Текстильные материалы из химических волокон и их свойства.
учебно-методический материал по технологии (6 класс)

Корх Людмила Владимировна

Технологическая карта урока по технологии для 6-го класса. Раздел "технология обработки материалов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon him_1.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Т е х н о л о г и я

Технологическая карта урока

Ф.И.О.

Корх Л.В.

Тема

Текстильные материалы из химических волокон и их свойства.

Место урока в системе уроков данного раздела:

1-2 уроки  по теме “Создание изделий из текстильных материалов”

Цель урока:

    Образовательная:  способствовать формированию умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий: определение цели урока, актуализация знаний учащихся о ткани и волокнах.

    Развивающая:  ознакомление с видами и свойствами химических волокон и тканей из них; ознакомление с неткаными материалами из химических волокон, их видами и назначением; формирование умений подбирать материалы для изготовления проектного швейного изделия; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности; ознакомление с профессией оператор в производстве химических волокон.

   Воспитательная:  формирование политехнических знаний путем знакомства, как с технологиями обработки материалов, так  и  с  современными технологиями преобразования материи, энергии, информации.

Задачи урока:

Повторить классификацию текстильных волокон.

Познакомиться с видами и свойствами химических волокон , их видами и свойствами; неткаными материалами из химических волокон, их видами и назначением.

Научиться  определять вид ткани

Планируемый  результат

Предметные умения

УУД

1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

2.Получение общего представления о технологии производства текстильных материалов из химических волокон, о видах и свойствах тканей из химических волокон, о видах и свойствах нетканых материалов из химических материалов

3.Приобретение опыта проведения исследований.

4.Приобретение умения распознавать сырьевой состав ткани.  

5.Закрепление навыка организации собственной информационной деятельности и планирования ее результатов.

Личностные: 

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять бережное отношение к учебному материалу;

-  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- проявлять ответственность при выполнении работы в парах;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- работать по предложенному плану, инструкции;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

- выполнять учебное задание с взаимопроверкой;

Познавательные: - ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: 

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Межпредметные

связи

Окружающий мир, природоведение – растительный мир в природе, климатические пояса.

Химия  - знакомство с наукой химия.

История – география истории развития химического волокна.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, лабораторная работа.

Вид урока

Открытия новых знаний.

Ресурсы

Техническое оснащение: мультимедиа проектор, экран, ПК, классная доска,

Дидактические средства обучения: модели – аналоги проектных работ; коллекция искусственных и синтетических тканей; коллекция нетканых материалов; видеоматериалы; учебник технологии (§14), рабочая тетрадь.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: задания  из рабочей тетради с.32-33, лабораторная работа №5 из учебника( образцы искусственных, синтетических и смесовых тканей, нетканых материалов; ножницы, лупы (одна на пару учащихся), блюдце с водой; тигель, спиртовка или спички (для учителя))

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществля-емые дей-ствия

Формируе- мые умения

Осуществля-емые дей-ствия

Формируе- мые умения

Осуществля-емые дей-ствия

Формируе- мые умения

1.Органи-зационный момент

Приветствие учащихся.

Фиксация отсутствующих в журнале.

Проверка готовности к учебному занятию

-

-

Ответственные докладывают о готовности класса

Уметь орга-низовывать и планировать деятель-ность в со-трудничестве

-

-

2.Актуали-зация опорных знаний

1. Организация фронтального устного опроса по материалу, изученному в 5 классе:

Из чего состоит любая ткань?

Что является сырьём для получения сначала ниток, а затем ткани?

Из каких растений получают волокна?

Где произрастают эти растения?

Все ли ткани изготовлены из волокон растительного происхождения?

2. Обобщение и систематизация ответов на вопросы.

3. Организация фронтального письменного опроса по теме 5 класса «Производство текстильных волокон» (по карточкам разноуровнего задания).

3. Постановка цели  и темы урока

Посмотрите на свою одежду. Знаете, из каких материалов она сделана?

Эти материалы природные или их сделал человек?

Вспомните таблицу «Классификация волокон» и попробуйте сформулировать тему урока. 

Осмыслива-ют вопросы и отвечают.

Построение логической цепи рассуж-дений, дока-зательство, выдвижение гипотез и их обоснование, сруктуриро-вать знания.

Взамодей-ствие с учи-телем в слу-чае затруд-нения ответа на постав-ленный воп-рос

Уметь сотрудничать в процессе рассуждения

Контролируют процесс ответов на вопросы, время ответов

Уметь контролиро-вать своё время и управлять им.

3. Пробле-матизация

Запуск творческого проекта по теме «Определение вида ткани».

1. Мотивация учащихся к изучению материала.

2.Пояснение учащимся, что для выполнения проекта они должны научиться пользоваться полученными знаниями и материалами.

3.Необходимо объяснить, что одним из условий выбора хорошей модели одежды является правильный подбор ткани. В 6 классе учащиеся ознакомятся с производством текстильных материалов из химических волокон.

Ставят цели, формулиру-ют

 (уточняют) тему урока

Построение логической цепи рассуж-дений,

Взамодей-ствие с учи-телем

Уметь слушать собеседника, сотрудничать в процессе рассуждения

Осуществляют контроль процесса понимания поставлен-ной задачи.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

4. Изучение нового материала

1. Изучение нового материала осуществляется в форме беседы.

2. Активизация  знаний учащихся. Знакомство с ещё одной группой текстильных волокон – химическими волокнами, из которых производят многие

Учитель:

Давайте составим план изучения темы. С чего начнём?

Как вы думаете, почему химические волокна получили такое название?

Почему возникла необходимость в получении  химических волокон? Рассмотрите таблицу, что является сырьём для получения искусственных волокон? Синтетических?

Рассмотрим процесс производства текстильных материалов из химических волокон.

3.Раскрытие ученикам технологии производства химических волокон,  демонстрация  искусственных  и синтетических тканей, рассказать об их свойствах.

5.Знакомство с клеевыми материалами: клеевой прокладкой, прокладкой – корсажем, клеевой паутинкой. Учащиеся работают с текстом учебника с.86, узнают назначение клеевых материалов, знакомятся с их группами. Учитель предлагает рассмотреть образцы клеевых материалов в коллекции.

Работа с образцами видов клеевых материалов, и соотнесение с вопросом:

для чего -  из чего.

Осмыслива-ют вопросы и отвечают.

Построение логической цепи рассуж-дений, дока-зательство, выдвижение гипотез и их обоснование, анализ объектов с целью выделения признаков, формулиров-ание проблемы

Взаимодействие с учите-лем во время беседы

Уметь слушать собеседника, сотрудничать в процессе рассуждения

Осуществляют контроль процесса понимания поставлен-ной задачи.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

4. Физкульт-минутка

Организация проведения физкультминутки.

Осуществл яют выпол-нение физии-ческих упражнений под руковод-ством веду-щего

-

Взаимодействие с учащимися – ведущими физкультми-нутки во вре-мя выпол-нения зада-ний

Уметь слушать собеседника

Осуществляют самоконт-роль процесса выполнения физических упражнений

Адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполнения действий

5. Первичное закрепле-ние знаний и обратная связь

1. Учащимся предлагается выполнить задание в рабочей тетради на с. 32 и лабораторной работы «Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон» из учебника.

3. Учитель объявляет тему, цели и задачи лабораторной работы, объяснить, что работа будет проводиться фронтально.

4. Учитель знакомит с последовательностью выполнения лабораторной работы. На слайде вывешивается алгоритм деятельности. Проведение инструктажа по приёмам безопасной работы .

5. Организация ориентировки учащихся в предстоящей деятельности и определение времени  для выполнения работы – 30 минут, обсудить и дать возможность задать вопросы.

65. Учитель следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы.

7. Осуществлять контроль и корректировку действий учащихся, фиксированием  результатов.

8. Подготавливает этап подведения итогов урока:

организация работы дежурных с каждой парты для  осуществления уборки рабочих мест и помещения.

Читают по учебнику пункт задания лаборатор-ной работы и сразу его выполняют, пользуясь своими образцами материалов. Самстоятельно действуют в соответ-ствии с об-суждаемым алгоритмом деятельностиРезультаты опытов и выводов учащиеся записывают в рабочую тетрадь, затем учащиеся определяют сырьевой состав материала и заполняют последнюю строку таблицы из рабочей тетради.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следствен-ных связей. Доказывать, аргументировать свою позицию . Уметь структурировать знания . Уметь проводить наблюдение и экспе-римент под руковод-ством учителя и самостоятельно.

Взаимодействие в ходе фронтальной работы с учителем в случае затруднения выполнения задания

Слушать собеседника, уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осуществ-лять само-контроль за правильнос-тью своих ответов (фиксиро-вать свои ошибки). Осущест-влять взаимокон-троль правильнос-ти и полноты ответов и соблюдения правил безопасной работы.

Адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполнения действий, осознать цель предстоящей работы.

6. Подведе-ние итогов, рефлексия учащихся

1. Предложить учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце §14 учебника, оценить ответы.

2. Обсудить с учащимися результаты выполнения лабораторной работы и предложить им выполнить задание в рабочей тетради задание, находящееся ниже таблицы с результатами лабораторной работы. Записать вывод.

3. Вместе с учениками отметить лучшие результаты и сделать выводы по изученному материалу.

Слушают учителя. Обсуждают результаты выполнения лабораторной работы. Записывают вывод. Оценивают свою работу в рабочей тетради, выставляя себе оценку.

Воспринимают информацию на слух

-

-

-

Адекватно оценивают результаты своей и фронтальной деятельнос-ти

7. Домашнее задание

Информирует об объёме домашнего задания и способах его выполнения.

Д/З: 1. Изучить материал §14. Ответить на вопросы параграфа.

2. Выполнить задание из учебника, отмеченного значком 🖳

-

-

-

-

-

-

                                   Приложение 1.                              

Задания для фронтального письменного опроса

Вариант 1.

1. Допишите предложение.

Растение, которое используют для производства хлопкового волокна, называется _______________________________________________.

Назовите страны, где произрастает это растение. _____________________________________________________________________________

2. К текстильным волокнам растительного происхождения не относятся:

1) хлопок                        3) шерсть                         5) конопля

2) лён                              4) шёлк                             6) капрон

3. Для получения льняного волокна используют:

1) корень льна                3) листья льна

2) стебель льна               4) семена льна

4) Ткани из каких волокон  лучше использовать для  изготовления  кухонных полотенец? _______________________________________________________________.

5) Напишите ткани животного происхождения.

6) Какими свойствами обладают шёлковые ткани.

Приложение 2.

Карточка эксперта

для проверки фронтального письменного опроса

Количество баллов

+/-

Вопрос 1

Максимальное 1  балл за каждый правильный ответ

Вопрос 2

Максимальное 1 балл за каждое правильно выбранное волокно

Вопрос 3

1 балл

Вопрос 4        

1 балл за каждое название

ИТОГО

Список использованных источников

  1. Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.: Изд-во  Эксмо, 2005.
  2. Синица Н.В. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана – Граф,2013.
  3. Бузов  Б.А. Материаловедение швейного производства. 4-е издание. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Технология. Технология ведения дома. 5 класс/ Сост. О.Н.Логвинова. – М.: ВАКО, 2017.
  5. http://www.ask4style.ru/materials/synthetic-fibre.html 
  6. http://gigabaza.ru/doc/99083.html
  7. https://sites.google.com/site/himiatehnologiasetevojurok/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.

Цели: повторить классификацию текстильных волокон; ознакомить учащихся  с процессом получения химических волокон и их свойствами; учить использовать свойства волокон и их  свойствами; учить ...

Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.

Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны....

Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.

21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...

Урок в 6 классе "Текстильные материалы из химических волокон и их свойства"

В данный материал входит разработка урока для 6 класса  "Текстильные материалы  из  химических волокон и их свойства", презентация и тесты по данной теме....

Текстильные материалы из волокон животного происхождения, их свойства

Формирование знаний   о текстильных материалах из волокон животного происхождения и их свойствах...

Свойства текстильных материалов из химических волокон

Презентация на тему "свойство текстильных материалов из химических волокон...

тест по теме: "Текстильные волокна. Свойства химических волокон"

тест по теме: "Текстильные волокна. Свойства химических волокон" 6 класс...