опыт работы с одаренными детьми
статья по теме
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и даже «одаренные». Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им не хватает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Работа с одаренными детьми, развитие их творческих способностей – одно из моих приоритетных направлений деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с одаренными детьми.
Учитель математики МБОУ «Целинская средняя общеобразовательная школа № 8»
Харченко Татьяна Викторовна
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и даже «одаренные». Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им не хватает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Работа с одаренными детьми, развитие их творческих способностей – одно из моих приоритетных направлений деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности я старалась:
-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность
-развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся
-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы
Считаю, что при этом значительно повышается:
а) качество знаний и умений;
б) уровень самостоятельности уч-ся;
в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся;
г) развиваются творческие возможности ребёнка.
Важнейшие цели, которыми я руководствовалась при составлении
программы «Одарѐнные дети», следующие:
во-первых, развитие творческих способностей учащихся,
дивергентности мышления, т.е. способности видеть проблемы, плавности
идей и мыслей, гибкости и оригинальности мышления;
во-вторых, самораскрытие одаренных учащихся, которая охватывает
умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывает
индивидуальные различия детей;
в-третьих, коммуникативная адаптация, где необходимы условия для
взаимосвязи содержания и процессуальных компонентов, учения с
социальными и эмоциональными аспектами деятельности учащихся, где
одним из продуктивных результатов коммуникативной адаптации являются
творческие, исследовательские работы;
в-четвѐртых, удовлетворение потребностей в новой информации, ведь
одарѐнный ребѐнок должен быть широко информирован, его характеризует
неуѐмное любопытство и самостоятельность в учении.
Практика показывает, что реализация данной программы способствует
более детальному изучению и раскрытию индивидуальных способностей
учащихся, поддержке саморазвития и самостановления ученика как
личности, индивидуально-личностному развитию школьника, реализации
индивидуального подхода обучения.
Занимаясь подготовкой к олимпиадам разного уровня, я, как учитель,
понимаю, что одарѐнным детям нужна разноплановая подготовка.
Исходя из собственного опыта работы с одарѐнными детьми,
остановлюсь лишь на некоторых основных моментах, имеющих
непосредственное применение к основным формам подготовки учащихся к
олимпиадам:
-урок;
-внеурочная работа.
1. Урок
Практика подтверждает, что глубоко не правы те учителя, которые не
уделяют внимания при проведении уроков по подготовке учащихся к
олимпиадам. Где, как не на уроке, именно одарѐнные дети могут отличиться
от своих сверстников способностью придумывать что-то необычное, быстрее
и оригинальнее других решать математические задачи. Учить же, развивать
одарѐнных детей только вне урока нереально, так как именно на уроке идѐт
формирование интереса к предмету через решение нестандартных
нетрадиционного содержания задач. Именно на уроке всегда можно найти
место, где вместе с образовательными задачами решать и задачу развития
ученика.
Например, при изучении темы «Объѐмы тел» можно предложить такую
задачу:
Найти объѐм пирамиды, у которой все боковые рѐбра образуют
между собой углы по 900, а сами рѐбра имеют длины соответственно 3
см, 4 см и 5 см.
Если при решении использовать традиционный подход, то проблема
возникает при нахождении высоты пирамиды. Применив же нестандартный
приѐм – переворачивание пирамиды так, что основанием становится один из
прямоугольных треугольников, а высотой – оставшееся третье ребро, задача
решается достаточно быстро.
В качестве задач для работы с наиболее сильными учащимися не надо
предлагать как слишком простых, так и слишком сложных задач, так как
они, на мой взгляд, не оказывают существенного влияния на
интеллектуальное развитие ученика.
Большое внимание на уроке обращаю на развитие отдельных качеств
мышления, приѐмов умственной деятельности, особенно решению задач, где
нужно проводить анализ ситуации. В качестве одной из таких задач можно
предложить:
Можно ли разделить равносторонний треугольник на 3, 4, 5, 6, 2001,
2002, 2003 равносторонних треугольника?
Домашнее задание предлагаю дифференцированное, включаю задачи,
где будут задействованы элементы творчества ученика, его
исследовательские возможности.
Заранее продумывая ход урока, стараюсь преподносить учебный
материал в виде творческого диалога с учениками. Можно, конечно,
построить урок традиционно, то есть объяснить теорему, а потом заставить
ее выучить, а можно иначе – сформулировать классу математическое
утверждение, а потом предложить подумать, как доказать его правильность.
Тем самым вынуждаю ребят участвовать в творческом открытии, стараюсь
поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.
Важно направить одаренного школьника не столько на получение
определенного объема знаний, сколько на творческую его переработку,
воспитывая способность мыслить самостоятельно на основе научного
материала. Это и учит их творчески относиться к математике как науке, дает
больше возможностей для самореализации личности, самоутверждения и
веры в свои силы и способности.
Основные задачи, которые я решаю в процессе преподавания
математики, следующие:
выявлять и развивать продуктивное, эвристическое, творческое,
дивергентное и креативное мышление учащихся;
формировать устойчивую мотивацию к учению и
самосовершенствованию;
обучать навыкам самообразования и научно-исследовательского труда;
формировать внутреннюю потребность в непрерывном
самосовершенствовании.
Особое внимание обращаю на поддержку идей, способов
мыслительной деятельности ученика, поиска различных возможностей
решения задач, приобщаю школьника к творческой деятельности, использую
различные формы инновационной работы, основанной на личностно-
ориентированном взаимодействии с обучающимся.
На своих уроках я стараюсь принимать все ответы детей (устные и
письменные, в графической и аналитической форме). Восхищаюсь каждой
идеей учеников. Ошибки использую как возможность по-новому,
неожиданно взглянуть на привычное.
Чтобы довести каждого ученика до вершины Олимпа, я считаю, и
уверена в этом, что нужно, начиная с 5 класса, развивать у учащихся
мыслительную деятельность, погружать каждого ученика в творческое,
исследовательское поле.
2. Внеурочная работа
Ввиду того, что все же работа с сильными учащимися по математике –
работа индивидуальная, поэтому не обойтись и без личностно-
ориентированной работы вне урока, которую я осуществляю через
кружковую работу.
В первую очередь, это, конечно, увлечѐнные математикой ученики.
Затем, это среда – та обстановка, которая благоприятно влияет на рабочую
обстановку, на единый творческий настрой.
Что даѐт кружок? Главное – это, конечно, новые математические знания
и умения. На кружковых занятиях я большое внимание уделяю не только
«школьным» разделам математики, но и тем, которые в школе не изучаются,
но очень важны для полноценного, на мой взгляд, образования. Основное
правило на кружке – чтобы научиться решать задачи, нужно их решать.
На занятиях ребята, свободно общаясь, обмениваются своими идеями, догадками, творческими мыслями по существу решения задачи. Такие занятия я считаю очень полезными, творческими для моих учеников.
На каждое занятие я подбираю задачи, как правило, по определѐнным
темам и разной степени сложности, таким образом, чтобы среди ребят не
было тех, кто ничего не смог решить. Потом разбираем каждую задачу либо
у доски, либо в группах, добиваясь всякий раз того, чтобы задача была
полноценно понята детьми.
На кружке с учащимися я решаю олимпиадные задачи различных
типов: задачи на раскраски, инварианты, на применение принципа Дирихле,
графов и т. п.
В связи с принятием новых стандартов начальной школы, мне посчастливилось работать с детьми 1-2-х классов. Уже после нескольких занятий я выделила группу детей одаренных в математике. Работая с ними, я и сама учусь многому у них, так как они рассуждают и мыслят не как учащиеся основной школы. В ходе работы я поняла, что учить математике таких детей надо начиная с 1 класса. Тогда и нам учителям математики будет легче работать с ними в основной и старшей школе при подготовке к олимпиадам, конкурсам.
Результаты работы с одаренными детьми.
- Призеры и победители районной олимпиады по математике.
- Призер всероссийской заочной физико-математической олимпиады «Авангард».
- Победители по ЮФО в конкурсах ССИТ: Математика и космос; Чудо на воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы с одаренными детьми и стихотворение.
Описана моя работа на уроках истории и обществознания. Написано стихотворение про одарённого ребёнка. Может быть кому-то и пригодится, так как в интернете я не нашла ни одного стихотворения....
Опыт работы с одаренными детьми.
Данная статья посвящена описанию способов работы с одаренными детьми и формированию их способностей. Для этого необходимо создание условий , способствующих р...
Презентация Power Point: «Опыт работы с одаренными детьми на учебных занятиях по английскому языку.»
Основные подходы в работе с одаренными детьми:•Ускорение и углубление.•Обогащение.•Проблематизация.•Повышение уровня сложности заданий....
Опыт работы с одаренными детьми по предмету физическая культура
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено запросами социу...
Опыт работы с одаренными детьми
в работе представлен и обобщен опыт работы с одаренными детьми...
ДОКЛАД «Опыт работы с одаренными детьми: достижения, проблемы, перспективы»
Этот доклад я готовила для выступления на районном методическом семинаре руководителей общеобразовательных учреждений Старошайговского муниципального района. Описывается опыт работы с одаренными детьм...
Педагогический опыт работы с одаренными детьми (на примере Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре)
Проблема работы с одаренными детьми черезвычайно актуальна в современной школе. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе физического воспи...