Технологическая карта урока "Пиление древесины"
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

                                                                          Технологическая карта урока

 

 

 

Наименование предмета              Технология                  Класс          5                 № урока              14                   Дата                       20.10.2016

 

Тема урока :                              Пиление столярной ножовкой.

 

Цель урока:                             Научить учащихся основным приёмам безопасного пиления древесины.

Технология урока:       Кейс-технология, традиционная технология.

 

Задачи

 

Образовательные:

                

 Сформировать у учащихся понятие операции пиления и его видах.   Сформировать навыки учебного труда:  понимание задания, проду мывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда. Познакомить учащихся с основными видами инструмента ,приспособлений и их применением. Обучить учащихся наиболее рациональным видам труда: разъяснение того или иного вида работ; показ  наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале ; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем ; частично самостоятельное выполнение учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением усвоенного навыка.

 

Развивающие:

 

 Развивать мотивационные качества учащихся (необходимость изучения данной темы не только для урока , но и её жизненной необходимости);

развивать эмоциональные качества и чувства учащихся( использование ярких примеров, плакаты и демонстрации по различной  распиловке древесины);

развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности  , используя для этого проблемные ситуа ции (использование одной пилы для различных видов пиления и древесных материалов);  освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, ко торые имеются у учащихся из других предметов(межпредметные связи).

 

Воспитательные:

 

обеспечить нравственное воспитание учащихся( уважение к одноклассникам);

содействовать трудовому воспитанию учащихся(необходимость и желание трудиться); влиять на профессиональное самоопределение(рассказывать о профессиях).

 

Место урока в разделе:                               Раздел «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов»

 

Тип урока :                                                        Комбинированный (ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

                                                                            проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;     изложение нового материала;

                                                                      первичное закрепление изученного материала; подведение итогов урока).

 

Опорные знания:                                     строение древесины(волокна);устройство и правила эксплуатации столярного верстака; столярная                                          

                                                                   разметка.

Основные термины и понятия:                    Пиление(продольное и поперечное); пила; пропил; упор; направитель; развод зубьев.

 

Межпредметные связи:                                 Естествознание(строение дерева), математика (меры длин(мм., см., м., линейка, треугольники),

                                                                              история(строительство хижин).

 

Наглядность :                                                    Плакаты по теме, по правилам охраны труда(средствами ИКТ кабинет не оборудован).

 

Оборудование:                                                Столярный верстак, пилы для продольного и поперечного  пиления, разметочный инструмент,                                  

                                                                              упоры, направители, обрезки досок, фанеры, ДВП, простроганные заготовки, раздаточные материалы.

 

Формы  работы на уроке:                                 Групповая( часть поперечное пиление, часть продольное, потом меняются) практическая работа,

                                                                        Фронтальная (теория).

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Время

Содержание

Виды  деятельности

Личностные

 результаты

Метапредметные (УУД)

Предметные

результаты

учителя

учащихся

Регулятив-ные

Познаватель-ные

Коммуни-кативные

1

Организа-ционный

момент

2 мин.

Организа-

ция начала урока

 

Приветствует учащихся;

 организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал;

 проверяет готовность учащихся к уроку.

 

Приветствуют учителя.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

 Самооргани

зация

 

Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

 

Умение осознанно использовать речевые средства

 

 

2

Повторение

Пройден-ного

5 мин.

Краткий повтор предыдущей темы ( строга-ние). Тестирование.

Приложение №1

Напоминает прошлую тему «строгание»,даёт просмотреть запись в тетради мотивирует проведение краткого опроса. Диктует вопросы и ответы к ним.

Организует взаимопроверку.

Слушают, просматривают запись в тетради,слушают и отвечают на вопросы теста, меняются тетрадями и оценивают друг друга.

Самоорганизация, понимание ответственности и необходимости проведения работы.

Владение основами самоконтроля,  самооценки

 

Умение наблюдать, читать, слушать

Умение выделять главное

 

Умение работать индивидуально и в группе

Сотрудничество с одноклассниками(оценивание работы)

Ориентация в столярных операциях,владение технологией выполнения строгания.

3

Актуализация субъективного опыта учащихся.

3 мин.

Беседа (изготавливаем коробочку, 4 стенки, прострогали рейку на всё. Что дальше?Разделить. Как это можно сделать. Варианты. Сами.Выход на новую тему. Тема урока.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Предлагает ответить на вопросы:

 каким образом можно разъединить  детали из древесины ( ножовка, топор, колун)? С участием учащихся  озвучивает тему урока.

Слушают, вспоминают. Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о распиловке материала.

Предлагают тему урока.

осознание своих возможностей.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

 

умение  регулировать свои действия,

 

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

владение приемами и навыками общения с взрослыми.

И одноклассниками

Владение основными прёмами строгания, разметки, чтения чертежа.

4

Изучение новых знаний и способов деятельности. Изложение нового материала.

 

15 мин.

С помощью плакатов, наглядных пособий инструмента либо слайдов (приложение №2) излагает новый материал.

Пиление(виды), инструмент и приспособления (назначение и применение). Показ приёмов безопасной работы с  разным инструментом, приспособлениями.Объясняет правила ТБ при работе.

Отмечает степень вовлеченности учащихся.

Подводит обучающихся к выводу

 

 

Даёт понятие о пилении и его видах;объясняет назначение инструмента и прспособленй; показывает приёмы безопасной работы и технологию пиления. Формирует мотивацию к изучению темы.

Наводящими вопросами мотивирует уч-ся к самостоятельному пониманиманию темы. Отвечает на вопросы.

Слушают, рассматривают плакаты, пособия, инструмент, слайды. Следят за показом приёмов и технологии работы.Задают и отвечают на вопросы.Соотносят теорию с практикой. Осмысливают значение темы в своей уч. деятельности. Пытаются быстрее начать работу.

Анализируют

 

установление личностного смысла знания.

проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

 

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

 

умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

 

умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

Уметь слушать, выделять главное, видеть и понимать показ приёмов работы и находить их на наглядных пособиях и плакатах.Связать практический показ с информацией на наглядных пособиях.

5

Практическая работа и практическое закрепление материала.

50 мин.

Постановка задач.,рекомендации по выбору разметочного, режущего , контрольно-измерительного инструмента, заготовоки и приспособлений.Деление на группы и постановка задач для каждой.Закрепление знаний на примере выполнения упражнений по пилению на обрезках древесных материалов. Изготовление  контрольного изделия.

Мотивирует к практической работе. Предлагает выбрать необходимый инструмент, приспособление, заготовку. Делит на группы и ставит задачу для каждой. Мотивирует необходимость выполнения упражнения. Начало работы. ТБ.

Создает проблемную ситуацию  и прелагет найти выход из неё. Следит и контролирует ход работы ( вводный и текущие инструктажи).

 

Анализируют

Работают в группе

Выбирают инструмент , заготовки.Осмысливают и планируют процесс работы. Делятся на группы и выполняют упражнение. Решают проблему, задают вопросы, исправляют ошибки и выполняют основную работу.

Проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

 

Определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; : вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

 

 

Выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи. выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

 

Обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами. Строят рабочие отношения, работая в коллективе.Оценка работ других, обсуждение.

Умение читать чертёж, выполнять разметку, пользоваться верстаком, выбрать заготовку и необходимый инструмент и прспособление и грамотно их использовать. Выполнение пробного и контрольного распиливания.

6

Заключительный этап. Подведение итогов.

10 мин.

Завершение работы. Уборка и осмотр инструмента и рабочего места. Подведение итогов. Обсуждение хода работы. В чём были трудности , что было легко. Оценивание учащихся своих работ. Оценка учителя  работ учащихся. Закрепление теоретической части изученного. 2-3 вопроса по теме. Домашнее задание. Окончание урока.

Мотивирует уч-ся к завершению урока. Организует уборку инструмента и рабочих мест. Организует обсуждение хода работы, самооценку работ уч-ся, оценивает работы. Задаёт вопросы для закрепления теор. Знаний. Побуждает уч-ся  к высказыванию своего мнения. Задаёт дом. задание. Заканчивает урок , сделав вывод о проделанной работе.

Заканчивают работу и убирают свои места и  инструмент. Присаживаются за парты. Оценивают свои работы вместе с одноклассниками. Обсуждают  вместе с учителем ход работы, возникающие трудности. Высказывают свои мнения , отвечают и задают вопросы. Записывают дом. задание. Собирают свои принадлежности.

Самопознание и смыслообразование(чему научился на уроке, для чего и зачем это надо ),самоорганизация( завершение урока). Выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.ка ).

Планирование работы (уборка), оценка своей и  товарищей работ. Саморегуляция.

Выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций. Критерии оценки результатов практ. Работы.

 

Владение приемами и навыками общения со сверстниками и навыками общения со взрослыми

Раскладывают инструмент по местам,убирают свои места,оценивают работу, записывают дом. задание.

7

Рефлексия.

3 мин.

Анализ и самоанализ проделанной работы, оценка  труда и её обоснавание.

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.  Сравнивает качество работы.

 

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции

Самоанализ

Саморганизация.  Построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

 

Выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.

 

 

 

8

Физкультминутка

2 мин.

Проведение в 2 приёма: 1- после изложения нового материала, 2- после выполнения практических упражнений.

Показывает  минутный комплекс упражнений на расслабление позвоночника. Показывает комплекс упражнений на расслабление кистевых, локтевых суставов, на снятие напряжения опорно-двигательного аппарата.

Слушают, смотрят, повторяют комплекс упражнений.

Самоорганизация, смыслообразование( зачем)

Саморегуляция(поледовательность выполнения упражнений)

Значение упражнений для здоровья организма.

Совместное выполнение упражнений.

 

 

 

Приложение № 1       Карточка  «Строгание древесины»

 

Строгание-Это…….

  1. Снятие слоя стружки с поверхности заготовки.
  1. Разделение древесины на части.
  1. Получение отверстий в древесине.

Шерхебель-…..

  1. Инструмент для чистового строгания.
  1. Инструмент для чернового строгания.
  1. Инструмент для любого строгания.

Рубанок-…

  1. Инструмент для чистового строгания.
  1. Инструмент для чернового строгания
  1. Инструмент для любого строгания.

Строгание выполняют….

  1. По направлению волокон.
  1. Навстречу волокнам древесины.
  1. В любом направлении.

Вылет ножа у рубанка для чистового строгания составляет….

  1. 0,1-0,3 мм.
  1. 1-3 мм.
  1. 10-30мм.

 

Ответ: 1,5,7,10,13.

 

 

 

Приложение № 2

 

      image                                         

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._5_klass.docx62.97 КБ

Предварительный просмотр:

                         Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                          средняя общеобразовательная школа №401

                                                  Колпинского района Санкт-Петербурга

« Рассмотрено»         « Согласовано»      «Рекомендовано к       «Утверждаю»

Методическое                  зам.дир.по УВР            использованию»           Директор школы

Объединение                   _______________         педагогический совет,       ______________________

учителей,                           «___»_____201_г.        Протокол №_______           приказ №_____________

протокол № ____                                                      от________________          от____________________

от ____________                                                        секретарь_________

                                                                           ________________

                                                            РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                                              по      технологии

                                                                            для  8 класса

                                                      Срок реализации:  2016-2017 учебный год

                                                                                                                            Автор-составитель

                                                                                                                            Учитель: Степанов В.Ю.

                                                                                       Санкт-Петербург

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования,  примерной программы по  предмету «Технология», направление «Технический труд» и на основе программ:

-Программа основного общего образования «Технология. Технический труд», рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования М.О. Р.Ф., М: Издательский центр Вентана-граф, 2010г. под редакцией Симоненко В.Д.

-Примерная программа по технологии для 5-9классов.М.Просвещение 2010г.

2. В  реализации  рабочей программы определены  цели обучения технологии:

-освоение технологических знаний на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию значимых продуктов труда;

- овладение умениями, необходимыми для проектирования и создания изделий; безопасными приемами труда;

-воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности, предприимчивости;

- получение опыта применения политехнических знаний и умений в самостоятельной деятельности; развитие творческих способностей.

Изучение предмета «технология» в 5 классе способствует решению следующих задач:

приобретение знаний по разделам технологии обработки металлов, древесины, элементов машиноведения, культуры дома, творческого проекта;

-овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов.

3.Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

4. Учебно–методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы.

Для учащихся:

1. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных

учреждений (вариант для мальчиков) / В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская, О. А. Кожина, Н. В.

Синица, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова. - 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.:

Вентана-Граф, 2007.

2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных

учреждений (вариант для мальчиков ) / В. Д. Симоненко. - 2-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2007.

Для учителя:

1. . Гузаиров, Е. Н. Школа / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

2. Мерсиянова, Г. Н. Столярное дело. 5-6 классы / Г. Н. Мерсиянова и др. - М.: Просвещение,

1989.

3. Ханус, С. / С. Ханус. - М.: Легпромбытиздат, 1988.Хуравская, В. М.

4. . Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. - М.: Знание, 1992.

5. Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. - М.: Просвещение, 2007.

Программа «Технология». 6 -7 классы. - М.: Просвещение, 2005.

     6. Ростовцев А.Н. Справочник по техническому труду.-Просвещение,2007г.

5.  Программа рассчитана на 70 учебных часов ( 2 часа резерв ).

6. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Приоритетные методы-упражнения, практические и лабораторные работы. Предпочтительной формой организации занятий является комбинированный урок.

==================================================================================

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В конце учебного курса учащиеся смогут знать:

 что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

 конструкторскую и технологическую документацию, технологический процесс.

 какие свойства  конструкционных материалов необходимо учитывать при их обработке;

 общее устройство столярного верстака, сверлильного станка.

 назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

 основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

 виды пиломатериалов;

 принципы ухода за одеждой и обувью

  • Правила безопасной работы с материалами и инструментами.

уметь:

 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда.

 выполнять основные операции по обработке древесины и металлов ручными  инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам

 графически изображать основные виды механизмов передач;

 находить необходимую техническую информацию;

 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 читать чертежи и технологические карты.

 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

 соединять детали из конструкционных материалов склеиванием, на гвоздях, шурупах, заклепках, фальцевым швом.

 владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины .

 проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

==================================================================================

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Отметка «5»  ставится, если ученик полностью владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике. Умеет правильно организовать и содержать в порядке рабочее место. Выполнять технологические операции с определённой последовательностью, используя для этого правильные приёмы; умеет пользоваться инструкционной картой, составлять простейшие графические документы. В процессе работы соблюдает безопасные приёмы работы и санитарно-гигиенические нормы и требования;  умеет самостоятельно контролировать правильность выполнения задания. Проявляет творчество в работе; завершённая учеником  работа соответствует установленным требованиям и выполнена в срок.

Отметка «4»  ставится, если ученик хорошо владеет материалом, правильно его излагает и без затруднений его использует на практике. Знает инструмент и умеет готовить его к работе; умеет организовать рабочее место. Операции выполняет, в основном, правильно и в технологической последовательности. Умеет пользоваться инструкционными картами, составлять простейшие схемы. Соблюдает правила охраны труда и безопасные приёмы работы, а также санитарно-гигиенические требования. Проявляет самостоятельность; выполненное ею изделие соответствует установленным требованиям, но времени на его изготовление затрачено на 10-15% больше нормы.

Отметка «3»  ставится, если ученик имеет небольшие пробелы в знаниях, неполно излагает их и не всегда может использовать их в практической работе, знает основной инструмент, но на рабочем месте допускает беспорядок, делает ошибки в организации работы и приёмах её выполнения. Нарушает в отдельных случаях правила охраны труда; не соблюдает санитарно-гигиенических требований и норм. Выполняя задания, нуждается в постоянной помощи учителя. Выполненное изделие имеет отклонения от установленных требований, но может быть использовано по назначению без переделки. Времени на изготовление изделия или операции затрачено на 20-25% больше нормы.

Отметка «2»  ставится, если ученик  не знает теоретического материала, явно не умеет правильно выполнять рабочие операции. Не правильно использует оборудование и инструменты, не умеет организовать рабочее место и грубо нарушает правила охраны труда и санитарно-гигиенические требования. Изделие, выполненное им , не может быть использовано по назначению (бракуется).

==================================================================================

Учебно-тематический план

 5 класс

Наименование тем, разделов программы

Всего

часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

1.1

Организация столярной мастерской . Распорядок занятия . Правила охраны труда при обработке древесины . Объекты труда .

1

1.2

Организация труда в слесарной мастерской . Распорядок занятия .Правила охраны труда при обработке металлов и сплавов .Объекты труда .

1

2

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов .

46

2.1

Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации .Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей

20

11

10

2.2

Технология создания изделий из металлов и сплавов на основе конструкторской и технологической документации . Технологии изготовления  изделий из тонколистового металла и проволоки .

18

9

8

2.3

Машиноведение . Механизмы технологических машин

2

2

2.4

Художественная обработка материалов .Выжигание по изделиям из древесины .

6

1

5

3

Электротехнические работы  .

6

2

4

3.1

Простейшие электрические цепи с гальваническим источником питания .

4

2

2

3.2

Электромонтажные работы .

2

2

4.

Технология ведения дома .

2

2

2

4.1

Мелкий ремонт и уход за одеждой , мебелью , половыми покрытиями , окнами .

2

2

5.

 Черчение и графика .

2

1

1

5.1

Техника выполнения чертежей и правила их оформления .

1

1

6.

Современное производство и профессиональное образование

1

2

6.1

 Содержание профессий столяра , плотника , жестянщика , сверловщика

2

7.

Творческая и проектная деятельность .

7

2

4

8.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО :

68

                                                   

                                                         СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

                                                                                         5 класс

Вводное занятие ( 2 часа)

Основные теоретические сведения

Организация работы в столярной и слесарной мастерских . Распорядок занятия . Информация о объектах труда  . Общие правила охраны труда при обработке древесины , металлов . Инструкции по охране труда .

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

(46 часов)

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (20 час)

Технология изготовления  изделий на основе  плоскостных деталей            (20 час)

Основные теоретические сведения

 Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства.  Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж  плоскостной  детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок.  Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение.         Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей.

Практические работы

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород  по внешним признакам: цвету, текстуре.  Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов  по внешним признакам.

Чтение чертежа  плоскостной детали: определение  материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте.

 Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных  деталей  по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и  наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий,  обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой;  использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная  отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов  труда

Плоскостные игрушки, игры,  кухонные  и бытовые принадлежности,  декоративно-прикладные изделия.

Технология создания изделий из металла  на основе конструкторской и технологической документации (18 часов)

Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (18 часов)

Основные теоретические сведения

Металлы; их основные свойства и область  применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об  изделии и детали.  Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз)  деталей из тонколистового металла  и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла  и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка,  отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка.  Правила безопасности труда.

Практические работы

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей  деталей из тонколистового металла и проволоки: определение  материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и  технологической карте:  правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника;  резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником,  опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная  отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.  

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Варианты объектов труда

Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.

                 Машиноведение     (2 часа)

Механизмы технологических машин ( 2 часа )

Основные теоретические сведения

Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем. Устройство настольного сверлильного станка .

Практические работы

Чтение кинематических схем простых механизмов.

Объекты труда

Механизмы оборудования школьных мастерских.

              Художественная обработка материалов  (6часов)

Выжигание по изделиям из древесины ( 6 часов )

Основные теоретические сведения

          Процесс выжигания рисунков на фанере , требования к безопасным приёмам работы , способы нанесения рисунка на основу .  Отделка красителями , лаком .

       

Практические работы

         Отделка выжиганием и нанесением лакокрасочного покрытия  изделий из фанеры и древесины .

Варианты объектов труда

        Разделочные доски , подставка под карандаши и ручки .

Электротехнические работы (6 часов)

Электромонтажные работы (2 часа)

Основные теоретические сведения

 Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов.Инструменты для электромонтажных работ.  Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практические работы

Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов.

Варианты объектов труда

Провода, электроустановочные изделия .

Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока

(4 часа)

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.

Практические работы

Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.

Варианты объектов труда

Модели низковольтных осветительных  устройств.

Технологии ведения дома (2 часа)

Мелкий ремонт и уход за мебелью и половыми покрытиями , уход за окнами (2 часа)

Основные теоретические сведения

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт.  Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы

Выполнение мелкого ремонта мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.

Варианты объектов труда

Мебель, верхняя одежда .

                     Черчение и графика ( 2 часа )

Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 часа)

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной  деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок . Масштабы , виды линий .

Практические работы

            Выполнение простейшего чертежа – развёртки нагубника для тисков .

Варианты объектов труда

Нагубник для слесарных тисков.

Современное производство и профессиональное образование ( 1 час )  

Содержание профессий (2 час )

Основные теоретические сведения

       Знакомство с содержанием профессий по мере изучения разделов программы

                             Основы проектирования  ( 7 часов )

Творческая, проектная деятельность (7 часов)

Основные теоретические сведения

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).

Практические работы

Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.

Варианты объекты труда

Итоговое занятие ( 2 часа )

=========================================

Учебно-методические средства обучения.

Литература.

  1. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2009
  2. Бешенков А.К. «Раздаточные материалы по технологии 5-8класс». Дрофа. Москва.2005г.
  3. Якубин Н.Ф. «Учебные задания по труду». Просвещение.
  1. Ростовцев А.Н. Справочник по техническому труду.-Просвещение,2007г.

Дидактическое обеспечение: учебные таблицы «обработка древесины», «технология обработки металлов» , кинематические схемы , модели передаточных механизмов , учебно-техническая документация, технологические карты, образцы объектов труда, карточки-задания,  тесты , материалы для лабораторно-практических работ .

 Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

- сверлильный станок НС-12м , 2М112

- столярный верстак, слесарный верстак

 - слесарные и столярные инструменты.

                                                    Поурочное планирование (5 кл)

№ урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся на уроке

Формы работы, виды контроля

1

1/09-6/09

Вводное занятие.

Урок ознакомления

Беседа

УО

2

1/09-6/09

Правила внутреннего распорядка.Общие требования по охране и гигиены.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

УО

3

8/09-13/09

Столярный верстак, устройство и правила эксплуатации.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, практическая работа

УО, взаимопрверка

4

8/09-13/09

Древесина как природный конструкционный материал.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, практическая работа

тест, самопроверка

5

15/09-20/09

Искусственные древесные материалы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, практическая работа

УО

6

15/09-20/09

Способы изображения объёмных деталей на бумаге.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа, выполнение простейших изображений

СР

7

22/09-27/09

Элементы графической грамоты.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа, выполнение простейших изображений

СР

8

22/09-27/09

Разметка деталей из древесины: линейка, столярный угольник.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа, разметка деталей

УО, СР

9

 29/09-4/10

Выпиливание лобзиком: наладка приёмы работы.

Комбинированный урок

Практическая работа

СР, самопроверка

10

29/09-4/10

Рождение новых технических устройств.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, исследование

СР

11

 6/10-11/10

Этапы выполнения проекта.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, поисковая работа

СР

12

 6/10-11/10

Методы конструирования.

Урок закрепления знаний

Беседа, поисковая работа, консультации

ПР

13

 13/10-18/10

Шлифовка абразивной шкуркой, напильниками, надфилями.

Комбинированный урок

Практическая работа

СР

14

          13/10-18/10

Инструмент для чернового и чистового строгания.

Комбинированный урок

Практическая работа

СР

15

20/10-25/10

Инструктаж по безопасности труда при строгании

Урок закрепления знаний

Беседа, практическая работа

ФО

16

20/10-25/10

Поперечное и продольное пиление.

Комбинированный урок

Практическая работа

СР

17

27/10-1/11

Инструктаж по технологии и безопасности труда при пилении.

Урок закрепления знаний

Беседа, практическая работа

ФО

18

27/10-1/11

Сверление отверстий ручным инструментом: коловорот, ручная дрель.

Комбинированный урок

Беседа, практическая работа

ФО

19

10/11-15/11

Сверление на сверлильном станке. Правила ОТ.

Комбинированный урок

практическая работа

УО, СР

20

10/11-15/11

Сборка изделия на шкантах и нагелях.

Комбинированный урок

практическая работа

УО, СР

21

 17/11-22/11

Отделка изделия абразивной шкуркой.

Комбинированный урок, урок закрепления знаний

Выполнение упражнений по повторению, практическая работа

ФР, СР

22

                  17/11-22/11

Сборка изделия на клею. ОТ.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

практическая работа

УО

23

24/11-29/11

Сборка изделия на гвоздях. ОТ.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

практическая работа

УО

24

24/11-29/11

Сборка изделия на клею и гвоздях. ОТ.

Урок закрепления знаний, комбинированный урок

практическая работа

упражнений по повторению,

ФО, СР

25

1/12-6/12

Отделка изделия выжиганием.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

практическая работа

СР

26

1/12-6/12

Отделка изделия лаками и красками.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

практическая работа

СР

27

8/12-13/12

Разработка технологических карт.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

практическая работа

СР

28

8/12-13/12

Отработка навыков по изготовлению изделий из фанеры.

Комбинированный урок

практическая работа

СР

29

15/12-20/12

Отработка навыков по изготовлению изделий из фанеры.

Комбинированный урок

практическая работа

СР

30

15/12-20/12

Отработка навыков по изготовлению изделий из фанеры.

Комбинированный урок

практическая работа

СР

31

22/12-27/12

Отработка навыков по изготовлению изделий из фанеры.

Комбинированный урок, урок закрепления знаний

Практическая работа,контрольная работа

КР, тест

32

22/12-27/12

Слесарный верстак, устройство и правила эксплуатации.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа,практическая работа

УО, взаимопроверка

33

12/01-17/01

Организация труда и общие требования по безопасности в слесарных мастерских.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

УО

34

12/01-17/01

Тонкий листовой металл и проволока.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, исследование, практическая работа

ЛР,СР

35

19/01-24/-01

Изображение деталей из т.л. Металла и проволоки на бумаге.

Урок закрепления знаний

Практическая работа

СР

36

19/01-24/-01

Техника измерений, разметки и контроля качества.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практическая работа

СР

37

26/01-31/01

Правка и гибка т. Л. Металла и проволоки.

Комбинированный урок

Практическая работа

СР

38

26/01-31/01

Резание слесарными ножницами.

Комбинированный урок

Практическая работа

СР

39

2/02-7/02

Резание слесарной ножовкой.

Комбинированный урок

Практическая работа

СР

40

2/02-7/02

Инструмент для работы с проволокой.

Комбинированный урок

Практическая работа

УО, СР

41

9/02-14/02

Инструктаж по технологии и безопасности труда при работе с металлом.

Урок закрепления знаний

Практическая работа

Ф0

42

9/02-14/02

Сверление отверстий в металле

Комбинированный урок

Практическая работа

СР

43

16/02-21/02

Устройство и назначение сверлильного станка.Правила ОТ.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

УО

44

16/02-21/02

Механизмы и передачи. Чтение кинематических схем.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, практическая работа

СР, ПР

45

23/02-28/02

Соединение деталей заклёпками.

Комбинированный урок

Беседа, практическая работа

СР

46

23/02-28/02

Сборка изделия из металла и проволоки.

Комбинированный урок

Беседа, практическая работа

СР

47

2/03-7/03

Отделка изделий из металла.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, практическая работа

УО ,СР

48

2/03-7/03

Художественная гибка т.л. Металла.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

Беседа, практическая работа

СР

49

9/03-14/03

Отработка навыков по изготовлению изделий из металла.

Комбинированный урок

практическая работа

СР

50

9/03-14/03

Отработка навыков по изготовлению изделий из металла.

Комбинированный урок

практическая работа

СР

51

16/03-21/03

Отработка навыков по изготовлению изделий из металла.

Комбинированный урок

Контрольная работа, практическая работа

КР, СР

52

16/03-21/03

Понятие о эл.токе и элементах эл. Цепи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный урок

Беседа, работа в тетради

УО, СР

53

23/03-28/03

Условно-графические символы на эл. Схемах.

Урок закрепления знаний

Практическая работа

СР

54

23/03-28/03

Сборка изделия спростейшей эл.цепью.

Комбинированный урок

Практическая работа

СР

55

6/04-11/04

Инструктаж по безопасности при эл.технических  работах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, работа в тетради

ФО

56

6/04-11/04

Параллельное соединение проводников.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, практическая работа

УО

57

13/04-18/04

Последовательное соединение проводников.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, практическая работа

ПР

58

13/04-18/04

Теплоизоляция помещений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

УО

59

20/04-25/04

Мелкий ремонт школьного инвентаря.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, практическая работа

СР

60

20/04-25/04

Завершение изготовления изделия по проекту.

Комбинированный урок

практическая работа

СР

61

27/04-2/05

Завершение изготовления изделия по проекту.

Комбинированный урок

практическая работа

СР

62

27/04-2/05

Оформление проекта.

Комбинированный урок

практическая работа

СР

63  

4/05-9/05

Защита проекта.

Урок закрепления знаний

Подготовка выступления

СР

64

4/05-9/05

ОПТ

Комбинированный урок

практическая работа

СР

65

11/05-16/05

ОПТ

Комбинированный урок

практическая работа

СР

66

11/05-16/05

Знакомство с содержанием профессий.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

УО

67

18/05-23/05

Обобщение знаний по предмету.

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа, практическая работа

СР

68

18/05-23/05

Тестирование учащихся по изученному курсу.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Контрольная работа

КР

                                           Тематическое планирование 5 класс

№ раздела

Тема

раздела

                  Кол-во часов

                                                 

Кол-во  лабораторных и

практических работ

                                                                                         

Кол-во  контрольных

работ

Содержание раздела

Перечень средств

ИКТ , ЦОР, необходимых

для реализации программы

Планируемый результат

 1.

Вводное

занятие

2

Организация работ в столярной, слесарной мастерских. Общие правила ОТ и гигиены. Содержание курса «Технология», задачи и требования по предмету. Примерный перечень объектов труда.

Инструкции по ТБ и ОТ, оборудование мастерских,

готовые объекты труда.

Ознакомление с оборудованием и видами работ. Знание сущности понятия

технология .Понимание необходимости соблюдения правил ОТ и ТБ.

2.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

46

11

2

2.1

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов.

20

5

1

Виды древесных  материалов и

их получение. Технологии  их обработки. Столярный и разметочный  инструмент, приёмы безопасной работы Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей.

Инструкции по ТБ при работе столярным инструментом.Видео- и диа-фильмы по обработке

древесины,древесные материалы,столярный инструмент.

Знать способы обработки древесины ручным инструметом и его общее устройство.Уметь организовывать раб.место

2.2

Технологии создания изделий из металла

18

4

1

Виды металлов, способы их получения, применения. Технологии обработки тонколистового металла и проволоки. Приёмы работы за слесарным верстаком .Приёмы  работы ручным слесарным инструментом для тонколистового  металла.

Инструкции по ТБ ,видео- и диа-фильмы по слесарн. обр. заготовки из тонколистового металла, слесарный инструмент.

Знать технологии обработки металла, инструмент и его общее устройство.Умение безопасного использовния инструмента, умение организации рабочего места.

2.3

Машиноведение

2

1

Механизмы технологических машин. Устройство, назначение сверлильного станка. Приёмы безопасной работы.

Инструкции по ТБ,оборудоваие,заготовки для работы.

Знать общее устройство сверлильного станка. Уметь получать отверстия в древесине и тонколистовом металле.Знать и соблюдать правилаТБ при сверлении.

2.4

Художественная обработка материалов.

6

2

Отделка изделий выжиганием, прозрачная отделка. Художественная гибка тонколистового металла. Приёмы безопасного выполнения работ.

Образцы готовых изделий, материалы и оборудование.

Знать простейшие способы отделки материалов.Уметь правильно и безопасно выполнять отделку изделий.

3.

Электротехнические работы

6

1

1

Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока.Технология монтажа цепи с галваническим элементом. Приёмы безопасного монтажа.

Инструкции по ТБ,видео- и диа-фильм поэлектротехническим работам.

Знать простейшие элементы электрической цепи и уметь безопасно выполнять её монтаж.

4.

Технология ведения дома.

2

2

Технология мелкого ремонта,

ухода за одеждой, мебелью, половыми покрытиями ,окнами. Современные способы выполнения данных работ.

Знать и уметь использовать технологии ухода за одеждой,окнами , полами.

5.

Современное производство и проф. Образование.

1

Содержание профессий ,связанных с обработкой древесины и металла.

Видео- и диа- фильмы о профессиях.

Знать содержание основных профессий.

6.

Черчение и графика

2

2

Техника выполнения чертежей плоских деталей , чтение чертежей плоских деталей

Плоские детали и их чертежи.

Знать правила построения и чтения чертежа плоских деталей. Уметь выполнить чертёж плоской детали.

7.

Творческая ,проектная деятельность.

7

Понятие о творческом проекте и составляющих его элементах.

Создание и изготовление изделия с учётом элементов творческого проекта.

Изготовить изделие учитывая элементы творческого проекта.

8.

Итоговое занятие

2

1

Подведение итогов по изученному курсу.

68

16

4

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема урока: "Верстак, его устройство. Ручные инструменты и при¬способления для обработки древесины"

Тип урока: Урок ознакомления с новым материаломУчебник по технологии А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, « Индустриальные технологии», 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс,...

Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Технологическая карта урока Предмет: технология     Класс: 5     Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...

Технологическая карта урока "Пиление заготовок из древесины."

Разработка урока  "Пиление заготовок из древесины." 5 класс...

Технологическая карта урока по теме "Строгание древесины"

Технологическая карта урока по теме "Строгание древесины"...

Технологическая карта урока. Технология-6 класс. "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов".

Технологическая карта урока технологии в 6 классе.  "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериаов"....

Технологическая карта по технологии Тема урока «Сверление отверстий в деталях из древесины»

В материалах представлена развёрнутая технологическач карта  урока и презентация к уроку...

Технологическая карта урока Разметка заготовок из древесины технология 5 кл

Технологическая карта урока по технологии  в 5 классе "Разметка заготовок из древесины"...