Мониторинг метапридметных и личностных достижений
методическая разработка по технологии

    Преподавание предмета технологии в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД)  – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и технологии. Так как основная черта УУД  – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_metopridmetnyh_i_lichnostnyh_dostizheniy.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг метапредметных и личностных достижений

 учащихся на уроке технология

    Преподавание предмета технологии в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД)  – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и технологии. Так как основная черта УУД  – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

 Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках технологии:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся  по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по технологии являются следующие умения:

  • характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
  •  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  •  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках технологии, что должно составлять содержание методической работы учителя. Перед учителями  также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД  у обучающихся.

Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность  как  учителя, так и обучающихся.

С  2016-2017 учебного  года я начала вести уроки  по ФГОС в школе технологию в  5 классе  (нынешние 8 класс).  

Карта наблюдения метапредметных результатов позволяет определить уровень сформированности универсальных учебных действий с разбивкой каждого УУД на показатели в соответствии с информационной таблицей карты по критерию самостоятельности выполнения действия. Действие учащегося оценивается по шкале в 2 балла: 2 балла- действие выполняет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; 1 балл- требуется непосредственная поддержка учителя; 0 баллов- действие не выполняется даже после непосредственной поддержки учителя (см. Приложение 1). Исходя из полученных данных можно определить уровень сформированности УУД у каждого ребенка: высокий, средний, низкий (см. Приложение 2)

Уровень личностных  и метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы  учащимися 8 класса «а»

                                                                                                                                Таблица 1

Метапредметные умения и личностные качества

Уровни

7 «а»  класс

за 2018-2019 учебный год

8 «а» класс

За 1 четверть   2019-2020 учебный год

Начало уч.  года %

Конец уч. года %

Начало уч.  года %

Конец 2 четверти %

Познавательные

УУД

высокий

40

42

40

41

средний

50

50

50

52

низкий

10

8

10

8

Регулятивные

УУД

высокий

15

20

20

20

средний

65

68

66

68

низкий

20

12

14

12

Коммуникативные

УУД

высокий

64

68

65

67

средний

32

30

30

31

низкий

4

2

5

2

Личностные

качества

высокий

3

3

3

4

выше

среднего

46

47

47

46

средний

48

48

48

48

низкий

3

2

2

2

    Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше выполнять задания уроков, демонстрировать уровень подготовки, более грамотно отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, самостоятельно занимаются. Так же стали хорошо воспроизводить  увиденное или прочитанное (услышанное), умеют рассуждать, делать выводы,  умеют работать в паре, в группе, умеют видеть ошибки у одноклассников и помогают исправлять их показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.         

2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурн / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // . – 2006. – №5. – С. 15-18.

 3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // предмет технологии в школе. - 2015. - № 2-3.

Приложение 1

Информационная таблица карты наблюдения

метапредметных результатов

УУД

Критерии

Балл

Регулятивные УУД

1

Цель задания

(Целеполагание)

Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя или самостоятельно

2

Требуется повторное напоминание учителя о целях заданий

1

Не может определить цель выполнения заданий даже под руководством учителя

0

2

План выполнения задания

(Планирование)

Определяет план выполнения заданий с помощью учителя или самостоятельно

2

Требуется повторное напоминание учителя о плане выполнения заданий

1

Не может определить план выполнения заданий даже под руководством учителя

0

3

Контроль в форме сличения работы с заданным эталоном

(Контроль)

Осуществляет контроль самостоятельно и с помощью учителя

2

Испытывает затруднения в сличении работы с заданным эталоном

1

Не осуществляет контроль

0

4

Дополнения, исправления в работе при расхождении с эталоном (образцом)

(Коррекция)

Самостоятельно или с помощью учителя вносит исправления в работу при расхождении с эталоном

2

Вносит исправления при непосредственной поддержке учителя

1

Ошибок не видит

0

ИТОГО: 8–6 баллов — высокий уровень, 5–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень

Познавательные УУД

1

Нахождение общего и различного (сравнение)

Сравнивает и группирует предметы, объекты: находит общее и различное с помощью учителя или самостоятельно

2

Сравнивает и группирует предметы при помощи наводящих вопросов учителя

1

Не может сравнивать предметы

0

2

Выделение существенного в изучаемом

Выделяет существенное в изучаемом материале, даёт название просмотренному ролику самостоятельно или с помощью учителя

2

Выделяет существенное в изучаемом материале при непосредственной поддержке учителя

1

Главным в теме определяет несущественное, не может определить тему

0

3

Ответы на простые и сложные вопросы учителя, самостоятельная постановка вопросов, нахождение нужной информацию в учебнике (ЭП), рабочей тетради, на портале «Кувырком»

Отвечает на сложные и простые вопросы учителя, может найти нужную информацию в рабочей тетради, на портале

2

Отвечает на простые вопросы учителя, возникают затруднения при работе на портале «Кувырком» (после напоминаний педагога)

1

Не отвечает на вопросы учителя, не работает на портале

0

ИТОГО: 6–5 баллов — высокий уровень, 4–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень

Коммуникативные УУД

1

Умение слушать и вступать в диалог

Участвует в диалоге, слушает и понимает речь других

2

Участвует в диалоге, но старается высказать своё мнение, не слушая других собеседников / участвует в диалоге по просьбе учителя

1

Не участвует в диалоге

0

2

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Может координировать свою деятельность в группе, активно включается в процесс общения

2

Работает в группе при постоянной поддержке учителя, возникают трудности коммуникации

1

Отказывается работать в группе

0

3

Умение договариваться и использовать ресурсы другого

Может участвовать во взаимодействии в паре с любым учеником из класса, способен приходить к общему решению

2

Участвует в работе в паре только избирательно, способен приходить к общему решению при непосредственной поддержке учителя

1

Отказывается от работы в паре

0

4

Участие в коллективном обсуждении проблемы

Включается в коллективное обсуждение проблемы самостоятельно или при некоторой поддержке учителя

2

Принимает участие в коллективном обсуждении проблемы при непосредственном сопровождении учителя

1

Не включается в коллективное обсуждение

0

ИТОГО: 8–6 баллов — высокий уровень, 5–3 балла — средний уровень, 2–0 баллов — низкий уровень

ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ  УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

22–16 баллов — высокий уровень, 15–9 баллов — средний уровень; 8–0 баллов — низкий уровень

Приложение 2

Диагностическая карта  уровня сформированности  метапредметных УУД

у учащихся 7 А класса за 2018-2019 уч.год

Ф. И. 

Регулятивные УУД (баллы от 0 до 2)

Познавательные УУД

(баллы от 0 до 2)

Коммуникативные УУД (баллы от 0 до 2)

Целеполагание

Планирование

Контроль

Коррекция

ИТОГО

Сравнение

Выделение существенного

РТ, вопросы учителя

ИТОГО

Диалог

Сотрудничество

Взаимодействие  в паре

Обсуждение задачи

ИТОГО

1.

Абидуева Анастасия

2

1

1

1

5

1

1

2

4

1

0

1

1

3

2.

Алемасова Анастасия

2

2

1

1

5

1

1

1

3

1

1

1

1

4

3

Батомункуева Номина

1

1

1

1

4

1

1

1

3

1

1

1

0

3

4

Ведерникова Лиана

1

1

1

1

4

1

1

1

3

1

1

1

1

4

5

Викторова Диана

2

2

2

2

8

2

2

2

6

2

2

2

2

8

6

Воронина Дарья

2

2

1

1

6

2

2

2

6

2

2

2

2

8

7

Гомжапова Номина

1

2

1

1

5

2

2

1

5

1

1

1

1

4

8

Даксалова Арьяна

1

1

1

1

4

2

1

2

5

1

1

1

1

4

9

Екимовская Алена

0

1

0

1

2

1

0

0

1

1

0

0

0

1

10

Жигмитова Бутид

1

2

1

1

5

1

2

2

5

2

2

2

2

8

11

Кирьянова Виталина

1

1

1

1

4

1

1

1

3

1

1

1

1

4

12

Смирнова Полина

1

1

1

1

4

1

1

1

3

1

1

1

1

4

13

Черных Елизовета

2

2

2

2

8

2

1

1

4

2

2

2

1

7

Кол-во

уч-ся

8–6 баллов — высокий уровень,

5–3 балла — средний уровень,

2–0 баллов — низкий уровень

6–5 баллов — высокий уровень,

4–3 балла — средний уровень,

2–0 баллов — низкий уровень

8–6 баллов — высокий уровень,

 5–3 балла — средний уровень,

2–0 баллов — низкий уровень

Диагностическая карта  уровня сформированности  метапредметных УУД

у учащихся 8 А класса за 2019-2020 уч.год

 ( за 1 полугодие )

Ф. И. 

Регулятивные УУД (баллы от 0 до 2)

Познавательные УУД

(баллы от 0 до 2)

Коммуникативные УУД (баллы от 0 до 2)

Целеполагание

Планирование

Контроль

Коррекция

ИТОГО

Сравнение

Выделение существенного

РТ, вопросы учителя

ИТОГО

Диалог

Сотрудничество

Взаимодействие  в паре

Обсуждение задачи

ИТОГО

1.

Абидуева Анастасия

2

1

1

1

5

1

1

2

4

1

0

1

1

3

2.

Алемасова Анастасия

2

2

1

1

5

1

1

1

3

1

1

1

1

4

3

Батомункуева Номина

1

1

1

1

4

1

1

1

3

1

1

1

0

3

4

Ведерникова Лиана

1

1

1

1

4

1

1

1

3

1

1

1

1

4

5

Викторова Диана

2

2

2

2

8

2

2

2

6

2

2

2

2

8

6

Воронина Дарья

2

2

1

1

6

2

2

2

6

2

2

2

2

8

7

Гомжапова Номина

1

2

1

1

5

2

2

1

5

1

1

1

1

4

8

Даксалова Арьяна

1

1

1

1

4

2

1

2

5

1

1

1

1

4

9

Екимовская Алена

0

1

0

1

2

1

0

0

1

1

0

0

0

1

10

Жигмитова Бутид

1

2

1

1

5

1

2

2

5

2

2

2

2

8

11

Кирьянова Виталина

1

1

1

1

4

1

1

1

3

1

1

1

1

4

12

Смирнова Полина

1

1

1

1

4

1

1

1

3

1

1

1

1

4

13

Черных Елизовета

2

2

2

2

8

2

1

1

4

2

2

2

1

7

Кол-во

уч-ся

8–6 баллов — высокий уровень,

5–3 балла — средний уровень,

2–0 баллов — низкий уровень

6–5 баллов — высокий уровень,

4–3 балла — средний уровень,

2–0 баллов — низкий уровень

8–6 баллов — высокий уровень,

 5–3 балла — средний уровень,

2–0 баллов — низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. ...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...

Система оценивания образовательных достижений Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.Сегодня оцен...