Адаптированная программа "Инструментальное музицирование" для учащихся 6 -7 классов фортепиано ДШИ
рабочая программа по музыке по теме

Алексеева Ираида Петровна

Самый актуальный вопрос для педагогов ДШИ - это место музыкальных школы в современной действительности. Что она реально может дать нынешним детям? Кому и зачем она нужна, как привлечь интерес родителей и детей к музыке, как сохранить контингент учащихся? И, следовательно, как воспитать не только музыкантов профессионалов, но и тех, кто будет просто любить музыку, играть и петь для себя, ходить на концерты, кто приведет учиться музыке своих будущих детей.

Ключевой задачей музыкального образования является приближение обучения игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_instrumentalnoe_muzitsirovanie.docx87.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         «Инструментальное музицирование»

              Авторская программа  для учащихся 6-7 классов ДШИ

Отделение фортепиано

Возраст детей: 11-13 лет

Срок реализации: 2 года

Авторы:  Алексеева И.П.

                 Шлыкова О.В.  

г. Лихославль

2012

 

Введение

Целью данной работы является попытка в доступной форме приобщить учащихся к музицированию.

Музицирование (от нем. musizieren — заниматься музыкой) это исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более широком понимании – игра на музыкальных инструментах.

Однако в музыкальной исполнительской практике на протяжении всей истории развития музыки этому понятию стали придавать более емкое содержание.

Музицирование – это не восприятие (слушание) музыки, а практическая деятельность, в процессе которой ребёнок при помощи музыки, движения и слова учится находить способы гармонизации своего внутреннего мира. Музицирование стало оцениваться как высшая форма музыкальной деятельности. Именно в процессе музицирования как практической деятельности возникают познавательные задачи, формируются мотивы и действия.

Содержание данной программы опирается на методику комплексного музыкального воспитания, в которой нашли отражения достижения прогрессивной педагогики 20 века (научные работы Б.Астафьева, Б.Яворского). Идея создания общего музыкального воспитания и образования была воплощена в музыкальных учебных системах Ж.Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, П. Хауве. В них ребёнку предлагается меньше созерцать, а больше делать - и делать своими руками, дабы практически реализовать свой творческий потенциал.

На основе музицирования существовали народные музыкальные традиции, в среде интеллигенции — музыкальные салоны, домашнее музицирование и др. Про исполнительский стиль С.Т. Рихтера говорили, что его игра выше всякой техники и выше всякой интерпретации, что Рихтер не исполнял, он музицировал. И. Стравинский предлагал обучать детей музыке вне условий традиционных форм классных уроков, а в характере музыкального салона, то есть — музицирования.

                                   Пояснительная записка

Настоящее время экономических и социальных реформ поставило перед современной школой ряд задач, среди которых едва ли не ведущей представляется воспитание творческой личности. Направление развивающего обучения призвано выявить и развить творческий потенциал учащегося, который в дальнейшем реализует его в различных сферах деятельности. Область дополнительного музыкального образования не исключение.

Отличительной особенностью сегодняшних ДМШ и ДШИ является их разнообразие. Вариативность становится нормой. Каждая школа стремится быть непохожей на другую и поэтому создает свою образовательную программу, свой учебный план.

Развитие школ осуществляется через освоение педагогических инноваций. Идет активный процесс обновления содержания, форм и методов образования. Очевидна роль развивающих моделей обучений, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Самый актуальный вопрос для педагогов ДШИ - это место музыкальных школы в современной действительности. Что она реально может дать нынешним детям? Кому и зачем она нужна, как привлечь интерес родителей и детей к музыке, как сохранить контингент учащихся? И, следовательно, как воспитать не только музыкантов профессионалов, но и тех, кто будет просто любить музыку, играть и петь для себя, ходить на концерты, кто приведет учиться музыке своих будущих детей.

Ключевой задачей музыкального образования является приближение обучения игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей.

Родители  хотели бы, чтобы ребенок владел инструментом, имел репертуар для досуговых мероприятий, играл и пел под собственный аккомпанемент, подбирал по слуху мелодию, любил и понимал музыку, умел рассказать о музыке и композиторе, получал положительные эмоции.

Большинство детей занимается в музыкальной школе для получения общего музыкального образования, и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему профессиональному образованию.

Следуя известному принципу «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка», мы попытались найти свой вариант решения поставленных самим временем задач.

Программа «Инсрументальное музицирование» определяется задачами художественно – эстетического воспитания и предназначена для учащихся

 6 – 7 классов (11 – 13 лет).

Особенности набора – принимаются учащиеся после окончания инвариантной части обучения.

Материалы, с учетом которых составлена программа:

 - Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования для ДМШ и ДШИ. Министерства культуры Российской Федерации. Москва, 2001 г.

 - Программа для ДМШ и ДШИ. Музыкальный инструмент (фортепиано).  Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Москва,1991г.

 - Сборник методических материалов для преподавателей учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Научно – методический центр ГОУ СПО МО «Колледж искусств». Москва, 2009 г.

 - Программа для ДМШ и ДШИ. Музицирование для учащихся фортепианного отделения. Научно – методический центр по художественному образованию. Москва, 2008 г.

 - Комплексная программа. Фортепиано. Научно – методический центр по художественному образованию. Москва, 2008 г.

При составлении программы был использован и обобщен опыт преподавателей нашей школы, работающих в данной области. Данная программа апробирована в течение 6 лет.

Необходимость в ее создании обусловлена рядом причин:

 - трудность в освоении традиционных программных требований для  значительной части учащихся, т.к. в ДШИ зачисляются все желающие, без конкурсного отбора;

 - отсутствие интереса родителей к профессиональному музыкальному  образованию;

 - перегруженность детей в общеобразовательной школе;

 - слабое здоровье;

 - востребованность в семье навыков практического музицирования.

Преподаватель должен руководствоваться в своей работе общими установками фортепианной методики, а также специальной литературой, посвященной проблемам исполнительства. Основная литература по этим вопросам указана в списке рекомендуемой литературы.

Для каждого класса в программе даны примерные репертуарные списки, которые каждый педагог вправе использовать и дополнять по своему усмотрению в зависимости от индивидуальности учащегося.

                       

                            Цели и задачи обучения

Цель программы – формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности учащихся после окончания школы, развитие музыкального вкуса, воспитание общей культуры средствами фортепианного искусства, повышение устойчивого интереса к обучению, овладение навыками любительского музицирования, привлечение и сохранение контингента учащихся на отделении «Фортепиано».

Образовательные задачи:

- изучение произведений различных стилей (классические, джазовые, эстрадные);

- грамотный разбор пьес;

- технический рост и приобретение исполнительских навыков;

- подбор по слуху понравившейся мелодии;

- чтение с листа музыкальных произведений;

- приобретение навыков игры в ансамбле;

- овладение основами аккомпанемента;

- разучивание пьес для домашнего музицирования.

Развивающие задачи:

- развитие музыкальных способностей у детей (ритма, слуха, памяти);

- развитие артистических способностей;

- развитие образного мышления, творческого воображения и фантазии через музыкальные произведения.

Воспитательные задачи:

- формирование общей культуры;

- воспитание нравственных качеств;

- развитие художественного вкуса.

Решение задач основывается на принципах межпредметных связей с дисциплинами теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная литература). Взаимосвязь практикуемых на занятиях различных видов музыкально-творческой деятельности ведет к их взаимному обогащению.

В результате обучения дети, не ориентированные профессионально, смогут значительно развить свои возможности и стать просвещенными любителями музыки.

            Отличительные особенности программы

             «Инструментальное музицирование»

Программа состоит из двух частей – инвариантной (неизменной) и вариативной. Инвариантная часть – основа 1 этапа обучения в школе искусств. Инвариант 7 - летней образовательной программы – 5 лет.

Цели и задачи обучения 1 этапа:

 - выявление и развитие творческих способностей учащихся;

 - овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков;

 - формирование навыков учебной деятельности.

Содержание 1 этапа образовательной программы позволяет в учебном процессе провести дифференциацию учащихся по их способностям и возможностям. Только после его освоения возможен переход учащегося на различные по целям, задачам и уровням сложности программы следующего уровня.

Вариативная часть (2 этап обучения) обеспечивает более полную реализацию возможностей и потребностей учащегося. Содержание данного этапа программы должно соответствовать направленности ребенка, его способностям.

Целью вариативной части программы является формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности после окончания школы, сохранение и развитие устойчивого интереса к обучению, закрепление навыков музицирования.

После окончания базового курса ученик вместе с родителями выбирает, по какой программе он будет обучаться дальше. Если обучение в школе является для него сложным процессом, то педагог рекомендует выбрать программу «Инструментальное музицирование». При выборе этой программы учащийся в 5 классе сдает экзамен по предмету «Фортепиано». Полученная на экзамене оценка идет в свидетельство об окончании школы.

В 6-7 классе в учебный план введены предметы «Музыкальный инструмент» и «Аккомпанемент и игра в ансамбле».

Количество уроков в неделю – 2 (1 урок – фортепиано, 1 урок – аккомпанемент или ансамбль).

По предмету «Фортепиано» занятия проводятся индивидуально. Форма организации деятельности учащихся на занятиях «Аккомпанемент и игра в ансамбле» - ансамблевая (ученик – преподаватель по фортепиано, ученик – преподаватель по скрипке). Ученик выбирает предмет «Ансамбль» или «Аккомпанемент» и в 7 классе сдает по нему выпускной экзамен.

Опыт работы по этой программе показывает, что часть таких задач как подбор по слуху, чтение с листа, работа над произведениями для домашнего музицирования могут успешно решаться на индивидуальных занятиях по фортепиано. Работу над пением под собственный аккомпанемент лучше включить в предметы «Ансамбль» или «Аккомпанемент».

Мы рекомендуем обучаться по этой программе детям, не обладающим выраженными способностями, но желающие учиться музыке; часто болеющим; способным, но не достаточно выносливым и целеустремленным для профессиональных занятий.

«Инструментальное музицирование» является сравнительно новой образовательной программой. Творческая атмосфера на занятиях предполагает активное участие детей в учебном процессе. Испытываемые учеником вдохновение, радость открытия и самовыражения способствуют его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формируют устойчивый интерес к ней.

                                    Методы и формы обучения

Нет ничего важнее для музыкального воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и профессионализмом. Благоприятный психологический климат и заинтересованность педагога могут дать богатый педагогический «урожай».

На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиваться нужных результатов. Чаще всего это – проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения.

Наглядность является одним из фундаментальных принципов обучения в фортепианной педагогике. Особенность фортепианного туше, требующего тщательной отработки мелких движений кисти и кончиков пальцев, предполагает достаточно много играть преподавателю во время урока, вырабатывая через показ правильные игровые движения. Копирование отдельных приемов, мелодико – ритмических оборотов представляется как накопление багажа для собственной интерпретации.

Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Он должен уметь говорить о музыке как можно образнее, красочнее, увлекательнее. Это делает музыку более доступной и близкой для ученика.

К словесным методам обучения относятся рассказ, анализ музыкального произведения, устное изложение поставленных задач. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они понятны ученику. Теоретические объяснения необходимо излагать ясно и конкретно, подкрепляя их показом на инструменте.

При работе со старшеклассниками преподаватель опирается на аналитико – синтезированное мышление подростка. Учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения композитора, эпоху, в которую было создано сочинение. Это дает ключ для решения многих вопросов интерпретации.

Возможно использование на уроке метода учебной дискуссии. Он основан на обмене взглядов по музыкальным пьесам. Педагогу следует заботиться о представлении инициативы самому ученику. Важно поощрять его попытки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходиться сталкиваться и по возможности самостоятельно находить ответы на них.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок.

Учебное занятие – это сложный этап учебного процесса, т. к. от качества занятий зависит общее качество подготовки учащихся. На уроке реализуется весь комплекс образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения в соответствии с требованиями учебной программы.

Типы занятий:

- уроки получения новых знаний;

- уроки совершенствования знаний, умений, навыков;

- уроки контроля знаний;

- уроки практического применения знаний и умений;

- комбинированные занятия.

Педагогу необходимо составить ясное представление об основных задачах на длительный период, которые следует ставить перед собой в процессе обучения того или иного ученика, а затем на каждом уроке гибко их решать. Основная задача преподавателя помочь ученику ясно представить задачу, заинтересовать его предстоящей работой и дать для нее нужные ориентиры. Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и музыке.

Таким образом, качественный урок возможен при сочетании педагогического труда (воплощающего способности, мастерство и опыт учителя), предрасположенности учеников к музыкальному обучению, а также успешной организации учебной работы.

Совершенствование индивидуального урока в ДШИ тесно связано с мотивацией педагога, его стремлением сделать процесс обучения  игре на инструменте интересным. Для этого большую пользу приносят мастер-классы.

Важное место принадлежит межпредметным связям, позволяющим осуществлять обучение целенаправленно и последовательно.

                               

                                  Учет успеваемости

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, прослушиваниях, контрольных уроках, конкурсах, фестивалях.

В течение учебного года основной формой учёта успеваемости учащихся является четвертная оценка.

Каждый педагог в своём классе проводит контрольные уроки в конце четвертей с выставлением четвертных и годовых оценок.

Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2раза в учебном году: по 1 в каждом полугодии). В 6 классе ученик должен подготовить к прослушиванию 2 – 3 произведения, различных по жанру и форме (1 - по фортепиано, 1 - 2 пьесы по ансамблю или аккомпанементу).

Годовая оценка выводится с учетом общего продвижения и творческой активности ученика и может не совпадать с оценкой за выступление на академическом концерте. Оценка за выступление может быть как традиционной (отметка), так и словесной (подробная характеристика с перечислением достижений и задач на будущее).

Основными критериями оценки являются: грамотное и осмысленное исполнение произведения, музыкальность, свобода игрового аппарата, развитие образного мышления, формирование внутреннего чувства ритма и темпа.

На выпускном экзамене должна быть исполнена программа из трех произведений разных стилей и направлений.

Итоговая оценка за курс обучения может не совпадать с экзаменационной, т. к. выводится с учетом всей работы ученика, его способностей, увлеченностей, темпа продвижения.

Учет успеваемости по другим видам работы (чтение нот с листа, подбор по слуху, игра пьес для домашнего музицирования) должен осуществляться в конце каждого полугодия на контрольных уроках.

Все выступления учащихся обсуждаются комиссией. Важно всесторонне анализировать развитие учащихся, затрагивая такие вопросы, как подбор репертуара, недостатки исполнения, пути их преодоления с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Цель обсуждения - оказание методической помощи преподавателю, который должен прислушаться к критике, используя советы коллег в своей дальнейшей работе.

                                Результативность обучения

Результатом обучения детей по этой программе является определенный объем знаний, умений и навыков.

На основе большого количества лёгких, понятных, интересных ребёнку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, расширяется музыкальный кругозор, закрепляются полученные пианистические приёмы игры, приобретается навык чтения с листа, закрепляется умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода.

Опыт нашей школы показывает, что выпускник умеет грамотно разучить, выразительно исполнить произведения различных жанров, петь и играть в ансамбле, владеет навыками аккомпанирования.

Программа «Инструментальное музицирование» дает возможность преподавателям более свободно подходить к выбору репертуара. Пьесы Н.Мордасова, В. Ходоша, И. Парфенова и др. современных композиторов доступны для понимания детьми любых способностей. Ученики играют в ансамбле друг с другом и с преподавателем. На концертах, академических прослушиваниях звучат классические пьесы, музыка из мультфильмов, детские песни, джазовые ансамбли. Репертуар включает произведения разных стилей и направлений.

В течение года проводится много различных мероприятий, на которых ученики с разными музыкальными способностями имеют возможность себя проявить. Это концерты в детских садах и школах, на сценах Дома культуры и Дома детского творчества.

В музыкальной школе работает детский лекторий. Силами преподавателей и учеников готовятся беседы о музыке и композиторах.

Проводятся фестивали джазовой музыки «Веселые ребята», конкурсы ансамблей «Давай дружить», тематические вечера: «Поэтический мир музыки П.И.Чайковского», «Я помню вальса звук прелестный» и др.

Значение такого рода мероприятий заключается в том, что учащиеся начинают понимать, для чего они учатся музыке, как интересно, необходимо и приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, какое удовольствие они сами получают от общения с людьми благодаря музыке.

Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества становится хорошим стимулом для музыкальных занятий.

Результаты работы по программе «Инструментальное музицирование» были показаны в рамках областных курсов повышения квалификации директоров (2009 г.) и курсов повышения заместителей по учебно – воспитательной работе (2010 г.). Опыт работы по данной программе заинтересовал многие школы области.

                                 Содержание программы

Образовательная программа «Инструментальное музицирование» наряду с индивидуальными занятиями по инструменту включает в себя комплекс различных видов музыкальной деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию, делает процесс обучения более разнообразным, увлекательным и современным.

Музыкальное воспитание детей должно быть комплексным и основываться на развитии музыкального слуха и мышления, выявлении и развитии творческих способностей учащихся.

Ансамбль, аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа – это одни из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Они позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором или партнером по ансамблю.

Данная программа «Инструментальное музицирование» предполагает преобладающую роль ансамбля и аккомпанемента наряду с исполнением выученных с преподавателем сольных произведений.

                   

                              Годовые требования по классам

В течение каждого учебного года преподаватель работает с учеником по освоению комплекса различных видов деятельности, который включает программа «Инструментальное музицирование». Для успешного развития

учащегося очень важно соблюдение принципа постепенного усложнения материала от класса к классу.

Необходимо помнить, что требования к ученику должны быть доступными для него. Поэтому конкретные рекомендации по классам должны корректироваться преподавателем соответственно возможностям и интересам ученика.

6 класс

Фортепиано

В течение учебного года ученик под руководством преподавателя должен проработать 6 - 8 произведений  классического и современного репертуара:

1 полифоническое произведение;

2 – 3 этюда или виртуозные пьесы;

2 – 3 разнохарактерные пьесы;

1 произведение крупной формы.

2 – 4 произведения джазового и эстрадного репертуара.

Самостоятельно изучить 3–5 произведений из репертуара «Домашнего музицирования».

Играть гаммы в тональностях изучаемых произведений в прямом и противоположном движении в четыре октавы, хроматические гаммы, короткие и длинные арпеджио. Работать над упражнениями, помогающими решать технические проблемы, возникающие при разучивании произведений.

2 разнохарактерных произведения (из проработанных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для академических и концертных выступлений.

Разбирая произведения, следует делать его полный анализ, обобщать и систематизировать ранее накопленные знания, объяснять новые элементы музыкального языка. Постоянно работать над формированием устойчивых навыков осмысленного владения голосоведением и дифференцированной интонационно-ритмической и динамической окраской в полифонических произведениях. Закреплять познания ученика, направленные на структурную и динамическую сторону музыкальной формы сонатного allegro и вариационного цикла. Овладевать многообразными звуковыми красками с тонким педальным звучанием в пьесах кантиленного характера. Подготовка произведения к исполнению проводится на основе интерпретации, разработанной учеником.

                                           Чтение с листа

На уроках фортепиано, ансамбля и аккомпанемента в течение года (по возможности на каждом уроке) ученик должен играть самостоятельно выбранные пьесы из репертуара, соответствующего по трудности 2 – 4 классам. Уметь рассказать об образном строе исполняемого  музыкального произведения, его форме, обосновать свою интерпретацию.

Развивая у ученика навыки чтения нот с листа, следует обращать пристальное внимание на анализ текста: определение тональности, направление мелодии, ритмический рисунок, характер сопровождения, штрихов, нюансов.

Большое значение имеет  развитие у ученика умения смотреть вперед, схватывая глазами следующие 1 – 2 такта, умение играть, не глядя на клавиатуру. Этот навык тесно связан с правилами аппликатуры, заложенными в гаммах, арпеджио, аккордах и других видах техники. Исполняя музыкальное произведение с листа, ученик должен выдержать указанный темп; передать характер произведения.

                              Подбор по слуху

В течение года на уроках фортепиано ученик должен подобрать 3 – 4 хорошо знакомые и понравившиеся мелодии с несложной гармонизацией.

Подбирая вариант сопровождения, обращать внимание на его соответствие характеру и жанровой основе  мелодии.

                                   

                                                Ансамбль

 В течение года ученик вместе с преподавателем должен проработать 6 - 8 произведений классического и современного репертуара, 2 – 4 произведения джазового и эстрадного репертуара, прочитать с листа 8 – 10 нетрудных переложений популярной классической музыки, обработки русских народных и современных детских песен.

Два разнохарактерных произведения различной стилевой направленности (из выученных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для академических и концертных выступлений.

Работая над ансамблевыми произведениями, следует обращать особое внимание на синхронность исполнения, ясное слышание фактуры и умение передать или принять мелодическую линию, согласованность в вопросах фразировки и приемах звукоизвлечения; ритмическую точность, ощущение пульса; образный и эмоциональный строй, структуру произведения; точное распределение педали, учитывающее фактуру и строение мелодических линий обеих партий.

                                           

                                           Аккомпанемент

В течение года ученик под руководством преподавателя должен проработать 6–8 произведений классического и современного репертуара,

2– 4 произведения джазового и эстрадного направления, прочитать с листа 10–12 нетрудных произведений из классического и современного репертуара.

Два разнохарактерных произведения различной стилевой направленности (из выученных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен  подготовить для академических и концертных выступлений.

          Сопровождение – это вид фортепианной игры, отличный от сольного исполнения, требующий других навыков, другого хода занятий. Ученик должен научиться играть свою партию и при этом следить глазами за партией солиста. Работая с учеником над произведениями, которые исполняются вместе  с солистом скрипачом, необходимо уделять большое внимание изучению партии солиста, умению приспосабливаться к его исполнению; ощущению фразировки солиста, его дыхания и цезур, изучению возможностей инструмента солиста (скрипки); осознанию важнейшей роли ритмического и гармонического фундамента. Необходимо обращать особое внимание на фортепианное вступление, сольные фортепианные эпизоды и заключение, обычно выражающие основное настроение произведения.

       

                                               7 класс

В течение года ученик должен подготовить экзаменационную программу по ансамблю или аккомпанементу; сдать зачет по чтению с листа и самостоятельно выученному произведению для домашнего музицирования; выступить на классном или школьном концерте с сольным произведением.

                                    Фортепиано

В течение года ученик должен проработать вместе с преподавателем 5–7 произведений классического и современного репертуара:

1 полифоническое произведение;

1 произведение крупной формы;

1 – 2 этюда или виртуозные пьесы;

2 – 3 разнохарактерные пьесы.

2 – 3 произведения джазового и эстрадного направления.

Самостоятельно изучить 3–5 произведений из репертуара «Домашнего музицирования». Ученик должен уметь сделать анализ произведения, спланировать свою работу над поставленными задачами. Исполнить одно произведение на классном зачете. Уровень трудности должен быть не ниже, чем в произведениях, рекомендованных для 3 – 4 классов.

Играть гаммы в тональностях изучаемых произведений в прямом и противоположном движении в четыре октавы, хроматические гаммы, короткие и длинные арпеджио основных функций. Решать проблемы, возникающие при разучивании произведений, при помощи выполнения специальных упражнений для развития беглости пальцев и совершенствования приемов звукоизвлечения.

1 - 2 разнохарактерных произведения (из проработанных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен  подготовить для классных или школьных  концертных выступлений.

При разборе произведений педагог помогает ученику сделать его полный анализ; определить методы и приемы, позволяющие выполнить поставленные перед собой задачи. Работая над произведениями, необходимо  обсуждать их стилевые особенности и совершенствовать  навыки исполнительского мастерства. Подготовка произведения к исполнению проводится на основе интерпретации, разработанной учеником, учитывающей полученные на уроках знания о стилевых особенностях композитора.    

                                             Чтение с листа

На уроках фортепиано, ансамбля и аккомпанемента  в течение года (по возможности на каждом уроке) ученик должен играть самостоятельно выбранные пьесы из репертуара, соответствующего по трудности 3 – 5 классам. Уметь рассказать об образном строе исполняемого музыкального произведения, его форме, обосновать свою интерпретацию.

Развивая навыки чтения нотного текста в 7 классе, необходимо постоянно работать над теми же задачами, которые ставились перед учеником в 6 классе. Полезно воспитывать у учеников отчетливое мысленное представление о том, что должно быть исполнено. Исполняя музыкальное произведение с листа, ученик должен почувствовать фразу, ее динамическое развитие, кульминацию; выдержать указанный темп; передать характер произведения.

1 – 2 произведения, соответствующие трудности 3 – 4 класса, ученик должен прочитать с листа на классном техническом зачете в конце каждого полугодия.

                                   Подбор по слуху

В течение года на уроках фортепиано ученик должен подобрать с помощью учителя 3 – 4 хорошо запомнившиеся и понравившиеся мелодии  с несложным и разнообразным сопровождением. Использовать приобретенные навыки и умения  в различных мероприятиях общеобразовательной школы (участие в художественной самодеятельности).

                                                  Ансамбль

В течение года ученик вместе с преподавателем должен проработать 5–6 произведений классического и современного репертуара, 3–4 произведения   джазового и эстрадного репертуара, прочитать с листа 8–10 нетрудных переложений популярной классической музыки, обработки русских народных и современных детских песен.

3 разнохарактерных произведения различной стилевой направленности (из выученных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен  подготовить для выпускного экзамена.

Следует продолжать работу по совершенствованию синхронности исполнения, ясному слышанию фактуры и умению передать или принять мелодическую линию, согласованности в вопросах фразировки и приемах звукоизвлечения; ритмической точности, ощущению пульса; образному и эмоциональному строю, структуре произведения; точному распределению педали, учитывающему фактуру и строение мелодических линий обеих партий. Особое внимание нужно уделить подготовке экзаменационной программы и ее концертному исполнению.

                                 Аккомпанемент

В течение года ученик вместе с преподавателем должен проработать

 5–6 произведений классического и современного репертуара, 3–4 произведения  джазового и эстрадного направления, прочитать с листа 8–10 нетрудных переложений популярной классической музыки, обработки русских народных и современных детских песен.

3 разнохарактерных произведения различной стилевой направленности (из выученных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для выпускного экзамена.

Учебные задачи 7 класса в целом идентичны задачам программы 6 класса. Работа с учеником должна идти по тем же направлениям, только более углубленно и подробно.

Особое внимание нужно уделить подготовке экзаменационной программы и ее концертному исполнению.

         Методическое обеспечение дополнительной                                     образовательной программы

От педагога требуется большое педагогическое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей, постоянное стремление вызвать у них любовь к музыке и интерес к занятиям.

При работе педагог опирается на образовательную программу, следует поставленным задачам, изучает методическую литературу научно - методических центров, анализирует методы и формы работы других педагогов, посещает мастер – классы, семинары, курсы повышения квалификации.

На каждого ученика преподаватель имеет план развития и обучения (индивидуальный план), в котором пишется репертуарный список, анализ академических прослушиваний, характеристика на ученика, ведется учет успеваемости. В индивидуальном плане учтены индивидуальные способности, уровень общего развития и связанные с этим педагогические задачи.

Для формирования устойчивого интереса к обучению на отделении проводятся разнообразные мероприятия. Например: новогодние фестивали со сказочными героями, музыкальные сказки, тематические вечера.

Преподаватель сам разрабатывает сценарии и привлекает к осуществлению постановки детей. Публичные выступления являются для учащихся большим стимулом в овладении исполнительским мастерством.

Музыкальные произведения в сопровождении детских рисунков и с интересными комментариями делают концерты увлекательными.

На беседах о музыке используют показ слайдов, на которых изображены художественные образы исполняемых произведений. Такие концерты очень нравятся и артистам, и слушателям. У ребенка развивается эмоциональная сфера, наглядно - образное мышление, формируется умение сравнивать музыкальные произведения с произведениями живописи. Выявляется интерес детей к искусству в целом.

          Для организации контроля и определения результативности обучения в школе используют анкеты, вопросники. Мы провели анкетирование среди учеников и родителей.

          Родители высказали положительные отзывы о содержании программы: дети стали чаще играть на пианино дома, на сцене держаться увереннее, больше участвовать во внеклассных мероприятиях общеобразовательной школы.

         Диагностика результатов обучения среди учащихся показала, что им стало легче учиться, нравится заниматься музицированием, выступать на концертах.

По самым интересным мероприятиям оформляются творческие отчеты: стенгазеты, фотоальбомы, публикации о творчестве детей в местной газете.

     

                       

                         

        Учебный план образовательных программ инструментального музицирования МАУ ДОД «Детской школы искусств»

г. Лихославля

срок обучения – 7 лет

п/п

Наименование предмета

Количество уроков в неделю

Экзамены проводятся в классах

I

II

III

IV

V

VI

VII*

1.

Музыкальный инструмент

1,5

1,5

2

2

2

1

1

V

2.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

-

-

V

3.

Практикум по сольфеджио

_

_

_

_

_

1

1

VII

4.

Музицирование**

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

5.

Аккомпанемент и игра в ансамбле

-

-

-

-

-

1

1

VII

6.

Слушание музыки

1

1

1

-

-

-

-

7.

Музыкальная литература

-

-

-

1

1

1

1

8.

Современная музыка

-

-

-

-

-

0,5

0,5

9.

Коллективное музицирование

(хор, ансамбль)

1

1

1

1

1

1

1

10.

Предмет по выбору***

1

1

1

1

2

2

2

Всего:

6,5

6,5

7

7

8

8

8

*Выпускники VII класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

**Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.

***Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, народное творчество, другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка и др.

                   

Рекомендуемая литература

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., «Музыка», 1971.

2. Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатуру. М.: Советский композитор. 1990.

3. Баренбойм. Л. Путь к музицированию. Л.,1979.

4. Бергер Н. «Современная концепция и методика обучения музыке». С- Петербург. «Каро», 2004.

5. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы. М., 1971.

6. Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1960.

7.Гитлиц В. «О чтении с листа. Памятка педагогу». М.: Музыка, 1967.

8. Достал Я. «О начальном обучении менее способных детей». М., 2007.

9. Куус И. «Коллективное музицирование в ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащегося». Ред. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка, 1981.

10. Макаревская Ф. «Творческое музицирование как метод музыкального воспитания». Ред. В. Натансона, В. Руденко. М., Музыка, 1981.

11. Мейлих Е. У истоков музицирования. «Музыка детям» Вопросы музыкально – эстетического воспитания. Вып. 3. Л.: Музыка, 1976.

12. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. 5- изд. М. 1987.

13. Перельман. Н.«В классе рояля», Классика- XXI, Москва, 2007 г.

14. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Методические рекомендации. М., 2003.

15. Система детского музыкального воспитания К. Орфа под ред. Л.Л.Баренбойма.- Ленинград, 1970.

16. Смолина Е. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития ,2006.

17.Тимакин.Е. «Воспитание пианиста», Изд. 2-е, Москва, «Советский композитор»,1989.

18. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., «Аст», 2001.

19. Хохрякова Г. «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?» М.: Музыка, 1998.

20. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Музыка, 2001.

21. Щапов А. Фортепианная педагогика. М.: Музыка, 1960 г.

 Примерные программы для академических концертов.    

                                            6 класс

1. Л. Бетховен.  Элегия  (ф-но)

    А. Петров. Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» (акк.)

2. И. Якушенко. Деревенские музыканты (ф-но)

    В. Моцарт. Колыбельная (акк.)

3. П. Сенневиль. Баллада для Аделины (ф-но)

    М. Глинка. Полька (анс.)

4. С. Майкапар. Романс (ф-но)

    Д. Эллингтон. Без свинга нет музыки (анс.)

5. П. Чайковский. Подснежник (ф-но)

    В. Ходош. Хоровод ( анс.)

       Примерные программы для выпускных экзаменов

                                   Предмет «Ансамбль»

1. Бородин А. Ноктюрн из струнного квартета №2

    Гаврилин В. Марш трех мушкетеров

    Джоплин С. Артист эстрады

2. Глинка М. Полька

    Шуман Р. Сельская песня

    Мордасов Н. Прогулка

3. Балакирев М. Песенка без слов

    Шмитц М. Рэгтайм

    Слонимский С.  Марш Кота в сапогах

4. Чайковский П. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»

    Косма Ж. Опавшие листья

    Прокофьев С. Шутка

                  Предмет «Аккомпанемент»

1. Дакен Л. Кукушка

    Кемпферт Б. Путники в ночи

    Бакланова В. Хоровод

2. Бах И. Ария

   Чайковский П. Игра в лошадки

    Металлиди Ж. Марш Буратино

3. Перголези Дж. Сицилиана

    Рубинштейн А. Танец из оперы «Демон»

    Кржановская Г. Вариации на тему польской песни«Получил Яцек букварь»

4. Верачини Ф. Ларго

    Чайковский П. Ната – вальс

    Мурадели В. Вокализ

       

            Примерный репертуарный список

                                         6 класc

                            Предмет «Фортепиано»

                                     

                                  Классический репертуар

                        Полифонические произведения

Бах И.  Аллеманда соль-минор

             Ария соль-минор

             Гавот в форме рондо

             Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. №1: №6 ре-минор, №9 фа-мажор

                                                                 Тетр. №2: №3 Маленькая двухголосная

                                                                                         фуга до-минор                                

             Двухголосные инвенции: №1 до-мажор, №4 ре-минор

Гендель Г.  Аллеманда из Сюиты соль-мажор

                      Куранта из Сюиты  ре-минор

Мясковский Н.  Фуга «В старинном стиле»

Перселл Г.  Ария ре-минор

Лядов А.  Сарабанда

Майкапар С.  Прелюдия и фугетта ми-минор

Мартенс И.  Пьеса

Циполи Д.  Прелюдия и фугетта ре-минор,   Прелюдия и фугетта соль-минор

                                                    Этюды

Беренс Г. «32 избранных этюда» из соч. 61, 88:№№ 1 – 10, 25 – 27, 31, 32

Бертини А.  «28 избранных этюда» из соч. 29, 32: №№ 6, 9 – 14, 16, 17, 20

Бургмюллер Ф.  Соч. 100 «25 этюдов»: №№1, 3-4, 6-8, 12-17, 19-24

Геллер С.  «Избранные этюды» из соч. 45, 46, 47: №№2, 4 – 7, 9, 12 – 17, 20,24, 25, 27, 30, 33, 34

 Кабалевский Д.  Соч. 27: №3 ля минор, №26 Ля мажор

Лак Т.  «20 избранных этюдов» из соч. 75 и 95: №№ 1, 3, 4, 10, 12, 13, 15, 16

Лешгорн А.  Соч. 38: №№ 2, 5, 10. Соч. 66: №№ 2, 4, 5, 7, 9, 12, 28

Черни К.  Избранные этюды под редакцией Г. Гермера, т. II: №№ 3, 8, 9 – 11, 15 – 18, 21, 28

Шитте Л.  Соч. 68: №№5, 7, 11, 12, 14 – 16, 18 – 20

                   Соч. 95, т.1: №№2-8

                                        Крупная форма

Бетховен Л. Соната №2 Соль мажор, ч. 2, соч. 49

                       Соната До мажор, ч .1, 2

Бортнянский Д. Соната До мажор

Гесслер И. Рондо

Дварионас Б. Вариации Фа мажор

Клементи М.  Сонатина Соль мажор, ч. 1, соч. 38

Кулау Ф.  Сонатина До мажор, соч. 55, №3

Мартини Д.  Соната Ми мажор: Аллегретто

Моцарт В.  Сонатина №6  До мажор

Сандони Д.  Соната Ре мажор

Шуман Р.  Детская соната, ч.3, 4, соч. 118

Чимароза Д.  Соната Соль мажор

                                                    Пьесы

Бетховен Л.  Соч. № 33: Багатель №3 Фа мажор, Багатель №6 Ре мажор

Бриттен Б.  Вальс ре минор

Бортнянский Д.  Larghetto

Глинка М.  Мазурка До мажор

Глиэр Р.  Романс соч. 31, №7

                 Эскиз ля минор соч. 31,№12

                 Прелюдия Ре- бемоль мажор соч. 43, №1

Григ Э.  Лирические пьесы соч. 38: Вальс, Странник, Халлинг соль минор  

               Лирические пьесы соч. 12: Ариетта, Народный напев, Листок из                                                    

                                                                   Альбома, Танец эльфов

               Поэтическая картинка ми минор  соч. 3, № 1  

Гречанинов А.  Прелюдия си-бемоль минор  соч. 37

                            Прелюдия соч. 78, №1

                            Осенняя песенка соч. 3, №3

Гурилев Л.  Прелюдия Ре мажор

Дебюсси К.  Маленький негритенок

Дубянский Ф.  Три танца

Жилин А.  Кадриль

                    Два вальса

Козловский О.  Полонез «Пожалуйте, сударыня»

Мусоргский М.  Слеза

Майкапар С.  Романс

Лядов А.  Маленький вальс соч. 26

Прокофьев С.  «Детская музыка» соч. 65: Утро, Вечер, Дождь и радуга

Пахульский Г.  Фантастическая сказка соч. 12, №5

Свиридов Г.  Грустная песенка

Титов А.  Французская кадриль

Чайковский П.  «Детский альбом»: Баба-яга, Игра в лошадки

                            «Времена года»: Песня жаворонка, Подснежник

Хачатурян А.  «Детский альбом»: Музыкальная картина, Подражание    

                            народному, Две смешные тетеньки поссорились

Щедрин Р.  Семь пьес из балета «Конек – Горбунок»: Царь – Горох, Царь –

                                                                                                      девица

Шостакович Д.  Полька. Вальс – шутка

Шуман Р.  «Альбом для юношества»: Незнакомец, Воспоминание

                 Современный, джазовый и эстрадный репертуар

Броннер М.  Обезьянке снится сон

                         Свирель и эхо

                         Вальс печального ослика

                          В гостях у кукушки

Бойко И.  Джазовые акварели (по выбору)

Бойко Р.  Думка

                  Старинный танец

                  Самый ласковый ветер из цикла «Киприотские эскизы»

Гаврилин В.  Танец, Тройка из «Детской сюиты»

Гессэ Т.  Бабушкина песня

Гуркин В.  Не отставай

                    Усталый ковбой

Журавицкий В.  Добрый приятель свинг

                             Пританцовывая

                             Элегия

Калиниченко В.  Прохладным вечером

                              Сексты и септимы (рэгтайм)

Климашевский В.  Акварель

                                 Музыкальная шкатулка

Косенко В.  Балетная сценка

Лепин А.  Буратино

                  Мальвина

                  Полька

Марченко Л.  Забавный щенок.

Марченко Л.   Охота на моль.

                         Слон в посудной лавке.

Миллер Г.  Тема из к/ф «Серенада Солнечной долины»

Мордасов Н.  «Джазовые миниатюры»: Прошлым летом,  Старый мотив,    

                          Прогулка,  Утро, Это было вчера    

Парцхаладзе М. Грустный напев

                             Вальс ля-минор

Парфенов И.  Ария

                         В весеннем лесу

                         Воспоминание

                         Деревенский уголок

                         Знакомый дом под сенью тополей

                         Лесное каприччио

                         Осеннее раздумье

                         Снежный вальс

                         Уголок в саду

                         Черемуха над водой

Рафф И.  Скерцо

Родионова Т. Былина

Рота Н.  Мелодия из к/ф «Крестный отец»

Слонимский С.   Дюймовочка

Туссен О.   Голубой час

Ходош В.   Дразнилка

                   Токкатина

                   Цикл «У Лукоморья»: Царевна Лебедь, Шамаханская царица

Эйгес К.  В лесу

Якушенко И.  «Джазовый альбом»: Первое знакомство

                                                              Деревенские музыканты

                                                              Старый паровозик

                                                              У истока большой реки

                                 Предмет «Ансамбль»

                                     Классический репертуар

Аренский А.    Кукушка

Балакирев М.   Песенка без слов

Бах И.   Шутка

Бизе Ж.   Детские игры

Вебер К.   Марш

Гайдн Й.   Венгерское рондо

Глазунов А.   Фантастический вальс из балета «Раймонда»

Глинка М.   Полька.  Краковяк.  Марш Черномора.

                     Четыре фрагмента из      оперы «Руслан и Людмила»

Григ Э.   Канон

Глиэр Р.   Арабеска

Кюи Ц.   Кукольный бал

Лядов А.   Балетная сцена

Моцарт В.  Анданте. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»

Мусоргский М.  «Расходилась, разгулялась» - хор из оперы «Борис Годунов»

Прокофьев С.   «Птичка» из симфонической сказки «Петя и волк»

                           Шествие из симфонической сказки Петя и волк»

                           Павана из балета «Золушка»

Равель М.   Волшебный сад из сюиты «Моя мать – Гусыня»

Серов А.   Варяжская баллада

Хачатурян А.  Танец девушек из балета «Гаяне»

Чайковский П.   Вальс из балета «Спящая красавица».

                            Элегия.  

                            Отрывки из балета «Лебединое озеро»

Шостакович Д.   Полька из Второй балетной сюиты

Штраус И.  Персидский марш

Шуберт Ф.   Музыкальный момент.

                      Экосез фа мажор.  

                      Вальс

Шуман Р.   Восточные танцы.

                    Хоровод

Щедрин Р.   Танцы из балета «Конек – горбунок» (по выбору)

                  Современный, джазовый и эстрадный  репертуар

Балаев Г.   Горный ручей.  

                   Марш – шествие

Бойко Р.   Вальс для Джонни.

                  Синематограф

Гаврилин В.  «Новая французская песенка»

Градески Э.   Счастливые буги.

                       Рэг

Дога Е.   Вальс

Джоплин С.   Джазовая композиция.

                       Рэгтайм.  

                       Артист эстрады

Ильин И.  В духе марша

                  Танец

Кабалевский  Д.  Гавот из сюиты «Комедианты»

Керн Дж.   Дым

Клюзнер Б.  Раздумье

Легран М.   Мелодия из к/ф « Шербургские зонтики»

Мордасов Н.   Блюз для Тани.  

                         Звездный экспресс.

                         Летняя заря.                                                                                                                                                                                                                                                

                         Пробуждение.

                         Тихий вечер.

                         Регтайм

Пахмутова А.  Маленькие вариации

Петров А.  Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

Сорокин К.  Полька

Хачатурян К.   «Помидор» из балета «Чиполлино»

                          « Галоп» из балета «Чиполлино»

Шапиро Т.   Если бы ты была со мной

Шмитц М.   Рэгтаймы (по выбору)

                     Джазовый этюд.

                     Медленный фокстрот.

                     Лабиринт

Элингтон  Д.  Без свинга нет музыки

Якушенко И.  Синематограф (пер. Е. Медведовского)

                         Предмет « Аккомпанемент»

                                 Классический репертуар

Аренский А.  Кукушка

Бах И.  Менуэт

Безар Ж.  Балет

Берио Ш.  Ария

Бетховен Л.  Турецкий марш из музыки к пьесе « Афинские развалины».  

                      Два народных танца

Брамс  И.   Петрушка

Ван Дер Вельд   Вариации на тему фр.н.п. (финал)

Гайдн Й.   Менуэт Быка

Гендель Г.  Вариации

Дакен Л.   Ригодон

Глинка М.  «Ты, соловушка, умолкни» (обр. укр.н.п.)

                    Мелодический вальс

                    Чувство

Григ Э.  Норвежский танец

Данкля Ш.  Пьеса

Дварионас Б.  Вальс

Калинников В.   Звездочки

Молли Ж.  Песенка

Монюшко С.  Багатель

Мострас К. (обр.)   Неаполитанская тарантелла

Моцарт В.   Аллегро  

                     Вальс

                     Отрывок из оперы «Волшебная флейта»

 Мясковский В.   Мазурка

Прокофьев С.  Вечер

Рамо Ж.   Ригодон

Римский – Корсаков Н.   «Я на камушке сижу» (обр. р.н.п.)

Хачатурян А.   Андантино

Чайковский П.  Вальс

                           Итальянская песенка

                           Неаполитанская песенка

                           Сладкая греза

                           Старинная французская песенка

                           Шарманщик поет

Шопен Ф.  Песня

Шостакович Д.  Грустная песенка

                            Вальс – шутка

                            Лирический вальс

                            Шарманка

Шуберт Ф.  Медленный вальс

                     Музыкальный момент  соч. 94, №3

                     Вальс  соч. 9, №1

Шуберт Ф.  Вальс  соч. 50, №12

                Современный, джазовый и эстрадный репертуар

Аулин Т.  Шведский народный танец

Баневич С.  Песня Незнайки

Гедике А.  Танец

                   Медленный вальс

Градески Э.  Рэгтайм «Мороженое»

Гуревич Л. (обр.)  Словацкая полька

Джилкинсон Д.  Город детства

Жарр Ж.  Вальс из к/ф «Доктор Живаго»

Кабалевский  Д.  Клоуны

                              Печальная история

Караев К.  Задумчивость

Косенко В.  Мазурка

                     Скерцино

Кочанте Р.  «Красавица» из мюзикла Собор Парижской богоматери»

Леви Н.  Тарантелла

Металлиди Ж.  Вальс

                           Мальвина

Паулс Р.  (обр. Моделя В.)  «Добрый гном»

Паулс Р.  «Дорога» из к/ф «Долгая дорога в дюнах»

Раков Н.  Прогулка

                 Рассказ

                 Тарантелла

Рота Н.  «Тема любви» из к/ф «Крестный отец»

Саймон Н., Кеннеди Дж.  «Стамбул»

Хотунцов Н.  «Каникулы»

Шаинский В.  Про кузнечика

Шапорин Ю.  Колыбельная

Шварц И. « Мелодии белой ночи» из одноименного к/ф

                                   7 класс

                           Предмет «Фортепиано»

                            Классический репертуар

                          Полифонические произведения

Бах И.  Маленькие прелюдии и фуги: Тетр. 1, №4

                                                                       Тетр. 2: №№5,6

             Двухголосные инвенции: №№2, 3, 9, 10,11, 14

             Фуга ми минор

              Хоральная прелюдия Соль мажор

Букстехуде Д.  Хоральная прелюдия ре минор

Гендель Г.  Сюита соль минор: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига

Дварионас Б.  Три микропрелюдии

Кирнбергер И.  прелюдия и фуга До мажор

Римский – Корсаков Н.  Прелюдия Соль мажор

Телеман Г.  Фантазия си минор

Шуман Р.  Пьеса в форме фуги ля минор

Циполи Д.  Прелюдия и фугетта До мажор

                      Прелюдия и фугетта Фа мажор

                                            Этюды

Беренс Г.  «32 избранных этюда»  соч. 61, 88: №№ 10, 11, 12. 16, 26, 27

Бертини А.  «28 избранных этюда»  соч. 29, 32: №№ 15, 18, 19, 22, 26

Бургмюллер Ф.  «25 этюдов» соч. 100: №25

Геллер С.  «Избранные этюды»  соч. 45, 46, 47: №310. 14, 21, 26, 36, 37

Герц Г.  Соч. 179: №№3 – 5

Лак Т.  «Избранные этюды»  соч. 75, 95: №№ 9, 17, 19, 20

Лешгорн А.  Соч. 66: №№ 14, 15, 17-21, 23, 24, 30

Черни К.  «Избранные этюды» под ред. Гермера Г. т. 2: №№12 – 14, 19, 20, 24      

                     - 27, 29 – 32

                   Соч. 636: №№1, 2, 10 – 15

                  «Школа беглости»  соч. 299: №№ 5 – 7, 10, 11

Шитте Л.  Соч. 68: №№ 10, 17, 21, 23

                    Соч. 95, т. 1: №№ 9 - 12

                    Соч. 75, № 5

Шмит Г.  Соч. 3: №№ 10, 16 – 19

                                Произведения крупной формы

Бетховен Л.  Легкая соната №2 фа минор,ч.I

                        Сонатина Ми-бемоль мажор, ч. I,соч.  49

                        Соната № 19 соль минор, ч. I, соч. 49

                        Соната № 20 Соль мажор, ч.I

Ванхаль Я.  Соната ля мажор

Гайдн Й.  Песня с вариациями

                  Соната № 2 ми минор, ч. 2, 3

                  Соната №5 До мажор

                  Соната №12 Соль мажор

                  Соната № 21 Фа мажор

Гречанинов А.  Сонатина Фа мажор соч. 110, № 2, ч. 2

Клементи М.  Соната Ре мажор, соч. 26

                           Сонатина Ми-бемоль мажор, соч. 37

Моцарт В.  Соната №2 К. 280 Фа мажор, ч. 2, 3

                    Соната №4 К. 283 Ми-бемоль мажор, ч. 1, 2, 3

Скарлатти Д.  Соната до минор

                         Соната Соль мажор

Чимароза Д.  Соната Си-бемоль мажор

                        Соната до минор

                                                   Пьесы

Аренский А.  Романс Фа мажор соч. 53, № 3

                        Экспромт Си мажор соч. 25, № 1

Бетховен Л.  Багатель Ми-бемоль мажор соч. 33

Бородин А.  В монастыре

                       Ноктюрн

Глинка М.  Андалузский танец

                    Тарантелла

                     Мелодический вальс Ми-бемоль мажор

Глиэр Р.  Мелодия соч. 34, №13

                 Вальс соч. 34, № 6

                 Народная песня соч. 31, № 5

Григ Э.  Танец из Йольстера соч. 17, №5

               Песня невесты соч. 17, №6

               Лирические пьесы соч. 38: Элегия, Мелодия

               Лирические пьесы соч. 43: Птичка

Гречанинов А. Прелюдия си-бемоль минор

Гурилев Л.  Прелюдия до минор

Дварионас Б. Лес в снегу

Дюбуа Т.  Скерцетто

Жилин А.  Марш

Лядов А.  Прелюдия ре минор соч. 40

                   Багатель См мажор соч. 53, №1

Мендельсон Ф.  «Шесть детских пьес для фортепиано» соч. 72: №5 соль    

                                                                                                                минор

                             «Песни без слов»: №4 Ля мажор, №6 соль минор

Мясковский М.  В дреме соч. 74, №3

Пахульский Г.  Фантастическая сказка Ми мажор соч. 12, №5

Прокофьев С.  «Детская музыка»: Тарантелла, Игра в пятнашки, Вальс

Ребиков В.  Вечерние огни

Ребиков В. Осенние листья

Сибелиус Я. Колыбельная

Чайковский П. Грустная песня

                            Песня без слов

                            Колыбельная песня в бурю

                           «Времена года»: Осенняя песня, Вальс

Шуберт Ф.  Аллегретто до минор

Шуман Р.  « Листки из альбома»: Фантастический танец  ми минор

                                                           Эльф  

                Современный, джазовый и эстрадный репертуар

Арутюнян А.  Армянский танец

Бабаджанян А.  Экспромт

Балаев Г.  Родной напев

                  Элегия

Балтин А.  Блюз

Беркович И.  Прелюдия

Билаш А.  Скерцо

Бойко Р.  «Киприотские Эскизы»: Апельсиновая роща в декабре, Руины

                  Маленькая серенада

                  Стрелецкий набат

Броннер М.  Воробей на дорожке

                      Тихая музыка

Влах К.  Старый паровоз

Гаврилин В.  Лиса и Бобер

                        Танец

Гаде Н.  Добрый вечер

Гершвин Дж.  Колыбельная

Гранадос Э.  Эпилог

                        Поэтические вальсы (по выбору)

Гуркин В.  Минутная прогулка

                    На шумной улице

Довженко В.  Ручеек

Жилинскис А.  Осенью

Журавицкий В.  Дикси

                             Медленно кружась

                             Милая шутка

Калиниченко В.  Заблудившийся пудель

                              Рэгтаймы:  «Сексты и септимы», «Секунды и терции»

Керн Дж.  Дым

Климашевский В.  Бронзовая статуэтка

                                 Набросок

                                 Рисунок

Клова В.  Прелюдия

Лейтон Дж.  После прощания

Мак – Хью Д.  На солнечной стороне улицы

Марченко Л.  Давай чуть-чуть помечтаем

                        Луч солнца сквозь золото листвы

 Мордасов Н.  «Джазовые миниатюры»: Буду танцевать, Давным – давно,

                            Движение, Дорога домой, Легкой походкой, Мечта, Танец,

                            Увереннее, У реки, Утро

Парфенов И.  Аллеманда для павлина

                        Вальс лесного мотылька

                        Гавот Буратино

                        Зимний вальс

                        Куда плывут облака

                        Летний вечер в деревне

                        Мазурка Красной Шапочки

                        Незабудка

                        Славянский танец

Перкинс Ф.  Звезды падают на Алабаму

Пуленк Ф.  Вальс

Свиридов Г.  Грустная песенка

                       Музыкальная песенка

Сидельников Н.  «Савушкина флейта»: №20 Облака в море

                               В лодке

Слонимский С.  Марш Бармалея

                            Мультфильм с приключениями

Спендиаров А.  Колыбельная

Уоллер Ф.  Я хорошо себя веду

Уоррен Г.  Чатануга Чу - Чу

Хренников Т.  Портрет соч. 5

Ходош В.  Красная Шапочка

                   Три напева

Щедрин Р.  Семь пьес из балета «Конек – Горбунок»: Старшие братья и Иван

                                                                                             Девичий хоровод

Щуровский Ю.  Элегия

Якушенко И.  «Джазовый альбом»:  Горечь расставания, Ночное небо, Очень                  

                          галантный кавалер,  Печальный гитарист, Синематограф

                                     Предмет «Ансамбль»

                                    Классический репертуар

Аренский А.  Полонез №8 соч. №65 (для 2-х фортепиано)

Балакирев М.  Песенка без слов

Бетховен Л.  Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Бизе Ж.  Экспромт «Волчок»

Брамс И.  Венгерские танцы (по выбору)

Бородин А.  Ноктюрн из струнного квартета №2

Глинка М.  Камаринская

                    Полька

Глинка М. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Глиэр Р.  Ветер соч. 61

                 Гимн великому городу

Григ Э.  Норвежские танцы (по выбору)

Даргомыжский А.  Казачок

Дворжак А.  Славянские танцы (по выбору)

Дебюсси К.  Вальс

Лядов А.  Прелюдия ре- бемоль мажор

Моцарт В.  Романс из «Маленькой ночной серенады»

                    Сонатина №1  фа-мажор

Мошковский М.  Испанские танцы (№1, №2, №4)

Прокофьев С.  Вальс из оперы «Война и мир»

                          Пантомима из музыки к спектаклю «Гамлет»

                          Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта» (по выбору)

                          Танец масок из оперы «Дуэнья»

                          Шутка

Рахманинов С.  Романс

                            Русская песня

Римский – Корсаков Н.  Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»

Свиридов Г.  Вальс из музыки к повести А. Пушкина «Метель»

Сметана Б.  Полька

Хачатурян А.  Танец молодых фракийцев с мечами из балета «Спартак»

                          Вальс из музыки к драме Ю. Лермонтова «Маскарад»

                          Танец с саблями из балета «Гаянэ» (для 2-х ф-но в 8 рук) Шуберт Ф.  Марш

                     Полонез си-бемоль мажор соч. 61

                     Серенада

Шуман Р.  Сельская песня

                   Экспромт №4

Щедрин Р.  Танцы из балета «Конек – горбунок»

Чайковский П.  Миниатюрный марш

                           Неаполитанский танец

                           Русский танец

                           Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»

              Современный, джазовый и эстрадный репертуар

Балаев Г.  Вальс до-минор (для 2-х  ф-но)

Баневич С.  Фантазия из музыки к т\ф «Никколо Паганини»

Гаврилин В.  Перезвоны

                        Прогулка

                        Марш

                        Марш трех мушкетеров

Джоплин С.  Артист эстрады

                       Джазовая композиция

                       Оригинальные рэгтаймы (по выбору)

Джоплин С.  Cleopha. Peacherine rag

Жарр М.  Вальс (пер. В. Дуловой)

Кабалевский  Д.  Песня сборщиц винограда

Кемпферт Б.  Путники в ночи (пер. В. Дуловой)

Косма Ж.  Опавшие листья (пер. Н. Дмитриевской)

Легран Ж.  Windmills of your mild

Лей Ф.  История любви (пер. Дмитриевской)

Медведовский Е.  Вместо диксиленда

                                Когда не хватает техники

                                Приглашение к танцу

                                Рядом с джазом

Металлиди Ж.  Как по морю

                           Колечко

                           Лунная дорожка

                           Ушла от меня перепелочка

Мордасов Н.    Блюз

                          Вальс

                          Воспоминание

                          Встреча

                          Лестница в небо

                          Лунная дорожка

                          Приглашение к танцу

                          Прогулка

                          Раздумье

                          Танец мотылька

Петров А., Петрова О.  Вальс из к/ф «Петербургские тайны»

Петров А.  Вальс из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»

Слонимский С.  Марш Кота в сапогах

Шмитц  М.  Рэгтаймы (по выбору)

                              Предмет «Аккомпанемент»

                                  Классический репертуар

Бах И.  Аллегро

Бах И.  Ария

             Весной

             Марш

Бетховен Л.  Багатель

                       Рондо

                       Сонатина до- минор

Бонончини Дж.  Рондо

Брамс И.  Колыбельная

Верачини Ф.  Ларго

Гендель Г.  Гавот с вариациями

Глинка М.  Кавалерийская рысь

                    Хор волшебных дев из оперы «Руслан и Людмила»

Глиэр Р.  Ария. Менуэт

Глюк Х.  Буррэ

Данкля Ш.  Вариации на тему Вейгля

                     Вариации на тему Беллини

Дакен Л.  Кукушка

Корелли А.  Аллегро

Марчелло Б.  Адажио

Моцарт В.  Гавот - рондо

                    Сонатина соль-мажор

                    Паспье

Мазас Ж.  Мелодия

Мари А.  Ария в старинном стиле

Мясковский Н.  Мазурка

Обер Ж.  Жига

Перголези Дж.  Сицилиана

Прокофьев С.  Марш

Ридинг О.  Концерт си-минор,  I ч.

                   Концерт соль-мажор, I ч.

Рубинштейн А.  Танец из оперы «Демон»

Свиридов Г.  Вальс из музыки к повести А. Пушкина «Метель»

Телеман Г.  Буррэ

                     Концерт

Чайковский П.  Игра в лошадки

                           Мелодия

                           Ната - вальс

                           Осенняя песня

                           Песня без слов

 Чайковский П.  Сентиментальный вальс

Шостакович Д.  Гавот

                            Элегия

                            Романс

Шуберт Ф.  Ave Maria

Шуберт Ф.  Серенада

                     Музыкальный момент  соч. 94, №3

 Шуман Р.  Пьеса без названия

                    Отзвуки театра

                    Кукольная колыбельная

                Современный, джазовый и эстрадный репертуар

Адамо С.  Падает снег

Бакланова Н.  Хоровод

                         Вариации

Бозза Э.  Менуэт пажей

Бом К.  Непрерывное движение

Броннер М. (обр.)  «О глупом мышонке»

                                 «Ау»

Вальдтейдем Э.  Полька

Галлуа Р.  Монбрен

                  Полька соловья

Герман Дж.  «Хелло, Долли» из одноименного к/ф

Дезмонд П.  Пять четвертей

Дезорме Л.  Возвращение с парада

                     Марш – полька

Дженкенсон С.  Танец

Кемпферт Б.  Путники в ночи

Комаровский А.  Вариации

                              Концерт №3, II ч.

                              Русская песня

Косма Ж.  Осенние листья

                  Вальс горящих свечей из к/ф «Мост Ватерлоо»

Кржановская Г.  Вариации на тему польской песни «Получил Яцек букварь»

Лев И.  Вальс

Манчини Г.  Лунная река

Монио М.  Гимн любви

 Металлиди Ж.  Веселое шествие

                            Марш Буратино

                            Полька кукол

                            Тарантелла

                            Кот Баюн

Металлиди Ж.  Мой конь

   Деревенские музыканты

Мурадели В.  Вокализ

Миллер Г., Уоррен Г.  Мелодия из к/ф «Серенада Солнечной долины»

Поплавский Г.  Полонез

Рам Р.  Только ты

Сидельников К.  Ночь приносит сны

Стоянов В.  Колыбельная

Соловьев В.  На невских берегах

Темкин Дж.  Зеленые листья июньских лесов

Тирсен Я.  Вальс Амели из к/ф «Амели»

Хотунцов Н.  Элегия

                           

                                   

                       

Анкета выпускника

Дорогой выпускник! Ты заканчиваешь обучение в Детской школе искусств.

Выбери и отметь один или несколько вариантов ответа.

I. Как ты оцениваешь свои результаты:

    а) научился хорошо петь;

    б) научился играть на инструменте;

    в) научился слушать и понимать музыку.

II.Какими навыками овладел, обучаясь по программе «Инструментальное     музицирование»:

    а) грамотного разбора музыкального произведения;  

    б) чтения с листа незнакомого произведения;

    в) подбора по слуху понравившейся мелодии;

    г) подбора аккомпанемента к песне;

    д) игры в ансамбле.

III. Назови наиболее понравившееся тебе школьное мероприятие (концерт, беседа, поездка, классное собрание и т.д.).

IV. Какие предметы ты посещал с большим интересом:

      а) инструмент;

      б) ансамбль;

      в) аккомпанемент;

      г) сольфеджио;

      д) хор;

      е) музыкальная литература;

      ж) импровизация.

V. Какую музыку ты предпочитал бы исполнять на концертах:

      а) классическую;

      б) современную;

      в) джазовую;

      г) эстрадную.

VI.Помогло ли тебе обучение по программе «Инструментальное музицирование» принимать более активное участие в мероприятиях общеобразовательной школы.

VII. Каковы твои планы на будущее:

       а) хочу продолжить свое музыкальное образование;

       б) буду заниматься домашним музицированием;

       в) посещать концерты классической музыки;

       г) посещать концерты джазовой и эстрадной музыки;

       д) никогда больше не прикоснусь к инструменту.  

                                 Анкета для родителей

1.Где и когда Вы получили информацию о нашей ДШИ?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Ваша цель обучения ребенка по программе «Инструментальное музицирование»?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3.Занимается ли ваш ребенок с интересом по данной программе?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4.Созданы ли для учащегося нормальные условия для домашних занятий (наличие инструмента, учебных пособий, распорядок дня)?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5.Как часто Вы проверяете дневник учащегося, общаетесь с преподавателями, контролируете выполнение домашних заданий?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Помогает ли обучение в ДШИ в воспитании у ребенка чувства ответственности и трудолюбия?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7.Способствуют ли занятия по программе «Инструментальное музицирование» развитию творческой активности учащихся в общеобразовательной школе?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Ваши пожелания по совершенствованию организации учебного процесса в ДШИ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ф. И. О.                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

Медиаматериалы для самостоятельной работы учащихся в классе фортепиано при подготовке к выступлениям на концертах и конкурсах Л.В Бетховен менуэт соль-мажор

Медиаматериалы для самостоятельной работы учащихся в классе фортепиано при подготовке к выступлениям на концертах и конкурсах Л.В Бетховен менуэт соль-мажор...

Открытый урок по индивидуальному сольфеджио "Обучение гармонии на начальном этапе с учащимся 3 класса фортепиано"

На уроке много внимания уделяется функциональной окраске аккордов, подбору аккомпанемента, транспозиции, импровизации...

«Изучение произведений композиторов Юга России в репертуаре учащихся по классу фортепиано ДМШ».«Роль концертмейстера в педагогическом процессе»

В методическом сообщении предлагается вашему вниманию обзор произведений композиторов Краснодарского края,которые можно использовать в работе с учащимися младших,средних и старших классов фортепиано.П...

Методическое сообщение "Техническое развитие учащихся в классе фортепиано"

В методическом сообщении коротко освящаются вопросы технического развития учеников в фортепианном классе. Это и вопрос контакта с клавиатурой, развития физической возможности пальцев,  вопросы ра...

Значение аппликатурных принципов в работе с учащимися в классе фортепиано

Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлять разнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэ...