ДОКЛАД «Опыт работы с одаренными детьми: достижения, проблемы, перспективы»
статья по теме
Этот доклад я готовила для выступления на районном методическом семинаре руководителей общеобразовательных учреждений Старошайговского муниципального района. Описывается опыт работы с одаренными детьми в МОУ "Новотроицкая СОШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст доклада | 49 КБ |
Презентация к докладу | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Республика Мордовия
Управление образования Администрации Старошайговского муниципального района
Секция руководителей общеобразовательных учреждений
ДОКЛАД
«Опыт работы с одаренными детьми: достижения, проблемы, перспективы»
Подготовила:
директор МОУ «Новотроицкая СОШ»
Ивановичева И.В.
2012
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
В 2008 году президент Российской Федерации Д.А.Медведев в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей.
И вот том, как складывается работа с одаренными детьми в нашей школе, я бы хотела с вами поделиться.
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в школе строится на основе разработанной программы «Одаренные дети», утвержденной на педагогическом совете по нескольким направлениям следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Эта работа начинается в начальной школе, большая роль здесь отводится классным руководителям начальных классов. В школе создан и постоянно пополняется банк данных по талантливым и одарённым детям, ведутся портфолио достижений школьников, проводится диагностика потенциальных возможностей детей и далее психолого – педагогическое сопровождение детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:
- включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов.
-Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
- Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.
-Деятельность научного общества учащихся «Поиск»
-спортивно-массовая работа в школе.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, в рамках внутришкольного контроля. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей:
-публикации в СМИ. ( за прошедший учебный год в газете «Трудовая правда» выпущено 10 заметок и статей о достижениях учащихся, «Диагональ»-2, «Известия Мордовия»-1
- Ценные призы в рамках конкурсов «Лучший спортсмен школы», «Ученик года».
-Стенд «Лучшие спортсмены».
-Материальная поддержка талантливых и одарённых детей .Каждый год мы участвуем в республиканском конкурсе поддержки талантливой молодежи, грантом Главы республики Мордовия награждены Вишняков Алексей (2011 год), Пискунова Юля (2009 год).
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей ( традиционным стало вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и на праздники Последнего звонка и 1 сентября)
6. Работа с педагогическим коллективом. Я считаю, что это- одно из главных направлений. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования и к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
- обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время».
- проведение педсовета на тему «одаренные дети»
- Традиционным стало повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Из 18 педагогов- 8 с высшей квалификационной категорией, 2 -заслуженных учителя РМ. 3 учителя удостоены Гранта Главы Республики Мордовия, 1- гранта Президента РФ
7. Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости: Старошайговский ДДТ, Новотроицкий дом культуры, библиотека, детская спортивная школа. С Институтом Физики и химии заключен договор о сотрудничестве, в рамках которого дети, интересующиеся физикой, посещают институт, проводят лабораторные работы на оборудовании института, готовят проектные работы и защищают на конференциях и конкурсах. Идлова Алеся заняла 1 место на III республиканской учебно-практическая конференция
исследовательских и проектных работ учащихся «РОЛЬ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». Ведется кружок работы с одаренными детьми по физике ( рук. Горшков Н.М.). Ежегодно ученики Н.М. поступают в Лицей-Центр для одаренных детей г. Саранск ( 2012 год- Закурдаева Жанна)
Олимпиадное движение занимает важное место в работе с одаренными детьми. Наши учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Результаты республиканских олимпиад: Автейкин Александр- призер олимпиады по ОБЖ.(рук. Драгунов В.Д.)
-XIX Всероссийская олимпиада по школьному краеведению», Зиновьев Игорь, участие ( г. Москва)
-Олимпиада по школьному краеведению, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, муниципальный и республиканский туры (Зиновьев Игорь 1 место, рук. Волкова Л.А.)
- республиканские Интернет-олимпиады по географии (Волкова марина – 1 место, Тютна Настя – 3 место)
- всероссийская дистанционная олимпиада по физике (Санкт-Петербургский университет)- 4 учащихся
- XX Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ_ 2012»
Кроме этого около 50% школьников принимают участие в международных играх-конкурсах: по математике «Кенгуру»; по языкознанию «Русский медвежонок», «Человек и природа» При этом учащиеся показывают хорошие результаты. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в Московском Международном Форуме «Одарённые дети» (в 2012 году в номинации «Союз юных экологов» Жевлакова Настя заняла 1 место в Москве и была отмечена администрацией района ценным подарком)
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание клуба знатоков и многие другие. Большое разнообразие творческих конкурсов (муниципальных и республиканских), в которых дети с удовольствием участвуют и выигрывают
- республиканский конкурс «Наши зимующие птицы»
- республиканский конкурс Школьных лесничеств
- муниципальный республиканский конкурс «Живая классика», Путяйкин Игорь- 1 место,
- муниципальные конкурсы «Флора-дизайн»( 3 место), «Защитим лес», «Зимняя сказка»
-конкурс творческих работ «Сделай выбор» (2,3 места- район)
- республиканский межведомственный конкурс сочинений (Зиновьев Игорь- 4 место)
Ещё одной формой работы по воспитанию учащихся, способных к интеллектуальной деятельности, является научное общество учащихся «Поиск», которое работает с 2000 года. Основные направления деятельности НОУ:
Ø олимпиадное движение,
Ø исследовательская работа,
Ø Создание и защита творческих проектов,
Ø конкурсы разных уровней,
В состав НОУ «ПОИСК» вошли школьники, которые знакомятся с азами исследовательской деятельности, изучая окружающий мир, историю своей семьи, села, района. Работой секций школьного НОУ руководят опытные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию (Пронина А.И., Волкова Л.А.). За время существования НОУ, создано более 20 проектов, с которыми ученики выступают на различных конкурсах и конференциях.
-Республиканский конкурс «Подрост», жевлакова Настя – 3 место
- республиканский конкурс исследовательских работ «Отечество» (Зиновьев Игорь- 2 место в номинации «Военная история России»
-3 республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» (Тютина Настя 2 место, рук. Пронина А.И, Полякова Кристина, рук. Волкова Л.А..)
-Республиканская научно-практическая конференция «Многоликая Мордовия: потенциал устойчивого развития республики» (Тютина Настя)
Драгунов В.Д.ведет систематическую планомерную работу с конкретными учащимися по подготовке к олимпиадам и спортивным соревнованиям. И это дает свои результаты.
республиканские соревнования по технике горного и пешеходного туризма (4 уч-ся, 1 место),
республиканский конкурс «Золотой компас» (10 учащихся)- 1 место
республиканские соревнования «Тропа приключений», (4 участника – 2 место)
Всероссийский конкурс «Знатоки олимпийского движения», ( Бродацкая Софья- 2 место)
районные соревнования по мини- футболу, волейболу, баскетболу, лыжам- призовые места
- республиканский забег «Лыжня России» ( 15 уч-ся)
- Многочисленные Республиканские соревнования по бегу («Кубок ЦОП», «Шиповка юных», на призы глав муниципальных районов)-
- Кубок России по спортивной ходьбе (пос. Вороново, Московс. Обл. Бродацкая Софья),
Вот такие они, наши достижения. Но вместе с этим есть и свои проблемы. Одна из них это малый контингент учащихся, Вторая-психологическое сопровождение детей должно проводиться профессионалами, педагогами- психологами, а адаптация таких детей должна проходить под наблюдением социального педагога, которых к сожалению в нашем штате школы нет. Следующая проблема- это невозможность заниматься дополнительным образованием тем детям, которых мы подвозим на школьном автобусе.
В перспективе конечно мы видим и разработку индивидуальных образовательных программ для одаренного ребенка.
В заключении хочется обратиться к педагогам с такими словами:
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Талантливых учеников, талантливых педагогов и неиссякаемого творчества в вашей работе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшись из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский
1. Выявление одаренных и талантливых детей: Направления деятельности школы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми Создание банка данных Портфолио достижений школьников Диагностика потенциальных возможностей Психолого-педагогическое сопровождение детей
2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: Направления деятельности школы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных и талантливых школьников: Направления деятельности школы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня
4. Поощрение одаренных детей: Направления деятельности школы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми Публикации в СМИ Ценные призы в рамках конкурсов Стенд «Лучшие спортсмены» Материальная поддержка и одаренных детей
5. Работа с родителями одаренных детей Направления деятельности школы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми Совместная практическая деятельность ребенка, родителей и учителя Поддержка и поощрение родителей талантливых детей
6. Работа с педагогическим коллективом Направления деятельности школы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми Обучающие семинары Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию Грантовая поддержка педагога
7. Взаимодействие школы с другими структурами социума Направления деятельности школы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми
Всероссийская олимпиада по школьному краеведению, Зиновьев Игорь (г. Москва)
Жевлакова Настя, 1 место в Московском Международном Форуме «Одаренные дети» в номинации «Союз юных экологов»
Тютина Настя, 2 место в республиканской научно-исследовательской конференции «Историко-культурное и природное наследие Родного края»
Одаренность – конечно дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность – это огонь, Не гаси, поддержи его, слышишь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми, проблемы и перспективы.
Выступление на педагогическом совете...
"Состояние и перспективы различных форм работы с одаренными детьми"
В работе указаны как старые формы, так и новые формы работы с одаренными детьми. Как пример, приводиться работа с одаренными детьми в лицее "Надежда"....
Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы
МС «Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы».В данной работе описывается формы организации работы с учащимися продвинутого уровня развития.Известно, что по уровню успешност...
Система работы с одаренными детьми: проблемы и перспективы их решения
Цель данной работы – ознакомить с особенностями организации работы с одаренными детьми в ФТЛ в рамках ФГОС....
« Работа с одаренными детьми: достижения, проблемы, перспективы»
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, проектно – исследова...
Работа с одарёнными детьми: реалии, проблемы, перспективы
Работа учителя с одаренными учащимися: особенности, направления, результаты....
«Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы: перспективы и новые возможности»
Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать не...