежде подбирают ткани контрастных расцветок, для придания цветку большей выразительности. При этом можно руководствоваться интуицией, а можно подсказками цветового круга. А затем начинается процесс создания цветка — по сути, во многом копирование форм и цветовых сочетаний, которые уже нашла Природа.
- Ознакомление с
- Основными терминами (Слайд 12);
- Основными материалами (Слайд13-14);
- Подбором тканей по цвету (Слайд 15);
- С дополнительными материалами (Слайд 16);
- С оборудованием и вспомогательными средствами (Слайд 17);
- Чтением схем (Слайд 18-19)
Основные термины
- шаблон - одно из шести основных выкроек для оригами из ткани, которые представляют собой круг, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, большой восьмиугольник, малый восьмиугольник.
- модуль - заготовка из ткани, выкроенная при помощи шаблона и отглаженная.
- основа - изделие, к которому прикрепляют цветы, сложенные из модулей заготовок.
- ткани - компаньоны - ткани, сочетающиеся по цвету фона, по узору, "негатив- позитив", гладкокрашеные и такого же цвета, но с рисунком.
Материалы
Для работы подходят ткани, которые хорошо держат сгибы, легко утюжатся, прочные и долговечные.
Ткани для модулей необходимы контрастные, одинаковой толщины, плотности, хорошо держащие форму и неосыпающиеся.
Ткани для основы подходят практически любые, главное, чтобы они гармонировали по цвету и фактуре с тканями декора.
Дополнительные материалы: бисер, бусины, лента.
Наглядные пособия, инструменты и оборудования
- образцы швейных изделий, выполненных в технике оригами;
- инструкционная карта №1;
- инструкционная карта №2;
- цветовой круг Гете;
- иглы, нитки, наперсток, булавки, портновский мел, измерительные инструменты, ножницы, утюг.
Ознакомление с инструкционной картой (см. Приложение 1,2)
Чтобы осуществить любой проект, необходимо придерживаться определенной последовательности. Выполнение проекта включает три этапа:
- -Поисково-конструкторский.
- -Практический.
- -Заключительный.
На первом этапе, поисково-конструкторском, решаем следующие пункты: выбор фона, размещение окантовки и цветов. Способы закрепления цветов на фоне.
- Распределение обязанностей
- Показ трудовых приемов.
III. Практическая часть (45 мин.): Изготовление модулей окантовки и цветов, оформление панно.
- Текущий инструктаж:
- Соблюдение гигиенических требований.
- Соблюдение правил безопасности во время работы.
2. Практическая работа.
- Контроль со стороны учителя
Инструкционно-технологические карты на столах у учащихся. Нам необходимо иметь два квадрата: для окантовки 15х15, для цветов 15х15 (Слайд 20)
- Инструкционно-технологическая карта «Изготовление модуля окантовки» (Приложение №1)(Слайд 21-23)
- Инструкционно-технологическая карта «Изготовление цветов» (Приложение №2)(Слайд 24-28)
- Коллективная работа учащихся. Изготовление основы панно и сборка лицевой стороны, обработка краев изделия. (Слайд 29)
Выкраивают фон для центральной части, детали листьев и задник. Для лицевой стороны панно собирается окантовка, по краям к ней притачивают полосы из лент. Готовая окантовка притачивается к ткани фона. Затем выполняется обработка краев панно. Панно дополняют листьями из ткани. Пришивают цветы к центральной части. Серединку цветка украсить бусинками. (Слайд 30)
Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
1. Контроль организации работы, самостоятельности.
2. Соблюдение требований культуры поведения.
3. Соблюдение правил техники безопасности.
Целевые обходы.
1. Проверка своевременного начала работы и организации рабочего места учащихся.
2. Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
3. Проверка правильности пользования документацией письменного инструктирования.
4. Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
5. Проверка соблюдения учащимся правил техники безопасности.
6. Проверка применяемых способов самоконтроля.
7. Прием и оценка практических работ учащихся.
IV. Закрепление нового материала (5 мин.)
— Какие изделия можно выполнить в технике оригами?
— Какие инструменты и материалы необходимы для выполнения работ в технике оригами из ткани?
— Что обозначают в переводе с немецкого языка слово «шаблон»?
— Из каких операций складывается процесс изготовления панно?
— Какой ткани отдается предпочтение в технике оригами?
V. Подведение итогов урока (5 мин.)
Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы приобщились к древнейшему виду народно-прикладного искусства – лоскутное шитье, познакомились с техникой оригами. Пришедшей к нам из Японии, выполнили изделие в этой технике, закрепили алгоритм проектной деятельности.
1. Сообщение о достижении цели урока.
Цель урока достигнута, т.к. учащийся хорошо освоил технику оригами из ткани и закрепил на практике весь изученный материал.
2. Анализ выполнения учащимися практических работ.
3. Показ лучших работ.
4. Разбор типичных ошибок.
5. Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
6. Сообщение критериев оценок и их аргументация.
VI. Домашнее задание (5 мин.)
Источники информации:
- Журнал «Чудесное мгновение» №5-6 – 2006г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Москва «Аким», 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер -класс: изготовление прихватки, в 5 классе Лоскутное шитье.
Лоскутное шитьё....
урок технологии в 5 классе "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья"
Урок технологии для девочек 5 класса по теме "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья" с презентацией...
Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.
Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....
Мастер-класс по лоскутному шитью "Лоскутные уголки"
Презентация поможет выполнить изделие из лоскута в технике объемных уголков. Материал подготовлен на основе авторских работ и интернет-источников. Будет полезен учителям технологии, педагогам дополнит...
"Лоскутное шитьё. ТБ . П.Р.№ 16 «Изготовление изделия в технике лоскутного шитья»
Технологическая карта урока . 5 класс....
План-конспект открытого урока на тему "Лоскутное шитье", презентация "Лоскутное шитье". 5класс
Данный материал предназначен для проведения урока в 5 классе на тему "Лоскутное шитье", целью которого является, ознакомление учащихся с лоскутным шитьем как древним и современным видом деко...
Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."
Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."Презентация может использоваться в 5- 8 классах, при проектной деятельности обучающих...