Опыт работы с одаренными детьми.
учебно-методический материал по технологии
Методическая разработка приёмов и техник, обеспечивающих закрепление и применение изучаенного материала на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._metodicheskaya_razrabotka.docx | 58.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Многопрофильный лицей им. 202-ой Воздушно-десантной бригады» г. Хабаровска.
«ПО КОНТУРУ СКАЗКИ»
Методическая разработка
«Применение активных методов обучения на уроках технологии и ИЗО»
Учитель высшей категории
Стеблич Людмила Геннадьевна
г. Хабаровск 2019 г.
«Приёмы и техники, обеспечивающие закрепление и применение изученного материала
на уроках технологии».
Пояснительная записка.
Развитие интереса к предмету технологи зависит от эмоционального состояния ребёнка, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления у девочек можно увидеть разные черты характера: самостоятельность, активность, креативность (способность к творчеству), эмоциональность. Но эмоциональная неустойчивость школьников может привести к нежеланию выполнять задание. А отсутствие результативности, успеха, вызывает у детей чувство эмоциональной неудовлетворённости.
Традиционное обучение предмета строится на репродуктивных приёмах. Функция ребёнка на таком занятии исполнительская, а не развивающая.
Для становления коммуникативных черт характера учениц, предлагаю использовать на уроках технологии в 5-6 классах методологический путь, как игра - занятие которое основано на методики сказкотерапии а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход мне представляется перспективным, благоприятствующий изучению материала по теории, развитию творческих свойств личности, как самостоятельность, активность, творчество. Для упрощения запоминания (выводы детских психологов) служат наглядно-опорные сказки, что повышает мотивацию учащихся. Можно, опираясь на основную тему занятия, придумать сюжет и действия любых персонажей, то есть производить самостоятельные трансформации текста.
Проведённый на занятиях мониторинг показывает, что большая часть девочек быстрее усваивают тему урока, если она транслируется в виде сказочного сюжета, или они сами придумывают сказку по теме урока. При проверке изученного материала выясняется, что с помощью «Сказки-подсказки» девочки безошибочно рассказывают:- последовательность заправки верхней и нижней нити в швейной машине, о правилах техники безопасности и т.д. А если ещё при выполнении домашнего задания девочки придумывают сказки о Королевстве «Рукоделия», то у них развивается самостоятельность, творческая активность. Герои сказок встречаются с разными испытаниями, и если они обладают такими качествами, как находчивость, трудолюбие, доброта, то способны преодолеть самые сложные препятствия. http://www.stihi.ru/2008/11/23/5404
В данной разработке я предлагаю включать в уроки такие приёмы:
*«Сказки-подсказки» - для изучения и закрепления полученных знаний («Сказка о том, как принц на белом коне спас принцессу Ниточку от злого волшебника» -см. Приложение). Сказки, совмещённые с показом, помогают ученицам запомнить последовательность работы.
* Игровую сказкотерапию: olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
*Сказочные физкультминутки (здоровье сберегающие технологии):
74-kurgan.umi.ru/.../prilozhenie_2_skazochnye_fizkul_tminutki/
*Арт-терапия olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
*«Дети пишут сказку». Это специальные 15 минутки-занятия по сочинению сказок о рукоделии. Девочки придумывают сказки самостоятельно или по готовым иллюстрациям.
* «Иллюстрация своих мыслей»- первый этап работы над проектом (эскизирование).
* Итоговые занятия - праздники. Театрализованные миниатюры.
* Итоговые выставки - ярмарки.
* Создание мультфильмов.
Всё это предоставит возможность самореализации, проявление своей индивидуальности в различных видах творческой деятельности. Кроме того дети сталкиваются с народным фольклором – поговорками, пословицами, сказками.
Основная задача: воспитать эмоционально - положительное отношение к труду, народным традициям.
Основная цель предлагаемого приёма обеспечивающего закрепление и применение изученного материала (с помощью сказочных сюжетов):
Развитие познавательных интересов к народному творчеству, рукоделию, к традиционным народным ремёслам. Развитие творческих способностей;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результат своей деятельности;
Получение опыта знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Методы обучения.
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение)
- Наглядный (демонстрация образцов, работа с картотекой, технологической картой)
- Практический (выполнение работ, использование медио-ресурсов).
Этапы урока.
1.Информационный (повторение изученного материала, знакомство с новой темой урока).
2. Мотивация к творческому прорыву (придумывание сюжета, истории по предлагаемой теме занятия).
3. Подведение итогов, опрос ( ответ в виде сказочной версии).
4. Практическая работа.
Условия реализации.
Теоретические занятия совмещаются с практическими , на которых проводят беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, технологические карты. Девочки ведут поисковую деятельность по заданной теме.
Формы контроля.
В начале каждого занятия обсуждается объём работы, который нужно выполнить на данном уроке. Если учащиеся справляются с заданием, то можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы разрешается заканчивать дома.
Важным итоговым этапом - является рефлексия (Что вы узнали? Помогла -ли вам сказка?...) Итог подводит учитель, выставляет оценки или даёт устную характеристику каждой работе.
Однодневные выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения. В конце года организуется для родителей, педагогов и ребят мини спектакли с инсценировкой понравившихся сказок и выставка выполненных работ с обсуждением успехов.
Какова методика проведения занятий?
Информацию, которая излагается в учебниках сухим языком – предлагаю рассказывать в виде сказки или истории, а сказочные персонажи помогут девочкам запомнить новую тему, инструкцию и т. д (в 5-х 6-х классах.) Важно, чтобы 1)сказки были занимательной формы, 2)сказки подобранны к разным разделам.
Работа учителя, по данной методике, заключается в подборе сказок по определённым разделам основной программы: кулинария, «рукоделие», http://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki-0022.shtml материаловедение, машиноведение, проектирование и изготовление изделий. http://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki-0048.shtml
www.bankreceptov.ru › Сказки. Это может быть и подборка народных сказок о труде. http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/index.php
Иногда учитель предлагает текст основного материала из учебника переработать в сказочную версию, например тема материаловедение - а дети придумали «сказку о том, как из маленького семечка получилось нарядное платье» (см. приложение).
Или по технологической карте, иллюстрациям - придумать «Кулинарную историю» и т.д.
Результаты.
Первый уровень результатов. Приобретение с помощью сказок-подсказок знаний о предмете технология - первичного понимания основ рукоделия.
Второй уровень результатов. Получение опыта позитивного отношения к ценностям, народным традициям. Для достижения данного уровня результата происходит взаимодействие не только на уровне класса, но и на уровне школы. Они создают коллективные выставки работ, показ театральных миниатюр по своим сценариям.
Третий уровень результатов. Получение опыта самостоятельного действия: девочки выбирают нужную информацию с помощью интернет ресурсов и представляют свой проект.
Заключение.
Используемые на уроке технологии методики: сочинение сказок, рисование сказок, постановка сказок, изготовление кукол, сказко-терапия, направляет учебный процесс на активизацию обучения и позволяет снять многие проблемы.
Сказка первая.
О Марии-рукодельнице и волшебных нитках
Максимович Наталья- 12 лет.
Руководитель - Стеблич Л.Г.
Маша жила с мамой на окраине города зарабатывали они тем, что ездили на ярмарке и продавали там свое рукоделие. Но у Маши не получалось так, как у мамы. И вот однажды Маше на день рождения мама подарила ей ... швейную машинку. Маша сделала вид, что ей понравилось, но на самом деле, было по-другому.
Однажды к её маме пришла заказчица, но матери Марии не было дома. И Марии пришлось самой принять заказчицу, Мария сняла мерки и записала их. Заказчица, а её звали Таня, сказала, чтобы Мария вышивала только этими нитками. Мария удивилась, но отказывать не стала. И вот ночью, когда все спали, Маша стала шить. Вдруг ей стало казаться, что мир становится больше, и из маленькой комнаты она оказалось в большой. На самом деле Маша стала меньше, и вскоре она это поняла. Но еще больше она удивилась, когда моток ниток с ней заговорил, но она не испугалась. Ведь ей мама на ночь рассказывала о том, что в сказочном царстве «Рукоделия» существуют волшебные нитки, которые даже из неумехи делают прекрасного мастера.
-Привет!!!- сказал моток.
-Здравствуй!- сказала Маша.
-Помоги мне сшить заказ.
-Хорошо, помогу. Прикати сюда ту катушку ниток, - сказал он, слезая с нитедержателя на швейной машинке.
-Хорошо, - сказала Маша.
Моток помог Маше сшить заказ. И сказал ей, чтоб она звала его, если что. А потом показал и рассказал все секреты швейной машинки. Маша вместе с ниточкой прошли по туннелю двух влюбленных, где по легенде принц вошел в подземелье за своей принцессой. Они прошли в само подземелье и увидели металлическую пещеру (шпульный колпачок), где злой волшебник прятал принцессу. Затем она увидела на платформе- задвижную пластинку, прижимную лапку, двигатель материала, а потом они вернулись обратно. Наступило утро. Маша попрощалась с мотком, а потом стала снова большой, посмотрела на часы и увидела, что часы показывали то время, когда она стала маленькой. После этого она стала Марией Великой Рукодельницей. И жила она счастливо и не когда не расставалась больше с мотком. И потом передавали его из поколения в поколение. The end!!
Сказка вторая.
Мария рукодельница и волшебный Фартук
Максимович Наталья, 12 лет.
Руководитель :Стеблич Л.Г.
После истории с нитками, у Марии многое поменялось в жизни. Ну да ладно.
Маша стала шить не только помогая, матери, но и для себя. Ее рукоделие стало во много раз лучше, за него на ярмарках дрались.
Однажды про чудесные изделия услышал царь. Он велел придворным привезти Машу, что бы она сшила для его мамы фартук. Но фартук не обычный, а с дорогими каменьями и необычными узорами. Мария согласилась. Царь повелел дать ей каменья, и дал ей сроку 3 дня. Мария воскликнула, что за короткий срок ей не успеть!! И тут вошел царевич, наблюдавший за Марией (а она была очень красива) и воскликнул, что за такой короткий срок никто не может сшить фартук и попросил отца дать ей хотя бы 3 недели. Царь согласился.
Он улыбнулся Марии. Мария забрала камни и ткань. Пришла домой и стала шить. Шила, она шила и вдруг кто-то постучал, Маша вышла на крыльцо. Там стоял царевич. Он пригласил её покататься на карете. Маша согласилась. Катались они весь день. Вечером она, сделав все домашние дела, стала снова шить. Шила, шила так прошло 2 недели - днём она гуляла с царевичем, а ночью шила. Когда осталась всего 1 неделя, она не пришила еще ни одного камня (эта ткань была очень нежна), но узоры вышила. А когда она пришила последний камень, то … фартук заговорил.
Мария даже не шелохнулась: все вещи, которые она шила, все с ней говорили!!! (Даже не думайте, что она была сумасшедшая.) Она спокойно заговорила и попросила хорошо служить новой хозяйке. Этот момент увидел царевич и зашел в комнату. Он очень удивился. А когда Маша рассказала ему историю, он ей поверил. В тот же день Маша поехала и отдала царю фартук, взяла плату, и пошла домой. Не дошла до ворот Царского терема - ее остановил Царевич и предложил ей выйти замуж за него. Мария согласилась.
Ах да , чуть не забыла, мама Царя после подарка стала готовить лучше всех в царстве.
The End!!! (Happy End)
Сказка о смелых воинах и драконах
Напольская Кристина - 13 лет.
Руководитель:Стеблич Л.Г.
Решил великий генерал совершить поход. Посчитал он всех солдат нападающих и защитников, распределил их строго на свои места. Отправились они в поход, но перед этим они всё обговорили: нужно быть внимательным и носить с собой щиты – напёрстки, а то вдруг на них вражеские иголки нападут. Вернулись они из похода, разведали обстановку, захватили новые территории. Пришли домой и подсчитали потери. Пересчитали всех- вражеских воинов и свои войска. Их было ровно одинаковое количество до похода. А после похода его воины все остались живы. Распустил генерал всех по домам.
На этом приключения генерала не закончились. Собрался он в очередной поход на стальных драконов - Ножниц. Рассвирепели драконы и стали земли жечь и честных людей ранить. Наш знаменитый генерал придумал обойти их сзади и захватить. Так они и сделали, вот только некуда было девать драконов.
И придумали офицеры в штабе держатели драконов - Чехлы. Удался их план на славу! Схватили они стальных Драконов и стали дрессировать, репетировали аккуратно, чтобы не поранится! Направляли их раскрытые пасти в сторону от себя и следили, чтобы они соседей не поранили! Долго они укрощали Драконов-Ножниц, тренировали. Но всё же им это удалось! Ведь они были аккуратными! И генерал издал специальный приказ: как обращаться с драконами-Ножницами, который назывался «Техника безопасности».
Сказка о том, как принц на белом коне
спас принцессу Ниточку от злого волшебника.
Максимович Наталья, 12 лет.
Руководитель: Стеблич Л.Г.
В одном сказочном королевстве «Рукоделия» подружился как-то принц с принцессой Ниточкой. Каждое утро они любили побегать по красивому, разноцветному полю (ткань).
Но вот однажды, незадолго до восхода солнца, злой волшебник Шпульный колпачок похитил принцессу Ниточку и заточил её в свой подземный, железный замок. Когда принц узнал об этом, у него в голове возник план. Он решил отправиться за помощью к мудрому Мастеру. А Мастер дал ему карту-схему как попасть в замок Шпульного колпачка. Мудрый Мастер сказал, чтобы принц действовал точно по схеме, иначе принцессу не спасти! Принц поблагодарил Мастера, забрался на своего коня и поехал на самую вершину холма. Затем он объехал вокруг железного крючка, спустился вниз, по стрелке поднялся вверх, опять обогнул железный крючочек. И после того как он опять спустился вниз ему предстояло ещё одно испытание - влезть в ушко машинной иголки. Наш герой преодолел и это препятствие, но принцессы нигде не было, и тогда принц смело опустился в подземелье, пробрался в железный замок и за руку вытянул принцессу Ниточку.
Они, как и прежде, взявшись за руки, поскакали на белом коне по красивому полю из ткани, и долго вдвоём рука об руку создавали чудесные вещи и дарили их всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы с одаренными детьми
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А учени...
опыт работы с одаренными детьми и стихотворение.
Описана моя работа на уроках истории и обществознания. Написано стихотворение про одарённого ребёнка. Может быть кому-то и пригодится, так как в интернете я не нашла ни одного стихотворения....
Опыт работы с одаренными детьми.
Данная статья посвящена описанию способов работы с одаренными детьми и формированию их способностей. Для этого необходимо создание условий , способствующих р...
Презентация Power Point: «Опыт работы с одаренными детьми на учебных занятиях по английскому языку.»
Основные подходы в работе с одаренными детьми:•Ускорение и углубление.•Обогащение.•Проблематизация.•Повышение уровня сложности заданий....
Опыт работы с одаренными детьми по предмету физическая культура
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено запросами социу...
Опыт работы с одаренными детьми
в работе представлен и обобщен опыт работы с одаренными детьми...
ДОКЛАД «Опыт работы с одаренными детьми: достижения, проблемы, перспективы»
Этот доклад я готовила для выступления на районном методическом семинаре руководителей общеобразовательных учреждений Старошайговского муниципального района. Описывается опыт работы с одаренными детьм...