Адаптированная программа по технологии для учащихся с ОВЗ в 6 классе
рабочая программа по технологии (6 класс)

Ракитянский Владимир Иванович

Данная программа содержит разделы: 1) Пояснительная записка. 2)Цели и задачи.   3) Планируемые результаты.3)Содержание программы.4)Календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_po_tehnologii.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №1» Калачеевского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрено»          «Согласовано»                            «Утверждаю» Руководитель ШМО         Заместитель директора по УВР     Директор МБОУ Калачеевская

______/Дорохова Н.И./      МБОУ Калачеевская СОШ№ 1     СОШ№1                                                   Протокол заседания ШМО       _______     Рыбасова Т.В.         ___________Ивонина Т.В.                                        

№1 от «29»августа 2019 г.          29 августа 2019г.        Приказ №175

        От «30»августа 2019г.

Адаптированная программа

                                       по технологии

для учащихся с ОВЗ в 6 классе

 

Разработал:

Учитель I К.К.

Ракитянский В.И.

                                                                   Принято на заседании

        Педагогического совета

        Протокол №1

        От «31»августа 2019г.

                                                          2019-2020 уч год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа по предмету «Технология»  разработана на основе:

 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 Примерной программы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общего) образования по технологии, с учетом требований образовательного стандарта и ориентирована на работу по учебникам по редакцией В.Д. Симоненко (М.: Вента-Граф, 2011).

Эта программа является актуальной и учитывает интересы как девочек, так и мальчиков.

Данная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ предназначена для учащихся 6 классов, учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей направленности обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа составлена с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей обучающихся, материальных возможностей и востребованности. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного труда, , применить в практической деятельности полученные знания. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались:

 требования ФГОС (ориентация на результат и реализация деятельностного подхода);

 специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная образовательная программа составлена с учетом  индивидуальных способностей и потребностей учащихся, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Данная программа составлена с учетом ранее полученных учащимися при обучении технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Характерной особенностью предмета «Технология» является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Подготовительный этап предусматривает подбор материалов по их технологическим свойствам, цвету, фактуре, выбор художественной отделки, способов обработки. При изготовлении изделий большое внимание уде6ляется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием сырья, утилизацией отходов.

Спектр видов деятельности и используемых материалов позволяет учащимся расширить политехнический кругозор, раскрыть свои индивидуальные способности, найти свою технику и материалы для дальнейшего обучения и осознанного выбора профессии.

Цели и задачи программы в условиях обучения детей с ОВЗ:

 формирование представлений о современном производстве и распространённых в нём технологиях;

 освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

 формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

 овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

 овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

 развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, сенсорных и моторных навыков, умений учебного труда;

 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;.

 профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций:

 восполнение пробелов в знаниях;

 подготовка к усвоению и отработка наиболее сложных разделов программы;

 развитие высших психических функций и речи обучающихся.

Адаптированная образовательная программа составлена с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков подростком с ОВЗ, обеспечивает непрерывный контроль над становлением учебно-познавательной деятельности учащегося, постоянном стимулировании познавательной активности, постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний.

Приоритетными видами общей учебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» для подростков с ОВЗ на этапе общего образования являются:

поэтапное формирование умственных действий;

 безусловное принятие ребёнка;

 определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

 творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать свое решение; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

 приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, чертеж, схема, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

 оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

 обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности

Адаптационная направленность уроков:

 создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой;

 формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности;

 включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития подростков;

 обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма;

 формирование навыков самоконтроля, самооценки;

 развитие монологической речи;

 развитие диалогической речи и культура общения;

 коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока;

 охрана психического, физического здоровья учащихся;

 развитие познавательной активности;

 организация восприятия с опорой на анализаторы;

 ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала;

 реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики;

 использование эффективных инновационных технологий;

 обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения;

 определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).

 контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.

Результаты обучения:

 овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

 умение оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства;

 формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Планируемые результаты освоения  предмета «Технология»:

в познавательной сфере:

 осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда;

 классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

 распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

 оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

 развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

 овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

 формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

 овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

в трудовой сфере:

 планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

 овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

 выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

 выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

 контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

 документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;

в мотивационной сфере:

 оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

 согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;

 формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы;

 выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

 стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

 овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

 рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

 умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;

 рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

 участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

 практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

 установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

 сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;

в физиолого-психологической сфере:

 развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций ,достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

 соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;

 сочетание образного и логического мышления.

                                Содержание программы.

Программа рассчитана на первое полугодие 2019-2020 уч.года.

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления  изде

1.Вводное занятие. (1 час.)

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Знакомство с образцами народного творчества.

2.Работа с фанерой.(3 часа.)

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим испытанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний» полёт и др., корабликов разных типов ,модели робота, модели светофора и др.

3.Работа с древесиной.(2часа.)

Понятие о деревянной игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами  игрушки. Этапы проектирования росписи игрушки.

4.Кожаная пластика.(2 часа.)

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. .Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления различных миниатюрных сувениров.

6.Ажурная скульптура, филигрань - работа с проволокой.(6 час.)

Виды проволоки , и ее обработка. Техника безопасности при работе с проволокой. Использование проволоки для создания композиций. Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров проволоки. Проволока как дополнительный материал для поделок.

7. Обобщение. Выставка работ.(2 часа)

Подведение итогов года .Выставка работ изготовленных за год.

                         Учебно–тематический план 6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

Работа с фанерой

1

3

Работа с фанерой

1

4

Работа с фанерой

1

5

Работа с древесиной.

2

6

Работа с кожей.

2

7

Ажурная скульптура ,филигрань (работа с проволокой).

6

7

Обобщение. Выставка работ.

2

Итого

16 часов

                                       

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Тема

Кол-во

час.

Д

Дата

Домашнее

задание

1

Вводное занятие .Правила безопасной  работы. Знакомство с видами художественной обработки материалов.

1.

2.09

Подбор материала

по теме

2

П.р.№1Разработка эскиза для выпиливания из фанеры.

1.

9.09.

Разработка эскиза

для выпиливания

3

Правила безопасности П.р.№2 Выпиливание из фанеры.

1.

16.09.

Подбор информации

по теме.

4

Выжигание на фанере.Правила  безопасности.П.р.№3 Выжигание на фанере.

1.

23.09.

Подбор информации

по теме.

5

П.р.№4 Разработка эскиза росписи матрешки из древесины.

1.

30.09.

Разработка эскиза

росписи.

6

П.р.№5 Роспись матрешки гуашью.

1.

7.10.

Подбор материала

по теме.

7

Виды работы с кожей. Техника безопасности при работе с кожей. П.р.№6 Разработка эскиза животного для работы с кожей.

1.

14.10

Подбор информации

по теме

Разработка эскиза.

8

П.р.№7 Изготовление поделки из кожи .

1.

21.10

Подбор информации

по теме.

9

Виды проволоки,  и ее обработка. Техника безопасности при работе с проволокой. Объемные поделки из проволоки.

1.

11.11

Подбор информации

по теме.

Разработка эскиза.

10

П.р.№8 Изготовление ажурной скульптуры из проволоки.

1.

18.11.

Поиск инфориации

о филиграни.

11

Накладная филигрань.Правила безопасности.П.р.№9 Разработка эскиза  панно в технике  накладная филигрань.

1.

25.11

        Разработка эскиза.

В технике « Накладная

филигрань».

12

П.р.№10 Изготовление панно в технике накладная филигрань.

1.

2.12.

Подбор информации

по теме.

13

П.р.№10 Изготовление панно в технике  накладная филигрань.

1.

9.12.

Поиск изображений

по теме.

14

П.р.№10 Изготовление панно в технике накладная филигрань.

1.

16.12.

Обобщение материала

15

Обобщение знаний о художественной обработке материалов.

1.

23.12.

Обобщение материала

по теме.

16

Итоговое занятие. Выставка работ

1.

30.12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ для учащихся 5, 6, 7 классов

Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089...

Адаптированная программа "Инструментальное музицирование" для учащихся 6 -7 классов фортепиано ДШИ

Самый актуальный вопрос для педагогов ДШИ - это место музыкальных школы в современной действительности. Что она реально может дать нынешним детям? Кому и зачем она нужна, как привлечь интерес родителе...

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса

Рабочая программа  по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида...

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 8 вида 9 класс(девочки) Календарно- тематическое планирование

Пояснительная записка  Основанием для разработки адаптированной  рабочей  программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа: «Технол...

Адаптированная программа по математике для учащихся 6 класса в условиях перехода на ФГОС УО

Содержание1Пояснительная записка……………………………………………3-112Общая характеристика учебного предмета.……………………..123Описание места учебного предмета……………………………...134Описание ценностных ориентиров содержан...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 5  классе на 2017- 2018 учебный год....

Рабочая программа по технологии для учащихся с ОВЗ (7 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для обучающихся 7 класса, реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихс...