Конструирование и моделирование одежды
рабочая программа по технологии

Жиронкина Наталия Евгеньевна

Конструирование и моделирование одежды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx60.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный план программы «Конструирование и моделирование одежды»

Пояснительная записка

Учебный план программы «Конструирование и моделирование одежды»  построен на основе типовой программы кружка швейного дела (под редакцией М.Б.Коваля), рекомендованной Управлением внеклассных и внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, 1988г

Занятия в объединении «Конструирование и моделирование одежды» способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора.

Целью программы «Конструирование и моделирование одежды» является развитие y учащихся в процессе восприятия художественного видения предмета, способствовать воспитанию художественного вкуса, восприятию красоты окружающего мира и использование увиденного в новых комбинациях в своих изделиях, развитию навыков шитья и моделирования одежды,   профессиональной ориентации на профессии швейного производства.

Основные задачи программы

Образовательные:

  • способствовать совершенствованию практических умений и навыков учащихся в обработке различных материалов;
  • познакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей, с профессией дизайнера;
  • закрепить умение пользоваться технологическими картами, лекалами, инструментами.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
  • воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
  • уметь обогатить и разнообразить свой досуг.

Задачи первого года обучения:

  • познакомить с  основными  узлами  и  деталями  швейной машины и научить основным приёмам  работы на ней.

  • научить конструировать основные чертежи моделей одежды и создавать на их основе новые конструкции.
  • познакомить  с историей  костюма, с использованием  элементов исторического костюма для  подчеркивания  достоинства  фигуры в соответствии c современным стилем;
  • участвовать  в выставках, фестивалях, показательных выступлениях.

Задачи второго года обучения:

  • научить  качественно изготавливать изделия более сложных конструкций c элементами отделки.

  • воспитание чувства ответственности при выполнении поставленных задач, готовными работать   сплоченным творческим коллективом.

  • познакомить с профессиональными  терминами.

  •  участие в конкурсах и фестивалях, показательных выступлениях.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является ее доступность всем детям, независимо от их одаренности. Она поможет каждому обучающемуся раскрыть себя, максимально использовать свои способности. 

Основной особенностью работы детского объединения является закрепление, углубление и расширение знаний полученных на уроках трудового обучения, рaзвитие способностей и творческого мышления, воспитание художественного вкуса. Занятия объединения несут в себе профориентационную направленность, что помогает учащимся в выборе профессии.

В ходе занятий предполагается  использование компьютерных технологий, разработка и создание коллекции одежды сезона « Весна-Лето».  Организация модного показа одежды дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы могут быть использованы как подарки, а также для обеспечения костюмами внеклассных и внешкольных мероприятий. Весь курс делится на беседы и практические работы. Беседы предшествуют практическим работам – все зависит от темы задания и задач программы. Для активизации познавательной деятельности детей организуются экскурсии в ателье массового пошива одежды.

Занимаясь в объединении , учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды, приобретенные на уроках  труда в школе.  Они  узнают  о возникновении, развитии одежды, о национальных особенностях русской одежды, знакомятся с направлениями современной моды, основными законами моделирования, приобретают умения в подборе тканей для изделий.  На основе изучения законов  композиции  и цветосочетания школьники учатся выполнять эскизы моделей.  C целью усовершенствования элементарных творческих навыков учащихся при моделировании изготовлении одежды взяты темы «История художественного оформления одежды», «Художественное проектирование одежды» из учебника Ермиловой В.В. «Моделирование и художественное оформление одежды»: Учебное пособие для учреждений среднего профессионaльного обрaзования. Москва; Издательский центр «Академия»; Высшая школа 2001 год.

В кружок записаны  учащиеся,  начиная с 4 класса.

 Учащиеся 4 – 7  классов занимаются по программе 1-го года обучения,  8 – 9 классов  -  по программе 2-го года обучения.  Программа рассчитана на 144 ч.  Занятия в кружке проводятся раз в неделю по 2 часа, с перерывом 5-10 минут. Длительность занятий определяется  спецификой работы кружка. Кружковцы на занятиях выполняют изделия повышенной сложности, так  как навыки изготовления простейших изделий они получают на уроках обслуживающего труда в школе. Работа каждого кружковца оригинальна  и  индивидуальна, поэтому требуется большое внимание  руководителя кружка к каждому.

Занятия проходят по следующей схеме: организационный момент, беседа по специальности, повторение пройденного материала, изложение новой темы, практическая работа, вывод, оценка работы кружковцев. Руководитель кружка должен  составлять  перспективный план на каждый год с учетом имеющихся  возможностей и национальных традиций.

Занятия строятся так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам.  При изложении теоретических вопросов необходимо учитывать возраст кружковцев.

Перед практическими работами с иголками, ножницами, швейными машинами, электрическими утюгами необходимо провести инструктаж учащихся по правилам техники безопасности труда, а в  дальнейшем постоянно напоминать о них.

Подведение итогов занятий является выставка лучших работ, которая проводится в дни весенних каникул.  Лучшие работы отмечают дипломами, грамотами.

Основные методы обучения

Словесные:  беседа, рассказ.

Наглядные :  рассматривание журналов мод,  иллюстраций,  электронных энциклопедий, показ видеоматериалов

Практические: упражнения в  получении навыков шитья, пошив изделий, разработка собственных эскизов одежды .

Основные формы проведения занятий:

Беседы на эстетические и профессиональные темы,  викторины, экскурсии в ателье,  выставки работ, общественно-полезный труд.

                              Знать, уметь и понимать за первый год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
  • виды отделки швейных изделий;
  • последовательность изготовления  юбки;

Обучающиеся должны уметь:

  • снимать мерки с фигуры человека
  • выполнять чертежи юбок различных фасонов
  • выбирать модель с учетом особенности фигуры;
  • подготавливать материалы для работы;
  • подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
  • пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
  • соединять детали между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов;
  • экономно расходовать материалы;
  • эстетично оформлять изделия;
  • работать индивидуально и коллективно.

                           Знать, уметь и понимать за второй год обучения:

                                                     Обучающиеся должны знать:

  • основные стили в одежде и современные направления моды;
  • виды отделки швейных изделий;
  • технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
  • правила техники безопасности;
  • последовательность изготовления ансамбля « блузка- брюки» ;
  • правила работы с технологическими картами.

Обучающиеся должны уметь:

  • снимать мерки с фигуры человека
  • выполнять чертежи блузок и брюк различных фасонов
  • выбирать модель с учетом особенности фигуры;
  • проектировать собственные модели,
  • разрабатывать выкройки и лекала для изготовления изделия:
  • подготавливать материалы для работы;
  • подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
  • соединять детали между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов;
  • уметь самостоятельно контролировать свою работу, обнаруживать недостатки в ней, их причины, добиваться устранения их  в процессе работы.

Форма проверки результатов освоения программы

за первый год обучения:

в виде  индивидуального  проекта , который выполняется на одну из тем ( по усмотрению преподавателя). Задание  проекта выполняется в несколько этапов:

1-й этап -  выбор темы;

2-й этап –  выполненные учамися  эскизовых набросков  изделия, построение чертежа и консультация преподавателя;

3-й этап – окончание, сдача работы, выставка и обсуждение работ. Рекомендации по дальнейшей творческой работе.

Форма проверки результатов освоения программы

за второй год обучения:

в виде  индивидуального  проекта .

1-й этап  - тему обучающиеся придумывают сами и самостоятельно ведут поисковые работы;

2-й этап – выполненные учащимися  эскизовых  набросков  изделия, построение чертежа  и консультация преподавателя;

3-й этап – окончание, сдача работы, выставка и обсуждение работ.

Содержание.

Программа 1-го года занятий.

  1. Вводное занятие.  

 Задачи работы кружка.  План работы.  Знакомство с изделиями, выполненными  кружковцами.   Оборудование кабинета, организация рабочего места.   Инструменты и принадлежности для работы.  Правила поведения на занятиях.  Инструкция по ТБ. Начальная диагностика ЗУНов.

  1. Материаловедение.

Теоретический материал

Материаловедение. История возникновения и способы изготовления тканей.  Применение тканей, основные свойства.  Народный костюм. Основы цветоведения.

Практические занятия.    Работа с образцами тканей,  определение  хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей, лицевой и изнаночной сторон, основных свойств  тканей,  цветовых свойств. Способы окрашивания тканей.  Эскиз народного костюма ( аппликация на ткани).

  1. Виды ручных работ.

Теоретический материал

Терминология  ручных работ. Правила выполнения ручных работ. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами.

Практические занятия.   Выполнение ручных работ с наперстком.

  1. Швейная машина и машинные работы.

Теоретический материал

Швейная машина, подготовка её к работе; правила начала и окончания работы на машине. Правила безопасности труда. Приемы выполнения машинных строчек. Правила выполнения машинных работ.

Практические занятия.  Упражнения в работе на ножной швейной машине, поставленной на холостой  ход (правильное вращение махового колеса) и по бумаге с не заправленной ниткой. Наматывание нитки на шпульку. Заправка нижней и верхней ниток. Регулирование величины стежка. Выполнение образца машинных работ на ткани  (прямая и зигзагообразная строчки, с разной величиной стежков, обметывание зигзагообразной строчкой среза, выполнение прорезной петли).

  1. Приемы выполнения лоскутной техники.

 Изготовление прихваток, грелок на чайник, сумочки и т.д.  рекомендации

по подбору тканей, декоративной отделки и технология выполнения сувенира. Просмотр готовых сувениров, оценка качества работы.

  Практические занятия.  Выполнение сувенира (выполнение эскиза, подбор ткани  и декоративной отделки, раскрой и изготовление сувенира).

  1. Накладные карманы.

  Теоретический материал

Приемы обработки накладных карманов.

Практические занятия.  Выполнение образцов накладных карманов  (квадратной, закругленной форм  и с клапаном).

  1. Юбка усложненного фасона  (со складками, кокетками, карманами).

Теоретический материал

Эскиз модели (фигура, пропорции, силуэт, композиция, цвет, зрительная иллюзия), обсуждение его. Рекомендации по выбору ткани, силуэтных форм юбок, декоративных деталей. Нормы расхода ткани на юбку. Правила измерения фигуры для построения чертежа юбки. Построение чертежей трех юбок в масштабе способы моделирования юбок с кокетками, складками  и более усложненных фасонов. Раскладка выкроек на ткани в масштабе              (прямой юбки, из клиньев, конической).  Последовательность и приемы технологической обработки юбки (по узлам). Просмотр готового изделия, оценка качества работы.

Практические занятия.  Работа с журналами мод (зарисовки и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани.   Снятие мерок для построения чертежа одной из юбок в натуральную величину  (по выбору). Моделирование юбки в соответствии с эскизом. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка юбки (с поузловой влажно-тепловой обработкой); подготовка юбки к примерке (копирование линий, прокладывание линий, сметывание); примерка, внесение  исправлений; стачивание кокеток, вытачек, складок и т.д.;  обработка накладных карманов; приметывание и притачивание их к юбке; стачивание всей юбки; обработка застежки тесьмой-молнией; обработка верхнего среза юбки (поясом, корсажной лентой, резинкой);  обработка низа юбки; обработка петель на швейной машине; окончательная влажно-тепловая обработка и чистка юбки; пришивание пуговиц.

  1. Блузка с длинными рукавами на манжетах, с застежкой и воротником.

Теоретический материал

Рекомендации в выборе ткани и фасона блузки. Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани на блузку. Правила измерения фигуры для построения чертежа блузки. Построение чертежей блузки в масштабе (основа блузки, рукав, манжета, воротники с цельнокройной стойкой и отложкой). Моделирование блузки  (перенос нагрудной вытачки; моделирование полочки: кокетки, рельефов – начинающегося от плеча и проходящей через центр груди; начинающегося от проймы и не проходящего через центр груди; моделирование спинки: кокетки, рельефов – начинающегося от плеча и от проймы). Припуски на застежку и прокладки. Раскладка деталей выкройки блузки на ткани (в масштабе). Последовательность   и приемы технологической обработки блузки (по узлам). Просмотр готовых изделий, оценка качества работы.

Практические занятия.  Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежей блузки. Построение чертежей блузки в натуральную величину. Моделирование блузки соответственно эскизу модели. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки на ткани, обмеловка и раскрой.  Технологическая обработка блузки (с поузловой ВТО): подготовка блузки к  первой примерке (копирование линий, прокладывание основных линий, сметывание боковых и плечевых срезов); первая примерка, внесение исправлений; стачивание вытачек, рельефов, притачивание кокеток, стачивание боковых и плечевых швов; обработка срезов деталей полочки и спинки; обработка застежки блузки планкой; обработка воротника и вметывание его в горловину; обработка рукавов и вметывание их в проймы; обработка низа блузки; вторая примерка, внесение исправлений после нее; втачивание воротника в горловину; втачивание рукавов в проймы; обработка срезов пройм; обработка петель на швейной машине; окончательная ВТО; пришивание пуговиц.

Учебно-тематический  план кружка

1-й год занятий (36  занятий, 2 часа в неделю)

№ п./п.

Дата проведения

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

  1. Введение – 2 часа

1.1

О культуре одежды и быта (понятие общей культуры человека; одежда как  составная  часть общей культуры  человека; правила хорошего тона; воспитание эстетического вкуса).

Задачи работы кружка. План работы

Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами.

1

1

-

1.2

Оборудование кабинета, организация рабочего места.

Инструменты и принадлежности для работы. Инструкция по ТБ. Начальная диагностика ЗУНов.

1

1

-

-

  1. Материаловедение – 2 часа

2.1

Применение хлопчатобумажных тканей, основные свойства. Определение лицевой и изнаночной сторон.

Применение льняных тканей, основные свойства. Определение лицевой и изнаночной сторон.

Применение  шерстяных тканей, основные свойства. Определение лицевой и изнаночной сторон.

1

1

-

 

2.2

Практическое занятие. Работа с образцами тканей ,  определение  хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей, лицевой и изнаночной сторон, основных свойств  тканей,  цветовых свойств. Способы окрашивания тканей.  Эскиз народного костюма (аппликация на ткани).

1

-

1

  1. Виды ручных работ – 2 часа

3.1

Терминология ручных работ

Правила выполнения ручных работ

1

1

-

3.2

Практическое занятие.  Выполнение ручных работ с наперстком.

1

-

1

  1. Швейная машина и машинные работы – 2 часа

4.1

Швейная машина, подготовка ее к работе.

2

1

1

4.2

Практическое занятие.  Упражнения в работе на ножной швейной машине, поставленной на холостой ход. Выполнение машинных строчек

  1. Приемы выполнения лоскутной техники  – 2 часа

5.1

Рекомендации по выбору тканей. Технология выполнения  сувенира

2

1

1

5.2

Практическое занятие. Выполнение сувенира

  1. Накладные карманы – 2 часа

6.1-6.2

Приемы обработки накладных карманов

Выполнение образцов накладных карманов

2

1

1

  1. Технология юбки усложненного фасона (со складками, кокетками, карманами) – 8 часов

7.1

Эскиз модели, обсуждение его. Рекомендации по выбору ткани, силуэтных форм юбок, нормы расхода ткани на юбку. Правила измерения фигуры для построения чертежа юбки.

2

2

-

7.2

Построение чертежа прямой  юбки в масштабе. Способы моделирования юбок с кокетками, складками. Раскладка выкроек в масштабе. Последовательность и приемы  технологической обработки юбки по узлам.

2

2

-

7.3

Зарисовка и выполнение эскиза модели. Снятие мерок и построение чертежа  прямой юбки в натуральную величину. Моделирование юбки в соответствии с эскизом.

2

-

2

7.4

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой.

2

-

2

7.5

Подготовка юбки к примерке. Примерка, внесение исправлений.

2

-

2

7.6

Стачивание кокеток, вытачек, складок, обработка накладных карманов.

2

-

2

7.7

Технологическая обработка юбки  с поузловой влажно-тепловой обработкой. Стачивание всей юбки.

2

-

2

7.8

Обработка застежки тесьмой-молнией. Обработка верхнего и нижнего среза юбки.  Окончательная ВТО и чистка юбки.

2

-

2

  1. Блузка с длинными рукавами на манжетах, с застежкой и воротником – 30 часов

8.1-8.15

Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани  на блузку. Правила измерения фигуры для построения чертежа блузки.

2

2

-

Построение чертежа блузки в масштабе(основы блузки, рукав, манжета, воротники с цельнокройной  и отложной стойкой).

2

2

-

Моделирование блузки ( перенос нагрудной вытачки, моделирование полочки, кокетки

2

2

-

Припуски на застежку и прокладки. Раскладка деталей выкройки на ткани ( в масштабе). Последовательность и приемы технологической обработки блузки ( по узлам)

2

2

-

Просмотр готового изделия , оценка качества работы.

2

2

-

Снятие мерок для построения чертежа блузки. Построение чертежа  блузки  в натуральную величину.

2

-

2

Моделирование блузки соответственно эскизу модели. Подготовка ткани к раскрою.

2

-

2

Раскладка деталей выкройки на  ткани, обмеловка и раскрой.

2

-

2

Подготовка блузки к первой примерке

2

-

2

Первая примерка, внесение исправлений

2

-

2

Стачивание вытачек, рельефов, притачивание кокеток.

2

-

2

Стачивание боковых и плечевых швов, обработка срезов деталей полочки и спинки.

2

-

2

Обработка застежки блузки планкой, обработка  воротника и вметывание его в горловину.

2

-

2

Обработка рукавов и вметывание их в проймы. Вторая примерка, внесение исправлений после нее.

2

-

2

Втачивание воротника и рукавов, обработка срезов пройм. Окончательная ВТО изделия.

2

-

2

  1. Беседы на эстетические, морально-этнические, профессиональные темы и темы, расширяющие кругозор учащихся    - 4 часа

9.1-9.2

О культуре одежды и быта. Из истории украшения тканей.

2

2

-

Стиль. Как создается мода.

2

2

9.3-9.4

Экскурсии

8

2

6

Итого

72

27

45

                                          Программа 2-го года занятий

  1. Вводное занятие.

Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами 2-го года обучения. Принадлежности, необходимые для работы в кружке. Организационные моменты. Правила безопасности труда.  Профессии, связанные со швейным производством.

  1. Шелковые и синтетические ткани.

Теоретический материал

Основные  свойства натурального и искусственного шелков и синтетических тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Применение этих тканей.

Практические занятия.  Работа с образцами тканей (определение натурального и искусственного шелков, синтетических тканей, основных свойств тканей), лицевой и изнаночной сторонами.

  1. Прорезные карманы.

Теоретический материал

Приемы обработки прорезных карманов.

Практические занятия.   Выполнение образцов прорезных карманов (в рамку, с клапаном, с  листочкой).

  1. Ансамбль одежды из двух предметов.

Теоретический материал

Рекомендации тканей и фасона в соответствии с модой. Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани для изготовления ансамбля. Правила измерения фигуры для построения чертежа брюк. Построение чертежа  брюк в масштабе. Построение  чертежа зауженного рукава с локтевой вытачкой в масштабе. Построение чертежей воротников к жакету (куртке) в масштабе,  (воротник к жакету, апаш, шальки, стойки). Построение чертежей капюшонов в масштабе (отрезного с одним швом, цельнокроеного капюшона-воротника). Прибавка на свободное облегание при построении чертежей жакета или куртки (при построении используется чертеж основы блузы).

Моделирование брюк (кокетки, бокового внутреннего кармана). Конструктивное моделирование рукавов  реглан и цельнокроеного. Моделирование подборта. Прокладка для жакета или куртки. Раскладка выкроек (жакета или куртки, брюк или юбки) на ткани. ВТО брюк. Правила технологической обработки брюк (сметывание, стачивание и утюжка). Приемы технологической обработки изделий, входящих в ансамбль (по узлам). Просмотр готового  ансамбля, оценка качества работы.

Практические занятия.  Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза ансамбля). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок, построение чертежей изделий ансамбля.  Выполнение моделирования соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка изделий (с поузловой ВТО). Подготовка изделий к первой примерке, проведение первой примерки. Внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, рельефов, вытачек, складок и т.д., обработка карманов, стачивание изделий ансамбля; обметывание срезов, обработка края борта полочки, обработка застежки брюк или юбки поясом или корсажной лентой. Заметывание низа брюк или  юбки. Обработка рукавов и вметывание его в горловину. Обработка рукавов и вметывание его в горловину. Обработка рукавов и  вметывание их в проймы. Вторая примерка. Внесение исправлений после примерки. Втачивание воротника и рукавов, обметывание срезов пройм, обработка низа изделий, петель, окончательная ВТО и чистка изделия, пришивание пуговиц.

  1. Платье летнее из шелковой ткани.

Теоретический материал

Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с модой. Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани на платье. Моделирование платьев (с использованием чертежа основы  блузы): цельнокроеного, отрезного с  прямой или расширенной юбкой, отрезного  с конической юбкой и юбкой из клиньев. Моделирование модных фасонов платьев. Моделирование воротника-банта и воротника-хомута. Моделирование горловины с вырезами каре, круглым, углом, лодочкой и т.д.  Моделирование  проймы.  Моделирование рукавов: расширенного к низу, со сборками по головке и зауженного к низу; фонарик, крылышко (втачное и накладное), модные фасоны рукавов. Последовательность технологической обработки платья. Просмотр готового изделия, оценка работы.

Практические занятия.  Работа с журналами мод (зарисовки и выполнение эскиза платья). Определение нормы расхода ткани. Построение чертежа. Моделирование платья соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технология изготовления платья (с поузловой ВТО). Подготовка платья к первой примерке. Первая примерка, внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, выполнение отделки; стачивание всех швов платья. Обработка застежки, обработка воротника и вметывание его в горловину или обработка горловины подкройной  обтачкой, кантом,  обработка  рукавов и вметывание их в проймы;  заметывание низа  юбки, приметывание  лифа платья к юбке. Вторая примерка, внесение исправлений после нее.  Втачивание воротника и рукавов, обработка срезов пройм, притачивание лифа платья к юбке. Обработка низа платья, петель, окончательная ВТО, чистка платья, пришивание пуговиц.

Учебно-тематический план кружка

2-й год (36 занятий, 2 часа в неделю)

№ п/п

Дата прове-дения

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

  1.    Вводное занятие  -   2 часа

1.1-1.2  

Задачи и план работы кружка. Принадлежности, необходимые для работы в кружке. Правила безопасности труда.

2

2

-

  1. Шелковые и синтетические ткани    -  2 часа

2.1

Основные свойства  натурального и искусственного шелков и синтетических тканей.

1

1

-

2.2

Определение натурального и искусственного шелков, лицевой и изнаночной сторон ткани

1

-

1

  1. Прорезные карманы -  2 часа

3.1-3.2

Выполнение образцов прорезных карманов ( в рамку, с клапаном, с листочкой )

2

0.5

1.5

  1.  Ансамбль одежды из двух предметов ( жакета и  брюк ) – 34 часа

4.1

Рекомендации по выбору тканей. Обсуждение эскиза. Определение нормы расхода ткани. Правила измерения фигуры для построения  брюк.

2

2

-

4.2

Снятие мерок , построение чертежа ансамбля. Выполнение моделирования.

6

2

4

4.3

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой.  Подготовка изделия к первой примерке.

6

2

4

4.4

Внесение исправлений после примерки. Стачивание изделий ансамбля. Обметывание срезов. Подготовка ко второй примерке.

10

2

8

4.5

Вторая примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка застежки брюк, верхнего среза брюк поясом. Обработка низа изделий.

8

2

6

4.6

Окончательная влажно-тепловая обработка изделия. Пришивание пуговиц.

2

1

1

  1.    Платье летнее из шелковой ткани  - 18 часов

5.1

Рекомендации по выбору тканей. Обсуждение эскиза. Определение нормы расхода ткани. Правила измерения фигуры для построения  платья.

2

1

1

5.2

Снятие мерок , построение чертежа ансамбля. Выполнение моделирования.

4

1

3

5.3

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой.  Подготовка изделия к  примерке.

4

1

3

5.4

Внесение исправлений после примерки. Стачивание изделий ансамбля. Обметывание срезов.

4

1

3

5.5

Втачивание воротника и рукавов, обработка срезов проймы. Обработка низа платья. Окончательная ВТО изделия.

4

1

3

5.6

Беседы на эстетические, морально-этнические, профессиональные темы и темы, расширяющие кругозор учащихся

5

5

-

5.7

Экскурсии, выставка работ

8

Организация и проведение выставки лучших работ

Итого

72

27

45

КРИТЕРИИ  И  ФОРМЫ  ОЦЕНКИ

В процессе обучения осуществляется контроль над уровнем знаний и умений обучающихся.  Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий  по всем разделам с учетом следующих критериев:

•        удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

•        четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

•        художественная выразительность и оригинальность  работ.

Программа всех разделов кружка  усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.

«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами,  подарками.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном швейными машинами, раскройными столами, классной доской. Кабинет должен быть удобным для занятий, хорошо освещенным, иметь примерочную комнату.  Для его оформления можно использовать лучшие модели одежды, выполненные кружковцами, изделия народных промыслов, планшеты с рисунками народного и исторического костюма. Инструменты и приспособления: линейки, лекала, ножницы, электрический утюг, гладильная доска.

Для работы нужны иголки, катушечные нитки, сантиметровая лента, наперсток, общая тетрадь для записей, миллиметровая бумага для выкроек и чертежей изделий, выполняемых в масштабе 1:4  и  1:1, ножницы, резец, мел или мыло для обводки контуров деталей, карандаш, ластик, линейка закройщика, швейные булавки, ткань и  т.д.

На занятиях используются наглядные пособия.  Для 1-го года  занятий  -  альбом  с образцами хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей, образцы накладных карманов,  чертежи юбок         ( прямой, клеш, клинки ),  чертежи основы блузки, раскладки на ткани деталей юбки и блузки, методические пособия по моделированию юбок и блузок, по технологии изготовления юбки и блузки, журналы мод, слайды к темам бесед, изделия-образцы, выполненные кружковцами.

Для 2-го года занятий – альбом с образцами шелковых и синтетических тканей, образцы прорезных  карманов, чертежи брюк, жакета, платья, методические пособия по технологии изготовления брюк, жакета и платья , журналы мод, изделия,  выполненные кружковцами, иллюстрации  и слайды к темам бесед по истории костюма, журналы мод, образцы отделок, иллюстрации народных костюмов, чертежи кроя народной одежды, изделия, выполненные кружковцами.

Методическое обеспечение программы

 1 года обучения

№ п/п

Раздел темы

Форма занятий

Оборудование

Формы проведения итоговой работы

1

Введение

беседа

Журналы мод, изделия-образцы

-

2

Материаловедение

Работа с образцами х/б тканей

Альбомы с образцами   х/б , шерстяных тканей

Коллективное обсуждение

3

Виды ручных работ

Упражнения в получении навыков ручных стежков

х/б ткань, иголки, нитки

Коллективное обсуждение

4

Машиноведение.

Получение навыков работы на швейной машине

Швейная машина

Коллективное обсуждение

5

Пиемы выполнния лоскутной техники

Упражнения в получении навыков лоскутной техники

Линейка, лекала изделия, ножницы, иголки, нитки, утюг, гладильная доска

Творческая защита

6

Накладные карманы

Упражнения в получении навыков ручных работ для соединения деталей

Образцы накладных карманов, линейка, ткань, ножницы, иголки, нитки, утюг, гладильная доска

Творческая защита

7

Юбка усложненного фасона

экскурсии в ателье

Чертежи основы юбки, ткань, линейка, лекала изделия, ножницы, иголки, нитки, утюг, гладильная доска, швейная машина

Самооценка

Творческая защита

8

Блуза с длинными рукавами на манжетах, с застежкой и воротником

Упражнения в получении навыков чертежа и раскроя блузки

Чертежи основы блузки , ткань, линейка, лекала изделия, ножницы, иголки, нитки, утюг, гладильная доска, швейная машина

Творческая защита

Выставка

9

Беседы на эстетические и профессиональные темы

 Выставки работ,

викторина

Экскурсия

Методическое обеспечение программы

 2 года  обучения

№ п/п

Раздел темы

Форма занятий

Оборудование

Формы проведения итоговой работы

1

Введение

Беседа «Основные стили в одежде, современные направления моды»

Журналы мод, изделия-образцы

-

2

Материаловедение

Работа с образцами шелковых тканей

Альбомы с образцами шелковых   и синтетических тканей

Коллективное обсуждение

3

Прорезные карманы

Упражнения в получении навыков обработки прорезных карманов

Образцы прорезных карманов, линейка, ткань, ножницы, иголки, нитки, утюг, гладильная доска

Творческая защита

4

Ансамбль одежды из двух предметов

экскурсии в ателье

общественно-полезный труд

Чертежи брюк, жакета, ткань и фурнитура, линейка, ткань, ножницы, иголки, нитки, утюг, гладильная доска

Творческая защита

5

Платье летнее из шелковой ткани

Выставка работ

Чертежи основы платья, ткань и фурнитура, линейка, ткань, ножницы, иголки, нитки, утюг, гладильная доска

Творческая защита

Выставка

Литература для преподавателя.

  1. Горина Г. С.  Народные традиции в моделировании одежды. М., 1974
  2. Единый метод конструирования одежды с втачными рукавами для девочек, изготовляемой по индивидуальным заказам. М.;ЦБНТИ, 1980.
  3. Киреева Е. В. История костюма. М., 1976
  4. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М., 1972.
  5. Стриженова Т. Из истории советского костюма. М., 1975.
  6. Труханова А. Т. Основы технологии швейного производства. М., 1980.

Литература для детей.

    1. Блиничева Н.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 1976

    2. Лабзина А.Я. и др. Обслуживающий труд:  Уч. пособие для учащихся 7 класса. - М.,1985

   3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., 1978

   4. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских  традиционных обычаях и     обрядах XIX - начала ХХв. - М.,1984

   5. Основы художественного ремесла: B 2 ч./под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. - 2-е изд. - М.,1986, - Ч. 1.

     6. Рандели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М., 1984

   7. Климова Н.Т. Ручная и машинная вышивка. - М.,1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование и моделирование одежды

1.Это необходимо знать2. Инструкционные карты...

Программа "Конструирование и моделирование одежды"

Программа "Конструирование и моделирование одежды" способствует формированию у детей художественно - эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному наследию России. Програм...

Воспитание духовности на занятиях творческого объединения «Конструирование и моделирование одежды»

Данная статья способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное....