Мониторинг метапридметных и личностных достижений
методическая разработка по технологии
Преподавание предмета технологии в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД) – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и технологии. Так как основная черта УУД – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_metopridmetnyh_i_lichnostnyh_dostizheniy.docx | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг метапредметных и личностных достижений
учащихся на уроке технология
Преподавание предмета технологии в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД) – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и технологии. Так как основная черта УУД – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках технологии:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по технологии являются следующие умения:
- характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках технологии, что должно составлять содержание методической работы учителя. Перед учителями также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.
Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как учителя, так и обучающихся.
С 2016-2017 учебного года я начала вести уроки по ФГОС в школе технологию в 5 классе (нынешние 8 класс).
Карта наблюдения метапредметных результатов позволяет определить уровень сформированности универсальных учебных действий с разбивкой каждого УУД на показатели в соответствии с информационной таблицей карты по критерию самостоятельности выполнения действия. Действие учащегося оценивается по шкале в 2 балла: 2 балла- действие выполняет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; 1 балл- требуется непосредственная поддержка учителя; 0 баллов- действие не выполняется даже после непосредственной поддержки учителя (см. Приложение 1). Исходя из полученных данных можно определить уровень сформированности УУД у каждого ребенка: высокий, средний, низкий (см. Приложение 2)
Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися 8 класса «а»
Таблица 1
Метапредметные умения и личностные качества | Уровни | 7 «а» класс за 2018-2019 учебный год | 8 «а» класс За 1 четверть 2019-2020 учебный год | ||
Начало уч. года % | Конец уч. года % | Начало уч. года % | Конец 2 четверти % | ||
Познавательные УУД | высокий | 40 | 42 | 40 | 41 |
средний | 50 | 50 | 50 | 52 | |
низкий | 10 | 8 | 10 | 8 | |
Регулятивные УУД | высокий | 15 | 20 | 20 | 20 |
средний | 65 | 68 | 66 | 68 | |
низкий | 20 | 12 | 14 | 12 | |
Коммуникативные УУД | высокий | 64 | 68 | 65 | 67 |
средний | 32 | 30 | 30 | 31 | |
низкий | 4 | 2 | 5 | 2 | |
Личностные качества | высокий | 3 | 3 | 3 | 4 |
выше среднего | 46 | 47 | 47 | 46 | |
средний | 48 | 48 | 48 | 48 | |
низкий | 3 | 2 | 2 | 2 |
Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше выполнять задания уроков, демонстрировать уровень подготовки, более грамотно отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, самостоятельно занимаются. Так же стали хорошо воспроизводить увиденное или прочитанное (услышанное), умеют рассуждать, делать выводы, умеют работать в паре, в группе, умеют видеть ошибки у одноклассников и помогают исправлять их показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.
2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурн / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // . – 2006. – №5. – С. 15-18.
3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // предмет технологии в школе. - 2015. - № 2-3.
Приложение 1
Информационная таблица карты наблюдения
метапредметных результатов
УУД | Критерии | Балл | |||||
Регулятивные УУД | |||||||
1 | Цель задания (Целеполагание) | Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя или самостоятельно | 2 | ||||
Требуется повторное напоминание учителя о целях заданий | 1 | ||||||
Не может определить цель выполнения заданий даже под руководством учителя | 0 | ||||||
2 | План выполнения задания (Планирование) | Определяет план выполнения заданий с помощью учителя или самостоятельно | 2 | ||||
Требуется повторное напоминание учителя о плане выполнения заданий | 1 | ||||||
Не может определить план выполнения заданий даже под руководством учителя | 0 | ||||||
3 | Контроль в форме сличения работы с заданным эталоном (Контроль) | Осуществляет контроль самостоятельно и с помощью учителя | 2 | ||||
Испытывает затруднения в сличении работы с заданным эталоном | 1 | ||||||
Не осуществляет контроль | 0 | ||||||
4 | Дополнения, исправления в работе при расхождении с эталоном (образцом) (Коррекция) | Самостоятельно или с помощью учителя вносит исправления в работу при расхождении с эталоном | 2 | ||||
Вносит исправления при непосредственной поддержке учителя | 1 | ||||||
Ошибок не видит | 0 | ||||||
ИТОГО: 8–6 баллов — высокий уровень, 5–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень | |||||||
Познавательные УУД | |||||||
1 | Нахождение общего и различного (сравнение) | Сравнивает и группирует предметы, объекты: находит общее и различное с помощью учителя или самостоятельно | 2 | ||||
Сравнивает и группирует предметы при помощи наводящих вопросов учителя | 1 | ||||||
Не может сравнивать предметы | 0 | ||||||
2 | Выделение существенного в изучаемом | Выделяет существенное в изучаемом материале, даёт название просмотренному ролику самостоятельно или с помощью учителя | 2 | ||||
Выделяет существенное в изучаемом материале при непосредственной поддержке учителя | 1 | ||||||
Главным в теме определяет несущественное, не может определить тему | 0 | ||||||
3 | Ответы на простые и сложные вопросы учителя, самостоятельная постановка вопросов, нахождение нужной информацию в учебнике (ЭП), рабочей тетради, на портале «Кувырком» | Отвечает на сложные и простые вопросы учителя, может найти нужную информацию в рабочей тетради, на портале | 2 | ||||
Отвечает на простые вопросы учителя, возникают затруднения при работе на портале «Кувырком» (после напоминаний педагога) | 1 | ||||||
Не отвечает на вопросы учителя, не работает на портале | 0 | ||||||
ИТОГО: 6–5 баллов — высокий уровень, 4–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень | |||||||
Коммуникативные УУД | |||||||
1 | Умение слушать и вступать в диалог | Участвует в диалоге, слушает и понимает речь других | 2 | ||||
Участвует в диалоге, но старается высказать своё мнение, не слушая других собеседников / участвует в диалоге по просьбе учителя | 1 | ||||||
Не участвует в диалоге | 0 | ||||||
2 | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Может координировать свою деятельность в группе, активно включается в процесс общения | 2 | ||||
Работает в группе при постоянной поддержке учителя, возникают трудности коммуникации | 1 | ||||||
Отказывается работать в группе | 0 | ||||||
3 | Умение договариваться и использовать ресурсы другого | Может участвовать во взаимодействии в паре с любым учеником из класса, способен приходить к общему решению | 2 | ||||
Участвует в работе в паре только избирательно, способен приходить к общему решению при непосредственной поддержке учителя | 1 | ||||||
Отказывается от работы в паре | 0 | ||||||
4 | Участие в коллективном обсуждении проблемы | Включается в коллективное обсуждение проблемы самостоятельно или при некоторой поддержке учителя | 2 | ||||
Принимает участие в коллективном обсуждении проблемы при непосредственном сопровождении учителя | 1 | ||||||
Не включается в коллективное обсуждение | 0 | ||||||
ИТОГО: 8–6 баллов — высокий уровень, 5–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень | |||||||
ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных) 22–16 баллов — высокий уровень, 15–9 баллов — средний уровень; 8–0 баллов — низкий уровень |
Приложение 2
Диагностическая карта уровня сформированности метапредметных УУД
у учащихся 7 А класса за 2018-2019 уч.год
№ | Ф. И. | Регулятивные УУД (баллы от 0 до 2) | Познавательные УУД (баллы от 0 до 2) | Коммуникативные УУД (баллы от 0 до 2) | |||||||||||
Целеполагание | Планирование | Контроль | Коррекция | ИТОГО | Сравнение | Выделение существенного | РТ, вопросы учителя | ИТОГО | Диалог | Сотрудничество | Взаимодействие в паре | Обсуждение задачи | ИТОГО | ||
1. | Абидуева Анастасия | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 |
2. | Алемасова Анастасия | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
3 | Батомункуева Номина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
4 | Ведерникова Лиана | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
5 | Викторова Диана | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
6 | Воронина Дарья | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
7 | Гомжапова Номина | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 2 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
8 | Даксалова Арьяна | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
9 | Екимовская Алена | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
10 | Жигмитова Бутид | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
11 | Кирьянова Виталина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
12 | Смирнова Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
13 | Черных Елизовета | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Кол-во уч-ся | |||||||||||||||
8–6 баллов — высокий уровень, 5–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень | 6–5 баллов — высокий уровень, 4–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень | 8–6 баллов — высокий уровень, 5–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень |
Диагностическая карта уровня сформированности метапредметных УУД
у учащихся 8 А класса за 2019-2020 уч.год
( за 1 полугодие )
№ | Ф. И. | Регулятивные УУД (баллы от 0 до 2) | Познавательные УУД (баллы от 0 до 2) | Коммуникативные УУД (баллы от 0 до 2) | |||||||||||
Целеполагание | Планирование | Контроль | Коррекция | ИТОГО | Сравнение | Выделение существенного | РТ, вопросы учителя | ИТОГО | Диалог | Сотрудничество | Взаимодействие в паре | Обсуждение задачи | ИТОГО | ||
1. | Абидуева Анастасия | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 |
2. | Алемасова Анастасия | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
3 | Батомункуева Номина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
4 | Ведерникова Лиана | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
5 | Викторова Диана | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
6 | Воронина Дарья | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
7 | Гомжапова Номина | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 2 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
8 | Даксалова Арьяна | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
9 | Екимовская Алена | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
10 | Жигмитова Бутид | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
11 | Кирьянова Виталина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
12 | Смирнова Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
13 | Черных Елизовета | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Кол-во уч-ся | |||||||||||||||
8–6 баллов — высокий уровень, 5–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень | 6–5 баллов — высокий уровень, 4–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень | 8–6 баллов — высокий уровень, 5–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. ...
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...
Система оценки образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений по химии...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...
Система оценивания образовательных достижений Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.Сегодня оцен...