Технологическая карта урока "Пиление древесины"
учебно-методический материал по технологии (5 класс)
Технологическая карта урока
Наименование предмета Технология Класс 5 № урока 14 Дата 20.10.2016
Тема урока : Пиление столярной ножовкой.
Цель урока: Научить учащихся основным приёмам безопасного пиления древесины.
Технология урока: Кейс-технология, традиционная технология.
Задачи
Образовательные:
Сформировать у учащихся понятие операции пиления и его видах. Сформировать навыки учебного труда: понимание задания, проду мывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда. Познакомить учащихся с основными видами инструмента ,приспособлений и их применением. Обучить учащихся наиболее рациональным видам труда: разъяснение того или иного вида работ; показ наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале ; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем ; частично самостоятельное выполнение учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением усвоенного навыка.
Развивающие:
Развивать мотивационные качества учащихся (необходимость изучения данной темы не только для урока , но и её жизненной необходимости);
развивать эмоциональные качества и чувства учащихся( использование ярких примеров, плакаты и демонстрации по различной распиловке древесины);
развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности , используя для этого проблемные ситуа ции (использование одной пилы для различных видов пиления и древесных материалов); освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, ко торые имеются у учащихся из других предметов(межпредметные связи).
Воспитательные:
обеспечить нравственное воспитание учащихся( уважение к одноклассникам);
содействовать трудовому воспитанию учащихся(необходимость и желание трудиться); влиять на профессиональное самоопределение(рассказывать о профессиях).
Место урока в разделе: Раздел «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов»
Тип урока : Комбинированный (ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; изложение нового материала;
первичное закрепление изученного материала; подведение итогов урока).
Опорные знания: строение древесины(волокна);устройство и правила эксплуатации столярного верстака; столярная
разметка.
Основные термины и понятия: Пиление(продольное и поперечное); пила; пропил; упор; направитель; развод зубьев.
Межпредметные связи: Естествознание(строение дерева), математика (меры длин(мм., см., м., линейка, треугольники),
история(строительство хижин).
Наглядность : Плакаты по теме, по правилам охраны труда(средствами ИКТ кабинет не оборудован).
Оборудование: Столярный верстак, пилы для продольного и поперечного пиления, разметочный инструмент,
упоры, направители, обрезки досок, фанеры, ДВП, простроганные заготовки, раздаточные материалы.
Формы работы на уроке: Групповая( часть поперечное пиление, часть продольное, потом меняются) практическая работа,
Фронтальная (теория).
№ | Этапы урока | Время | Содержание | Виды деятельности | Личностные результаты | Метапредметные (УУД) | Предметные результаты | |||
учителя | учащихся | Регулятив-ные | Познаватель-ные | Коммуни-кативные | ||||||
1 | Организа-ционный момент | 2 мин. | Организа- ция начала урока
| Приветствует учащихся; организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал; проверяет готовность учащихся к уроку.
| Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. | Самооргани зация
| Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
| Умение осознанно использовать речевые средства
|
|
2 | Повторение Пройден-ного | 5 мин. | Краткий повтор предыдущей темы ( строга-ние). Тестирование. Приложение №1 | Напоминает прошлую тему «строгание»,даёт просмотреть запись в тетради мотивирует проведение краткого опроса. Диктует вопросы и ответы к ним. Организует взаимопроверку. | Слушают, просматривают запись в тетради,слушают и отвечают на вопросы теста, меняются тетрадями и оценивают друг друга. | Самоорганизация, понимание ответственности и необходимости проведения работы. | Владение основами самоконтроля, самооценки
| Умение наблюдать, читать, слушать Умение выделять главное
| Умение работать индивидуально и в группе Сотрудничество с одноклассниками(оценивание работы) | Ориентация в столярных операциях,владение технологией выполнения строгания. |
3 | Актуализация субъективного опыта учащихся. | 3 мин. | Беседа (изготавливаем коробочку, 4 стенки, прострогали рейку на всё. Что дальше?Разделить. Как это можно сделать. Варианты. Сами.Выход на новую тему. Тема урока. | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Предлагает ответить на вопросы: каким образом можно разъединить детали из древесины ( ножовка, топор, колун)? С участием учащихся озвучивает тему урока. | Слушают, вспоминают. Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о распиловке материала. Предлагают тему урока. | осознание своих возможностей. Умение самостоятельно определять цели своего обучения.
| умение регулировать свои действия,
| Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. | владение приемами и навыками общения с взрослыми. И одноклассниками | Владение основными прёмами строгания, разметки, чтения чертежа. |
4 | Изучение новых знаний и способов деятельности. Изложение нового материала.
| 15 мин. | С помощью плакатов, наглядных пособий инструмента либо слайдов (приложение №2) излагает новый материал. Пиление(виды), инструмент и приспособления (назначение и применение). Показ приёмов безопасной работы с разным инструментом, приспособлениями.Объясняет правила ТБ при работе. Отмечает степень вовлеченности учащихся. Подводит обучающихся к выводу
| Даёт понятие о пилении и его видах;объясняет назначение инструмента и прспособленй; показывает приёмы безопасной работы и технологию пиления. Формирует мотивацию к изучению темы. Наводящими вопросами мотивирует уч-ся к самостоятельному пониманиманию темы. Отвечает на вопросы. | Слушают, рассматривают плакаты, пособия, инструмент, слайды. Следят за показом приёмов и технологии работы.Задают и отвечают на вопросы.Соотносят теорию с практикой. Осмысливают значение темы в своей уч. деятельности. Пытаются быстрее начать работу. Анализируют
| установление личностного смысла знания. проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
| умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.
| умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
| умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. | Уметь слушать, выделять главное, видеть и понимать показ приёмов работы и находить их на наглядных пособиях и плакатах.Связать практический показ с информацией на наглядных пособиях. |
5 | Практическая работа и практическое закрепление материала. | 50 мин. | Постановка задач.,рекомендации по выбору разметочного, режущего , контрольно-измерительного инструмента, заготовоки и приспособлений.Деление на группы и постановка задач для каждой.Закрепление знаний на примере выполнения упражнений по пилению на обрезках древесных материалов. Изготовление контрольного изделия. | Мотивирует к практической работе. Предлагает выбрать необходимый инструмент, приспособление, заготовку. Делит на группы и ставит задачу для каждой. Мотивирует необходимость выполнения упражнения. Начало работы. ТБ. Создает проблемную ситуацию и прелагет найти выход из неё. Следит и контролирует ход работы ( вводный и текущие инструктажи).
| Анализируют Работают в группе Выбирают инструмент , заготовки.Осмысливают и планируют процесс работы. Делятся на группы и выполняют упражнение. Решают проблему, задают вопросы, исправляют ошибки и выполняют основную работу. | Проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.
| Определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; : вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
| Выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи. выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.
| Обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами. Строят рабочие отношения, работая в коллективе.Оценка работ других, обсуждение. | Умение читать чертёж, выполнять разметку, пользоваться верстаком, выбрать заготовку и необходимый инструмент и прспособление и грамотно их использовать. Выполнение пробного и контрольного распиливания. |
6 | Заключительный этап. Подведение итогов. | 10 мин. | Завершение работы. Уборка и осмотр инструмента и рабочего места. Подведение итогов. Обсуждение хода работы. В чём были трудности , что было легко. Оценивание учащихся своих работ. Оценка учителя работ учащихся. Закрепление теоретической части изученного. 2-3 вопроса по теме. Домашнее задание. Окончание урока. | Мотивирует уч-ся к завершению урока. Организует уборку инструмента и рабочих мест. Организует обсуждение хода работы, самооценку работ уч-ся, оценивает работы. Задаёт вопросы для закрепления теор. Знаний. Побуждает уч-ся к высказыванию своего мнения. Задаёт дом. задание. Заканчивает урок , сделав вывод о проделанной работе. | Заканчивают работу и убирают свои места и инструмент. Присаживаются за парты. Оценивают свои работы вместе с одноклассниками. Обсуждают вместе с учителем ход работы, возникающие трудности. Высказывают свои мнения , отвечают и задают вопросы. Записывают дом. задание. Собирают свои принадлежности. | Самопознание и смыслообразование(чему научился на уроке, для чего и зачем это надо ),самоорганизация( завершение урока). Выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.ка ). | Планирование работы (уборка), оценка своей и товарищей работ. Саморегуляция. | Выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций. Критерии оценки результатов практ. Работы.
| Владение приемами и навыками общения со сверстниками и навыками общения со взрослыми | Раскладывают инструмент по местам,убирают свои места,оценивают работу, записывают дом. задание. |
7 | Рефлексия. | 3 мин. | Анализ и самоанализ проделанной работы, оценка труда и её обоснавание. | Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы.
| Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции | Самоанализ | Саморганизация. Построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
| Выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.
|
|
|
8 | Физкультминутка | 2 мин. | Проведение в 2 приёма: 1- после изложения нового материала, 2- после выполнения практических упражнений. | Показывает минутный комплекс упражнений на расслабление позвоночника. Показывает комплекс упражнений на расслабление кистевых, локтевых суставов, на снятие напряжения опорно-двигательного аппарата. | Слушают, смотрят, повторяют комплекс упражнений. | Самоорганизация, смыслообразование( зачем) | Саморегуляция(поледовательность выполнения упражнений) | Значение упражнений для здоровья организма. | Совместное выполнение упражнений. |
|
Приложение № 1 Карточка «Строгание древесины»
Строгание-Это……. |
|
|
|
Шерхебель-….. |
|
|
|
Рубанок-… |
|
|
|
Строгание выполняют…. |
|
|
|
Вылет ножа у рубанка для чистового строгания составляет…. |
|
|
|
Ответ: 1,5,7,10,13.
Приложение № 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._5_klass.docx | 62.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №401
Колпинского района Санкт-Петербурга
« Рассмотрено» « Согласовано» «Рекомендовано к «Утверждаю»
Методическое зам.дир.по УВР использованию» Директор школы
Объединение _______________ педагогический совет, ______________________
учителей, «___»_____201_г. Протокол №_______ приказ №_____________
протокол № ____ от________________ от____________________
от ____________ секретарь_________
________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 8 класса
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Автор-составитель
Учитель: Степанов В.Ю.
Санкт-Петербург
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по предмету «Технология», направление «Технический труд» и на основе программ:
-Программа основного общего образования «Технология. Технический труд», рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования М.О. Р.Ф., М: Издательский центр Вентана-граф, 2010г. под редакцией Симоненко В.Д.
-Примерная программа по технологии для 5-9классов.М.Просвещение 2010г.
2. В реализации рабочей программы определены цели обучения технологии:
-освоение технологических знаний на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию значимых продуктов труда;
- овладение умениями, необходимыми для проектирования и создания изделий; безопасными приемами труда;
-воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности, предприимчивости;
- получение опыта применения политехнических знаний и умений в самостоятельной деятельности; развитие творческих способностей.
Изучение предмета «технология» в 5 классе способствует решению следующих задач:
приобретение знаний по разделам технологии обработки металлов, древесины, элементов машиноведения, культуры дома, творческого проекта;
-овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов.
3.Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
4. Учебно–методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы.
Для учащихся:
1. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных
учреждений (вариант для мальчиков) / В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская, О. А. Кожина, Н. В.
Синица, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова. - 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.:
Вентана-Граф, 2007.
2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных
учреждений (вариант для мальчиков ) / В. Д. Симоненко. - 2-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2007.
Для учителя:
1. . Гузаиров, Е. Н. Школа / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
2. Мерсиянова, Г. Н. Столярное дело. 5-6 классы / Г. Н. Мерсиянова и др. - М.: Просвещение,
1989.
3. Ханус, С. / С. Ханус. - М.: Легпромбытиздат, 1988.Хуравская, В. М.
4. . Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. - М.: Знание, 1992.
5. Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. - М.: Просвещение, 2007.
Программа «Технология». 6 -7 классы. - М.: Просвещение, 2005.
6. Ростовцев А.Н. Справочник по техническому труду.-Просвещение,2007г.
5. Программа рассчитана на 70 учебных часов ( 2 часа резерв ).
6. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Приоритетные методы-упражнения, практические и лабораторные работы. Предпочтительной формой организации занятий является комбинированный урок.
==================================================================================
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
В конце учебного курса учащиеся смогут знать:
∙ что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
∙ конструкторскую и технологическую документацию, технологический процесс.
∙ какие свойства конструкционных материалов необходимо учитывать при их обработке;
∙ общее устройство столярного верстака, сверлильного станка.
∙ назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
∙ основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
∙ виды пиломатериалов;
∙ принципы ухода за одеждой и обувью
- Правила безопасной работы с материалами и инструментами.
уметь:
∙ рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда.
∙ выполнять основные операции по обработке древесины и металлов ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам
∙ графически изображать основные виды механизмов передач;
∙ находить необходимую техническую информацию;
∙ осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
∙ читать чертежи и технологические карты.
∙ выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
∙ соединять детали из конструкционных материалов склеиванием, на гвоздях, шурупах, заклепках, фальцевым швом.
∙ владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины .
∙ проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
==================================================================================
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Отметка «5» ставится, если ученик полностью владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике. Умеет правильно организовать и содержать в порядке рабочее место. Выполнять технологические операции с определённой последовательностью, используя для этого правильные приёмы; умеет пользоваться инструкционной картой, составлять простейшие графические документы. В процессе работы соблюдает безопасные приёмы работы и санитарно-гигиенические нормы и требования; умеет самостоятельно контролировать правильность выполнения задания. Проявляет творчество в работе; завершённая учеником работа соответствует установленным требованиям и выполнена в срок.
Отметка «4» ставится, если ученик хорошо владеет материалом, правильно его излагает и без затруднений его использует на практике. Знает инструмент и умеет готовить его к работе; умеет организовать рабочее место. Операции выполняет, в основном, правильно и в технологической последовательности. Умеет пользоваться инструкционными картами, составлять простейшие схемы. Соблюдает правила охраны труда и безопасные приёмы работы, а также санитарно-гигиенические требования. Проявляет самостоятельность; выполненное ею изделие соответствует установленным требованиям, но времени на его изготовление затрачено на 10-15% больше нормы.
Отметка «3» ставится, если ученик имеет небольшие пробелы в знаниях, неполно излагает их и не всегда может использовать их в практической работе, знает основной инструмент, но на рабочем месте допускает беспорядок, делает ошибки в организации работы и приёмах её выполнения. Нарушает в отдельных случаях правила охраны труда; не соблюдает санитарно-гигиенических требований и норм. Выполняя задания, нуждается в постоянной помощи учителя. Выполненное изделие имеет отклонения от установленных требований, но может быть использовано по назначению без переделки. Времени на изготовление изделия или операции затрачено на 20-25% больше нормы.
Отметка «2» ставится, если ученик не знает теоретического материала, явно не умеет правильно выполнять рабочие операции. Не правильно использует оборудование и инструменты, не умеет организовать рабочее место и грубо нарушает правила охраны труда и санитарно-гигиенические требования. Изделие, выполненное им , не может быть использовано по назначению (бракуется).
==================================================================================
Учебно-тематический план
5 класс
№ | Наименование тем, разделов программы | Всего часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
1.1 | Организация столярной мастерской . Распорядок занятия . Правила охраны труда при обработке древесины . Объекты труда . | 1 | ||
1.2 | Организация труда в слесарной мастерской . Распорядок занятия .Правила охраны труда при обработке металлов и сплавов .Объекты труда . | 1 | ||
2 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов . | 46 | ||
2.1 | Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации .Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей | 20 | 11 | 10 |
2.2 | Технология создания изделий из металлов и сплавов на основе конструкторской и технологической документации . Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки . | 18 | 9 | 8 |
2.3 | Машиноведение . Механизмы технологических машин | 2 | 2 | |
2.4 | Художественная обработка материалов .Выжигание по изделиям из древесины . | 6 | 1 | 5 |
3 | Электротехнические работы . | 6 | 2 | 4 |
3.1 | Простейшие электрические цепи с гальваническим источником питания . | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Электромонтажные работы . | 2 | 2 | |
4. | Технология ведения дома . | 2 | 2 | 2 |
4.1 | Мелкий ремонт и уход за одеждой , мебелью , половыми покрытиями , окнами . | 2 | 2 | |
5. | Черчение и графика . | 2 | 1 | 1 |
5.1 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления . | 1 | 1 | |
6. | Современное производство и профессиональное образование | 1 | 2 | |
6.1 | Содержание профессий столяра , плотника , жестянщика , сверловщика | 2 | ||
7. | Творческая и проектная деятельность . | 7 | 2 | 4 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО : | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
Вводное занятие ( 2 часа)
Основные теоретические сведения
Организация работы в столярной и слесарной мастерских . Распорядок занятия . Информация о объектах труда . Общие правила охраны труда при обработке древесины , металлов . Инструкции по охране труда .
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
(46 часов)
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (20 час)
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (20 час)
Основные теоретические сведения
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей.
Практические работы
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.
Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (18 часов)
Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (18 часов)
Основные теоретические сведения
Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.
Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.
Практические работы
Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).
Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Варианты объектов труда
Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.
Машиноведение (2 часа)
Механизмы технологических машин ( 2 часа )
Основные теоретические сведения
Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем. Устройство настольного сверлильного станка .
Практические работы
Чтение кинематических схем простых механизмов.
Объекты труда
Механизмы оборудования школьных мастерских.
Художественная обработка материалов (6часов)
Выжигание по изделиям из древесины ( 6 часов )
Основные теоретические сведения
Процесс выжигания рисунков на фанере , требования к безопасным приёмам работы , способы нанесения рисунка на основу . Отделка красителями , лаком .
Практические работы
Отделка выжиганием и нанесением лакокрасочного покрытия изделий из фанеры и древесины .
Варианты объектов труда
Разделочные доски , подставка под карандаши и ручки .
Электротехнические работы (6 часов)
Электромонтажные работы (2 часа)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов.Инструменты для электромонтажных работ. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы
Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов.
Варианты объектов труда
Провода, электроустановочные изделия .
Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока
(4 часа)
Основные теоретические сведения
Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.
Практические работы
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Варианты объектов труда
Модели низковольтных осветительных устройств.
Технологии ведения дома (2 часа)
Мелкий ремонт и уход за мебелью и половыми покрытиями , уход за окнами (2 часа)
Основные теоретические сведения
Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Практические работы
Выполнение мелкого ремонта мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.
Варианты объектов труда
Мебель, верхняя одежда .
Черчение и графика ( 2 часа )
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 часа)
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок . Масштабы , виды линий .
Практические работы
Выполнение простейшего чертежа – развёртки нагубника для тисков .
Варианты объектов труда
Нагубник для слесарных тисков.
Современное производство и профессиональное образование ( 1 час )
Содержание профессий (2 час )
Основные теоретические сведения
Знакомство с содержанием профессий по мере изучения разделов программы
Основы проектирования ( 7 часов )
Творческая, проектная деятельность (7 часов)
Основные теоретические сведения
Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).
Практические работы
Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.
Варианты объекты труда
Итоговое занятие ( 2 часа )
=========================================
Учебно-методические средства обучения.
Литература.
- Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2009
- Бешенков А.К. «Раздаточные материалы по технологии 5-8класс». Дрофа. Москва.2005г.
- Якубин Н.Ф. «Учебные задания по труду». Просвещение.
- Ростовцев А.Н. Справочник по техническому труду.-Просвещение,2007г.
Дидактическое обеспечение: учебные таблицы «обработка древесины», «технология обработки металлов» , кинематические схемы , модели передаточных механизмов , учебно-техническая документация, технологические карты, образцы объектов труда, карточки-задания, тесты , материалы для лабораторно-практических работ .
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
- сверлильный станок НС-12м , 2М112
- столярный верстак, слесарный верстак
- слесарные и столярные инструменты.
Поурочное планирование (5 кл)
№ урока | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Тип урока | Деятельность учащихся на уроке | Формы работы, виды контроля | |||
1 | 1/09-6/09 | Вводное занятие. | Урок ознакомления | Беседа | УО | ||||
2 | 1/09-6/09 | Правила внутреннего распорядка.Общие требования по охране и гигиены. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа | УО | ||||
3 | 8/09-13/09 | Столярный верстак, устройство и правила эксплуатации. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, практическая работа | УО, взаимопрверка | ||||
4 | 8/09-13/09 | Древесина как природный конструкционный материал. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, практическая работа | тест, самопроверка | ||||
5 | 15/09-20/09 | Искусственные древесные материалы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, практическая работа | УО | ||||
6 | 15/09-20/09 | Способы изображения объёмных деталей на бумаге. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа, выполнение простейших изображений | СР | ||||
7 | 22/09-27/09 | Элементы графической грамоты. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа, выполнение простейших изображений | СР | ||||
8 | 22/09-27/09 | Разметка деталей из древесины: линейка, столярный угольник. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа, разметка деталей | УО, СР | ||||
9 | 29/09-4/10 | Выпиливание лобзиком: наладка приёмы работы. | Комбинированный урок | Практическая работа | СР, самопроверка | ||||
10 | 29/09-4/10 | Рождение новых технических устройств. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, исследование | СР | ||||
11 | 6/10-11/10 | Этапы выполнения проекта. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, поисковая работа | СР | ||||
12 | 6/10-11/10 | Методы конструирования. | Урок закрепления знаний | Беседа, поисковая работа, консультации | ПР | ||||
13 | 13/10-18/10 | Шлифовка абразивной шкуркой, напильниками, надфилями. | Комбинированный урок | Практическая работа | СР | ||||
14 | 13/10-18/10 | Инструмент для чернового и чистового строгания. | Комбинированный урок | Практическая работа | СР | ||||
15 | 20/10-25/10 | Инструктаж по безопасности труда при строгании | Урок закрепления знаний | Беседа, практическая работа | ФО | ||||
16 | 20/10-25/10 | Поперечное и продольное пиление. | Комбинированный урок | Практическая работа | СР |
17 | 27/10-1/11 | Инструктаж по технологии и безопасности труда при пилении. | Урок закрепления знаний | Беседа, практическая работа | ФО | |
18 | 27/10-1/11 | Сверление отверстий ручным инструментом: коловорот, ручная дрель. | Комбинированный урок | Беседа, практическая работа | ФО | |
19 | 10/11-15/11 | Сверление на сверлильном станке. Правила ОТ. | Комбинированный урок | практическая работа | УО, СР | |
20 | 10/11-15/11 | Сборка изделия на шкантах и нагелях. | Комбинированный урок | практическая работа | УО, СР | |
21 | 17/11-22/11 | Отделка изделия абразивной шкуркой. | Комбинированный урок, урок закрепления знаний | Выполнение упражнений по повторению, практическая работа | ФР, СР | |
22 | 17/11-22/11 | Сборка изделия на клею. ОТ. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | практическая работа | УО | |
23 | 24/11-29/11 | Сборка изделия на гвоздях. ОТ. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | практическая работа | УО | |
24 | 24/11-29/11 | Сборка изделия на клею и гвоздях. ОТ. | Урок закрепления знаний, комбинированный урок | практическая работа упражнений по повторению, | ФО, СР |
25 | 1/12-6/12 | Отделка изделия выжиганием. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | практическая работа | СР | |||||||
26 | 1/12-6/12 | Отделка изделия лаками и красками. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | практическая работа | СР | |||||||
27 | 8/12-13/12 | Разработка технологических карт. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | практическая работа | СР | |||||||
28 | 8/12-13/12 | Отработка навыков по изготовлению изделий из фанеры. | Комбинированный урок | практическая работа | СР | |||||||
29 | 15/12-20/12 | Отработка навыков по изготовлению изделий из фанеры. | Комбинированный урок | практическая работа | СР | |||||||
30 | 15/12-20/12 | Отработка навыков по изготовлению изделий из фанеры. | Комбинированный урок | практическая работа | СР | |||||||
31 | 22/12-27/12 | Отработка навыков по изготовлению изделий из фанеры. | Комбинированный урок, урок закрепления знаний | Практическая работа,контрольная работа | КР, тест | |||||||
32 | 22/12-27/12 | Слесарный верстак, устройство и правила эксплуатации. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа,практическая работа | УО, взаимопроверка | |||||||
33 | 12/01-17/01 | Организация труда и общие требования по безопасности в слесарных мастерских. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа | УО | |||||||
34 | 12/01-17/01 | Тонкий листовой металл и проволока. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, исследование, практическая работа | ЛР,СР | |||||||
35 | 19/01-24/-01 | Изображение деталей из т.л. Металла и проволоки на бумаге. | Урок закрепления знаний | Практическая работа | СР | |||||||
36 | 19/01-24/-01 | Техника измерений, разметки и контроля качества. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Практическая работа | СР | |||||||
37 | 26/01-31/01 | Правка и гибка т. Л. Металла и проволоки. | Комбинированный урок | Практическая работа | СР | |||||||
38 | 26/01-31/01 | Резание слесарными ножницами. | Комбинированный урок | Практическая работа | СР | |||||||
39 | 2/02-7/02 | Резание слесарной ножовкой. | Комбинированный урок | Практическая работа | СР | |||||||
40 | 2/02-7/02 | Инструмент для работы с проволокой. | Комбинированный урок | Практическая работа | УО, СР | |||||||
41 | 9/02-14/02 | Инструктаж по технологии и безопасности труда при работе с металлом. | Урок закрепления знаний | Практическая работа | Ф0 | |||||||
42 | 9/02-14/02 | Сверление отверстий в металле | Комбинированный урок | Практическая работа | СР |
43 | 16/02-21/02 | Устройство и назначение сверлильного станка.Правила ОТ. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа | УО | ||||||||
44 | 16/02-21/02 | Механизмы и передачи. Чтение кинематических схем. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, практическая работа | СР, ПР | ||||||||
45 | 23/02-28/02 | Соединение деталей заклёпками. | Комбинированный урок | Беседа, практическая работа | СР | ||||||||
46 | 23/02-28/02 | Сборка изделия из металла и проволоки. | Комбинированный урок | Беседа, практическая работа | СР | ||||||||
47 | 2/03-7/03 | Отделка изделий из металла. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, практическая работа | УО ,СР | ||||||||
48 | 2/03-7/03 | Художественная гибка т.л. Металла. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок | Беседа, практическая работа | СР | ||||||||
49 | 9/03-14/03 | Отработка навыков по изготовлению изделий из металла. | Комбинированный урок | практическая работа | СР | ||||||||
50 | 9/03-14/03 | Отработка навыков по изготовлению изделий из металла. | Комбинированный урок | практическая работа | СР | ||||||||
51 | 16/03-21/03 | Отработка навыков по изготовлению изделий из металла. | Комбинированный урок | Контрольная работа, практическая работа | КР, СР | ||||||||
52 | 16/03-21/03 | Понятие о эл.токе и элементах эл. Цепи. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок | Беседа, работа в тетради | УО, СР | ||||||||
53 | 23/03-28/03 | Условно-графические символы на эл. Схемах. | Урок закрепления знаний | Практическая работа | СР | ||||||||
54 | 23/03-28/03 | Сборка изделия спростейшей эл.цепью. | Комбинированный урок | Практическая работа | СР | ||||||||
55 | 6/04-11/04 | Инструктаж по безопасности при эл.технических работах. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, работа в тетради | ФО | ||||||||
56 | 6/04-11/04 | Параллельное соединение проводников. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, практическая работа | УО | ||||||||
57 | 13/04-18/04 | Последовательное соединение проводников. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, практическая работа | ПР | ||||||||
58 | 13/04-18/04 | Теплоизоляция помещений. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа | УО | ||||||||
59 | 20/04-25/04 | Мелкий ремонт школьного инвентаря. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, практическая работа | СР | ||||||||
60 | 20/04-25/04 | Завершение изготовления изделия по проекту. | Комбинированный урок | практическая работа | СР | ||||||||
61 | 27/04-2/05 | Завершение изготовления изделия по проекту. | Комбинированный урок | практическая работа | СР | ||||||||
62 | 27/04-2/05 | Оформление проекта. | Комбинированный урок | практическая работа | СР |
63 | 4/05-9/05 | Защита проекта. | Урок закрепления знаний | Подготовка выступления | СР | |
64 | 4/05-9/05 | ОПТ | Комбинированный урок | практическая работа | СР | |
65 | 11/05-16/05 | ОПТ | Комбинированный урок | практическая работа | СР | |
66 | 11/05-16/05 | Знакомство с содержанием профессий. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа | УО | |
67 | 18/05-23/05 | Обобщение знаний по предмету. | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практическая работа | СР | |
68 | 18/05-23/05 | Тестирование учащихся по изученному курсу. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Контрольная работа | КР | |
Тематическое планирование 5 класс
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов
| Кол-во лабораторных и практических работ
| Кол-во контрольных работ | Содержание раздела | Перечень средств ИКТ , ЦОР, необходимых для реализации программы | Планируемый результат | |||||||||||||||
1. | Вводное занятие | 2 | Организация работ в столярной, слесарной мастерских. Общие правила ОТ и гигиены. Содержание курса «Технология», задачи и требования по предмету. Примерный перечень объектов труда. | Инструкции по ТБ и ОТ, оборудование мастерских, готовые объекты труда. | Ознакомление с оборудованием и видами работ. Знание сущности понятия технология .Понимание необходимости соблюдения правил ОТ и ТБ. | |||||||||||||||||
2. | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. | 46 | 11 | 2 | ||||||||||||||||||
2.1 | Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов. | 20 | 5 | 1 | Виды древесных материалов и их получение. Технологии их обработки. Столярный и разметочный инструмент, приёмы безопасной работы Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей. | Инструкции по ТБ при работе столярным инструментом.Видео- и диа-фильмы по обработке древесины,древесные материалы,столярный инструмент. | Знать способы обработки древесины ручным инструметом и его общее устройство.Уметь организовывать раб.место | |||||||||||||||
2.2 | Технологии создания изделий из металла | 18 | 4 | 1 | Виды металлов, способы их получения, применения. Технологии обработки тонколистового металла и проволоки. Приёмы работы за слесарным верстаком .Приёмы работы ручным слесарным инструментом для тонколистового металла. | Инструкции по ТБ ,видео- и диа-фильмы по слесарн. обр. заготовки из тонколистового металла, слесарный инструмент. | Знать технологии обработки металла, инструмент и его общее устройство.Умение безопасного использовния инструмента, умение организации рабочего места. | |||||||||||||||
2.3 | Машиноведение | 2 | 1 | Механизмы технологических машин. Устройство, назначение сверлильного станка. Приёмы безопасной работы. | Инструкции по ТБ,оборудоваие,заготовки для работы. | Знать общее устройство сверлильного станка. Уметь получать отверстия в древесине и тонколистовом металле.Знать и соблюдать правилаТБ при сверлении. | ||||||||||||||||
2.4 | Художественная обработка материалов. | 6 | 2 | Отделка изделий выжиганием, прозрачная отделка. Художественная гибка тонколистового металла. Приёмы безопасного выполнения работ. | Образцы готовых изделий, материалы и оборудование. | Знать простейшие способы отделки материалов.Уметь правильно и безопасно выполнять отделку изделий. | ||||||||||||||||
3. | Электротехнические работы | 6 | 1 | 1 | Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока.Технология монтажа цепи с галваническим элементом. Приёмы безопасного монтажа. | Инструкции по ТБ,видео- и диа-фильм поэлектротехническим работам. | Знать простейшие элементы электрической цепи и уметь безопасно выполнять её монтаж. | |||||||||||||||
4. | Технология ведения дома. | 2 | 2 | Технология мелкого ремонта, ухода за одеждой, мебелью, половыми покрытиями ,окнами. Современные способы выполнения данных работ. | Знать и уметь использовать технологии ухода за одеждой,окнами , полами. | |||||||||||||||||
5. | Современное производство и проф. Образование. | 1 | Содержание профессий ,связанных с обработкой древесины и металла. | Видео- и диа- фильмы о профессиях. | Знать содержание основных профессий. | |||||||||||||||||
6. | Черчение и графика | 2 | 2 | Техника выполнения чертежей плоских деталей , чтение чертежей плоских деталей | Плоские детали и их чертежи. | Знать правила построения и чтения чертежа плоских деталей. Уметь выполнить чертёж плоской детали. | ||||||||||||||||
7. | Творческая ,проектная деятельность. | 7 | Понятие о творческом проекте и составляющих его элементах. Создание и изготовление изделия с учётом элементов творческого проекта. | Изготовить изделие учитывая элементы творческого проекта. | ||||||||||||||||||
8. | Итоговое занятие | 2 | 1 | Подведение итогов по изученному курсу. | ||||||||||||||||||
68 | 16 | 4 |
| |||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока: "Верстак, его устройство. Ручные инструменты и при¬способления для обработки древесины"
Тип урока: Урок ознакомления с новым материаломУчебник по технологии А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, « Индустриальные технологии», 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс,...
Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "
Технологическая карта урока Предмет: технология Класс: 5 Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...
Технологическая карта урока "Пиление заготовок из древесины."
Разработка урока "Пиление заготовок из древесины." 5 класс...
Технологическая карта урока по теме "Строгание древесины"
Технологическая карта урока по теме "Строгание древесины"...
Технологическая карта урока. Технология-6 класс. "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов".
Технологическая карта урока технологии в 6 классе. "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериаов"....
Технологическая карта по технологии Тема урока «Сверление отверстий в деталях из древесины»
В материалах представлена развёрнутая технологическач карта урока и презентация к уроку...
Технологическая карта урока Разметка заготовок из древесины технология 5 кл
Технологическая карта урока по технологии в 5 классе "Разметка заготовок из древесины"...