Рабочая программа по предмету "Технология", 5-8 классы (девочки)
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)
Программа по предмету "Технология"(девочк) для учащихся составлена в соответсвии с ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_devochki_2019-2020.docx | 72.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНА на методическом объединении Протокол № 1 от 29.08.2019 г. ПРИНЯТА педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Основная С. В. Вожик __________________ Приказ № 1 от 02.09.2019 г. |
Рабочая программа
по предмету «Технология»
для учащихся 5 - 8 классов (девочки)
Составитель:
Н.А. Вознесенская
г. Новокузнецк
Содержание
№ п/п | Название раздела | Номер страницы |
1 | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 3 |
2 | Содержание учебного предмета | 5 |
3 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 13 |
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 5-8 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1».
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ -компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Изучение предметной области "Технология" обеспечивает:
- развитие инновационной творческой деятельности учащихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" отражают:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
- Содержание учебного предмета «Технология»
Блок I. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Мир технологий
Потребности и технологии. Техносфера. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные
потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематическая схема. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.
Производственные технологии. Промышленные технологии.
Технологическая эпоха. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.
Технологии сельского хозяйства. Технологии растениеводства. Растениеводство, его структура, направления (в том числе в Кузбассе). Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах.
Технологии животноводства. Животноводство, его структура, направления (в том числе в Кузбассе). Понятие о технологии получения животноводческой продукции, ее основные элементы. Экологические проблемы развития сельскохозяйственного производства: поступление вредных веществ в почву, деградация и эрозия почвы, неправильное хранение и утилизация отходов животноводства, загрязнение атмосферы выбросами вредных веществ сельскохозяйственными предприятиями, уменьшение площади лесных массивов, изменение природного ландшафта.
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как
технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.
Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного
производства.
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка,сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии. Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными
свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов.
Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением.
Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.
Современные промышленные технологии получения продуктов питания.
Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков. Профессии на транспорте.
Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации
нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.
Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.
Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.
Технологии в сфере быта
Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Размещение оборудования на кухне. Хранение продовольственных и непродовольственных товаров.
Планировка жилого дома. Экологические материалы. Зонирование помещений жилого дома. Композиция в интерьере: виды композиции, ритм. Декоративное оформление интерьера (цвет, отделочные материалы, текстиль).
Использование комнатных растений в интерьере, их декоративная ценность и влияние на микроклимат помещения
Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее
развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения
помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.
Экология жилища. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Практические работы: «Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении», «Ознакомление с системой системы фильтрации воды», « Изучение конструкции водопроводных смесителей».
Водоснабжение и канализация в доме. Система водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счетчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией
Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками, при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом ее мощности. Пути экономии электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройств. Простейшие схемы устройства автоматики. Правила безопасной работы с электроустановками, при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Виды электронагревательных приборов. Характеристики бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными приборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.
Электроосветительные приборы. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Их преимущество, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Электронные приборы: телевизоры, DVD-плееры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение их срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Технологии обработки пищевых продуктов
Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи. Безопасные приёмы работы на кухне. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком. Основы здорового питания.
Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Профессия пекарь.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология приготовления горячего напитка.
Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Технология приготовления блюд из макаронных изделий.
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической и тепловой обработки овощей. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Значение яиц в питании человека. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц.
Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Требования к качеству готовых блюд.
Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса.
Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда.
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции.
Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога.
Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Электрические приборы для приготовления выпечки. Профессия кондитер.
Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.
Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов на праздник с помощью ПК.
Блок II. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся.
Способы представления технической и технологической информации
Правила построения чертежей, основные линии чертежа, масштаб, проекции на чертеже, технический рисунок, эскиз, чертеж, схема; правила безопасного выполнения чертежных работ. Чтение чертежей. Виды технической и технологической документации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Спецификации задания на изготовление продукта. Корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикеток
Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и поперечная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных и растительных волокон. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Технологическая карта. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия. Техники конструирования, моделирования, проектирования. Понятие модели. Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки, виды ручных стежков и строчек. Технические условия при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ. Требования к выполнению ручных работ.
Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов.
Классификация текстильных химических волокон. Виды и свойства тканей. Нетканые
материалы. Понятие о плечевой одежде. Понятие модели. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Конструирование плечевой одежды. Конструкции. Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Определение размеров фигуры человека. Моделирование плечевой одежды. Подготовка выкройки к раскрою. Правила кроя. Правила техники безопасности на рабочем месте. Выполнение ручных работ. Изготовление образцов ручных работ. Работа на швейной машине. Дефекты машинной строчки. Приспособления к швейной машине. Замена машинной иглы. Классификация машинных швов. Выполнение машинных швов. Раскрой плечевого изделия. Технология обработки мелких деталей изделия. Проведение примерки плечевой одежды. Устранение дефектов после примерки. Технология обработки плечевых и боковых срезов плечевого изделия. Обработка низа рукава плечевого изделия. Обработка нижнего среза. Технология обработки подкройной обтачкой горловины. Влажно-тепловая обработка готового изделия. Контроль качества готового изделия.
Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.
Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из источников Интернет - ресурсов. Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания и окантовывания среза.
Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем. Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание. Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом.
Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки. Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Материалы и инструменты для вязания. Основные виды петель при вязании крючком. Вязание полотна. Вязание по кругу. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом. Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Персонифицированность действий применения и разработки технологических решений Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Выбор способа при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи.
Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей . населения и рынка потребительских товаров. Изучение отдельных положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия
Способы продвижения продукта на рынке
Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план. Профессия маркетолог.
Введение в проектную деятельность.
Технологии творческой и опытнической деятельности
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цели и задачи проектной деятельности. Составные части годового творческого проекта.
Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.
Разработка проектного замысла по алгоритму: реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Оценка проекта. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации.
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации).
Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства).
Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации с помощью ПК.
Творческий проект «Планирование кухни - столовой».
Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для семьи».
Творческий проект «Наряд для завтрака».
Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой».
Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта.
Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома».
Творческий проект «Приготовление воскресного обеда для семьи».
Творческий проект «Наряд для семейного воскресного обеда».
Творческий проект «Вяжем аксессуары крючком и спицами».
Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта.
Творческий проект «Умный дом».
Творческий проект «Праздничный сладкий стол».
Творческий проект «Праздничный наряд».
Творческий проект «Подарок своими руками».
Творческий проект «Освещение помещения».
Творческий проект «Семейный бюджет».
Творческий проект «Бизнес-план семейного предприятия».
Творческий проект «Дом будущего».
Творческий проект «Мой профессиональный выбор» и др.
Блок III. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Предприятия Кузбасса, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях Кемеровской области, рабочие места и их функции. Предприятия Кузбасса, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих строительных технологий применяющихся на предприятиях Кемеровской области, профессии в области строительства. Производство и потребление энергии в Кузбассе, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства Кемеровской области, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам.
Трудовые ресурсы. Сферы и отрасли профессиональной деятельности. Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь».
Изменение соотношения числа работников в сфере материального производства и в непроизводственной сфере, судьба «новых» и «умирающих» профессий как следствие развития промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
Практические работы: «Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограмами массовых для региона профессий»; «Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда»; «Анализ объявлений о приеме/поиске рабочих мест в СМИ»; «Составление аннотированного списка «новых профессий» и «умирающих профессий» (в том числе в Кемеровской области», «Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования».
- Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
5 класс | ||
Блок I. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития | ||
1. | Раздел 1. Мир технологий. | 8 |
Потребности и технологии. Основные технологические понятия. Техносфера. | 2 | |
Реклама. Принципы организации рекламы | 2 | |
Условия реализации технологического процесса | 2 | |
Социальные технологии. | 2 | |
2. | Раздел 2. Технологии сельского хозяйства. | 2 |
3. | Раздел 3. Технологии в сфере быта | 2 |
Технологии в сфере быта. | 1 | |
Энергетическое обеспечение нашего дома | 1 | |
4. | Раздел 4. Технологии обработки пищевых продуктов | 10 |
Санитария и гигиена на кухне | 1 | |
Физиология питания | 1 | |
Бутерброды и горячие напитки | 2 | |
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий | 2 | |
Блюда из овощей и фруктов | 2 | |
Блюда из яиц. Приготовление завтрака. | 2 | |
Блок II. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся | ||
5. | Раздел 5. Способы представления технической и технологической информации | 2 |
Черчение и графика. Правила построения чертежей | 1 | |
Основные линии чертежа, масштаб, проекции на чертеже | 1 | |
6. | Раздел 6. Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов | 26 |
6.1. Разработка и изготовление материального продукта. Создание изделий из текстильных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки | 10 | |
Свойства текстильных материалов | 2 | |
Конструирование швейных изделий | 4 | |
Швейные ручные работы. | 1 | |
Швейная машина | 3 | |
6.2. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Технология изготовления швейных изделий. | 8 | |
6.3 . Художественные ремесла | 8 | |
Декоративно-прикладное искусство | 2 | |
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства | 2 | |
Лоскутное шитьё | 4 | |
7. | Раздел 7. Введение в проектную деятельность. Технологии творческой и опытнической деятельности | 18 |
Блок III. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения- 2 ч | ||
8. | Раздел 8. Современные производственные технологии на предприятиях Кузбасса, рабочие места | 2 |
Итого | 70 | |
6 класс | ||
Блок I. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития | ||
1. | Раздел 1. Мир технологий | 4 |
Потребности и технологии. Развитие потребностей и технологий. | 1 | |
Технологии и мировое хозяйство. Воздействие технологий на окружающую среду. | 1 | |
Актуальные технологии возведения зданий и сооружений | 1 | |
Производственные и промышленные технологии. | 1 | |
2. | Раздел 2. Технология в сфере быта. Экология жилья | 2 |
Интерьер жилого дома. Декоративное оформление интерьера | 1 | |
Комнатные растения в интерьере. Разновидности, технология выращивания. Пересадка и перевалка растений. | 1 | |
3. | Раздел 3. Технологическая система | 2 |
4. | Раздел 4. Технологии обработки пищевых продуктов | 12 |
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря | 4 | |
Блюда из мяса | 4 | |
Блюда из птицы Заправочные супы | 2 | |
Сервировка стола к обеду. Этикет | 2 | |
Блок II. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся | ||
5. | Раздел 5. Способы представления технической и технологической информации | 2 |
Проекции на чертеже, технический рисунок, эскиз, чертеж, схема | 1 | |
Техническое задание. Технические условия. Технологическая карта. | 1 | |
6. | Раздел 6. Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов | 30 |
6.1. Разработка и изготовление материального продукта. Создание изделий из текстильных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки | 10 | |
Свойства текстильных материалов | 2 | |
Конструирование швейных изделий | 4 | |
Моделирование швейных изделий | 2 | |
Швейные ручные работы. | 1 | |
Швейная машина | 1 | |
6.2. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Технология изготовления швейных изделий. Технологии творческой и опытнической деятельности | 12 | |
Технология изготовления швейных изделий | 12 | |
6.3. Художественные ремесла | 8 | |
Вязание крючком | 4 | |
Вязание спицами | 4 | |
7. | Раздел 7. Введение в проектную деятельность. Технологии творческой и опытнической деятельности | 16 |
Блок III. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения | ||
8. | Раздел 8. Современные производственные технологии на предприятиях Кузбасса, профессии в области строительства | 2 |
Итого | 70 | |
7 класс | ||
Блок I. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития | ||
1. | Раздел 1. Мир технологий. | 12 |
Технологии получения современных материалов | 2 | |
Технологии сельского хозяйства | 2 | |
Современные информационные технологии | 2 | |
Технологии производства, преобразования, распределения, накопления и передачи энергии. | 2 | |
Автоматизация производства | 2 | |
Технологии в транспорте | 2 | |
2. | Раздел 2. Технологии в сфере быта. | 4 |
Энергетическое обеспечение нашего дома. Отопление и освещение жилища | 2 | |
Бытовые электроприборы. Общие сведения о принципах работы, видах и правилах их эксплуатации | 2 | |
3. | Раздел 3. Технологии обработки пищевых продуктов | 10 |
Блюда из молока и кисломолочных продуктов | 2 | |
Изделия из жидкого теста | 2 | |
Виды теста и выпечки | 2 | |
Сладости, десерты, напитки | 2 | |
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет | 2 | |
Блок II. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся | ||
4. | Раздел 4. Способы представления технической и технологической информации | 2 |
Описание систем и процессов с помощью блок-схем. | 1 | |
Спецификации задания на изготовление продукта. | 1 | |
5. | Раздел 5. Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов | 30 |
5.1. Разработка и изготовление материального продукта. Создание изделий из текстильных материалов с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки | 10 | |
Свойства текстильных волокон | 2 | |
Конструирование швейных изделий | 2 | |
Моделирование швейных изделий | 2 | |
Швейные ручные работы. | 2 | |
Швейная машина | 2 | |
Раздел 5.2. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Технология изготовления швейных изделий. | 12 | |
Раздел 5.3. Художественные ремесла | 8 | |
Ручная роспись тканей | 4 | |
Вышивание | 4 | |
6. | Раздел 6. Введение в проектную деятельность. Технологии творческой и опытнической деятельности | 10 |
Блок III. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения | ||
7. | Раздел 7. Современные производственные технологии на предприятиях Кузбасса, рабочие места | 2 |
Производство и потребление энергии, профессии в сфере энергетики, функции рабочих профессий | 2 | |
Итого | 70 | |
8 класс | ||
Блок I. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития | ||
1. | Раздел 1. Мир технологий. | 8 |
Понятие технологии. Цикл жизни технологии | 1 | |
Технологии в социальной сфере | 1 | |
Современные промышленные технологии получения продуктов питания. | 1 | |
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. | 1 | |
Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. | 1 | |
Технологии сельского хозяйства. Клеточная и генная инженерия Биотехнологии. | 1 | |
Медицинские технологии | 1 | |
Управление в современном производстве. Мониторинг СМИ и ресурсов Интернет | 1 | |
2. | Раздел 2. Технологии в сфере быта | 8 |
Водоснабжение и канализация в доме | 2 | |
Электротехника. | 5 | |
Творческий проект «Дом будущего» | 1 | |
Блок II. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся | ||
3. | Раздел 3. Персонифицированность действий применения и разработки технологических решений | 5 |
Технология построения предпринимательской деятельности | 5 | |
4 | Раздел 4. Введение в проектную деятельность. «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 6 |
Блок III. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения | ||
5. | Раздел 5. Современное производство и профессиональное самоопределение | 8 |
Пути освоения профессии. Трудовые ресурсы | 1 | |
Система профильного обучения | 1 | |
Внутренний мир человека | 3 | |
Профессиональные пробы | 2 | |
Творческий проект «Мой профессиональный выбор» | 1 | |
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 6 класса (девочки)
Рабочая программа разработана на основе программы “Технология” 5 – 11 классы под общей редакцией В. Д. Симоненко,Москва, «Просвещение», 2010 г....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии для 5 класса (девочки)
Рабочая программа на 2013/2014 учебный год....
Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...
Рабочая программа по технологии 5 - 8 класс (девочки) ФГОС второго поколения
Рабочая программа по технологии (вариант девочки 5 - 8 класс) составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Данная программа содержит поя...