Программа "Конструирование и моделирование одежды"
рабочая программа по теме
Программа "Конструирование и моделирование одежды" способствует формированию у детей художественно - эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному наследию России. Программа направлена на приобщение школьников к основам конструирования и моделирования одежды и выявления одаренных детей, с целью развития их творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_konstruirovanie_i_modelirovanie_odezhdy.doc | 487.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Конструирование и моделирование одежды»
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относится эффективность системы дополнительного образования, так как этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, развитии познавательной мотивации и способностей.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций декоративно-прикладного творчества важнейшей задачей становится повышение эффективности художественно-эстетического образования.
Дополнительная образовательная программа «Конструирование и моделирование одежды» художественно-эстетическую направленность МАОУ ДОД ЦДОД и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области декоративно-прикладного творчества.
Настоящая программа органично вписывается в систему дополнительного образования детей. Программа ««Конструирование и моделирование одежды» отвечает принципу доступности и разработана с учетом требований к содержанию и оформления дополнительных образовательных программ (Примерные требования к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ ДОД Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
При разработке программы использовались дополнительные программы по художественному образованию детей (приложение 1)
Программа «Конструирование и моделирование одежды» способствует формированию у детей художественно-эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому и культурному наследию России.
Программа направлена на приобщение школьников к основам конструирования и моделирования одежды и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала и ориентирована на углубленное изучение основ дизайна, так как занятия дизайном являются не только актуальным направлением на сегодняшний день, но и могут служить основой для предпрофессиональной подготовки: в содержание программы включено знакомство с профессией дизайнера.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предоставляет возможность обучающимся не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего того, что окружает нашу жизнь.
Актуальность программы обусловлена задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Целесообразность программы заключается в том, что она органично вписывается в единое образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, способствующим формированию культуры творческой личности, приобщению обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развитие их творчества с учётом способностей и интересов детей, и освоение ими художественного опыта прошлого. В совместной деятельности с педагогом воспитанники учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное своими руками.
Конструирование и моделирование одежды способствует развитию способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному присвоению нового социального опыта.
Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн-проекта, например, коллекции одежды и изготовление ее).
Целью программы является создание условий для развития творческих способностей детей на основе освоения ими технологии по конструированию и моделированию одежды.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с новыми терминами и понятиями.
- Обучить детей различным техникам декоративно-прикладного творчества, практическим навыкам и приёмам изготовления и декорирования изделий, проектированию и художественному конструированию швейных изделий, предметов быта.
- Познакомить с основными законами композиции и цветоведения;
- Сформировать у обучающихся теоретические знания и практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей (воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное восприятие чувство цвета, формы, композиционной культуры;
- развивать коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся;
- развивать у детей художественный и эстетический вкус;
Воспитательные задачи:
- содействовать организации содержательного досуга детей;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и умение заботиться;
- формировать потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни;
Цель 1-го года обучения: Обучение основам декоративно-прикладного творчества.
Обучающие задачи:
-познакомить детей с правилами безопасности при работе с инструментами;
-познакомить обучающихся с классификацией текстильных волокон, видами рисунков тканей, терминологией и технологией выполнения ручных работ, с законами композиции, цветоведения, видами ручных стёжек, ручной вышивки и аппликации;
-научить детей определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны; выполнять простые ручные швы; правильно раскроить материал с использованием выкройки и шаблонов,; работать с методическим картами; строить симметричный узор, орнамент, подбирать нитки, размер и место узора в изделии; переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стёжки вышивки; выполнять поделки, сувениры с использованием техник ДПИ;
Цель 2-го года обучения: конструирование и моделирование одежды с элементами декора на основе лоскутного шитья и гобелена.
Обучающие задачи:
-познакомить детей с историей и видами народной игрушки и куклы, с историческим и современными стилями одежды, основными силуэтными формами, технологическим свойствами современных текстильных материалов, законами композиции, профессией дизайнера; современными направлениями моды; моделированием одежды с использованием народного костюма, с требованиями к качеству готового изделия, со способами отделки и влажной тепловой обработки, способами ремонта одежды с видами самоклеющихся декоративных материалов, с традиционной художественной вышивкой; основными приёмами декорирования костюма;
-научить детей строить чертёж плечевого изделия с модельными особенностями, чертёж втачного рукава и техническому моделированию; работать по замыслу, выполнять простые эскизы изделий и отделки; изготавливать выкройки; работать с искусственным мехом; подбирать ткань и отделку, проводить примерку, снимать измерения фигуры; конструировать игрушку;
-Обучить детей основам кроя, способам уменьшения и увеличения выкроек, правилам подготовки ткани и выкройки к раскрою; технологической последовательности и поузловой обработке поясного изделия; оформлять дизайн-папку; проводить примерку и устранять дефекты, выполнять декоративные заплаты;
Цель 3-го года обучения: Художественное оформление одежды, создание коллекции одежды.
Обучающие задачи:
-познакомить детей со свойствами ниток, их разнообразием и цветовой гамме; с композиционным построением узоров; с особенностями работы со сложными тканями; с требованиями к готовому изделию; с компонентами творческого проекта;
-обучить детей изготавливать сувенирные изделия, работать по рисунку, выполнять декорирование с использованием современных материалов, выполнять декорирование с использованием техники вышивки, выполнять эскизы моделей с учётом современного направления моды; вносить в чертёж конструкции модельные особенности и фасонные линии; выполнять раскрой изделия; самостоятельно устранять дефекты; определять качество готового изделия;
Отличительные особенности программы «Конструирование и моделирование одежды» от других программ заключаются в том, что она предполагает обязательное использование моделирования и дизайна одежды, изготовление и дизайн игрушки, поделок, сувениров, аксессуаров. При реализации данной программы особенно ценно самостоятельное изготовление коллекции одежды, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, в процессе реализации программы «Конструирование и моделирования одежды» осуществляется межпредметная связь: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
В реализации программы "Конструирование и моделирование одежды " участвуют дети 10-14 лет. Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей. В группу принимаются как мальчики, так и девочки, проявляющие желание, интерес.
Специальной практической подготовки к данному виду творчества не требуется, но учитывается умение безопасной работы с ножницами, степени развития моторики рук, умение различать цвета. Программа адресована всем желающим учащимся, в том числе не имеющим начальной художественной подготовки.
В процессе обучения предусмотрено проведение добора обучающихся в группы 1-го года обучения. Для вновь набранных детей подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.
Программа рассчитана на 3 года. Общая продолжительность обучения детей в творческом объединении постоянного состава равна 576 часам, в том числе:
1-й год обучения – 144 часа – освоение основ материаловедения, цветоведения, лоскутного шитья. Основные техники декоративно-прикладного искусства.
2-й год обучения – 216 часов – изготовление и дизайн игрушек, одежды, поделок, аксессуаров, сувениров. Лоскутное шитьё, гобелен.
3-й год обучения – 216 часов – лоскутный дизайн, художественное оформление одежды, создание коллекции одежды.
В процессе реализации программы «Конструирование и моделирование одежды» используются следующие типы занятий:
- учебные занятия по ознакомлению учащихся с новым материалом;
- учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
- учебные занятия по обобщению и систематизации изученного;
- учебные занятия проверки знаний и разбора проверочных работ;
На занятиях применяются различные формы организации работы с детьми:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные;
Формы занятий:
- отчетные занятия-выставки;
- практическое занятие;
- комбинированное занятие;
- игра;
- праздник;
- путешествие;
- экскурсия;
- мастерская;
- защита проектов;
В 1-й год обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа –40 минут - с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Во 2-й и 3-й год обучения - два раза в неделю по 3 академических часа –40 минут - с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Ожидаемые результаты:
Как правило, к концу первого года обучения обучающиеся
знают:
- правила безопасности труда при работе с инструментами;
- классификацию текстильных волокон;
- виды рисунков тканей;
- терминологию и технологию выполнения ручных работ;
- законы композиции;
- законы цветоведения;
- виды ручных стежков;
- виды ручной вышивки и аппликации;
- основы техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), пэчворк, аппликация.
Умеют:
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;
- выполнять простые ручные швы;
- определять лицевую, изнаночную стороны, нить основы и утка;
- уметь правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
- работать индивидуально с методическими картами;
- осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани и материалов (фетр, мех, кожа и др.);
- строить симметричный узор, орнамент;
- подбирать размер и место узора в изделии;
- подбирать нитки;
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стежки вышивки.
- уметь изготовить поделку, сувенир с использованием техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), пэчворк, аппликация.
Как правило, к концу второго года обучения обучающиеся
знают:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- основы кроя;
- способы уменьшения и увеличения выкроек;
- правила подготовки ткани и выкройки к раскрою;
- технологическую последовательность и поузловую обработку поясного изделия;
- историю и виды народной игрушки и куклы;
- исторические и современные стили одежды;
- основные силуэтные формы;
- технологические свойства современных текстильных материалов;
- законы композиции костюма;
- содержание профессии дизайнера;
- единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров;
- построение чертежа плечевого изделия с модельными особенностями;
- построение чертежа втачного рукава и техническое моделирование;
- экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, ворсом;
- правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов;
- способы отделки и влажно-тепловой обработки;
- технологическую последовательность и поузловую обработку плечевого изделия;
- способы ремонта одежды;
- виды самоклеящихся декоративных материалов;
- традиционная художественная вышивка;
- гармоничное сочетание аксессуаров с гардеробом;
- современное направление моды;
- моделирование одежды с использованием народного костюма как источника творчества;
- требования к качеству готового изделия.
- основные приёмы декорирования костюма с помощью росписи по ткани (батик), трафаретной печати и принта, аппликации, фелтинга, ручного ткачества, вязания крючком, декорирования кожи.
Умеют:
- работать по замыслу;
- выполнять простые эскизы изделий и отделки;
- самостоятельно изготовить выкройку к задуманной (несложной) игрушке;
- изготовить плоскую (на картонной основе), полуплоскую, объемную игрушку по выкройке;
- работать с искусственным мехом;
- изготовить куклу;
- сконструировать игрушку;
- оформить игрушку;
- снимать измерения фигуры;
- читать и строить чертёж юбки;
- выполнять техническое моделирование юбки;
- подбирать ткань и отделку для изготовления юбки;
- выполнять раскрой изделия;
- проводить примерку;
- обрабатывать детали кроя;
- выполнять окончательную отделку изделия;
- оформлять дизайн-папку;
- определять стиль и силуэт в одежде;
- разрабатывать выполнять эскизы моделей;
- работать с журналами мод; снимать и записывать мерки;
- читать и строить чертёж плечевого изделия;
- выполнять техническое моделирование;
- выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, ворсом;
- проводить примерку и устранять дефекты;
- обрабатывать основные узлы плечевого изделия;
- выполнять декоративные заплаты, штопку, аппликацию на трикотажных и других изделиях
Как правило, к концу третьего года обучения обучающиеся
знают:
- правила техники безопасности на всех занятиях дизайн-студии;
- сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме;
- иметь представление о пропорции;
- сведения о цветовом сочетании;
- композиционное построение узоров;
- виды самоклеящихся декоративных материалов;
- традиционная художественная вышивка;
- гармоничное сочетание аксессуаров с гардеробом;
- современное направление моды;
- моделирование одежды с использованием народного костюма как источника творчества;
- особенности работы со сложными тканями (шифон, бархат, органзой и др.);
- требования к качеству готового изделия;
- компоненты творческого проекта;
умеют:
- осуществлять поиск необходимой информации в области дизайна и моделирования, работать с журналами мод и предметному дизайну;
- пользоваться различными инструментами;
- пользоваться схематическим описанием рисунка;
- изготавливать сувенирные изделия;
- работать по рисунку;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
- выполнять декорирование с использованием современных материалов;
- выполнять декорирование с использованием техники вышивки;
- выполнять эскизы моделей с учётом современного направления моды;
- вносить в чертёж конструкции модельные особенности и фасонные линии;
- выполнять раскрой изделия (поделка, игрушка, кукла, одежда для кукол);
- самостоятельно устранять дефекты после проведения примерки;
- использовать современные способы технологической обработки изделия;
- определять качество готового изделия;
- в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Конструирование и моделирование одежды» являются:
- участие обучающихся в тематических районных и областных выставках, конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.
Итоговая оценка носит комплексный характер, так как учитывает
- качество выполнения выпускной работы;
- результаты педагогического собеседования;
- степень развития творческих способностей;
- уровень развития интеллекта;
- активность работы обучающегося на протяжении всего курса обучения;
Учебно-тематический план первого года обучения (144 часа)
№ | Название темы | Всего часов | Часы на теорию | Часы на практику | Формы контроля |
Раздел 1.Материаловедение | |||||
1.1 | Вводное занятие Виды и свойства тканей | 2 4 | 2 1 | 3 | |
Итого по разделу: | 6 | 3 | 3 | ||
Раздел 2. Ручные швейные работы | |||||
2.1 2.2 | Виды ручных стежков и строчек Накладное шитье: Виды накладного шитья Технические условия и приемы выполнения накладной отделки | 2 16 | 1 3 | 1 13 | Образцы накладной отделки |
Итого по разделу: | 18 | 4 | 14 | ||
Раздел 3. Машинные работы (изготовление сувениров из лоскутов и т.п.) | |||||
3.1 3.2 3.3 | Устройство швейной машины Работа на швейной машине Изготовление сувениров из лоскутов, тесьмы, кожи и т.п. | 2 4 38 | 1 1 6 | 1 3 32 | |
Итого по разделу: | 44 | 8 | 36 | Выставка | |
Раздел 4. Конструирование одежды | |||||
4.1 | Конструирование: -юбки; -платья; | 2 6 | 1 1 | 1 5 | Чертежи |
Итого по разделу: | 8 | 2 | 6 | ||
Раздел 5. Моделирование одежды | |||||
5.1 | Моделирование одежды | 6 | 1 | 5 | Эскизы моделей |
Итого по разделу: | 6 | 1 | 5 | ||
Раздел 6. Изготовление одежды из хлопчатобумажных тканей | |||||
6.1 6.2 6.3 | Изготовление конической юбки Изготовление клиньевой юбки Изготовление плечевого изделия с цельнокроеным рукавом | 6 6 50 | 2 2 14 | 4 4 36 | |
Итого по разделу: | 62 | 18 | 44 | Выставка | |
Всего часов: | 144 | 37 | 107 |
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие (2ч.)
Задачи работы творческого объединения. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными учащимися объединения. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и принадлежности для работы. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.
Раздел 1. Материаловедение
Тема 1.1 Виды и свойства ткани (4ч.)
Теоретические знания: Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение нитей основы и утка. Краткие сведения о профессиях ткацкого и швейного производства.
Практические занятия. Подбор тканей по виду, цвету, назначению. Определение в образцах тканей нитей основы и утка, Лицевой и изнаночной сторон.
Раздел 2. Ручные швейные работы
Тема 2.1 Виды ручных стежков и строчек (2ч.)
Теоретические знания: Терминология ручных работ. Организация рабочего места. Техника безопасности при ручных работах. Виды ручных швов:
«Шов вперед иголку», «Шов назад иголку», «Петельный шов», «Шов козлик». Копировальные стежки – силки, прокладочные стежки, стежки ручной сборки, сметочные стежки.
Практические занятия. Приемы выполнения ручных стежков и строчек.
Тема 2.2 Накладное шитье (16ч.)
Теоретические знания: Виды накладного шитья. Технические условия и приемы выполнения накладной отделки.
Практические занятия. Выбор отделки. Перевод рисунка. Подбор тканей для отделки. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, долевой и уточной нити. Выполнение накладной отделки.
Раздел 3. Машинные работы
Тема 3.1 Устройство швейной машины (2ч.)
Теоретические знания: Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила техники безопасности. Приемы выполнения машинных строчек.
Практические занятия. Упражнения в работе на швейной машине. Заправка нижней и верхней нитей. Регулировка длины стежка. Выполнение закрепок. Намотка ниток на шпульку.
Тема 3.2 Работа на швейной машине (4ч.)
Теоретические знания: Терминология машинных работ. Виды машинных швов: стачной, накладной, настрочной, обтачной. Технические условия на выполнение машинных швов.
Практические занятия. Выполнение машинных швов на образцах.
Тема 3.3 Изготовление сувениров из лоскутов, тесьмы, кожи (38ч.)
Теоретические знания: Рекомендации по выбору тканей, декоративной отделки изделия. Природа цвета. Закономерности цветовых сочетаний. Особенности технологии изготовления изделий из лоскутов.
Практические занятия. Выполнения выкроек на изделие. Подбор ткани и отделки. Раскрой изделия. Соединение частей изделия: стачивание на швейной машине, обвязывание крючком, плетение из тесьмы.
Раздел 4. Конструирование одежды
Тема 4.1 Конструирование одежды (8ч.)
Теоретические знания: Правила снятия мерок. Необходимость снятия мерок. Прибавки на свободное облегание. Расчеты для построения чертежей плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, клиньевой и конической юбки. Типы линий для выполнения чертежа.
Практические занятия. Снятие мерок. Выполнение расчетов. Построение чертежей плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Клиньевой и конической юбок в масштабе 1:1 на бумаге. Приемы работы с чертежными инструментами: линейкой, треугольником, циркулем, лекалом.
Раздел 5. Моделирование одежды
Тема 5.1Моделирование одежды (6ч.)
Теоретические знания: Понятие о моделировании. Эскиз модели (фигура, пропорции, силуэт).
Практические занятия. Выбор модели исходя из имеющейся ткани. Изменения выреза горловины, длины изделия, длины рукава, моделирование накладных карманов и оборок. Работа с журналами мод. Подготовка выкроек к раскрою.
Раздел 6. Изготовление одежды из хлопчатобумажных тканей
Тема 6.1 Изготовление конической юбки (6ч.)
Теоретические знания: Раскладка выкроек на ткани. Припуски на швы. План обработки изделия по узлам.
Практические занятия. Обмеловка выкроек. Раскрой. Сметывание боковых швов. Примерка, внесение исправлений после примерки. Стачивание швов, обработка срезов, ВТО изделия. Обработка пояса юбки с использованием резинки. Обработка низа юбки. Обработка застежки. Пришивание пуговиц.
Тема 6.2 Изготовление клиньевой юбки (6ч.)
Теоретические знания: Раскладка выкроек на ткани. Припуски на швы. План обработки изделия по узлам.
Практические занятия. Обмеловка выкроек. Раскрой. Сметывание клиньев юбки. Примерка, внесение исправлений после примерки. Стачивание швов, обработка срезов, ВТО изделия. Обработка пояса юбки. Обработка застежки. Обработка низа юбки. Пришивание пуговиц.
Тема 6.3 Изготовление плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (50ч.)
Теоретические знания: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Приемы обводки контурных линий. Способы перевода контурных линий выкройки на парные детали кроя. Припуски на швы. План обработки изделия по узлам (последовательность изготовления изделия). Технология изготовления изделия.
Практические занятия. Обмеловка выкроек. Раскрой. Сметывание изделий. Примерка, внесение исправлений после примерки. Стачивание швов, обработка срезов, ВТО изделия. Поузловая обработка изделия (обработка горловины бейкой или обтачкой, обработка оборок и т.д.). Окончательная отделка изделия.
Учебно-тематический план второго года обучения (216 часов)
№ | Название темы | Всего часов | Часы на теорию | Часы на практику | Формы контроля |
Раздел 1. Материаловедение | |||||
1.1 1.2 1.3 1.4 | Вводное занятие Производство тканей, переплетение нитей Гобелен Гобеленовое ткачество Выполнение гобелена «Речка» Ворсовое ткачество Изготовление махровой подушки | 3 3 3 12 18 | 3 1 1 2 2 | 2 2 10 16 | Выставка |
Итого по разделу: | 39 | 9 | 30 | ||
Раздел 2. Техника лоскутной мозаики | |||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 | Виды техники лоскутной мозаики Техника «Шитье из полос» Техника «Шитье из прямоугольных треугольников» Техника «Шитье из многоугольников» Применение лоскутной техники: Прихватки для горячего Мешочки для подарков Выполнение изделий из лоскутов по выбору | 3 3 3 6 9 9 24 | 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 5 8 8 23 | Выставка |
Итого по разделу: | 57 | 7 | 50 | ||
Раздел 3. Конструирование одежды | |||||
3.1 3.2 3.3 | Конструирование плечевого изделия с втачным рукавом Построение рукавов Построение воротников | 12 3 3 | 3 1 1 | 9 2 2 | чертежи |
Итого по разделу: | 18 | 5 | 13 | ||
Раздел 4. Моделирование одежды | |||||
4.1 | Моделирование платья, кокеток, рельефов | 6 | 1 | 5 | Эскизы моделей |
Итого по разделу: | 6 | 1 | 5 | ||
Раздел 5. Изготовление одежды для себя | |||||
5.1 5.2 5.3 | Изготовление делового комплекта или платья Изготовление летнего ансамбля Подготовка к выставке | 39 39 18 | 9 9 | 30 30 18 | Выставка |
Итого по разделу: | 96 | 18 | 78 | ||
Всего часов: | 216 | 41 | 175 |
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие (3ч.)
Задачи работы творческого объединения. План работы. Знакомство с изделиями второго года обучения. Принадлежности, необходимые для работы в объединении. Организационные моменты. Правила безопасности труда.
Раздел 1. Материаловедение
Тема 1.1 Производство тканей, переплетение нитей (3ч.)
Теоретические знания: Ассортимент тканей с узорным и ручным ткачеством. Роль узорного ткачества предметов домашнего убранства крестьян и других сословий. Мотивы в русском узорном ткачестве. Виды переплетений.
Практические занятия. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из цветной бумаги.
Тема 1.2 Гобелен (3ч.)
Теоретические знания: История развития искусства гобелена. Гобеленовое ткачество. Ворсовое ткачество.
Практические занятия. Натягивание основы на рамку. Выбор пряжи. Выполнение образцов различными видами ткачества.
Тема 1.3 Гобелен «Речка» (12ч.)
Теоретические знания: Гобеленовое ткачество. Методы и приемы выполнения гобеленового ткачества.
Практические занятия. Подготовка технического рисунка, пряжи. Натягивание основы. Изготовление гобелена «Речка», гобеленовым ткачеством.
Тема 1.4 Махровая подушка (18ч.)
Теоретические знания: Ворсовое ткачество. Методы и приемы выполнения ворсового ткачества.
Практические занятия. Подготовка технического рисунка, пряжи. Натягивание основы. Изготовление махровой подушки ворсовым ткачеством.
Раздел 2. Изготовление изделий в лоскутной технике «Пэчворк».
Тема 2.1 Техника лоскутной мозаики (3ч.)
Теоретические знания: Вид искусства пэчворк. Вилы изделий, выполненные в этой технике. Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Виды техники лоскутной мозаики. Техника «Шитье из квадратов».
Практические занятия. Шитье из квадратов по схеме «Шахматка». Работа с журналами. Выполнение эскиза изделия. Схема сборки квадратов «Шахматка». Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой и сборка образца по схеме «Шахматка».
Тема 2.2 Техника «Шитье из полос» (3ч.)
Теоретические знания: Схемы, по которым собираются изделия из полос «Елочка» («Паркет»), «Колодец», «Пашня».
Практические занятия. Шитье из полос по схемам: «Елочка», «Колодец», «Пашня». Выполнение эскиза изделия. Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой и сборка образца по схемам.
Тема 2.3 Техника «Шитье из прямоугольных треугольников» (3ч.)
Теоретические знания: Схемы, по которым собираются изделия из прямоугольных треугольников «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате».
Практические занятия. Шитье из прямоугольных квадратов треугольников по схемам: «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Выполнение эскиза изделия. Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой и сборка образца по схемам.
Тема 2.4 Техника «Шитье из многоугольников» (6ч.)
Теоретические знания: Шитье из шестиугольников. Шитье из ромбов.
Практические занятия. Изготовление шаблонов. Подбор тканей. Раскрой. Сборка образца по выбранной схеме.
Тема 2.5 Применение лоскутной техники в изделиях.
Прихватки для горячего с геометрическим рисунком (9ч.)
Теоретические знания: Разновидности прихваток. Подбор тканей. Цветовое решение изделия.
Практические занятия. Выполнение эскиза изделия. Изготовление выкроек. Подбор тканей, раскрой и сборка прихваток.
Тема 2.6 Мешочки для подарков (9ч.)
Теоретические знания: Мешочек из бархата, драпа, мешочек-носочек, мешочек-рукавичка, мешочек с елочками.
Практические занятия. Выполнение эскиза изделия. Изготовление выкроек. Подбор тканей, раскрой и изготовление изделия.
Тема 2.7 Выполнение изделий – комплектов из лоскутов по выбору (24ч.)
Теоретические знания: Выбор изделия. Подбор тканей. Цветовое решение изделия. Выбор техники лоскутной мозаики.
Практические занятия. Работа с журналами. Выполнение эскиза изделия. Построение схем лоскутной техники. Подбор тканей, раскрой, сборка изделий.
Раздел 3. Конструирование одежды
Тема 3.1Конструирование плечевого изделия (12ч.)
Теоретические знания: Мерки, необходимые для построения чертежей плечевого изделия. Правила снятия мерок, условные обозначения мерок.
Практические занятия. Снятие мерок. Выполнение расчетов для построения чертежей. Построение чертежей плечевого изделия в масштабах
1:4 и 1:1.
Тема 3.2Конструирование рукавов (3ч.)
Теоретические знания: Мерки, необходимые для построения чертежей рукава. Правила снятия мерок, условные обозначения мерок.
Практические занятия. Снятие мерок. Выполнение расчетов для построения чертежей. Построение чертежей рукава в масштабах 1:4 и 1:1.
Тема 3.3 Конструирование воротников (3ч.)
Теоретические знания: Мерки, необходимые для построения чертежей воротника. Правила снятия мерок, условные обозначения мерок.
Практические занятия. Снятие мерок. Выполнение расчетов для построения чертежей. Построение чертежей воротников в масштабах 1:4 и 1:1.
Раздел 4. Моделирование одежды
Тема 4.1 Моделирование плечевого изделия, рукавов (6ч.)
Теоретические знания: Выполнение эскиза модели. Расчет ткани для изделия. Правила перемещения вытачек, построения кокеток, рельефов. Изменения фасона рукавов (крылышко, фонарик, зауженный с защипами по головке).
Практические занятия. Внесение изменений в выкройку, нанесение конструктивных линий на основу, изменение формы рукавов. Моделирование рукавов. Моделирование воротников. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет количества ткани.
Раздел 5. Изготовление одежды для себя
Тема 5.1 Изготовление делового комплекта или платья (39ч.)
Теоретические знания: Рекомендации тканей и фасона в соответствии с модой. Обсуждение эскиза. Нормы расхода тканей для изготовления комплекта. Моделирование подборта. Прокладочные материалы. Раскладка выкроек на ткани.
Практические занятия. Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза). Определение нормы расхода ткани. Выполнение моделирования соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка изделия с поузловой ВТО. Подготовка изделия к первой примерке, проведение первой примерки, внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, рельефов, вытачек, складок и т.д., обработка карманов, обметывание срезов, обработка края борта полочки, обработка застежки юбки или брюк. Обработка верхнего срезе юбки или пояса брюк, заметывание низа юбки или брюк. Обработка воротника и вметывание его в горловину. Обработка рукавов и вметывание их в проймы. Вторая примерка. Внесение исправлений после примерки. Втачивание воротника и рукавов, обметывание срезов пройм, обработка низа изделий, петель, окончательная ВТО и чистка изделия, пришивание пуговиц.
Тема 5.2 Изготовление летнего ансамбля или платья (39ч.)
Теоретические знания: Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с модой. Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани на платье. Моделирование платья с использованием чертежа основы. Последовательность технологической обработки платья.
Практические занятия. Работа с журналами мод, определение нормы расхода ткани. Моделирование платья соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технология изготовления платья с поузловой ВТО. Подготовка платья к первой примерке. Первая примерка, внесение исправлений после нее. Стачивание кокеток, рельефов, вытачек, складок и т. д., обработка карманов, выполнение отделки, стачивание всех швов платья. Обработка застежки, обработка воротника и втачивание его в горловину или обработка горловины подкройной обтачкой, обработка рукавов и вметывание их в проймы, заметывание низа юбки, приметывание лифа платья к юбке. Вторая примерка, внесение исправлений после нее. Втачивание воротника и рукавов,
обработка срезов пройм, притачивание лифа платья к юбке. Обработка низа платья, петель, окончательное ВТО, чистка платья, пришивание пуговиц.
Тема 5.3 Подготовка к выставке (18ч.)
Практические занятия. Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза). Определение нормы расхода ткани. Выполнение моделирования соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка изделия с поузловой ВТО. Окончательная отделка изделий. ВТО изделия. Выполнение декоративной отделки изделий.
Учебно-тематический план третьего года обучения (216 часов)
№ | Название темы | Всего часов | Часы на теорию | Часы на практику | Формы контроля |
Раздел 1. Материаловедение | |||||
1.1 | Вводное занятие Свойства тканей | 3 6 | 3 1 | 5 | |
Итого по разделу: | 9 | 4 | 5 | ||
Раздел 2. Лоскутная техника и техника аппликация | |||||
2.1 2.2 | Аппликация из ткани: Простая Полуобъемная Многослойная Аппликация с вышивкой Лоскутное панно Интерьер квартиры и дома: Комплекты для кухни Комплекты для детской Комплекты для спальни Комплекты для дачи | 3 3 3 3 12 9 9 9 12 | 1 1 1 1 2 1 1 1 1 | 2 2 2 2 10 8 8 8 11 | Тематич. выставка |
Итого по разделу: | 63 | 10 | 53 | ||
Раздел 3. Художественное оформление одежды | |||||
3.1 3.2 3.3 | Образцы декоративных отделок для одежды: Вытачные рельефные швы Складки Буфы Сборки Отделка одежды деталями: Оборки Рюши Воланы Окантовочные швы Банты, галстуки Отделка одежды специальными отделочными материалами: Лентой Цветами Вышивкой Аппликацией Печатным рисунком Кожей, замшей, трикотажем Кружевом, тесьмой, шнуром Пуговицами, пряжками, блочками Застежкой «молнией» | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 6 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 | образцы |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 | |||||
Итого по разделу: | 57 | 18 | 39 | ||
Раздел 4. Конструирование одежды | |||||
4.1 | Конструирование брюк | 9 | 1 | 8 | чертежи |
Итого по разделу: | 9 | 1 | 8 | ||
Раздел 5. Моделирование одежды | |||||
5.1 | Элементы технического моделирования | 6 | 1 | 5 | Рисунки моделей |
Итого по разделу: | 6 | 1 | 5 | ||
Раздел 6. Изготовление одежды для себя | |||||
6.1 | Изготовление одежды с использованием декоративных отделок Подготовка к выставке | 54 18 | 14 | 40 18 | выставка |
Итого по разделу: | 72 | 14 | 58 | ||
Всего часов: | 216 | 48 | 168 |
Содержание программы третьего года обучения
Вводное занятие (3ч.)
Цель и задачи работы творческого объединения. Знакомство с изделиями, выполненными учащимися третьего года обучения. Принадлежности, необходимые для работы в объединении. Организационные моменты. Правила безопасности труда.
Раздел 1. Материаловедение
Тема 1.1Свойства тканей (6ч.)
Теоретические знания: Свойства современных тканей (прочность, сминаемость, драпируемость, осыпаемость, раздвижка нитей). Использование современных тканей для изготовления одежды. Декоративные ткани.
Практические занятия. Определение свойства тканей.
Раздел 2. Лоскутная техника и техника аппликации
Тема 2.1 Аппликация из ткани (24ч.)
Теоретические знания: Применение аппликации. Разновидности техники аппликации – простая, полуобъемная, многослойная, аппликация с вышивкой. Лоскутное панно.
Техника художественных квилтов.
Практические занятия. Проработка композиции лоскутного пейзажа.
Выполнение квилтов. Выбор рисунка. Подбор ткани. Цветовое решение изделия. Заготовка шаблонов. Раскрой. Составление лоскутного пейзажа. Техника лоскутного пейзажа.
Тема 2.2 Интерьер квартиры и дачи(39ч.)
Теоретические знания: Комплекты для кухни, для детской, для спальни, для дачи.
Практические занятия. Работа с журналами. Выполнение эскиза изделия. Изготовление выкроек, подбор тканей, раскрой и изготовление комплекта. Технологии стежки. Обработка краев изделия окантовочным швом.
Раздел 3. Художественное оформление одежды
Тема 5.1 Образцы декоративных отделок для одежды (57ч.)
Теоретические знания: Отделка одежды в виде вытачных рельефных швов, драпировок, складок, буфов, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек. Отделка одежды деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, окантовочные швы, банты, галстуки. Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, бахрома, лента, цветы.
Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами.
Отделка мехом, кожей, замшей, трикотажем, бархатом, кружевным полотном.
Отделка деталей изделия печатным рисунком.
Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, застежки – «молнии».
Практические занятия. Выполнение образцов декоративных отделок по технологическим картам.
Раздел 4. Конструирование одежды
Тема 4.1 Конструирование брюк (9ч.)
Теоретические знания: Мерки, необходимые для построения чертежа брюк. Правила снятия мерок, условные обозначения мерок.
Практические занятия. Снятие мерок. Выполнение расчетов для построения чертежа брюк. Построение чертежа брюк в масштабах 1:4 и 1:1.
Раздел 5. Моделирование одежды
Тема 5.1 Элементы технического моделирования (9ч.)
Теоретические знания: Разработка конструкций одежды с использованием приемов технического моделирования. Метод параллельного расширения. Метод конического расширения.
Практические занятия. Выполнение эскиза модели. Внесение изменений в выкройку, с использованием приемов технического моделирования. Нанесение конструктивных линий на основу.
Раздел 6. Изготовление одежды для себя
Тема 6.1 Изготовление одежды с использованием декоративных украшений (72ч.)
Теоретические знания: Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с модой. Обсуждение эскиза. Норма расхода ткани для одежды с использованием декоративной отделки. Последовательность технологической обработки изделия. Особенности работы эксперементальных цехов и домов моделей. Краткие сведения о работе закройщика, швеи. Требования к качеству готового изделия.
Практические занятия. Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза). Определение нормы расхода ткани. Выполнение моделирования соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка изделия с поузловой ВТО. Подготовка изделия к первой примерке, проведение первой примерки, внесение исправлений после нее. Поузловая обработка деталей. Вторая примерка, внесение исправлений после нее. Окончательная отделка изделий. ВТО изделия. Выполнение декоративной отделки изделий.
Методическое обеспечение программы
В процессе организации образовательного процесса используются следующие методы работы:
По способу организации занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический
По уровню деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся);
По форме организации деятельности обучающихся:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой (организация работы по малым группам);
- коллективно-групповой (выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение);
- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблемы);
Методы личностно-ориентированного подхода: (диалога, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации успеха), что способствует развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных качеств.
Метод проекта как условие для развития у детей познавательного интереса и самостоятельности в выборе способов и средств достижения цели.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы «Конструирование и моделирование одежды» используются следующие техники работы с тканью;
- Аппликация; Коллаж; Лоскутное шитьё (приложение 3)
Формы занятий:
-традиционное занятие;
-комбинированное занятие;
-игра;
-праздник;
-аукцион;
-путешествие (заочное);
-экскурсия;
-защита проектов;
-зачёт;
-конкурс;
Материально-техническое обеспечение программы
А. Швейная машина, электроплитка, электроутюг, доска гладильная, булавки, нитки, иголки, ручные ткацкие станки, линейки металлические, шило, стекло, картон, природный материал (соломка, засушенные части растений, кожа).
Б. Рабочая коробка ребенка (РКР), в которую входят следующие инструменты и иглы: ножницы, кисточка для клея, шариковая ручка, небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, материалов (фетр, кожа, мех, поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения вырезанных деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на каждом конкретном этапе.
В. Плакаты: «Техника безопасности при работе с электроприборами», «Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами», «Виды орнамента». «Цветовой круг», «Примеры построений перспективного изображения», «Законы композиции».
Наглядные пособия: «Этапы выполнения элементов композиции», «Объемная аппликация. Этапы выполнения», «Оформление изнаночной стороны панно», «Поузловая обработка изделия»
Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые образцы изделий, и др.; образцы рисунков и фотографий.
Г. Расходные материалы: канцтовары (карандаши, ластики, скетч, линейки), бумага (для рисования, калька, бархатная, копировальная}, клей ПВА, ткань для работы, цветные нитки).
Д. Помещения:
- Учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных учебных занятий площадью не менее 12 кв.м высотой не ниже 3,0;
- Актовый зал (холл, рекреация) для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий.
Список литературы
- Декоративная композиция. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 34-41.
- Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113.
- Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113.
- Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
- Одежда для кукол. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 77-83.
- Конструирование и моделирование одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 63-74.
- Оформление одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 74-77.
Дополнительные программы:
- Антипина И.В. Образовательная программа творческой мастерской лоскутного шитья «Лоскутное шитье».- В сб.: М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 (серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»), с. 43-61.
- Кожина О.А. Художественная роспись тканей.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.35-38.
- Ручное ткачество.- В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 7-12.
Дополнительная литература:
- Артамонова Е.В. Куклы.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, 224 с.
- Бурда.- журнал, 1990, № 8, с.98-102 (изготовление сувенирной куклы).
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН. Ин-т рус. Яз. Им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., доп.- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007, с.165.
Перечень ключевых слов и понятий
Аппликация
Булавки
Гобелен
Защипы
Интерьер
Квилт
Комплект
Лекало
Наперсток
Обмеловка
Подборт
Пропорции
Пэчворк
Резец
Силуэт
Складки
Фигура
Приложение 1
Дополнительные образовательные программы, которые использовались для разработки данной программы
- Декоративная композиция. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 34-41.
- Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113.
- Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113.
- Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
- Конструирование и моделирование одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 63-74.
- Оформление одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 74-77.
Кроме того, использованы разделы следующих образовательных программ дополнительного образования детей:
- Антипина И.В. Образовательная программа творческой мастерской лоскутного шитья «Лоскутное шитье».- В сб.: М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 (серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»), с. 43-61.
- Ручное ткачество.- В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 7-12.
Приложение 2
Техники работы с тканью
Аппликация (от латинского applicatio- прикладывание) – создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким образом.
Коллаж (от французского collage – приклеивание ) – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуру.
Технология изготовления плоских накладных аппликаций и коллажей:
- изготовление лекал (трафаретов) для аппликаций;
- перенесение рисунка аппликации на основу;
- раскрой деталей аппликации;
- правила соединения деталей аппликации (сшивание ручным способом, сшивание машинным способом, склеивание);
- технология соединения элементов композиции петельным швом и свободной гладью;
- правила выполнения коллажей.
Варианты заданий:
- разработка творческих эскизов-вариантов изделий бытового назначения с аппликацией (сумка, салфетка, футляр для очков, кошелёк, прихватка, диванная подушка и т, п.);
- разработка серии творческих эскизов-вариантов декоративного панно для оформления интерьера в технике коллажа по мотивам русских народных сказок;
- выполнение изделий по эскизу учащегося.
Лоскутное шитье (Пэчворк — по европейски, квилтинг — по американски) - на сегодняшний день, пожалуй, один из самых распространенных видов рукоделия. Может быть потому, что не требует особых материальных затрат, ведь для изделий из лоскутков используются старые, ненужные тряпичные и трикотажные вещи.
Лоскутки можно брать откуда угодно, например, из старых одеял или рубашек, - словом из вещей, которые вам больше не пригодятся.
Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики-кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани. Лоскутные вещи были очень популярны в те времена, все хотели украсить свои дома оригинальной и практичной вещью.
Интересным сочетанием цветов и геометрических фигур можно добиться удивительных, а главное эксклюзивных вещей.
Лоскутное шитьё можно прекрасно использовать и применять для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные и декоративные композиции, восхищающие взгляды людей. Они могут использоваться в оформлении различных помещений, для участия в выставках, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию творчества
Приложение 3
Выполнение творческого проекта
Творческий проект выполняется как заключительная самостоятельная работа.
Цель творческого проекта:
- систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических и практических знаний, умений;
- формирования умений применять теоретические знания, использовать нормативно-справочную литературу;
- применения полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
- развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности.
Творческий проект – это демонстрация обучающимися умения использовать на практике полученные теоретические знания.
Главное условие для успешного выполнения творческого проекта - хорошее усвоение теоретических положений данного курса и по сопутствующим предметам.
Приложение 4
Критерии оценивания творческой работы
- Подбор материалов,
- Техники исполнения,
- Качество выполнения работы,
- Дизайнерские решения в оформлении работы,
- Индивидуальность выполненной работы.
Приложение 5
Вопросник по моделированию и конструированию одежды
№ п/п | вопросы | ответы |
1. | Какой город считается законодателем моды? | Париж. |
2. | Как называется создатель одежды ( от кутюр)? | Кутюрье. |
3. | Стиль «Шанель» - классический или спортивный? | Классический. |
4. | Как называется смешение стилей? | Диффузный стиль |
5. | Как называется длина рукава ниже локтя? | 3\4 |
6. | Какая самая главная при пошиве юбки? | Обхват бедер |
7. | Что такое капри? | Укороченные брюки |
8. | «Куринная лапка» - это название рисунка на ткани или вышивка? | Рисунок на ткани |
9. | Как называется квадратный плед с отверстием для головы? | Пончо |
10. | Как называется специалист по моделированию одежды? | Модельер |
11. | Какой острый предмет из швейных принадлежностей можно использовать в одежде как декор? | Булавка |
12. | Юбка с запахом – это юбка-тюльпан или юбка-портфель? | Юбка-портфель |
13. | Дли юбки до колена – итальянская или американская? | Итальянская |
Вопросник по истории костюма
№ п\п | Вопросы | Ответы (устно) |
1. | Что является предшественником одежды? | Татуировка |
2. | Что составляло костюм человека в древности? | Украшения, татуировка, прическа, головной убор. |
3. | Из чего были изготовлены первые иглы? | Из кости |
4. | В каком веке изобрели швейную машину? | В 19 веке |
5. | На какую принадлежность указывала одежда в разные эпохи? | На национальную и сословную. |
6. | Что использовали в качестве красителей холста в старину? | Кору деревьев, траву, листья, цветы. |
7. | Что выращивали в старину для производства ткани? | Лен и коноплю. |
8. | Какой старинный вид изготовления одежды в настоящее время является очень модным? | Лоскутная техника. |
Вопросник по моделированию
Отметьте знаком + детали и отделки одежды, которые относятся к предлагаемым стилям.
К спортивному стилю | К романтическому стилю | К деловому стилю |
Рюши Клапаны Драпировки Буфы Молнии Погоны | Вышивка Кружева Кулисы Накладные карманы Аппликации Канты Воланы | Хлястики Шлевки Паты Карман- портфель Отделка тесьмой Отделочные строчки Бахрома |
Вопросник по материаловедению
№ п\п | Вопросы | Ответы |
1. | Какие два вида волокон ты знаешь? | Искусственные и натуральные |
2. | Шелк – волокно растительного или животного происхождения? | Волокно животного происхождения |
3. | Какая ткань лучше сохраняет тепло- шелк или шерсть? | Шерсть |
4. | Какие ткани можно стирать в горячей (40*- 90*) воде, а какие только в теплой (до 30*) | В горячей воде ткани х/б; в теплой-шелк, вискоза; в прохладной - шерсть. |
5. | Твид, букле, кашемир-какой вид ткани? | Шерстяные ткани |
6. | Что такое фурнитура? | Пуговицы, пряжки, крючки и т. д.. |
7. | Какая ткань называется « деним»? | Джинсовая |
8. | Назови несколько видов тканей для вечерней одежды | Тафта, шелк, атлас, креп-сатин |
Приложение 6
Опрос-карта для 1 года обучения
1 вариант
- Назови основные и дополнительные цвета.
- Составь орнамент из готовых модулей в круге.
- Оформи три варианта игрушки из коробочки.
- Что означают символы?
- Опиши женский костюм южных губерний.
- Как видоизменился костюм дворян под влиянием Петровских
реформ. - Составь схему вышивки крестом.
- Выполни образец шва «Назад иголку».
Опрос-карта для 1 года обучения
2 вариант
- Теплые и холодные цвета.
- Составь орнамент из готовых модулей в прямоугольнике.
- Оформи три варианта игрушки из цилиндра.
- Что означают символы?
- Опиши женский костюм северных губернии.
- Какое влияние оказали Петровские реформы на крестьянский
костюм. - Составь схему вышивки счетной гладью.
- Выполни образец петельного шва.
Опрос-карта для 2 года обучения
1 вариант
1. Изобрази схематично злую, удивленную, грустную маски.
- Как изготовить гипсовую форму?
- Подготовка швейной машинки к работе.
- Инструменты, необходимые для изготовления искусственных
цветов. - К какому стилю относятся силуэты фигурок:
- Дай характеристику времени и опиши костюм эпохи Возрождения.
- Опиши мужской костюм стиля бидермайер.
Опрос-карта для 2 года обучения
2 вариант
1. Изобрази схематично веселую, печальную, сердитую маски.
- Что необходимо для работы с гипсом?
- Техника работы на швейной машинке.
- Подготовка ткани к работе для изготовления искусственных
цветов.
- К какому стилю относятся силуэты фигурок:
- Дай характеристику времени и опиши костюм готического средневековья.
- Опиши мужской костюм стиля рококо.
Опрос-карта для 3 года обучения
1. Вариант
- Опиши характерные особенности женского костюма крестьян
Тульской губернии.
- К какому виду относятся сарафаны, изображенные на рисунке:
- Опиши составляющие женского костюма крестьян северных
губерний.
- Назови составляющие кроя рубах.
- Что такое понева? Какие типы понев ты знаешь?
- Назови девичьи головные уборы.
Опрос-карта для 3 года обучения
2 вариант
- Опиши характерные особенности женского костюма крестьян
Воронежской губернии. - К какому виду относятся сарафаны, изображенные на рисунке:
- Опиши составляющие мужского костюма.
- Обереговое значение и схема расположения орнамента на
рубахе. - Значение пояса в русском народном костюме.
- К какому типу относятся рубахи, изображенные на рисунке:
Приложение 7
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей» г. Гурьевска
Г.И.Шевлякова
Открытое занятие
Художественно – эстетической направленности
Творческого объединения
«Конструирование и моделирование одежды»
Тема: Лоскутные рисунки
Гурьевск
2012
План – конспект занятия
Художественно – эстетической направленности.
Педагог дополнительного образования
МАОУДОД ЦДОД
Шевлякова Г.И.
Тема занятия: «Лоскутные рисунки».
Вид занятия:
- обучающий
Тип занятия: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Цель занятия: формирование начального представления о лоскутных рисунках.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с видами лоскутных рисунков.
- Сформировать представление лоскутных рисунков.
- Дать начальное представление о составлении схем лоскутных рисунков.
Познакомить детей с последовательностью сшивания лоскутных рисунков.
Воспитательные:
- Формировать интерес к искусству.
- Воспитывать уважение к русским традициям народных мастеров.
- Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность и пространственное воображение у детей.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Развивать внимание, память, восприятие, наблюдательность.
Методы:
- наглядный
- словесный
- наглядно - практический
Оборудование:
Зрительный ряд: схемы рисунков; образцы лоскутных рисунков; инструкционные карты.
Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен; ТСО – магнитофон.
Материалы и инструменты: бумага в клетку, картон, клей, кисти, карандаши, линейка, ножницы, хлопчатобумажная ткань.
Задание для самостоятельной работы:
Разметить схему рисунка и склеить орнамент из лоскутов.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Введение в тему:
С давних пор многим народам мира известно искусство соединения мелких разноцветных лоскутов ткани в единый орнамент, напоминающий мозаику. Поэтому такой орнамент часто называют лоскутной мозаикой. Лоскуты сшивают друг с другом ручными или машинными швами. Отсюда пошло название – лоскутное шитье.
Где же, в какой стране возникло лоскутное шитье?
Вряд ли можно ответить на этот вопрос. Везде где появлялась узорчатая ткань, бережливые хозяйки собирали разноцветные лоскутки и снова пускали их в дело. Так возникли лоскутные одеяла, коврики, дорожки.
Лоскутным шитьем вначале занимались в деревнях. В каждой крестьянской семье имелись лоскутные одеяла. Они защищали от холода и в то же время радовали глаз разноцветьем лоскутков. В них было и другое тепло – они согревали душу. В лоскутном верхе одеял можно увидеть кусочки старой одежды, которые напоминали о близких людях. Бабушки шили и бережно хранили лучшие одеяла для детей и внуков. В них они передавали тепло своих рук, красоту души.
Лоскутные вставки, детали можно увидеть и в народном костюме.
- Объяснение с практическим закреплением и практическая работа.
Рассмотрим эти рисунки. Что общего можно в них обнаружить? А чем они отличаются? (приложение)
Рисунок орнамента может быть любой, но порядок его выполнения один и тот же.
Показать на примере орнамента 2. (приложение)
Еще раз рассмотрим орнамент 2. Сколько деталей одной формы и размера вы видите, сколько другой и т.д.? Как они расположены?
- Подготовка к самостоятельной работе:
А сейчас с помощью инструкционной карты (приложение) разметим схему рисунка и склеим орнамент из лоскутов.
Но прежде, чем начать работу давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
- Самостоятельная работа.
(каждый из учащихся строит схему рисунка и склеивает орнамент из лоскутов).
- Практическая работа.
Оклеить лоскутными деталями можно и объемные формы, например, коробочку или баночку. Разница в построении схемы состоит лишь в том, что помимо размера самого предмета, необходимо делать припуски на объем или края.
Группу учащихся разделить на две подгруппы и дать задание .
Можно сделать несколько вариантов орнамента из одних и тех же тканей.
(показать образцы вариантов орнамента из одних и тех же тканей)
- Заключительная часть.
Подводя итоги, педагог отмечает лучшие работы учащихся и демонстрирует их. Педагог обращает внимание на правильно выбранную цветовую гамму, на аккуратность выполненной работы.
Инструкционная карта.
Разметить схему рисунка и склеить орнамент из лоскутов.
Материалы и инструменты:
бумага в клетку, картон, клей, кисти, карандаши, линейка, ножницы, хлопчатобумажная ткань.
Этапы работы
- Еще раз рассмотри орнамент 2 . Сколько деталей одной формы и размера ты видишь, сколько другой и т.д.? Как они расположены?
- На бумаге в клетку разметь схему рисунка в натуральную величину. Сторону квадрата возьми не менее 12 см.
- Пронумеруй детали рисунка.
- Сделай картонные шаблоны для деталей, отличающихся по форме и размерам. Сколько разных шаблонов надо приготовить?
- Подбери хлопчатобумажные ткани. Сколько разных тканей надо приготовить?
- Определи долевую нить в тканях.
- Выкраивай детали из тканей по шаблонам. Шаблоны располагай так, чтобы ДН (долевая нить) проходила вдоль сторон треугольника или квадрата. Обводи шаблоны мягким карандашом. На лицевой или изнаночной стороне будете делать разметку?
- Разложи вырезанные детали по схеме рисунка и приклей их.
Таким способом ты можешь склеить любой орнамент из лоскутков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей 7 - 8 классов "Конструирование и моделирование одежды"
Программа имеет экспертное заключение...
урок-игра "Моделирование одежды. Профессия художника-модельера"
конспект урока по моделированию одежды в 5 классе...
презентация к уроку "Моделирование одежды.Профессия художника-модельера"
презентация к уроку-игре по моделированию одежды в 5 классе...
Презентация урока "Моделирование одежды" 7 класс
Тема раздела программы:Создание изделий из текстильных материаловТема урока:Моделирование плечевого изделияЦели:Продолжить формирование способности учащихся выбора моделей одежды, в зависимости от осо...
Презентация урока "Моделирование одежды" 7 класс
Тема раздела программы:Создание изделий из текстильных материаловТема урока:Моделирование плечевого изделияЦели:Продолжить формирование способности учащихся выбора моделей одежды, в зависимости от осо...
Конструирование и моделирование одежды
1.Это необходимо знать2. Инструкционные карты...
Дополнительная образовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"
Данная программа расчитанна для детей 9-15 лет....