Текстильные материалы из химических волокон и их свойства.
учебно-методический материал по технологии (6 класс)
Технологическая карта урока по технологии для 6-го класса. Раздел "технология обработки материалов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
him_1.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Т е х н о л о г и я
Технологическая карта урока
Ф.И.О. | Корх Л.В. |
Тема | Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. |
Место урока в системе уроков данного раздела: | 1-2 уроки по теме “Создание изделий из текстильных материалов” |
Цель урока: | Образовательная: способствовать формированию умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий: определение цели урока, актуализация знаний учащихся о ткани и волокнах. Развивающая: ознакомление с видами и свойствами химических волокон и тканей из них; ознакомление с неткаными материалами из химических волокон, их видами и назначением; формирование умений подбирать материалы для изготовления проектного швейного изделия; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности; ознакомление с профессией оператор в производстве химических волокон. Воспитательная: формирование политехнических знаний путем знакомства, как с технологиями обработки материалов, так и с современными технологиями преобразования материи, энергии, информации. |
Задачи урока: | Повторить классификацию текстильных волокон. Познакомиться с видами и свойствами химических волокон , их видами и свойствами; неткаными материалами из химических волокон, их видами и назначением. Научиться определять вид ткани |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. 2.Получение общего представления о технологии производства текстильных материалов из химических волокон, о видах и свойствах тканей из химических волокон, о видах и свойствах нетканых материалов из химических материалов 3.Приобретение опыта проведения исследований. 4.Приобретение умения распознавать сырьевой состав ткани. 5.Закрепление навыка организации собственной информационной деятельности и планирования ее результатов. | Личностные: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять бережное отношение к учебному материалу; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - проявлять ответственность при выполнении работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - работать по предложенному плану, инструкции; -высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. - выполнять учебное задание с взаимопроверкой; Познавательные: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | Межпредметные связи | Окружающий мир, природоведение – растительный мир в природе, климатические пояса. Химия - знакомство с наукой химия. История – география истории развития химического волокна. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, парная. | |
Методы обучения | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, лабораторная работа. | |
Вид урока | Открытия новых знаний. | |
Ресурсы | Техническое оснащение: мультимедиа проектор, экран, ПК, классная доска, Дидактические средства обучения: модели – аналоги проектных работ; коллекция искусственных и синтетических тканей; коллекция нетканых материалов; видеоматериалы; учебник технологии (§14), рабочая тетрадь. Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: задания из рабочей тетради с.32-33, лабораторная работа №5 из учебника( образцы искусственных, синтетических и смесовых тканей, нетканых материалов; ножницы, лупы (одна на пару учащихся), блюдце с водой; тигель, спиртовка или спички (для учителя)) |
Ход урока. Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществля-емые дей-ствия | Формируе- мые умения | Осуществля-емые дей-ствия | Формируе- мые умения | Осуществля-емые дей-ствия | Формируе- мые умения | ||
1.Органи-зационный момент | Приветствие учащихся. Фиксация отсутствующих в журнале. Проверка готовности к учебному занятию | - | - | Ответственные докладывают о готовности класса | Уметь орга-низовывать и планировать деятель-ность в со-трудничестве | - | - |
2.Актуали-зация опорных знаний | 1. Организация фронтального устного опроса по материалу, изученному в 5 классе: Из чего состоит любая ткань? Что является сырьём для получения сначала ниток, а затем ткани? Из каких растений получают волокна? Где произрастают эти растения? Все ли ткани изготовлены из волокон растительного происхождения? 2. Обобщение и систематизация ответов на вопросы. 3. Организация фронтального письменного опроса по теме 5 класса «Производство текстильных волокон» (по карточкам разноуровнего задания). 3. Постановка цели и темы урока Посмотрите на свою одежду. Знаете, из каких материалов она сделана? Эти материалы природные или их сделал человек? Вспомните таблицу «Классификация волокон» и попробуйте сформулировать тему урока. | Осмыслива-ют вопросы и отвечают. | Построение логической цепи рассуж-дений, дока-зательство, выдвижение гипотез и их обоснование, сруктуриро-вать знания. | Взамодей-ствие с учи-телем в слу-чае затруд-нения ответа на постав-ленный воп-рос | Уметь сотрудничать в процессе рассуждения | Контролируют процесс ответов на вопросы, время ответов | Уметь контролиро-вать своё время и управлять им. |
3. Пробле-матизация | Запуск творческого проекта по теме «Определение вида ткани». 1. Мотивация учащихся к изучению материала. 2.Пояснение учащимся, что для выполнения проекта они должны научиться пользоваться полученными знаниями и материалами. 3.Необходимо объяснить, что одним из условий выбора хорошей модели одежды является правильный подбор ткани. В 6 классе учащиеся ознакомятся с производством текстильных материалов из химических волокон. | Ставят цели, формулиру-ют (уточняют) тему урока | Построение логической цепи рассуж-дений, | Взамодей-ствие с учи-телем | Уметь слушать собеседника, сотрудничать в процессе рассуждения | Осуществляют контроль процесса понимания поставлен-ной задачи. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
4. Изучение нового материала | 1. Изучение нового материала осуществляется в форме беседы. 2. Активизация знаний учащихся. Знакомство с ещё одной группой текстильных волокон – химическими волокнами, из которых производят многие Учитель: Давайте составим план изучения темы. С чего начнём? Как вы думаете, почему химические волокна получили такое название? Почему возникла необходимость в получении химических волокон? Рассмотрите таблицу, что является сырьём для получения искусственных волокон? Синтетических? Рассмотрим процесс производства текстильных материалов из химических волокон. 3.Раскрытие ученикам технологии производства химических волокон, демонстрация искусственных и синтетических тканей, рассказать об их свойствах. 5.Знакомство с клеевыми материалами: клеевой прокладкой, прокладкой – корсажем, клеевой паутинкой. Учащиеся работают с текстом учебника с.86, узнают назначение клеевых материалов, знакомятся с их группами. Учитель предлагает рассмотреть образцы клеевых материалов в коллекции. Работа с образцами видов клеевых материалов, и соотнесение с вопросом: для чего - из чего. | Осмыслива-ют вопросы и отвечают. | Построение логической цепи рассуж-дений, дока-зательство, выдвижение гипотез и их обоснование, анализ объектов с целью выделения признаков, формулиров-ание проблемы | Взаимодействие с учите-лем во время беседы | Уметь слушать собеседника, сотрудничать в процессе рассуждения | Осуществляют контроль процесса понимания поставлен-ной задачи. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
4. Физкульт-минутка | Организация проведения физкультминутки. | Осуществл яют выпол-нение физии-ческих упражнений под руковод-ством веду-щего | - | Взаимодействие с учащимися – ведущими физкультми-нутки во вре-мя выпол-нения зада-ний | Уметь слушать собеседника | Осуществляют самоконт-роль процесса выполнения физических упражнений | Адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполнения действий |
5. Первичное закрепле-ние знаний и обратная связь | 1. Учащимся предлагается выполнить задание в рабочей тетради на с. 32 и лабораторной работы «Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон» из учебника. 3. Учитель объявляет тему, цели и задачи лабораторной работы, объяснить, что работа будет проводиться фронтально. 4. Учитель знакомит с последовательностью выполнения лабораторной работы. На слайде вывешивается алгоритм деятельности. Проведение инструктажа по приёмам безопасной работы . 5. Организация ориентировки учащихся в предстоящей деятельности и определение времени для выполнения работы – 30 минут, обсудить и дать возможность задать вопросы. 65. Учитель следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы. 7. Осуществлять контроль и корректировку действий учащихся, фиксированием результатов. 8. Подготавливает этап подведения итогов урока: организация работы дежурных с каждой парты для осуществления уборки рабочих мест и помещения. | Читают по учебнику пункт задания лаборатор-ной работы и сразу его выполняют, пользуясь своими образцами материалов. Самстоятельно действуют в соответ-ствии с об-суждаемым алгоритмом деятельностиРезультаты опытов и выводов учащиеся записывают в рабочую тетрадь, затем учащиеся определяют сырьевой состав материала и заполняют последнюю строку таблицы из рабочей тетради. | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следствен-ных связей. Доказывать, аргументировать свою позицию . Уметь структурировать знания . Уметь проводить наблюдение и экспе-римент под руковод-ством учителя и самостоятельно. | Взаимодействие в ходе фронтальной работы с учителем в случае затруднения выполнения задания | Слушать собеседника, уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Осуществ-лять само-контроль за правильнос-тью своих ответов (фиксиро-вать свои ошибки). Осущест-влять взаимокон-троль правильнос-ти и полноты ответов и соблюдения правил безопасной работы. | Адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполнения действий, осознать цель предстоящей работы. |
6. Подведе-ние итогов, рефлексия учащихся | 1. Предложить учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце §14 учебника, оценить ответы. 2. Обсудить с учащимися результаты выполнения лабораторной работы и предложить им выполнить задание в рабочей тетради задание, находящееся ниже таблицы с результатами лабораторной работы. Записать вывод. 3. Вместе с учениками отметить лучшие результаты и сделать выводы по изученному материалу. | Слушают учителя. Обсуждают результаты выполнения лабораторной работы. Записывают вывод. Оценивают свою работу в рабочей тетради, выставляя себе оценку. | Воспринимают информацию на слух | - | - | - | Адекватно оценивают результаты своей и фронтальной деятельнос-ти |
7. Домашнее задание | Информирует об объёме домашнего задания и способах его выполнения. Д/З: 1. Изучить материал §14. Ответить на вопросы параграфа. 2. Выполнить задание из учебника, отмеченного значком 🖳 | - | - | - | - | - | - |
Приложение 1.
Задания для фронтального письменного опроса
Вариант 1.
1. Допишите предложение.
Растение, которое используют для производства хлопкового волокна, называется _______________________________________________.
Назовите страны, где произрастает это растение. _____________________________________________________________________________
2. К текстильным волокнам растительного происхождения не относятся:
1) хлопок 3) шерсть 5) конопля
2) лён 4) шёлк 6) капрон
3. Для получения льняного волокна используют:
1) корень льна 3) листья льна
2) стебель льна 4) семена льна
4) Ткани из каких волокон лучше использовать для изготовления кухонных полотенец? _______________________________________________________________.
5) Напишите ткани животного происхождения.
6) Какими свойствами обладают шёлковые ткани.
Приложение 2.
Карточка эксперта
для проверки фронтального письменного опроса
Количество баллов | +/- | |
Вопрос 1 | Максимальное 1 балл за каждый правильный ответ | |
Вопрос 2 | Максимальное 1 балл за каждое правильно выбранное волокно | |
Вопрос 3 | 1 балл | |
Вопрос 4 | 1 балл за каждое название | |
ИТОГО |
Список использованных источников
- Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Синица Н.В. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана – Граф,2013.
- Бузов Б.А. Материаловедение швейного производства. 4-е издание. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
- Контрольно-измерительные материалы. Технология. Технология ведения дома. 5 класс/ Сост. О.Н.Логвинова. – М.: ВАКО, 2017.
- http://www.ask4style.ru/materials/synthetic-fibre.html
- http://gigabaza.ru/doc/99083.html
- https://sites.google.com/site/himiatehnologiasetevojurok/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.
Цели: повторить классификацию текстильных волокон; ознакомить учащихся с процессом получения химических волокон и их свойствами; учить использовать свойства волокон и их свойствами; учить ...
Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.
Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны....
Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.
21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...
Урок в 6 классе "Текстильные материалы из химических волокон и их свойства"
В данный материал входит разработка урока для 6 класса "Текстильные материалы из химических волокон и их свойства", презентация и тесты по данной теме....
Текстильные материалы из волокон животного происхождения, их свойства
Формирование знаний о текстильных материалах из волокон животного происхождения и их свойствах...
Свойства текстильных материалов из химических волокон
Презентация на тему "свойство текстильных материалов из химических волокон...
тест по теме: "Текстильные волокна. Свойства химических волокон"
тест по теме: "Текстильные волокна. Свойства химических волокон" 6 класс...